Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы использования произведений устного народного творчества как средства развития выразительности речи старших дошкольников . 11
ГЛАВА II. Особенности понимания и использования старшими дошкольниками средств речевой выразительности в процессе исполнения произведений устного народного творчества 41
II.1. Задачи и методика констатируюшего эксперимента 41
II. 2. Особенности отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества 50
II. 3. Особенности восприятия старшими дошкольниками русских народных прибауток и сказок 60
II. 4. Особенности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста ПРИ исполнении русских народных прибауток и сказок 7
Выводы по II главе 89
ГЛАВА III. Педагогические условия использования произведений устного народного творчества в целях развития выразительности речи старших дошкольников . 92
III. 1. Задачи и методика Формирующего эксперимента 92
III. 2. Развитие у старших дошкольников представлений о средствах выразительности в процессе восприятия произведений устного народного творчества 105
III. 3. Освоение детьми различных средств выразительности речи в процессе исполнения произведений устного народного творчества 120
III.4. Творческое использование детьми средств речевой выразительности в процессе импровизации по мотивам произведений устного народного творчества 135
III. 5. Проверка результативности разработанной методики. 152
Заключение 163
Библиография 170
Приложения 185
- Задачи и методика констатируюшего эксперимента
- Особенности отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества
- Задачи и методика Формирующего эксперимента
- Развитие у старших дошкольников представлений о средствах выразительности в процессе восприятия произведений устного народного творчества
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Духовное возрождение России закономерно связано с ВОЗРОСШИМ интересом обшества к народной культуре своей страны. Культура русского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности.
Народное искусство, являясь Фундаментальным пластом национальной культуры, рассматривается как действенный Фактор социализации и развития личности (В.П.Аникин, Т. К. Ахаян, Л.С.Выготский, Н.Ф.Голованова, А. В. Запорожец, Н.И.Кравцов и ДР. ), Русское народное искусство, в силу своей общенародной изначальности, "всечело-вечно в своем содержании, понятно не только всем эпохам, но и всем народам" (90, с.71).
В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной КУЛЬТУРЫ, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, О.И.Капица, А. П. Усова и ДР. ). В свете основных тенденций развития современной педагогики - гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре -приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования.
Важной частью национальной КУЛЬТУРЫ является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе МУДРОСТЬ РУССКОГО народа, его ДУХОВНУЮ силу, красоту РОДНОГО языка.
В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Т. и. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, А. А. Грибовская, Р. И. Жуковская,
Н, А. Курочкина, М. А. Некрасова, О. И. Соловьёва и др. ). Вместе с тем, развивающий потенциал устного народного творчества настолько велик, что требует дальнейшего изучения.
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование устного народного творчества в целях развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем она рассматривается как важный показатель речевой КУЛЬТУРЫ личности (1, 36, 52, 56. 112, 160, 175, 187, 219). Современные исследования (О. И. Марченко, 3. в. Савкова, в. Г. Третьякова и ДР.) дают основание утверждать, что данное понятие имеет интег-ративный характер, включая в себя вербальные (интонационные, лексические, синтаксические) и невербальные (мимика, движения, поза) средства выразительности. Анализ специальных работ (36, 47, 55, ill, 161) позволяет назвать следующие определяющие признаки выразительной речи: адекватность выбора средств вербальной и невербальной выразительности содержанию высказывания; уместность их использования; образность; эмоциональность и индивидуальность речи. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.
Проблема развития выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. в. Запорожец и др. ) и педагогов (А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, 0. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. ). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера. До настоящего времени не решен ряд важных ВОПРОСОВ содержательного и методического характера; какие средства выразительности ДОСТУПНЫ для ВОСПРИЯТИЯ и самостоятельного использования старшими дошкольника
ми; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи. Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком ЛУЧШИХ образцов РУССКОЙ речи; традиционность и импровиза-ционность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между "рассказчиком-артис-том-автором" и "слушателями-зрителями-участниками", которое делает совместное действо более ЯРКИМ и выразительным.
В СИЛУ названных особенностей, устное народное творчество выступает эффективным средством развития выразительности речи, ПОСКОЛЬКУ его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена РОДНОГО слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка" (192, т. б, с. 298), обогащая тем самым детскую речь (47, 82, 103, 122, 173, 176, 190). Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников Фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка (27, 32,
40, 50, 76).
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы
и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой КУЛЬТУРЫ и развития умений речевого самовыражения старших дошкольников обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: разработать содержательные и методические основы использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного использования произведений устного народного творчества в качестве средства развития выразительности речи старших дошкольников.
гипотеза исследования:
I. Особенности произведений устного народного творчества (простота и ЯРКОСТЬ художественного образа, сюжетная занимательность, образность и эмоциональность языка, традиционность и имп-ровизациониость исполнения) определяют возможность их использования в качестве эффективного средства развития выразительности детской речи в единстве всех ее компонентов.
II. Эффективность использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности детской речи обеспечивается комплексом взаимосвязанных педагогических условий:
1. Отбор ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений, интересных И ДОСТУПНЫХ по содержанию и средствам языковой выразительности для ВОСПРИЯТИЯ И исполнения старшими дошкольниками.
г. Применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие ВОСПРИЯТИЯ прибауток и сказок в единстве их содержания и языковой ФОРМЫ; освоение детьми средств речевой выразительности; накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклора.
3. Модульная организация развивающей среды группы детского сада, способствующая развитию интереса дошкольников к выразительно
му исполнению произведений устного народного творчества. Задачи исследования:
1, ИЗУЧИТЬ особенности восприятия старшими дошкольниками русских народных прибауток и сказок в единстве их содержания, языковой ФОРМЫ, речевого воплощения.
2. ИЗУЧИТЬ особенности выразительности речи старших дошкольников ПРИ исполнении произведений устного народного творчества.
2. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности речи старших дошкольников.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных условий развития выразительности речи старших дошкольников при освоении произведений устного народного творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- теоретически и экспериментально доказана возможность использования произведений УСТНОГО народного творчества как эффективного средства развития у старших дошкольников выразительности речи в единстве вербальных и невербальных компонентов;
- разработан комплекс педагогических условий эффективного использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
- определены основные показатели развития ВОСПРИЯТИЯ старшими дошкольниками РУССКИХ народных сказок и прибауток в единстве их содержания, языковой ФОРМЫ и речевого воплощения;
- определены основные показатели развития выразительности исполнения старшими дошкольниками народных прибауток и сказок;
- выявлены индивидуальные особенности проявления у детей позиции исполнителя Фольклорных текстов;
- определены критерии отбора произведений устного народного
творчества для развития выразительности речи старших дошкольников;
- обоснована поэтапная методика работы, обеспечивающая развитие у детей художественного ВОСПРИЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений; освоение дошкольниками средств речевой выразительности; накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклора.
Практическая значимость исследования:
- спроектирована и апробирована поэтапная методика, обеспечивающая становление у ребёнка ДВУХ ОСНОВНЫХ позиций по отношению к произведениям устного народного творчества: слушателя и исполнителя ("рассказчика", "артиста", "режиссёра", "импровизатора");
- разработана педагогическая диагностика ВОСПРИЯТИЯ детьми средств выразительности ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов и их использования в в процессе исполнения РУССКИХ народных прибауток и сказок;
- определено содержание развивающей среды ГРУППЫ детского сада, предполагающее создание трёх модулей ("ориентирующего", "стимулирующего", "театрально-игрового") и обеспечивающее развитие интереса детей к выразительному исполнению ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов.
Результаты исследования могут быть использованы ПРИ подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, ПРИ чтении лекций и проведении практических занятий по дошкольной педагогике и методике развития речи детей; при разработке спецкурсов и спецсеминаров в педагогических колледжах и ВУЗах.
Методологические основы исследования: культурно-историческая теория развития психики человека; учение о роли деятельности в развитии личности; об активной РОЛИ искусства в становлении познавательной и эмоционально-чувственной сферах личности; психолого педагогические исследования по проблеме использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи дошкольников; концепция целостного развития личности дошкольника как субъекта детских видов деятельности; концепции построе
ния развивающей среды дошкольных учреждений.
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение Философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; разработку и проведение констатирующего, Формирующего и КОНТРОЛЬНОГО экспериментов; проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; использованием комплексной методики, её соответствием возрастным психологическим особенностям детей; разносторонним количественным, качественным и статистическим анализом полученных экспериментальных данных.
Базы проведения исследования: дошкольные образовательные учреждения №31 ПУШКИНСКОГО района и №95 фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. В констатируюшем эксперименте обследовано 89 детей 5-7 лет и 8 воспитателей. ФОРМИРУЮЩИЙ эксперимент проведён с 65 детьми старшего дошкольного возраста с привлечением к работе трёх воспитателей.
Основные положения, выдвигаемые на зашиту:
1. Произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития у старших дошкольников выразительности речи в единстве вербальных и невербальных компонентов. Это обусловлено такими особенностями данных текстов, как занимательность, образность и эмоциональность языка, традиционность выразительных средств, импровизационный характер исполнения, которые делают их привлекательным содержанием художественно-речевой деятельности, позволяющей детям практиковаться в выразительном исполнении.
2. Эффективность использования русских народных сказок, потешек и прибауток для развития выразительности детской речи обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: отбор Фольклорных
произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения дошкольниками; применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевой выразительности и накопление вариативного опыта выразительного исполнения ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов; модульная организация развивающей среды ГРУППЫ детского сада, способствующая развитию интереса детей к выразительному исполнению произведений устного народного творчества.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты и выводы исследования докладывались на ка-Федре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на Герценовских чтениях в 1993-1998 гг, на курсах повышения квалификации воспитателей, методистов, заведующих детских садов ПРИ Лаборатории альтернативного образования МЭРИИ Г. с-Петербурга в 1997 г. Материалы исследования ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В учебном процессе Факультета дошкольного образования РГПУ им. А. И. Герцена, изучаются студентами на спецсеминарах, ПРИ написании КУРСОВЫХ И дипломных работ.
Задачи и методика констатируюшего эксперимента
ПРИ Формулировании основных положений констатирующего эксперимента учитывалось, что выразительность есть интегративная особенность речи, проявляющаяся в целесообразном выборе субъектом интонационных, лексических и синтаксических средств для эффективной передачи художественного образа литературного произведения (12, 8, 33, 36, 47, 102, 122,130, 134, 154, 176).
Постановка задач и выбор методики проведения констатирующего эксперимента определяются предположением о том, что выразительность речи старшего дошкольника ПРИ исполнении ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений определяется наличием следующих Факторов: к положительное отношение к произведениям устного народного творчества, достаточный уровень осведомленности в данной области; художественное восприятие произведений, которое включает адекватное понимание ребёнком художественного образа произведений, эмоционально-непосредственное сопереживание его героям и внимательное отношение к выразительности народного языка; понимание значения средств интонационной выразительности для устного воплощения художественного образа произведения; желание и умение передавать слушателям эмоционально-пережитое содержание произведения, сохраняя некоторые характерные особенности его языка и ИСПОЛЬЗУЯ адекватную интонацию.
В соответствии с этим были определены следующие задачи констатирующей части исследования: 1. Выявить особенности отношения детей к произведениям УСТНОГО народного творчества (сказкам, потешкам, прибауткам). 2. Выявить особенности ВОСПРИЯТИЯ детьми РУССКИХ народных сказок и прибауток. 3. Выявить особенности выразительности речи старших дошкольников при исполнении произведений устного народного творчества.
Для решения поставленных задач был разработан многосерийный эксперимент. I серия была направлена на выявление отношения детей старшего дошкольного возраста к РУССКИМ народным сказкам, потешкам и прибауткам. Во II серии изучались особенности ВОСПРИЯТИЯ дошкольниками ДОСТУПНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений в единстве их образного содержания, языковой ФОРМЫ И средств интонационной выразительности ПРИ передаче в устной речи. III серия была направлена на выявление особенностей выразительности речи детей ПРИ исполнении произведений устного народного творчества.
В I СЕРИИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА исследовалось отношение старших дошкольников к сказкам, потешкам и прибауткам. Выявлялись особенности интереса детей к произведениям устного творчества, степень осведомленности в данной области, предпочтение определённого вида художественно-речевой деятельности.
С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа, состоящая из двух частей. Первая часть беседы была посвяшена выявлению отношения дошкольников к русским народным сказкам: - Какие книги тебе больше нравятся? - Любишь ли ты русские народные сказки? - Назови свои любимые русские народные сказки. - Чем тебе нравятся русские народные сказки? - Нравится ли тебе слушать русские народные сказки? - Любишь ли ты сам рассказывать русские народные сказки? - Нравится ли тебе играть в русские народные сказки? Как ты играешь? - Любишь ли ты сам придумывать сказки?
Во ВТОРОЙ части беседы выявлялось отношение детей к произведениям РУССКОЙ народной поэзии для детей (потешкам и прибауткам): - Нравится ли тебе слушать маленькие народные стихи: потешки, прибаутки? - Любишь ли ты сам рассказывать потешки, прибаутки? - Нравится ли тебе разыгрывать прибаутки и потешки? - Вспомни и расскажи знакомую потешку или прибаутку. В случае затруднения ребенку предлагалось задание:
- Я начну рассказывать потешку или прибаутку, а ты постарайся узнать и продолжить её. (Использовались ШИРОКО распространенные тексты потешек и прибауток, которые называются в программах вос питания детей: "Расти, коса..,", "Сорока-ворона", "Пошла Маня на базар", "Петушок", "Как на тоненький ледок").
Дополнительные данные об отношении детей к произведениям устного народного творчества были получены в процессе наблюдения деятельности дошкольников в уголках книги и детского театра. Фиксировались следующие показатели: частота, активность и самостоятельность обращения детей к кни гам с произведениями устного народного творчества, к особенности проявления интереса к ним (бегло просматривает иллюстрации в книге; внимательно рассматривает книгу; вспоминает содержание произведения; общается с ДРУГИМИ ПО поводу книги); отражение произведений УСТНОГО народного творчества в самосто ятельной ИГРОВОЙ и театрализованной деятельности.
В целом обобщённые данные I серии констатирующего эксперимента позволяли выявить особенности отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества.
II СЕРИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА была направлена на выявление особенностей ВОСПРИЯТИЯ старшими дошкольниками произведений УСТНОГО народного творчества в единстве их содержания, языковой ФОРМЫ И интонационной выразительности речевого воплощения.
Серия состояла из четырёх заданий.
Первое задание проводилось после знакомства детей с РУССКОЙ народной прибауткой "Котя, котинька" в обработке О. И. Капицы. Данный текст был выбран, поскольку его содержание понятно дошкольнику (уговаривание кота ПРИДТИ понянчить ребёнка). Образы героев представлены в прибаутке с той степенью определённости, которая даёт возможность ребёнку различно их интерпретировать, домысливая ситуацию в целом.
Особенности отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества
Выразительность речи человека в значительной степени определяется его отношением к предмету высказывания (33, 47, 111, 122, 134, 160, 182, 217). Исходя их этого, одной из задач констатирующего эксперимента стало выявление особенностей отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества.
Проведённая индивидуальная беседа выявила широкий КРУГ читательских интересов старших дошкольников. До 74Х произведений, которые называли дети, составили разнообразные сказки, 43/ из них русские народные сказки. Полученные данные свидетельствуют о том, что дошкольники помнят и любят многие русские народные сказки. Третья часть опрошенных (29/) вспомнили до трёх сказок, 54/ детей уверенно называли от 3 до б сказок. В большинстве случаев старшие дошкольники называли сказки о животных ("Теремок", "Лиса и волк") и значительно реже - более сложные по содержанию и композиционному строению волшебные сказки ("Гуси-лебеди", "По щучьему веленью", "Царевна Лягушка"). Были выявлены дети (до 17/), которые не смогли самостоятельно назвать конкретные русские народные сказки и давали ответ в общем виде ("про петушка", "о лисичке").
Беседа показала, что 83/ считают русские народные сказки любимым жанром. Дети по-разному мотивировали свое отношение к сказкам. Для 29/ детей основанием положительного отношения к сказкам явилось то, что они им давно и ХОРОШО знакомы (например, Денис К. : "Я их так давно знаю. Не знаю сколько, наверное, всегда знал!").
