Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Мельникова Ольга Викторовна

Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения
<
Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мельникова Ольга Викторовна. Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ульяновск, 2002 198 c. РГБ ОД, 61:02-13/1664-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования индивидуальной выразительности образа в рисунках старших дошкольников 11

1.1. Философско - эстетические аспекты формирования выразительного образа в художественном творчестве 11

1.2. Историко-искусствоведческий обзор использования графических способов изображения в истории изобразительного искусства и художественного образования ... 23

1.3. Психолого-педагогические основы проблемы индивидуальной выразительности рисунка старшего дошкольника 55

Глава 2. Особенности формирования индивидуальной выразительности рисунков ребёнка 7 года жизни 97

2.1. Организация и результаты диагностического эксперимента ...97

2.2. Основные этапы формирования графических образов в рисунках детей 109

2.3. Динамика проявления черт индивидуальной выразительности в рисунках ребёнка 7 года жизни 140

Выводы 153

Список литературы 157

Приложение 171

Введение к работе

Современный этап развития образования в России - переходный от традиционного образования к личностно ориентированной его модели. Образовать человека сегодня значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству (15, с.11) . Главным условием этого процесса выступает интеграция образования и культуры ( в частности, художественной). Для этого образование призвано заложить в человека механизм культурной идентификации, т.е. установить его духовную связь с общечеловеческой культурой, интериоризировать ( принять в качестве своих) её ценности, и с их учётом построить собственную деятельность.

Начинать решать эту задачу необходимо в дошкольном детстве - сензитивном периоде в плане развития личности, её психических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей в различных видах деятельности. А изобразительная деятельность, в частности рисование, в этом плане, представляет наибольшие возможности для формирования различных сторон личности дошкольника, позволяет ему проявлять творчество, готовиться к осознанной учебной деятельности. Рисуя, ребёнок наглядно выражает свои чувства и эмоции, ярко проявляет свою индивидуальность.

Проблема формирования индивидуализированного художественного образа издавна интересует учёных разных направлений : философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Её философские корни заложены в учении Г. Гегеля, а затем в трудах многих зарубежных и отечественных исследователей ( Ю.Б. Борев, В.М. Гордиенко, А.К. Дрёмов, Л.Г. Медведев, В.А. Разумный, Е.И. Савостьянов, В.В. Скатерщиков и др.).Они определяют художественный образ как особую форму отражения действительности, в диалектическом единстве с содержанием в произведениях искусства. А личностный характер отображения художественного образа - существеннейшая особенность искусства, отличающая его от других форм общественного сознания.

Психолого-педагогические основы формирования выразительного образа в детском творчестве исследованы в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, З.А. Богатеевой, А.А. Лукашовой. Т.Л. Денисовой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной, Е.А. Чекуновой и др.. Они раскрыли особенности создания образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как особую форму изображения и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Авторами были определены отличительные черты образа на разных этапах становления детского творчества, а также критерии и используемые средства выразительности. Это даёт основания называть образы рисунка ребёнка 6 -7лет художественно- выразительными.

На современном этапе развития педагогической науки задача активизации творческих способностей детей приводит исследователей к необходимости поиска новых способов художественного выражения, в основе которых лежит культурно-созидательная функция новой личностно-ориентированной парадигмы образования, которая может обеспечить сохранение, передачу, воспроизводство и развитие лучших традиций культуры, накопленных человечеством.

Проблемно-ориентированный анализ психолого-педагогической литературы показал довольно широкий круг разработанных способов изображения в изобразительной деятельности детей: по опорным линиям; по опорным точкам и намёткам; на основе опорной сетки; по намеченной схеме; способ вписывания изображения в геометрическую форму; способ детализации образа от исходной геометрической фигуры; изображение одной непрерывной линией ( Ф. Фребель, В.М. Захарова, B.C. Кузин, Б.Н. Костерин, Я.Я. Чарнецкий, Т.Я. Шпикалова, Н.Т. Дьяченко, В.Б. Косминская, Пал Корчмарош, Сденек Адла). Но проблема влияния выбора способов изображения на индивидуальную выразительность рисунков детей старшего дошкольного возраста у этих авторов не была предметом специального изучения, что и обозначило проблему нашего исследования:

Какое влияние оказывает предоставление возможности выбора разных графических способов изображения на индивидуальную выразительность рисунков старшего дошкольника.

Решение данной проблемы стало целью нашего исследования. Объект исследования - выразительность образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - процесс формирования индивидуализированного образа в рисунке детей старшего дошкольного возраста средствами графических способов изображения. Гипотеза исследования:

Дети старшего дошкольного возраста способны создать графический образ с чертами индивидуальной выразительности при условии:

- овладения разными способами изображения ( на основе графических моделей) предметов окружающего мира различной трактовки: обобщённо-геометрической, упрощённо реалистической, декоративно-сказочной, приближенной к реалистической;

- предоставления возможности выбора способов изображения предметов;

- овладения умением комбинировать их, видоизменять, дополнять, насыщать образ новыми свойствами и особенностями.

Задачи исследования:

1. Установить возможности ребёнка старшего дошкольного возраста в создании графических образов предметов (птицы, звери, человек) с чертами индивидуальной % выразительности;

2. Разработать и апробировать графические модели для построения детьми сложных образов окружающего мира в разных вариантах трактовки;

3. Определить степень воздействия выбранных ребёнком способов изображения на индивидуальную выразительность его рисунка .

Методологическая основа.

философские положения о художественном творчестве и художественном освоении действительности;

положения об особенностях развития детского художественного творчества;

современные теории и подходы к деятельности;

положения о единстве содержания и деятельности;

положения о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования:

- анализ философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы;

педагогический эксперимент: разработка, апробация и внедрение экспериментально-вариативной программы;

анализ процесса и результатов обучения;

- анализ продуктов детского творчества. Научная новизна и теоретическая значимость :

1. Выявлены доступные овладению дошкольникам способы графического изображения предметов окружающего мира ( птиц, зверей, человека) в различной трактовке: обобщённо-геометрической, упрощённо-реалистической, декоративно-сказочной, приближенной к реалистической.

2. Раскрыта зависимость между индивидуальной выразительностью образа и способами его изображения.

3. Разработана модель поэтапного формирования графического образа с чертами индивидуальной выразительности в рисунках ребёнка старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что достигнуты позитивные результаты в совершенствовании педагогического процесса и руководства изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста; определена система методов обучения детей способам графического изображения наиболее сложных объектов, таких как птицы, звери, человек; разработаны и апробированы содержание и методика формирования индивидуальной выразительности рисунка ребёнка 7 года жизни; разработаны и экспериментально проверены графические модели, способствующие лучшему усвоению детьми способов изображения предметов окружающего мира в различной трактовке (обобщённо-геометрической, упрощённо реалистической, декоративно-сказочной, приближенной к реалистической). Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования, в детских изостудиях, на курсах повышения квалификации педагогов, на лекционных и практических занятиях со студентами педагогических учебных заведений.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы об искусстве как специфической форме общественного сознания, о творчески-деятельностной сущности личности; обеспечивается методологическим подходом, а также его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; использованием комплекса методов, адекватных его предмету, целям, задачам; длительностью характера и возможностью повторения экспериментальной работы; соответствием возрастным особенностям дошкольников, экспериментальной проверкой и апробацией результатов в сочетании с качественным и количественным анализом теоретических и экспериментальных данных исследуемой проблемы.

Апробация: результаты исследования нашли отражение в спецкурсе для студентов УлГПУ факультета дошкольного воспитания, обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики УлГПУ, педсоветах ДОУ №48,№73,№78,№88,№97 г.Ульяновска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуальная выразительность образа в изобразительном творчестве старшего дошкольника рассматривается нами как отображение индивидом некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача собственного эмоционального отношения к нему. Выразительность в детском рисунке может проявляться: в декоративности, в использовании излюбленного содержания, в умении использовать и комбинировать различные способы изображения, цвета. Рисунок ребёнка можно назвать выразительным, если в нём присутствует новизна трактовки, разные способы изображения, творческая импровизация и фантазия.

2. Сформированность выразительного образа в рисунках старших дошкольников определялась такими показателями, как степень развития интереса к изобразительной деятельности , осознание ими разных средств выразительности, изобразительная и техническая грамотность изображения, индивидуальность созданного образа, самостоятельность выполнения работы.

3. Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами графических способов изображения происходит поэтапно: от развития интереса и положительного отношения к возможности создания графических образов птиц, зверей, человека различными способами на материале изоискусства и ознакомления с авторскими графическими моделями, к самостоятельному овладению графическими способами создания образов в разной трактовке (обобщённо-геометрической, декоративно-сказочной, упрощённо-реалистической и приближенной к реалистической), а затем, к творческому отображению в рисовании графических образов с чертами индивидуальной выразительности .

4. Воплощение выразительных образов с чертами индивидуальной выразительности в рисунках старших дошкольников обусловлено:

Овладением разными способами изображения ( на основе графических моделей) предметов окружающего мира различной трактовки обобщённо-геометрической, упрощённо-реалистической, декоративно-сказочной, приближенной к реалистической;

Предоставлением ребенку возможности выбора способов изображения предметов;

Овладением умением комбинировать их, видоизменять, дополнять, насыщать образ новыми свойствами и особенностями.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложения. 

Философско - эстетические аспекты формирования выразительного образа в художественном творчестве

Проблема выразительности образа в художественном творчестве (в том числе и в детском), проявление индивидуальности творца издавна интересовала учёных разных специальностей: философов, искусствоведов, историков, психологов, педагогов и др.

С позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познаёт, но и выражает своё видение, понимание окружающего. Поэтому самовыражение( индивидуальная выразительность) в художественном творчестве не сводится лишь к «чистой» субъективности художника. Он как и всякий человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной жизни, искусства вместе с социальным планом его существования, в культуре того или иного общества (175, с. 112 ). Талант художника выражает « природное», врождённое начало, его индивидуально-неповторимое своеобразие, предрасположенность к творчеству, обострённое воображение, направленность на овладение и применение разных способов воплощения художественного образа в продуктах своего творчества. Однако, это не означает свободы таланта от социальной детерминации, поскольку он, во-первых, теснейшим образом связан с мировоззрением общества и жизненным опытом художника, во-вторых, может быть востребован и реализован только в определённых социальных условиях.

Талант немыслим без мастерства, являющегося продуктом овладения теми или иными средствами, приёмами, методами творчества, накопленными в процессе развития художественной культуры общества. Художественный талант есть одновременно и индивидуальное качество художника, и в высшей степени его социальная ценность. Результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией исторического культурного опыта человека в сфере индивидуального и общественного сознания является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности. Он реализует себя как творческое отношение к действительности, как способ осмыслить, домыслить, дополнить её новыми образами. В связи с этим художественный образ и является формой мышления, существования в искусстве конкретно- чувственного и ,в то же время, обобщённого видения и воссоздания жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.

Современная философия трактует образ как субъективную форму отражения материального мира, как сочетание качеств отражаемой действительности и духовного мира автора, что отражается в особенностях образного языка искусства. В образе сочетаются проявления как единичного ,так и всеобщего, что характеризует духовный мир конкретного человека и общества в целом. Художественный образ являет собой « активно действующего субъекта, который вбирает в себя избранный предметный материал, сплавляет его с душевными переживаниями, выходит из этой плавки всякий раз новым, постоянно оставаясь при этом собой » (59, с.8). Такая интерпретация художественного образа имеет длительную традицию в европейской философско-эстетической мысли. Начало было положено аристотелевской теорией мимесиса ( или подражания), в которой художественный образ уподобляется зеркалу, противостоящему действительности, как особому внешнему предмету. В своей « Поэтике» Аристотель писал : « Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе» (9, с.40).

В дальнейшем эта идея активно разрабатывалась европейским классицизмом, сформировавшим понятие « правдоподобия» в искусстве. Так, Н. Буало настаивал, что мера художественности в произведении искусства должна включать и меру истинности его содержания: « Пусть правда выглядит всегда правдоподобно...»(18, с.78). В XVII веке в Италии появляется трактат Э. Тезауро «Подзорная труба Аристотеля», в котором, опираясь на авторитет древнегреческого учёного, ссылаясь на его « Риторику», итальянский философ и искусствовед настойчиво подчёркивает, что созданные человеческой фантазией художественные образы живут своими особыми законами, отличными от логических построений мышления. Э. Тезауро и Б. Грассиан-и-Моралес - крупнейшие теоретики итальянского и испанского барокко - в своих теоретических трактатах и литературных произведениях аргументировали особое значение интуиции в художественно-образном сознании. Именно интуиция художника, по их мнению, способна проникать в сущность предметов и явлений, комбинировать их и сводить воедино. Отсюда возникает понимание жизни как театрального действия и требование к насыщению художественных образов декоративностью, яркостью, неожиданностью.

Историко-искусствоведческий обзор использования графических способов изображения в истории изобразительного искусства и художественного образования

Истоки искусства уходят в глубокую древность, к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в росписях и гравировках на скалах, писаницах и петроглифах, созданных почти одновременно во многих частях света. Путешественники ещё XVII - XVIII веков упоминают в своих записях о рисунках на камне, встреченных в глухих районах Азии, Австралии и Африки. Но научное изучение этих объектов началось намного позже. По данным археологов уже в эпоху лалеоліяг?а(древнекаменного века -ок. 35-10 тыс. до н.э.) появились такие виды искусства как живопись, скульптура, графика, отображающие бытовой уклад, мифологию, религиозные представления. Художественная деятельность человека в первобытном обществе была неразрывно связана со всеми формами духовной и материальной культуры, образуя первобытный, синкретический, культурный комплекс и лишь спустя столетия, он распался на самостоятельные сферы: религию, искусство (во всём многообразии его форм),спорт, науку..

В пещерных рисунках палеолита специалисты выделяют несколько периодов(162, с.23). Наиболее ранние рисунки примитивны: это контурные изображения голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые «макароны»). В более поздних рисунках эпохи изображены олени, бизоны, лошади, лани, мамонты. Контуры рисунка художники заполняли чёрной или красной краской, затем стали больше внимания уделять деталям косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (оттенками жёлтой и красной краски). Линия контура стала ярче, либо темнее, отмечая светлые или теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть ( гривы лошадей, загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние подчёркивались вырезанной линией.

А в 12 тыс. до н.э. в изображениях появляется объём, элементы перспективы, намечаются пропорции фигур, движение. С удивительной точностью изображая и грозного, мощного бизона и грациозную лань, древние художники передавали силу и грацию, грубость и изящество, хотя, может быть, и не умели ещё сформулировать эти понятия.

В этих образах нас привлекает упрощённо - реалистическая трактовка, близкая опыту детей 6 -7 лет.

В отличии от животных, изображения человека схематичны: непропорциональные конечности, гипертрофированные материнские признаки, отсутствие черт лица.( 1, с. 14). Вероятнее всего, причина этого - неосознанность человеком своего места в картине мира, непознанность себя.

Нам кажется необходимым остановиться на таком аспекте, как специфика живописи и графики применительно к искусству данной эпохи.

Интересен тот факт, что большинство археологов, рассматривая рисунки нанесённые на камень краской, относят их к живописи. По мнению ряда учёных (А.А. Формозова, В.И. Равдоникаса, A.M. Линевского, А.П. Окладникова и др.) этот термин к наскальным изображениям можно приложить только условно (108, с. 15). Специфика живописи и графики заключается не в применении цвета, или в отказе от него, а в разном отношении к плоскости. Живопись даёт иллюзию пространства, открытого окна. Для этого нужна рама,

фон, придающий композиции глубину. Графика же - искусство линии и контура, а не объёма. Плоскостность, непроработанность фона, отсутствие чётких границ присущи всем наскальным изображениям от палеолита до эпохи бронзы, доказывая их принадлежность к миру графики. Возможно говорить лишь о приближении к живописи в наскальных изображениях эпохи позднего палеолита во Франции: полихромные росписи с применением красной, жёлтой и чёрной красок. Но в последующие эпохи данные достижения развития не получили. Мезолитические, неолитические и более поздние росписи - плоскостные и монохромные.

В дальнейшем пещерные изображения утрачивают свою живость; усиливается их стилизация, реалистические рисунки постепенно исчезают: на стенах пещер - беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. Однако, в период мезолита (12-8 тыс. до н.э.) стали преобладать многофигурные композиции и сцены из жизни охотников. В центре внимания - фигуры людей в стремительном движении. Для них характерна условность, символичность изображения, свобода от всего второстепенного, что мешает передавать суть происходящего. В количественном отношении - это десятки, сотни, иногда даже тысячи фигур, созданных в обобщённо-геометрической трактовке.

Организация и результаты диагностического эксперимента

Диагностический эксперимент проводился в период с марта по май 1999 года. Целью данного этапа экспериментальной работы была диагностика характера отображения в рисунке старших дошкольников образов окружающего мира (птиц, зверей, человека) с чертами индивидуальной выразительности. В эксперименте приняли участие дети из пяти ДОУ г. Ульяновска: № 48, № 73, № 78, № 88, № 97 железнодорожного района.

Изучение работы детских садов позволило выявить состояние дел по исследуемой проблеме исследования.

Анализ педагогической документации по работе с детьми показал, что по данным темам работа планируется эпизодически, нарушается систематичность и последовательность задач обучения, формулировки не конкретны и обобщены. Беседы с педагогами показали наличие интереса к названным выше темам, но фактором препятствующим его реализации в работе с детьми выступает недостаточный уровень знаний воспитателями разнообразных графических способов изображения птиц, зверей и, особенно, человека.

Было проанализировано 380 рисунков детей старшего дошкольного возраста на темы « Птица», « Зверь», «Человек». Данная работа проводилась на основе просмотра и анализа имеющихся работ детей, а также было проведено фронтальное занятие по теме «Птица. Зверь. Человек.». Детям было предложено нарисовать птицу, зверя, человека, используя все знакомые приёмы и способы изображения. Конкретное содержание рисунка каждый ребёнок определял сам. Материал : простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки - дети могли использовать по желанию.

Проведённое занятие и имеющиеся детские работы показали, что дети используют навыки рисования и некоторые способы, которые предлагались им ранее на занятиях. Предпочитаемыми трактовками оказались обобщённо -геометрическая ( 42, 3 %) и упрощённо реалистическая (33,9%). Индивидуальная выразительность рисунков детей проявлялась лишь в использовании и сочетании цветов, в некоторых случаях - в декорировании одежды человека, иногда - в наличии окружающей обстановки ( деревья, цветы, трава, облака). В большинстве работ образы не понятны, статичны, не. включены в сюжет. Изображение неполно. Наблюдается подражательность, заимствование знакомых способов передачи образа.

Во многих работах присутствует небрежность в техническом исполнении рисунка. В работах не всегда выделяются главные, эстетические признаки предметов. В целом созданные образы отличаются малой выразительностью.

На основе анализа детских работ и анализа психолого педагогической литературы по проблеме детского изобразительного творчества ( исследования Блащук Л.А., Денисовой Т.П., Инжестойковой В.А., Лукашовой А.А., Комаровой Т.С.) нами были разработаны показатели уровня сформированности выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Для оценки результатов детских работ выдвигаются следующие критерии выразительности: Уровень интереса к изобразительной деятельности и осознание разных средств выразительности; Изобразительная и техническая грамотность изображения; Индивидуальность созданного образа; Самостоятельность выполнения работы.

На основе анализа детских работ по данным критериям мы определили 4 уровня выразительности художественного образа в рисунках : высокий, достаточный, средний, низкий (табл. №1).

Таблица 1. Уровни сформированное выразительного образа в рисунке старших дошкольников. Высокий. -Уровень интереса к изодеятельности.

Очень ярко выраженное эмоционально-познавательное отношение к изодеятельности, увлечённость, эмоциональный подъём, выразительность речи, мимики. Проявление любознательности (много вопросов по содержанию, материалам, технике).Творческая активность в обсуждении, беседе. Выражает желание овладеть техникой изображения, задаёт вопросы. - Осознание разных средств выразительности (жест, мимика, поза, движение), активное использование разных средств выразительности при характеристике различных эмоциональных состояний. Использует все изобразительно-выразительные средства карандашной техники (штрих, пятно, линия, точка). - Индивидуальность созданного образа. Проявление индивидуальной манеры исполнения. Умение передать характерные эстетические признаки предмета, за счёт внесения дополнительных деталей, которые тщательно прорисовываются. Оригинальность изображение. Комбинирование разных способов изображения, цвета. -

Основные этапы формирования графических образов в рисунках детей

Разрабатывая содержание формирующего эксперимента, мы исходили из следующих принципов педагогической науки: Художественно-творческая активность детей находится в прямой зависимости от уровня владения эстетическими знаниями и соответствующими умениями и навыками. ( Богатеева З.А., Казакова Т.Г., Комарова Т.О., Любарская Л.Н. и др.) Овладение формообразующими движениями, освоение обобщённых способов изображения способствуют формированию умения решать разнообразные изобразительные задачи, обеспечивают свободу и творческие проявления. ( Блащук Л.А., Богатеева З.А., Казакова Т.Г. и др.). Объединение трудовых усилий и искусства в результате даёт выразительный образ. ( Комарова Т.С., Неменский Б.М., Хворостов А.С. и др.).

На основе анализа способов графического изображения в психолого-педагогической литературе, а также в соответствии с выдвинутой нами гипотезой, была разработана экспериментально -вариативная программа по обучению детей графическим способам изображения (на основе моделей) предметов окружающего мира (птицы, звери, человек) различной трактовки: обобщённо-геометрической, упрощённо - реалистической, декоративно - сказочной, приближённой к реалистической (приложение №2).

Формирующий эксперимент включал 3 этапа экспериментальной работы с детьми: 1. Эмоционально-познавательный, 2. Изобразительно-репродуктивный, 3. Изобразительно-творческий. каждый из которых делится на циклы (приложение№1). В основу данной работы был положен принцип 3-х блочной модели педагогического процесса: 1) педагог в роли организатора и инициатора деятельности ( занятия); 2) педагог и ребёнок - равноправные партнёры ( интеграция игры и изодеятельности; упражнения); 3) инициатива деятельности принадлежит ребёнку ( самостоятельная изодеятельность; решение проблемных ситуаций; творческая интерпретация ). Предлагаемая система предполагает студийную работу с детьми в утренние отрезки времени в форме занятий, а также дидактические игры и упражнения, индивидуальную работу с детьми по формированию выразительного образа в рисунках во второй половине дня.

Цель первого этапа: Выявить интерес и сформировать положительное отношение к возможности создания графических образов различными способами.

Для решения данных задач проводилась серия состоящая из 7 занятий по ознакомлению детей с разными способами изображения ( птиц, зверей, человека) на материале изоискусства разных периодов развития: наскальные рисунки первобытного человека, искусство античности, искусство эпохи Возрождения, русское декоративно-прикладное искусство, на примере творчества художников-анималистов и книжной графики. Методы ознакомления 1-го цикла занятий: - рассказ педагога о назначении и времени возникновения изобразительного искусства данного периода, рассказ о материалах и характере рисунков (содержании и особенностях изображения), - использование наглядно-репродуктивного материала: репродукции, фотографии, слайды, диафильмы, изделия народных промыслов, книжные иллюстрации. - Выполнение детьми творческих заданий по рисованию на темы по разным историческим периодам.

Несмотря на то, что данный этап экспериментальной работы определён нами как эмоционально-познавательный, мы сочли необходимым предлагать детям во второй части ознакомительных занятий задания творческого характера, так как возникающий эстетический интерес обуславливает развитие преобразующей художественной деятельности. Дети с большим вниманием слушали рассказ педагога, знакомились с наглядными образцами и с большой готовностью и некоторым нетерпением приступали к созданию в своём творчестве образов птиц, зверей и человека хотя бы отдалённо напоминающих увиденные образы.

Так, на занятии посвященном искусству Древнего Египта, дети составляли «египетское» письмо в виде рисунков ( знаков-иероглифов): «воин», «идти», «плакать», «бить» т.д. Придумывали свои условные обозначения по аналогии: «дети», «веселье», «играть», «фараон», «раб» и т.д. Особый интерес вызвали попытки «прочитать» иероглифические письма друг у друга. Результаты оказались самыми разнообразными: от почти точного «прочтения» содержания - до трактовки не похожей на авторский замысел.

Похожие диссертации на Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения