Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Васильева Людмила Геннадьевна

Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента)
<
Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васильева Людмила Геннадьевна. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ульяновск, 1998 203 c. РГБ ОД, 61:00-13/372-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7лет 13

1. Орнаментальный образ как многоуровневая система и модель отношения человека к миру 13

2. Геометризированный орнамент — феноменальное явление чувашского декоративно-прикладного искусства 25

3. Психолого-педагогические основы формирования художественного образа в орнаментальной деятельности дошкольников 38

ГЛАВА II. Особенности использования дошкольниками образов чувашского орнаментального искусства в рисовании и аппликации /по материалам.констатирующего эксперимента .. 56

1. Условия формирования художественного образа в декоративно-орнаментальной деятельности детей в системе общественного дошкольного образования Чувашской Республики 56

2. Специфика восприятия и осмысления детьми 4-5 лет орнаментальной образности чувашской народной вышивки и узорного ткачества 62

3. Исходные уровни сформированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях детей 4-5 лет 80

ГЛАВА III Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7лет 93

1. Задачи, содержание и этапы формирующего эксперимента 93

2. Развитие интереса к восприятию и пониманию орнаментального образа 100

3. Формирование способности к созданию орнаментального образа в рисовании и аппликации 120

4. Динамика орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет 146

Заключение 155

Литература 159

Приложения 1-12 177

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашей страны, когда происходят глубокие изменения в ее политической и экономической жизни, когда наблюдается нестабильность межнациональных отношений, очевидна необходимость обеспечения полноценного развития каждого ее гражданина.

Проблема национального и духовного возрождения России в настоящее время тесно связана с развитием образования, с необходимостью изучения и осмысления огромного опыта истории и культуры разных народов. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них /29, 195, 197, 154, 28, 194 и др./ подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа /132, с. 142/. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Важность обращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно

стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.

Многие проблемы освоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и круг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияния творений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративной деятельности. Разработаны пути формирования декоративно-орнаментального творчества средствами аппликации /15/, рисования /197, 28, 91, 208, 148, 164, 51 и др./, развития творческих способностей в декоративной лепке /200/, в оформительской деятельности и в процессе ручного художественного труда/141, 142, 115, 50/. Изучена проблема формирования выразительности образа в декоративной аппликации, рисовании, лепке /16, 73, 63, 200/.

В ряде исследований раскрыты возможности народного декоративного искусства в эстетическом воспитании детей. Отдельные из них посвящены этому вопросу в целом /115, 87, 136/, в других рассмотрена его роль в этом процессе /197, 28, 194, 200 и др./. Исследованы такие проблемы, как развитие эстетических чувств в процессе ознакомления с художественными созданиями народа /174/, формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству /113, 5/, к действительности посредством него /171/.

В отдельных исследованиях рассмотрены возможности использования изделий народных мастеров и декоративно-орнаментальной деятельности детей в их нравственном /194, 201, 200 и др./ и познавательном /197, 153, 200, 15, 73, 113, 5 и др./развитии. В некоторых работах показана необходимость ознакомления дошкольников с декоративным искусством в целях освоения ими образного содержания национальной и семейной традиционной культуры /23, 11/.

Исследования, посвященные проблемам приобщения детей дошколь ного возраста к традиционной народной культуре, в том числе декоративно-прикладному искусству, проведены на материале образцов творчества как русского/194,28, 91, 115, 51, 200, 11, 174, 5и др./, таки других народов /164, 16, 201, 50, 87, 23, 125, 56 и др./. Имеется ряд исследований и по вопросу ознакомления детей школьного возраста с декоративным искусством различных народов /210, 162, 202, 89, 166, 161 и др./.

Выдвинутая нами проблема формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет не была предметом специального исследования, хотя рассмотрение ее отдельных сторон имеет место.

В философско-искусствоведческих исследованиях /25, 79, 129, 152, 156 и др./ орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Овладение смыслом орнаментальной образности произведений, на наш взгляд, может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда — познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому, на наш взгляд, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

Выбор возраста детей — 4-7 лет — в нашем исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символичес-кой деятельности /43, 159/. Уже с 4-5 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов /208, 16, 63, 5/. Возможности осмысления условности орнамента детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла /41, 197, 154, 60 и др./.

К 4-5 годам и рука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более "ловкой, подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном направлении и разной длительности", от уровня развития которых зависит умение творчески решать любую изобразительную задачу /95, с. 38, 42/.

