Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Сфера народных художественных промыслов (НХП) издавна являлась не только важной составляющей частью культуры народов, населяющих территорию России, но и во многом способствовала целям экономического развития как отдельных ее регионов и мест их традиционного бытования, так и страны в целом.
С начала XIX века с развитием товарно-денежных отношений изделия российских народных художественных промыслов экспортировали, лучшие образцы с большим успехом показывали на зарубежных выставках, демонстрируя традиции русской культуры. Так, например, по данным Большой советской энциклопедии, уже к 1830-40 гг. в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
Тяжелым испытанием для развития отраслей народных художественных промыслов явились революционные события 1917 г. и последовавших за ним десятилетий. В 1930-е годы, на уровне государственной политики был введён запрет на многие исконные формы проведения досуга, на крестьянскую культуру и кустарное производство. В результате народное творчество было ограниченно рамками художественной самодеятельности. В послевоенные годы, в конце 40-х годов прошлого столетия сельское кустарничество вновь оживилось, потом опять наступила полоса гонений.
В 50-60-е года XX века постепенно исчезало подлинное крестьянское ремесло, которое являлось необходимой составной частью всего уклада сельского земледельческого быта. Далее, в 1970-80-е годы, благодаря государственной политике и поддержке, промыслы вновь расцвели до уровня народного прикладного искусства, получили всемирное признание.
Стали создаваться экономические условия для развития
народного прикладного искусства: подготовка и распределение
молодых специалистов, техническое перевооружение производства.
Формировался устойчивый рынок сбыта изделий, которые несли не
только прикладной характер, но и имели целью воспитать творческий
вкус, интерес к самобытности русского народа. Большинство
предметов создавалось истинными мастерами, в местах
традиционного бытования, на базе исконно применяемых материалов и технологий. Центры эти поныне имеют статус достопримечательных мест и являются объектами культурного
наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации. Товары НХП, производимые в этих центрах, стали определяться как носители современных художественно-стилевых особенностей места их традиционного бытования. Мастеров уникальных исторических центров русского иконописания в Палехе, Мстере и Холуе стали обучать лаковой миниатюре, в государстве возрождались традиционные промыслы, на промышленную основу переводили местные крестьянские ремёсла.
В этот период такие промыслы как Хохлома, Гжель, Палех, Вологда, начинают служить в качестве своеобразных визитных карточек России за рубежом. Эти и другие традиционные для различных российских регионов изделия НХП (Абрамцево-Кудринская резьба, Богородская резьба, Великоустюжское чернение по серебру, Вологодское кружево, Гжельская керамика, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Елецкое кружево, Жостовская роспись, Кировский капо-корешок, Крестецкая вышивка, Мстёрская вышивка, Мстёрская миниатюра, Палехская миниатюра, Скопинская керамика, Тобольская резная кость, Торжокское золотое шитьё, Федоскинская миниатюра, Холмогорская резная кость, Холуйская миниатюра, Хотьковская резная кость, Хохломская роспись, Чукотская резная кость, Шемогодская прорезная берёста) становятся важной и неотъемлемой частью подарочных фондов руководителей нашего государства.
90-е годы XX века стали новым серьезным испытанием для предприятий традиционных народных художественных промыслов России. Была упразднена вся ветвь управления ими: кураторы в лице заместителей председателя Правительства, руководители Госплана, а также главк НХП при Минместпроме, региональные управления художественных изделий и игрушек, прекратил существование даже НИИ художественной промышленности.
Сегодняшняя ситуация с производством и сбытом товаров
народных художественных промыслов продолжает оставаться крайне
тревожной, о чем свидетельствует, например, такой факт, что в
Российский реестр памятников истории и культуры до сих пор не
внесены места традиционного бытования всемирно признанных
народных художественных промыслов Российской Федерации. Как
объектов культурного наследия их нет ни по одной из трёх категорий
значения: достопримечательные места муниципального,
регионального или федерального значения.
В результате разрушаются основы воспроизводства народной культуры, а некоторые частные меры государственной поддержки рынка НХП на региональном уровне малоэффективны без федеральной поддержки.
В то же время, абсолютно неверной является точка зрения, в соответствии с которой деградация народных промыслов является якобы неизбежным процессом в условиях глобальной рыночной экономики, поскольку, мол, сам потребитель определяет товарную номенклатуру и объем рыночного предложения. Напротив, реальная потребность в товарах народных художественных промыслов и предметах декоративно-прикладного искусства существовала всегда, издревле являясь одной из главных форм приобщения народа к национальной культуре, и потребность эта глубока и неистребима, поскольку коренится в самых древних архетипах любых человеческих сообществ.
