Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Машковцева Лариса Михайловна

Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации
<
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Машковцева Лариса Михайловна. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : М., 2005 189 c. РГБ ОД, 61:05-13/1481

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

1.1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития творчества дошкольников в художественной деятельности 11

1.2. Особенности развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельной 31

1.3. Возможности развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации 43

ГЛАВА 2. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации

2.1. Анализ состояния практики развития творчества детей в музыкальной деятельности (констатирующий эксперимент) 68

2.2. Методика развития детского творчества в процессе музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации (формирующий эксперимент) 98

2.3. Динамика уровней развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (контрольный эксперимент) 131

Выводы 139

Библиографический список 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).

В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, P.M. Чумичёва и др.), в художественно- речевой (Т.И. Алиева, Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова и др.), в музыкальной (СВ. Акишев, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Г.И. Колесникова, Л.Н. Комиссарова, М.А. Медведева, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, А.И. Ходькова и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И.Г. Андреева, М.Б. Зацепина, Е.А. Медведева, Л.С. Фурмина, и др.).

Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей. Положительная динамика в развитии творчества дошкольников прослеживается в условиях взаимосвязи изобразительной и театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности (В.В Домогацких, М.В. Копосова, Е.А Пелих, P.M. Чумичёва и ДРО Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития творчества детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития творчества дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности.

Взаимосвязь этих видов деятельности должна быть не формальной, а логической, что способствует творческому осмыслению музыкального материала и творческому его преобразованию на уровне детского экспериментирования. Это даёт ребёнку большую самостоятельность в выборе средств выражения для воплощения своего замысла (Н.Н. Поддьяков).

Поэтому исследование данной проблемы является актуальным.

Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

• имеющимися научными данными об эффективности развития ребёнка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития творчества детей в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности;

• наличием интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в музыкально-театрализованной деятельности.

На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования выступает педагогический процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации.

Предметом исследования являются педагогические условия и методика развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

Гипотеза исследования: мы рассматриваем детское творчество в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации как способность ребёнка к созданию музыкально-сценического образа на основе взаимосвязи эмоционально-образного, интонационно-двигательного и креативного компонентов. Предполагаем, что развитие творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности будет происходить более успешно при следующих педагогических условиях:

- определения содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и создания музыкально-сценического образа;

- разработки методики поэтапного развития музыкально-сценического творчества детей, включающей творческие задания, проблемно-поисковые игровые ситуации, сюжетно-тематические комплексы, реализации творческих замыслов в музыкально-сценическом действии;

- создания предметно-пространственной художественной среды, стимулирующей творческие проявления детей: элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «детское музыкально-сценическое творчество».

2. Определить и теоретически обосновать возможности развития детского творчества в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

3. Выявить педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Методологической основой исследования явились теоретические положения философии, музыкознания, психологии и педагогики. В исследовании мы опирались на положения философии о роли искусства в развитии художественного творчества и преобразования материального мира (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, И. Кант, В.А. Разумный, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.), психолого-педагогические положения о закономерностях творчества и путях его развития (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флёрина и др.), психолого-педагогические исследования о сущности синтеза искусств как фактора развития личности человека (А.Я. Андреев, О.А. Апраксина, В.П. Михалёв, Б.М. Неменский, P.M. Чумичёва, В.Н. Шацкая, Г.К. Щедрин, Б.П. Юсов и др.) и о взаимосвязи музыкальной деятельности дошкольника с другими видами художественной деятельности (Л.Л. Бочкарёва, В.В. Домогацких, СП. Козырева, М.В. Колосова, Е.А. Пелих, М.Д. Сосницкая, Е.Н. Трусова и др.), положения педагогики о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, обновлении содержания методик развития детского творчества (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.Н. Комиссарова, О.П. Радынова, О.С. Ушакова и др.).

В решении задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, музыковедческой литературы по проблеме исследования; анкетирование воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений; наблюдение за деятельностью детей; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Организация и база исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений № 42, 70 г. Кирова. Всего в эксперименте участвовало 50 детей старшего дошкольного возраста, 50 воспитателей, 30 музыкальных руководителей г. Кирова и Кировской области. Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1996 - 1998 гг.) - поисково-теоретический. В этот период осуществлялось изучение и проводился анализ психолого-педагогической, музыковедческой, научно-методической литературы по проблеме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика исследования.

2 этап (1998 - 2001 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе выявлялись особенности проявления творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности. Разрабатывался и проводился поисковый этап эксперимента, в процессе которого определялись критерии развития творчества дошкольников в музыкальной деятельности, обрабатывались результаты анкетирования педагогов. Апробировалась методика экспериментальной работы. Проводился педагогический эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, корректировались содержание и методика эксперимента.

3 этап (2001 - 2004 гт.) - заключительно-обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведённого исследования, обобщение и

систематизирование экспериментальных данных исследования, уточнение

теоретических положений, формулирование выводов.

Научная новизна заключается в том, что:

- раскрыто содержание понятия «детское музыкально-сценическое творчество»;

-разработана и научно обоснована методика поэтапного развития творчества старших дошкольников во всех видах музыкальной деятельности, основанная на использовании элементов театрализации;

-раскрыты значение и возможность использования элементов театрализации как средства взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности детей;

-расширены формы организации работы с детьми по развитию творчества в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации: сюжетно-тематические комплексы, драматизация, «мини-опера», «мини-балет», «оркестровая миниатюра».

Теоретическое значение исследования:

-определены основные компоненты взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности (эмоционально-образный, интонационно-двигательный, креативный);

-выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности;

-разработаны критерии оценки уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности;

-показаны возможности исследования проблемы развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

Практическая значимость исследования:

Разработанная методика позволяет повысить эффективность процесса развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности; результаты работы могут быть использованы в массовой практике дошкольного образования и в системе дополнительного образования, а также в подготовке педагогов и повышении их квалификации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, заключаются в обосновании возможности развития творчества старших дошкольников в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности, а также в выявлении педагогических условий, способствующих эффективности протекания данного процесса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, музыкознания, психологии и педагогики; применением комплекса эмпирических методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала; экспериментальной проверкой гипотезы; реализацией результатов экспериментального исследования и их воспроизводимостью в дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования Вятского государственного гуманитарного университета; на аспирантских объединениях ВятГГУ; на региональных и общероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург - 1997, 2004 гг.; Киров - 1997, 1998, 1999, 2003 гг.; Москва - 1997, 1998 гг.). Результаты исследования использовались при проведении семинаров в дошкольных образовательных учреждениях г. Кирова (№№ 42, 66, 70, 173).

По итогам диссертации опубликованы 4 научные работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество ребёнка в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации мы рассматриваем как способность создания музыкально-сценического образа на основе взаимосвязи восприятия музыки и элементов сценического действия.

2. Развитие творчества старших дошкольников в разных видах исполнительской музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации эффективно при следующих педагогических условиях:

- определения содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и создания музыкально-сценического образа;

- разработки методики поэтапного развития творчества детей, включающей творческие задания, проблемно-поисковые игровые ситуации; сюжетно-тематические комплексы; реализации творческих замыслов в музыкально-сценическом действии;

- создания предметно-пространственной художественной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на музыкально-сценическое творчество детей (элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.).

Структура диссертации: материалы, полученные в результате анализа литературы и экспериментального исследования по выбранной теме, изложены в данной диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов, библиографического списка (250 наименований) и трёх приложений.

Психолого-педагогический аспект проблемы развития творчества дошкольников в художественной деятельности

Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах его жизнедеятельности. Они порождают необходимость воспитания новой личности, духовно и интеллектуально развитой.

Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, хозяйственной и других, там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Способность к творчеству присуща только человеку. Оно предполагает наличие субъекта-творца деятельности, который стремится самостоятельно создать нечто новое, оригинальное.

Существует несколько подходов к пониманию творчества с позиций различных наук, таких как философия, психология, педагогика.

С философской точки зрения творчество рассматривается как порождение нового, как образ жизни человека, как «...деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, оно представляет своеобразную форму развития, и есть в высшей степени диалектический процесс» (212).

К рассмотрению сущности категории творчества обращались философы ещё со времён античности. Специфика античной философии состоит в том, что творчество рассматривается в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) космоса (Юлиан, Прокл, Плотин и др.) и как человеческое - искусство, ремесло (Платон). С развитием философии постепенно во главу угла ставится собственное, человеческое, а не божественное творчество. По мнению философов, бог творит лишь природные формы, а человек - культурные ценности (И. Кант, А. Шопенгауэр и др.). Под творчеством нередко понимают «деятельность человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение», подчёркивая такое качество, как новизна, которое проявляется в человеческой деятельности (93, 231).

В философии XIX и XX веков человек (общество) рассматривался как активное, созидающее, деятельное начало, как участник космогенеза (17, 111). В христианской антропологии Н.А.Бердяева человек выступал как субъект творческого начала: «... под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъём всего человеческого существа» (17). По мнению философа, человек предопределён к творчеству, а творчество - космический долг человека.

В настоящее время проблема творчества и его критериев исследуется различными философами. Они рассматривают творчество как образ жизни человека, как путь его развития, выделяя в нём объективную и субъективную стороны (24, 28, 56, 64, 80, 86, 98, 121, 172 и др.).

Усилия философов направлены на выявление природы творчества как важнейшей характеристики человеческой деятельности, на исследование видовой специфики категории творчества. «Творчество - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм. Анализ творчества включается тем самым в анализ развития: творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему» (64, с.79.).

Во всякой деятельности творчество начинается тогда, когда у людей появляется стремление и возможность создать вещь, предмет, явление, идею единственную в своём роде и наиболее полно отвечающую мере этого рода вещей, предметов, явлений, процессов, идей (98, с. 22).

Творческая деятельность отличается определёнными особенностями развития чувствительности, интеллекта, характера и стимуляции деятельности. Среди особенностей развития чувствительности Н.И. Киященко называет: повышенную напряжённость внимания, огромную впечатлительность, восприимчивость. Творческое состояние интеллекта он характеризует наличием интуиции, фантазии, воображения, выдумки, даром предвидения, обширностью знаний. Характерологическими особенностями уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Основным стимулом для творческой личности автор определяет удовлетворение в самом процессе творчества и «неистребимую потребность в нём» (98, с. 30-31).

В работе ЯЛ. Пономарёва процесс творчества подразделяется на ряд взаимосвязанных этапов: осознание проблемы, решение проблемы, проверка решения. При этом этапы могут проникают друг в друга, не имея жёстко закреплённой очерёдности. Важным на первом этапе является умение видеть вопросы, если задача не дана в готовом виде. Второй этап — разрешение проблемы - характеризуется автором как «решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует». На данном этапе происходит проявление ситуации, обнаружение её промежуточных звеньев и тех скрытых связей, в которых находятся факты ситуации. Вырабатывается рабочее понятие, на котором останавливается поиск. Заключительным этапом является проверка решения. Здесь осуществляется логическое доказательство истинности данного суждения и проверка решения средствами практики (165).

Особенности развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельной

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Это связано с тем, что в период дошкольного детства развивающийся организм сензитивен к звуковым характеристикам объектов окружающего мира, эмоционально откликается на музыкальные образы. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов, углубляет поэтическое, мечтательное в натуре детей. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок под влиянием музыки мечтал, фантазировал. В связи с этим В.А. Сухомлинский писал: «Музыка -воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления, воспитывает душу, очеловечивает чувства». Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус (198, с. 64, 72).

Создатели музыкально-педагогических систем в нашей стране (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Метлов и др.) и за рубежом (Э. Далькроз, 3. Кодай, К. Орф, Ш. Судзуки), всесторонне изучая цели, средства, формы и методы музыкального воспитания детей, различными путями стремились пробудить и развить природную эмоциональную отзывчивость ребёнка, воспитать в нём творческое начало. Разрабатывая теоретические вопросы, они практиковали эмоциональное постижение мира музыки через развитие творческого потенциала обучающегося (9, 11, 13, 85, 141, 147).

Так, Карл Орф основную задачу музыкального воспитания видел в необходимости стимулировать и направлять творческую фантазию ребёнка, развивать умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Наиболее эффективным средством воздействия на ребёнка он считал творческие музыкально-театрализованные игры, где «объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах» (13, с. 63).

Д.Б. Кабалевский считал, что для того, чтобы дети научились тоньше и глубже воспринимать музыку, не только слушать, но и слышать её, нельзя игнорировать и другие виды музыкальной деятельности, такие как исполнительство и творчество. Последний вид он рассматривает как активную деятельность, позволяющую выразить впечатления от музыки (85).

Благодаря разработанной Н.А. Ветлугиной в 60-70-е годы XX века теории музыкального развития ребёнка дошкольного возраста, стало возможным дальнейшее совершенствование вопросов детского художественного творчества.

В работе «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» (1958) музыкальная игра рассматривается как средство развития художественных и музыкальных способностей дошкольников. Позже, в работе «Музыкальное развитие ребёнка» (1967), прослежены пути формирования песенного творчества и особенности становления музыкально-игрового творчества детей (35).

Наиболее подробно результаты изучения процесса художественного творчества отражены в монографии «Художественное творчество и ребёнок» (40), изданной под редакцией Н.А. Ветлугиной. Здесь дан анализ художественного продуктивного творчества ребёнка в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности, прослежены пути формирования способностей детей к продуктивному художественному творчеству. Решались вопросы влияния русского фольклора на музыкально-игровые инсценировки (Р.Н. Плавник), на словесное творчество, в частности на сочинение сказок детьми (А.Е. Шибицкая); изучалась роль подражания в музыкально-творческой деятельности (И.Л. Дзержинская); анализировались возможности творческих проявлений детей в театрализованных играх (Л.С. Фурмина); изучались индивидуальные и типичные черты музыкально-творческих проявлений детей (Н.А. Ветлугина), а также роль поэтического слуха в развитии словесного творчества детей (О.С. Ушакова).

Результаты исследования, посвященного изучению проблемы детского художественного творчества, легли в основу методического пособия для воспитателей «Художественное творчество в детском саду». В нём изложены задачи, содержание и методика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста, даны общие положения о методах воспитания средствами художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства (39).

Особое место в развитии музыкально-творческих действий детей младшего дошкольного возраста И.Л.Дзержинская отводит приёму подражания, считая что «подражание взрослому подсказывает ребёнку способ действия, раскрывает ему собственные возможности, стимулирует его творческие проявления» (40, с. 78). Подражание, стимулируя первоначальные музыкально - творческие проявления детей, даёт им возможность усвоить различные способы воплощения музыкального образа.

Важным вопросом в развитии детского музыкального творчества является вопрос о предпосылках творческих проявлений. В качестве предпосылок творческих проявлений у детей 6 - летнего возраста в музыкальной деятельности И.Л. Дзержинская выделяет: «совершенствование восприятия музыки детьми и образующихся на его основе музыкальных представлений; формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку; способность к первоначальным импровизациям простейших мотивов разного характера, к придумыванию разнообразных приёмов и т. д.» (40, с. 74).

Анализ состояния практики развития творчества детей в музыкальной деятельности (констатирующий эксперимент)

Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, результаты которого были изложены в первой главе, показал возможность и необходимость развития творчества детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, творчество старших дошкольников в условиях музыкальной деятельности может развиваться более эффективно на основе использования элементов театрализации. Это позволяет определить содержание и методику экспериментального исследования, которое предполагает реализацию ряда этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент был направлен на:

1 - анализ состояния практики по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;

2 - определение уровня творческого развития дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.

Для реализации цели констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень компетентности педагогов и их отношение к проблеме творческого развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

2. Определить возможности дошкольного учреждения в осуществлении работы по развитию творчества в музыкальной деятельности детей.

3. Разработать и апробировать диагностическую методику по выявлению первоначального уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

4. Разработать показатели уровней и критерии оценки развития творчества в музыкальной деятельности детей шестого года жизни.

Для проведения экспериментального исследования было сформировано две группы детей: экспериментальная и контрольная. В контрольную группу были включены 25 детей дошкольного учреждения № 42, в экспериментальную - 25 детей дошкольного учреждения № 70 г. Кирова.

В соответствии с задачами исследования, нами было проведено анкетирование воспитателей и музыкальных руководителей детских садов г. Кирова и Кировской области (содержание анкет представлено в Приложении 1), направленное на изучение проблемы развития творчества у старших дошкольников в музыкальной деятельности в практике.

В анкетировании приняли участие 50 воспитателей и 30 музыкальных руководителей дошкольных учреждений г. Кирова и области в возрасте от 19 до 60 лет с педагогическим стажем от 1,5 до 33 лет, с высшим (25%) и средне-специальным (75%) образованием.

Анкеты состояли из 13 вопросов для воспитателей и из 12 вопросов для музыкальных руководителей. Для получения объективных данных по изучаемой проблеме в анкеты были включены вопросы, позволяющие педагогам высказать собственное мнение по данной проблеме, вопросы открытого характера и вопросы с альтернативой в выборе ответа.

Были предложены общие вопросы как для воспитателей, так и для музыкальных руководителей (вопросы №№ 1, 2, 3,4, 5, 8 (для воспитателей), № 9 (для музыкальных руководителей), ответы на которые отражают взгляды педагогов на актуальность проблемы развития творчества дошкольников на современном этапе. Остальные вопросы позволяют выявить позиции воспитателей и музыкальных руководителей как квалифицированных организаторов детской музыкальной деятельности.

Ответы на вопросы анкет позволили установить, что все музыкальные руководители - 30 человек (100%) и большинство воспитателей - 46 человек (92%) считают проблему развития детского художественного творчества актуальной и указывают на необходимость педагогического руководства данным процессом.

По мнению некоторых педагогов, возрастной период, в котором необходимо начинать работу по развитию творчества детей в художественной деятельности, колеблется в пределах от одного года до пяти лет. При этом большая часть из них - 37 (74%) воспитателей и 25 (83,3%) музыкальных руководителей считают, что эту работу необходимо начинать с 3-4 - летнего возраста. Заметим, что в большинстве научных исследований по вопросу развития творчества детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков и др.) отмечается, что самый оптимальный и благоприятный возрастной период развития творческих проявлений - третий год жизни.

Разногласие во мнениях прослеживалось при ответах музыкальных руководителей на вопрос: «Какие виды музыкального творчества детей Вы развиваете в своём дошкольном учреждении?» (вопрос № 6). Всего 2 (6,6%) педагога ответили, что развивают все виды музыкального творчества детей. Остальные отдают предпочтение одному или двум видам, в основном песенному или танцевальному. Причину этого явления мы видим в том, что в настоящее время имеются методические разработки по развитию отдельных видов музыкального творчества. В целом ряде современных парциальных программ по музыкальному воспитанию также основное внимание направлено на развитие одного вида творчества. Например, в программе «Искусство слышать» - песенному, в программе «Театр, музыка, дети» -танцевальному и музыкально-игровому и др.

Методика развития детского творчества в процессе музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации (формирующий эксперимент)

Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий и проверку эффективности разработанной методики развития творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности на основе использования элементов театрализации.

На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Разработать содержание методики, направленной на развитие творчества детей в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, основанной на применении элементов театрализации и использовании музыкально-творческих заданий, сюжетно-игровых ситуаций, сюжетно-тематических комплексов, инсценирования литературных произведений.

2. Организовать предметно-пространственную художественную среду, стимулирующую творческие проявления детей (элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и т.д.). Началом работы по развитию музыкально-сценического творчества явилось определение содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанного на взаимосвязи восприятия музыкального произведения и исполнительства. Для этого были отобраны музыкальные произведения из числа шедевров отечественной и зарубежной классики, народного творчества, современной музыки, с опорой на принципы художественности, доступности, яркости, контрастности музыкальных образов, их вариационной основой (например, Э. Григ «Танец эльфов», Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда», В. Арсеев «Слон и Моська», П.И. Чайковский «Вальс», И. Штраус «Полька», Ж. Визе «Хабанера», С. Прокофьев «Фея Весны», М. Красёв «Муха-Цокотуха», русская народная мелодия в обр. М. Иорданского «Ах вы, сени», «Русская пляска» и др.).

Развитие творчества детей в музыкальной деятельности велось в соответствии с четырьмя основными этапами, между которыми устанавливалась тесная взаимосвязь. Каждый последующий этап являлся естественным логическим продолжением предыдущего. На каждом этапе последовательно решались усложняющиеся задачи.

Задания каждого этапа являлись своеобразной подготовкой к качественному выполнению заданий следующего этапа. Мы считаем, что при такой последовательной работе ребёнок приобретает своеобразный опыт музыкально-слуховых представлений, у него возникает интерес и желание выполнять задание на основе самостоятельного творческого поиска.

На первом этапе в процессе выполнения творческих заданий разной степени сложности детям предлагалось на основе восприятия специально подобранных музыкальных произведений передавать образы сказочных персонажей, используя для этого выразительные движения, голос, мимику.

Созданию детьми отдельных оригинальных образов помогало использование дополнительной информации в виде выразительной характеристики персонажей в поэтической форме, чтения фрагментов сказок, показа соответствующих иллюстраций. На втором этапе, в специально созданных сюжетно-игровых ситуациях, дети передавали взаимодействие образов известных литературных героев. Это требовало от них самостоятельного поиска адекватных художественных средств, подчёркивающих наиболее яркие черты того или иного персонажа, а также выражение собственного отношения к нему и ко всему происходящему. Восприятие музыкального произведения способствовало более глубокому «вхождению в образ» и точной его передаче.

Задания, предлагаемые на третьем этапе, были направлены на развитие разных видов музыкального творчества детей в условиях применения сюжетно-тематических игровых комплексов.

При выполнении заданий четвёртого этапа дети выступали в качестве режиссёров и актёров в музыкально-игровом драматическом действии, инсценируя литературные произведения и музыкальные композиции в определённом жанре: «мини-опера», «мини-балет», «оркестровая миниатюра».

Задания, предлагаемые детям на каждом этапе экспериментальной работы, носили тематический характер. Выбор тематики связан с возрастными возможностями и интересами детей, с использованием ярких и разнообразных образов, которые призваны будить фантазию ребёнка, стимулируя его творческое развитие (Схема 1).

Похожие диссертации на Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности :На основе использования элементов театрализации