Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Касимова Аида Сайпутдиновна

Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
<
Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Касимова Аида Сайпутдиновна. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 Махачкала, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:06-13/2121

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы воспитания культуры межнационального общения . 11

1.1. Основные вопросы национального воспитания в теории и истории педагогики 11

1.2. Культура межнационального общения - основной вопрос национального воспитания 35

1.3. Проблема воспитания культуры межнационального общения дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 52

Глава И. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста 68

И. 1. Состояние процесса воспитания культуры межнационального общения в практике дошкольных учреждений 68

И.2. Модель процесса воспитания культуры межнационального общения дошкольников 92

П.З. Развитие у дошкольников представлений о Родине как основа воспитания культуры межнационального общения детей 109

П.4. Воспитание культуры межнационального общения дошкольников в творческой изобразительной деятельности 128

II.5. Воспитание культуры межнационального общения дошкольников в процессе трудовой деятельности 140

Заключение 156

Список литературы 159

Введение к работе

В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России. Эта специфика обусловлена рядом социальных факторов исторического, политического, экономического и педагогического характера. Указанные факторы обусловливают актуальность исследуемой проблемы. Демократизация общества сопровождается не только прогрессивными изменениями, но и негативными явлениями: разрушаются традиционные многолетние связи между народами, происходит разделение этносов по национально-территориальному признаку. Выражение национального самосознания порой доходит до крайних форм шовинизма и приводит к межэтническим конфликтам.

Исторически российское общество складывалось как многонациональное, поэтому вопросы взаимодействия между народами всегда были в центре внимания человековедческих наук: философии, социологии, этнографии, педагогики, психологии. Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами. Действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала и обеспечения перманентности на уровне преемственности. Традиционная педагогическая культура любого народа, в том числе и дагестанцев, характеризуется ранним началом воспитания, что определяющим образом влияет на эффективность и результативность последнего. Непрерывность также относится к специфическим чертам народного воспитания. Культура общения, как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.

Научная разработка теорий межнационального общения и национальных отношений осуществлялась и осуществляется в трудах Э.А.Баграмова, Ю.В. Бром-лея, З.Т.Гасанова, Н.И.Куличенко, Ю.П.Свердрова и др. Они обосновали основ-

ные тенденции их развития в условиях многонационального общества. Однако, конкретно-историческая обусловленность работ данных авторов не позволяет широкого их применения в современной практике. Их труды переосмысливаются в целях стабилизации национальных отношений.

Теоретический анализ показывает, что в системе научных знаний по национальным отношениям на первый план выдвигается проблема формирования культуры межнационального общения. Умение общаться с представителями разных наций в современном мире становится обязательным в силу усиливающейся интеграции народов. Многие исследователи - обществоведы советского периода посвятили свои исследования разработке и анализу прогностических теорий межнациональных отношений в СССР: Р.Г.Абдулатипов, Ю.В.Бромлей, А.Ф.Дашдамиров, М.С.Каган, М.А.Свердлин и др. Они рассматривали проблемы наций, соотношение национального, интернационального и общечеловеческого, вопросы интернационального воспитания, национального самосознания, национальной культуры. Большую научную ценность представляют работы в области этнопедагогики, где учеными В.Ф.Афанасьевым, А.Э.Измайловым, Я.И.Ханбиковым и др. обоснованы положения о гармонии национального, народного и общечеловеческого, интернационального. Полученные ими результаты были развиты в диссертационных исследованиях Н.А.Асиповой, А.Г.Арзыкульвой, К.А.Ташмурадовой, М.А.Терентия, В.Ф. Фарворовского и др. Исследователи изучали вопросы организации содержания, методики интернационально-патриотического воспитания школьников, а также некоторые аспекты межнационального общения в ученическом коллективе.

Однако, исследования, проведенные в 70-80-х годах, недостаточно учитывают специфики современного воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В связи с демократизацией всех структур образования наблюдаются порой противоречивые явления. Необходимо отметить несоответствие содержания воспитания культуры межнационального общения современным требованиям. Большинство педагогов осознает необходимость целенаправленной работы по формированию у детей культуры взаимоотношений в условиях многонациональ-

5
ного коллектива. Нередко сохраняется пассивно-созерцательная позиция воспита
телей по разным причинам: незнание, неумение вести воспитательную работу в
.- данном направлении. Сложность и деликатность данной проблемы диктуют педа-

мосовершенствования, овладения культурой межнационального общения со всеми категориями населения, что не всегда присутствует в практике воспитания.

В воспитательной практике обозначились противоречия между традиционным подходом к воспитанию культуры межнационального общения и современными требованиями общества. Нестабильность в национальных отношениях в России (межэтническая война на Кавказе, события в Чечне и др.) активировали поиски исследователей по разработке теорий их гармонизации.

Изучение педагогического процесса в образовательных учреждениях Дагестана, в частности, в детских садах, показывает, что проблема воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста далека от идеальной. Ее научным исследованием в Дагестане специалисты не занимались. Традицион-4 но она подразумевалась в общей системе воспитания и соответствовала духу и требованиям прошлых лет. Республика Дагестан представляет собой многонациональный регион, где проживают представители почти всех национальностей России. Хотя, можно отметить, что коренные дагестанские народы доминируют.

Проблема воспитания культуры межнационального общения имеет несколько уровней: социальный, педагогический, психологический. На каждом уровне возможно как теоретическое, так и практическое его решение. В своем исследовании мы ограничиваемся изучением психолого-педагогической стороны вопроса, учитывая диалектическую взаимообусловленность и взаимосвязь социально-бытовых, психолого-педагогических отношений окружающей действительности. Для детей дошкольного возраста характерны внушаемость, впечатлительность, эмоциональность. Их отличает искренность чувств, безграничное доверие к взрослым, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Учет особенностей дошкольного возраста обусловил наш выбор: данный

возраст наиболее благоприятен для воспитания культуры межнационального общения в условиях многонационального дошкольного учреждения.

> Выбор темы исследования обусловлен:

v - потребностями современного многонационального общества в стабилиза-

ции и гармонизации национальных отношений;

необходимостью формирования личности нового типа: с развитым национальным самосознанием, способным устанавливать гуманные, межличностные, межэтнические отношения;

недостаточной разработанностью теории и практики воспитания культуры межнационального общения в педагогической науке.

Объектом исследования является процесс воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом исследования - содержание и методы воспитания культуры
межнационального общения у детей дошкольного возраста.
^ Целью исследования является разработка педагогических условий воспита-

ния культуры межнационального общения у дошкольников.

Задачами исследования являются:

-выявить степень разработанности проблемы воспитания культуры межнационального общения в теории и практике дошкольного образования;

-раскрыть сущность, структуру и содержание воспитания культуры межнационального общения;

-изучить особенности воспитания культуры межнационального общения у дошкольников;

-разработать и экспериментально апробировать модель и программу воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста в ус-ловиях Дагестана.

і")

Ч Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что воспитание

культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста будет успешным, если:

- осуществляется на основе современных теоретических положений, опреде
ляющих направления национального воспитания в рамках гуманистической мо-

J дели образования;

^ - спроектирована целостная теоретическая модель, отражающая специфику

культурно-исторического опыта развития республики Дагестан и интеграцию

ценностей культуры народов России и Дагестана;

создана региональная программа воспитания культуры межнационального общения, представляющая собой систему знаний (социальных, краеведческих, исторических и т.п.), ценностей культуры русского и дагестанского народов, способы межнационального общения;

обеспечивается интеграция видов деятельности, методов и средств, ориентированных на развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка;

- воспитательная деятельность представляет собой среду коммуникаций,
творческого самовыражения и совместного диалога, ставящая ребенка в позицию

ч субъекта со своими интересами и правами.

Методологическую основу исследования составили положения о вопросах национального воспитания подрастающего поколения, о сущности воспитания культуры межнационального общения и ее составляющих, отраженные в работах философов (Р.Г.Абдулатипов, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов и др.), социологов (Р.Г.Гурова, О.М.Здравомыслова и др.), этнографов (М.И.Забелин, Т.И.Петрова, Ю.В.Бромлей и др.), педагогов (Г.Н.Филонов, З.Т.Гасанов, Н.Д.Никандров и др.), психологов (А.Н.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин, А.П.Оконешникова, А.В.Петровский, С.Г.Якобсон и др.); культурологии о взаимосвязи культуры и образования (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.Швейцер и др.); о

социокультурной концепции гуманистической парадигмы образования

>

(Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, Т.И.Власова, Е.Н.Сорочинская, В.Е.Шукшунов
4 и др.).

Для реализации цели и решения задач исследования были использованы методы: системный анализ; моделирование; анализ философской, психолого-

8 педагогической, этнографической, социологической литературы, диссертационных работ и программно-нормативной документации; изучение продуктов педагогической деятельности; наблюдение; анкетирование детей дошкольного возраста, педагогов дошкольных учреждений, родителей и бесед с ними; экспертная оценка; педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

-в теоретическом обосновании необходимости и возможности осуществления процесса воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста;

-в разработке и экспериментальной апробации теоретической модели воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста;

-в разработке принципов отбора содержания знаний для детей о культурно-историческом развитии республики Дагестан и России, обеспечивающих процесс воспитания культуры межнационального общения у дошкольников;

-в определении критериев и показателей воспитанности культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в:

-разработке программы «Дагестан-республика в России», отражающей систему социальных и краеведческих знаний, ценности культуры народов Дагестана и России, способы коммуникаций и социокультурный опыт творческой самореализации;

-разработке развивающих технологий, ориентированных на развитие познавательной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер детей, определяющих уровень воспитанности культуры межнационального общения;

-разработке системы занятий и форм организации воспитательной деятельности, создающих среду детско-взрослых коммуникаций и самовыражения.

Основные положения, выносимые на защиту:

- понятие «культура межнационального общения детей старшего дошкольного возраста», определяемое как единство познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка, отражающих соответственный возрасту уровень пред-

9 ставлений детей о Родине, людях разных национальностей, эмоционально-положительного отношения к ним и способы межнационального общения в различных видах деятельности;

теоретическая модель, определяющая условия воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста и представляющая собой содержательно-целевой, технологический и результативный компоненты;

принципы отбора содержания культурно-исторических знаний в республике Дагестан: единство нравственного, патриотического, интернационального воспитания с учетом конкретных условий, региональных особенностей; учет жизненных событий республики, национальных интересов и особенностей развития детей дошкольного возраста; последовательность, четкость в системе воспитательных действий, направленных на развитие культуры межнационального общения детей дошкольного возраста; соответствие выбираемых методов, форм, средств целям воспитания культуры межнационального общения в дошкольном учреждении;

-содержание национально-региональной программы «Дагестан - республика в России», отражающей ценности национальных культур, объединяющих в себе произведения художественной литературы, устного и музыкального народного творчества, элементы декоративно-прикладного искусства, народные игры и праздники;

-технологии воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста, обеспечивающие развитие интереса к культуре народа совместного проживания, активизирующие эмоционально-чувственную сферу ребенка, побуждающие к проявлению чувств патриотизма, дружбы, симпатии к людям этой национальности.

Достоверность результатов исследования и выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплексной методики, адекватной природе механизмов воспитания культуры межнационального общения, а также результатами экспериментальной проверки.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики, научных сессиях преподавателей Дагестанского государственного педагогического университета (1997 - 2006 гг.), Всероссийских конференциях «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (2001, 2003 гг.), использовались при чтении лекций по педагогике, проведении спецкурсов для студентов филологического факультета ДГПУ, а также освещены в публикациях автора.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1997 - 2000 гг.) проведен анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, этнографической литературы; изучен опыт работы дошкольных учреждений г. Махачкалы по воспитанию культуры межнационального общения; определены цели, задачи исследования; выдвинута гипотеза и разработаны методики теоретического и экспериментального исследования.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) - выявлены сущность, структура и содержание воспитания культуры межнационального общения у дошкольников, исследована система воспитания культуры межнационального общения в дошкольных учреждениях.