Примерно с 4-летнего возраста у детей начинает формироваться отношение к людям своей и других национальностей /178, 17, 177/. Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.

Итак, выбор темы нашего исследования обосновывается социальной значимостью и национальной обусловленностью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.

В связи с этим проблема исследования заключается в разработке теоретических и методических основ формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет на материале чувашского

геометризированного орнамента.

Цель исследования — выявление и обоснование комплекса оптимальных условий и путей, обеспечивающих формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет.

Объектом исследования является процесс формирования эстетического отношения детей 4-7 лет к образам чувашского орнаментального искусства.

Предметом исследования выступают педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет.

Гипотеза исследования включает следующие положения:

1. Развитие эстетического отношения к окружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей 4-7 лет к созданию орнаментального образа.

2. Формирование орнаментального образа в изобразительном творчестве ребенка представляет собой поэтапную динамическую систему и зависит от следующих условий:

— активизации его эмоционально-чувственной сферы с последующим познавательным, художественно-творческим и нравственным развитием;

— формирования способности понимания орнаментального образа в единстве его ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и выразительно-изобразительной стороны воплощения;

— овладения системой передачи изобразительно-выразительных средств геометризированного орнамента в рисовании и аппликации.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет на ма териале чувашского геометризированного орнамента.

2. Определить особенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности в рисунках и аппликативных работах детей 4-7 лет.

3. Разработать вариативные модели и программу формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет в контексте становления их личности.

4. Выявить динамику орнаментального образа в рисовании и ап пликации детей 4-7 лет.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения эстетики о художественном познании действительности, художественном образе, эстетическом отношении человека к действительности и искусству; положения искусствознания о сущности и специфике декоративно-прикладного искусства, искусствоведческой концепции художественной вещи; положения психологии и педагогики о культурно-историческом развитии психики, взаимодействии обучения и творчества в активном усвоении художественного опыта и развитии творчес ких способностей детей, роли эмоционального фактора в формирова нии личности, развитии у дошкольников эстетического отношения к миру и искусству, теории деятельности, в том числе знаково-символи-ческой; общие положения названных наук о воспитывающей и развивающей роли искусства; о культурно-гуманистической функции системы современного российского образования.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие научно-педагогические методы: 1/ теоретического поиска: анализ философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогичес кой литературы по изучаемой проблеме; 2/ экспериментально-эмпири ческого уровня: педагогический эксперимент, беседы, наблюдение, диагностические задания, анализ продуктов детской деятельности, моде лирование с фиксацией отдельных фрагментов на фото- и видеозапись, анкетирование, изучение педагогической документации, передового опыта; 3/ методы обработки полученных результатов: математический, компонентного анализа с составлением карт, диаграмм, графиков, таблиц.

Исследование проводилось в 1995-1998 годах в несколько этапов.

На первом этапе — подготовительном /декабрь 1995 - октябрь 1996 гг./ — изучалась и анализировалась литература по теме исследования; определялись его теоретические основы, объект, предмет, задачи; разрабатывались гипотеза и методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе — диагностическом /май - октябрь 1996 г./ — проводились занятия констатирующего эксперимента с детьми 5-го и 6-го годов жизни с целью выявления их возможностей создавать орнаментальный образ в рисовании и аппликации; изучалась практика общественного дошкольного образования по использованию чувашского орнаментального искусства в развитии детей.

На третьем этапе — основном /ноябрь 1996 - май 1998 гг./ — разрабатывалась модель и программа формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет на материале чувашского геометризирован-ного орнамента; проводились формирующий и контрольный эксперименты.

На четвертом этапе—итоговом/1998 г./—осуществлялись анализ и обобщение полученных результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: впервые рассмотрен вопрос формирования орнаментального образа как особая, самостоятельная проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста; установлена его динамика в рисовании и аппликации детей 4-7 лет в зависимости от возрастных и

индивидуальных возможностей дошкольника; разработана модель формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента и ее варианты для детей 4-6 и 5-7 лет; выявлены особенности и свойства орнаментального образа, показатели и уровни его понимания детьми 4-7 лет и сформированности в детских рисунках и аппликациях; определены принципы отбора искусствоведческого материала с учетом его доступности для восприятия орнаментальной образности и воплощения детьми 4-7 лет в рисовании и аппликации.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и внедрении программы по формированию орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет "Таинственный мир геометризированного орнамента"; в подготовке и экспериментальной проверке наглядных пособий /изобразительных моделей оригиналов, художественно-дидактических игр, динамических карточек, таблиц и др./; в возможности использования его результатов и материалов в практике работы дошкольных учреждений, в учебном процессе дошкольных педагогических училищ, колледжей, на дошкольных факультетах в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в ДОУ №№ 160, 177 г. Чебоксары, в с. Синьялы Чебоксарского района Чувашской Республики.

Основные результаты и положения докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Всероссийской — "Проблемы содержания дошкольного образования в условиях многофункциональной сети ДОУ" /г. Ульяновск, 1997/, Ульяновской областной — "Гуманитаризация профессионального образования/г. Ульяновск, 1996/, преподавателей УлГПУ им. И.Н. Ульянова /1996, 1997/, на педагогических советах в ДОУ г. Чебоксары; использовались в лекциях и на практических занятиях /42 часа/ на курсах повышения квалификации дошкольных работников в Чувашском республиканском институте образования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенка-дошкольника определяется нами как отображение, во-первых, модели отношения народа к миру и, во-вторых, как выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения соответствующими данному виду искусства выразительно-изобразительными средствами.

Показателями сформированности орнаментального образа выступают: смысловая целостность изображения, его эмоциональная выразительность, наполненность образами-типами, качество технологического выражения орнамента, оригинальность созданного.

2. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей на материале чувашского геометризированного орнамента возможно в возрасте 4-7 лет. Оно проходит длительный путь: от восприятия, осмысления и воспроизведения линейных и цветовых мотивов к пониманию и воссозданию обобщенной орнаментальности образа как системы взаимодействующих первичных образов и к созданию индивидуально своеобразного, оригинального орнамента.

3. Развитие у детей способности создавать художественный образ в орнаментальной деятельности связано с формированием эстетического отношения к окружающему миру и к декоративно-прикладному искусству.

4. Воплощение орнаментального образа в самостоятельной творческой деятельности детей 4-7 лет обусловлено:

— их пониманием единства трех уровней орнаментального образа: ценностно-смыслового, мировоззренческого, выразительно-изобразительного;

— овладением такими его свойствами, как угловатая геометризиро ванность орнамента, являющаяся реальностью со своими внутренними законами; символическая многомасштабность образов, включающая в себя образ узора, образ художественной вещи и ансамблевый образ национального костюма; многослойная семантичность образов-символов, выражающаяся в многообразии образа одного и того же узора; цветовая символичность и гармоничность, исходящая из взаимодействия локальных цветов по принципу контраста и спектральности; дифференцированная неповторимость композиций, заключающаяся в соответствии определенного орнамента каждому виду изделия.

5. Модель формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет представляет единство четырех взаимосвязанных направлений деятельности: эмоционально-познавательной, орнаментально-изобразительной, орнаментально-творческой, декоративно-игровой и фольклорно-праздничной. Она включает развитие интереса к орнаментальному искусству и его создателям, восприятие и понимание системы образов художественной вещи, формирование обобщенного художественного образа в орнаментальной деятельности, развитие способности к воплощению орнаментального образа в самостоятельном творчестве, реализацию результатов познания и творчества в декоративно-игровой и фольклорно-праздничной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Орнаментальный образ как многоуровневая система и модель отношения человека к миру

Художественный образ с точки зрения эстетики является специфической формой существования искусства. Именно художественная образность составляет "душу" /В.И. Костин/, "плоть и кровь" /И.Ф. Смолья-нинов/ произведения искусства, является его "первоклеточкой" /М.С. Каган/. В настоящее время художественный образ рассматривается как эстетическая категория, или своеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальности или воображаемого мира в материале определенного вида искусства, и как сущность художественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения к жизни, к миру/25, 61, 68, 79, 100, 111, 116, 129, 156, 165, 204 и др./.

В философии, эстетике, искусствоведении сложилась многоаспектная характеристика художественного образа. Анализ философско-ис-кусствоведческой литературы позволил сделать вывод, что орнаментальный образ как разновидность художественного рассматривается в гносеологическом, аксиологическом, семиотическом, национально-историческом, гедонистическом аспектах, осмысление которых позволит нам определить исходные положения в решении задач исследования.

Гносеологический взгляд на природу образности произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что она есть особый способ, а также продукт и духовный результат познания действительности /9, 25, 38, 68, 78, 92, 120, 127, 145, 149, 152, 165 и др./. Поэтому орнаментальный образ универсален и познавательно неисчерпа ем по своему содержанию. Указание на это представляется для нашего исследования особо важным.