При данных обстоятельствах очень многое зависит от
предпринимательских инициатив в сфере НХП, направленных на
развитие далеко еще не раскрытого потенциала
конкурентоспособности товаров народных художественных промыслов. Более того, именно современная ситуация всеобщей рыночной открытости и новых, невиданных ранее организационных и техно-технологических возможностей, может, на наш взгляд, стать источником принципиально инновационных решений, способных обеспечить возрождение интереса массового потребителя к продукции НХП и устойчивого воспроизводства этой фундаментальной человеческой потребности, какой является потребность приобщения к истокам народного духа и народного творчества, наиболее доступным материальным воплощением которых и является продукция художественных промыслов.
В этом плане, можно, на наш взгляд, вполне обоснованно говорить о высокой степени актуальности для российской экономической науки проблематики, заявленной в названии темы настоящего исследования.
Говоря о степени изученности данного вопроса в научной литературе, следует отметить, что проблемы развития НХП раскрываются в работах таких отечественных авторов как Н.Д. Гайбатова, В.И. Гохман, СИ. Ильин, В.М. Ковригина, Г.М. Рязанцев, М.М. Сорокина, А.С. Балаболкин, Е.И. Абакумов, Г.М.Москвин, Н.А. Князев, а также в трудах других авторов. Среди зарубежных учёных,
посвятивших свои работы проблемам развития художественного ремесленничества можно отметить А. Мейера, Р. Рекка, В. Кёнига.
В то же время главное внимание в изучении этой области, как правило, уделялось предпринимательству непосредственно на рынке НХП, за рамками исследований почти полностью оказался производственно-экономический аспект формирования рынка товаров и услуг НХП, инфраструктурные и системные аспекты становления и развития ориентированных на рынок воспроизводственных комплексов. Поэтому многие вопросы изучаемой проблемы требуют дальнейших исследований.
Что касается проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и раскрытия его конкурентоспособного потенциала, то здесь можно отметить труды таких отечественных ученых как Г.Г. Азгальдов, В.Г. Версан, Е.Л. Журавлева, Н.С. Исаева, В.В.Криворотов, Э.Н. Кузьбожева, Е.И. Мазилкина, М.В. Маракулина, B.C. Миронова, В.М. Мишин, А.Д. Никифоров, М.А. Пестунов, Ю.А Гурденко, А.А. Рудычев, С.Г. Светуньков, Р.А. Фатхутдинов, Е.Д. Щетинина и др. К зарубежным ученым, внесшим значительный вклад в решение вопросов управления конкурентоспособностью и конкурентоспособным потенциалом предприятия, относятся И. Ансофф, Р. Акофф, М. Баайи, С. Брю, Я. Ван Дален, М. Греевен, П. Друкер, Т. Коно, К. Маконелл, М. Портер, А. Фейгенбаум, Г. Хамел, Дж. Харрингтон, Г. Шмален.
Однако и по этому аспекту проблемы предметная специфика данного исследования такова, что далеко не все общетеоретические положения и модели (особенно, если учитывать особую роль, социальную и политическую значимость товаров НХП) могут быть эффективно применены в условиях такого сложного образовательно-производственно-рыночного комплекса, каким является сфера народных художественных промыслов.
Таким образом, и показанная выше актуальность, и недостаточная изученность проблемы определили авторский выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Целью настоящего исследования является разработка теоретико-методических положений по формированию и развитию потенциала конкурентоспособности товаров и услуг, воспроизводственной базой которых является сфера народных художественных промыслов.
Достижение поставленной цели базируется на постановке в рамках исследования следующих основных задач:
- показать роль и экономико-социальную значимость рынка товарно-услуговой номенклатуры, относящейся к сфере народных художественных промыслов (НХП);
провести комплексный анализ проблематики НХП: исторических предпосылок, текущего состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг народных художественных промыслов (на примере предприятий Гжельского промысла);
показать системные возможности концептуально-методического инструментария предпринимательства, ориентированного на развитие потенциала конкурентоспособности предприятий и организаций, обеспечивающих воспроизводство товаров и услуг народных художественных промыслов;
разработать методический подход к организации перспективных форм взаимодействия между предприятиями сферы НХП - участниками образовательно-производственно-рыночного процесса в рамках кластерной экономической модели;
разработать комплекс предложений и рекомендаций по формированию системы показателей оценки потенциала конкурентоспособности на рынке товаров и услуг народных художественных промыслов.
Объектом исследования настоящей диссертационной работы является сфера воспроизводства товаров и услуг народных художественных промыслов, рассматриваемая с точки зрения институциональных возможностей современного предпринимательства.
Предметом исследования диссертации являются инновационно-ориентированные подходы и методы организации предпринимательства, целью которых является развитие потенциала конкурентоспособности товаров и услуг образовательно-производственно-рыночного комплекса в сфере народных художественных промыслов.
Теоретической и методологической основой настоящей работы послужили научные и прикладные исследования российских и зарубежных авторов в области теории предпринимательства, теории организации и административно-хозяйственной деятельности предприятий в области профессионального образования, менеджмента, маркетинга, маркетинговых и социологических исследований, государственного регулирования экономики, экономической статистики, общенаучных, специальных и общесистемных дисциплин.
В качестве базовых методов научного познания, примененных автором в процессе настоящего исследования, можно назвать методы системного, структурного анализа, методы экспертного оценивания, методы статистической обработки данных.
Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РФ и региональной статистики, нормативно-законодательные и инструктивные материалы официальных государственных органов РФ, данные рейтинговых агентств, материалы работы ряда промышленных российских компаний, публикации в специализированных изданиях и средствах массовой информации, а также ресурсы сети Интернет.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в системной постановке проблемы формирования и развития образовательно-производственно-рыночного комплекса в сфере российских народных художественных промыслов (НХП), осуществляющего свою деятельность в условиях современного рынка, а также в разработке методических и научно-практических рекомендаций по развитию потенциала конкурентоспособности предприятий и организаций - участников воспроизводственного процесса на основе кластерной экономической модели.
Личный вклад автора в проведенное исследование заключается в самостоятельном выборе и обосновании темы диссертации, в определении цели исследования, постановке и реализации исследовательских задач на основе использования современной научной методологии.
Наиболее существенными результатами исследования, обладающими научной новизной и полученными лично соискателем являются следующие, выносимые автором на защиту положения:
показана роль, экономико-социальная, экономико-политическая и культурно-образовательная значимость товаров и услуг народных художественных промыслов (НХП); выявлены исторические предпосылки (на примере Гжельского промысла) и генезис формирования и развития рынка товаров и услуг НХП; показано состояние и проанализированы перспективы развития предпринимательства в отраслях народных художественных промыслов в условиях современного рынка, что создает научную основу для формирования соответствующих инновационных программ развития российских предприятий сферы НХП;
I показаны системные возможности теоретико-методического инструментария предпринимательства, ориентированного на развитие потенциала конкурентоспособности предприятий и организаций, обеспечивающие воспроизводство товаров и услуг народных художественных промыслов (активное использование потенциала сотрудничества в рамках моделей государственно-частного партнерства с образованием кластерных структур);
| выявлены ключевые факторы развития отраслей народных художественных промыслов Российской Федерации (активная опора на правовые и законодательные нормы, регулирующие деятельность предприятий и организаций в сфере НХП, приоритетная поддержка системы профессионального образования, инновационные подходы к реорганизации базовых производств, активное использование современных форм сотрудничества и кооперации предприятий-товаропроизводителей);
| определены перспективные формы и институциональные схемы организации форм предпринимательства в отраслях народных художественных промыслов России как на региональном уровне (в местах из традиционного бытования), так и в общероссийском масштабе;
разработан методический подход к организации перспективных форм взаимодействия между предприятиями сферы НХП - участниками образовательно-производственно-рыночного процесса в рамках кластерной экономической модели; разработан комплекс предложений и рекомендаций по формированию системы показателей оценки потенциала конкурентоспособности на рынке товаров и услуг народных художественных промыслов
Теоретико-методическая значимость исследования заключается в разработке методического подхода к организации эффективных форм взаимодействия между участниками производственно-рыночного процесса в рамках кластерной экономической модели и разработке рекомендаций по формированию системы показателей оценки потенциала конкурентоспособности на рынке товаров и услуг народных художественных промыслов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и научные выводы диссертации могут быть использованы государственными и частными учреждениями и предприятиями сферы народного художественного промысла, а также государственными органами, ответственными за принятие решений в
сфере формирования структур, осуществляющих свою деятельность на принципах государственно-частного партнерства.
Материалы работы могут явиться также базой для дальнейших исследований в области теории организации и экономики предпринимательства, а теоретические и методические разработки и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках учебных программ экономических факультетов вузов, в системе повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий отраслей народных художественных промыслов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на научно-методической конференции преподавателей и сотрудников ГГХПИ 29 ноября 2006 г.; Всероссийской научной конференции в г. Астрахань 24.04.2008 г.; методическом семинаре кафедры экономики и управления Гжельского художественно-промышленного института (ГГХПИ) 11 марта 2010 г. Материалы диссертационной работы докладывались также на Международных научных и научно-практических конференциях: 3-й Международной научно-практической конференции 23-24 апреля 2007 г. в г. Тамбов; Международной научно-практической конференции (27 апреля 2009 г.) в г. Саратов; Международной научно-практической конференции 28 апреля 2009 г. в г. Гжель; Международной научно-практической конференции (05.10.2009 г.) в г. Саратов; II Международной научно-практической конференции «Образование Наука, Культура» 20 апреля 2010 г. в г. Гжель. Отдельные положения диссертационного исследования прошли апробацию в практической деятельности ОАО Гжельский экспериментальный керамический завод. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке экономистов и менеджеров по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Декоративно-прикладное искусство» в ГГХПИ.
Структура и логика диссертационной работы определена, исходя из предмета исследования и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованных в работе источников.