Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Панченко Флорентина Викторовна

Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество
<
Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Панченко Флорентина Викторовна. Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2002.- 310 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/85-6

Содержание к диссертации

Глава I. Становление певческой традиции

в Выго-Лексинском старообрядческом общежительстве 14

Глава II. Богослужебные певческие книги

поморской традиции 44

    1. Структура певческих богослужебных книг 53

  1. Октоих 63

    Триодь 67

    1. Музыкальные стили, местные и монастырские роспевы 117

    1. Многораспевность в круге «вселетнаго пения» Выго-Лексинского

    Общежительства 130

      1. Службы старообрядческим святым 183

      Приложения 223

          1. Атлас палеографических снимков 224

          Введение к работе

          Произведения старообрядческого поморского искусства являются неотъемлемой и самобытной частью художественной культуры России XVIII - первой половины XIX столетий.

          К сожалению, в прошлом артефакты старообрядческой культуры долгое время замалчивались ввиду противостояния между старообрядчеством в целом и господствующей церковью, поддерживаемой государственной властью. Памятники старообрядческого искусства признавались сугубо вторичными по отношению к древнерусским образцам, их значение в истории русской культуры серьезно умалялось в результате ошибочного в целом подхода, идущего по инерции от миссионерских оценок середины XIX в. - периода жесточайших репрессий против старообрядчества. Распространенная официальная точка зрения на старообрядчество как на сектантство надолго пресекла внимание российских ученых, в частности, и к произведениям поморцев.

          Тем неменее научная литература, посвященная различным аспектам жизни и деятельности Выго-Лексинского общежительства, несмотря на оценочность многих суждений, достаточно обширна. Уже с 60-х годов XIX в. начинают публиковаться документальные материалы, появляются насыщенные фактами труды Е. В. Барсова, П. С. Смирнова, Д. Н.Островского и др., посвященные как отдельным сторонам жизни, так Выгорецкому общежительству в целом. Среди ученых, объективно оценивших духовные достижения выговцев, выделяется В. Г.

          Дружинин, посвятивший ряд исследований выговским сочинениям Однако, за редчайшим исключением, музыкально-певческое дело в Выгореции в трудах российских ученых не затрагивалось.

          При этом отдельные поморские певческие рукописи были весьма высоко оценены исследователями еще в XIX в. как со стороны художественного оформления, так и музыкального содержания Отметим, что к этому времени уже существовало устойчивое представление о двух видах старообрядческого пения - истинноречном, свойственном поповцам и единоверцам, и раздельноречном, употреблявшемся в среде беспоповцев. Это суждение по существу оставалось единственным аналитическим о характере старообрядческого пения, кочевавшем из работы в работу.

          Свою оценку беспоповской манеры пения высказал С. В. Смоленский, оценивший ее как традицию, продолжающуюся в неизменных границах с XVI столетия. Основанием к такому суждению послужило его знакомство со старообрядцами и обучение у них крюковому пению. В собранной Смоленским для Синодального училища большой коллекции рукописей оказались старообрядческие певческие рукописи различного происхождения, в том числе и из Выго- Лексинского общежительства. Смоленский первым стал включать сведения о старообрядческих рукописях и певческих традициях в контекст истории знаменного пения. Он впервые научно охарактеризовал палеографические особенности старообрядческих рукописей, четко разграничив поморскую и гуслицкую рукописно-книжные традиции. Говоря о хомовом (раздельноречном) пении у беспоповцев, Смоленский отметил характерные особенности в произношении отдельных звуков текста, относимых им к следам древней традиции литургического произношения.

          После длительного перерыва внимание к поморской традиции пения стало уделяться лишь в последней трети XX в., наряду с возрождением интереса к более изученной поморской старообрядческой книжности, историографии, живописному и пластическому искусству. При этом отметим, что поморское пение и книги только упоминались в редких случаях современными музыковедами, да и то в одном ряду с пением других старообрядческих согласий. Поморские рукописи, как правило, не вычленялись из общего недифференцированного, но устоявшегося понятия единой "старообрядческой традиции".

          Справедливости ради заметим, что вообще музыкальное наследие старообрядцев не оставалось без внимания музыковедов. Каждый медиевист, следуя исследовательской традиции, непременно обращался к старообрядческим певческим рукописям как к источникам, сохранившим памятники средневековой музыкальной культуры в доступной для современного прочтения форме и этим способствовавшим ретроспективному анализу древних текстов. Так, крупнейший музыковед-медиевист М. В. Бражников в своих исследованиях активно пользовался старообрядческими певческими рукописями. В его монографии "Древнерусская теория музыки" поздним старообрядческим азбукам посвящена отдельная глава, а в его же книге "Лица и фиты знаменного роспева" старообрядческие рукописи составляют значительная часть источников.

          В случаях же дифференцированного подхода к различным старообрядческим традициям предметом исследования становились преимущественно отдельные памятники, жанры и виды пения.

          С конца 40-х гг. на базах университетов, академических институтов и библиотек страны начинают формироваться археографические центры (Ленинград, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Сыктывкар). Их основным видом деятельности стало собирание рукописных книг у населения и изучение региональных книжных традиций. Археографы вели работу преимущественно со старообрядцами - главными хранителями памятников древней письменности. Среди книг, приобретаемых у населения, значительную часть составляли крюковые певческие книги. На это обратили внимание музыковеды, специализирующиеся в области древнерусского певческого искусства.

          Благодаря научно организованной археографической работе открылась возможность установить непосредственные контакты с самими носителями древнерусских певческих традиций. Таким образом профессиональный интерес му- зыковедов-древников к старообрядческому наследию получил развитие в двух основных направлениях. Первое направление состояло в исследовании старообрядческих певческих рукописей. Второе предусматривало изучение живой практики церковного пения в различных старообрядческих общинах.

          С 1968 г. в Московской консерватории под руководством Т. Ф. Влады- шевская проводилась активная экспедиционная работа., позволившая в последствии собрать уникальную коллекцию фонограмм с записями старообрядческого

          пения . Записи эти были сделаны в Прибалтике, Поморье, Эстонии, Кубани, Ставрополье, Поволжье, Сибири, Забайкалье и др.районах. Они отразили различные местные певческие традиции. Эта коллекция послужила материалом для ряда исследований Т. Ф. Владышевской. Так, на основе современных старообрядческих традиций чтения нараспев текстов священного писания, автор попыталась изучить древнейшие устные церковно-певческие формы. Владышевской принадлежат также работы, в которых даны четкие характеристики основных старооб-

          рядческих певческих традиции .

          Благодаря комплексным экспедициям, организуемым Московским университетом, появился ряд статей М. В. Богомоловой и Л. А. Игошева, характеризующих рукописное наследие Ветковско-Стародубских слобод. Это регион компактного проживания старообрядцев различных согласий. Уже в конце XVII в. здесь находился крупнейший в свое время центр старообрядцев поповцев. Однако полного освещения история певческой традиции Ветковского старообрядческого центра пока не получила.

          Проблемам взаимосвязей письменной и устной традиций старообрядческого пения посвящены исследования Т. Г. Федоренко. Основой ее научных разысканий стала традиция пения забайкальских ("семейских") старообрядцев. Различные вопросы, связанные преимущественно с устными традициями отдельных сибирских старообрядческих общин, исследуются в настоящее время препо-

          давателями и студентами Новосибирской консерватории .

          Еще в 70-х годах начали свою экспедиционную и исследовательскую деятельность Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева. Предметом их изучения стала певческая культура старообрядцев Урала. Итогом этой деятельности явилось диссертационное исследование Н. П. Парфентьева, опубликованное в 1994 г. в виде монографии. Данная работа представляет собой первое многоаспектное изучение певческой культуры Урала, основанное как на изучении письменных источников - архивных материалах и певческих рукописях, так и на опыте и знаниях, полученных в ходе экспедиционных общений с носителями традиций. Значительное место в работе уделено типологизации певческих рукописей и их научному постатейному описанию. Ряд наблюдений и выводов были опубликованы в статьях, предшествующих монографии. В настоящее время книга Н. П. Парфентьева является единственным исследованием, наиболее полно отразившим конфессиональные особенности целого региона. В работе обозначена роль Вы- говского общежительства в формировании певческой традиции в среде поморских общин Урала. Важное значение в книге Н.П. Парфентьева имеет корпус описаний уральских рукописей, включающих рукописи поморской традиции.

          В описании певческих рукописей уральских собраний, опубликованных в указанной книге, принимала большое участие М. Г. Казанцева. Ее исследовательская деятельность приходится на 80-е и 90-е гг. Обладая богатым опытом экспедиционной работы (она участвовала во многих экспедициях УрГУ), исследовательница сосредоточила свое внимание преимущественно на жанрах внебого- служебной лирики, на взаимосвязях письменной и устной традиций. Отбор изучаемого ею материала обусловлен также территориальной общностью: духовные стихи Вятского края, Урала и Поморского Севера. Предметом изучения М. Г. Казанцевой в разное время становились старообрядческие певческие азбуки и некоторые особенности современной певческой культуры старообрядцев. В 1999 г.

          М. Г. Казанцевой совместно с Е. В. Коняхиной было выпущено учебное пособие

          "Музыкальная культура старообрядчества". Этот труд основан на экспедиционных материалах и научных изысканиях авторов, непосредственно общавшихся с живыми носителями старообрядческих певческих традиций.

          Изучение певческой культуры Урала продолжает ряд статей и диссертационное исследование Н. В. Денисовой. Ею рассматриваются музыкально- теоретические руководства, бытовавшие и созданные старообрядцами в уральском регионе. Особым разделом в ее работе стали азбуки поморской традиции, определенные автором как тип учебного руководства.

          Приоритет в изучении поморских певческих руководств принадлежит И.

          Гарднеру и Э. Кошмидеру, опубликовавшим в 1963 году "типовую" поморскую

          азбуку с развернутыми комментариями. Важной заслугой И. А. Гарднера является то, что он впервые вписал в контекст истории церковного пения в России певческую культуру старообрядцев, при этом старообрядческие традиции получили дифференцированные характеристики.

          В последние годы в Санкт-Петербургской консерватории наметилась новая тенденция в изучении старообрядческих традиции, которые стали рассматриваться как самостоятельный этап в истории древнерусского певческого искусства. Так, исследования А. Н. Кручининой, О. П. Быковой, Е. В. Плетневой направлены на изучение поморского аспекта в истории бытования древнерусских памятников. На кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства с 1997 г. автором настоящей диссертации читается курс по истории певческого искусства старообрядцев. Накопленный материал и опыт используется не только в научных исследованиях, но и внедряется в исполнительскую практику.

          Всестороннему и целенаправленному изучению поморская певческая традиции подвергается впервые только в настоящей работе.

          Объектом нашего исследования являются певческие рукописи XVIII - XIX вв., созданные в Выго-Лексинском старообрядческом общежительстве, в котором возникла и сформировалась самобытная певческая поморская традиция, ставшая основополагающей для большинства старообрядческих беспоповских общин. Основными источниками послужили рукописи, хранящиеся в Библиотеке Российской Академии наук, полное научное описание которых было выполнено и опубликовано нами. 25 В изданный в 2001 г. каталог вошло 210 рукописей, выявленных и атрибутированных нами как выговские. В атрибуциях рукописей мы опирались на имеющийся опыт изучения выговских не певческих рукописей. В качестве дополнительного материала привлечены выговские певческие рукописи, а также рукописи средневекового периода из государственных и частных коллекций.

          Собрание поморских певческих рукописей БАН является вполне репрезентативным фондом для изучения локальной рукописно-книжной и певческой традиций, так как включает все типы книг, бытовавших на протяжении всего периода существования Выговского общежительства. Это позволило нам подвергнуть рукописи многостороннему изучению. В связи с тем, что большая часть материала впервые вводится в научный оборот, главным аспектом исследования стал источниковедческий. Свою задачу мы видим в определении, комментировании и введении в культурный контекст фактов и явлений, которые были обнаружены нами в выговских рукописях. Итогом этой работы должно стать воссоздание истории формирования выговской старообрядческой певческой традиции.

          В результате источниковедческой и текстологической работы, проведенной нами над рукописными памятниками, было выявлено три основных метода освоения выговцами древнерусского певческого наследия, которые мы обозначили как трансплантация, адаптация и трансформация. Эти методы оказались действенными и по отношению к традиционному богослужебному репертуару, и по отношению к творческим опытам выговцев. Исследование выговских рукописей позволило определить место поморской певческой традиции в русле развития древнерусского певческого искусства.

          Поставленная нами задача определила структуру настоящей работы, в которой проблемам истории, традиции и творчества посвящены соответствующие главы. В то же время в каждой из глав обязательно присутствуют все три аспекта, поскольку изучаемый в каждой главе новый материал требует самостоятельного осмысления.

          Первая глава посвящена описанию истории становления певческой традиции в Выго-Лексинском общежительстве. Материалом служат нарративные и документальные источники, среди которых имеются сочинения выговских и других старообрядческих авторов, документальные свидетельства очевидцев, официальные государственные документы и т. п. Основным источником являются собственно певческие рукописи выговского происхождения. В 1-й главе раскрываются условия возникновения поморской певческой традиции в Выго-Лексинском монастыре, выявляются имена знатоков знаменного пения, определяется их вклад в формирование традиции, обозначаются связи выговской традиции с традициями других региональных беспоповских центров. Выговские певческие рукописи XVIII в. отражают процесс формирования единой традиции, осуществляемой путем творческого освоения древнерусского музыкального наследия. Об этом свидетельствует большая источниковедческая и текстологическая работа, проводимая выговцами на протяжении полутора веков. Обнаруженные нами черновые материалы, а также единичные памятники, не вошедшие в поморскую традицию, значительно расширяют наши представления о круге интересов выговских знатоков.

          Во второй главе изучению подвергаются богослужебные певческие книги, представляющие собой основу поморской традиции. Книги рассматриваются в следующих аспектах: палеографическом, структурном, особенностей формирования, музыкального содержания и функционирования. При этом мы стремились выявить специфику каждой певческой книги с позиций трансплантации, адаптации и развития средневековой певческой традиции. Разные старообрядческие традиции отличаются по выбору музыкальной основы и дополнительных вариантов. В поморской традиции за основу был взят знаменный роспев в песнопениях с раздельноречной фонетической редакцией текста, воспринятый выговцами от периода расцвета древнерусского певческого искусства конца XVI - первой половины XVII в. Этот же период определил круг избранных выговцами певческих стилей и музыкальных интерпретаций.

          В исследовании музыкальных особенностей поморских певческих книг мы останавливаемся на главной, на наш взгляд, характерной черте - многораспевно- сти - типичном явлении для позднего средневековья, нашедшем свое закрепление в старообрядческих рукописях. Особенностью многораспевности поморских рукописей является отбор материала, бытовавшего только в рамках репертуара, фиксировавшегося знаменной нотацией. Важнейшей чертой многораспевности можно считать сохранение произведений средневековых авторов, а также роспе- вов, неизвестных нам по древнерусским источникам. Подобно тому, как многие памятники древнерусской литературы дошли до нас единственно в старообрядческих списках, поморские певческие рукописи содержат роспевы, неизвестные по средневековым рукописям.

          Немаловажным для нас является определение типов певческих книг и свойственной каждому из них многораспевности. В поморских рукописях вариантность выступает на разных уровнях. К вариантности внешнего порядка относятся графические разночтения между списками, не затрагивающие ритмо- интонационную сторону роспева. К вариантности внутреннего порядка относятся разночтения, изменяющие роспев на разных структурных уровнях: знак, формула, текст. Соотношения между списками одного текста определяются количеством и качеством разночтений. Тексты могут соотноситься как варианты, редакции и самостоятельные произведения. Самостоятельные произведения могут сосуществовать в одном певческом стиле или принадлежать к разным: знаменному, малому, среднему, путевому, демественному.

          В поморских богослужебных рукописях не обнаружено роспевов, связанных с фиксацией демественной, путевой и нотолинейной нотацией. Нет и роспевов, вошедших в церковно-певческий репертуар в последней трети XVII в., например: греческого, болгарского, опекаловского и др. Все это свидетельствует об избирательном отношении старообрядцев как к средневековой, так и к современной им традиции.

          После завершения рассмотрения письменной фиксации богослужебного материала, мы обращаемся к выявлению способа функционирования его в практике старообрядцев. Определяющей специфику функционирования певческого материала на Выгу оказывается особая структура праздничного года. На Выгу сформировалась своя иерархия церковных праздников, не противоречащая общецерковной, но подчеркивающая особую значимость для выговцев некоторых праздников. Вокруг избранного круга праздничных дней складывалась и общинная жизнь выговцев.

          Третья глава раскрывает специфику музыкального творчества Выговской обители. Поскольку в поморских рукописях не встречается ремарок, указывающих на авторство кого-либо из выговцев или местную монастырскую (выгов- скую) традицию, то единственным путем выявления круга выговских певческих памятников остается сопоставление неординарных явлений и фактов, имеющихся в отдельных выговских списках с фондами традиционного певческого репертуара и современной им эпохи. В итоге были выявлены выговские сочинения, которые обнаруживают разные уровни внедрения выговских мастеров в русскую музыкально-литургическую традицию. От творческого переосмысления единичных гимнографических текстов - к сочинениям церковных служб, от создания оригинального репертуара покаянных и духовных стихов - до сочинения собственных музыкально-поэтических текстов в этих жанрах. Основным приемом выговского творчества являлся древнейший прием пения на подобен, независимо от жанра и даже стиля произведения. Образцом мог стать и литургический текст, и бытовавшие в конце XVII - XIX вв. канты и псальмы. Меньшая часть выговских рукописных памятников сохранилась лишь как свидетельство единичных опытов, основная же часть вошла в выговский Обиход и распространилась в других регионах.

          В заключении подводятся основные итоги исследования. Главным выводом является подтверждение гипотезы о самостоятельном значении поморской певческой культуры, возникшей и сформировавшейся в Выго-Лексинском старообрядческом монастыре. Благодаря укоренившейся системе певческого дела на Выгу мы можем определить место поморской певческой традиции в ряду подлинных феноменов русской музыкальной культуры Нового времени. При этом на Выгу находились в постоянном взаимодействии теория, письменная практика и живое литургическое действо, которые обогащали друг друга в период расцвета и удерживали традицию еще долгие годы после разорения монастыря. Это явление культуры было с одной стороны жестко детерминированным, а с другой - живым, восприимчивым как к опыту средневековья, так и к реалиям своего времени. В этом смысле типологическая универсальность Выго-Лексинского общежительст- ва предоставляет уникальную возможность изучать через артефакты старообрядческого поморского пения не определенные ранее явления древнерусского певческого искусства.

          Похожие диссертации на Рукописное наследие выговских мастеропевцев : История, традиция, творчество