Введение к работе
Актуальность темы. За последнее время текст журналистики достаточно конструктивно модернизировался. Экономическая нестабильность, мировые конфликты и внутренние социальные нужды оказали если не прямое, то косвенное воздействие на журналистику в целом, сделав её более информационно-прагматичной.
Соответственно, в многополярной прессе становится всё сложнее найти развёрнутый, правдивый и глубоко проанализированный материал. Сам подход к написанию журналистского текста видоизменяется, а истоки зарождения либо трансформируются, либо вовсе упускаются и забываются, поскольку на смену приходят новые упрощенные механизмы.
Что бы ни происходило в мире массовой информации, какую бы форму ни приобретал журналистский текст, для широкого отражения действительности и полноценной картины мира он, несомненно, должен пройти этап монтажной композиционной сборки. Этот процесс включает в себя синтаксическую, лексическую, жанровую, структурную и тематическую монтажность. Соблюдение всех приведённых факторов неотделимо от переосмысления всего творческого процесса и иного подхода к работе над имиджеформирующим текстом.
Выразительность журналистского языка требует особенного «монтажного мышления», поскольку именно монтажность речи, ритмическая структура, стиль, специфические жанровые особенности определяют и характеризуют готовый материал как доступный и полноценный по части раскрываемости основной мысли автора. Убедительная передача фактов, объективное раскрытие образов, предметов и явлений, авторского взгляда (соответственно и его имиджа) достигается путём сбора важных элементов повествования, определения их места в материале, степенью их тематической раскрываемости и объёмом каждой отдельной части текста. Вся эта пространственно-временная среда определяется монтажной склейкой различных частей - как однородных (родственных), так и неоднородных, требующих особенных подходов к ним.
В этой связи актуальность настоящего исследования обуславливается объективной потребностью осмысления ряда существующих положений о теории монтажа как явления, способствующего композиционной полноценности создания журналистского текста, направленного на раскрытие имиджа как в СМИ, так и самих СМИ.
Степень изученности темы. В теории и практике журналистики пока нет единого выработанного концептуального подхода по освоению механизмов монтажного мышления. Тем не менее Р.И.Салганик, М.Н.Ким, М.Ю.Бакшеева, А.Г.Раппапорт, В.В.Иванов, Г.Лазутина пытались подойти к феномену монтажа. Но в полной мере проблема функционирования данного явления и последующих вытекающих из этого последствий не освещена.
Злободневность исследования в данной области подтверждается и тем фактом, что на сегодняшний день в большинстве теоретических трудов не отмечена прямая взаимосвязь между монтажностью текстов и их отношением к процессу воспроизведения имиджа объекта в массовом сознании и закрепления имиджа субъекта СМИ. Существующие работы лишь частично затрагивают тему исследования, поскольку все они написаны в рамках специализированного подхода и в большей мере касаются отдельно взятых понятий: монтажности, текста, стилистики текстов, имиджа, жанров. Основные компоненты исследования никогда не изучались в совокупности.
В диссертации ставится вопрос о корреляции и внедрении явления монтажа в своём первозданном виде в журналистскую текстуальную среду как основополагающего фактора раскрываемости образов и явлений. Именно в контексте этой проблемы находится вопрос о переосмыслении кинематографического понятия «монтаж» и его применении в сфере печатной журналистики. На данный момент этот аспект остаётся открытым. Отсутствует общепринятая методика работы по выделенным механизмам монтажа с учётом специфических особенностей публицистического текста в модифицированной среде массовой коммуникации.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление основных ключевых механизмов композиционного монтажа, диагностика жанровой, лингвостилистической и структурной среды для последующего этапа реформирования журналистского текста, направленного на воспроизведение имиджа субъекта и объекта в СМИ.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
Выявить взаимосвязь и взаимодействие в единой внутритекстовой среде имиджа, текста, монтажа.
Определить методы монтажа в различных гуманитарных науках и синтезировать их для последующего отражения в журналистике.
Обозначить особенности внутритекстовой монтажности с позиции лингвостилистических (лексических, синтаксических) наполнителей.
Изучить лингвостилистические особенности современных текстов, влияющие на осуществление имиджеформирующих функций.
Выявить монтажные элементы, которые применительны к жанровой составляющей текстов.
Исследовать процесс внутритекстового монтажа в контексте стыковки фрагментов (элементов композиции).
Определить с точки зрения внутритекстового монтажа (в частном случае с позиции влияния монтажности на описываемый образ объекта) каким образом выбранный жанр и детальное структурирование влияют на весь текст, отражающий имидж объекта журналистики.
Проанализировать характерные особенности современного языка СМИ через призму механизмов монтажа.
Выработать механизмы создания имиджеформирующих текстов.
Предметом исследования послужили научные труды исследователей в таких областях, как журналистика, кинематография, имиджелогия, лингвистика, семиотика, текстология. В качестве практического исследования использованы материалы таджикской и российской печатной прессы, интернет - версии газет и журналов.
Источником диссертационного исследования выступила периодическая печатная пресса Таджикистана: «Азия Плюс», «Вечерний Душанбе», «VIP-Zone», «Дайджест-пресс», их аналоги - интернет-версии (сайты), а также зарубежная пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты» (международные издания) интернет-версия Первого канала российского телевидения – «www.1tv.ru» (за период с ноября 2007 по апрель 2013 гг.).
Методы исследования. В основу методологии положены принципы системности и комплексности. В процессе работы применялись историко-типологический и теоретико-типологический методы. Для анализа текстов печатных, электронных и интернет-версий применялись эмпирические методы - качественный анализ документов периодической печати, а также контент-анализ.
Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые расширяется понятие монтажа, отмечается не только его техническая специфика, но и широкая специализация, целенаправленность, эмоциональная функциональность, которая легко синтезируется с журналистскими механизмами текстоформирования. Тема нова в контексте функций монтажности журналистского текста, с позиции монтажности жанров, лингвостилистики, структуризации и имиджеформирующих особенностей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование, которое основано на переработке знаний из различных гуманитарных областей, связанных с проблемой монтажности текстов в контексте имиджеформирующих установок журналистики.
Практическая значимость исследования заключаются в том, оно может быть полезно как для теоретиков СМИ, так и для журналистов - практиков печатных и электронных СМИ, педагогов, студентов и всех тех, кто связан с журналистской профессией. Результаты исследования могут использоваться в преподавании следующих учебных дисциплин: «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», «Технология журналистского творчества», «Имиджелогия», «Сценаристика», «Журналистское мастерство».
На защиту выносятся следующие положения:
Монтаж является принципиально новым вспомогательным механизмом в журналистском творчестве, способствующим качественному текстоформированию.
Монтаж находит свою реализацию и образует новые адаптированные к журналистике инструментарии посредством лексических, синтаксических, структурных и формообразующих особенностей создания текста.
Монтажное мышление и его реализация в жанровой палитре журналистики отражается на формировании имиджа объекта и субъекта журналистики.
Гармоничное и фиксированное имиджеформирование - результат внутритекстового монтажа.
Апробация работы проводилась на ежегодных научных конференциях «Славянские чтения» (Душанбе, 2011- 2013 гг.) в Российско-Таджикском (славянском) университете. Основные положения диссертации нашли отражение в четырёх публикациях, в том числе в трёх статьях в журналах, включённых в перечень ВАК. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и практики печатных СМИ филологического факультета РТСУ (протокол №12 от 28 июня 2013 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Объём текста составляет 167 страниц компьютерного набора.