Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Лашкова Лия Луттовна

Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики
<
Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лашкова Лия Луттовна. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2000 149 c. РГБ ОД, 61:01-13/1286-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания культуры речи детей дошкольного возраста

1.1. Историко-философский подход к изучению проблемы культуры речи 11

1.2. Культура речи как языковое и педагогическое явление 19

1.3. Психолого-педагогические основы воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста 28

1.4. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников 39

Глава 2. Экспериментальная работа по определению особенностей и уровней культуры речи старших дошкольников

2.1. Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников 52

2.2. Особенности проявления культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 57

Глава 3. Педагогическая технология воспитания культуры речи старших дошкольников

3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями 69

3.2. Организация педагогической деятельности по воспитанию культуры речи у детей дошкольного возраста 72

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры речи у старших дошкольников 108

Заключение 120

Библиография 123

Приложение 136

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф.А. Сохина /152/ доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности /48, 72, 39/. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать

значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте /168/.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Ф.А. Сохин отмечает, что психолого-педагогические исследования детской речи ведутся в трех направлениях:

- структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического (А.И. Максаков, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбов-цева, М.С. Лаврик, А.А. Смага, Л.А. Колунова и др.);

- функциональном - исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (М.И. Попова, Л.В. Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина,

ф Н.В. Гавриш и др.);

- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи, особенности детских номинаций, процесс овладения дошкольниками номинативными единицами (Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.).

Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые показала тели культуры речи рассматривались отдельными учеными. Так, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования

старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятие о развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями и внутри них /129/.

Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л.Г. Шадрина обращала внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются/129/.

Н.В. Гавриш занималась поиском путей формирования связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества /49/.

Предметом научного исследования Л.А. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества /86/.

Однако в целом воспитание культуры речи детей дошкольного возраста не являлось предметом самостоятельного исследования, хотя в этом имеется необходимость.

Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием педагогических технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, ф содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспита нию культуры речи старших дошкольников.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: какова педагогическая технология воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.

Актуальность проблемы обусловила выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: к. «Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной пе дагогики».

В исследование введены ОГРАНИЧЕНИЯ. 1) Нами рассматривается проблема воспитания культуры речи у детей 6-7 лет, это ограничение связано с тем, что в данный период у детей формируется элементарное осознание языковой системы, охватывающее все ее стороны (фонетическую, лексическую, грамматическую). 2) Говоря о культуре речи дошкольников, мы рассматриваем ее как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность, точность, выразительность, т.к. они наиболее значимы и формируемы у детей дошкольного возраста. 3) Среди средств на-родной педагогики, необходимых для воспитания культуры речи у старших дошкольников, нами выделено устное народное творчество. Обращение к фольклору обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики, обеспечивающую эффективность процесса формирования культурно-речевых навыков у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является технология воспитания культуры речи у детей 6-7 лет средствами народной педагогики.

В ходе исследования была сформулирована ГИПОТЕЗА, заключающаяся к в том, что воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами на родной педагогики будет эффективным, если:

- культура речи рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собствен- к ной речи;

- определена технология воспитания культуры речи, учитывающая поэтапное ознакомление детей с загадками, сказками, пословицами и поговорками; применение различных по типу вариантов творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающая формирование таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность;

- использован комплекс методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой

,х деятельности и создающих мотивацию самостоятельного использования

средств речевой выразительности.

В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

- конкретизировать содержание понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста»;

- установить показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников;

- экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания куль-туры речи у детей старшего дошкольного возраста;

- определить корреляционные показатели между уровнем сформированности речевой логичности, точности, выразительности и уровнем сформированности культуры речи старшего дошкольника.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические + концепции развития речи детей (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубин штейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.); лингвистическое учение о литературном языке как языке нормированном и основах культуры речи (Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ А ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ психолого-педагогической литературы, наблюде ние, анкетирование, беседа, анализ планов учебно-воспитательной работы вое

питателей, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1996-1997) - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (1998-1999) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором фольклорных произведений для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2000) - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ №24 и № 6 г. Шадринска Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 102 ребенка 6-7 лет вместе с родителями, 57 воспитателей, из которых 8 выступали в качестве экспертов, на этапе формирующего эксперимента - 30 детей подготовительной к школе группы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в доказательстве возможности формирования культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики и в выявлении критериев, уровней сформированности культуры речи у старших дошкольников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в конкретизации понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста» и теоретическом обосновании технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей, в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по методике развития речи детей дошкольного возраста для студентов педагогических колледжей и вузов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования сообщались на заседании кафедры методик дошкольного воспитания ТТТГГТИ (1998-2000 г.), на II фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 1999), на региональной научно-практической конференции «Русский язык, литература и культура: проблемы сохранения и развития» (Шадринск, 1999). С изложением отдельных аспектов проблемы автор выступал на заседаниях педагогических советов в ДОУ и перед родителями, на научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Культура речи дошкольников рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. Технология воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики включает ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (обучение правильному пониманию иносказательного смысла образных слов и выражений); теоретически- и практически-развивающий (формирование представления о выразительном потенциале языковых единиц); репродук-тивно-творческий (развитие умения правильного и уместного использования разнообразных образных слов и выражений в собственных, логично построенных речевых высказываниях).

3. Критериями сформированности культуры речи у старших дошкольников являются умение выстраивать композицию высказывания, использование лексических средств, обеспечивающих логическую связь между частями текста (логичность); употребление слов в точном соответствии с обозначаемыми этими словами явлениями действительности (точность словоупотребления); использование интонационных, лексических и грамматических средств выразительности.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Историко-философский подход к изучению проблемы культуры речи

Отечество, язык и культура являются важнейшими понятиями, без кото рых трудно себе представить единство народа, живущего в цивилизованной стране. Своими историческими корнями слово «культура» уходит в глубокую . древность (от лат. cultura - возделывание, обработка, усовершенствование). Но его содержание под воздействием различных классово-идеологических воззрений существенно видоизменилось. Смысл этого понятия в настоящее время выходит далеко за пределы своего первоначального значения. По нашему мнению, более близким к правильному следует признать определение культуры, сформулированное в «Философской энциклопедии»: «Культура - это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальней-шему прогрессу человечества» /173, с. 118/.

Исходя из понимания культуры в широком смысле этого слова, можно выделить следующие, входящие в нее структурные элементы: - продукты материальной и духовной деятельности людей; - умение использовать и потреблять продукты материальной и духовной деятельности, способность практически пользоваться ими; ф - навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на приумножение культурных достижений; - как итог - формирование исторического тира личности, выступающего одновременно в роли субъекта и объекта культурного творчества. С историко-материалистической точки зрения, общее понятие культуры в

А сфере общественной жизни охватывает явления как материального, так и ду ховного порядка. В этой связи, наряду с общим понятием культуры, принято различать культуру материальную и духовную. Это расчленение связано с материальной деятельностью человека (материальная культура), а также с процессом и результатом духовной деятельности (духовная культура). Каждый вид имеет свои составные элементы (см. табл. 1):

При анализе духовной культуры общества необходимо учитывать, что в ее состав входят элементы как классового характера, так и общечеловеческого (естественные науки, язык). В развитии данной культуры существует закономерность, которая проявляется в общей зависимости ее от социально-экономического строя общества. Относительная самостоятельность в развитии духовной культуры выражается в таких ее закономерностях, как преемственность, внутреннее взаимодействие различных ее сторон, взаимовлияние культур разных народов.

Преемственность духовной культуры выражается в том, что она на каждом историческом этапе опирается на предшествующие достижения, вбирает из прошлого все необходимое, способное к дальнейшему развитию. Так, современное развитие языка использует и перерабатывает лучшие достижения народной педагогики и, в частности, устного народного творчества.

Внутреннее взаимодействие различных сторон духовной культуры прослеживается в том, что каждая из них испытывает на себе воздействие других, в результате чего происходит общий подъем культурного уровня общества. Примером могут послужить отношения между языком и литературой, философией и естествознанием и др. Помимо этого, в ходе исторического общения народов их культуры постоянно перекрещиваются и взаимообогащаются.

Если взглянуть на культуру под иным углом зрения, она предстанет не только продуктом деятельности человека, но и выражением, раскрытием самого человека. По мнению С.А. Ермакова, «культура есть форма выражения человека, демонстрирующая то, что являет собой человек» /65, с. 40/. В этом проявляется важная роль культуры - быть средством выражения человека.

При рассмотрении данной проблемы важно уделить внимание пониманию предметов культуры. Проблема понимания была обозначена в философском направлении, занимающимся теоретическими вопросами истолкования текстов. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер значительно продвинули вперед разработку вопросов, связанных с интерпретацией языковых конструкций. Язык в целом письменная и устная речь в частности - вот поле их философского анализа. В результате изучения данных проблем сделан вывод: слово имеет определенное значение, обусловленное связью его с предметом. Поэтому, только постигнув предназначение предметов, можно надеяться на то, что они займут подобающее им место в мире культуры и смогут раскрыть ценности человека /27/.

Первые попытки осмысления феномена языка можно увидеть уже в античной философии - диалоги Платона и «Логос» Гераклита, работы Аристотеля и «Лектон» стоиков. За знаменитым спором средневековых номиналистов и реалистов стоит стремление разрешить вопрос об онтологической природе языка. Однако только в Новое время становится возможным исследования языка как феномена человеческой культуры. Впервые это удалось Вильгельму фон Гумбольдту, создателю деятельностно-энергетической концепции языка. Последняя органично вошла в современную философию культуры, философию языка и антропологию. По Гумбольдту, каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру (грамматический строй и присущие ему способы словотворчества - например, «способ обозначения, именования»), обусловленную «самобытностью народного духа». Понимая язык как орган, образующий мысль, Гумбольдт подчеркивает зависимость языка от мышления и обусловленность мышления каждым конкретным языком, заключающим в себе свою национальную самобытную классификационную систему, которая определяет мировоззрение носителей данного языка и формирует их картину мира. Говоря о том, что, овладевая другими языками, человек расширяет «диапазон человеческого существования», Гумбольдт имел в виду именно постижение при помощи языка - через «языковое мировидение» - картины мира другого народа /57/.

Одной из важнейших функций культуры является сохранение и передача информации от одних поколений к другим. Проходят столетия, но удачно найденные формы человеческого общения, нормы поведения, способы восприятия прекрасного сохраняют свою значимость. Примером может служить народная педагогика, зародившаяся сотни лет назад, но сохранившаяся свои воспитательные возможности до нынешнего времени.

Культура речи как языковое и педагогическое явление

Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста - явление сложное и малоизученное. В связи с этим необходим его всесторонний анализ: представляется важным вскрыть сущность понятия «культура речи», принять дидактически целесообразное его определение, выявить основные положения теории культуры речи, установить место этой проблемы в педагогической литературе.

Сравним наиболее распространенные в современной науке о языке определения данного понятия.

В словарно-энциклопедической литературе термин «культура речи» толкуется как владение нормами литературного языка, а также как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. В данном определении культура речи включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота. Эти качества речи предполагают достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления и сознательную любовь к языку /116/.

Д.Э. Розенталь рассматривает данное понятие как нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. К культуре речи он относит также соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений /141/.

По мнению Л.И. Скворцова, овладение культурой речи предполагает усвоение определенной суммы языковых знаний, навыков, изучение норм русского литературного языка. При этом Л.И. Скворцов отмечает, что литературный язык является «обработанным», он отточен и отшлифован многолетним употреблением образованных людей, вырос и сформировался на народной основе /144/.

Под культурой речи Л.А. Введенская понимает «совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом кон кретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей» /37, с. 65-66/. К ним она относит богатство (разнообразие) речи, ее чистоту, выразительность, ясность и понятность, точность и правильность.

М.И. Ильяш в терминологическом словосочетании «культура речи» выделяет три основных значения:

1) культура речи - владение литературными нормами, умение пользоваться языковыми стилистическими средствами и приемами с учетом условий и целей коммуникации;

2) культура речи - это упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, выработанных практикой человеческого общения, оптимально выражающих содержание речи и удовлетворяющих условия и цели общения;

3) культурой речи в настоящее время называют самостоятельную лингвистическую науку.

Среди коммуникативных качеств речи М.И. Ильяш выделяет правильность, точность, логичность, чистоту, богатство и разнообразие, выразительность и образность, краткость и уместность /79/.

Мы исходили из определения Б.Н. Головина, который, предварительно изучая понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», определяет культуру речи как совокупность и систему коммуникативных качеств /53/. Коммуникативные качества он рассматривает в различных соотношениях: 1) в соотношении «речь - язык» рассматриваются правильность, чистота и богатство; 2) «речь - мышление»: точность и логичность; 3) «речь - сознание»: выразительность, образность, уместность, действенность; 4) «речь - действительность»: точность и логичность; 5) «речь - ее адресат»: доступность, действенность; 6) «речь - условия общения»: уместность.

Одним из важных качеств культурно развитой речи является логичность. Этим качеством оценивается характер смысловых сцеплений единиц языка в речи с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления.

М.И. Ильяш рассматривает проявление логичности в точности употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений, сверхфразовых единств и большого текста, в смысловой и композиционной законченности высказывания /79/.

По мнению Б.Н. Головина, для овладения логичностью речи необходимо, во-первых, овладение логикой рассуждения, во-вторых, знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры. При этом ученый выделяет два вида логичности (см. рис. 1).

Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников

Экспериментальная работа проводилась в детских садах № 24 и № 6 г.Шадринска. Испытуемыми были дети подготовительных групп в количестве 102 человека и их родители. В эксперименте принимали участие 57 работников дошкольных учреждений г. Шадринска.

Изучение особенностей воспитательно-образовательной работы по воспитанию культуры речи в дошкольных учреждениях и в семье проводилось с помощью анкетирования педагогов и родителей, а также анализа педагогической документации.

Для составления анкеты педагогам были использованы, в основном, вопросы открытого типа: 1. Считаете ли Вы необходимым воспитывать культуру речи у детей дошкольного возраста? С чем это связано? 2. Что Вы вкладываете в понятие «культура речи»? 3. Назовите методы и приемы воспитания основ культуры речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Какие задания Вы могли бы предложить для воспитания основ культуры речи старшего дошкольника?

Результаты анкетирования воспитателей показали, что 98% педагогов считают актуальным постановку проблемы культуры речи детей дошкольного возраста. Они связывают это «с дальнейшим воспитанием и развитием личности», «с расширением словарного запаса и общением», «с влиянием культуры речи на интеллект ребенка». Было отмечено, что «идет засилье вульгарности», «современные дети используют зачастую грубые пошлые выражения», «не умеют правильно задавать вопросы и грамотно высказывать свою мысль».

Понятие «культура речи» 82% воспитателей определяют как правильность речи и лишь 18% отметили использование выразительных средств, делая акцент на интонационную сторону. На самом деле, выразительность речи характеризуется не только интонационными особенностями, но и лексическим содержанием, грамматическим разнообразием.

На вопрос «Какие задания Вы могли бы предложить для воспитания основ культуры речи старших дошкольников?» 30% опрошенных педагогов предложили для воспитания речевого этикета («Минутка вежливости», «Назови волшебное слово», «Вежливо задай вопрос прохожему» и др.). 9% затруднились изложить какие-либо задания. Остальные предлагают решить какую-нибудь ситуацию, инсценировку фрагмента литературного произведения, подбор антонимов и синонимов к словам и др.

Лишь 12% педагогов обратились к использованию устного народного творчества (пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам, сказкам и др.).

Резюмируя изложенное, можно сказать, что вопрос воспитания культуры речи признается актуальным педагогами ДОУ. Тем не менее в практической деятельности воспитателей не в полную меру используются возможности народной педагогики, в частности, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Для того, чтобы проводимая работа была результативной, целесообразно расширить представления педагогов о понятии «культура речи» и критериях культуры речи, а также о средствах народной педагогики, используемых для воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

В анкетах для родителей были предложены следующие вопросы: 1. Каким бы Вы хотели воспитать Вашего ребенка? 2. Соответствует ли речь Вашего ребенка требованиям культуры речи? Почему вы так думаете? 3. Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы достичь высокого уровня культуры речи? 4. Как Вы воспитываете у ребенка культуру речи? Используете ли при этом возможности народной педагогики? 5. Из каких источников Вы получаете знания о воспитании культуры речи для своего ребенка?

Результаты анкетирования родителей анализировались нами по следующим критериям: - понимание родителями роли культуры речи в развитии личности ребенка; - наличие и характер представлений о содержании и структуре культуры речи; - умение адекватно оценивать уровень сформированности культуры речи своего ребенка и обосновать используемые методы ее воспитания.

Анализ анкет показал, что ценностные установки родителей направлены, в основном, на нравственные качества: отзывчивость, доброту, заботливость, честность - 42%. Существенное место в анкетах отводится отношению к делу, трудолюбию - 21%) и умственным качествам - 17%. Некоторые родители дают неопределенные характеристики желаемым качествам своего ребенка («хорошим», «воспитанным», «хорошим человеком» и др.) - 12%. Культурная, развитая речь как желаемое качество выделяется в 8% анкет. Такой результат ответов указывает на то, что родители среди качеств, которые они хотели бы воспитать у своих детей, почти не называют культуру речи. Это дает основание говорить о том, что воздействия родителей на культуру речи дошкольников будут недостаточными для ее дальнейшего воспитания.

Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры речи строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была

Выше перечисленные задачи конкретизировались в ходе формирующего эксперимента на разных этапах реализации направлена на решение следующих задач: 1) Обучать правильному пониманию обобщенного иносказательного смысла образных выражений в сказках, загадок, пословиц и поговорок. 2) Формировать представления о языковых средствах создания обобщенного иносказательного смысла в произведениях фольклора различных жанров. 3) Развивать умение использовать разнообразные образные средства в собственных речевых высказываниях.технологии воспитания культуры речи. В своем исследовании под педагогической технологией мы понимаем систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного воспитательно-образовательного процесса /В.П. Беспалько/, элементами которого являются педагог, ребенок, их цели и мотивы, содержание образования, методы, средства, формы организации обучения и воспитания. 3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями

Реализация технологии потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало формирующего эксперимента по воспитанию культуры речи у старшего дошкольника предполагало соответствующую теоретическую подготовку воспитателей и родителей (см. табл. 8, 9).

Как видно из представленных планов работы с педагогами и родителями, в структуру подготовки взрослых к взаимодействию с детьми входило несколько компонентов: мотивационный, содержательный, организационно процессуальный. Для эксперимента необходимо, чтобы родители и воспитатели одинаково понимали проблему, правильно интерпретировали культуру речи ребенка, выступали в единстве. Поэтому первоначально теоретическую подготовку проходили педагоги, а затем они осуществляли работу с родителями.

Опытно-экспериментальная работа является важным этапом исследования. Она позволяет экспериментально установить достоверность и корректность концептуальной модели использования средств народной педагогики с целью повышения уровня культуры речи старших дошкольников. В этом процессе проверяется и достоверность всех педагогических условий функционирования концептуальной модели.

Формирующий эксперимент проводился на базе подготовительной группы детского сада № 24 г. Шадринска. Экспериментальным исследованием были охвачены дети в количестве 30 человек.

Цель формирующего этапа исследования заключалась в экспериментальной проверке на практике эффективности разработанной технологии, определении наиболее оптимальных педагогических условий, способствующих активизации процесса воспитания культуры речи детей средствами народной педагогики.

Анализ теоретических положений, представленный в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию процесса первоначального воспитания культуры речи дошкольников средствами народной педагогики. В разработке данной технологии мы опирались на тезис о том, что работа в данном направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Представлялось важным формировать у старших дошкольников эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения устного народного творчества, способность точно употреблять слова и логично строить свои высказывания, умения оперировать образными выражениями в собственной речевой деятельности. Такой подход к проблеме позволял наиболее эффективно использовать воспитательные возможности народной педагогики, развивать личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно. В связи с этим, опытно-экспериментальная работа носила поэтапный характер. Этапы и последовательность ее таковы:

Первый этап (разъясняюще-мотивационный) - ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц и поговорок и правил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок. Второй этап (теоретически- и практически-развивающий) - формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора. Третий этап (репродуктивно-творческий) - обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях. Первый этап работы был направлен на решение следующих задач: 1. Развивать внимание и интерес детей к жанрам фольклора (загадкам, сказкам, пословицам и поговоркам). 2. Формировать их эстетическое восприятие. 3. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла данных видов фольклора и логичного построения сказок.

Похожие диссертации на Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики