Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Колесникова Галина Ивановна

Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки
<
Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колесникова Галина Ивановна. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 Екатеринбург, 1999 200 с. РГБ ОД, 61:00-13/238-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкально-творческого развития ... 11

1.1. Философский аспект проблемы творческого развития 11

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы развития музыкально—творческих способностей детей 17

1.3. Русская народная музыка как средство музыкально—творческого развития дошкольников 54

Глава 2. Педагогическая технология музыкально—творческого развития старших дошкольников' средствами русской народной музыки 67

2.1. Характеристика музыкально—творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 67

2.2. Организация и руководство процессом музыкально—творческого развития старших дошкольников 83

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 128

Заключение 136

Литература 146

Приложение 160'

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В настоящее время, чтобы адаптироваться в усложняющемся мире, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности.

В настоящем исследовании рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема воспитания музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе..Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности.

Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников.

Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной дея-тельностей. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.

До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное воспитание в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к детскому

творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.А.Никитин, Г.С.Ригина, П.В.Вейс, Ф.Д.Брянская, и др.).

Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.

Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский.

В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997), однако недостаточно имеется монографий, диссертационных исследований, всесторонне .освещающих динамику развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский,

А.А.Мелик-Пашаев и др.). В силу своей сложности процесс творчества, выявляющий у детей творческие проявления, остается неизученным, несмотря на определенный интерес к этому вопросу со стороны многих исследователей. Д.Б.Богоявленская указывает, что принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Как проекцию нерешенности проблемы природы творчества она рассматривает неоднозначность и в понимании творческих способностей (24. с. 10-11)

В психологии встречается интуитивное представление четкого понимания природы способностей, имеющее корни в обыденном, противоречивом сознании.

Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Проявление творческих способностей ребенка помогает ему выявить свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрыть внутренний мир. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако изучение и-анализ практики музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показывает, что на современном этапе пока не разработано достаточно обоснованной педагогической технологии развития этих способностей средствами русской народной музыки: малых фольклорных жанров, песен, плясок, игр.

Отсутствие методических разработок по развитию музыкально-творческих способностей у старших дошкольников, с одной стороны, и огром ные потенциальные воспитательные возможности русской народной музыки, с другой, доказывают актуальность темы исследования.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, диагностическая и практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию старших дошкольников послужили основанием для определения ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки».

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

- потребностью и необходимостью музыкально-творческого развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;

- объективно существующими возрастными предпосылками музыкально- творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания;

- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией;

- универсальными возможностями русской народной музыки и ограниченным ее использованием в практике работы с детьми.

Обозначенные противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития старших дошкольников через воспитание у них музыкально-творческих способностей средствами русской народной музыки.

Решение данное проблемы обусловило постановку цели нашей работы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить и научно обосновать педагогическую технологию музыкально-творческого развития старших дошкольников средствами русской народной музыки.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс музыкально-творческого развития старшего дошкольника.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогическая технология музыкально-творческого развития старших дошкольников средствами русской народной музыки.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: музыкально-творческое развитие старших дошкольников будет успешным при:

- рассмотрении его как способности ребенка произвольно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в музыкально-творческой деятельности с целью создания нового образа, музыкального произведения или его интерпретации.

- оценке проявления его на подражательно-исполнительском, инициативно-исполнительском и поисково-творческом уровне. Основными критериями музыкально-творческих способностей ребенка являются: интерес к музыкально-творческой деятельности и желание заниматься ею; наличие у ребенка музыкально-творческого воображения и мышления; легкость, быстрота усвоения способов музыкально-творческой деятельности, широта их переноса; умение импровизировать, перевоплощаться, сочинять, выражая свои чувства.

- применении педагогической технологии, которая является модульным сочетанием приемов музыкально-творческой деятельности, диалога, творческих заданий на каждом этапе.

- специально организованной музыкально-творческой деятельности, осуществляющейся в атмосфере творческого поиска, ситуациях успеха.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- изучить состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике;

- конкретизировать понятие «музыкально-творческое развитие старших дошкольников»;

- выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития дошкольников, установить закономерности;

- разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию музыкально-творческого развития старших дошкольников средствами русской народной музыки.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными психологами-теоретиками (Д.Гилфорд, В.Лоуэнфельд, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Я.Пономарев), психолого-педагогическая теория деятельности (В.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн), теория педагогической технологии (А.С.Белкин), теория музыкального обучения и воспитания (Б.Асафьев, Б.Яворский, Н.Ветлугина, А.Зимина, К.Орф).

МЕТОДЫ исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, музыковедческой литературы по проблеме; анализ организации музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; педагогический эксперимент, социологические методы (анкетирование, опрос).

Эксперимент осуществлялся на базе дошкольных образовательных учреждений № 14,-8 г. Шадринска Курганской области в течение четырех лет в старшей и подготовительной группах при участии 86 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1997г.г.) анализировалась философская, психолого-педагогическая, музыковедческая литература в целях разработки методологических и теоретических основ исследования; были сформулированы проблема, цель, объект, предмет исследования, проводился эксперимент для проверки гипотезы.

Второй этап (1997-1998 г.г.) - характеризовался проведением опытно-экспериментальной работы, разработкой и корректировкой ее содержания.

На третьем этапе (1998-1999г.г.) осуществлялась проверка выводов и результатов исследования, его обобщение и описание.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА: раскрыта технология музыкально-творческого развития старших дошкольников посредством диалога и творческих заданий, основанных на русской народной музыке.

Данная технология предполагает ряд взаимосвязанных модулей:

- систематическая и планомерная работа по ознакомлению с произведениями русской народной музыки, отобранных с учетом доступности, художественности, вокально-исполнительских трудностей;

- специально организованные виды музыкально-творческой деятельности, построенные на принципах интеграции, определяющих активную позицию ребенка в познании русской народной музыки;

личностно-ориентированные приемы, разъясняющие познавательно-эстетический смысл произведений народной музыки и переводящие их в область активной творческой деятельности самого ребенка;

- организация пространственно-предметной развивающей среды как средство проявления свободы выбора и развития музыкально-творческих способностей ребенка;

- установлена технологическая последовательность для каждого этапа музыкально-творческого развития ребенка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования: конкретизировано понятие "музыкально-творческое развитие дошкольников"; выявлены крите- рии, уровни, этапы развития музыкально-творческих способностей у старших у дошкольников; изучена специфика их проявления в музыкальной деятельности; установлена последовательность протекания процесса музыкально-творческого развития ребенка, раскрыта роль народной музыки в этом процессе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке модулей развивающих занятий, подборе музыкального материала для

музыкально-творческого развития ребенка, в создании методических рекомендаций для музыкальных работников.

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечена опорой на методологическую основу, на современные достижения психолого-педагогической науки, комплексностью методов научно-педагогического исследования, реальными положительными сдвигами в уровнях развития изучаемых способностей у старших дошкольников, использованием разработанной технологии, диалогических и игровых творческих заданий в практике дошкольных образовательных учреждений.

АПРОБАЦИЯ работы. Основные теоретические и методические положения исследования и выводы сообщались на областной и городской (1998г.) научно-практических конференциях в г. Шадринске, на методических семинарах и научных студенческих конференциях. Материалы исследования включены в курс лекций по теории и методике музыкального развития, использовались в практике дошкольных образовательных учреждений.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Музыкально-творческое развитие ребенка представляет собой комплексное сочетание музыкально-творческих способностей и его творческой активности. Данные способности могут проявляться на уровнях подражательно-исполнительском, инициативно-исполнительском и поисково-творческом.

2. Педагогическая технология является модульным сочетанием приемов музыкально-творческой деятельности, диалога и творческих заданий. Основным показателем проявления интереса к русской народной музыке является положительно-эмоциональный отклик на нее.

3. Содержание музыкально-творческих видов деятельности, построенное на интеграции, несущее в себе эстетические ценности и выражающее творческую свободу русского народа в музыке, выступает педагогическим средством развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, стимулирует их творческую активность.

4. Разработанные личностно-ориентированные педагогические методы, построенные на принципе диалогичности и активности, формирующие способы выражения творческих способностей, обеспечивают музыкально-творческое развитие старшего дошкольника.

5. Формы организации музыкально-творческой деятельности детей, направленные на постижение духовного смысла и нравственной ценности русской народной музыки, при осуществлении в образовательном процессе определенной последовательности (от поочередного к попарному, одновременному и контрастному сочетанию музыкальных произведений), способствуют развитию музыкально-творческих способностей у старших дошкольников.

СТРУКТУРА диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Психолого-педагогический аспект проблемы развития музыкально—творческих способностей детей

Приступая к раскрытию психолого-педагогического аспекта музыкально-творческого развития личности, следует отметить, что психология и педагогика изучают различные стороны одного явления - творческого развития ребенка. Психология исследует музыкально-творческие способности как психические качества личности, как творческие проявления ребенка, а педагогика - музыкальное творчество как процесс или результат творческой деятельности. Поэтому в педагогической науке общепринятым является употребление термина "музыкальное творчество", отражающего процесс реализации творческих способностей детей. Категории "творческая способность" и "творчество" состоят во взаимосвязи: музыкально-творческие способности являются необходимым условием успешного протекания творческого акта. В связи с этим употребление термина "музыкальное творчество" в освещении педагогического аспекта оправдано.

Проблема способностей, как отмечал Л.А.Венгер (29), является одной из центральных в общей и возрастной психологии. Она имеет давнюю историю своего исследования и все же остается до сих пор одной из самых сложных и не разработанных в психологии. Собственно психологическое изучение способностей получило освещение в трудах Ч.Спирмена, В.Штерна, Э.Клапареда, Э.Торндайка, А.Бине, А.Пьерона. Ученых интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей личности, проблемы общих и специальных способностей, возможность их измерения. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям. В тесном контакте с потребностями практики пытались решить этот вопрос отечественные психологи А.Ф.Лазурский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев. В обширной психологической литературе по-разному приводятся формулировки определений способностей. К теме нашего исследования более подхо- дит определение, данное В.А.Крутецким: "Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в успешном овладении деятельностью и в творческом ее выполнении". Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это "резерв" духовного развития человека, они большей частью специализированы (84).

Различаются общие и специальные способности. Проявляются они различно в зависимости от психофизиологических свойств человека, направленности личности и т.п. Общим является успешное приобретение знаний, умений, навыков и творческое их использование.

В отечественной психологической науке преобладает качественный подход к проблеме способностей. Они рассматриваются прежде всего как условия успешного выполнения деятельности. Изучение индивидуальных различий в способностях выступает как произвольный момент. Однако отнесение способностей к деятельности служит причиной того, что в поле внимания исследователей в первую очередь попадают специальные способности, четко связанные с определенными видами деятельности. Подавляющее большинство конкретных исследований отечественных авторов посвящено специальным способностям (работы Б.М.Теплова, А.Г.Ковалева, В.И.Киреенко).

Под специальными способностями следует понимать такую систему свойств личности, которая обеспечивает достижение высоких результатов в познании и творчестве в специальной области. А.Г.Ковалев выделяет три группы свойств в структуре специальных способностей. 1) Опорные свойства. Это основа для развития специальных способностей, они развиваются на основе задатков. Для музыкальной деятельности, например, важна высокая природная чувствительность слухового анализатора. Б.М.Теплов в качестве опорных свойств называет ладовое чувство, слуховое представление (воспроизведение мелодии на слух), эмпатию. 2) Ведущие свойства. Они позволяют создавать самобытные, оригинальные образы. Это творческое воображение и творческое мышление. 3) Фоновые свойства - чувства, переживания, элементарная отзывчивость на музыку.

К специальным способностям относятся музыкальные. Вопрос изучения музыкальных способностей является предметом многочисленных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов в силу своей актуальности и практической значимости. Начиная с 19 века ученые пытаются определить по-нятие "музыкальная способность", динамику ее образования и развития, выявить взаимосвязи музыки с эмоциональной и интеллектуальной сферами личности. За всю историю исследовательской работы психологи, педагоги, музыковеды уделяли внимание в основном триаде музыкальных способностей: зву-ковысотному слуху, чувству ритма, музыкальной памяти (Н.Римский-Корсаков, Г.Ревеш, В.Хэккер, Г.Кениг(52, с.153-154)).

Огромная заслуга в принципиальной постановке многих вопросов этой сложной проблемы принадлежит Б.М.Теплову. Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные, без которых музыкальная деятельность невозможна, и неосновные, имеющие большое влияние на протекание некоторых ее видов. К основным музыкальным способностям ученый относил ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а к более общим -силу, богатство, инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, вдохновения, творческую волю, чувство природы (167, с.50).

Б.М.Теплову принадлежит заслуга в обосновании неразрывной связи между выделенными музыкальными способностями и эмоциональной, слуховой сторонами музыкальности. Он показал, что полноценное музыкальное переживание зависит от умения различать особенности музыкальной ткани (168, с.8-9). Способности и общие, и музыкальные, по мнению ученого, оказывают существенное влияние на развитие творческого начала в личности. Психолог подчеркивал, что значение своеобразия способностей вытекает из того факта, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психически различными путями. "Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует лишь один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как многообразны человеческие способности", - писал он (168, с.16-17).

Важнейшими с психологической и в особенности с педагогической точек зрения представляются положения Б.М.Теплова о необходимости не количественного, а качественного подхода к изучению способностей, возможной неравномерности их развития у индивида, компенсации одних способностей другими. Без акцента на качественном своеобразии нельзя понять сущность творческих способностей. А само это своеобразие невозможно выяснить, если не учитывать социальной обусловленности индивидуальной деятельности и психологического ее аспекта, который во главу угла ставит качественно своеобразное сочетание способностей, свойственное каждому индивиду.

Таким образом, Б.М.Теплов подходил к изучению способностей прежде всего с точки зрения индивидуально-психологических различий. В отношении развития творческих музыкальных способностей человека в теории Б.М.Теплова нет никаких установок.

Русская народная музыка как средство музыкально—творческого развития дошкольников

Проблема развития творческих способностей человека достаточно общая, и ее практическая реализация затруднена. Необходима более детальная характеристика с учетом различных возрастных особенностей реальной жизни человека, а также способов воздействия на процесс воспитания творческой способности у разных категорий детей. Одним из таких путей является использование русской народной музыки для активизации развития исследуемых способностей у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность избранной темы исследования обусловливается также значимостью фольклора как важного фактора музыкального воспитания в современном мире.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками .множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства. Народное искусство, рассматриваемое как часть материальной культуры, имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

Обращение педагогов к истокам народной педагогики - это не только путь обогащения программы и методики музыкального воспитания, это и восхождение к истокам той духовности, дефицит которой в настоящее время так ощутим, это восстановление связи поколений на истинно народной, мудрой, нравственной основе.

Обращение к народной педагогике - это прежде всего обращение к фольклору. Фольклористы неоднократно отмечали, что в развитии фольклора исторически совершается сложный процесс, в результате которого многие произведения взрослых становятся достоянием детей, приспосабливаются в соответствии с их интересами и перерабатываются ими. Процесс народного творче \ ства не замирает, и дети всегда были своеобразной движущей силой в его развитии.

Особую роль в эстетическом воспитании ребенка играет музыкальный фольклор, русская народная музыка. В.П.Аникин, О.И.Капица, Н.А.Колпакова отмечают, что основной чертой фольклора является его теснейшая связь с окружающей жизнью, поэтому воспитание детей на материале русского народного творчества не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Это положение было взято на вооружение педагогами. Они отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской народной культуры - значит приобщить его к общечеловеческой культуре. К.Д.Ушинский говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое,- историческое живое це-лое"(172). Педагог В.Н.Сорока-Росинский, развивая идеи К.Ушинского, указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества и ничто так не способствует развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, к устному народному творчеству, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н.Волкова о том, что многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры является единственным путем к творческим свершениям.

Особенность народного искусства заключается в том, что оно есть образно-эмоциональное отражение мира. По мнению К.Д.Ушинского, ребенок мыс-лит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. В народном музыкаль- % ном творчестве синтезирован опыт народной педагогической мысли, именно поэтому оно становится для педагога одним из средств воспитания. Именно музыкальное искусство, тесно соприкасаясь с эмоциональной природой ребенка, влияет и на развитие его чувств, сознание, на формирование личности в целом. Если классическая музыка еще бывает сложна для восприятия и осмысления старшими дошкольниками, то народная музыка понятна и близка всем. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты. Поскольку произведения музыкального фольклора раньше, чем классическая музыка входят в жизнь ребенка и ближе соприкасаются с его эмоциональной сферой, то данный вид музыки дает в руки педагога большой выбор разнообразных средств для воспитания музыкально-творческих способностей детей. В решении этой задачи значительную роль может сыграть приобщение дошкольников с раннего возраста к народному творчеству, к русской народной песне.

Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств музыкально-поэтического языка раскрываются глубокие и содержательные идеи, нравственно-эстетическое отношение человека к действительности. Именно русская народная песня с напевностью и выразительностью ее мелодии, своеобразием музыкально-выразительных средств, ясностью мысли, глубоким внутренним содержанием, яркими художественными образами, четкой композицией является богатейшим материалом для эстетического воспитания дошкольников на основе народной музыкальной культуры, способствует глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

Нельзя воспитать цельного, духовного богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Все богатство русского народного творчества.помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера, формирует мировоззрение. Богатство идейно-образного содержания русских народных песен с их глубоким этическим смыслом способствует воспитанию художественного вкуса ребенка. Протяжные и грустные, задорные и веселые русские народные песни отражают все важнейшие стороны общественной и трудовой жизни, быта и деятельности русского народа. В них раскрылась его история, мудрые раздумья о жизни, отразилась психология души русского человека, ее размах, мягкость, задушевность, богатство, щедрость, широта русской натуры. Именно поэтому музыкант-педагог Л.Баренбойм считает, что первыми музыкальными интонациями, которые воспроизводятся ребенком, должны быть интонации русской музыкальной речи.

Воспитать в ребенке основы общей и музыкальной культуры, развить его способности можно только на признанных человечеством художественных эталонах, каковыми и являются народные песни во всем их жанровом и видовом разнообразии.

Для того, чтобы русская народная музыка предстала перед детьми как часть жизни народа, необходимо обратиться к специфике каждого песенного вида.

Первой видовой группой народной песни является материнская поэзия. В традиционной народной педагогике приобщение ребенка к устно-поэтическому творчеству, к музыкальному фольклору начиналось уже с первых месяцев его жизни. Колыбельные песни, пестушки, потешки - это первые музыкальные произведения, которые он слышал от своей матери. Не случайно Г.С.Виноградов, рассматривая представления и взгляды народа на воспитание и обучение новых поколений, выделял эти малые жанры как особый вид словесно-музыкальных произведений, вызванных к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями (35).

Характеристика музыкально—творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Многие психологи, педагогики; указывают на то, что детский возраст имеет наибольшее значение для понимания становления способностей. Н.С.Лейтес отмечал: "Существует качественное своеобразие детских способностей. У детей во многом иная душевная организация, чем у взрослых. Для них свойственна необычная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в творческих играх, неустанная любознательность. Детские годы - годы созревания и быстрого психического развития - отличает легкость и вместе с тем прочность формирования некоторых свойств, чрезвычайная отзывчивость на окружающее. Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности или избирательной активности ребенка, которая по-своему характеризует каждый этап развития" (90, с. 12).

А.В.Запорожец подчеркивал, что в каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий, наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества (с. 60). Сензитивные периоды возрастного развития приходятся именно на годы созревания. Предпосылки развития способностей, специфичные для отдельных детских возрастов - та почва, на которой .вырастают индивидуальные (в том числе и творческие) способности, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают, в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта.

Эти положения раскрывает и Н.А.Ветлугина. Она отмечает, что творческие возможности - это особая сторона умственных способностей и всей личности растущего человека. Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Игры, опирающиеся на воображение, сама новизна умственной работы требуют от ребенка интуиции, своеобразной умственной инициативы. Проявлению творческих способностей благоприятствует яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Подобно восприимчивости к учению и расположенность к творчеству - в ее индивидуальном своеобразии -отличительная черта детского возраста. Она по-разному выражена у разных категорий детей; у них узнавание, усвоение нового вызывает встречную активность, их умственный тонус побуждает к неиспробованным ходам мысли и напряженности поиска - именно к творческим усилиям.

То, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих способностей в музыкальной деятельности, отмечает в своей докторской диссертации А.Н.Зимина. Она пишет: "Это связано с тем, что в период дошкольного детства развивающийся организм сен-зитивен к звуковым характеристикам окружающего мира, эмоционально откликается на музыкальные образы. Музыка оказывает сенсибильное влияние на развитие всей сенсорной сферы детей, повышает восприимчивость органов чувств к воздействиям, что побуждает ребенка к "исследовательским действиям", которые принимают форму музыкально-ритмических движений, имеют "активный слухо-моторный характер" (Б.М.Теплов) и отличаются своей "собственной логикой, побуждаются внутренними противоречиями и их разрешениями" (Н.Н.Поддъяков). ...Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству" (62, с. 5). Анализ процесса музыкального воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, проведенный А.Н.Зиминой, позволил ей выделить ряд педагогических явлений, оказывающих отрицательное воздействие на его результативность. Автор указывает, что в музыкальном воспитании углубляются противоречия между требованием общества к творческому развитию личности и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы. Принцип "дидактической направленности" всей музыкальной деятельности в дошкольном учреждении стал тормозом для развития индивидуальности и творчества детей.

В психологии доказано (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) положение о том, что ориентировка на "сегодняшний" уровень развития становится тормозом для воспитания творческой направленности личности. Оптимальные условия для раскрытия творческих возможностей ребенка создаются при ориентировке процесса обучения на "зону ближайшего развития". В связи с этим, - замечает А.Н.Зимина, - актуален отбор принципов построения процесса познания музыкального искусства с учетом специфики его восприятия и воздействия (62, с. 7). Добавим, что в этом плане русский музыкальный фольклор является незаменимым средством.

Оценка способности должна осуществляться через призму духовности. Вот почему вопрос о способностях тесно связан с онтологией добра и зла. Народная музыка дает эту духовность, помогая развивать в детях творческие способности.

Прежде чем перейти к краткой характеристике музыкально-творческих способностей, следует отметить, что к концу дошкольного возраста музыкальность у детей уже представлена комплексом компонентов всех музыкальных способностей: относительно сформированы эмоциональная отзывчивость на музыку, звуковысотный, динамический, тембровый музыкальный слух, чувство ритма, репродуктивное музыкальное мышление, музыкальная память.

Организация и руководство процессом музыкально—творческого развития старших дошкольников

В параграфе раскрывается опыт организации, проведения и конкретные методики формирующего эксперимента по развитию музыкально-творческих способностей у старших дошкольников в экспериментальной группе; прослеживается динамика развития изучаемых способностей у детей под влиянием целенаправленного обучения их навыкам творческой деятельности и ознакомления с произведениями русской народной музыки; показано применение нетрадиционных форм и методов в педагогическом процессе по развитию данных способностей.

Для педагогического руководства развитием музыкально-творческих способностей дошкольников необходимо организовать сам процесс творчества, то есть деятельность саму по себе. Л.С.Выготский отмечал, что способности должны быть воспитуемы в целенаправленном педагогическом процессе, что становление способностей - это сложный и многоплановой процесс. Ученый выдвинул своеобразную формулу руководства этим процессом: педагогическая полезность в данный момент для данного ребенка (40).

Не всякая музыкальная деятельность, в которую включают ребенка, ав-, томатически формирует и развивает его творческие способности. Для того, чтобы музыкальная деятельность положительно влияла на развитие данных способностей, она должна удовлетворять следующим условиям. Во-первых, J она должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, глубокий интерес, захватывать всю его личность целиком. Только тогда музыкально-творческие способности проявятся в умениях, содействующих легкости, быстроте, более свободному и эффективному протеканию деятельности. Во-вторых, музыкальная деятельность должна быть по возможности творческой. В-третьих, важно организовать музыкально-творческую деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.

Для музыкально-творческой деятельности характерны такие черты : стремление к развитию и духовному росту, способность удивляться необычному, природная спонтанная гибкость и непосредственность, оригинальность, восприимчивость нового опыта, быстрое приобретение новых знаний, способность к анализу, комбинированию, самовыражению.

Творческая деятельность является основным компонентом в проведении музыкальных занятий. Развитие творческих способностей происходит в процессе каждого вида музыкальной деятельности. Следует констатировать то, что в дошкольной музыкальной практике в основном учитывается развитие музыкально-репродуктивных способностей детей, которые характеризуются повышенной наблюдательностью, восприятием, памятью, мышлением. В результате дошкольники обладают музыкально-репродуктивными способностями, воспринимают содержание музыкальных произведений, анализируют их по рекомендации и помощи педагога, выразительно поют, но недостаточно владеют своими творческими способностями. Репродуктивность должна служить ступенькой к прохождению музыкально-творческой деятельности. Дети должны знакомиться с элементами творчества в художественной деятельности.

По отношению ко всем средствам музыкального воспитания можно выделить общие психические процессы, составляющие основу творческих способностей, то есть как основу успешного использования этих средств и как основу формирования способностей к различным видам музыкальной деятельности: восприятие, образное мышление, воображение, без которого невозможно осуществление музыкально-творческой деятельности, владение способами творческой деятельности. Существует мнение, что учить детей способам творческой деятельности не следует. Это якобы "засушивает" деятельность, лишает ее эмоциональности и что дети сами найдут способы передачи своих впечатлений в каком бы то ни было виде творческой деятельности. Утверждать такое можно, не зная специфики развития ребенка дошкольного возраста.

Исследования педагогов и психологов\показывают, что]по проблемам игры убедительно показывают, что только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым в своих творческих проявлениях. Ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, овеществленного в орудиях и способах деятельности. Усвоить этот опыт дети могут только через посредство взрослого, педагога, последовательно и систематически передающего им способы той или иной деятельности; эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусству, жизни, музыке, природе, художественным деятельностям).

Особо следует остановится на эмоциональном отношении детей к музыкально-творческой деятельности как важнейшему фактору развития творческих способностей и эстетического воспитания. Известно, что эмоционально положительное отношение необходимо для осуществления всех художественных деятельностей, основывающихся на эмоциях и вызывающих самые разнообразные чувства: эстетические, гедонистические, радости, восторга, печали и т.п. Эмоционально положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение. тех или иных потребностей: интеллектуальных, коммуникативных, потребности в самоутверждении. Удовлетворение этих потребностей в музыкально-творческой деятельности, имеющей для этого все условия, вызывает у детей, положительное отношение и эмоциональный интерес. Таким образом, развитие названных психических процессов является основой успешного осуществления разных видов музыкально-творческой деятельности детей и установления взаимосвязи их между собой.

Детская музыкально-творческая активность возникает при наличии двух моментов: внутренней потребности у ребенка проявить себя и возможности для проявления тех или иных творческих способностей и умений. Эта возможность в значительной степени зависит от среды, в которой ребенок живет. При массовом характере художественной работы с детьми в их среде возникают общие интересы и дела, совпадают настроения, вкусы, стремления, и поэтому любое самобытное проявление музыкально-творческих способностей ребенка находит отклик и поддержку среди товарищей, поощряется их вниманием. С другой стороны, внутренняя потребность проявления себя в художественной форме также не может возникнуть сама собой, "из ничего". Она зарождается, так как в жизнь ребенка входят яркие впечатления, переживания, когда он чувствует рост своих сил, когда у него возникает потребность общения с другими в каких-то возвышенных формах.

Для каждого ребенка существует оптимальная точка отсчета развития его музыкально-творческих способностей. Эти точки могут быть разными, и сам ребенок может начать превращать свои предпосылки в способности, ориентируясь на совершенно разные стороны музыкального искусства - от содержательных до формальных.

В условиях организованного руководства интерес ребенка к проявлению музыкально-творческих способностей распространится и на многие другие стороны его жизни. Связанная с разнообразными явлениями действительности эта потребность в творчестве приобщит детей к различным видам музыкально-эстетической деятельности, побудит их к самовоспитанию и саморазвитию, разовьет любознательность. В этом заключается некоторая универсальность вновь приобретенной творческой способности детей. Ее положительная роль во всестороннем и гармоничном развитии ребенка очевидна.

Похожие диссертации на Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки