Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 10
1. Понятие религиозной организации и ее функциональные признаки 10
2. Гражданская правосубъектность религиозных организаций — 39
3. Виды религиозных организаций и их место в системе юридических лиц 68
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 94
1. Имущественная обособленность религиозных организаций 94
2. Организационное единство религиозных организаций 120
3. Индивидуализирующие признаки религиозных организаций 140
4. Жизненный цикл религиозных организаций как субъектов гражданского права 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 198
Приложение № 1 221
Приложение № 2 224
- Понятие религиозной организации и ее функциональные признаки
- Виды религиозных организаций и их место в системе юридических лиц
- Имущественная обособленность религиозных организаций
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Каждому гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедывать индивидуально или совместно с другими любую религию.1 Союзы граждан на религиозной почве принято называть религиозными организациями (объединениями). По состоянию на 1 января 2003 года число зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций составило 21448 (в том числе, в г. Волгограде и Волгоградской об-ласти более 350) .
Ведущие цивилисты прошлого свидетельствуют, что именно коллегии религиозного характера (жреческие коллегии) Древнего Рима послужили прообразами юридических лиц3. Однако, несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю существования религиозных организаций, их место в правовой системе российского государства определить весьма не просто. Более того, те общественно-политические процессы, которые развиваются в России с 1985 года, коренным образом изменили религиозную ситуацию в стране, особенно в последнее десятилетие. Радикальные перемены в государственно-религиозных отношениях требуют серьезного осмысления и взвешенного подхода.
Новый импульс развитию государственно-религиозных отношений придал Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе
1 См.: ст. ст. 2, 28 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосо
ванием 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2 См.: Приложение № 1,2.
См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М.: «Статут», 2000, с. 45.
4 совести и о религиозных объединениях»1. Этот правовой акт является примером развития практики социального партнерства между государством и религиозными сообществами. Между тем, небольшой период времени, прошедший после его вступления в законную силу, и ряд внутренних противоречий в самом законе позволяют сделать вывод о том, что в настоящий момент законодательство о религиозных организациях находится на стадии формирования. Законодательное определение понятия религиозной организации не в полной мере отражает функциональные признаки, присущие религиозным организациям и позволяющие отграничивать их от других субъектов права. Не выстроена надлежащая классификация религиозных организаций, а она необходима, ибо между отдельными видами религиозных организаций имеются существенные различия. Отсутствуют исследования гражданской правосубъектности религиозных организаций. В юридической литературе недостаточно освещается зависимость деятельности религиозных организаций от внутренних установлений культа. При определении целей деятельности религиозных организаций не в полной мере учитывается необходимость снижения имущественного бремени верующих на отправление культовых обрядов. Имущественная обособленность религиозных организаций, являясь основой правосубъектности, имеет определенную правовую специфику, однако анализа форм обособления их имущества до настоящего времени не проведено. Отсутствуют нормы, регулирующие особенности применения процедуры реорганизации к религиозным организациям.
Степень разработанности темы в юридической литературе. В цивилистической литературе отсутствуют комплексные исследования, посвященные религиозным организациям как субъектам гражданского права. Интерес к проблемам свободы совести, поиска оптимальных моделей взаимодействия государства и религиозных объе-
См.: ФЗ от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. от 26.03.2000 г., 21.03.2002 г., 25.07.2002 г.) // СЗ РФ от 29.09.1997 г., № 39, ст. 4465.
5 динений не ослабевал никогда, однако основное направление исследований лежало в области обеспечения конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Именно такой подход к исследуемой проблеме демонстрируют Т.Ю. Архирейская, М.В. Ильичев, И.А. Куницын, Т.ГГ Лупарев, Ю.А. Розенбаум, Г.Г. Черемных и другие ученые.
В тоже время, несмотря на достаточно детальную разработку института юридического лица такими известными российскими цивилистами как: С.Н. Братусь, Д.М. Генкин, О.С. Иоффе,.О.А. Красавчиков, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, - специфика правового положения религиозных организаций как субъектов гражданского права отдельно не рассматривалась. Настоящая работа является первым научным комплексным исследованием феномена религиозной организации с позиций юридического лица.
Целью диссертационной работы является основанное на системном анализе действующего законодательства и юридической практики исследование религиозных организаций как субъектов гражданского права.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи: исследовать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность религиозных организаций; уточнить определение понятия религиозных организаций как субъектов гражданского права; провести классификацию религиозных организаций в зависимости от юридически значимых признаков; дать анализ особенностей гражданской правосубъектности религиозных организаций; выработать конкретные предложения по совершенствованию действующего гражданского законодательства, а также рекомендации относительно практики его применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие с участием религиозных организаций, предметом — правовое положение и деятельность религиозных организаций как субъектов гражданского права.
Теоретической основой диссертации выступают фундаментальные теоретические положения гражданского права, общей теории права, истории и философии права.
В работе над диссертацией автор использовал труды российских и зарубежных ученых: М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, И.П. Грешникова, И.В. Елисеева, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, В.В. Лаптева, Г.П. Лупарева, А.С. Павлова, И.А. Покровского, Ю.А. Розенбаума, Ф.М1 Рудинского, М. Ста-шевского, Н.С. Суворова, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, К.Ю. Тотьева, Д.М. Угриновича, В.Н. Цирульникова, Г.Ф. Шер-шеневича, Г.Г. Черемных, И.Н. Яблокова и других.
При проведении диссертационного исследования- применялись диалектический, логический, исторический, системно-структурный, социологический, статистический и другие методы научного познания.
Научная новизна работы заключается в том, что уточняется легальное определение понятия религиозной организации, которая рассматривается не как организационно-правовая форма существования, а как функциональный вид некоммерческой организации, приводится новая авторская классификация религиозных организаций в зависимости от их функционального назначения, впервые анализируется понятие правосубъектности религиозных организаций как сложной юридической категории, а имущественная составляющая выделяется в качестве одной из основных целей деятельности религиозных организаций, рассматриваются особенности прекращения деятельности религиозных организаций, дается ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Религиозная организация - это функциональная разновидность добровольной, самоуправляемой некоммерческой организации, соз-
7 данная на основе равноправия участников в целях совместного удовлетворения религиозных потребностей граждан (совершения богослужений, религиозных обрядов и церемоний, распространения религиозных убеждений) или содействия таковым, а также снижения имущественного бремени граждан на отправление религиозного культа, действующая на основе систематизированного вероучения и обладающая имуществом, обособленным на праве собственности или праве оперативного управления.
2. Религиозная организация не является особой организационно-
правовой формой некоммерческих организаций. В зависимости от
функциональных качеств, обеспечивающих достижение целей, среди
религиозных организаций выделяются: местная религиозная органи
зация (религиозная община); монастырская религиозная организация
(монастырь), централизованная религиозная организация и религиоз
ное учреждение.
Местные и централизованные религиозные организации существуют в форме некоммерческого партнерства. Формой существования монастыря является автономная- некоммерческая организация. Религиозные учреждения существуют в форме финансируемого собственником учреждения.
3. Правоспособность религиозной организации является функ
циональной и зависит от ее вида. Автор выделяет: неимущественную
сферу проявления правоспособности религиозной организации (юри
дически обеспеченные возможности по проведению богослужений,
различных религиозных обрядов и церемоний, участие в обществен
ной жизни, ограничение на занятие политической деятельностью и
пр.); организационную сферу проявления правоспособности (юриди
чески обеспеченные возможности по участию в создании других
юридических лиц) и имущественную сферу проявления правоспособ
ности (юридически обеспеченные возможности по участию в имуще
ственных отношениях в качестве субъекта права, приобретения субъ
ективных прав и обязанностей).
Формой обособления имущества религиозной организации следует считать организационный капитал религиозной организации, создаваемый за счет вкладов ее учредителей и иных, установленных законом способов.
Реституция является первоначальным основанием приобретения права собственности, характерным для религиозных организаций.
6. В целях соблюдения принципа равенства субъектов предпри
нимательской деятельности на религиозные организации должны рас
пространяться нормы, регулирующие юридический механизм бан
кротства (за исключением религиозных учреждений). Банкротство
религиозных организаций должно осуществляться с учетом специфи
ки их имущественного положения.
7. Религиозные организации могут прекращать деятельность пу
тем реорганизации, не изменяя своей видовой принадлежности. Реор
ганизация возможна только в пределах одного вероисповедания. Ре
организация религиозной организации преобразованием исключена в
силу невозможности изменения ее функционального назначения.
8. Отзыв подтверждения, выдаваемого централизованной рели
гиозной организацией, о конфессиональной принадлежности и вхож
дении местной религиозной организации в ее иерархическую струк
туру, должен повлечь прекращение деятельности местной религиоз
ной организации, за исключением перехода местной религиозной ор
ганизации из членов одной централизованной религиозной организа
ции в члены другой централизованной религиозной организации того
же вероисповедания.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и сделанные автором предложения могут быть использованы для совершенствования гражданского законодательства, регулирующего имущественную и иную деятельность религиозных организаций. Кроме того, автор надеется, что высказанные суждения помогут другим ученым в изучении теории юридического лица.
9 Апробация результатов работы. Диссертация была обсуждена и одобрена на кафедре гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии МВД России. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, внедрены в учебный процесс Волгоградской академии МВД России, используются в деятельности Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, а также изложены в выступлениях на научно-практических конференциях и опубликованных работах автора.
Понятие религиозной организации и ее функциональные признаки
Россия является особым, многовероисповедальным государством, где существуют более 60 зарегистрированных конфессиональных направлений.1 В Конституции Российской Федерации закреплен принцип отделения религии; от государства, невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений, декларировано право гражданина и человека на свободу совести и свободу вероисповедания. В то же время Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») выделяет концептуальное положение о культурно-исторической избирательности суть которого проявляется в предоставлении определенных преимуществ тем конфессиям, которые, по мнению законодателя, обладают особой культурной и исторической значимостью. Уже в самой преамбуле данного закона выделяется «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», подчеркивается уважительное отношение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Отличие юридической природы религиозных организаций от правовой природы других субъектов гражданского права мы предлагаем рассматривать с учетом общего понятия юридического лица по функциям, целям, способам обособления имущества, организационному единству и другим критериям.
Огромное влияние на становление современной правовой системы гражданского права в ее нынешнем виде, да и права в целом, оказало законодательство Древнего Рима. Именно Риму мы обязаны развитию понятия субъектов права, среди которых первоначально выделялись только граждане Римской республики. В последующем, развитие общественных отношений привело к выделению в качестве самостоятельных субъектов права не только граждан (физических лиц), но и различных организаций, носящих как публичный, так и частный характер (муниципии, императорская казна, религиозные коллегии и пр.)1. В настоящее время законодатель выделяет в качестве субъектов гражданского права физические и юридические лица (гл. 3, 4 ГК РФ), а также Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования (гл. 5 ГК РФ).
В соответствии с устоявшимися подходами сущность феномена юридического лица проявляется в том, что посредством создания определенной организованности (общности) человек реализует свое «Я», свои способности, свой творческий потенциал, иными словами все то, что он не в состоянии реализовать самостоятельно в качестве физического лица. Цели этих объединений, как правило, носят длительный характер.
Большинство ученых придерживается взгляда на юридическое лицо как субъекта гражданского права, который обладает следующими существенными признаками: имущественной обособленностью, организационным единством, способностью выступать от своего имени, самостоятельной имущественной ответственностью. Первые два признака, на наш взгляд, являются наиболее характерными и значимыми. Они и будут подвергнуты подробному анализу во второй главе настоящего диссертационного исследования.
Однако,.наряду с общими для всех юридических лиц признаками, существуют и иные, не вступающие в противоречие с вышеназванными. Их можно назвать функциональными (целевыми) признаками. Религиозная организация является характерным видом юридических лиц, функциональные признаки которой определяют ее юридическую природу и выделяют в системе некоммерческих организаций.
После распада СССР в России и на всем постсоветском пространстве стали возникать различные партии, движения, использующие религиозную символику, эксплуатирующие религиозную идею, как одну из основ своей программы. Многочисленные «Исламские партии», «Православные христианские фонды», «Союз христианской молодежи» и прочие объединения наряду с православными приходами, староверческими собраниями стали активно вовлекать граждан в свои ряды. Так, на территории Волгограда и области действует территориальное отделение общероссийского движения «Союз мусульман России», вплоть до 1999 года работал «Исламский культурный центр». Аналогичная ситуация характерна не только для современной России, подобные объединения есть и в других странах1.
Употребляя термин «религиозное объединение», следует иметь ввиду, что оно может быть использовано в религиоведческом, социологическом и в юридическом смысле. Причем толковый словарь русского языка понятия «объединение», «организация» и «общество» признает тождественными.1 В зависимости от. различных подходов (религиоведческого, социологического, юридического) понятие «религиозное объединение» наполняется различным содержанием. В религиоведении, изучающем закономерности возникновения, развития и функционирования религии, под религиозным объединением понимается, прежде всего, «отражение сущности и закономерности складывающихся отношений в процессе организации религии».2 И.Н. Яблоков на основе изучения христианства выделяет типы религиозных объединений - церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др.3
Несколько другой аспект в понятии «религиозное объединение» выделяют социологи. Являясь одной из гарантий обеспечения конституционного права граждан на свободу вероисповедания, религиозные организации - это «прежде всего институалированные социальные образования, которые активно участвуют в общественной жизни нашего общества»4.
Однако, определения религиозной организации (объединения), выработанные религиоведением и социологией, хотя и несут определенную информативность, тем не менее, не могут раскрыть юридическую сущность указанного феномена.
Виды религиозных организаций и их место в системе юридических лиц
Религиозные организации имеют все необходимое для признания их юридическими лицами, но различные виды религиозных сообществ обладают значительными отличиями. Задачей юридической классификации является разделение явлений, объединенных общими родовыми признаками на виды, с которыми связаны юридически значимые особенности, определяющие их функциональное предназначение. Классификация религиозных организаций может проводиться по разным основаниям: по территориальной сфере деятельности, по национальности, по членству и способу образования, по целям (функциям) деятельности, по составу учредителей, по объему прав учредителей на имущество, переданное религиозной организации, по спосо-бамобособления имущества.
Согласно ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизо--ванные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Исходя из действующего законодательного определения религиозной организации именно местная религиозная организация является основной формой организации верующих. В тексте закона нет указания на ограничение членства только в одной религиозной организации, что является недостатком. Канонами культов определяется невозможность быть последователем одновременно различных веро исповеданий (например, мусульманином и буддистом). Кроме того, мы считаем, что включение положения о недопустимости участия в двух религиозных организациях будет способствовать упорядочению данного спектра общественных отношений. Именно такой путь выбран законодателем Туркменистана, который определяет, что «верующий гражданин может быть членом лишь одной организации, общины»1. Отсутствие таких ограничений может привести к искусственному завышению количества приверженцев какого-либо культа с целью определенного влияния на общество.
Заслуживает внимания мнение Г.П. Лупарева, который в целях терминологического отделения религиозных организаций от общественных предлагает именовать первичные религиозные организации «религиозными общинами», как это имеет место в традициях многих конфессий. Изучая учредительные документы религиозных организаций, мы видим, что этот термин используется в названиях местных религиозных организаций православной старообрядческой церкви (например, «Никольская православная старообрядческая община г. Фролово» ). Местные религиозные организации мусульман также именуют себя «община».4 Термин «община» наличествует и в названии местных религиозных организациях ортодоксального иудаизма и в других конфессиях.
В теории права уже были попытки ввести в употребление термин «община», хотя в него вкладывался совершенно другой смысл. В. Иванов предлагает понимать под общиной «общность граждан государства, обладающую зафиксированными в законе правами, отличными от прав составляющих эту общность людей».1 Считая целесообразным наделение общины правосубъектностью, он выделяет в качестве признаков общины признание в законе наличия некоторой общности людей с наделением их правами, не сводимыми к правам каждого из членов данной общности; наличие двух или более людей; осознание людьми общности своего единства; единую направленность воли людей; коллективное обращение, адресованное ветвям государственной власти, как выражение единой воли.
Полагаем, что этих признаков недостаточно для наделения гражданской правосубъектностью некоей общности людей, ибо среди вышеуказанных признаков нет такого, который мог бы быть основой объединения. Остаются открытыми вопросы материального обеспечения существования общины, сущности коллективного обращения как способа выражения единой воли и пр.
«Община» в том смысле, в каком ее понимает И.И. Мелехина -это местные сообщества граждан, в рамках которых отношения носят личностный характер. Эти отношения проявляются в привязанности и сохраняются в силу следования традиции, эмоциональных уз, благо-даря общему языку. В дореволюционной России община была «замкнутой сословной единицей, используемой: как аппарат для: сбора податей».
Имущественная обособленность религиозных организаций
В юридической литературе сформировалось обоснованное мнение о том, что некая юридическая форма, чтобы, быть признанной юридическим лицом, должна обладать не только правосубъектностью, но и содержать известное количество определяющих ее признаков, наличие которых в совокупности устанавливает ее в качестве субъекта гражданских отношений. Эти признаки называют элементами конструкции. Среди них выделяются те, которые имеют юридическое значение и определяют юридическую природу организации.1
Для нормальной жизнедеятельности религиозные организации должны обладать обособленным имуществом, что является обязательным конструктивным элементом юридического лица.2 Несмотря на трансцендентность целей своего существования, религиозные организации как внешние институты, действующие в «земной» жизни, имеют потребность в вещественных средствах. Для публичного совершения богослужений необходимы особые здания и вещи, которые будучи однажды употреблены по своему назначению; для верующих приобретают особый, «священный» характер. Кроме того, в некоторых религиозных организациях (например, в Русской Православной Церкви) существует особое состояние лиц, служащих исключительно целям церкви, а значит поставленных в необходимость получать средства на свое существование от самой церкви, ибо согласно канонам «служащие алтарю от алтаря и питаются».
РФ выделяет три степени обособленности имущества юридического лица: на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления1. При этом степень обособления определяется способом формирования организации, который, в свою очередь, зависит от вида организации.
Степень обособления на праве собственности является наивысшей, ибо в данном случае возможности по реализации правосубъектности религиозной организации ввиду установления объема правомочий по владению, пользованию и распоряжению соответствующим имуществом являются наиболее полными. Действия собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом ограничиваются только прямыми запретами, содержащимися в нормативных актах и требованиями о недопустимости нарушения законных интересов других лиц.
Нормы ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяют, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно- просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для: обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Таким образом, по сравнению с принятым в 1990 году законом «О собственности в СССР», где собственность религиозных организаций признавалась одним из видов коллективной собственности, законодатель сделал значительный шаг вперед.
Формирование у религиозной организации имущественной обособленности включает в себя: процесс выделения собственником имущества и передачи его субъекту, а также процесс присвоения выделенного имущества образуемым юридическим лицом, который выражается в правовом оформлении переданного имущества. Некоторые ученые считают моментом возникновения имущественной обособленности организаций момент фактической передачи имущества со стороны собственников-учредителей.1 Мы же придерживаемся мнения, что говорить об имущественной обособленности у еще не зарегистрированного юридического лица (то есть тогда, когда субъекта права еще нет) просто не разумно. В данном случае можно говорить лишь о формировании условий для создания имущественной обособленности, которая появляется только после окончания процедуры государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц реквизитов нового индивидуализированного субъекта права. Наше мнение основывается на положении, закрепленном в п.З ст.51 ГК РФ и вФЗот 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», где моментом образования юридического лица является момент внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Именно с момента государственной регистрации возникает имущественная обособленность религиозной организации как юридического лица.
Для религиозных организаций законодатель особо подчеркивает, что их участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы (п.2 ст. 117 ГК РФ). Участники (члены) религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных оргазаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов1.
Однако, мы уже писали в первой главе, что понятие «религиозная1 организация» не следует отождествлять с организационно-правовой формой юридического лица. Это, прежде всего, функциональный вид некоммерческой организации. Законодатель относит к религиозным организациям не только местные и централизованные религиозные организации, но и религиозные учреждения, на которые полностью распространяется правовой режим имущества, характерный для учреждений; финансируемых собственником имущества. В данном случае следует говорить об обособлении имущества не на праве собственности, а на праве оперативного управления.