Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Лукашова Анастасия Анатольевна

Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
<
Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лукашова Анастасия Анатольевна. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 1998 179 c. РГБ ОД, 61:98-13/931-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования выразительного образа в детском рисунке 14

1.1 Понятие художественного образа в изобразительном искусстве 14

1.2 Роль художественных техник в создании выразительного образа 23

1.3 Психология формирования выразительного образа в детском рисунке 30

1.4 Вопросы формирования выразительного образа в детском рисунке в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях 35

ГЛАВА 2. Художественные техники как средство создания выразительного образа в изобразительном искусстве 41

2.1 Техники рисунка как основа создания выразительного образа 41

2.2 Художественно-выразительные средства техник гравюры как условие проявления творчества 52

2.2 Сложная композиция в технике коллажа 56

ГЛАВА 3. Педагогические условия формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник 59

3.1 Экспериментальное изучение проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник ( констатирующий эксперимент) 60

3.2 Обоснование и разработка дополнительной экспериментально- вариативной программы развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник

3.3 Техники акварельных мелков и рисунка кистью как пропедевтический фактор усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания

выразительного образа 89

3.4 Усвоение дошкольниками формальных законов композиции и колорита средствами техник монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами 120

3.5 Выразительный образ в технике коллажа как показатель развития детского изобразительного творчества 133

Выводы 142

Список литературы приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема формирования

выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами

нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению

особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его

развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной ( 1940 ), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и

др.

Исследования Т.С.Комаровой посвящены специальному изучению

проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только

зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования , но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось

только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не

исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что

послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках.

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах : многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в

детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.

Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г.Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю.Б.Борев, В.В.Скатерщиков, А.К.Дремов, В.А.Разумный, ХШ.Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной

деятельности.

Эстетическое наслаждение, которое получает человек при восприятии художественного образа, обусловлено не только глубоким содержанием, но и прекрасной формой. Мастерство художника оказывает на нас большое художественное воздействие и способствует восприятию того содержания,

которое заложено в образе.

Диалектическая взаимосвязь содержания и формы художественного образа в том и состоит, что содержание непременно оформлено , а форма более или менее полно отражает содержание. В то же время психологи рассматривают художественный образ как форму идеального, которая возникает в сознании художника, затем им воплощается в материале и снова переходит на уровень субъективной реальности - в сознание зрителя. Они отмечают знаково-символический характер художественного образа, подчеркивая, что художественный образ отличается от психического

( мысленного, выражающего лишь общее, и чувственного, выражающего лишь индивидуальное) своей наглядностью и конкретностью.

Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества

АЛ Дмитриева, СВ.Иванникова , В А.Инжестойкова, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова , Л.В.Компанцева, Н.П.Сакулина, Е.А,Флерина и др., которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

Л.А.Венгер, Е.Н.Игнатьев, Н.П.Сакулина и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

Исследователи В.С.Кузин, Б.М.Неменский,, Р.М.Чумичева и др. исходят

из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны

взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.

Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания

образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Т.С.Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет , что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. ( 95, С. 8 )

Она утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов ( бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств. (91, 94, 95 )

Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. ( 36 )

Исследователи Т.Г.Казакова, В.Б.Косминская, Н.П.Костерин, Н.Б.Халезова, и др. рекомендуют использовать в детском изобразительном

творчестве следующие материалы и техники : акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов : сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша «Ретушь». (78„101,102)

В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

Проблема исследования. Определить каковы педагогические условия формирования выразительных образов средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник в рисунках старших дошкольников.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает процесс создания выразительного образа в рисунках дошкольников 6-7 лет.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования у дошкольников умений и навыков создания выразительного

образа в рисунке средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник.

Гипотеза исследования. Процесс формирования выразительного образа в детском изобразительном творчестве средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник будет проходить успешно, если будет теоретически обоснована эффективность применения нетрадиционных художественных техник в изобразительном творчестве дошкольников ; будут выявлены нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обоснована доступность старшим дошкольникам средств выразительности, будут разработаны методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными художественными техниками ; будут обеспечены преемственность и последовательность в обучении детей приемам работы в нетрадиционных художественных техниках, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников ; будут созданы педагогические условия для усвоения изобразительно-выразительных особенностей каждой техники, средств создания выразительного образа, некоторых закономерностей композиции и колорита.

Задачи исследования:

1. Проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании.

2. Выявить особенности формирования выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник, как показателя развития детского изобразительного творчества.

3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития детского изобразительного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.

Методологической основой являются философские положения о художественном творчестве и художественном освоении действительности, о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, диалектико-материалистическая концепция формы и содержания; об эстетическом восприятии и понимании искусства, об эстетическом отношении к действительности и творческих способностях, об особенностях развития детского художественного творчества, а также положения о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования:

? теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы ;

? педагогический эксперимент; разработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программы;

? анализ процесса обучения ;

? анализ продуктов детского творчества, полученных в специально организованных условиях.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, такие как : акварельные мелки, рисунок кистью, монотипия, работа с губкой и матрицами, гравюра на картоне, коллаж ; раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник. Результаты исследования обогащают теорию развития детского изобразительного творчества описанием нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, определением условий формирования у старших дошкольников умений и навыков создания выразительных образов в нетрадиционных художественных техниках.

Практическое значение исследования . Выводы и рекомендации исследования прошли опытную проверку в дошкольных образовательных учреждениях, показавшую, что техники акварельных мелков, рисунка кистью, монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами, коллажа значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита. Исследование сочеталось с разработкой и проведением семинара-практикума «Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников», в материалах которого нашли отражение теоретические положения диссертации. Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования, в детских изостудиях, на курсах повышения квалификации педагогов.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы об искусстве как специфической форме общественного сознания, о творчески деятельной сущности личности, о специфике художественного отражения действительности и художественного выражения с опорой на концепцию о всесторонне, гармонически развитой личности; обеспечивается методологическим подходом, реализацией комплексной методики

исследования, адекватной его задачам и природе изучаемого явления, экспериментальной проверкой и апробацией результатов в сочетании с качественным и количественным анализом теоретических и экспериментальных данных исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Художественная техника выступает в рисунках дошкольников как форма выражения содержания, т.е. образа, в котором проявляются чувства,

знания и умения детей.

2. Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

3. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

4. Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих условиях : доступность нетрадиционных художественных техник , предлагаемых к освоению; использование различных форм занятий (комплексные занятия, основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение ); использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

5. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.

Апробация исследования. Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы. Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях «круглого стола», педагогических советах в ДОУ: Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.В.Кенеман, Москва, 1996 ( тезисы опубликованы ); Юбилейная конференция МПГУ, Москва, 1997 ( тезисы опубликованы ) ; Международная научно-практическая конференция, Москва, 1997 (тезисы опубликованы ) ; семинар-практикум по теме «Нетрадиционные художественные техники в детском творчестве» для преподавателей детских изостудий при Краснодарском дошкольном методическом центре; конференции на факультете педагогики и психологии дошкольников МПГУ, Москва, 1996 ; заседания кафедры эстетического воспитания дошкольников факультета МПГУ, заседания кафедры дошкольного факультета Кубанской Академии физической культуры ; педагогические советы детских садов № 48 и 73 г. Краснодара, № 1170, 777 г. Москвы.

Понятие художественного образа в изобразительном искусстве

Изобразительное искусство в современной эстетике определяется как форма общественного сознания, форма познания действительности, отражающая мир в конкретных, зримых образах, т.е. художественных. Изобразительное искусство отличаются от других видов искусства по предмету преимущественного отражения, по характеру и типу образности, по способу удовлетворения эстетической потребности, по материалу и по законам создания своего специфического художественного образа.

Художественный образ в изобразительном искусстве содержит в себе как общие признаки художественного образа как основной эстетической категории, так и имеет только ему присущие отличительные особенности.

Характеризуя художественный образ как общеэстетическую категорию, следует отметить, что проблема его изучения имеет глубокие исторические корни. Еще Ф.Шиллер рассматривал художественный образ как структурную единицу всякого искусства. В учении Г.Гегеля, давшем толчок множеству дальнейших теорий, художественный образ определялся как специфический способ художественного познания абсолютной идеи. В.Г.Белинский, сохраняя гегелевское понимание образа, предметом познания считал не абсолютную идею, а реальный мир, окружающую действительность. ( 32 )

Одно из интересных определений художественного образа было дано болгарским теоретиком Тодором Павловым. Согласно этому определению художественный образ - это неразрывное единство эстетической реальности, идейности-духовности и художественной меры, а искусство есть система художественных образов.

В настоящее время ни на гносеологическом, ни на психологическом уровнях не существует единого понимания природы художественного образа, его строения, закономерностей его порождения и формирования в творческом процессе. Работы и высказывания ряда исследователей Б.С.Мейлаха, А.С.Мигунова, ГЛ.Ермаш, Х.Ш.Якубовой и др. по данной проблеме свидетельствуют о том, что исследования художественного образа далеки от завершения и сама категория «художественного образа» требует дальнейшего изучения. (122,129, 53, 201)

На современном этапе развития философской и психологической наук в исследовании художественного образа можно выделить несколько основных тенденций. Так Ю.Б.Борев рассматривает образ как форму мышления в искусстве, раскрывая наряду с В.В.Скатерщиковым, Ю.А.Лукиным, А.Я.Зисем и др. его характеристики. (16,61,116)

Художественный образ всегда метафоричен. Это иносказательная метафоричная мысль, раскрывающая одно явление через другое. Метафоричность придает искусству глубокий внутренний смысл, помогает глубже познавать мир и воздействовать на чувства человека.

Художественный образ отличается ассоциативностью. Мышление художника ассоциативно. В известном смысле образ строится через сопряжение далеко отстоящих друг от друга явлений. Он обладает самоподвижностью, имеет свою логику, развивается по своим внутренним законам, и нарушать эти законы нельзя.

Одна из отличительных черт художественного образа - многозначность. Образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь, исчерпать которую невозможно, поэтому одним из аспектов многозначности является недосказанность. Эмоциональность -исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Для его создания важно не только отражение действительности, но и идейно-эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. Французский скульптор О.Роден писал : «Искусство ... это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается.»

Художественный образ выступает как единство объективного и субъективного. В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое жизненное содержание. Вместе с тем искусство не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. В образ входит не только материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, но и его отношение к изображаемому, а также все богатство личности творца, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее сам образ.

Художественный образ соединяет в себе индивидуальное и типическое. Всякий художественный образ выступает либо как конкретное изображение тех или иных явлений действительности, либо как выражение определенных событий духовной жизни человека, либо переплетает между собой то и другое. Но при этом в нем не просто представлены индивидуально определенные черты, а раскрываются общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе.

Образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток авторский почерк, особенности его творческой манеры. Оригинальность выполняет интегративную функцию при формировании образа, способствует более яркому, своеобразному отражению, переломленному через субъективное видение и исполнение.

Роль художественных техник в создании выразительного образа

В изобразительном искусстве под техникой ( от греческого technike -искусная и techne - искусство, мастерство ) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение. В то же время понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального использования художественных возможноствей материалов в передаче вещественности предметов, лепке объемной формы, моделировке пространственных отношений и пр. Таким образом, техника является одним из элементов системы выразительных средств создания художественного образа.

Очень широко понятие техники трактовал замечательный русский художник-педагог П.П.Чистяков: « Техника - это то, что называется простота, высота в искусстве, основанная на законном изучении всех сторон искусства и на умении применять это изучение на практике...» Техника включает в себя умение рисовать и писать объемную трехмерную форму в пространстве, понимание того, из чего строится форма и как ведется работа над творческим произведением. « Все изучить, познать на деле, быть мастером вполне...» -таковы условия, необходимые для настоящей техники. « Техника - это язык художника, развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее Вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную Вами красоту.» ( 34, С. 117-119)

В теории методики преподавания изобразительного искусства существует несколько точек зрения на роль техники в создании выразительного образа. Во второй половине 19 века как отзвук противоборства между философскими идеями материализма и идеализма в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине - ее идея, а следовательно техническое исполнение не так уж и важно. На что выдающийся русский художник И.Н.Крамской писал : « Почему я должен преклоняться, когда прекрасная идея и сюжет дурно исполнены ...Надо любить искусство слишком головой и теоретически, чтобы прощать художнику небрежное исполнение ради идеи.» Художник справедливо полагал, что лишь произведение, исполненное с высокой степенью мастерства, может дать наиболее полное воплощение идеи. Поясняя эту мысль, он ссылается на пример преемственности между творчеством Перуджино и его прославленного ученика. « Ведь Перуджино нашел все то, что прославило Рафаэля » Тем самым он подчеркивал, какое огромное значение имеет уровень технического мастерства, с которым выражен идейный смысл произведения, получающий в меру этого свое наиболее глубокое и непреходящее значение. 1

Поддержку этой точки зрения мы находим и у П.П.Чистякова : « При благородной высокой идее требуется и высокое, основанное на законных началах исполнение ее. Одно без другого немыслимо.» Более того он считал, что в изящных искусствах идеи, облеченные в несоответствующие формы, порождают упадок. « К сожалению, при хорошем замысле часто приходится видеть неумелое и грубое исполнение .» ( 34, С. 120 )

К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений. И спор о роли художественного замысла и технического исполнения разгорается вновь. Художники-формалисты отрицали необходимость художественной идеи для создания произведения искусства. Они считали, что вполне достаточно интересной техники и мастерского исполнения, что техника сама подскажет

Крамской И.Н. Письма, статьи. - М., 1960,т1, С. 2 художнику что и как изображать. Такой подход имел неожиданные, в том числе и полезные результаты. В это время возникает множество новых техник и приемов ( коллаж, пуантилизм и др. ), художники стремятся использовать в своих работах все новые и новые материалы ( анилиновые и синтетические краски, пластмассы, синтетические клеи и т.д.), благо технический прогресс предоставляет им такую возможность.

Техники рисунка как основа создания выразительного образа

В предыдущей главе нами было показано, что создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция. В свою очередь исследователи детского изобразительного творчества указывают на то, что многие из средств выразительности доступны детям дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.

В настоящее время организация такого обучения ориентируется на освоение дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа посредством различных художественных техник : техник рисунка, живописи, графики и т.д. Каждая группа художественных техник обладает своим диапазоном изобразительно-выразительных средств, однако мировой художественной практикой признано, что именно техники рисунка являются тем фундаментом, на котором строится художественный образ в изобразительном искусстве. Еще Микеланджело называл рисунок «высшей точкой и живописи, и скульптуры, и архитектуры ».

Рисунок лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика, рельеф), составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы и объема предметов и расположения их в пространстве.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике и исполнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Не случайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве. Именно рисунок служит базой для решения самых различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка , понимание их специфических особенностей помогает реализовать любой замысел.

В дошкольном рисовании могут применяться различные материалы и техники ( исследования Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, Л.И.Головановой и др.), как простые, так и сложные. Однако, как показали исследования, на первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоєне самой техники, «преодоление материала», а не на создание выразительного образа.

При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа : линией, штрихом, пятном, точкой, фактурой. Однако в зависимости от природных свойств материала каждое из этих средств может быть применено с большими или меньшими усилиями со стороны ребенка, с большим или меньшим художественным эффектом. Например, для того чтобы передать фактуру при помощи графитного карандаша, необходимо обладать высоким уровнем технического мастерства, доступным только профессиональному художнику. Но в технике мягких материалов это доступно и детям дошкольного возраста.

Именно с этих позиций мы провели анализ техник рисунка как основы создания выразительного образа в изобразительном искусстве.

Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих. В зависимости от направления штрих бывает вертикальным, горизонтальным, диагональным и идущим по форме. Он может идти в одном направлении или перекрещиваться. По длине штрихи могут быть длинными и короткими. Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа.

Поскольку штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины, то наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо.

Графит - продукт натурального происхождения черного цвета -представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами. Как самостоятельный художественный материал графит получил распространение с конца 18 века, когда во Франции Н.Ж.Конте, смешивая графит с глиной, добился вещества, пригодного для изготовления карандашей различной твердости.

Экспериментальное изучение проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник ( констатирующий эксперимент)

В главе изложена опытно-педагогическая часть исследования, которая включает в себя: констатирующий эксперимент, направленный на выявление критериев и уровня выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, степени владения ими разнообразными художественными техниками при создании выразительного образа, зависимости выразительности образа от степени владения художественной техникой, а также места нетрадиционных художественных техник в процессе обучения дошкольников изобразительному творчеству; разработку дополнительной экспериментально-вариативной программы развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник; анализ экспериментального исследования эффективности применения нетрадиционных художественных техник для усвоения старшими дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, некоторых закономерностей композиции и колорита, создания сложных композиций. Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента явились : экспериментальные занятия, протоколирование, анализ художественных работ дошкольников, беседы с преподавателями изобразительной деятельности и воспитателями, наблюдения занятий и других форм организации изобразительной деятельности.

Достоверность исследования обеспечивалась тем, что методика эксперимента соответствовала поставленным задачам, а экспериментальные данные подтверждались с помощью методов описательной статистики.

Эксперимент проходил в течение 3-х лет : с 1994 по 1997 учебные годы в дошкольных учреждениях N 48, 73 и 65 г.Краснодара, № 1170, 777 и 1276 г. Москвы. В эксперименте участвовало 250 детей в возрасте 6-7 лет. Каждый учебный год в изостудию поступали новые группы детей старшего дошкольного возраста, которые работали по дополнительной экспериментально- вариативной программе.

3.1 Экспериментальное изучение проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник ( констатирующий эксперимент)

Детские сады, в которых проводился констатирующий эксперимент, можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся детские сады, в которых обучение детей изобразительной деятельности проводят преподаватели изобразительного искусства, имеющие специальное художественное образование, работающие по авторским или экспериментальным методикам.

Как правило, в подобных детских садах работа проводится на более высоком уровне, и дошкольники имеют возможность ознакомиться с достаточным количеством художественных техник и материалов. Однако в этих детских садах преподавателями зачастую не учитываются специфика применения разнообразных художественных техник в дошкольном возрасте, а также своеобразие выразительного образа в детских рисунках, специфика его формирования и воплощения.

Ко второй группе детских садов мы отнесли те, в которых обучение изобразительной деятельности ведется непосредственно воспитателями. В этой группе детских садов использование разнообразных художественных техник, как правило, носит ограниченный характер и связано с отсутствием знаний и практических умений в этой области у самих воспитателей.

В соответствии с гипотезой нашего исследования в ходе констатирующего эксперимента необходимо было: выявить критерии и уровень выразительности художественных образов в рисунках дошкольников 6-7 лет; выявить степень владения старшими дошкольниками разнообразными художественными техниками при создании выразительного образа; установить зависимость выразительности художественного образа от степени владения разнообразными художественными техниками.

Исходя из вышеизложенных задач, мы на основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы составили следующие критерии выразительности художественного образа: композиционное и цветовое решение, техника исполнения, передача настроения, эмоциональность.

Похожие диссертации на Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник