Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития изобразительного творчества под влиянием мультипликационного кино у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях 13
1.2 Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства
1.3 Проблемы использования кино в эстетическом воспитании детей 43
1.4 Психологические основы восприятия киноискусства детьми старшего дошкольного возраста 56
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников средствами мультфильмов
2.1 Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 71
2.2 Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент) 87
2.3 Развитие детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием изобразительно-выразительных средств мультфильмов (контрольный эксперимент) 106
Выводы 128
Список литературы 131
Приложение 152
- Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях
- Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства
- Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
- Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
Введение к работе
ДР-)-
Развитие детского художественного творчества - сложная и
комплексная проблема. Современные подходы к её изучению
характеризуются стремлением исследователей к поиску
эффективных путей развития творчества в условиях интеграции
разных видов искусства (Н.Э. Басина, В.В. Богданова,
СП. Козырева, СИ. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина,
О.А. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в
изучение проблемы развития художественного творчества детей
дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно
изученными. Так, влияние на развитие детского рисования такого
синтезированного искусства как кино, объединяющего характерные
черты практически всех традиционных искусств, специально не
изучалось. Не раскрыты возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой.
Проблема исследования и её актуальность выявлена нами и в
результате многолетнего изучения и анализа практики. Внедрение
мультимедиа техники позволило детям смотреть
мультипликационное кино как дома, так и в детском саду. Однако, анализ практики показал, что детское рисование обогащено новыми образами из мультфильмов только у детей, которые смотрят их вместе с родителями, дома. В детском саду просмотр кино используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам кино и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мультипликаторами с учётом детского восприятия.
В практике настоятельно ставится проблема -изучения ' использования кино в процессе дошкольного образования, в частности, объединения двух любимых детьми видов деятельности -киновосприятия и рисования.
Проблема кинообразования и киновоспитания школьников исследовалась педагогами Л.М. Баженовой, О.А. Барановым, И.В. Вайсфельдом, Н.В. Гутовой, И.С. Левшиной, С.А. Пензиным, Л.Л. Сикорук, B.C. Собкиным, В.А. Толоконниковым, Ю.Н. Усовым, А.В. Шариковым, А.В. Фёдоровым и др. В дошкольном образовании эта проблема изучалась только в трёх исследованиях: М.Л. Варшавской (1953 г.), З.А. Тидикиене (1972 г.), В.Д. Сыч (1979 г.). Однако влияние киноискусства на развитие художественного творчества в этих исследованиях не рассматривается.
В результате нами выявлены противоречия между признанным
развивающим потенциалом киноискусства и недостаточной
теоретической разработанностью проблемы развития
изобразительного творчества детей под влиянием
мультипликационного кино; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультипликационном кино, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования - каковы педагогические условия и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино?
Решение проблемы является целью исследования.
Объект исследования — процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.
Предмет исследования - педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование мультипликационного кино будет способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников при следующих педагогических условиях:
- отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании;
- разработки методики развития изобразительного творчества в рисовании, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках.
Для подтверждения выдвинутого предположения
поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества и уточнить содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино»;
Определить критерии оценки развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников под влиянием просмотра мультфильмов;
Исследовать уровни развития детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино;
Определить педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием просмотра мультфильмов;
Разработать методику поэтапного развития детского изобразительного творчества на основе ознакомления детей с искусством мультипликационного кино;
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения эстетики о роли искусства в эстетическом развитии (Р. Арнхейм, А. Базен, 3. Кракауэр, Г. Э. Лессинг, Ю. Лотман); положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А.
В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.);
теоретические положения в педагогических исследованиях по
развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова,
Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А.
Флёрина, P.M. Чумичёва и др.); научные исследования в области
киноведения и психологии восприятия кино (СМ. Иванова,
А.И. Космодемьянская, Л.В. Крапивская, И.С. Левшина,
А.А. Леонтьев, И.С. Немченок, А.А. Степанов); исследования по проблемам кинообразования и киновоспитания (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, Н.В. Гутова, С.А. Пензина, Л.Л. Сикорук, B.C. Собкин, В.А. Толоконников, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Фёдоров и др.); теоретические положения в педагогических исследованиях по использованию кино в системе дошкольного образования (М.Л. Варшавская, З.А. Тидикиене, В.Д. Сыч). В исследовании использовались следующие методы:
теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
наблюдение за детьми во время бесед, просмотров фильмов, занятий;
- анализ детских рисунков, выполненных под влиянием образов
кино;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
анкетирование педагогов и родителей;
математический метод обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе экспериментальных площадок ГОУ детский сад №1406 ЮЗОУО
г.Москвы и ГОУ детский сад №1276ЮЗОУО г. Москвы, ГОУ Центра развития ребёнка №1462 ЮЗОУО г. Москвы.
Исследование выполнялось в 2004-2009 учебные годы в три этапа.
Первый этап (2004-2005 гг.) — поисково-теоретический, включающий изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, философской литературы; определение цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования; разработку и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей влияния просмотров мультипликационных фильмов на детское рисование.
Второй этап (2005-2007 гг.) — опытно-экспериментальный, включающий разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, отбор фильмов для просмотра, организацию и проведение в старших группах детского сада формирующего эксперимента, направленного на выявление педагогических условий и наиболее эффективных методов развития детского изобразительного творчества, под влиянием ознакомления с мультипликационными фильмами.
Третий этап (2007-2009 гг.) - заключительно-обобщающий, включающий контроль, обобщение, систематизацию и анализ результатов эксперимента; апробацию и внедрение основных результатов исследования; оформление текста диссертационного исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:
- проведён целостный анализ проблемы развития детского изобразительного творчества под влиянием образов мультипликационного кино в условиях бурного развития медиа-
технологий и широкого внедрения их в педагогический процесс детского сада;
- обоснованы требования к отбору мультфильмов для просмотра
с детьми с целью развития изобразительного творчества;
выявлены педагогические условия поэтапного развития детского изобразительного творчества под влиянием ознакомления с мультипликационным кино как видом изобразительного искусства;
разработаны критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов;
экспериментально проверена эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.
Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается методологической основой изучения проблемы, обоснованностью исходных параметров работы, основывающихся на культурологическом, личностном, системном, деятельностном подходах; применением методов, адекватных цели, задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других образовательных учреждениях, одобрением и награждением Дипломами «Ярмарки педагогических инновационных идей на Юго-Западе» г. Москвы в 2006 и 2007 годах. Научная новизна исследования.
1. Отобраны мультфильмы на основе их искусствоведческой
характеристики для просмотра с детьми;
2. Разработана поэтапная методика развития изобразительного
творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-
выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках;
3. Определены требования для отбора мультфильмов с целью
развития детского изобразительного творчества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у старших дошкольников»; разработаны критерии оценки развития детского изобразительного творчества под влиянием мультфильмов.
Практическое значение исследования. На основе результатов исследования разработаны содержание и методика развития детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов. Результаты исследования внедрены в практику работы детских студий изобразительного искусства, рекомендованы для включения в спецкурс по специализации «Развитие детского изобразительного творчества» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по развитию детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего
дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино
является процессом эстетического усвоения мультипликационных
художественно-выразительных средств, стимулирующих
возникновение замысла и интерпретацию их в детском
оригинальном рисунке.
2. Основанием к отбору фильмов являются гуманно-
эстетическое содержание, ясность изображения замысла и
композиции, красочность, простота и доступность речи героев.
Следующие средства художественной выразительности кино
соответствуют возрастным возможностям восприятия детей старшего
дошкольного возраста и отражения их в рисунках: многообразие
героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник
3. Методика развития изобразительного творчества в рисовании,
направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных
средств и интерпретацию их в рисунках, реализуется поэтапно.
Первый этап - ознакомление с многообразием героев в кукольных,
рисованных, компьютерных мультфильмах методом
«экспериментирования с новыми образами»; второй этап — обучение восприятию и изображению движения героев методом «диагностики динамики образов»; третий этап — формирование умений воспринимать композиции кинокадров и строить композиционное пространство рисунка, как кадр фильма, методом «моделирования игровой ситуации»; четвёртый этап - развитие восприятия колористических решений мультфильмов, чувства цвета pi умений подбирать сложные цветосочетания методом «сравнительного анализа»; пятый этап - активизация желания и умения выбирать и обучаться разнообразным техникам изображения, используемых художниками-мультипликаторами, методом «экспериментирования с новыми художественными техниками».
Апробация исследования. Результаты исследования
обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования» 16 марта 2006 года, на студенческой научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» 20 апреля 2006 г. на факультете дошкольной педагогики и психологии МШУ, на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста Mill У, в спецкурсе «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества» в специализации на факультете дошкольной педагогики и психологии, на семинаре в
экспериментальной площадке ГОУ д/с №1276, 1406 ЮЗОУО, на педсовете ГОУ д/с №1462 ЮЗОУО г. Москвы, на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе» в 2006 г., 2007 г.
Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях
Интерес к изучению детского изобразительного творчества возник на рубеже XIX и XX веков. За прошедшее столетие проведены многочисленные исследования (15, 20, 29, 32, 43, 56, 67, 79, 83, 88, 99, 101, 103, 105, 116, 127, 135, 136, 138, 145, 170, 172, 196 и др.), но актуальность проблемы и интерес к вопросам развития изобразительного творчества продолжает повышаться.
Теоретический анализ исследований в нашей работе направлен на изучение проблем и вопросов, поставленных учеными в хронологическом аспекте, т.е. нас интересовали подходы к изучению детского изобразительного творчества в начале возникновения интереса к нему, в процессе их изменений на протяжении двадцатого века и актуальности их развития в начале двадцать первого века по настоящее время. Результаты анализа исследований показали, что внимание исследователей привлекли первые детские каракули, сделанные детьми карандашом на бумаге, которые начали рассматриваться как символы детского самовыражения (16). С этого момента проводятся наблюдения за детским манипулированием изобразительными инструментами и делаются выводы о том, что ребенок не столько выражает свое «родовое начало», сколько отражает увиденное. Отсюда - первые изображения человека — «головонога», как главного объекта детского восприятия (19). Обнаружив влияние внешнего воздействия на детское рисование, взрослые стали показывать детям как рисовать, например, «точка, точка, два крючочка...», избушка с трубой и окном, цветочки, елки-палки и др., что привело к возникновению шаблонных изображений, которые известный исследователь детского рисования Е.А.Флерина определила как «рутинерство», которое необходимо устранять правильным руководством (196).
Такой подход был стимулирован и созданием системы дошкольного образования, в которой детской изобразительной деятельности отводилась важная роль как средству эстетического развития ребенка. Первая половина двадцатого века характеризуется как непрерывная дискуссия по вопросам «является ли детская изобразительная деятельность творчеством?», «учить или не учить детей дошкольного возраста рисованию?». В ходе преодоления противоречивых подходов к обучению детей рисованию определялись и формулировались содержание понятия и определения детского изобразительного творчества.
Е.А. Флёрина определила содержание понятия «детского изобразительного творчества» как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. По её мнению, ребенок копирует окружающее не пассивно, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому (196,144).
По мнению известного исследователя Н.П. Сакулиной, «развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, которое подразумевает эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическую оценку. При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений (образов), который кладётся в основу художественного творчества». Как условия развития изобразительного творчества дошкольников, Н.П. Сакулина рассматривала сочетание слова и наглядности; наблюдения и беседы, художественное слово и рассматривание предметов (171, 107).
В результате теоретического анализа исследований нами сделан вывод о том, что вторая половина двадцатого века может характеризоваться как широкое признание определения детского изобразительного творчества и внедрения в педагогический процесс детского сада обучения дошкольников. Исследователей интересовали вопросы не «учить или не учить детей», а вопросы «как учить детей», чтобы развивать детское творчество.
В исследованиях Т.С. Комаровой раскрыто значение изобразительного творчества для развития личности, которое заключается в приобретении различных знаний, уточнения и углубления представлений ребёнка об окружающем, овладения новыми изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, и в обучении осознанному их использованию. «Всё это весьма значимо для психического развития ребёнка, ибо каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть» (101, 9). В этом и заключается изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста, «проявляющееся у него тогда, когда он сам придумает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создаётся изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, применяя усвоенные ранее способы изображения и средства выразительности, внося интересные дополнения и т.п.» (101, 14).
Особое внимание в работах Т.С. Комаровой уделяется развитию графических умений, обобщённых способов изображения под влиянием наблюдений, частичного показа, обследования предметов, объяснения педагога.
Р.Г. Казакова в своих исследованиях делает вывод о том, что «усвоение детьми эвристического художественного содержания служит основанием для утверждения, что детская художественная деятельность — есть детское художественное творчество, каким бы примитивным или несовершенным оно не было. А создание детьми новых, оригинальных, ранее не существовавших, социально значимых для самого ребенка произведений можно определить как творческий процесс, даже в том случае, когда он включает признаки подражания готовому художественному опыту творчества, которое передается ребенку педагогом. Для детей и подражание является художественным открытием для себя, а, следовательно, детским художественным творчеством» (86,116). Детское изобразительное творчество развивается под влиянием не только наблюдений за окружающим и обогащения детских представлений, но и под влиянием произведений изобразительного искусства, где дети узнают некоторые закономерности изображения, художественные средства, эталоны.
Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства
Теоретический анализ исследований показал, что кинематограф - единственное из искусств, рождение, становление, расцвет которого произошли на очень небольшом временном отрезке всего в несколько десятилетий. Скорость, с которой развивалось новое искусство, свидетельствует о том, что потребность в нём для XX столетия была крайне велика, и возникновение кинематографа было насущной потребностью человека. «Есть эпохи - как правило, они связаны с «молодостью» тех или иных культур, - когда искусство не противостоит жизни, а как бы становится её частью. Люди осознают себя сквозь призму живописи, поэзии или театра, кино или цирка и, одновременно, видят в этих искусствах наиболее полное, как в фокусе, выражение самой реальности. В эти эпохи активность искусства особенно велика» (101, 119). Эта активность выражается, в частности, в том, что искусство выполняет наряду с собственно художественными ещё и ряд социальных функций.
Именно кинематограф в XX веке продемонстрировал полифункциональность искусства: наряду с духовной, эстетической, познавательной, воспитательной, катарсической, гедонистической функциями, то есть теми из них, которые традиционно связывались с изобразительным искусством, - у кинематографа проявились и другие функции, которые до его возникновения хотя и были в потенциале традиционных искусств, но не так бурно проявлялись: политическая, идеологическая, информативная, эскапическая, идентификационная, терапевтическая и ряд других функций. Кинематограф, обязанный своим возникновением как традиционным искусствам, так и выдающимся научным открытиям, оказался первым в ряду так называемых экранных искусств, которые теперь включают не только химический по способу производства кинематограф, но и новейшие электронные искусства — телевидение, видео, мультимедиа. Именно электронные искусства выполняют сегодня ряд тех социальных функций, бремя которых более полувека нёс кинематограф. Как в конце XIX века фотография освободила живопись от необходимости копировать жизнь, так теперь новые аудиовизуальные искусства, в первую очередь телевидение, освободили кинематограф от социального груза повседневности (66, 10).
Не только многофункциональность делает искусство, в том числе и кинематограф, собственно искусством, а наличие в нём источников духовной силы, помогающей человеку решать свои жизненные задачи. История кинематографа полностью подтверждает истинность слов А.А. Тарковского: «За десятилетия своего развития кино уже завоевало возможность и право формировать и выражать духовный уровень человечества, уровень культуры своими средствами... Кинематограф способен создавать произведения, равные по значению романам Л. Толстого и Ф. Достоевского для XIX века. Более того, я уверен, что в нашу эпоху уровень культуры своей страны лучше всего может выразить именно кино, как в античности это сделала драма» (183, 4).
Кинематограф - сложное, разнообразное, разнородное по своему составу явление, это в прямом смысле слова новое искусство, анализировать которое сложно в категориях традиционных искусств, так как понятие «нормы» и даже отступления от неё, здесь постоянно нарушается. Если нет понятия нормы, то необычайно трудно «договориться», что будет, например, считаться шедевром, а что — нет. Неслучайно, именно в кинематографе закрепилась практика так называемых опросов специалистов и широких масс зрителей через газеты, журналы, во время проведения кинофестивалей и т. п. Можно привести пример знаменитого опроса 1958 года, проведённого Бельгийской синематекой, в результате которого 117 историками и теоретиками кино 26 стран было выявлено 12 лучших фильмов всех времён и народов (66, 12).
Исследователи кинематографа отмечают следующий парадокс: с одной стороны, кино - самое реалистическое из всех видов искусства, благодаря которому мы открываем многообразие мира, соприкасаемся с областями жизни, которые невозможны в нашем непосредственном опыте. Например, увидеть лица участников Великой Отечественной войны - в кадрах кинохроники, соприкоснуться с атмосферой жизни Италии в фильмах «итальянского неореализма», почувствовать «фактуру жизни» средневековой Руси в фильме «Андрей Рублёв» А. Тарковского, наконец, увидеть планету Земля из космоса в документальных фильмах и др.(28, 37). С другой стороны, именно кино способно «окунуть» зрителя в мир сна, грёз, оживить мечты, увести от реальности - неслучайно кинематограф назвали «иллюзионом».
В этой двойственности кинематографа и заключается специфика его как искусства. Виртуально-реальной природой кинематографа объясняется то, что кинематограф является источником как правдивых, так и неистинных знаний о мире (познавательный аспект). Искусству кино характерны «выразительная» и «изобразительная» наглядность (эстетический аспект). Сочетание виртуального изображения и реальных эмоций, испытываемых зрителем, особым образом воздействует на психологию и даже физиологию человека (психофизиологический аспект), что сближает кино с детской игрой, где реальность и фантазия нераздельны.
А. Базен в своей работе «Что такое кино?» описывает как уже первый показ «движущихся фотографий» в Париже в «Гран-кафе» стал не просто демонстрацией технического изобретения аппарата «кинематограф» братьями Люмьер (хотя их целью было именно это) — 28 декабря 1895 года человечество столкнулось с какой-то новой «реальностью». Так был продемонстрирован новый способ отражения и познания мира и нанесён мощный удар по восприятию человека, вынужденного с этого момента учиться отделять иллюзию реальности от самой реальности (14, 47).
Более, чем столетняя история кинематографа проходила под знаком придания кинозрелищу всё большего жизнеподобия, стремления к более адекватному отражению экраном окружающей действительности. Это, в первую очередь, связано с приходом в кино звука - в тот момент, когда пластический язык Великого немого достиг полного совершенства, и посредством его можно уже было выражать сложнейшие нравственные, социальные, философские идеи (творчество Д. Гриффита, С. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, Э. Штрогейма и др. гениев немого периода кинематографа). С этим были связаны и дальнейшие поиски учёных и практиков кино в области цветного изображения, расширения пространства кадра (широкоформатное кино и полиэкран), совершенствования записи и воспроизведения звука. Но парадокс этих усовершенствований в том, что они не имеют предела, и чем, казалось бы, ближе приближается кинематограф к правдоподобию, тем «горизонт» реального мира отодвигается дальше — иллюзия не исчезает.
Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Педагогический эксперимент проводился в 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 учебные годы в условиях изостудии ГОУ д/с№ 1276, 1406, 1462, 2156 ЮЗОУО ДО г. Москвы.
В проводимом эксперименте участвовало более 150 детей старших групп в возрасте 5-6 лет.
В контрольных группах, где осуществлялась работа по типовой программе, было 135 детей.
Экспериментальное изучение проблемы осуществлялось нами в процессе педагогического эксперимента, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
При проведении констатирующего эксперимента были поставлены задачи: изучение поставленной проблемы в практике работы дошкольных учреждений; отбор педагогических условий, способствующих развитию изобразительного творчества в рисунках старших дошкольников под влиянием мультипликационных фильмов; выявление уровней развития детского изобразительного творчества в рисовании. На констатирующем этапе эксперимента использовались такие методы, как анкетирование, беседа, наблюдение, анализ детских рисунков, диагностика.
Критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультфильмов выявлены в теоретическом анализе литературы и мультфильмов:
Наличие замысла — выражение ребёнком своего эмоционально-оценочного отношения к просмотренному фильму, к положительным и отрицательным героям и их поступкам;
Выразительность изображаемых образов — использование ребёнком изобразительно-выразительных средств (динамические формы, пространственная композиция, выразительный колорит), способствующих реализации замысла;
Динамические формы — изображение образов в физическом движении, взаимодействии с другими героями, в различных ракурсах в зависимости от действия;
Пространственная композиция — изображение предметов с их пространственными отношениями, с передачей «заслоняемости» и «непрозрачности» изображений, т. е. «глубины» пространства с элементами перспективы;
Выразительный колорит - цветосочетания, выражающие чувства, и определение их как радостные, грустные, лёгкие, тяжёлые, сухие, мокрые, влажные, горячие, холодные, спокойные, тревожные, злые, добрые, тихие, громкие и т. д.;
Оригинальность изображаемых образов — воплощение замысла в индивидуальной манере, творческое использование изобразительных материалов и художественных техник, подчёркивающих выразительность образов и замысла. По каждому выделенному критерию определена шкала оценок. Критерий «Наличие замысла»:
Оценка 3, если ребёнок выражает своё эмоционально-оценочное отношение к просмотренному фильму, проявляет желание выразить собственное понимание эмоционально-образного содержания мультфильма в рисунке;
Оценка 2, если ребёнок понимает содержание просмотренного фильма, выражает собственное отношение к героям и их поступкам, но замысел рисунка не определён;
Оценка 1, если ребёнок не понимает содержание мультфильма, замысел рисунка отсутствует.
Критерий «Выразительность изображаемых образов»: Оценка 3, если выбранные изобразительно-выразительные средства используются ребёнком полно и адекватно создаваемому замыслу;
Оценка 2, если в рисунке передаются отдельные средства выразительности, способствующие реализации замысла;
Оценка 1, если выбор изобразительно-выразительных средств в рисунке случаен.
Критерий «Оригинальность изображаемых образов»: Оценка 3, если в рисунке изображён выразительный образ в оригинальной творческой манере с использованием разнообразных художественных техник и материалов;
Оценка 2, если образ не достаточно оригинален, создан по подражанию;
Оценка 1, если в рисунке отмечены традиционные шаблонные изображения, используются изобразительные материалы и техники, не соответствующие изображаемым образам. В результате выполнения диагностического задания, рисунки детей были отнесены к высокому, среднему, низкому уровням. По сумме набранных баллов к высокому уровню были отнесены дети с суммой баллов от 12 до 15, к среднему уровню - 8-11 баллов, к низкому - 5-7 баллов.
В серии констатирующих занятий «Мои любимые мультфильмы» детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своём любимом мультфильме в рисунке. Дошкольники могли самостоятельно выбирать различные художественные материалы, определять формат листа бумаги для рисунка.
Анализ образного содержания детских рисунков показал, что дети рисуют под влиянием современных компьютерных американских фильмов: «Черепашки-Ниндзя», «Человек-Паук», «Бэтмен», «Тачки», «Шрек», «Том и Джерри» и др. Дети отдавали предпочтение изображению только положительных героев. Динамику действия героев в пространстве листа бумаги не изображали, а выражали в рассказах о рисунках.
Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
В создании мультфильмов художники-мультипликаторы используют закономерности и выразительные средства изобразительного искусства, что являлось основанием для организации и проведения эксперимента, направленного на целенаправленное научно-обоснованное приобщение детей к кино как к средству развития детского изобразительного творчества в рисовании.
В результате теоретического анализа литературы, просмотра и анализа мультфильмов нами определены требования к отбору фильмов для проведения эксперимента. Это мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявлялся в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Содержание соответствовало возрастному восприятию детей и кадры кино выполнены следующими изобразительно-выразительными средствами экранного языка кинематографа, которые дети могли усвоить и передать в своих рисунках: многообразие героев; динамику форм; сложную композицию кадра; выразительный колорит; богатство изобразительных техник. На основе этих требований и теоретического анализа литературы определены критерии оценки развития детского изобразительного творчества в рисовании по мотивам мультфильмов: наличие замысла, выразительность изображаемых образов, оригинальность изображаемых образов.
С целью определения последовательности просмотра разного вида мультфильмов были изучены, просмотрены и проанализированы более 200 мультипликационных фильмов, созданных разными техниками экрана - кукольных, рисованных, компьютерных и выявлены их различия, что послужило обоснованием этапности их использования для развития детского изобразительного творчества. Для просмотра с дошкольниками отобраны основные виды мультипликации и последовательность приобщения детей к ним. Первыми просматривались с детьми кукольные мультфильмы, потому что для первоначального киновосприятия важно, что в них ограниченное количество героев и сюжетов, замедленны движения живых объёмных форм, знакомые куклы. Затем приобщали детей к рисованным мультфильмам, в которых более условны изобразительные средства, более многочисленны и сложны использованные художественные материалы и техники, тщательно прорисованы формы предметов. По мере развития киновосприятия предлагали детям для просмотра компьютерные мультфильмы, которые отличаются экспрессией, большим количеством образов, действий, сложными композициями, ярким колоритом, имитацией различных художественных техник.
Эксперимент проводился в ГОУ д/с № 1276, 1406, 1462, 2156 ЮЗОУО г.Москвы. В детских садах были созданы условия, способствующие развитию детского изобразительного творчества под влиянием киноискусства: собрана фильмотека DVD и видео фильмов, представлены технические средства обучения (мультиформатные DVD-плееры, видеомагнитофоны, телевизоры), обеспечено наличие разнообразных художественных материалов, оборудованы места работы, разработаны серии занятий, оформлена галерея из кадров с мультипликационными героями.
При проведении экспериментальной работы с детьми в дошкольных учреждениях, отборе фильмов и организации просмотров, предварительной и последующей деятельности детей учитывались следующие санитарные нормы, изложенные в нормативах СанПиН 2.4.1. 1249-03 от 26 марта 2003г.: для просмотра видеофильмов использовались телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки - 1-1,3 м. Стулья расставлялись так, чтобы первый ряд стоял не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливались ряды стульев по 4-5 в каждом (из расчёта на одну группу); расстояние между рядами стульев - 0,5-0,6м; рассаживались дети с учётом роста. Непрерывная длительность просмотра мультфильмов в старшей и подготовительной группах — не более 30 минут. Экран телевизора располагался на уровне глаз сидящего ребёнка или чуть ниже. Просмотр передач и мультфильмов в вечернее время проводился при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещённым вне поля зрения детей.
Формирующий эксперимент включал пять серий просмотров-игр (30 занятий), индивидуальные занятия, экскурсии в кинотеатр. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня в игровых ситуациях. На основе теоретического анализа исследований и фильмов выявлены и определены следующие экранные изобразительно-выразительные средства - образность, динамика, композиция, колорит, изобразительная техника. Эти изобразительно-выразительные экранные средства явились основным объектом эстетического восприятия детьми мультфильмов и отражения их в рисунках. С целью приобщения детей к эстетическим, изобразительно-выразительным качествам образов мультипликационных кинофильмов, отражению и интерпретации их в рисунках разработаны и проведены соответственно пять серий формирующих занятий.
Методика экспериментальных просмотров кино, игр, занятий строилась на принципах свободы выбора замысла, сюжета, героев, способов их расположения и изображения в пространстве листа, адекватных изобразительных техник. Разработаны и использованы следующие методы развития детского изобразительного творчества: метод экспериментирования с новыми образами, диагностирования динамики образов, моделирования игровой ситуации, метод сравнительного анализа, метод экспериментирования с новыми художественными техниками.
Каждое экспериментальное занятие по развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов состояло из трёх частей, которые отделялись одна от другой проведением физкультминутки, переходом из одного помещения в другое, либо оздоровительной процедурой (приём коктейля) и др.
Первая часть занятия — «Мы выбираем мультфильм», в которой детей знакомили с разнообразием мультипликационных фильмов на дисках и видеокассетах. Дошкольники рассматривали кадры из фильмов, размещённые на афишах, иллюстрациях, узнавали знакомые образы и каждый из фильмов хотели посмотреть.