Половина детей (45/) обосновали положительное отношение к сказкам интересом к их содержанию, к занимательным событиям: До 9 /- детей ВЫДВИНУЛИ комплексную мотивацию положительного отношения к РУССКИМ народным сказкам, отмечая увлекательность и Фантастичность их содержания, жизнеутверждающее начало, яркость образов героев и красоту языка. дети отмечали, что особенно им нравятся сказки с определёным сюжетом или конкретным героем:
"Я люблю сказки. Они красивые и хорошие. Герои нравятся, они добрые и смелые, как Иван царевич или Василиса Премудрая. В сказках все волшебное, мне потому что нравится волшебство интересное. Я люблю сказки слушать, в них красиво говорится про всё" (Женя П.); "Я сказки люблю потому, что они интересные, там хорошие герои, есть приключения. Слова хорошие, . . Они красиво сделаны, в них там красивые иллюстрации. Нравится, что они ХОРОШО заканчиваются, что добро побеждает зло. " (Оля Г. )..
Интересен ответ на данный ВОПРОС Саши 3. :
"Сказки мне очень нравятся. Они хорошие, в них всегда добро и смелые люди побеждают. И еше в этой сказке можно поменять слова и придумать свою сказку про этих героев. Я слушаю сказку, а потом рассказываю и у меня получается своя сказка, немножко другая".
Данное рассуждение ГОВОРИТ о том, что у девочки интерес к сказкам дополняется интересом к творческому рассказыванию на их основе. Небольшая часть детей (17/) затруднилась объяснить свое отношение к сказкам. Следующие ВОПРОСЫ беседы выявляли предпочтительные детьми виды художественно-речевой деятельности. Слушание сказок привлекает всех детей старшего дошкольного возраста. Из них 20х отметили, что слушают любые сказки, в том числе и народные, а іги подчеркнули, что больше любят смотреть сказки по телевизору.
Иные результаты были получены в отношении самостоятельного исполнения сказок. До 32 /. опрошенных детей отметили, что не любят сами рассказывать русские народные сказки и предпочитают слушать их в исполнении ВЗРОСЛЫХ (например, Вадик Л. : "Я не люблю рассказывать, лучше ПОПРОШУ маму и она мне почитает сказку"). 0 / детей объясняли отрицательные ответы сомнением в своих возможностях интересно рассказать сказку и высказывали желание научиться ЭТОМУ:
"Я хорошо рассказывать еше не могу. . . Моя мама лучше читает сказки, я её ПОПРОШУ, или мы воспитательницу попросим сказку прочитать. Я потом ПОУЧУСЬ получше и тоже буду рассказывать" (Аня К. ). "Я не все могу рассказать, ПРО курочку-рябу могу, а другие еше нет. я еше не очень ХОРОШО рассказываю, хочу получше научиться сказки ГОВОРИТЬ" (Филипп 3., группа 2).
Такие ответы раскрывают ТИПИЧНУЮ ситуацию: ребёнок охотно становится слушателем, но не всегда проявляет интерес к самостоятельному рассказыванию сказок.
До 48/ детей выразили положительное отношение к самостоятельному рассказыванию сказок. Из них 1зх мотивировали его переживанием личного успеха в РОЛИ рассказчика и наличием внимательных слушателей:
"Я люблю рассказывать, я братику маленькому сказки рассказываю, он слушает ХОРОШО и не балуется. ЕМУ нравится и мама всегда меня хвалит" (Янина Л. ); "Я люблю рассказывать, я даже ХОРОШО рассказываю сказки, меня воспитательница всегда вызывает рассказывать и хвалит. И все меня ХОРОШО слушают" (Надя Т. ).
На ВОПРОС: "Нравится ли тебе играть в сказки?"- бб/ дошкольников ответили положительно. Небольшая часть детей (11/) высказала индифферентное отношение к играм на сказочные сюжеты. Как и в предыдущем случае, некоторые дети (23/) высказывали сожаление по поводу ограниченности соответствующего ИГРОВОГО опыта:
"Я люблю, только мы в детском саду редко играем. У нас в группе таких масок мало, во всю сказку целиком никак не поиграешь, потому я не умею ХОРОШО играть, но поиграл бы, если бы смог"(Коля П.)
Недостаточность ИГРОВОГО опыта старших дошкольников проявилась в рассказах об играх по мотивам русских народных сказок. В основном, ими называлась игра-драматизация с масками (53/); значительно реже дети вспоминали театрализованные ИГРЫ с Фигурками вырезанных героев (11/).
Задачи и методика Формирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент подтвердил, что для выразительной передачи произведения устного народного творчества, дошкольнику должен быть интересен и понятен текст, ему необходимо активно эмоционально сопережить его содержание, выделить отдельные средства выразительности языка произведения, помогающие раскрытию художественного образа, и затем отразить результаты ВОСПРИЯТИЯ В собственной речевой деятельности, используя адекватные содержанию средства речевой выразительности. Это позволило определить задачи и методику проведения Формирующего эксперимента.
ЗАДАЧИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА:
1. Разработать педагогические условия использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать систему поэтапного построения процесса использования произведений устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных ФОРМ и методов развития выразительности детской речи средствами устного народного творчества.
Направленность экспериментальной работы состояла в том, чтобы постепенно перестроить позицию ребёнка с позиции "слушателя" произведений устного народного творчества на позицию "рассказчика-артиста", а затем "импровизатора", способного выразительно передать содержание ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений в художественно-рече вой деятельности. В каждой из данных позиций обеспечивалось нарастание активности детей, как в направлении осознания выразительных средств, так и в отношении их использования в речи.
ФОРМИРУЮЩИЙ эксперимент осуществлялся в контексте художественно-речевой деятельности, мотивы и содержание КОТОРОЙ побуждали детей к выразительному исполнению сказок, потешек, прибауток. Система экспериментальной работы строилась в соответствии с этапами художественно-речевой деятельности: восприятие ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений, их выразительное исполнение и творчество как "пробуждение способностей к импровизации, к ПРОДУКТИВНОМУ самовыражению" (203, с, 39). Особое внимание уделялось творческим играм на темы народных сказок и прибауток (драматиациям, театрализованным, режиссёрским, играм-Фантазированиям). Художественно-речевая и игровая деятельность обеспечивали становление у ребёнка разные позиций исполнителя: рассказчика, артиста, участника театрализованного действия,придумщика-импровизатора. Это побуждало дошкольников активно использовать освоенные средства выразительности речи.
Работа строилась в соответствии с ПРИНЦИПОМ естественного развития выразительности речи детей, в основе КОТОРОГО лежит художественное восприятие произведения, эмоциональное сопереживание его героям, практическое овладение отдельными средствами выразительности языка и развитие желания выразительно передавать слушателям содержание текста и своё эмоциональное впечатление от него.
В соответствии с данными положениями, был разработан трёх-этапный ФОРМИРУЮЩИЙ эксперимент. I ЭТАП - этап развития представлений о средствах выразительности в процессе ВОСПРИЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений. Его ЦЕЛЬ: познакомить детей с наиболее типичными для произведений устного народного творчества средствами языковой выразительности и способами их передачи в устной речи.
В ходе первого этапа работы решались следующие ЗАДАЧИ: 1. Развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества и желание использовать их в художественно-речевой и игровой деятельности. 2. Развивать художественное восприятие ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов. 3. Познакомить детей с наиболее ПРОСТЫМИ, традиционными средствами выразительности языка произведений устного народного творчества (тавтология, парная синонимика, постоянные эпитеты, устойчивые словесные ФОРМУЛЫ), С особой "сказовой" манерой их исполнения и побуждать детей к активному использованию выразительных средств в собственной речи.
Для развития интереса детей к устному народному творчеству был организован ориентирующий модуль развивающей среды, предусматривающий широкое ознакомление детей с ФОЛЬКЛОРНЫМИ произведениями. Его основной задачей было возбудить у дошкольников интерес к произведения устного народного творчества и желание использовать их в самостоятельной деятельности. Для этого значительно обогатился подбор книг с ФОЛЬКЛОРНЫМИ произведениями, костюмов и атрибутов для театрализации. В оборудовании модуля нашли место КУКЛЫ В национальных костюмах; предметы РУССКОГО быта; детали народной одежды для ряженья. В ДОУ If 31 этот МОДУЛЬ приобрел вид "Русского подворья", в КОТОРОМ была воссоздана обстановка РУССКОЙ избы, Фрагмент деревенской улицы (см. Приложение III. 5. ).
Развитие у старших дошкольников представлений о средствах выразительности в процессе восприятия произведений устного народного творчества
В параграфе представлены содержание и результаты первого этапа Формирующего эксперимента, направленного на ознакомление детей с наиболее типичными для Фольклорных произведений средствами выразительности и способами их передачи в устной речи.
Логика построения I этапа определила в качестве начальной ознакомление детей с широким КРУГОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ произведений.
Оборудование ориентирующего модуля позволяло познакомить детей с новыми произведениями и некоторыми сведениями о жизни, быте и обычаях РУССКИХ людей. С его помощью организовывались сюжет-но-ролевые ИГРЫ соответствующего содержания, в КОТОРЫХ дети использовали Фольклорные тексты ("Баю-баиньки", "Вечерина", "Гостевые дни", "Во саду ли, в огороде" и так далее). Так же в этих помещениях ПРОВОДИЛИСЬ ИГРЫ-драматизации и театрализации РУССКИХ прибауток и сказок. Всё это способствовало востребованности текстов устного народного творчества в самостоятельной творческой деятельности детей, что, в свою очередь, стимулировало интерес к данным текстам и желание знакомиться с новыми произведениями.
Кроме того, создавалась определённая языковая среда для того, чтобы дети слышали и понимали красивую, ПОЭТИЧНУЮ РУССКУЮ речь. Перед дневным сном воспитатели стали напевать детские колыбельные песенки; включали в режимные моменты потешки, пословицы, поговорки; использовали типичные народные обращения (красны девицы, да добры молодцы, Дашенька-краса, длинная коса, молодец-удалец...).
В результате такой работы возникла эмоционально-психологическая готовность к освоению детьми старшего дошкольного возраста позиции активного слушателя, базовым компонентом КОТОРОЙ является художественное восприятие ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов.
Организация ВОСПРИЯТИЯ произведений УСТНОГО народного творчества предполагала использование разных приемов, активизирующих этот процесс. Создавался обший эмоциональный настрой на активное слушание с помощью обращений к личному опыту детей, предваряющего рассказа, использования музыки и так далее. Данные приёмы помогали детям более глубоко и личностно понять содержание и настроение произведений устного народного творчества. Это влияло на характер слушания текстов: дети становились внимательнее, обший настрой и возникшие переживания способствовали эмоциональности восприятия. Совместное обсуждение образов героев влияло на понимание содержания произведения и более чуткое отношение к языковой выразительности текстов. В беседах детям предлагалось выразить своё отношение к героям, событиям; установить последовательность событий; понять мотивы поступков героев. Особое внимание уделялось анализу некоторых средств языковой выразительности текстов. Использовались специальные приёмы, стимулирующие ребёнка обратить особое внимание на эмоциональность и образность произведения, высказать собственную, точку зрения (что произвело наибольшее впечатление, особенно запомнилось, ярче представляется), предлагалось назвать эпизод, насыщенный определёнными эмоциями ("самый страшный", "самый веселый", "тот, КОТОРЫЙ удивил").
Для углубления восприятия образов героев предлагалось задание "Расскажи всё о герое" (внешний вид, черты характера, отношение к другим героям). В результате совместных обсуждений, рассказы детей становились все более полными и эмоциональными.
"Например, Слава А. раскрыл очень ЯРКО образ героини прибаутки "Курочка по сенечкам": "Это такая беленькая, толстенькая курочка с красным гребешком. Она такая заботливая и беспокойная, кудахчет, кудахчет и всё цыплят пугает, чтобы они не разбегались. Она ПОТОМУ что их любит, вот и пугает, боится за них. Цыплят много, она головой вертит и никак их не сосчитает". Мальчику удалось создать запоминающийся образ. Рассказывал он с явным удовольствием, улыбался ПРИ этом. Понравился рассказ и ДРУГИМ детям. Так, Ляна Г. удивилась: "Я не думала, что она такая хорошая, заботливая. Я думала, что она ПРОСТО так ГОВОРИТ цыплятам ПРО ГУСЯ".
Выразительное рассказывание требует от субъекта ПРОИЗВОЛЬНОГО воссоздания в своём сознании картин, возникших ПРИ слушании произведений, поэтому у старших дошкольников развивалось воссоздающее и творческое воображение на основе ФОЛЬКЛОРНЫХ текстов. С этой целью ШИРОКО использовался приём "словесное рисование" в двух вариантах: "иллюстрация к тексту" и "обложка к сказке".