Человек воспринимает окружающий его мир образно и знания о нем выражает в образах, а образное отражение, по мнению Ю.И. Романова, всегда является человеческим познанием на том или ином уровне его бытия и становления /149/.

Развивая эту мысль, И.Ф. Смольянинов отмечает, что процесс постижения и воспроизведения объективного мира осуществляется в результате глубокого осмысления и сложной духовной переработки жизненных восприятий и эстетических впечатлений в образность искусства /165/. Основу и смысл ее составляет объективный мир, т. е. сама жизнь. Но художественный образ — это не точное и полное воспроизведение конкретных явлений действительности. Он никогда, как считает В.И. Костин, полностью не совпадает с объективной реальностью, а отражает мир по-особому: не буквально точно, а изменяя и дополняя /100/. Художник, создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительности не все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки. В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира. Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник-прикладник в отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, не воссоздает целостные предметы природы /79/. Образ в прикладном искусстве не имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэти-ческая картина мира/79, 128, 152/. О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека, была материализованным его представлением об устройстве мира/199/. Еще древний человек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира, "в своем повседневном микрокосме отражал весь макрокосм" /152, с. 30/, не конкретную действительность, "а мир в целом" /24, с. 38/.

М.А. Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают сво еобразное суждение о Вселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — это одновременно и материальная функционально-целесообразная вещь, и модель отношения человека с миром /129/. Простейшими примерами отражения представлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписная прялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национального костюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища: изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложнен ного объема с галереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированные язычеством и христианством /24, 129, 152/. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалось сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ее назначении органично вплеталось в образ /9, 156/.

Таким образом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закреплены представления о вечном порядке и гармонии

if мироздания, а отсюда — их космологический образный строй /24, 127/.

Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их "уцелевшим осколком древнего мира 735, с. 244/.

Геометризированный орнамент — феноменальное явление чувашского декоративно-прикладного искусства

Проблема формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет, обозначенная нами, решается средствами чувашской народной вышивки и узорного ткачества, характеризующихся гео-метризированной орнаментикой. Она определяет необходимость выявления особенностей названных видов декоративно-прикладного искусства и возможностей использования их образов в детском декоративном творчестве.

Вышивка и узорное ткачество в искусстве чувашского народа — яркие и оригинальные явления /прил. 1, фото 1-8/. В них наиболее широко и масштабно реализованы его таланты. Причина нашего особого внимания именно к этим областям народного творчества из всего многообразия орнаментального искусства связана с тем, что они являются одним из древних и распространенных способов орнаментации тканей. В настоящее время вышивка и ткачество потеряли свое первоначальное значение, но еще продолжают жить в народе и в своей неповторимой художественно-образной форме служат эталоном красоты, предметом удовлетворения эстетических потребностей, а также украшением одежды, имитированной под народную. Кроме того, как показывают материалы эксперимента, педагоги дошкольных учреждений республики знакомы с ними в большей мере, чем с остальными художественными творениями, и проявляют к вопросу ознакомления детей с чувашской вышивкой и узорным ткачеством повышенное внимание, а дошкольники рассматривают изделия названных видов с большим интересом, нежели другие.

Вопросы о художественных особенностях вышитых и тканых произведений чувашских народных мастеров находят многогранное отражение в трудах видных этнографов и искусствоведов /44, 134, 140, 172, 181, 215 и др./.

Главным носителем чувашской вышивки и узорного ткачества можно назвать женский костюм, который в полном своем комплексе являет перед современниками обширный свод свидетельств о культуре народа и дает возможность со всей точностью и яркостью образно представить внешний вид далеких чувашских предков.

Чувашскую народную вышивку невозможно перепутать с вышитыми изделиями других народов. 32 стежка и около 40 их разновидностей не имеют себе подобных. Это уникальная древняя двусторонняя вышивка, т. е. лицевая и изнаночная стороны изделий ничем не отличаются друг от друга. Великим открытием чувашского народа является и вышивание по счету нитей в строго выверенной математической гармонии частей и целого. Узоры делаются из точного расчета 2x2, 3x3 и т. д. Чтобы не нарушить стройность орнамента, нельзя ошибиться при счете даже на одну-единственную ниточку. Вряд ли найдется народ, живущий на столь небольшой территории и демонстрирующий при относительном единстве языка и обычаев такую различную цвето-орнамен-тальную систему. Вышивка разных этнографических групп — верховых чувашей /виръял/, срединных /анат енчи/ и низовых /анатри/ — с давних времен отличалась своеобразием. Узоры низовых и более близких к ним средненизовых чувашей всегда вышивались на белом холсте полихромно, крупно в сочетании с мелкими элементами. Виръялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили миниатюрный, филигранно выполненный орнамент, совпадающий с руническим письмом /прил. 1, фото 6/.

В художественном ткачестве чуваши также, как и в вышивке, создали образцы яркого декоративного искусства. Наиболее богатой отраслью узорного тканья было создание концов головных повязок — сурбанов. При их изготовлении применялись три типа узорного ткачества: первый, наиболее древний, — двухцветное тканье, узор выполнялся красными нитками по белому полю; второй — тканье полихромное, на белом фоне—крупный геометрический орнамент /прил. 1, фото 4/; третий — выпуклый многоцветный узор создавался на красном фоне /прил. 1, фото 3, 5/.

Национальное своеобразие произведений чувашского декоративно-прикладного искусства заключается в их особой художественной образности. На основе анализа искусствоведческой литературы и этнографических материалов мы выделили особенности орнаментального образа чувашской народной вышивки и узорного ткачества. Специфику его построения составляют такие свойства, как угловатая геомет-ризированность орнамента, символическая многомасштабность образов, многослойная семантичность линейных образов-символов, цветовая символичность и гармоничность, дифференцированная неповторимость композиций.

Условия формирования художественного образа в декоративно-орнаментальной деятельности детей в системе общественного дошкольного образования Чувашской Республики

Выдвинутая гипотеза исследования позволила нам определить задачи констатирующего эксперимента:

1. Изучить состояние работы по исследуемой проблеме в практике дошкольных учреждений Чувашской Республики.

2. Выявить особенности восприятия и осмысления детьми 4-5 лет системы орнаментальной образности чувашской народной вышивки и узорного ткачества, отношение и интерес к ним.

3. Установить уровни сформированности орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-5 лет /на материале чувашского гео-метризированного орнамента/ и характер их творческих проявлений.

При определении этих задач мы исходили из следующих теоретических положений: — необходимым условием формирования художественного образа в изобразительной деятельности детей является умение эстетически вос принимать и оценивать образность произведений искусства /83, 77, 15, 113, 5 и др./; — создание художественного образа связано с развитием у детей эс тетического отношения к искусству /32, 132, 121, 113, 5 и др./; — художественный образ является характернейшей особенностью творческой деятельности и его результатом /41, 180, 13, 197, 154, 30, 83, 95,77, 211 и др./; — интерес детей к определенному виду эстетической деятельности способствует становлению художественного образа/41, 20,214, 197, 154, 95, 22, 72 и др./.

В констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы участвовали 184 ребенка 4-5 лет. Для определения состояния деятельности дошкольных учреждений по использованию чувашского орнаментального искусства в воспитании детей были проанализированы различные формы работы. Изучен педагогический процесс в 34 детских садах республики, проведено анкетирование /опрошено 403 дошкольных работника разной категории, представлявших 18 районов республики из 19 и 7 городов из 8, с составом по месту жительства: город — 66%, село ;— 43% /, проанализированы годовые планы работы 9 районных и городских отделов и управлений народного образования, 35 методических объединений, а также 28 планов воспитательно-образовательной работы с детьми и материал передового педагогического опыта 6 воспитателей и 3 творческих коллективов. Цель указанного направления работы заключалась в выявлении педагогических условий становления личности ребенка средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Изучение практики отражало три взаимосвязанных между собой аспекта: меру использования чувашского орнаментального искусства в работе педагогов дошкольных учреждений, их отношение к данному комплексу и компетентность.

В соответствии с Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" от 27 октября 1990 года, Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики о государственной программе реализации Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" на 1993-2000 и последующие годы от 22 мая 1993 года в детских садах продумана направленность обучения и воспитания детей с учетом региональных особенностей и с целью включения их в родную этнокультурную среду. Дошкольные учреждения оформлены в национальном стиле, в их интерьере широко используется современная чувашская вышивка. В большинстве из них имеются комнаты чувашского быта и микромузеи по декоративно-прикладному искусству, в которых собраны богатейшие этнографические материалы. Это создает условия не только для общения детей с подлинными изделиями народных мастеров, но и для формирования у них конкретных представлений о стилевых особенностях искусства своего народа.

Вопросы ознакомления с чувашским народным искусством обсуждаются на заседаниях Совета отделов и управлений народного образования, на совещаниях с заведующими дошкольными учреждениями, а также на семинарах-дискуссиях с воспитателями. В отдельных городах и районах республики организованы клубы по интересам, изучающие проблемы использования чувашского орнаментального искусства в работе с ДО-школьниками, функционируют проблемные методические объединения воспитателей, рассматривающие различные вопросы названного направления. Руководители дошкольных учреждений также проводят работу по повышению уровня художественной образованности воспитателей. Наблюдение педагогического процесса в детских садах показало, что дети с большим интересом и удовольствием рассматривают творения чувашских народных мастеров, охотно выполняют декоративные работы на основе названного вида искусства. С ними организуются экскурсии в краеведческие музеи районов, Национальный музей республики, с целью под Ц- держания интереса — тематические выставки и временные экспозиции, что расширяет опыт детей в познании художественных достоинств изделий прикладного искусства, созданных родным народом.

Задачи, содержание и этапы формирующего эксперимента

На основании данных констатирующего эксперимента мы определили цель и задачи формирующего этапа исследования.

Цель — показать возможность формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента.

Задачи: 1. Разработать и апробировать педагогическую технологию поэтапного формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет.

2. Установить динамику орнаментального образа в рисунках и аппликациях детей 4-7 лет.

3. Выявить влияние возрастных и индивидуальных различий детей на процесс формирования орнаментального образа.

Исследование было организовано в два этапа: первый — с детьми 4-6 лет, второй — с теми же обследуемыми дошкольниками, но уже в следующем возрастном периоде — 5-7 лет. В экспериментальном обучении принимали участие 60 испытуемых.

В формирующем эксперименте во всех группах проводились одинаковые по содержанию и способам обучения занятия, за исключением отдельных из них. Дифференциация работы заключалась в отборе различных типов заданий для детей разных возрастов в соответствии с их возможностями. Такой подход к организации опытной работы осуществлялся с целью выявления динамики и темпа становления орнаментального образа в детских рисунках и аппликациях.

Формирующий эксперимент включал 40 занятий, в том числе 37 из них для детей 4-6 лет.

Входе исследования мы использовали различные наглядные материалы: — 22 подлинных образца чувашской народной вышивки и узорного ткачества конца XIX — начала XX веков /фотографии некоторых из них в прил. 1/; — 18 изобразительных моделей оригиналов, представляющих собой линейные образы национального орнамента, выполненные на основе этнографических материалов в традиционной для чувашской народной вышивки технике, по счету нитей /в прил. 5 на фото 1-8 некоторые из них/; — комплект цветных диапозитивов — слайдфильм из 36 кадров "Чувашское декоративно-прикладное искусство"; — комплекс из 33 художественно-дидактических игр и игровых упражнений /прил. 5/; — карточки с рисунками чувашских узоров и их образами-символами /в прил. 6 в уменьшенном варианте отдельные из них/; — динамические модели создания линейных образов чувашской народной вышивки и узорного ткачества /в прил. 7 в уменьшенном варианте отдельные из них/; — динамические модели создания линейных орнаментов /в прил. 8 в уменьшенном варианте отдельные из них/.

Для обеспечения целенаправленного процесса формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет мы разработали его гипотетическую базисную модель /прил. 3/, на основе которой были составлены ее варианты для детей 4-6 и 5-7 лет.

При построении модели мы исходили из трехаспектного ее рассмотрения: с точки зрения психологических вопросов формирования орнаментального образа, информационного обогащения детей познавательно-искусствоведческим материалом и определения руководящей роли педагога в процессе становления художественного образа в орнаментальной деятельности.

В связи с этим модель раскрывает 4 взаимосвязанных этапа деятельности: эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный, каждый из которых имеет свои конкретные цели.

Основной целью первого этапа — эмоционально-познавательного — является воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к искусству орнамента, его создателям и развитие восприятия и понимания системы художественной образности произведений декоративно-прикладного искусства, их духовно-содержательного смысла.

Второй этап — орнаментально-изобразительный — ставит главной целью овладение детьми средствами создания орнаментального образа.

Третий — орнаментально-творческий — направлен на развитие способности к самостоятельному созданию орнаментального образа по содержанию, заданному педагогом, и по собственному замыслу.

Четвертый этап — декоративно-игровой и фольклорно-празднич-ный — связан с реализацией результатов познания и творчества.

Похожие диссертации на Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (На материале чувашского орнамента)