На третьем этапе (2004 - 2006 гг.) - определены дошкольные учреждения для экспериментальной работы; разработаны средства воспитания культуры межнационального общения; проведены констатирующий и формирующий эксперименты; обработаны данные и оформлена диссертация; разработаны рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения у дошкольников; осуществлено внедрение результатов исследования в практику детских садов г. Махачкалы и факультета педагогики и психологии ДГПУ; уточнены меры по подготовке будущих воспитателей детского сада к воспитанию культуры межнационального общения детей дошкольного возраста.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Культура межнационального общения - основной вопрос национального воспитания

Появление негативных отношений между этносами обуславливается отсутствием системы целенаправленной работы по воспитанию культуры межнационального общения на различных ступенях образования. На наш взгляд, нацио 36 нальное воспитание, в частности, воспитание культуры межнационального общения будет успешно осуществляться, если оно не будет формализованным и информативным, а приобретет ценностно-ориентированный характер. Человечество выработало несколько вариантов «решения» проблем межнационального общения, имеющих целью разрешить трудности кросскультурного взаимодействия путем его ликвидации: сегреция, ассимиляция, геноцид. Но другой, цивилизованный путь видится через приобщение к системе национально-регионального образования, раскрывающего особенности собственной культуры и других наций, воспитывающего ценностное и позитивное отношение к ценностям другого народа. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» предусматривает в качестве основной цели: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Анализ выше обозначенных исследований по вопросам национального воспитания позволил выделить его ключевой вопрос - воспитание культуры межнационального общения как один из путей преодоления конфликтов в обществе. В разработке проблемы воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо определение сущности понятия «культура межнационального общения» и его структуры в философском и педагогическом контекстах.

В философском понимании «культура» (от латинского возделывание, обра батывание) - это «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процес сов опредмечивания (освоение культурного наследия). Она направлена на преоб разование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, выявление и развитие сущностных сил человека. і В современных педагогических исследованиях сложились различные дефи ниции понятия «культура»:

-как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком (П.Сорокин, И.Хейзинг, А.Швейцер, О.Шпинглер и др-); -признак, определяющий человеческую историю как человеческую, отличающий человека от животного (В.Ф.Оствальд, В.В.Сильвестров и др.);

-сотворенная человеком часть окружающей среды, отражающая творчество личности (А.Н.Леонтьев, М.Херсковец и др.);

-специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т.Эллиот, К.Юнг и др.);

-совокупность материальных и духовных ценностей, определяющих жизнь человека (Г.Францев и др.);

-производство самого человека во всем его богатстве с обществом (В.Межуев и др.);

-духовное бытие общества (Б.С.Ерасов, Л.Кертман и др.);

-особая разновидность человеческой деятельности (Э.С.Маркарян и др.);

-сам момент деятельности, объединяющий людей в субъекты культуры (Д.Дьюи и др.);

-огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией (Д.С.Лихачев и др-);

-базисная единица, присущая всему человеческому роду, обществу, народам (А.И.Кравченко и др.);

-способ развития и саморазвития личности, личностного бытия в мире и истории (И.Кант, Ф.Ницше, Г.Риккерт и др.);

-«вторая природа», созданная человеком по своему образу и подобию или для собственных нужд (Г.Ф.Гегель, Э.Гуссерль и др.)

Возвращение воспитания к культурным ценностям и народным понятиям выступает настоятельной необходимостью общества и образования. Выработанные народом традиции воспитания подрастающего поколения формируют истинную культуру человека. Культуру можно рассматривать как универсальный способ обеспечения исторической преемственности на уровне индивидуального человеческого бытия и на уровне организации в жизнедеятельности социальной группы. В живой связи поколений, которая обеспечивается процессом воспитания, сохра 38 няется главные ценностные ориентиры. Международная конференция «Образование и культура», организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса).

Особое значение имеют положения М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы В.С.Библером и другими при разработке теории и практики диалогового обучения и воспитания. Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форм общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по М.М.Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного «я» происходит через общение с другими. Установка на развитие личности посредством постижения культур, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире.

Проблема воспитания культуры межнационального общения дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

Глобализация с её противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, развития умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно с детства научить любить свою культуру, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ребенка в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

В силу социальной и национальной неоднородности региона Северного Кавказа сохранение единого образовательного пространства средствами воспитании является весьма актуальным. В Южном регионе России, по утверждению В.П.Борисенкова, Е.В.Бондаревской, А.А.Грекова, создаётся целостная культуро-сообразная образовательно-воспитательная среда, «интеграция в которую обеспечивает каждому ребёнку, молодому человеку независимо от его национальности, социальной и религиозной принадлежности, пола и возраста социально-педагогическую защиту, поддержку, возможность получения качественного образования, решение жизненных проблем социализации, социально-психологической адаптации, культурной идентификации и индивидуально-личностного развития» (49,4). По Южному отделению Российской академии образования были определены направления, требующие научной разработки: научное обоснование концепции современного воспитания, обоснование национально-регионального компонента содержания образования.

Вопросы воспитания культуры межнационального общения обострились в связи с развитием теории и практики поликультурного образования и воспитания, обусловленных усвоением накопленного культурного опыта. Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование выдвигает такие задачи как:

глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях поликультурного образования и субкультурного диалога стали предметом изучения В.П.Борисенкова, Г.Н.Волкова, О.В.Гукаленко, Н.В.Кузьминой и др. Анализ исследований позволил обнаружить актуальность вопроса воспитания культуры межнационального общения. В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение личности к родной культуре, российской и мировой. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. В контексте поликультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях. Интеграция культуры, истории, религии, искусства народов влияет на сознание подрастающего по 54 коления, обогащает культурно-исторический опыт различных этнонациональных общностей, выявляет их общечеловеческий потенциал.

Воспитательный процесс поликультурного образовательного пространства необходимо ориентировать на развитие у детей способности к рефлексии, к пониманию других людей и оказанию им помощи в особых ситуациях жизни. Рефлексия рождает величайшее интеллектуальное качество - способность предвидения результаты своих социальных, культурных, личностных действий в этнокультурном пространстве.

В совместной деятельности весьма важно для детей разных национальностей создать условия для свободы самовыражения. Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при ее осознании участниками образовательного процесса. Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание и смысл бытия - работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность личности, укрепить, наполнить её конструктивным содержанием. Предпосылкой воспитания культуры межнационального общения выступает культурное насыщение образовательного пространства диалогом культур разных народов.

В рамках этих направлений был осуществлён и поиск условий воспитания культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, у которых, по утверждению ученых, общение выступает самой первой и важной потребностью и средством развития личности. Важны выводы Л.С.Выготского для обоснования нашего исследования о том, что культурно-исторический процесс определяет развитие поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, учёный полагал, что опо-средованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом психологическом, вначале между людьми — как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей (75,145). Потребность в общении он называл одной из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе и определяющей культурное развитие ребенка. Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина определяли общение как результат культуры и воспитания, в процессе которого ребенок познает не только ценности общества, другого человека, но и самого себя и основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства. Л.С.Выготский и его последователи (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивали развивающую функцию общения в процессе обучения. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в познавательной деятельности, в процессе общения требует от воспитателей высокой культуры общения, педагогического мастерства, которое, в свою очередь, базируется на хорошем знании возрастно-половых, психологических, индивидуальных особенностей ребенка. Рядом ученых З.И.Васильевой, Г.И.Щукиной и др. сделаны выводы о том, что познавательная деятельность детей требует организации специального педагогического общения, нахождения эффективных способов педагогического воздействия на познавательные интересы детей дошкольного возраста, что, соответственно, влияет и на воспитание личности ребенка.

Развитие у дошкольников представлений о Родине как основа воспитания культуры межнационального общения детей

В данном параграфе раскрыто содержание опытно-экспериментальной работы по развитию представлений детей о Родине как основы зарождения интереса к людям - представителям других наций, живущим в общем национальном доме. В познавательном цикле занятий решались задачи:

- расширения и углубления представлений и понятий детей о родной стране;

- развитие у них интереса и эмоционально-положительного отношения к окружающему миру и людям;

- развития у дошкольников потребности отразить полученные знания о родине в различных видах деятельности.

