Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление инвестиционными процессами в кинематографии Скороходова Валентина Анатольевна

Управление инвестиционными процессами в кинематографии
<
Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии Управление инвестиционными процессами в кинематографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скороходова Валентина Анатольевна. Управление инвестиционными процессами в кинематографии : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Санкт-Петербург, 2003 182 c. РГБ ОД, 61:04-8/2076

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности в социально-культурной сфере 12

1.1. Сущность и основные концепции инвестиционной политики 12

1.2. Социально-культурная сфера одна из секторов экономики, нуждающаяся в инвестиционном вложении 28

1.3. Роль государства в инвестировании социально-культурной сферы 38

1.4. Инвестиционная деятельность государства в отраслях кинематографии 64

Глава 2. Сравнительный анализ управления процессом инвестирования в кинематографии 74

2.1. Сущность цели и задачи управления инвестиционными процессами 74

2.2. Кинематография как объект управления инвестиционными процессами 87

2.3. Оценка привлекательности инвестиционной среды 102

Глава 3. Методические положения совершенствования управления инвестиционной

деятельностью в кинематографии 116

3.1. Показатели и их оценка для принятия инвестиционных решений 116

3.2. Оценка эффективности инвестиционных проектов 139

3.3. Разработка альтернативных вариантов инвестирования киносети 150

Заключение г... 161

Библиография 165

Приложение 1 175

Приложение 2 176

Приложение 3 179

Введение к работе

Отечественная кинематография является одной из ведущих отраслей социально-культурной сферы, которая играет важную роль в формировании духовного и интеллектуального развития общества. Переход отрасли на рыночные принципы хозяйствования потребовал нового подхода к управлению инвестиционными процессами в связи с тем, что кинематография представляет собой сложный комплекс разнохарактерных объектов, которые, с одной стороны, объединены общей целевой функцией донесения конечного продукта до зрителя, а с другой -представляют собой совокупность специализированных и самостоятельных предприятий с различным" ресурсным потенциалом и требующих индивидуального подхода к решению задач инвестирования с целью их развития. Сложность отраслевой структуры и отсутствие в должной мере научно-обоснованных методологических и методических положений по решению инвестиционных задач привели к необходимости совершенствования механизма управления инвестиционными процессами как в отдельных отраслях, так и всей кинематографии в целом. Все предприятия и учреждения кинематографии, могут выступать в качестве объекта инвестирования и быть участниками инвестиционного процесса.

Все отрасли кинематографии в той или иной мере имеют отношение к созданию, продвижению и реализации кинопродукции к зрительской аудитории,- однако только киносеть и кинопрокат представляют конечные организационные структуры по реализации кинопродукции. Именно киносеть и все формы кинопоказа являются основным источником получения дохода, который может стать источником инвестирования. Следует отметить, что существующий механизм управления инвестиционной деятельностью в условиях рынка находится в стадии поиска новых форм и рациональных методов эффективного управления инвестиционными процессами, и форм взаимовыгодных экономических и правовых отношений между государственным и частным бизнесом. Несмотря на наличие законов Российской Федерации и постановлений Правительства, регламентирующих государственную поддержку кинематографии, имеют место проблемы в области управления инвестиционными процессами, которые остаются нерешенными как теоретически, так и практически. Например, большая часть бюджетных средств в настоящее время выделяется на финансирование фильмопроизводства, а другие отрасли кинематографии, в частности кинопрокат и киносеть финансируются по остаточному принципу, то есть происходит нерациональное распределение инвестиционных средств. Это объясняется тем, что создатели кинопродукции не имея информации о предпочтениях зрительской аудитории (спроса) выпускают на экраны фильмы, которые могут быть невостребованными, а денежные средства потрачены безрезультатно. Такого положения можно избежать, если инвестиционные средства направлять и использовать в киносети и кинопрокате, формирующих бюджет кинематографии и представляющих источник информации зрительских предпочтений.

Несовершенство правовых норм, отсутствие в должной мере государственной поддержки, финансирование объектов социально-культурной сферы по остаточному принципу, неэффективная инвестиционная политика не только не способствуют развитию кинематографии, но и поставили ее на грань экономического и социального кризиса. Одной из причин такого положения является отсутствие действенного механизма управления инвестиционной деятельностью и научно-обоснованного распределения инвестиционных средств между отраслями кинематографии. Создание такого механизма позволит установить порядок инвестиционных вложений в нужное время и в нужном направлении развития той или иной отрасли.

Актуальность решения поставленных задач в диссертационном исследовании возрастает с процессом становления и реформирования рыночного механизма управления процессом инвестирования в отраслях кинематографии и рационального его применения, повышения научной обоснованности решения задач по модернизации механизма управления инвестированием, обеспечения экономического равновесия спроса и предложения инвестиционных вложений, исходя из меры их участия в развитии предприятий социально-культурной сферы и реализации социально-экономических реформ.

Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью в отраслях кинематографии неразрывно связано с расширением, реконструкцией, интенсификацией использования рыночной инфраструктуры, необходимой для осуществления деятельности объектов социально-культурной сферы, взаимодействия материальной, технической, социальной и других сфер рынка, которые обеспечивали бы увеличение и эффективное использование субъектами инвестиционного и иного ресурсного потенциала.

Одним из основных направлений решения задач формирования и применения действенных мер по модернизации механизма управления процессом инвестирования в отраслях кинематографии, их результативности и эффективности на планируемый период деятельности является последовательная реализация нормативно-правовых и законодательных актов об экономической и социальной ответственности таких участников инвестиционного процесса, как государство, учреждения инвестиционной и финансово-кредитной сферы и частные инвесторы.

На снижение активности в инвестиционной деятельности в кинематографии в значительной мере оказала влияние экономическая и технологическая неподготовленность ряда отраслей народного хозяйства к условиям рынка, в частности, приборостроения и химической промышленности. Прекратилось производство отечественных кинофотоматериалов, кинопроекционной и звукотехнической аппаратуры, что поставило в зависимость отечественную кинематографию от зарубежных рынков и научно-технических нововведений, в связи с этим бюджетные средства в значительных объемах используются не на развитие отраслей кинематографии, а на приобретение зарубежной техники и материалов. Такое положение обусловило необходимость научного поиска и комплексного подхода к решению проблем по совершенствованию управления ицвестиционными процессами. Целевой функцией такого управления является возрождение, сохранение и развитие ресурсного потенциала хозяйствующих объектов социально-культурной сферы, а также реализация новых инвестиционных проектов и социально-экономических программ.

Методологические и методические проблемы поиска рационального управления инвестиционной деятельностью в рамках развития отраслей кинематографии ждут своего решения и должны опираться на научно-обоснованные выводы в вопросе приоритетности направлений инвестирования в отраслях и эффективности их использования.

Сокращение финансирования кинематографии и появление новых форм инвестирования проектов, а также необходимость разработки новых методических и методологических принципов управления процессом инвестирования определили актуальность темы диссертационного исследования, ее цель и предмет исследования.

Основной целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, связанных с созданием механизма управления процессом инвестирования для всех предприятий кинематографии. В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены и решаются следующие основные задачи: і -Г" " .... раскрыть и обосновать сущность инвестиционной деятельности, цели и задачи управления инвестиционными процессами в кинематографии; определить и проанализировать факторы, влияющие на выбор направлений инвестиционных вложений в отраслях кинематографии; сформировать'" систему показателей для оценки принятия инвестиционных решений и привлекательности инвестиционного климата среди отраслей кинематографии; обосновать необходимость социально-экономических преобразований в кинематографии в сочетании с повышением эффективности инвестиционной деятельности киносети; установить степень влияния отраслей кинематографии на достижение социального, экономического и политического эффектов, функциональной зависимости между эффектами и инвестиционными вложениями; разработать модель управления инвестиционной деятельностью в кинематографии, реализация которой позволит принимать научно-обоснованные управленческие решения по выбору направлений инвестиционных вложений.

Предметом исследования являются экономические и организационные проблемы управления процессом инвестирования в кинематографии.

Объектом исследования выступает инвестиционная деятельность в отраслях кинематографии, киносети Российской Федерации и Санкт-. Петербурга.

Методологической основой диссертационной работы поставленных и решаемых в ней проблем явились современные российские и зарубежные научные труды в области управления, организации и регулирования инвестиционных процессов в кинематографии с учетом различных организационно-правовых форм собственности, Гражданский Кодекс Российской Федерации, распоряжения и постановления органов власти федерального, регионального и местного уровней, направленных на социально-экономическое развитие отраслей кинематографии, Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

В диссертации нашли применение такие общенаучные методы, как системный анализ деятельности хозяйствующих субъектов, методы аналитического и экономико-математического моделирования механизма управления инвестиционными процессами, программируемых ресурсных ориентиров оптимальной результативности и эффективности деятельности отраслей кинематографии в сложившейся экономической ситуации и использованы результаты исследований автора по созданию модели управления инвестиционными процессами в кинематографии.

Научная новизна результатов исследования выполненного автором, заключается в следующем: сформулированы и обоснованы сущностные представления, особенности и направления совершенствования процесса управления инвестиционной деятельностью в многоотраслевой системе кинематографии как составляющей социально-культурной сферы; выявлены и проанализированы причинно-следственные связи и факторы, оказывающие влияние на процессы управления инвестиционной деятельностью1 в условиях рыночной экономики и государственного регулирования инвестиционных процессов; обоснована необходимость кардинальных преобразований в деятельности субъектов социально-культурной сферы, в том числе в отраслях кинематографии, и предложена система показателей, с помощью которых определяется приоритетность направлений инвестиционных вложений, обеспечивающих рациональное и эффективное развитие отраслевой структуры производства и реализации кинопродукции; разработаны и предложены для практического применения методические рекомендации, позволяющие с помощью специальной экспертизы установить приоритеты и оценить варианты инвестиционных проектов по 'критериям экономической, политической, социальной и технологической значимости; необходимость совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью в кинематографии способствовала созданию модели управления инвестиционными процессами на базе информационно-аналитического центра, задачей которого является обоснование и принятие управленческого решения по установлению приоритетности направлений инвестирования и координации исполнения . инвестиционных проектов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в них решения методических и методологических задач имеют практическую направленность в организации управления процессом инвестирования среди отраслей кинематографии. Созданная модель управления процессом инвестирования в кинематографии, отражает комплексность подхода в решении социально-экономических задач, исходя из взаимодействия между государственными и иными участниками инвестиционного процесса и их роли в процессе. Научно-исследовательские положения диссертации по проблемам: инвестиционная направленность развития кинематографии в настоящем и будущем и выбор критериев, на основе которых определяются основные направления инвестирования, могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами управления социально-культурной сферой с целью сохранения и развития кинематографии.

Структура диссертации определена с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственных взаимосвязей факторов и показателей исследуемых проблем создания системы (механизма) управления процессом инвестирования в отрасли кинематографии, условий и направленности развития киносети как в настоящем, так и будущем. Структура диссертации помогла отразить актуальность и недостаточное исследование проблем инвестирования в кинематографии и управления процессом инвестирования в этом секторе экономики. Диссертационная работа включает главы, в которых приведены теоретические положения стратегии развития кинематографии и реализации инвестиционных проектов в киносети.

В первой главе «Теоретические основы инвестиционной деятельности в социально-культурной сфере» раскрываются сущностные и методологические ^основы инвестиционной деятельности, дана характеристика социально-культурной сферы, ее место в экономике страны и раскрыта роль государства в отношении социально-культурной сферы, в частности его инвестиционной ориентации в кинематографии.

Во второй главе «Сравнительный анализ управления процессом инвестирования в кинематографии» проведен сравнительный анализ управления, в том числе инвестиционными процессами в социально-культурной отрасли и его рационализация для хозяйствующего объекта в условиях рынка.. Определены стратегические ориентиры дальнейшего развития кинематографии (расстановка приоритетных направлений среди отраслей кинематографии) и разработана модель управления инвестиционным процессом, где роль управления для каждого участника инвестиционной деятельности имеет важное значение.

В третьей главе «Методические положения совершенствования управления инвестиционной деятельностью в кинематографии» изложены основные положения определения критериев и оценки с их помощью приоритетов инвестирования внутри отраслей кинематографии, использованы методы оценки инвестиционного проекта и предложены направления инвестирования хозяйствующих субъектов в кинематографии.

Сущность и основные концепции инвестиционной политики

В рыночных условиях осуществление хозяйственной деятельности связано с таким понятием как инвестирование, под которым понимаются все виды ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательства с целью извлечения прибыли. Инвестирование между тем по определению Большой Советской Энциклопедии, есть процесс размещения капитала в предприятие с целью получения того или иного эффекта. Это значит, что целью инвестирования может быть не только прибыль, но и социальный, политический и другой зачастую не прибыльный эффект. С финансовой и экономической точки зрения инвестирование по большей части определяют как долгосрочное вложение экономических ресурсов. В современной литературе выделяют три вида инвестиций.

-Первый -инвестиции в материальные активы (имеются в виду вложения в производственные здания, сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы больше одного года). Второй тип — это инвестиции в денежные активы (право получения депозита в банке, вложения в ценные бумаги -облигации, акции). И третий тип — инвестиции в нематериальные активы (программы, лицензии, разработка торговых знаков и прочее). Инвестиции в денежные и материальные активы играют большую роль для сохранения настоящей и будущей деятельности предприятия и его развития. Для предприятий социально-культурной сферы, в частности, для кинематографии приемлемы все три вида инвестиций, объем которых на прямую зависит от технической оснащенности хозяйственного субъекта, его социальной значимости, а часто и политической значимости объекта инвестирования. Под социальной значимостью объекта понимается " потенциальный контингент пользователей той или иной услугой предприятия социально-культурной сферы, его демографический состав и место проживания. Так для реконструкции и технического перевооружения конкретного районного кинотеатра инвестиции носят, в основном, материальный характер, а в случаях, когда инвестируется строительство киностудии федерального уровня (например, строительство сочинской киностудии) инвестиции носят в большей степени финансовый характер. В социально-культурной сфере наибольшее значение приобретает такой показатель как социальная значимость объекта инвестирования. Духовное, культурное, интеллектуальное развитие не менее важно, чем промышленный, военный или экономический потенциал государства, обеспечивающие его процветание. Вложение денег в реконструкцию сельского клуба, который способен обеспечить культурный досуг проживающих жителей на данной конкретной территфии, может быть более значимым социальным фактором, чем инвестирование строительства такого большого досугового объекта как, например, «Ледовый дворец».

Совокупность методов и приемов управления инвестициями, планирование временных интервалов в распределении вложений, а также анализ и контроль на протяжении всего периода деятельности предприятия социально-культурной сферы (объекта исследования) -все вместе являются ...составляющими элементами инвестиционного проекта. В инвестиционном проекте участвуют либо две стороны: предприниматель (инициатор идей) и инвестор финансирующий проект, либо три стороны: предприниматель -посредник -инвестор. На практике преобладает второй вариант, когда участвуют три участника проекта, где инвестиционный посредник, обладая опытом и возможностями, грамотно занимается оформлением предлагаемого инвестиционного проекта.

Сущность цели и задачи управления инвестиционными процессами

Для решения большого числа задач, затрагивающих эффективность деятельности какого-либо звена предприятия или его в целом, одну из главных ролей сегодня отводят наличию свободных средств у предприятия (или же инвестиций). Инвестиции вкладываются с целью их дальнейшего внедрения в развитие или расширение сфер деятельности, учитывая при этом развитие научно-технического прогресса и самой отрасли досуга в условиях рынка. Как любой процесс инвестирование требует управления, то есть? поддержания заданного порядка в системе или перехода ее в новое качественное состояние. В данном исследовании инвестиционные процессы рассматриваются как сложная система управления, объектом которой служит предприятие социально-культурной сферы, а субъектом выступают инвесторы различного статуса, в частности государственные, акционерные и частные. Как всякая сложная система инвестиционный процесс имеет как сложную внутреннюю структуру с большим количеством внутренних информационных связей, так и сложную внешнюю среду, которая существенным, а иногда и определяющим образом, влияет на состояние хозяйственной деятельности субъекта социально-культурной сферы и ее управления. Исследование системы управления процессом инвестирования, подчиняется всем принципам и методологии, характерной для управления практически любыми сложными социально-экономическими объектами. В ряде работ по проблемам управления [2, 12, 61] в качестве особой формы исследования рассматривается выявление целостного состояния объекта и механизмов, обеспечивающих планирование, контроль и анализ режимов их работы.

В процессе проведения исследовательских работ, как правило, происходит усложнение способов и методов управления, поскольку каждые последующие включают в себя все предыдущие методы познания и, кроме того, решают ряд новых задач. Такая последовательность в решении исследовательских задач носит название системного подхода, что позволяет построить целостную картину объекта, которая представляет собой конкретное предприятие социально-культурной сферы, требующее определенных, экономически оправданных капитальных вложений, которые в свою очередь позволят получить определенный социальный и экономический эффект.

