Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Попов Леонид Николаевич

Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника
<
Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попов Леонид Николаевич. Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2003 150 c. РГБ ОД, 61:04-13/785

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Коннотация в музыке и педагогике как уникальный идеальный (ментальный) феномен 13

1.1. Художественное сознание и его личностный аспект 13

1.2. Взаимодействие интонации и коннотации 30

1.3. Коннотация в структуре интонации 44

1.3.1. Эмоциональный компонент интонации и коннотации 45

1.3.2. Рациональный компонент 48

1.3.3. Стилевой компонент 55

1.3.4. Образно-ассоциативный компонент 59

1.3.5. Художественный образ как уникальная целостная форма личностного смысла (коннотации) 63

1.4. Сущностные свойства коннотации в музыке и педагогике 66

Выводы по первой главе 70

Глава II. Педагогическая модель развития художественного сознания старшего дошкольника на основе метода коннотации 71

2.1. Сущность метода коннотации 71

2.2. Роль коннотативного аспекта интонации в процессе понимания музыкального текста дошкольниками 83

2.2.1. Язык музыки, музыкальная речь (текст) и коннотация 83

2.2.2. Интонационная сущность и коннотативный аспект музыкальных единиц и их отношений 89

2.2.3. Музыкальная форма, функции музыки и их роль в процессе понимания музыкального текста 95

2.3. Программа развития художественного сознания старших дошкольников и ее методические особенности 98

2.4. Опытно-поисковая работа по реализации программы и метода коннотации в дошкольном дополнительном образовании 116

Выводы по второй главе 124

Заключение 126

Библиография 129

Приложение 143

Список сокращений 150

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время российское общество находится в состоянии серьезных социальных и культурных преобразований. Проблемы выбора социально-культурного ориентира, формирования единой национальной идеи, поиска путей гармоничного взаимодействия личности и общества в новых социально-исторических условиях требуют особого, «глубинного» отношения к вопросам развития личности ребенка в противовес упрощенным, «массовым» проявлениям культуры.

Процесс формирования эстетических и нравственных ценностей ребенка посредством развития художественного сознания способен в значительной степени обеспечить решение сложных проблем детского образования в новых условиях. В рамках художественного сознания всесторонне и комплексно раскрываются эмоциональные, умственные, физические и нравственные потенции личности (в том числе - старшего дошкольника). Интонирование (духовно-душевно-телесное напряжение) является имманентным свойством художественного сознания, непременным условием его функционирования, а личностный аспект интонации и ее непосредственное содержательное следствие - коннотация - наиболее естественным и действенным способом развития художественного сознания ребенка 6-7 лет.

Хоровое пение в лучших своих проявлениях всегда признавалось весьма ценной моделью и средством актуализации личностных и межличностных (социальных) взаимоотношений, осознавалось «великое значение хорового начала в эволюции музыки и общая историко-социальная роль хоровых организаций» (Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин). Именно этот музыкальный жанр способен гармонично объединить личностные устремления многих людей в единое, «соборное» целое, поддерживая и поощряя при этом свободу творческого самовыражения каждой личности.

Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к эффективной и творческой деятельности по формированию собственных знаний, умений и навыков (в

том числе в сфере искусства) (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн). В сфере хорового искусства развитие ребенка осуществляется сразу по нескольким направлениям. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Но без актуализации и педагогического использования личностного аспекта музыки ребенок не сможет полностью раскрывать свой творческий потенциал, развивать художественное сознание, правильно понимать (исполнять и слушать) музыкальное произведение.

Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыки раскрыт в работах видных религиозных деятелей (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), философов (М.М. Бахтин, Г.Ф. Гегель, Платон, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр), эстетиков (Л.А. Закс, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт), психологов (П.П. Блонский, Б.Я. Вяткин, Н.А. Гарбузов, Л.Я. Дорфман, В.И. Петрушин, Б.М. Теплое, Б.Л. Яворский), музыковедов (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. На-зайкинский, А.Н. Сохор), музыкантов-педагов (О. А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, М.И. Глинка, Л.Г. Дмитриева, В.Л. Живов, А.Ф. Лобова, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражни-ков, П.Г. Чесноков, В.Н. Шацкая, Г.П. Стулова), специалистов в сфере дошкольного музыкального образования (В.А. Дмитриев, О.А. Дрень, Л.В. Сусленкова).

Однако анализ научной, научно-методической литературы и наблюдение за процессами, происходящими в сфере музыкального творчества, музыкального образования выявили некоторые противоречия между:

объективной потребностью общества в культурной и творческой личности и легким, развлекательным отношением значительной части его к музыкальному искусству;

потребностью личности в высококачественном музыкальном материале и музыкально-педагогическом обеспечении образовательного процесса и недостаточном предложении такого материала со стороны общественных и музыкальных структур;

- необходимостью содержательного подхода к процессу музыкального обра
зования и отсутствием конкретных образовательных программ и методов, направ
ленных именно на содержательное постижение музыки ребенком.

Выявленные противоречия позволили обнаружить и сформулировать проблему исследования: определение педагогических условий развития художественного сознания старшего дошкольника и разработка педагогической модели развития художественного сознания на основе музыкальной коннотации.

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость применения коннотации в процессе развития художественного сознания старшего дошкольника и экспериментально проверить практическую значимость метода коннотации как конкретного инструмента раскрытия творческого потенциала ребенка.

Объект исследования - процесс художественно-эстетического (музыкального) развития ребенка.

Предмет исследования - коннотация в музыкальной педагогике как средство развития художественного сознания личности.

Гипотеза исследования. Коннотация обеспечит развитие художественного сознания ребенка в процессе музыкального образования, если:

на основании коннотации будет построен метод развития художественного сознания старшего дошкольника;

применение коннотации в музыкальном образовании будет ориентировано на личностный и надындивидуальный (общий) аспекты художественного сознания;

метод коннотации будет осуществляться в процессе живого интонирования (слушания и исполнения) хорового произведения;

старшему дошкольнику будут созданы условия для свободного выражения своих творческих возможностей - коннотирования авторского музыкального текста.

На основании поставленной цели и предложенной гипотезы исследования определены следующие задачи:

  1. Обозначить сущность понятия «коннотация» в контексте ее функционирования в музыке и педагогике и конкретизировать понятие «музыкальная интонация» путем его соотнесения с понятием «коннотация».

  2. Выявить роль коннотации в музыкальном языке / речи и определить значение и роль коннотации в процессе становления художественного сознания личности старшего дошкольника.

  3. Разработать педагогическую модель развития художественного сознания и обосновать метод коннотации в дошкольном музыкальном образовании.

  4. Разработать и апробировать программу развития художественного сознания у детей старшего дошкольного возраста.

  5. Обосновать критерии, показатели и уровни развития художественного сознания старшего дошкольника, разработать диагностику и провести опытно-поисковую работу по определению результативности метода коннотации.

Методологическую основу исследования составляют системный и личностный подходы к рассмотрению гуманитарных объектов. Проблематика настоящего исследования требует междисциплинарного взгляда на поставленные цели и задачи (А.Ф. Еремеев), поэтому в базовый, системно-личностный подход в качестве основных включаются положения европейской (христианской) культурно-исторической традиции о человеке как свободной и творческой личности (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), положения философии о человеке как о высшей ценности общества (М.С. Каган), теория ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн), некоторые положения семиотики о коннотативных аспектах текстовых значений (Р. Барт, Г.-Г. Гадамер, У. Эко), лингвистические и психолингвистические воззрения на проблемы понимания языка и текста (М.М. Бахтин, А.А. Бода-лев, Э. Сепир и Б. Уорф, А.А. Леонтьев), теоретические положения эстетики о художественном сознании (Л.А. Закс, С.Х. Раппопорт), главные идеи теории интонации (Б.В. Асафьев, Л.А. Закс), современные представления музыковедения о содержательности музыкального тона (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский), тео-

ретические положения музыкальной педагогики в этом направлении (М.И. Глинка, В.Л. Живов, В.В. Медушевский, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков), положения о сущности и функциях педагогической диагностики (К. Ингенкамп, Л.В. Моисеева).

Методы исследования. Отбор методов исследования обусловлен объектом, предметом, целью и задачами исследования: системный и личностный подходы к гуманитарным объектам, сравнительный анализ научно-теоретической литературы, интонационно-смысловой и структурно-семантический анализ текста, методы эмпирического исследования (наблюдения, беседы с детьми, опрос, опытно-поисковая деятельность, самонаблюдение).

Базой экспериментального исследования явились учреждения дополнительного образования ДХМШ № 4, ДМШ № 6, ДШИ № 2, а также МОУ средняя общеобразовательная школа №165 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе принимали участие 42 ребенка и 1 преподаватель.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1992-1998), опытно-поисковом, выявлены показатели и уровни понимания детьми авторского музыкального текста, определена и апробирована совокупность педагогических условий развития художественного сознания ребенка.

На втором этапе (1998-2000), теоретико-организационном, осуществлены изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, была сформулирована тема работы, выявлена цель, поставлены задачи исследования, окончательно оформлен метод.

На третьем этапе (2000-2003), итогово-аналитическом, обработаны результаты первых двух этапов исследования, систематизированы выводы, оформлена диссертация в целом.

Научная новизна исследования:

- в музыкальной педагогике использован подход к процессу развития творческой личности ребенка, основанный на дополнительных, коннотативных значениях авторского текста;

обозначены роль и значение коннотации в музыкальном языке и речи как феномена и средства, способствующего развитию художественного сознания старшего дошкольника;

в методике преподавания музыки применена коннотация как метод понимания (исполнения, слушания) — интонирования авторского текста;

в музыкальном произведении как художественном объекте, в его внутренней форме выделена особая составляющая — коннотация; определены и описаны ее структура: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты; свойства: уникальность, неповторимость, подвижность, многообразие, целостность и другие; функции: семантическая, коммуникативная, проясняющая, эвристическая;

в музыкально-педагогический, музыковедческий и эстетический научный обиход введено новое понятие и термин «коннотация» - уникальный целостный смысл музыкального произведения;

определены критерии понимания музыки ребенком: интонирование и кон-нотирование авторского текста; показатели уровня развития художественного сознания: эмоциональное, эмоционально-мыслительное и художественно-образное понимание (исполнение музыки или вербальное высказывание); уровни развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста: поверхностный, глубинный и творческий.

Теоретическое значение работы заключается в выявлении и анализе существования, структуры и роли дополнительных (исполнительских и слушательских) значений авторского музыкального текста - коннотации, ее осмыслении как необходимой содержательной и методологической составляющей процесса развития художественного сознания старшего дошкольника.

Практическая значимость исследования заключается в формулировании и апробации методики, не требующей дополнительных материальных затрат, в ее доступности широкому кругу преподавателей и обучающихся, в возможном использовании данной методики не только в музыкальном, но и в художественно-

эстетическом образовании, в педагогике в целом. Метод коннотации существенно помогает ребенку понять музыкальный язык, музыкальную речь, музыкальный текст средствами того же музыкального языка, музыкальной речи и музыкального текста, достаточно быстро сформировать специальные умения и навыки, поощряя при этом творческую свободу личности. Метод коннотации стимулирует процесс межличностного общения и понимания, используя при этом единую творческую природу человека - и взрослого, и ребенка. Практическая значимость работы подтверждается разработкой, апробированием и внедрением в учебно-воспитательный процесс научно-методического пособия «Метод коннотации как средство развития художественного сознания старшего дошкольника», авторской программы «Хоровое пение и постановка (воспитание) певческого голоса», авторской программы «Постановка (воспитание) речевого голоса», диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень понимания (слушания и исполнения) авторского текста. Материалы исследования используются в ДМШ № 6, ДТТТИ № 2, ДШИ № 4, ДТТТИ № 6 г. Екатеринбурга, ДМШ № 2 г. Полевского, на подготовительных отделениях средних общеобразовательных школ №№ 85, 109, 120, 140, 152 г. Екатеринбурга. Результаты исследования могут использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием теоретических положений исследования, системой методов, адекватных содержанию исследуемого материала, проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, многолетней работой соискателя с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, со студентами педагогического вуза и слушателями курсов повышения квалификации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы автора в качестве преподавателя хоровых дисциплин в учреждениях дополнительного образования, директора детской хоровой музыкальной школы, в организации и проведении научно-практической конференции на тему «Теория

11 коннотации и метод дополнительного содержания в работе над хоровым произведением» (г. Екатеринбург, 1998), в выступлениях на 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 2001), в обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры УрГУ, кафедры риторики и культуры речи УрГПУ. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Коннотация как уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения является неотъемлемым компонентом внутренней формы музыки (интонации). Коннотация дополняет и изменяет музыку, в частности авторский текст, и придает ей особый, личностный оттенок. Коннотативный аспект интонации включает в себя эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты.

  2. Музыкальный язык и музыкальная речь (текст) запрограммированы на восприятие и понимание музыки слушателем или исполнителем, в том числе ребенком дошкольного возраста, но подлинное понимание авторского текста возможно только с помощью коннотации. Художественное сознание старшего дошкольника полноценно развивается благодаря обязательному использованию коннота-тивного (личностного) аспекта интонирования (слушания и исполнения) музыкального произведения. Высокий, творческий уровень художественного сознания старшего дошкольника подразумевает художественно-образное освоение музыки ребенком, выражаемое в интонировании им музыки, а, в конечном счете, в его собственной интерпретации.

  3. Педагогическая модель, основанная на использовании коннотации и включающая в себя метод, направленный на подлинное, личностное понимание дошкольником музыкального (хорового) произведения в процессе слушания или исполнения (интонирования) музыки, программу развития художественного сознания дошкольника в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка и специальную диагностику, способствует развитию художественного сознания

старшего дошкольника. Педагогический результат исследования можно оценить как положительный: у детей экспериментальной группы значительно вырос интерес к музыкальным занятиям, повысилась эмоциональная и мыслительная культура, сформировались основы исполнительских умений и навыков, что свидетельствует о достаточно высоком художественно-развивающем потенциале предложенного в работе «метода коннотации».

Структура и содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначаются объект, предмет, цель и задачи, вьщвигается гипотеза, излагается теоретическая и методологическая база, а также новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этапы исследования. В первой главе дается определение коннотации, обосновывается существование коннотации как неотъемлемой составляющей внутренней формы музыки - интонации, определяется ее место и роль в системе музыки и в процессе музыкального образования, описываются ее структура и свойства. Во второй главе раскрывается содержание метода коннотации, определяется значение и роль коннотативного аспекта музыкальных средств и функций в процессе развития художественного сознания ребенка, предлагается учебная программа для детей старшего дошкольного возраста, описывается специальная диагностика и приводятся результаты опытно-поисковой работы. В заключении подводятся краткие итоги диссертационного исследования, обобщаются основные идеи и формулируются выводы, вытекающие из теоретической и опытно-поисковой работы. Список литературы содержит 205 источников, имеется приложение и список сокращений.

Художественное сознание и его личностный аспект

Развитие художественного сознания старшего дошкольника - это формирование творческого отношения личности к миру, к искусству, к музыке посредством интонирования (духовно-душевно-телесного проживания-переживания). Коннотация в музыке как необходимая личностная составляющая интонации (внутренней формы музыки) и, соответственно, художественного сознания может стать тем «технологическим» ресурсом, который способен значительно продвинуть процесс развития личности ребенка как творческой.

«Художественное сознание — это социокультурно обусловленный идеальный субстрат (основание) и механизм (способ) художественно-образного освоения мира, система идеальных структур, порождающих, программирующих и регулирующих художественную (творческую и воспринимательскую) деятельность и ее продукты» [Закс, 1990, 7].

И в этой своей ипостаси, и в двух других (как идеальная реальность художественных образов и как процессы духовной художественной деятельности) художественное сознание пронизано и наполнено в той или иной мере личностным началом, личностным отношением, личностным действием субъекта.

Первая глава настоящего исследования призвана доказать необходимость развития личностного аспекта художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста, конкретизировать понятие «интонация» в музыке, доказать наличие в структуре интонации и, соответственно, в музыке в целом особого компонента - коннотации (уникального целостного художественного смысла музыкального произведения); определить структуру, свойства, а также значение и роль коннотации в процессе слушания и исполнительского творчества; наметить некоторые пути и способы актуализации творческого потенциала личности и, в особенности, личности старшего дошкольника.

Понятие «коннотация» (от латинского connoto - имею дополнительное значение) возникло в схоластической логике для обозначения свойств (акциденций) в отличие от субстанций. Позднее (XVII в.) в логике коннотация стала противопоставляться денотату (экстенсионалу) как сущность понятийная (интенсионал).

В данной работе термин «коннотация» заимствован из лингвистики, в которой обозначает эмоциональную, оценочную или стилистическую окраску языковой единицы (звука, части слова, слова, словосочетания и т.д.).

Термин «коннотация» в музыке обозначает возникающий в процессе исполнения и слушания компонент внутренней музыкальной формы (интонации) — уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения, который дополняет и изменяет первоначальное авторское содержание и придает музыке особый, личностный оттенок.

Проблема понимания и толкования, интерпретации музыкального текста была и остается главной проблемой музыкального исполнительства, слушания музыки, музыкального образования. Вопросы соотношения традиций и новаторства, объективного и субъективного в исполнительском искусстве, вопросы адекватности выражения авторского замысла исполнителем особенно остро стоят в наши дни, когда свобода художественного творчества зачастую не знает ограничений и выходит далеко за рамки традиционного. В связи с этим открывается противоположная грань проблемы - догматический подход к музыкальному исполнительству, абсолютизация внешней формы музыкального произведения и «ремесленного», «телесного» уровня исполнительского мастерства (техники).

Особую актуальность данная проблема приобретает на ранней стадии формирования творческой личности. Уже в 6-7 лет ребенок способен в значительной мере самостоятельно трактовать музыкальный текст и предлагать вполне убедительную его интерпретацию. Эта способность возникает на основе в достаточной степени сформировавшегося художественного сознания.

Развитие художественного сознания возможно лишь посредством интонирования объекта - музыкального произведения. Объект интонируется в конечном счете личностью, неважно, вполне сформировавшимся музыкантом или только начинающим ребенком.

Личностная составляющая художественного сознания является основой актуализации уникального, личностного смысла музыкального произведения - коннотации.

Многозначность и вариативность коннотации способна стимулировать творческий интерес личности, раскрывая тем самым ее художественный, творческий потенциал.

Личность не может полноценно творить, не испытывая при этом «возможной хоровой поддержки» [Бахтин, 1986, 157]. Хоровая основа всего музыкального творчества, огромное значение хорового пения в процессе формирования личности музыканта, любой личности, до сих пор не имеет должной оценки не только в обществе в целом, но даже в его музыкальных кругах.

Неоднозначность и бессистемность подходов, в частности исполнительских, к вопросам содержания (внутренней формы, интонации) музыкального произведения и его интерпретации выявили потребность выделить в структуре интонации особую составляющую - коннотацию, рассмотреть ее в качестве неотъемлемого элемента музыкального произведения и определить значение и роль коннотации в процессе музыкального творчества, в частности исполнительства, в процессе становления художественного сознания ребенка.

Взаимодействие интонации и коннотации

Интонационность художественного сознания, языка искусства, в частности языка музыки, требует конкретизации понятия «интонация» и осознания значения коннотации и ее роли в структуре интонации как внутренней формы музыки.

В настоящее время понятие «интонация» в музыкознании не имеет точного и четкого определения. Музыкальный энциклопедический словарь предлагает такие формулировки музыкальной интонации: «ИНТОНАЦИЯ (ср. - век. лат. into natio, от intono - произношу нараспев, запеваю, пою первые слова ) - 1) многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение муз. мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминированного человеческого сознания. Впервые сформулированное Б.В. Асафьевым, это понятие получило дальнейшую разработку в многочисленных трудах советских, а также некоторых зарубежных музыковедов. По Асафьеву, интонация - носительница муз. содержания (в этом - специфическое отличие музыки, например, от речи, где главная смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с тем несомненна общность происхождения муз. и речевой интонации)... В сочинении, практике музицирования, строительстве муз. инструментов, даже мышлении о музыке и т.д. понятие «интонация» охватывает как чисто музыкальные (напр., мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительский «тон» музыки), так и непосредственно жизненные явления (напр., эмоциональный тон обыденной речи, тембр и характер звучания голоса как обнаружение определенного психологического состояния, авторскую индивидуальную эмоциональную окраску «тона» стиха). 2) Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), главным образом на инструментах со свободным и подвижным строем, а также степень акустической выравненное строя и тембра, например, органных труб» [МЭС, 1990, 214].

Е.М. Орлова, разрабатывая теорию интонации, утверждает, «что: - во-первых, вся она в своей основе имеет как «проблему проблем» - проблему специфики художественного мышления в его музыкально-интонационной сущности... -во-вторых, всю поднятую Асафьевым проблематику пронизывает мысль о том, что и в жизни, и в искусстве основным цементом является гуманизм» [Орлова, 1984, 267]. Е.М. Орлова поднимает проблему музыкального стиля в интонационном аспекте.

В.В. Медушевский рассматривает «интонацию как фундаментальное явление культуры» [Медушевский, 1993, 204] и понимает ее как выразительную сущность прекрасного, «музыкальную интонацию красоты» [Медушевский, 1993, 210].

Ясно, сжато и в то же время глубоко сущность интонации (в том числе музыкальной) выразил Л.А. Закс. Приведенная ниже цитата позволяет понять суть интонации как «ядра музыки», как ее внутренней формы, которая выражается в форме внешней, образуя при этом сложный, живой организм музыки. В трактовке Л.А. Закса определения интонации в МЭС обретают системность и стройность: «Целостное динамическое духовно-душевно-телесное напряжение ценностного отношения человека к действительности, активно выражаемое им в различном знаковом материале, ...есть не что иное, как интонирование субъекта, интонационный строй его субъективности..., отдельная же, конкретная интонация - это качественно определенное в своем смысловом наполнении (значении) и психофизиологической интенсивности выразительное и выраженное напряжение субъекта» [Закс, 1990, 55].

Интонация включает в себя три уровня оснований и одновременно три компонента художественной психики: уровень высших духовно-культурных способностей и потребностей, уровень элементарных общих сознательно-психических способностей и процессов, уровень бессознательных психосоматических способностей и процессов. Проще эти компоненты обозначаются терминами «дух», «душа» и «тело». В основе искусства лежат эти три составляющие художественной психики, и они пронизаны особым напряжением-переживанием. Важнейшие черты этого напряжения: целостность, «а) смыслоносность; б) смысловая и энергетическая процессуальность, континуальность и одновременно дискретность, модули-руемость, поскольку это напряжение оформляет и реализует разные значения меняющегося, но единого ценностного мироотношения; в) экстериоризованность (внешняя проявленность)...субъекта», которая «превращает близлежащие материальные объекты в сферу (поле) своего опредмечивания и распространения» [Закс, 1990, 54 - 55]. Еще одно определение интонационности, сформулированное Л.А. Заксом, свидетельствует о личностном подтексте его понимания интонации как «смысла определенной реальности переживательных состояний субъекта, человека»: «Тон, или интонационный строй - это целостная внутренняя (а затем знаково объективируемая) форма существования субъективной стороны ценностных отношений, т.е. именно наполненных смыслом определенной реальности переживательных состояний (реакций, хотений, устремлений, умонастроений). Эта форма... пронизывает... все уровни человеческого существа - духовный, душевный и телесный - и субъективно фиксируется (прежде всего ощущается) как общее, целостное и динамическое ...напряжение относящегося = неравнодушно устремленного к миру и страстно реагирующего на него человека» [Закс, 1990, 27].

Роль коннотативного аспекта интонации в процессе понимания музыкального текста дошкольниками

Педагогическая модель, включающая в себя метод коннотации, его программное обеспечение и специальную диагностику, призвана актуализировать процесс развития художественного сознания старшего дошкольника посредством музыкальной коннотации.

Метод коннотации - это способ понимания (слушания, исполнения) авторского музыкального текста, использующий структурное единство воспринимаемого (авторского) и воспринимающего (слушательского, исполнительского) интонирования и опирающийся на личностный, коннотативный аспект интонации (эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты структуры коннотации).

Основанием и способом художественно-образного освоения мира является художественное сознание как «система идеальных структур, порождающих, программирующих и регулирующих художественную (творческую и восприни-мательскую) деятельность и ее продукты» [Закс, 1990, 7]. Индивидуальное художественное сознание функционирует только посредством интонирования объекта, в частности музыкального текста, личностью. Интонирование — это «целостное динамическое духовно-душевно-телесное напряжение ценностного отношения человека к действительности, активно выражаемое им в различном знаковом материале» [Закс, 1990, 55].

В основе метода коннотации лежит герменевтический подход к процессу развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста.

Термин «ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство толкования текстов [гр. hermeneutike (techne) истолковательное (искусство)]» [ССИС, 1992, 148] в достаточной степени отражает суть подхода к процессу образования и воспитания ребенка как к искусству и, соответственно, к процессу слушания и исполнения (понимания) ребенком авторского музыкального текста как к искусству интонирования.

Используя в своей работе метод коннотации, педагог обязан предоставить ребенку право на самостоятельный вариант интонирования, право на его собственную интерпретацию музыки.

Проблема понимания авторского текста дошкольником является ключевой проблемой метода коннотации. Подлинное понимание достигается только в процессе активного слушания или исполнения (интонирования) музыкального текста с обязательным учетом и при помощи коннотативного аспекта интонации.

Метод коннотации как весьма эффективный способ развития художественного сознания в сфере музыкального образования обусловлен самой структурой музыкального текста, наличием в нем некоего свободного ядра - многозначностью языка музыки, с одной стороны, и свободой ребенка на выбор варианта интонирования (слушания, исполнения - «сотворчества»), то есть «коннотирования» - с другой.

Хоровое исполнительство - наиболее действенный и доступный путь к пониманию музыкального текста и, соответственно, к формированию художественного сознания старшего дошкольника.

Исполнительство можно назвать «сердцевиной» всей музыкальной деятельности. Интонационность художественного сознания, интонационность музыкального творчества и восприятия находят наиболее конкретное выражение в исполнительском искусстве.

Семиологический взгляд на музыку как знаковую систему определяет ее как объект. Тогда субъектом становится любая личность, использующая эту систему. Это композитор, исполнитель и слушатель. Отношения между ними и объектом (музыкой) в семиологии называются прагматическими. Признавая плодотворность семиологического подхода к вопросу о роли исполнительства в системе музыки, необходимо подчеркнуть, что данный подход не вскрывает причин как общего, так и различного отношения разных субъектов (композитора, исполнителя, слушателя) к музыке как объекту и наоборот. В этом случае процесс исследования нуждается в опоре на эстетический и личностный подход к проблеме исполнительства.

Творческая личность как конкретный носитель всеобщего художественного сознания воспринимает и выражает музыку исключительно через интонирование. С одной стороны, интонационная природа музыки, интонационное отношение к ней композитора, исполнителя и слушателя ставит их в какой-то степени в равные условия, объединяет их. Подтверждением этому тезису служит народное музыкальное творчество, где субъект (личность) выступает одновременно в роли исполнителя, слушателя и композитора. Об этом писал Б.В. Асафьев: «Вся практика народной музыки соединяет в себе изобретение и показ тут же в общении со слушателями, среди которых есть не просто тонкие судьи, а опытные знатоки, отлично разбирающиеся в том, как это делается» [Асафьев, 1980, 140]. В современной профессиональной музыке это явление представлено, например, в джазе. С другой стороны, на нынешнем этапе развития профессионального музыкального искусства в силу его сложности, что является естественным следствием потенциальных возможностей музыки, сформировалось некое «разделение труда», выделились профессии композитора, исполнителя и музыковеда (профессионального слушателя). При этом, слушатель в широком смысле слова (публика) так же задействован в едином процессе музыкального творчества: он способен весьма серьезно влиять на деятельность исполнителя и композитора.

Музыкальная форма, функции музыки и их роль в процессе понимания музыкального текста

Понятие «форма» в системе музыки рассматривается в двух аспектах. Один из них трактует форму как внешнюю, наблюдаемую, связанную со слуховым или зрительным восприятием сторону музыки. Употребляясь по отношению к музыке вообще, термин «форма» соответствует термину «выражение» и означает область материальных средств, служащих для передачи эмоций, мыслей и другого содержания. В этом смысле форма противопоставляется содержанию, семантике, смысловой стороне музыки. Употребляясь по отношению к отдельной единице музыки, термин «форма» обозначает внешнюю сторону музыкального знака, его материальную, физическую сущность и противопоставляется значению и смыслу. Термин «форма» в этом понимании считается эквивалентом средневекового термина vox (звучание, звук, голос).

Второе значение понятия «форма» в музыке определяется как способ музыкального членения материальной и смысловой (семантической) субстанции - внутренняя форма. Внутренняя форма музыки - это интонация и ее коннотативный аспект.

Музыкальный язык как исторически сложившаяся система выразительных средств и грамматических норм становится музыкальной речью (музыкальным произведением) благодаря семантической и коммуникативной функциям. Эти функции являются наиболее общими художественно-семиотическими функциями, то есть теми качественно иными функциями (в отличие от всеобщих функций искусства), которые определяют само строение музыкального произведения. Именно они связывают материально-звуковые структуры с их идеальным смыслом. В роли носителей художественно-семиотических функций выступают не целостные произведения в единстве их формы и содержания, а материально-звуковая структура и ее отдельные элементы.

В.В. Медушевский описывает семантическую и коммуникативную функции следующим образом: «Семантическая функция звуковых структур связывает звуковой материал с миром действительности, с миром человеческих мыслей, идей, чувств, отношений, оценок, с темпераментом, характером, личностью композитора или исполнителя. Но, чтобы выполнить эти задачи, музыка должна быть ориентирована на свойства восприятия в соответствии с условиями ее жизни в социальной среде. Способность музыки служить средством художественного общения охватывается понятием коммуникативной функции, принятым в современной науке» [Медушевский, 1976, 5].

Коммуникативная функция связывается с наличием в той или иной степени понятного музыкального языка. Но специфическая сторона коммуникативной функции, ясно отграничивающая ее от функции семантической, заключается в существовании специальных способов воздействия на слушателя. Особым критерием указанной функции оказывается понятность или непонятность художественного текста. Современная наука признает наличие двух противоположных способов организации средств: автоматизирующее и деавтоматизирующее использование языка (Опояз, Пражский лингвистический кружок), движение по инерции и нарушение ее (Мазель), разъяснение и вуалирование формы (Цуккерман). По отношению к музыке у В.В. Медушевского это «проясняющая ...и эвристическая функция средств» [Медушевский, 1976, 119]. (Далее эти функции будут рассмотрены подробнее).

Центральной проблемой музыкального исполнительства и восприятия музыки нужно считать проблему понимания авторского текста, что, конечно же, предполагает понимание языка музыки исполнителем и слушателем (начальное понимание осуществляется, как правило, на интуитивном уровне). Семантическая и коммуникативная функции развёрстываются в «ситуации художественного общения, ситуации творчества, исполнения и восприятии музыки. В процессе художественного общения в сознании участников возникает более или менее общезначимое представление о данном музыкальном произведении как о целостном, осмысленном материально-идеальном объекте. Таким образом, художественно-семиотические функции заключаются в обеспечении и регулировании художественного общения — в передаче мыслей, эмоций, оценок, в управлении процессами слушательского восприятия» [Медушевский, 1976, 4-5].

Здесь, на границе соприкосновения функций музыкального языка / речи (авторского текста) и «вторичного», исполнительского, «коннотирующего» текста, рождается подлинное понимание (восприятие или исполнение) - неповторимое музыкальное произведение.

Для обучения ребенка музыке необходимо использование всех общих художественно-семиотических функций. Это семантическая, связывающая звуковой материал с миром действительности, с миром дошкольника и коммуникативная, выступающая как средство художественного общения. Кроме того, особые функции - проясняющая и эвристическая как разновидности функции коммуникативной выводят процесс музыкального образования напрямую на личность дошкольника (об этих функциях подробно сказано в разделе 2.3. настоящей работы). В контексте данного исследования особый интерес представляет эвристическая функция. Именно она способствует увеличению количества способов выражения значений.

Итак, в основе предлагаемого в данной работе метода понимания (восприятия или исполнения) музыкального произведения, метода развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста лежит структура и функции авторского музыкального текста (языка / речи), с одной стороны, и коннотативн-ный аспект его интонирования - с другой. Особенности музыкального языка и речи и их функционирования заключаются в том, что «значений меньше, чем способов их выражения. Такая избыточность способов выражения является необходимым условием коммуникации (в частности, обучения): благодаря ей оказывается возможным параллельное действие средств, что не только служит более яркому внедрейию значения, но и способствует вхождению неподготовленного слушателя в систему музыкального языка» [Медушевский, 1976, 118]. Внутренняя форма (интонация) и внешняя форма музыки могут и должны изменяться посредством коннотации - уникального личностного смысла музыкального произведения. В этом заключается роль коннотативного аспекта интонации в структуре музыкального языка / речи, а также в процессе развития художественного сознания личности старшего дошкольника.

Похожие диссертации на Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника