Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Спивакова, Карина Самвеловна

Управление рисками инновационных проектов в кинематографии
<
Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии Управление рисками инновационных проектов в кинематографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спивакова, Карина Самвеловна. Управление рисками инновационных проектов в кинематографии : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Спивакова Карина Самвеловна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2013.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-8/895

Содержание к диссертации

Введение

1 Инновационный характер кинопроектов в российских кинокомпаниях

1.1 Анализ современного состояния киноиндустрии и организации кинопроизводства в российских кинокомпаниях 9

1.2 Анализ российского и зарубежного опыта реализации инновационных проектов в кинематографии 25

1.3 Задачи формирования механизма управления рисками инновационных проектов в кинематографии 39

Выводы по главе 1: 52

2 Организация модели управления рисками инновационных проектов в кинематографии 54

2.1 Разработка подхода к идентификации рисков реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода 54

2.2 Формирование модели управления рисками инновационных проектов в кинематографии67

2.3 Формирование модели обеспечения завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях 80

Выводы по главе 2: 90

3 Разработка научно-методических рекомендаций по управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях 92

3.1 Обоснование научно-методических рекомендаций по управлению рисками в кинопроизводстве российских кинокомпаний на основе проектного подхода 92

3.2 Определение условий эффективного управления рисками кинопроизводства в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода 107

3.3 Оценка эффективности разработанного подхода к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях 114

Выводы по главе 3 126

Заключение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кинематограф занимает особое место в социально-экономической системе России: с одной стороны, выпускаемые фильмы относятся к произведениям искусства, с другой - киноиндустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. При этом масштабы инвестиций в кинопроекты нередко оказывают определяющее влияние на успех фильма у зрителя, но не менее существенным является влияние творческих компонентов кинопроизводства на кассовые сборы того или иного кинопроекта. Съемочный процесс базируется на проектном подходе, и каждый фильм по своей сути является инновационным проектом, базирующимся на результатах творческой деятельности, вследствие чего существенно повышается значимость функции управления интеллектуальной собственностью. Коммерческий успех фильма в настоящее время также во многом зависит от использования новейших достижений техники и технологий, в связи с чем инновационная восприимчивость и инновационная активность кинематографа нередко является более высокими по сравнению с отдельными предприятиями и отраслями реального сектора экономики. В то же время методология управления кинопроектами в настоящее время только начинает свое формирование. Развитие принципов и методов проектного управления, создание эффективного механизма управления рисками реализации кинопроектов возможны на базе теории и практики управления инновационными технологическими проектами, поскольку объекты управления в обоих случаях имеют много общего.

Высокая неопределенность условий и множественность факторов, определяющих результаты функционирования кинобизнеса, обусловливают высокие предпринимательские риски в данной сфере, что актуализирует задачу разработки научно обоснованных рекомендаций по управлению рисками реализации кинопроектов. До настоящего времени управление рисками в российском кинематографе осуществляется преимущественно интуитивно, на основе личного несистематизированного опыта, а управленческие решения по предотвращению и разрешению рисковых ситуаций, как правило, принимаются без достаточного научного обоснования. В итоге, не учитываются ни позитивный российский и зарубежный опыт риск-менеджмента в кинобизнесе, ни принятые ошибочные решения, приведшие к ухудшению результатов кинопроектов. Поскольку в настоящее время инвестиции в кинопроекты на российских киностудиях достигают десятков и сотен миллионов рублей, цена ошибки в кинобизнесе существенно возрастает, а реализация рисков приводит к значительному экономическому ущербу. Поэтому растет практическая потребность в разработке научно обоснованного инструментария управления рисками при реализации кинопроектов. Влияние творческих слабо формализуемых факторов на реализацию кинопроекта заставляет режиссеров и продюсеров искать новые способы снижения рисков кинопроектов, не применяемые в настоящее время в научно-технической сфере, что обусловливает внедрение новых методов и инструментов риск-менеджмента, рассматриваемых в данной работе как организационные инновации.

В то же время публикации, посвященные проблемам и подходам к управлению кинопроектами и риск-менеджменту в кинобизнесе, посвящены преимущественно анализу проблем развития отрасли. Практически отсутствует учет инновационной специфики кинопроекта в разработках моделей управления кинопроизводством. Научное обоснование подходов к управлению рисками кинопроектов также остается пока малоисследованной научной областью. В связи с этим приобретает актуальность

задача разработки научно-методического подхода к формированию инновационного управления рисками реализации проектов в российских кинокомпаниях.

Степень научной разработанности и изученности проблемы. Исследование подходов к формированию управления рисками при реализации кинопроектов основывалось на современных теориях экономики, менеджмента и управления инновациями. Исследуемая область знаний представлена в научных публикациях, включая монографии и статьи в периодических изданиях в области управления рисками, страхования, организации кинопроизводства, управления инновационными проектами в России и в зарубежных странах.

При анализе научных подходов к управлению рисками были использованы работы В.А. Абчука, А.П. Альгина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.А. Боровковой, Я.Д. Вишнякова, Н.М. Доба, Д.А. Лапченко, СЮ. Ляпиной, Ф.Х. Найта, Б.А.Райзбер-га, Л.Г. Скамай, Л.Н. Тэпмана, Н.В. Хохлова и др. Анализ проблем кинопроизводства в России и за рубежом и разработка научно-методических рекомендаций базировались на научных трудах российских и зарубежных специалистов в сфере кинематографии: Э.М. Арнольди, А. Базена, Н.Я. Венжер, Д.Б. Дондурея, С. Гинзбурга, А.Б. Журбина, Н. Зоркой, И.Е. Кокарева, Б.И. Криштула, А.Н. Митты, Д. Симона и др. Анализ отечественных публикаций, посвященных управлению рисками в кинопроизводстве, показал, что данная научная область пока остается малоисследованной в России. Вопросы риск-менеджмента в киноиндустрии затронуты в диссертационных работах О.В. Браиловой, М.Ч. Иодковской, Ф.М. Попова и Г.Н. Семенцевой, а также в ряде публикаций А.Ю. Лайкова. В зарубежных публикациях вопросы управления рисками кинопроизводства представлены значительно шире, в том числе в работах таких авторов, как Дж. Ли, Дж. Гэрон, Д. Симон, М. Виз, Е.Л. Хонтанер и др. Изучение инновационной специфики проектов и формирование методологических основ управления инновационными проектами проходило на основе работ и публикаций Н.Б. Культина, Н.П. Масленниковой, А.В. Суриной, И.Л. Туккеля, К.А. Хомкина, Ю.В. Шлёнова и др.

Цель диссертационного исследования - разработка теоретико-методических положений по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии.

Цель диссертационного исследования потребовала решения следующих научных задач:

провести анализ ключевых особенностей кинопроектов как объектов проектного управления в условиях конкурентного рынка и доказать возможность и целесообразность применения методологии управления инновациями в сфере кинопроизводства;

выявить существенные факторы риска реализации кинопроектов и типовые условия их возникновения в условиях конкурентного рынка;

обосновать систему классификации рисков реализации кинопроектов для их идентификации, анализа и разработки подходов к их минимизации с учетом особенностей данной сферы деятельности и ее инновационной сущности;

сформировать организационную модель управления рисками реализации кинопроектов в условиях рыночной конкуренции в соответствии с методологией проектного управления инновациями;

обосновать научно-методические рекомендации, позволяющие сформировать и применять эффективный подход к управлению основными рисками кинопроектов в российских кинокомпаниях;

- разработать инновационный метод управления рисками, заключающийся в
возможности внедрения гарантий завершенности кинопроектов в российское
кинопроизводство.

Объект исследования - российские кинокомпании в процессе формирования и реализации кинопроектов от замысла кинопроизведения до организации кинопроката в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования является процесс управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях на базе методологии проектного управления инновациями.

Основной научной гипотезой в диссертационном исследовании явилось предположение о том, что кинопроекту присущи типичные характерные черты инновационного проекта, на основе чего можно сформировать методологию управления рисками, однако специфика отрасли требует развития инновационных методов и инструментов управления рисками кинопроектов, в частности, в отношении значимого и специфического риска незавершенности кинопроекта. Решение данной научно-практической задачи позволяет существенно снизить влияние рисков на результаты кинопроизводства.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретическую основу при написании исследования составляли научные труды специалистов и ученых в таких сферах, как стратегический менеджмент, риск-менеджмент, экономика предпринимательства, продюсирование в киноиндустрии. Диссертационное исследование опирается на системный подход, причинно-следственный и морфологический анализ, методы логического обоснования и организационного проектирования.

Информационной базой исследования стали монографии и периодические публикации российских и зарубежных ученых по организации кинопроизводства и управлению предпринимательскими рисками, нормативно-правовые документы, регламентирующие условия кинобизнеса, данные официальной статистической отчетности российских и зарубежных кинокомпаний, интернет-ресурсы, а также статистические данные компании MovieResearchCompany о состоянии отечественного кинематографа за 2009 - 2012 годы. Кроме того, использовались материалы Конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия - 2009», Всероссийского форума «Кино России 2020», а также исследование компании Невафшъм «Киноиндустрия Российской Федерации».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методических рекомендаций по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии с использованием внедрения практики предоставления гарантий завершения кинопроизводства.

Научную новизну работы характеризуют следующие результаты, полученные лично автором:

разработан подход к определению понятия «кинематограф» как совокупности неоднородных субъектов предпринимательской деятельности инновационного характера и выделены особенности кинопроекта как объекта управления при проектном подходе, состоящие в сочетании формализуемых факторов успеха и творческой составляющей кинобизнеса, что позволило применить к кинопроекту инновационные методы управления;

адаптирована с учётом специфики кинопроизводства модель жизненного цикла инновационного проекта путём дополнения его стадиями реализации и эксплу-

атации для идентификации рисков кинопроектов исходя из анализа жизненного цикла, что позволяет сформировать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства;

сформирована организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства, описывающая порядок определения целей кинопроекта, выявления критериев и факторов рисков, классификации и анализа риска, организации управления рисками с определением задач и зон компетенций участников кинопроектов в области риск-менеджмента и мониторинга эффективности кинопроизводства и базирующаяся на проектном методе управления инновациями;

разработаны принципы организации управления рисками кинопроектов: обоснованность, достижимость, адекватность, гибкость, возможность контроля, ответственность, позволяющие учесть инновационный характер кинопроектов и снизить неопределённость результатов кинопроизводства;

- предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских
условиях модели предоставления гарантий завершённости кинопроектов с ис
пользованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной
инновации в виде использования нового метода риск-менеджмента.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможно
сти применения положений и разработок для управления рисками кинопроектов в
российских компаниях, что обеспечивает повышение эффективности и результатив
ности отечественного кинобизнеса. Предложенный подход позволяет повысить инве
стиционную привлекательность отечественного кинематографа и способствует росту
экономического вклада данной отрасли в экономику страны.

Апробация работы. Основные положения и рекомендации диссертации рассмотрены и одобрены на научных и научно-практических конференциях (ГУУ, ВГИК, 2009 - 2011). Разработанные в диссертации методические положения и рекомендации нашли свое применение в деятельности кинокомпании «Ангел-Анима», что подтверждается актом и справкой о внедрении результатов. Основные теоретические положения работы были использованы в учебном процессе ГУУ в процессе преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» для студентов специальности менеджмент со специализацией «Менеджмент в кино и телевидении», «Менеджмент в шоу-бизнесе».

Публикации. По результатам исследования подготовлено лично автором и опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,1 п.л., из них 4 работы опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (120 наименований) и 4 приложения, содержит 140 с. основного текста, 14 рис. и 13 табл.

Анализ российского и зарубежного опыта реализации инновационных проектов в кинематографии

Прежде чем исследовать теоретические подходы и практический опыт к реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях, необходимо уточнить понятие «кинопроект».

Д. Королёв приводит следующее определение: «Проект - замысел, изменение отдельной системы с установленными целями, сроками, стоимостью и качеством результатов» [38, с.5]. В данной трактовке акцентируется, что проект направлен на изменение какой-либо уже существующей системы, что не вполне адекватно для сферы кино, поскольку в данной области проект - это всегда создание нового, уникального, ранее не существовавшего продукта.

В нормативном документе PMI РМВОК - Руководство к своду знаний по управлению проектами, приведено следующее определение: «Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг» [113]. Данное определение в наибольшей степени соответствует специфике киноиндустрии, где по сути кинопроект является временным хозяйствующим субъектом, созданным для реализации творческой концепции авторов фильма, с целью получения коммерческого дохода.

Однако согласно классическому подходу, «в том случае, когда в результате реализации проекта создается некоторый физический объект, определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: «Проект - целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению»» [48, с. 19]. В этом контексте кинопроект рассматривается как элемент функционирования киностудии, выступающей субъектом управления в данной сфере. Вследствие этого кинопроект отличается двойственной природой: он приобретает определенную хозяйственную самостоятельность как временное предприятие, но, с другой стороны, он интегрируется во внутреннюю среду кинокомпании, что вносит дополнительные сложности в управлении рисками кинопроектов.

Кинокомпания - это стабильно функционирующее коммерческое предприятие, однако для создания отдельных конкретных кинопродуктов в нём целенаправленно создаются временные коллективы из приглашённых специалистов, главная цель которых - создание уникального физического объекта - кинофильма. Проектный подход в сфере кинопроизводства позволяет успешно применять ряд позитивно зарекомендовавших себя концепций и методов проектного управления.

По сути, кинопроект является временным хозяйствующим субъектом, созданным для реализации уникального творческого замысла авторов фильма. Кинопроект является формой функционирования киностудии или кинокомпании, в зависимости от сложившейся структуры кинобизнеса. Как элемент деятельности кинокомпании или киностудии кинопроект отличается двойственной природой: он приобретает определенную хозяйственную самостоятельность как временное предприятие, но, с другой стороны, он интегрируется во внутреннюю среду кинокомпании, что вносит дополнительные сложности при управлении рисками кинопроектов.

Как и традиционные проекты, кинопроект обладает рядом признаков, однако эти признаки, позволяющие применять методологию управления инновационными проектами, в кинопроизводстве приобретают свое специфическое звучание:

1. Кинопроект инициируется для достижения конкретных творческих и предпринимательских целей. Эти цели формируются на начальной стадии проекта и на завершающей служат критериями оценки результатов проектов. Творческие цели могут пересекаться с предпринимательскими: так, кассовые сборы от кинопоказа одновременно являются и индикатором попадания в целевую аудиторию, и признанием творческого решения, и эффективностью предпринимательской деятельности.

2. Кинопроект ограничен во времени, однако в отличие от научно-технических и производственно-технологических проектов, сроки реализации кинопроектов нередко увеличиваются в несколько раз по сравнению с плановыми, что связано как с творческим характером основных стадий, так и существенным влиянием случайных факторов: погодных условий, состояния здоровья актерского состава, изменения политической конъюнктуры и др. В отличие от традиционных проектов для кинопроектов нет научно-обоснованной базы нормативов времени на выполнение отдельных работ, поэтому в отсутствии базы знаний об управлении кинопроектами на киностудии календарно-постановочный план разрабатывается преимущественно на основе экспертных оценок, а его достоверность во многом зависит от опыта и компетентности режиссера и продюсера.

3. В результате кинопроизводства создаются уникальные продукты -кинофильмы, отличающиеся не только по своим сюжетам и жанрам, но основанные на различных технологических приемах и техниках. И хотя кинокомпании и киностудии нередко сравнивают с «поточным производством», для данной отрасли более эффективным является проектный подход, поскольку конфигурации кинопроектов имеют существенные различия, и процессный подход, применяемый для серийного производства, в кинобизнесе оказывается малопригодным.

4. Кинопроект предполагает последовательную разработку: он развивается во времени, от одного этапа к другому в соответствии с календарно-постановочным планом. В то же время специфика кинопроектов, связанная с высокой степенью неопределенности, что может приводить к переносу как сроков выполнения отдельных работ, так и их последовательности, обусловливая необходимость уточнения графика работ в процессе реализации проекта.

Таким образом, для кинопроизводства наиболее целесообразным является применение проектного подхода управления инновациями, однако по сравнению с базовой проектной методологией кинопроекты имеют более высокий уровень неопределенности, что требует применения более сложного и продуманного подхода к управлению рисками.

Конечным итогом кинопроизводства является интеллектуальный продукт, определение которого можно сформулировать следующим образом: это результат деятельности в сфере социального производства, представляющий собой продукт культуры и предназначенный для удовлетворения потребностей кинозрителей. Кинопроект по своей сути является инновационным проектом (табл. 8). Из табл. 8 следует вывод, что кинопроекту как объекту управления присущи все типичные черты инновационного проекта, а конечный результат кинопроекта -кинофильм - можно назвать инновационным продуктом в социальной сфере. Следовательно, методология управления инновационным проектом применима для управления кинопроектом.

Задачи формирования механизма управления рисками инновационных проектов в кинематографии

Анализ экономических характеристик сложившейся ситуации в отечественной киноиндустрии и специфики российской практики реализации кинопроектов, представленный в Главе 1, обусловливает необходимость разработки подхода к идентификации рисков реализации кинопроектов как основы формируемой модели управления рисками.

Эрик Верз ух, специалист по обучению управлению проектами пишет, что управление рисками - это есть управление проектами. При этом каждый инструмент управления проектами представляет собой один из подходов к управлению рисками. Таким образом, исходной теоретической основой для формирования подхода к управлению рисками реализации кинопроектов является проектный подход в целом и проектный риск-менеджмент, в частности. Задача данного диссертационного исследования состоит в адаптации существующего инструментария с учётом специфики кинопроектов и российской киноиндустрии [81].

Проведенный в первой главе анализ позволяет сделать вывод о преимуществах проектного управления в фильмопроизводстве. Более того, проектная форма организации кинобизнеса нередко оказывается единственно возможной. Вследствие этого возникает необходимость адаптации методологии проектного управления к специфике киноиндустрии. Для формирования подхода к управлению рисками реализации кинопроектов, в первую очередь, необходимо описать объект управления, выделив специфические характеристики, присущие как отрасли кинематографии, так и особенностям российского кинопроизводства. В частности, модель кинопроекта как объекта управления позволяет выделить и описать факторы рисков его реализации, провести их анализ и оценку и разработать механизм эффективного управления рисками.

Управление проектами в фильмопроизводстве имеет свои особенности, обусловленные как отраслевыми, так и специфическими макроэкономическими условиями реализации. Вследствие этого меняется структура факторов, обусловливающих возникновение рисков, а, следовательно - меняется инструментарий риск-менеджмента. В связи с этим возникает необходимость разработки формальной модели кинопроекта, на основе которой происходит выделение и исследование факторов рисков реализации проектов.

В методологии управления проектами выделяются четыре признака, которые отличают проект как вид деятельности: 1 .направленность на достижение конкретных целей; 2. необходимость скоординированного выполнения взаимосвязанных действий; 3. ограниченная протяженность во времени, с фиксированным моментом начала и окончания; 4. неповторимость и уникальность. Кинопроект в полной мере обладает всеми данными признаками.

Достижение конкретных результатов — конечная точка деятельности любого проекта. В кинопроекте этой точкой является показ фильма на экранах. В то же время каждый проект предполагает достижение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных целей. Например, промежуточными целями (подэтапами) в кинопроекте выступают составление режиссерского сценария, заключение договора с известным актером на главную роль, заключение сделки с дистрибьютором и т.д. «Отсюда следует, что проект можно рассматривать как последовательное достижение тщательно выбранных целей и что продвижение проекта вперед связано с достижением целей все более высокого уровня, пока наконец не достигнута конечная цель» [48, с. 9]. Недостижение промежуточных целей обусловливает возникновение рисков проектов в виде ухудшения результатов или полный провал проекта.

Из этой характеристики кинопроекта закономерно вытекает необходимость координирования действий по достижению цели. Иерархия целей и подцелей обусловливает сложную структуру задач, обеспечивающих реализацию проекта: результат одного выполненного действия становится основой и причиной последующих. Однако нередко с целью экономии времени ряд задач кинопроекта реализуется параллельно. В этом случае возникает необходимость их синхронизации (моментов начала, чаще - окончания), что также выступает предпосылкой для координации. Например, зачастую параллельно реализовываются такие процессы, как проведение кастингов актёров и формирование календарно-постановочного плана. Однако график других работ, связанных с выбором актёров, и примерный график календарно-постановочного плана могут не совпадать, что приводит к необходимости состыковки сроков и координации действий. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; часть работ может осуществляться только параллельно, и так далее. Становится очевидно, что синхронизация выполнения всех заданий - важная, крайне необходимая характеристика проекта. Несвоевременность достижения целей проекта также обусловливает возникновение рисков в виде несвоевременного достижения целевых результатов.

Кинопроект предполагает последовательную разработку: он развивается во времени, от одного этапа к другому в соответствии с календарно-постановочным планом. В то же время специфика кинопроектов, связанная с высокой степенью неопределенности, может приводить к переносу как сроков выполнения отдельных работ, так и их последовательности, что приводит к необходимости уточнения графика работ и необходимости планирования проекта параллельно с этапом его реализации.

Одной из важнейших характеристик проекта, выделенной А.В. Полковниковым, является ограниченная протяженность во времени. При производстве фильмов всегда ставятся конкретные сроки, в которые проект должен быть окончен. Для выполнения временных ограничений существуют различные инструменты: календарно-постановочный план, в котором расписано где, когда, каким образом будет сниматься сцена. Кроме того, разрабатывается особая смета, в которой указано, в какие сроки должны быть осуществлены переводы денежных средств и т.п. «Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Серийный же выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса» [48, с. 9]. При этом несвоевременность завершения проектов в целом может привести к полному провалу кинопроекта, особенно если выход фильма на экран приурочен к некоторому политическому или социально значимому событию.

Сроки реализации кинопроектов нередко увеличиваются в несколько раз по сравнению с плановыми, что связано как с творческим характером основных стадий, так и существенным влиянием случайных факторов: погодных условий, состояния здоровья актерского состава, изменения политической конъюнктуры и др. В отличие от традиционных проектов для кинопроектов не создана база нормативов времени на выполнение отдельных работ, поэтому в отсутствии базы знаний об управлении кинопроектами на киностудии календарно-постановочный план разрабатывается преимущественно на основе экспертных оценок, и его достоверность во многом зависит от опыта и компетентности режиссера и продюсера. Уникальность проектов в киноотрасли является одной из самой высокой, так как здесь нет формализованной универсальной технологии создания творческой составляющей кино. В теории проектного менеджмента установлено, что чем выше уникальность проекта, тем выше неопределенность и сложнее планирование и управление, тем большее значение приобретает риск-менеджмент. В результате кинопроизводства создаются уникальные продукты - кинофильмы, отличающиеся не только по своим сюжетам и жанрам, но основанные на различных технологических приемах и техниках. И хотя кинокомпании и киностудии нередко сравнивают с «поточным производством», для данной отрасли более эффективным является проектный подход, поскольку конфигурации кинопроектов имеют существенные различия, и процессный подход, применяемый для серийного производства, в кинобизнесе оказывается малопригодным.

Формирование модели обеспечения завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях

Последняя глава данного диссертационного исследования направлена на разработку научно-методических рекомендаций по управлению рисками в российских кинокомпаниях, на описание её практического исследования и краткий анализ результатов применения.

Для того, чтобы идентифицировать данные риски, необходимо формализовать описание кинопроектов в параметрах проектного менеджмента.

Для этого необходимо описать отдельно каждый этап развития кинопроекта в стандарте бизнес-процессов IDEF0 и выявить центры риска и формы его проявления.

На сайте www.idef.ru, посвященном изучению методологии IDEF, приведены следующие определения: IDEF - Сокращение от Integration Definition Methodology (Объединение Методологических Понятий), семейство совместно используемых методов для процесса моделирования. IDEF-технология используется, начиная с конца 1980-х годов. IDEFO (Function Modeling), она позволяет создавать функциональную модель, которая является структурированным отображением функций производственной системы или среды, а также информации и объектов, связывающих эти функции [83].

IDEF0 использует специальный графический формат описания бизнес-процессов. Так, одним из основных компонентов графической диаграммы IDEF0 является функциональный блок (Activity Box). Основные элементы которого представлены на рисунке 5. Предназначение функционального блока - описывать конкретную функциональную задачу в рамках рассматриваемого бизнес-процесса.

Функциональная задача обязательно должна иметь входные данные, которые в ходе ее выполнения преобразуются в выходные. Кроме того, должны существовать ограничивающие или предписывающие условия выполнения данных преобразований.

К каждой стороне функционального блока ведет стрелка (так называемая «интерфейсная дуга»), показывающая элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком. Интерфейсные дуги показывают какие объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходят в системе. Этими объектами могут быть элементы реального мира (детали, оборудование, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.). Стороны функционального блока могут быть "входящими", "исходящими" или "управляющими". Это зависит от того, в какую сторону направлена стрелка (дуга).

Входы процесса являются отображением входящих потоков данных из внешней среды или из другой подсистемы и размещаются с левой стороны от функционального блока. Выходы процесса - это результат деятельности команды проекта в ходе выполнения данного функционального блока, они размещаются с правой стороны. Управляющие воздействия, т.е. те факторы и условия, которые оказывают влияние на ход процесса данного функционального блока, располагаются в верхней части прямоугольника. В качестве универсальных управляющих воздействий, которые актуальны для многих проектов в разных сферах деятельности, выступают целевые нормативы эффективности, нормы федерального, регионального и местного, а также корпоративного законодательства. К механизмам можно отнести персонал, участвующий в выполнении процесса, а также всякое оборудование (производственное, строительное, складское и иное), которое применяется для выполнения процесса.

«Преимущество методологии IDEF0 заключается в том, что она впервые позволяет получить четкое представление о том, что происходит в компании («как есть»), а также что должно происходить для эффективного ее функционирования («как должно быть»).

Модель, построенная с помощью методологии IDEF0, отражает как потоки работ, так и потоки информации в компании, потребность в оборудовании и персонале, включая описание «зон ответственности» сотрудников, требования к их образованию и квалификации (в том числе профессиональные и личностные навыки)» [84, с. 16].

Каждую фазу процесса кинопроизводства, которые были представлены в п. 1.2, можно описать в формате стандартов IDEF. Первая стадия кинопроекта -разработка сценария. В стандарте IDEF0 она описывается следующим образом (см. рисунок 6):

Из рисунка 6 видно, что главной целью первого этапа модели кинопроекта является создание сценария кинофильма, в наибольшей степени соответствующего вкусам зрительской аудитории и художественно-эстетическим критериям при доступных экономических средствах. Основой для данного этапа являются идея и литературная основа для сценария (в случае экранизации), а также талант и вдохновение сценариста.

К факторам, влияющим на процесс подготовки сценария, относятся экономические условия, художественно-эстетические критерии и вкусы зрительской аудитории.

«Предварительный этап включает в себя такие принципиальные вещи, как оформление идеи и переговоры с потенциальным заказчиком, кастинг, определение способов финансирования, первоначальную разработку проекта. Именно от этого этапа работы продюсера и его команды в конечном итоге зависит, будет ли проект успешным» [55, с. 127].

Основные направления деятельности на данном этапе включают: Формулировку концепции кинопроекта — предельно краткое, но ёмкое описание будущего кинофильма, включающее в себя определение основных характеристик проекта: жанр, стиль, формат и т.д. Концепция кинопроекта должна базироваться на выявлении потребительских и художественно-эстетических предпочтениях целевой аудитории. Создание окончательного варианта сценария фильма - сценария фильма, соответствующего сформулированной концепции кинопроекта, отвечающего нормам авторского права. Определение схемы финансирования - решение проблемы поиска денежных средств (выбор и поиск кредитования, спонсорства, инвестиций и т.д.).

На рисунке 7 представлен следующий, подготовительный, этап кинопроекта, соответствующий инвестиционной фазе. Главная цель этого периода: эффективная подготовка к проведению следующего этапа - съемочного периода. Входом в данный цикл являются выходы из предыдущего - сценарий и творческая составляющая - концепция фильма, главная идея и замыслы режиссёра, которые будут основой данного и всех последующих этапов кинопроекта. Характерной чертой данного этапа является большое количество выходов, которые послужат входом для следующих периодов. Это и обусловливает важность подготовки к съемкам - она является основой для успешной реализации кинопроекта. Подготовительный период направлен на формирование базы, обеспечивающей дальнейшее развитие кинопроекта. Происходит разработка и детализация различных параметров кинопроекта, включая:

Определение условий эффективного управления рисками кинопроизводства в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода

Процесс кинопроизводства всегда сопряжен с рисками. Это обусловливает усложнение протекания основных управленческих процессов: анализа и принятия решений. Многовариантность развития событий при реализации кинопроекта в несколько раз увеличивает риск неудовлетворительного исхода в связи как с возможностью ошибочных действий, так и со случайным стечением обстоятельств.

«Риск - это возможность возникновения неблагоприятной ситуации как сочетания факторов внутренней и внешней среды или неудачного результата реализации стратегии предприятия, что проявляется в недостижении или неполном достижении поставленных стратегических целей и задач» [23, с. 28]. В связи с этим для обеспечения стабильного и эффективного развития кинокомпании и результативной реализации ее кинопроектов функция управления рисками требует к себе пристального внимания, становится одной из наиболее значимых.

Организация управления рисками в кинопроизводстве базируется на принятии эффективных и адекватных управленческих решений по следующим направлениям:

Главная суть риска - не те негативные последствия, которые возникли по вине неверных решений, а вероятность отклонения от запланированной траектории движения к цели, во благо достижения которой принималось решение.

Любая деятельность в сфере экономики без учёта возможности возникновения рисковых ситуаций не обеспечивает поступательного и эволюционного развития. Вследствие этого становится очевидным, что существует потребность в разработки единой методологической базы для внедрения системы управления рисками в процесс кинопроизводства с целью реализации кинопроекта с учётом условий неопределённости и риска.

Современная практика принятия управленческих решений в сфере кинопроизводства отличается слабым уровнем системности и неразвитым механизмом взаимодействия между хозяйствующими субъектами киноиндустрии, что обусловило необходимость разрешения задачи представить научно-обоснованную модель управления рисками и рекомендации по её применению.

Разработанная модель управления рисками призвана способствовать рациональному взаимодействию между кинокомпаниями, инвесторами и кредиторами, фирмами-гарантами, дистрибьюторами и государством с целью эффективного социального, художественного, экономического развития отечественной киноиндустрии.

Всё это в совокупности позволило автору данной диссертационной работы сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Отечественный кинематограф на сегодняшний день находится в двойственной ситуации. В его развитии прослеживаются как положительные тенденции, так и некоторые негативные черты. В диссертации не ставилось задачи выяснить, каким образом можно устранить развитие отрицательных тенденций. Главной целью было определить оптимальную модель управления рисками реализации российских кинопроектов, которую можно было бы применять на практике в сложившихся условиях на отечественном рынке киноиндустрии. Особенностью разработки данной модели является то, что кинопроект - это не только коммерческий продукт, товар, который должен заинтересовать покупателя, но и результат творческой работы коллектива людей, выражение художественно-эстетических взглядов его создателей, что, безусловно, следует учитывать при определении потенциальных рисковых ситуаций.

2. При анализе и сравнении опыта реализации кинопроектов в России и иностранных государствах были выявлены основные отличия зарубежного кинопроизводства: преобладание в иностранной практике портфельного выпуска кинокартин, развитая система риск-менеджмента, применяемая не от случая к случаю, как это делается в России, а повсеместно, обширная практика по привлечению заёмных денежных средств в кинопроизводство, в частности с использованием предоставления предпринимательских гарантий. Опыт работы зарубежных компаний completion bond должен служить основной для разработки и внедрения российской системы предоставления гарантий завершения кинопроизводства, безусловно, с учётом местной специфики и особенностей кинобизнеса, что обусловливает необходимость научно-методических разработок по формированию и реализации подобного механизма привлечения инвестиций.

3. Для адекватного применения модели управления рисками предложена адаптивная модель жизненного цикла кинопроекта, которая позволяет сформировывать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства.

4. Для разработки алгоритма идентификации рисков реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях следовало описать кинопроект как объект управления. Для этой задачи была использована методология функционального проектирования IDEF0, предназначенная специально для описания протекания бизнес-процессов. До сих пор данная методика, широко используемая в других областях экономики, в киноиндустрии не применялась. С помощью данной методики была построена схема кинопроекта, поэтапно отражающая все основные виды деятельности в ходе кинопроизводства, принимаемые управленческие решения, использование аппаратуры, оборудования, персонала, а также фиксирующая факторы, которые оказывают влияние на ход кинопроизводства извне.

5. Предложены типовые подходы к управлению рисками в кинобизнесе, которые включают в себя следующие направления: исключение - создание условий, препятствующих возникновению рисков в процессе реализации кинопроекта; снижение - создание условий, направленных на уменьшение возможностей возникновения рисковых ситуаций; принятие или игнорирование - отсутствие каких-либо специальных действий в отношении рисков.

6. Предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершённости кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной инновации в виде использования нового метода риск-менеджмента.

Похожие диссертации на Управление рисками инновационных проектов в кинематографии