Количественная характеристика инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики осуществляется с помощью различного рода показателей (нормативов). Данные показатели позволяют определить темп развития какого-либо направления или отрасли и приоритеты их развития в будущем. Процесс сопоставления фактического состояния с нормативным, которые формируются управляющей системой, имеют объективное экономическое содержание и являются отражением реальной действительности в сложившейся ситуации. Отсутствие или недостаточная обоснованность какого-либо из показателей приводит к существенным ошибкам планирования, организации процесса, то есть к неправильным управленческим решениям [6, 14].

Управление можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления и как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент в общем виде определяется как система экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Он объединяет теорию управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления. Управление -это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие -это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Управление инвестиционными процессами направлено, прежде всего, на управление денежными потоками и оборотными средствами.

Управление инвестиционными процессами —это специфическая система, осуществляющая движение инвестиционных потоков и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Процесс управления инвестиционной деятельностью компании или предприятия включает этапы работ инвестиционной деятельности, которые перечислены ниже и осуществляется при помощи методов и рычагов инвестиционного механизма:

выработка и реализация долгосрочной инвестиционной стратегии;

среднесрочное тактическое управление инвестиционной деятельностью в рамках стратегических решений, текущих финансовых возможностей и потребностей предприятия, заключающихся в формировании, мониторинге и корректировке инвестиционного портфеля;

оперативное управление инвестиционной деятельностью в рамках инвестиционного портфеля предприятия, заключающееся в управлении реализацией конкретных инвестиционных программ и проектов, а также подготовке решений по выходу из убыточных или рискованных программ (проектов).

class3 Методические положения совершенствования управления инвестиционной

деятельностью в кинематографии class3

Показатели и их оценка для принятия инвестиционных решений

Объект социально-культурного значения требует комплексного подхода в оценке процесса инвестирования и оценки его эффективности. Базовое звено в Государственном фонде социально-культурной сферы по управлению инвестиционным процессом в кинематографии предлагается предоставить информационно-аналитической группе. Предлагаемая служба будет концентрировать в себе исходящие и входящие информационные потоки следующего характера: информацию о состоянии, развитии и перспективе развития отраслей кинематографии; должна объединять специалистов высокого профессионализма в выработке и принятии решений в финансовых и экономических вопросах. Сформулируем задачи и роль предлагаемой группы в инвестиционном процессе.

Первоочередная задача данной группы будет состоять в сборе и обработке информации, в том числе оценке и финансово-хозяйственном анализе деятельности кинематографии в целом и ее отдельных отраслей. Оперируя федеральными, местными положениями и законами, используя финансово-экономические инструменты, касающиеся оценки и анализа деятельности предприятия, выявлять преимущества и недостатки положения отраслей кинематографии, их состояние и дальнейшие перспективы. Здесь имеется в виду следующее, например, если из всего числа анализируемых кинотеатров есть те, которые уже не могут выполнять свои основные функции, то встает вопрос о целесообразности финансирования таких предприятий. На этом же этапе работы группа рассматривает приоритетные направления инвестирования и альтернативные варианты инвестиционной деятельности объекта исследования, учитывая все рыночные условия функционирования отраслей. Опираясь на тщательно проработанную информацию, которая должна быть достоверной и без всяких утаек демонстрировать реальное положение дел в кинематографии и ее отраслях, информационно-аналитическая группа может переходить ко второму шагу своей деятельности.

Оценка приоритетных направлений инвестиционных вложений. При наличии информации качественного и количественного характера, возможно, решать задачи идентификации, классификации и оценки сложных объектов с помощью метода расстановки приоритетов. Данная задача осуществляется посредством использования выбранных показателей или критериев. Расстановка приоритетов позволяет получить количественные оценки отраслей кинематографии и расположить исследуемую группу в некоторый ряд по возрастанию или убыванию критериев, присущих каждому объекту. Расстановка приоритетов аналитической фирмой для нашей задачи сводится к следующему. Существует п объектов и m различных факторов, которые полностью характеризуют каждый из объектов и позволяют обоснованно установить в количественном выражении соотношение между объектами, то есть построить ряд предпочтений каждого объекта по отношению к каждому фактору. Наиболее сложной задачей при использовании метода приоритетов является выбор критерия или системы критериев, по которым можно было бы объективно оценить объекты. Например, группой экспертов или специалистов аналитической фирмы для отраслей кинематографии могут быть выбраны четыре группы признаков: экономический, технический, политический и социальный. В табл. 3.1 представлены показатели для оценки отраслей кинематографии.

Похожие диссертации на Управление инвестиционными процессами в кинематографии