Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Детский фольклор как предмет изучения в литературоведении 11
1.1. Жанровое своеобразие детского фольклора 11
1.2. Особенности содержания и художественной формы небьгаичного фольклора 27
ГЛАВА 2. Психолого - педагогические основы словесного творчества старших дошкольников 40
2.1. Особенности воображения и творческой деятельности детей 6-7 лет 40
2.2. Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений 53
2.3. Проблема словесного творчества детей дошкольного возраста
в психолого-педагогических исследованиях 63
ГЛАВА 3. Влияние небыличного фольклора на формирование словесного творчества детей 7-го года жизни 79
3.1.. Выявление особенностей восприятия фольклорных произведений детьми и уровня их словесного творчества (констатирующий эксперимент) 79
3.2. Содержание и методика формирования словесного творчества у детей в процессе ознакомления с небьшйчньш фольклором (формирующий эксперимент) 106
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) 152
Заключение 162
Библиография 164
Приложение 178
- Жанровое своеобразие детского фольклора
- Особенности содержания и художественной формы небьгаичного фольклора
- Особенности воображения и творческой деятельности детей 6-7 лет
- Выявление особенностей восприятия фольклорных произведений детьми и уровня их словесного творчества (констатирующий эксперимент)
Введение к работе
Переориентация дошкольного образования на линию гуманизации и демократизации обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, "что творчество ребенка носит личностный характер, оно индивидуально и неповторимо. В творчестве дети на основе полученных знаний и умений, пользуясь своим "языком" создают новое в игре и в разных видах художественной деятельности (в рисовании, музицировании, сочинении сказок)" /65,23/.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс.
Процесс эЬот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.
Проблема художественно творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца. А.Н.Леонтьева, В.А.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и других.
Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли педагоги Н.А.Ветлугина. М.М.Конина, Н.П.Сакулина, В.А.Сухомлинский, Е.И.Ти-хеева, Е.А.Флерина.
Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.
Изучение научной и методической литературы, воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях свидетельствует, что одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений является фольклор.
Детский фольклор - это оригинальная и неповторимая страна поэтического творчества для детей и собственного детского творчества. Известный русский фольклорист М.Н.Мельников пишет: "В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. 790,87/.
Являясь частью народной педагогики, детский фольклор имеет особое познавательное и воспитательное значение, несет в себе большой пласт текстов, обслуживающих проблемные ситуации общения или связанных с переживанием положительных чувств и эмоций.
Определяя место фольклора в общей системе воспитания, К.Д.Ушинский основными приоритетами устного народного творчества считал историзм и народность. По его мнению, прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики, высвечивают эпоху, быт, колорит национальной культуры /160,124/.
Развивая идеи К.Д.Ушинского, О.И.Соловьева, Е.И.Тихеева, А.П.Усова подчеркивали возможность использования произведений фольклора для ознакомления детей с окружающим миром, формирования обобщенных знаний о предметах и явлениях, воспитания уважительного отношения к труду.
Особое значение в их работах приобретает проблема использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников: обогащения и активизации словаря, овладения грамматическим строем, осознанного употребления образных слов и выражений, формирования словесного творчества.
Фольклорные произведения содержат множество художественных приемов /аллегория, диалог, повторения, олицетворение/, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты детского фольклора отличаются своей пластичностью, рифмой и звукописью.
Отмеченные положительные черты детского фольклора присущи текстам с небыличным содержанием. Изучение своеобразия небыличных текстов и небылиц-перевертышей позволяет считать их наиболее популярными в детской среде, демонстрируют большие возможности жанра в развитии детского словесного творчества (Е.МЛевина, С.М.Лойтер).
Характерной чертой небылиц-перевертышей является забавное, яркое звучание слова. Увлекаясь словесной игрой, дети усваивают семантические отношения между словами, постигают законы словообразования, овладевают творческими речевыми умениями.
Стремление детей к игре в небылицы-перевертыши вызвано желанием утвердиться в мире реальном, способствует интеллектуальному развитию. Дети правильно воспринимают нелепицы лишь в том случае, когда они хорошо понимчют реальные вещи.
В ряде исследований авторами рассматривались вопросы использования в работе с детьми таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М.Гу-рович, М.М.Конина, М.Л.Панкратова, А.Е.Шибицкая), народные песни (Р.П.Боша), загадка (Ю.Г.Илларионова, СШ.Сомкова). Вместе с тем влияние фольклорных произведений с небыличным содержанием на словесное творчество дошкольников не изучено.
Практическая деятельность воспитателей дошкольных учреждений свидетельствует о том, что небыличные тексты детского фольклора недостаточно используются в работе с дошкольниками по ряду причин. К ним мы относим прежде всего затруднения в лингвистическом анализе небыличных произведений в процессе подготовки к занятию, отсутствие специальных речевых игр и упражнений на материале текстов с небыличным со держанием. Эти факторы обусловили необходимость специального анализа данного фольклорного жанра с целью выявления его лингвистических, эстетических и творческих возможностей для развития словесного творчества старших дошкольников.
Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования "Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников."
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия формирования словесного творчества дошкольников под влиянием небыличного фольклора?
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: словесное творчество детей 7-го года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования детского словесного творчества на материале небыличных произведений фольклора.
Гипотеза исследования: развитие детского словесного творчества может быть эффективным в процессе использования небыличных текстов детского фольклора при соблюдении следующих условий:
- обогащения литературного опыта дошкольников произведениями устного народного поэтического творчества;
- формирования культуры восприятия фольклорных текстов с небы-личным содержанием;
- развития творческого воображения дошкольников;
- формирования всех сторон речи ребенка (фонетической, грамматической, лексической);
- использования методики, включающей ознакомление детей с жанровыми особенностями небыличных фольклорных текстов, обеспечение дошкольников средствами творческой речевой выразительности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности восприятия небыличных текстов детского фольклора детьми 7-го года жизни.
2. Разработать содержание и методы формирования словесного творчества у детей 7-го года жизни в процессе ознакомления с произведениями детского небыличного фольклора.
3. Определить влияние небыличного фольклора на формирование детского словесного творчества.
Методологическую основу исследования составили положения философии и эстетики о сущности творчества, его роли в развитии личности, закономерностях ее развития; о роли культуры и искусства в формировании потребностей человека в прекрасном.
Теоретической базой явились исследования психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин) и педагогов (Н.А.Ветлугина, М.М.Конина, В.А.Сухомлин-ский, А.П.Усова, ЕА.Флерина) о закономерностях формирования творческой деятельности человека, о развитии творчества в дошкольном детстве.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы, трудов по литературоведению, педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты), тестирование факторов креативности, собеседование с детьми, анализ продуктов детского словесного творчества, диагностическое обследование речевого развития детей 6-7 лет, статистическая обработка материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детских дошкольных учреждений: ясли-сад № 91, ясли-сад № 12, Центр эстетического развития "Звуковая мозаика" г.Петрозаводска с детьми старшего дошкольного возраста.
В эксперименте приняло участие 90 детей.
В своем исследовании мы выделяем три этапа:
На первом этапе /1993-1994 гг./ разрабатывались основные теоретические положения исследования, определялись цель, задачи работы, проводился теоретический анализ психологической, педагогической литературы с целью изучения основных понятий исследования. Проводился конста
тирующий эксперимент, нацеленный на изучение уровня речевых умений у детей 7-го года жизни, выявление представлений дошкольников о фольклорных жанрах, изучение особенностей творческого воображения детей и восприятия ими фольклорных произведений небыличного содержания.
На втором этапе /1995-1996 гг./ был организован формирующий эксперимент, направленный на обогащение знаний детей о фольклоре, воспитание интереса к произведениям небыличного содержания, определение и апробацию методов и приемов развития словесного творчества дошкольников.
На третьем этапе /1997 г./ проведен контрольный эксперимент, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, оформлено диссертационное исследование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании впервые подвергается изучению и доказывается влияние небылич-ных произведений детского фольклора на словесное творчество старших дошкольников; раскрываются особенности восприятия детьми небылич-ных текстов; отобрано содержание небыличных форм фольклора; разработаны педагогические условия, способствующие формированию словесного творчества детей.
Практическая значимость исследования.
Апробирована методика работы с фольклорными произведениями небыличного содержания; определены требования к отбору небылиц с точки зрения содержания, языковых и композиционных особенностей; разработаны творческие задания, дидактические игры, сценарии фольклорных праздников.
Разработан и апробирован спецкурс "Развитие словесного творчества дошкольников".
Составлены методические рекомендации по педагогической практике студентов дошкольного факультета КГПИ /Подготовка специалистов по развитию словесного творчества дошкольников/.
Разработанная методика будет способствовать развитию словесного творчества детей и может быть использована в массовой практике дошкольных учреждений. Результаты исследования в целом окажут помощь в подготовке специалистов на разных ступенях дошкольного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективность использования небыличных форм фольклора для развития детского словесного творчества зависит от ряда педагогических условий: обогащения литературного опыта дошкольников на основе игровой и учебной деятельности, формирования культуры восприятия небылиц и небылиц-перевертышей с опорой на чувственный опыт ребенка, развития его воображения и всех сторон речи.
2. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество детей 7-го года жизни проявляется в возросшем интересе детей к небыличному фольклору, анализу логических несоответствий небыличной ситуации, повышении уровня их речевого развития, росте показателей креативности (беглость, гибкость, оригинальность), умении отразить и создать смешное в собственном творчестве. Самостоятельные детские сочинения характеризуются определенной функциональной направленностью, вариативностью _ шмствованных и собственных небыличных сюжетов, близостью содержания и тематики сочинений текстам небыличного фольклора, использованием межстилевой лексики и образных средств языка.
3. Методика развития детского словесного творчества на материале произведений небыличного фольклора основана на поэтапном ознакомлении детей с жанровыми особенностями небыличных текстов, формировании дифференцированного отношения к небыличным ситуациям, использовании творческих заданий, проблемно-речевых ситуаций, упражнений на определение основных признаков поэтической речи (звукопись, ритм, рифма).
Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием заданий на всех этапах эксперимента; строгим отбором содержания
экспериментального материала; сочетанием количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы; широким охватом детей (90 чел.)
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены на научных конференциях по проблемам развития речи (Москва, апрель 1994г.), городской конференции работников дошкольного образования (Петрозаводск, КГПИ, февраль 1995г.), научно - практических конференциях Карельского государственного педагогического университета (1993г, 1994г.)
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Жанровое своеобразие детского фольклора
Фольклор - один из разделов поэтического творчества, исторически сложившаяся и развивающаяся область искусства. Опред&хяя фольклор как "народную словесность", "устную словесность", "народную поэзию", филологи М.К.Азадовский, В.Е.Гусев, Б.Н.Путилов, Ю.М.Соколов, В.И.Чичеров выделяют в своих исследованиях характерные черты народного поэтического творчества: устную форму бытования, традиционность, непосредственную народность, вариативность, коллективность создания и распространения.
Фольклор, по мнению Б.Н.Путилова, содержит еще одну характерную особенность - в основе своей имеет словесное творчество /119/.
Б.Н.Путилов утверждает, что, во-первых, слово в устном народном творчестве является господствующем и определяющим образным средством, и, во-вторых, в ряде жанров слово может соединяться с музыкой, со средствами пластики, театрального действия, а также дополи;;ться различными образными элементами исполнительского порядка (мимика, жест).
Каждое фольклорное произведение является фактом словесного искусства и одновременно народного быта, так как выполняет определенную социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения, как считает М.К.Азагдовский, вызывает к жизни различные жанры фольклора, обособляет свойственные им темы, образы, поэтику, стиль /8/.
Исторические изменения народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических, педагогических, бытовых потребностей, а вслед за ними - и соответствующих жанров.
Именно "педагогическими потребностями народа", по выражению Г.С.Виноградова, были вызваны к жизни малые жанры детского фольклора.
Отдельные указания на наличие в народной поэзии произведений, хранимых детьми, проникали в литературу более столетия назад, но постоянное и устойчивое внимание к ним зародилось с начала 60-70 годов XIX зека.
Изучение состава детского фольклора по печатным и рукописным источникам (П.А.Бессонов, В.И.Даль, П.В.Шейн), описание некоторых его видов (В.Р.Кудрявцев, А.Н.Афанасьев, Е.А.Покровский) изучение этой области устного народного творчества в различных научных направлениях (Н.И.Костомаров, А.Ф.Можаровский, В.А.Попов), анализ жанрового и художественного фольклора (Г.С.Виноградов, О.И.Капица) позволил отделению этнографии Русского географического общества (1927) признать детский фольклор самостоятельным отделом фольклористики.
Вместе с тем следует отметить, что среди ученых не существует единого мнения по поводу содержания термина "детский фольклор" и его классификации.
В.П.Аникин к детскому фольклору относит "творчество взрослых для детей", творчество взрослых, ставшее со временем детским, и "детское творчество в собственном смысле слова" /4, 81/.
Это мнение разделяют Э.В.Померанцева, В.А.Василенко, М.Н.Мельников.
Г.С.Виноградов, Н.П.Андреев, В.И.Чечеров определяют детский фольклор как область устных словесных произведений, исполняемых исключительно детьми и не входящих в репертуар взрослых /22/.
Учитывая, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых, Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин предлагают отнести к детскому фольклору произведения, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологи й и потребностями детского возраста /68/.
Деление детского фольклора по возрастной градации детей теоретически обосновала О.И.Капица. В основе ее классификационной схемы лежит генетический принцип: поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей (данной классификации придерживался и В.П.Аникин) /56/.
К детскому фольклору О.И.Капица относила и материнскую поэзию. Сказки, создаваемые детьми по ее мнению, вообще не могут быть предметом исследования фольклористики и этнографии.
Против этой точки зрения решительно выступал Г.В.Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора Е :рослых, как и сказки, созданные взрослыми для детей. К детскому фольклору исследователь относил сказки, сочиненные самими детьми.
Известна в фольклористике классификация В.В.Василенко. Он провозгласил функциональный принцип классификации и выделил: 1) колыбельные песни или байки, 2) произведения, связанные с игровыми действиями, 3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий /156/.
С.М.Лойтер объединяет под понятием "детский фольклор" две группы произведений:
1) созданные взрослыми и адресованные детям (так называемая поэзия пестования - колыбельные песни, потешки, прибаутки);
2) созданные самими детьми и бытующие в их среде - с "чталки, жеребьевки, дразнилки, заклички, поддевки и другие игровые формы.
С.М.Лойтер выделяет следующие отличительные особенности детского фольклора от фольклора взрослых: соответствие содержания текстов особенностям детской психологии и детскому мировосприятию, закономерностям художественного мышления; характер функционирования; неподверженность угасанию и деградации /5/.
В нашей работе мы ориентировались на классификационную схему М.Н.Мельникова. Предложенная им классификация опирается на открытия Г.С.Виноградова и учитывает принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения работы О.И.Капицы.
Особенности содержания и художественной формы небьгаичного фольклора
Одной из важнейших особенностей небыличного фольклора, как отмечает Е.М.Левина, является его традиционность, определяющая относительную устойчивость словесных текстов. Это обстоятельство позволяет лам выделить традиционные особенности небыличного фольклора.
Жанровое своеобразие произведений небыличного фольклора обусловлено влиянием на данный пласт устного народного поэтического творчества небылиц-перевертышей, которое обнаруживается в тематике содержании, системе образов, композиционных и изобразительных средствах и находится в прямой зависимости от основной функции данного жанра: насмешить несуразицей, удивить несуществующим.
Попытка систематизировать небылицы-перевертыши по тематическому принципу была предпринята К.И.Чуковским. Автор подразделил стишки на отделы: I. Перевертыши большого и малого: Полетел комарище в лесище, садился комар на дубище, Дуб под ним зашатался, Комар весьма испугался. II. Перевертыши холодного и горячего: Дети скользили по льду на коньках В летний жаркий день. III. Перевертыши еды: Жил-был Моторный на белом свету, Пил-ел лапти, глотал башмаки. - IV. Перевертыши одежды: Лыко мужиком подпоясано... Мужик подпоясан топорищем... У.Перевертыши явлений погоды: Как по речке по реке Ехал рыжий на быке... VI.Перевертыши ездока и коня: Баба ехала верхом, Развалясь в карете. VII.Перевертыши телесных недостатков: Слепой подглядывает, Глухой подслушивает. "VIII.Перевертыши действующих лиц: Как из-под собаки лают ворота. Ехала деревня мимо мужика.
Разнообразие тематики детских небылиц определяется кругозором ребенка, его представлениями об окружающем мире. "Предположим, пишет К.И.Чуковский, что ребенок окончательно усвоил координацию великости с силой и молодости со слабостью, установил для себя навсегда, что животное чем больше, тем сильнее. Когда идея прямой зависимости между величиной и силой становится ясна окончательно, ребенок начинает играть ею"
Идея небыличногс произведения определяется особенностями мировоззрения ребенка и зависит от функциональной направленности текста, мотивации обратной координации вещей. В одних небыличных ситуациях высмеивается трусость, в других - жадность, обжорство, лень.
Следует отметить, что в большинстве сочинений небыличного фольклора определить идею достаточно трудно, так как небылица для ребенка - это веселая умственная и речевая игра, в которой нет места морализированию.
К.И.Чуковский отмечал, что обратная координация в небылице часто мотивируется глупостью, так как ребенок чувствует свое умственное превосходство над теми, кто обнаруживает глубокое незнание окружающего мира.
Идея в текстах небыличного характера выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием его формальных компонентов, содержанием.
Содержание небыличного произведения, его основной сюжет определяются существенной разницей внутри жанра. Если в небылице юмористическая ситуация возникает за счет перечисления внешних несоответствий, цепочки нехарактерных для персонажа действий, то в перевертыше, функция предмета "а" приписывается предмету "б", алогичны способы действия, причинно-следственные, временные связи, пространственные перемещения:
Сено косят на печи Молотками раки. Главными персона: ами небылиц-перевертышей чаще всего являются домашние животные, нгсекомые, птицы, предметы быта, то есть все, что хорошо знакомо ребенку с раннего детства.
В небылицах, заимствованных из фольклора взрослых, главными персонажами выступают не только вещи, но и факты, явления, встречаются названия веществ, однородных масс (гнида щелок щелочила).
Важным организующим элементом художественной формы небы-личных произведений и небылиц перевертышей является композиция.
Мотивированное расположение минимального количества композиционных элементов в небыличном тексте обусловлено его характером и назначением: удивить, рассмешить, позабавить.
Композиционное единство небыличных произведений часто нарушено, так как текст может состоять из двух-трех композиционных элементов, я которых сохраняется один способ изображения (описание внешнего вида, способ передвижения, диалог).
Особенности воображения и творческой деятельности детей 6-7 лет
В основе творческой деятельности человека лежит воображение. Проблема развития воображения является весьма дискуссионной, так как среди зарубежных и отечественных психологов не существует единства в понимании природы воображения.
Ряд исследователей подвергает сомнению существование воображения как отдельного психического процесса и отождествляет его с другими функциями. Т.Рибо рассматривал два вида воображения, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее (воссоздающее) воображение и, с другой-творческое воображение. Под воспроизводящим воображением понималась такая деятельность психики, при которой человек воспроизводит в сознании ряд образов, пережитых ранее, но восстанавливает их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет, т.е. воображение рассматривалось как одна из функций памяти ЛII.
Научная гипотеза В.А.Брушлинского заключается в отрицании особой специфики воображения.Автор не считает данный психический процесс особой формой отражения и сводит его к мышлению.
Отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Коршунова, А.В.Петровский, Р.С.Немов и др.) признают самостоятельное существование воображения как высшей психической функции.
Л.С.Выготский отмечал, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений и пред-ставлений.Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений так, что в резульгате этой деятельности возникает некоторый но-ый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением /27/.
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:
1) комбинирование: сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных, комбинациях. Это очень распостраненный :;пособ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве, им пользуются в искусстве, в художественном творчестве;
2) частным случаем преобразования посредством комбинирования является так называемая агглютинация: предполагает "склеивание" различных, в повседневной жизни несоединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.), она используется и в техническом творчестве (танк-амфибия, аккордеон и т.д.);
3) акцентирование: подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорции. Используется в карикатурах, шаржах, дразнилках, небылицах;
4) гиперболизация: характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан, мальчик-с-пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением (дракон с семью головами и т.п.);
5) схематизация: представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты выступают на первый план;
6) типизация: состоит в создании сложного образа, носящего синтетический характер. В нем актуализированы многие компоненты действительности, представлены не только общие, сходные характеристики, но и выделены некоторые особенные черты. Широко используется в художественной литературе и фольклоре.
Кроме того, имеется еще много смешанных форм синтезирования представлений.
Процесс воображения имеет аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Л.С.Выготский раскрывает механизм творческого воображения через процессы диссоциации и ассоциации.
В самом начале воображения стоят всегда внешние и внутренние восприятия, составляющие основу нашего опыта. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, остальные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются.
За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы.
Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов.
Заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.
Полный круг творческого воображения будет завершен, когда воображение воплощается или кристаллизуется во внешних образах.
Условием возникновения воображения являются такие формы познания, как ощущение, восприятие, представления, мышление, но и воображение, в свою очередь, преобразует их содержание.
Выявление особенностей восприятия фольклорных произведений детьми и уровня их словесного творчества (констатирующий эксперимент)
На этапе констатирующего эксперимента решались задачи, направленные на: - определение особенностей восприятия небылиц и текстов с небы-личным содержанием деіоми 7-го года жизни; - выявление представлений старших дошкольников о малых жанрах детского фольклора и их художественном своеобразии; - определение уровня речевого развития и особенностей словесного творчества дошкольников; - изучение особенностей творческого воображения детей.
В соответствии с перечисленными задачами были разработаны четыре блока, включающих выполнение психологических, речевых, творческих заданий.
Блок . Изучение особенностей восприятия детьми лингвистических и смысловых характеристик малых фольклорных форм небыличного содержания и небылиц.
Задачи: 1. Выявить представления детей о небылице как особом ма-ІОМ жанре фольклора: а) представления о композиционных особенностях небылиц; б) представления о средствах выразительности, типичных для небы лиц (образность, сравнение, метафора и др.). 2. Определить сформированность у детей следующих умений: а) умение отличать небылицу от близких жанров; б) умение узнавать небылицу по наличию логических несоответствий и образных речевых средств; в) умение создавать небыличный образ предмета, явления в речевой форме, адекватной жанру небылицы.
Методы: беседы, анализ речевой деятельности детей, вопросы, практическая деятельность.
Условия проведения: обследование проводилось в ходе индивидуальных бесед с каждым ребенком в первую и вторую половину дня. Задание 1. Цель: Определить умение детей различать и называть малые жанры фольклора. Методика проведения: читалось несколько фольклорных произведений о насекомых: Бабка-липка, сядь на травку, На зеленую муравку. Бабка-липка, улетай, Тебя ловит попугай. - приговорка Попугай сидит на крыше, Кто последний, тот и вышел. - считалка Улитка-улитка, высунь рога, Дам тебе кусочек пирога. - закличка Лидка-улитка, На пирога! Где твои рога? - дразнилка Как улитка выползала, Весь народ перепугала. Я улитки не боюсь, Я к ней в домик поселюсь. - небылица Вопросы к детям: 1. Знакомы ли вам эти стихи? 2. Когда вы использовали или могли бы использовать их? 3. Как называются эти стихи? В основном дети связывали содержание произведений со своими жизненными наблюдениями: "Когда на прогулке хочется бабочку поймать, то надо "поколдовать"... "Если скажешь громко : "Улитка-улитка, высунь рога,
Дам тебе пирога", то она может испугаться и не высунуться. Это шепталка "...Небылицу большинство испытуемых назвали "стишком", "смешным стишком". Правильно определили и назвали такие жанры, как считалка, дразнилка.
Задание 2. Цель: Уточнить, с какими еще малыми фольклорными жанрами знакомы дети, как они понимают специфические особенности жанра.
Методика проведения: детям читались произведения малых фольклорных жанров (прибаутка, небылица, колыбельная). Петушок, петушок, Петушок, петушок, Золотой гребешок, На поветку взлетел, Шелкова бородушка. Трое лапотки сплел Масляна головушка, И себе, и жене, Что ты рано встаешь, И своячинке Голосисто поешь? Петушок наш, баю-бай, Утром рано не вставай! Утром рано ты встаешь, Голосисто поешь, Нам спокою не даешь. Ба-а-а-ай! Вопросы и задания: 1. Сравни эти стихи. Чем они отличаются? Чем похожи между собой? 2. Подбери картинки к каждому стихотворению. Объясни свой выбор. 3. Как можно назвать эти произведения?