Развитие представлений о родине основа не только воспитания культуры межнационального общения, но и воспитания более глубокого чувства патриотизма. Воспитание патриотизма у детей следует начинать именно с ознакомления их с близким им и доступным содержанием, ибо без определенного фундамента знаний немыслимо развитие высших чувств. Чем более обоснованными будут воспитываемые чувства, тем они будут более стойкими, и тем больше они будут определять поведение, суждения и отдельные действия ребенка. Она утверждает, что отношение ребенка к родной стране формируется на основе полученных им знаний.

Естественно, что возможности познания окружающего дошкольником весьма ограничены в силу их возрастных особенностей. Однако, как утверждают исследователи, те знания, которые получают дети дошкольного возраста о родной республике, стране имеют важное значение для формирования интереса, эмоционально-положительного и осознанного отношения к окружающему, оценочных суждений дошкольников. Психологи и педагоги отмечают сложность формирования у дошкольников представлений о Родине. «Трудности формирования таких представлений у детей заключается в том, что некоторые из них могут быть сформированы лишь на основе исторических сведений, связанных с познанием прошлого нашей Родины и наличия у детей некоторых географических представлений... Детям дошкольного возраста недоступна хронология исторических событий. У них нет понимания социальных отношений прошлого, вследствие чего нередко происходит смещение представлений, иногда и логики исторических событий. Поэтому необходим правильный отбор доступных школьникам знаний о родине и умение преподнести их детям.

Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, т.е. быть к ним безразличными. Ребенок не всегда может самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т.к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, т.е. к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Важным является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений. Говоря о важности воспитания у дошкольников чувств, А.В.Запорожец подчеркивал, что это является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем. Решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной действительности. Поэтому, воспитательное воздействие на ребенка оказывают не всякие знания, а лишь те, которые им пережиты, прочувствованы, к которым сформировано определенное отношение.

Психологи указывают на очевидную взаимосвязь у ребенка нравственного и интеллектуального, на слитность эмоциональных и познавательных процессов, которые образуют единую, функциональную систему. Эксперимент показал, что чувства и интересы к людям другой национальности крепнут у ребенка по мере развития представлений о Родине. В свою очередь, чувства облегчают процесс усвоения знаний, лежат в основе развития интереса к окружающему миру, потребности в усвоении новых знаний о людях другой национальности.

Основное содержание системы знаний о Родине дошкольники усваивают на занятиях. Опытно-экспериментальная работа показала высокую результативность использования непосредственных наблюдений детей во время прогулок, пеших, автобусных экскурсий при ознакомлении их с родным городом. Ценность этой формы работы определяется тем, что с помощью экскурсий обеспечиваются благоприятные условия для непосредственного наблюдения детьми окружающей природы, трудовой деятельности людей города, различных объектов. А поскольку непосредственное ознакомление с республикой и страной дошкольников существенно затруднено, необходимо эффективно и в полной мере использовать эту возможность. В течение учебного года с детьми были совершены экскурсии по улицам города, к памятникам, в парки, музеи, театры и кинотеатры города. Воспитатель стремился постоянно поддерживать и возбуждать у детей эмоционально-приподнятое состояние в ходе экскурсий и прогулок, вызвать у детей радость, гордость от сознания, что они живут в таком замечательном городе, формировать любовь к нему, желание больше узнать о родном городе, стремление принять посильное участие в его благоустройстве. Для этого воспитатель использовал эмоциональный рассказ, беседу, чтение стихов. Во время экскурсий выявлялись и использовались знания детей о своем городе, их учили внимательно наблюдать окружающую жизнь и делать выводы, путем постановки перед ними вопросов: что изменилось на нашей улице? Что интересного вы заметили сегодня, когда гуляли по ней? Что вам показалось особенно красивым? Для чего в нашем городе так много зеленых насаждений? Для кого в нашем городе построено много красивых и удобных домов, театров, кинотеатров? Как дагестанцы заботятся о своем городе? Что можете вы сделать полезного, доброго для своего города? и т.д.

Таким образом, воспитатель побуждал детей думать, сравнивать, анализировать, выделять главное. Как правило, в таких ситуациях более активное участие принимали дошкольники высокого и среднего уровня воспитанности. Они легче, быстрее находили ответы на вопросы воспитателя, самостоятельно делали выводы. Но и дети низкого уровня воспитанности не оставались безучастными к беседе. Их внимание, заинтересованность говорили об их переживаниях, неравнодушии к вопросам. В результате прогулок и экскурсий у детей появлялись любознательность, наблюдательность, они приучались внимательно всматриваться в окружающую жизнь, замечать изменения, происходящие в окружающей природе, облике города, задавали воспитателю вопросы: «А что это за дом?», «Зачем наверху повесили флаг?», «Куда мы еще пойдем на экскурсию?» и т.д. Дети стали проявлять бережное отношение к зеленым насаждениям: замечали сломанные веточки дерева, старались выяснить, кто это сделал. Рассуждая, делали выводы: «Если каждый будет рвать листочки, так у нас совсем деревьев не останется». Дети берегли траву, не рвали без надобности цветы в парке: «Мы все сорвем и станет некрасиво, другим людям будет здесь грустно». Я ркие, живые впечатления, полученные на экскурсиях, органически включались в другие занятия. Полученные представления служили основой, на которой формировались более сложные представления и понятия. Экскурсии давали материал для последующих бесед, определяли темы для изобразительной деятельности, игр дошкольников. Большое значение в воспитании патриотизма у детей имело ознакомление их с памятниками города, воздвигнутыми в честь Махача Дахадаева, Имама Шамиля, Али Алиева, Гамзата Цадаса, Сулеймана Стальского, генерала Танкаева, дагестанских большевиков, расстрелянных белогвардейцами в 1919 году, погибших милиционеров, воинов -интернационалистов, СМ. Кирова. Целью этих экскурсий было воспитание у дошкольников любви и гордости за мужественный российский и дагестанский народы.

Воспитание культуры межнационального общения дошкольников в процессе трудовой деятельности

Система работы по воспитанию культуры межнационального общения включает и организацию трудовой деятельности у детей дошкольного возраста, способствующая накоплению у них умений и навыков активного отношения и общения детей в многонациональном сообществе. Необходимость включения в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразно организованной трудовой деятельности детей обусловлена такими задачами воспитания культуры межнационального общения, как:

1. воспитание у дошкольников основ национального самосознания, достоинства, чести, гордости через развитие «исторической памяти»;

2. воспитание потребности и умения общаться с представителями разных этносов, сохраняя при этом свою национальную индивидуальность;

3. приобщение детей к национальной культуре, знакомя с лучшими ее образцами;

4. воспитание уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности.

В качестве показателей культуры межнационального общения дошкольников в трудовой деятельности мы выделили активное и бережное отношение к продуктам человеческой деятельности, ее культурным ценностям, уважительное отношение людям других наций, потребность участвовать в совместном социально значимом труде.

Значение трудовой деятельности в воспитании культуры межнационального общения у детей определяется:

- актуализация в процессе труда чувств и эмоций, связанных с удовлетворением, радостью от осознания значимости совершаемых ими действий для людей других наций;

- воспитание социальных мотивов, являющихся основой культуры межнационального общения;

- приобретением в процессе трудовой деятельности опыта трудового усилия, направленного на людей разных наций, на общие ценности и проявления уважительного и заботливого отношения к родным, близким, бережное отношение к природе, национальным ценностям, созданными разными народами.

Соответственно, мы в ходе организации трудовой деятельности дошкольников поставили следующие задачи:

1. воспитание интереса к труду как социальной ценности и потребности в нем;

2. воспитание социальных мотивов трудовой деятельности дошкольников в межнациональном сообществе;

3. воспитание чувства уважения и опыта общения с детьми различных национальностей.

Логика опытно-экспериментальной работы в этом направлении предусматривала, во-первых, ознакомление дошкольников с трудом взрослых и обеспечение осознания детьми социального смысла их труда, отношение к труду, его коллективного характера; во-вторых, включение детей в доступные им виды труда, развитие социально-значимых мотивов их собственной трудовой деятельности. При ознакомлении детей с трудом взрослых, мы руководствовались принципом перехода от простого к сложному (характерные виды труда дагестанцев, других областей и республик, труд людей в ближайшем окружении). При ознакомлении детей с трудом взрослых внимание детей акцентировалось на том, что люди трудятся не только для себя, но и для других, делают полезное дело для всей страны. Параллельно проводилась работа по воспитанию у дошкольников уважения и заботливого отношения к людям труда, независимо от их национальной принадлежности, стремления принять участие в общественно-полезном труде, бережно относиться к результатам трудовой деятельности взрослых. Актуализируя осознание дошколь-никами необходимости применения знаний на практике, воспитатель создавал соответствующие ситуации, спрашивая, как ребята заботятся о взрослых дома, что могут полезного для своего детского сада. После таких бесед осуществлялась организация трудовой деятельности детей.

Наше исследование показало, что социальный смысл труда взрослых усваивается детьми относительно легко, хотя самостоятельно его ребята увидеть не могут. Так, при опросе детей до экспериментальной работы, 89% (70 человек), не могли ответить на вопрос о том, какую пользу людям приносят своим трудом их родители даже в том случае, когда смысл труда близких был им ясен. Только у 11 % ребят сложилось более или менее правильное представление о социальной значимости труда их родителей, связанное с пониманием детьми конкретных результатов труда родителей. К концу опытно-экспериментальной работы все дети экспериментальной группы, кроме 2 человек (Ася К., Маржанат А., низкий уровень) обнаруживали понимание социального значения труда родителей и взрослых. Стремясь вызвать у детей желание участвовать в труде для других людей, воспитатель систематически обсуждал с ними вопросы о том, как помогают ребята взрослым дома, как заботятся о них. Детям давались задания подумать и сделать что-нибудь приятное для своих сверстников, что сопровождалось последующим обсуждени- ем.

Большое значение имеет включение дошкольников в разнообразные виды труда. Формирование у детей культуры межнационального общения требует не разовых мероприятий, а определенной их системы, координируемой процессом ознакомления с родной страной и республикой. Проводимая в данном направлении экспериментальная работа позволила выявить ряд условий, которые обеспечивают наиболее полную реализацию воспитательных возможностей, заключенных в социально-полезном труде дошкольников. К ним относятся следующие:

- направленность труда детей на общую пользу;

- руководство взрослого и его непосредственное участие в процессе труда детей;

- интерес детей к труду, стимуляция у них эмоционального подъема;

- понимание дошкольниками ценности труда для всех людей;

- постепенное расширение сферы труда дошкольников;

- осуществление систематической трудовой деятельности в коллективе сверстников с привлечением всех детей группы;

- игровое оформление трудовых дел;

- индивидуальный подход к детям в процессе труда, учет их интересов;

- оценка трудовых усилий детей взрослыми, обсуждение их результатов и значения для окружающих;

- поощрение инициативы, самостоятельности детей, проявляемых в процессе труда.

Логика экспериментальной работы предполагала постепенное усложнение содержания детского труда и расширение области его применения. Так, в начале опытно-экспериментальной работы дети включались в труд, имеющий значение для них самих и коллектива группы. При этом, главной задачей было разъяснение детям ценности и смысла их труда, его значение для коллектива дошкольников (дежурство, труд на участке сада, оформление альбома, создание уголка «Дагестан»). Решению этой задачи способствовал контроль за деятельностью дежурных, подведение итогов их работы совместно с другими детьми, вынесение им г благодарности, подчеркивание значимости их труда. Проведенная работа повлияла на изменение отношения детей к труду своих товарищей и собственному труду в группе. Итоги контрольного среза показали, что 23 ребенка из 27 в экспериментальной группе в процессе дежурств руководствовались мотивом пользы для всех детей группы.

Похожие диссертации на Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста