Введение к работе
Актуальность данной работы заключается в обращении непосредственно к художественным особенностям творчества Солженицына. Исследование осуществляется на материале комплекса произведений 1960-х годов, анализируется как бытийный, так и социальный уровни творчества, рассматривается поэтика писателя и связь его художественного мира с биографией, идет речь о творческих удачах и о противоречивости Солженицына как художника.
Объектом исследования в данной работе являются художественные произведения А. Солженицына 1960-х годов. При обосновании диссертационных положений и выводов принимаются во внимание следующие произведения писателя: роман «В круге первом» (1968/1978), -повести «Один день Ивана Денисовича» (1959/1962) и «Раковый корпус» (1967/1968), рассказы «Матренин двор» (1959/1963), «Случай на станции Кочетовка» (1962/1963), «Для пользы дела» (1963/1963), «Правая кисть» (1960/1968), «Захар-Калита» (1965/1966), пьесы «Пир победителей» (1953/1965), «Республика труда» (1954/1969) и «Свеча на ветру» (1960/1969)*. Также используются его публицистические работы, интервью, мемуары («Бодался теленок с дубом», «Угодило зернышко промеж двух жерновов»).
Предметом исследования является герой Солженицына как объект насильственного воздействия и субъект ценностного «самостоянья». Изучается система персонажей во взаимосвязи с идейно-мировоззренческими взглядами писателя.
Основная цель диссертации заключается в раскрытии художественного воплощения Солженицыным философской оппозиции «гуманизм-насилие». Достижение этой цели осуществляется путем исследования системы персонажей, а также социальных и нравственных аспектов художественного творчества писателя.
Общая цель диссертации определила постановку и решение следующих основных задач:
Определить и проанализировать факторы, оказавшие влияние на формирование системы персонажей и дать ее общую характеристику;
Выявить основные особенности типологической общности;
3. Обозначить основные компоненты системы насилия и характер ее
воздействия на героев в художественном мире Солженицына;
* Первая дата говорит о времени написания, вторая - о времени публикации произведения
5. Охарактеризовать основные особенности индивидуально-авторской картины мира;
Комплексное решение поставленных задач обусловливает научную новизну исследовательской работы. В данной работе предпринимается попытка совместить анализ тех сторон творчества писателя, которые обычно являются предметом разных исследований. Рассмотрение художественного воплощения основных проблем творчества писателя позволил вьювить своеобразие взаимодействия социального и нравственного уровней. Полученные выводы позволяют по-новому осознать место Солженицына в историко-литературном процессе XX столетия.
Методологической и теоретической основой работы стал комплексный литературоведческий анализ системы персонажей в аспекте философских воззрений Солженицына. Анализ включает в себя различные методы исследования - от историко-литературного и сопоставительно-типологического до формально-структурного и герменевтического. Теоретической базой диссертации стали труды отечественных и зарубежных литературоведов по теории прозы (А. Веселовский, А. Потебня, М. Бахтин, В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Л. Гинзбург, Б. Корман, В. Хализев, В. Тюпа), а также статьи и монографии, посвященные исследованию особенностей творчества и личности Солженицына (М. Лифшиц, Л. Лосев, Ж. Нива, Р. Темпест, И. Иловайская, А. Латынина, А. Немзер, Е. Шкловский, В. Чалмаев, М. Голубков, П. Спиваковский, А. Урманов, Н. Щедрина и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержательная сторона художественного мира писателя выдвинула на первый план героя. Система персонажей представляет собой существенный инструмент в художественном решении авторских концепций. Источниками формирования системы героев выступают прототип и социальный тип. Подавляющее большинство героев имеет прямой или косвенный прообраз.
Созданная на основе историко-биографического принципа система героев отражает художественную интерпретацию социальных типов.
2. Советский интеллигент и крестьянин - два ведущих социальных типа в
творчестве писателя. Образ интеллигента отражает в большей степени
советского человека. Образ крестьянина преимущественно типизирован и
находится в рамках историко-литературной традиции. Интеллигент и
крестьянин мировоззренчески антиномичны. Герои этих типов
противопоставлены по целому ряду признаков: психология, жизненные цели и
их масштаб, мышление, отношение к труду, речь.
3. В соответствии с философской позицией писателя человек, воплощенный в
системе персонажей, является объектом воздействия системы насилия.
Физическая и духовная жизнь героя в творчестве Солженицына закономерно
обусловлена триадой национально-исторических явлений: советское
государство, ГУЛАГовский мир и Отечественная война.
4. Согласно обозначенной философской позиции Солженицына и его
мировоззренческим представлениям внешняя обусловленность человека не
тотальна и не абсолютна. Антиподом и противовесом социально-
политическому насилию писатель выдвигает христианскую нравственную
систему ценностей. Данная аксиологическая позиция реализуется
посредством ценностного отбора героев, изображения универсальности
нравственного закона и его образно-символического отражения.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на итоговых научно-практических конференциях Воронежского государственного университета (научная конференция «Война в русской литературе», региональная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения М.А Шолохова, региональная научная конференция «Народная культура сегодня: проблемы ее изучения») на заседаниях кафедры теории литературы и фольклора (2004-2007).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертации в чтении вузовских курсов по истории
русской литературы XX века и специальных курсов по творчеству А. Солженицына.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка, содержащего 249 наименований (из них - 8 на английском языке). Общий объем диссертации составляет 200 страниц.