Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе "субъект-объект-адресат") Смилянская Валерия Леонидовна

Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе
<
Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смилянская Валерия Леонидовна. Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе "субъект-объект-адресат") : ил РГБ ОД 71:85-10/25

Содержание к диссертации

"Стиль предмета" и субъектная организация произведения 2

Повествователь в процессе порождения художественного мира 19

Тональности субъективная и объективная 31

"Образ читателя" /адресата/ как стилеобразующий фактор 37

Изучение субъектов выражения авторского сознания в современном шевченковедении 44

К вопросу о развитии личностного начала в до шевченковской литературной и фольклорной традициях 52

ЛИРИКА

Лирический "собственно автор" 93

Лирический персонаж 127

Лирический повествователь 139

Лирический герой 150

Много субъектная лирика 188

ЛИРО-ЭПИКА "Автор" в лиро-эпике 210

Эмоционально-оценочный уровень "стиля предмета"

Лирическая манера повествования 215

Образ народного рассказчика 225

Лирический "собственно автор" 233

Лирический герой-поэт 237

Интонационные темы 248

Композиционный уровень стиля предмета

План психологии и план фразеологии 269

Пространственно-временной план композиции 285

Общий эпический повествователь 290

Синхронный эпический повествователь 290

Драматическое повествовательное время 296

Рамки художественного мира ЗІI

Художественное время в социально-бытовых произведениях 319

Взаимодействие эпических и лирических субъектов в структуре художественного времени 327

Художественное время в исторических

произведениях 339

Роль субъектных форм в создании временной перспективы 343

Эпический рассказчик 367

Комбинированный "автор" 371

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 374

Оглавление 390  

Введение к работе

"Стиль предмета" и субъектная организация произведения

В современном шевченковедении наряду со стремлением к синтезу, к оценке более чем столетних результатов изучения наследия поэта, к осмыслению места творческой личности Шевченко в мировой литературе вообще и в литературе украинского народа в частности /таковы обобщающие труды - коллективная монография "Шевченкознавство. Підсумки й проблеми",1975, двухтомный "Шевченківський словник", 1976-1977, - первая в СССР персональная энциклопедия/, активно действует и аналитическая тенденция - углубленного изучения отдельных проблем творчества поэта. С развитием литературной теории используются и новые литературоведческие инструменты анализа поэтики, благодаря которым становится возмо-жен новый взгляд на "секреты" могучего влияния пламенного шевченковского слова на широкие читательские массы, новый подход к исследованию внутренних факторов, организовывающих систему художественного стиля.

Теориям художественного стиля, предложенным в течение последнего пятнадцатилетия /начиная с выхода в 1968 г. монографии А.Н.Соколова "Теория стиля"/, свойственны поиски внутренней закономерности, определяющей взаимообусловленность всех компонентов, придавзщую им стилевую характерность, единство стиля. По мнению А.Соколова, "стиль - это художественная закономерность, которая определяет все элементы формы как своих носителей и которая определяется идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого"1. Здесь акцентируется функциональная специфика стилевой системы. Такой подход к анализу стиля, присущий большинству теоретиков /да и практиков/, требует последовательного рассмотрения каждого элемента форды в поисках стилевой характерности1. При этом устанавливается определяющая роль того или иного элемента как стилевой доминанты.

Но существует и иной, генетический, подход к исследованию стиля, представленный трудами В.Виноградова, м,Бахтина, Г.Гуков-ского, Л.Тимофеева, М.Брандес, БЛСормана, М.Полякова, Б.Успен-ского, Ю.Борева, К.Фроловой и других. Речь идет о стилеобразую-щем смысловом принципе, которым, начиная от В.В .Виноградова, считается так называемый "образ автора".

Итак, на первой стадии творческой деятельности формируется замысел произведения в форме идеального образа,на второй - замысел воплощается в словесном материале произведения,на третьей -идет процесс читательского восприятия и критической оценки обнародованного произведения."Стиль предмета",теоретическое обоснование которого является задачей"Введения",формируется еще на стадии замысла, первичной субъективации, происходящей в сознании деятеля - творческого субъекта,или субъекта эстетической деятельности. Ним может стать любой человек, наделенный художественным воображением и творческой потребностью, а сам творческий процесс может оборваться уже на этой стадии, не воплотившись материально; но поскольку само исследование "стиля предмета" возможно лишь на материале "готового" произведения, то естественно, что в роли эстетического субъекта выступает его автор, отложенный в художественной структуре в виде "образа автора".

Творческий процесс на этой стадии представляет собой духовно-эстетическую деятельность, содержанием и целью которой является познание и оценивание эстетического объекта путем мыслительных операций с образами . Продуктом идеального творчества является образ объекта, а также "образ субъекта" и "образ адресата" /не учтенные авторами этой схемы/ в "материале" образных и словесных ассоциаций, пространственно-временных представлений, внутренней речи .

На второй стадии творческой деятельности идеальный замысел фиксируется художником слова в письменном тексте - то есть, в словесном материале создаваемого ним произведения.

1 "Оценка рассматривается как осознание ценности явлений, предметов, событий, следовательно, она не противопоставляется сознанию понимается как его момент. В эстетическом освоении действительности оценочный элемент является неотъемлемой составляю-щей"/Гром"як Р.Т. Естетика і критика: Філософські проблеми художньої критики. - К.: Мистецтво, 1975, с.II/.

2 Под мыслительными операциями І.Зеленов подразумевает символизация), идеализацию, типизацию, - операции, обусловленные как характером отражаемого объекта, так и субъекта эстетической деятельности /Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М.: Искусство, 1969, с.58-72/. Преобладание тех или иных операций лежит, по-видимому, в основании того или иного типа творчества.

3 "Ведь всякое осознание нуждается во внутренней речи, во внутренней интонации и в зачаточном внутреннем стиле..." /Волоши-нов В.Н.-Бахтин М.М. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. - Л., /І929/, с. 103/. См., еще: Брандес М.П. Стилистический анализ: /на материале немецкого языка/. - М.: Высш.школа, 1971, с.83; Брандес М.П. Стилистика немецкого языка /для институтов и факультетов иностранных языков/. - М.: Высш.школа, 1983, с.56-57.

Эти две стадии во времени почти одномоментны - с небольшим опережением со стороны замысла: ведь в процессе творческого воплощения замысла происходит постоянное сопоставление замысла с результатом ,- своего рода челночное движение художественной мысли,корректирующееся также и качествами самого материала воплощения. Таким образом, известное марксовское противопоставление целеполага р ющей деятельности человека инстинкту пчелы ,а также утверждение В.Белинского о том, что "художественное создание должно быть вполне готово к душе художника прежде, нежели он возьмется за пе «3 ро ,следует понимать именно в этом, немеханистическом, смысле.

На третьей стадии процесса обнародованное произведение становится фактом и фактором общественного сознания - в процессе читательского восприятия и критической оценки, - т.е. в процессе "общения искусством",по выражению А.А Леонтьева .Именно эта стадия творческой деятельности оказывается ныне в центре социологического изучения:"На нынешнем этапе развития литературной науки,-пишет М.Б.Храпченко,- центр тяжести постепенно начинает перемещаться в другие области исследований и прежде всего в сферу изучения литературы как динамической системы, ее социально-эстетической функции, ее воздействия на читательскую аудиторию. /".../ Возрастающее идейное, эстетическое значение литературы и искусства в духовной жизни социалистического общества делает совершенно необходимым изучение средств и форд их мощного влияния на мировоззрение, психологию человека нашего времени . Такой подход предполагает в качестве исходного момента - историко-генетическое изучение "запроса времени", условий возникновения замысла произведения, творческой истории последнего, свойств созданного в нем художественного мира, но не останавливается на этом, а идет далее - к изучению особенностей его функционирования. Причем из предыдущей характеристики стадий творческого процесса следует необходимость при исследовании социально-эстетической функции произведения опираться на изучение предыдущих стадий творческого процесса.

Для исследователей поэтики художественной литературы важно замечание М.Хралченко о том, что "ясно выраженные различия в восприятии литературных явлений "сигнализируют" о существовании ранее скрытее их структурно-творческих возможностей , о том, что и художественную систему произведения необходимо рассматривать с точки зрения ее воздействия на читателя, ее социально-эстетической функции - то есть о "системно-функциональном подходе". Ведь автор, создавая произведение, которое всегда - "реплика в диалоге современности" /М .Бахтин/, кому-то этой "репликой" отвечает, кому-то свою художественную концепцию адресует. И аналогично тому, как в произведении обязательно отражен определенный "образ автора" в качестве необходимого элемента художественной системы, в последнюго включен и "образ читателя", адресата произведения, диалог с которым "автор" начинает уже в самом тексте - и определенным образом строя художественный мир, и эмоционально освещая его, и отражая в тексте созданный собственным воображением /но, конечно, на реалистической основе/ образ желаемого читателя.

Итак, возможности будущего функционирования произведения заложены писателем в самом тексте: они в значительной степени определяются и координируются внутренней системой отношений: "субъект высказывания - отраженный объект - адресат". Эти отношения оказывают определяющее влияние на формирование художественной структуры, а также как бы размыкают художественный мир - и в действительность, и к реальному автору, и к реальному читателю, чем ликвидируется ограниченность суто формалистического /включая и структуралистский/ подхода к анализу произведения. Следовательно, без изучения того, как ориентировал свое произведение сам писатель по отношению к предмету изображения и к возможному читателю - то есть без системно-генетического подхода -трудно уяснить и особенности его реального функционирования в сознании общества, - иными словами, системно-функциональное исследование невозможно.

Таким образом, общее направление развития советского литературоведения определяет и актуальность теоретического обоснования понятия"стиля предмета" как совокупности эстетических принципов организации содержательной формы художественного произведения, воплощенных в системе отношений "субъект - объект - адресат", а также актуальность конкретного его исследования на материале поэзии Тараса Шевченко, занимающей необычайно значительное, основополагающее место в истории украинской дооктябрьской литературы.

Методологическим основанием работы являются марксистско-ленинская философия и эстетика; в ней использованы также литературоведческие, лингвистические, фольклористические исследования А.Белецкого, Б.Виноградова, М.Бахтина, Г.Гуковского, М.Бран-дес, Б.Успенского, Л.Тимофеева, Л.Гинзбург, Б.Кормана, В.Кулешова, Ю.Борева, М.Храпченко, Л.Зеленова, ВЛПестакова, Р.Громяка, А.Дея, К.Фроловой, В.Ереминой, Н.Кравцова, С.Лазутина, Б.Путилова, Й.Шталь, а также ряд других, в которых осуществлен генетический подход к анализу стиля как внутреннего фактора или системы факторов, обусловливающих художественную структуру произведения. 

Опираясь на эти труды, автор предлагаемой работы ставит целью: теоретически обосновать и терминологически упорядочить новый аппарат исследования стиля, предложив литературоведческое понимание термина "стиль предмета";

обнаружить определенные традиции в развитии украинской поэзии, включая и древнеукраинскую, приведшие к возникновению в конечном счете и шевченковской поэзии;

исследовать художественные особенности образного воплощения в лирике поэта различных субъектных форм выражения авторского сознания, средств словесной и предметной образности, способов построения художественного мира и контакта с адресатом;

раскрыть взаимодействие лирических и эпических субъектов в стиле лиро-эпических произведений поэта на эмоционально-оценочном и композиционном уровнях художественной структуры, т.е. проследить способы образования лирической манеры изложения, интонационных тем - вплоть до стихотворной интонации, а также взаимодействие пространственно-временной, психологической, фразеологической и оценочной внутреннекомпозиционных позиций в отношениях субъекта, объекта, адресата, определяющих и предметное построение художественного мира, и способы взаимодействия различных уровней структуры художественного времени и пространства, и сочетания разных способов повествования и различных композиционно-речевых форд.

Эти стилевые особенности произведения в значительной степени определяются "образом автора". Термин не очень удачен, так как не отражает специфики обозначенного им явления, давая основания для различных толкований. Чаще всего этот термин отождествляется с гораздо более узким понятием автобиографического образа автора. Здесь же этот термин подразумевает субъектную организацию произведения, то есть систему субъектов выражения авторского сознания в их взаимоотношениях и взаимодействии с объектом изображения и с адресатом высказывания, иными словами и более кратко -систему "субъект - объект - адресат". Отмечено, - писал И.-Р.Бе-хер, - что в произведении искусства человек может проявляться или скрываться трояко: как личность художника, как личность изображенного или действующего в произведении человека или же личность того, к кому произведение обращено. / .../ Таким образом, читатель заключен в художнике и вместе с тем в его художественных образах, причем личность художника и личность его героев опять-таки отражаются в личности читателя. При этом можно говорить о триединстве личностей в художнике, и те отношения, в которые эти личности вступают друг с другом, определяют специфический характер искусства, его фабулу, развитие характеров, стиль" . Таким образом, речь идет о "триединстве личностей", иными словами, именно о системе "автор" - изображенный предмет - читатель-адресат /субъект - объект - адресат/. Наиболее активным началом в этой системе является "автор" - не реально существующий писатель, но воплощенный в тексте специфически построенный образ либо система образов, "порождающая" предметный мир произведения.

Автобиографический образ писателя /лирический герой, повествователь, автор-герой/ является одним из вариантов "образа автора" и одним из элементов субъектной системы произведения /жанровой группы произведений/.

Раздумывая о методе и стиле исследования, поисков истины, К.Маркс писал:"Но если мы оставим даже в стороне все субъективное, а именно то обстоятельство, что один и тот же предмет различно преломляется в различных индивидах и превращает свои различные стороны в столько же различных духовных характеров, то разве характер самого предмета не должен оказывать никакого, даже самого ничтожного, влияния на исследование?" . Исходя из марксистского представления о диалектике субъективного и объективного в познании, включая и художественное познание, в работах ряда отечественных исследователей разработано учение о субъектных формах выражения авторского сознания/термин Б.Корма-на/, генерирующих "стиль предмета". Этот термин находим у М.Брандес, которая исследовала лишь словесный стиль произведения, его "языковой план как поле, в котором сходятся все элемен-ты литературного произведения" . Исследовательница писала: "...следует четко отграничивать два понятия: стиль предмета и .... слог, почерк писателя, которые в произведении существуют в единстве / ...у . Стиль предмета - это способ оформления содержания, его результатом в "готовом" произведении является художественное содержание, которое писателю предстоит облечь в словесную форму. "Носителем" стиля предмета выступает образ автора-повествователя Д..7. Почерк писателя - это способ оформления словесной материи по заказанному плану /стилю/"1. Как увидим далее, влияние системы, "субъект - объект - адресат" на формообразование не ограничивается лишь словесной формой /т.е. речевой композицией и частью интонационной системы - речевой интонацией/, но отражается на генезисе образного строя произведения, различных уровней его композиции, а также всей интонационной системы /включая и специфическую стихотворную интонацию/.

Созданный в воображении художника мир, т.е. художественный образ - в широком его понимании, - составляющий предметное содержание произведения, является результатом процесса субъектива-ции - познания, оценки, образного претворения действительности эстетическим субъектом - общественным человеком - с помощью творческого метода; в содержании созданного таким образом идеально представимого художественного образа сочетается объективное с субъективным. Этот образ осуществляется идеально - в пред-ставимых деталях, жестах, определенным образом сочетающихся, и в идеальном же материале, которым служат способы организации художественного мышления - т.е. способы изложения, композиционно-речевые формы, являющиеся и логическими формами мышления, и формами коммуникации. Эту своего рода идеальную объективацию в идеальном же материале речи осуществляет эстетический субъект: "Необходимо учитывать, - писал Г.Гуковский, - что всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображен I Брандес М. Стилистический анализ, с.175.

- ІЗ -ном, но и - может быть часто менее конкретизированное, но не ме нее отчетливое - об изображающем, носителе изложения, и, что, пожалуй, особенно важно, носителе оценок, носителе разумения, понимания изображенного; это образ носителя сочувствия или неприязни, носителя внимания к изображаемому и носителя речи, ее характера, ее культурно-общественной, интеллектуальной и эмоциональной типичности и выразительности. Это - воплощение того сознания, той точки зрения, которая определяет весь состав изображенного в произведении /подчеркнуто мной - Б.С .у, то есть отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения читателя и образующих и образную силу, и идейную направленность произведения, поскольку отбор и сочетание явлений действительности в искусстве играет решающую роль в формировании идейного, а также художественного его содержания" .

Итак, реальный автор как создатель произведения, как носитель определенного миропонимания, обусловленного социально, как сознание, в котором существует сотворенный им художественный мир, никогда не входит в этот мир непосредственно: он всегда опосредствован субъектно /с помощью субъектных форм выражения авторского сознания/ и внесубъектно /через отбор и сочетание явлений действительности - то есть предметную изобразительность/ "Автора мы находим /воспринимаем, понимаем, ощущаем, чувствуем/ во всяком произведении искусства, - писал М.М.Бахтин, - Например, в живописном произведении мы всегда чувствуем автора его /художника/, но мы никогда не видим его так, как видим изображенные им образы. Мы чувствуем его во всем как чистое изображающее начало /изображающий субъект/, а не как изображенный /видимый/ образ» И в автопортрете мы не видим, конечно, изображающего его автора, а только изображение художника. Строго говоря, образ автора - это cont adictio in adjecto /".../. Мы можем говорить о чистом авторе в отличие от автора частично изображенного, показанного, входящего в произведение как часть его. Здесь необходимо оговорить, что М.Бахтин понимает термин "образ автора" лишь в прямом, т.е. более узком, чем в нашем понимании, смысле -как автобиографический образ писателя /автогенный, или автобиографический, герой, лирический герой - субъекты повествования, «представляющие собой некоторые из форм выражения авторского сознания, некоторые из составляющих "образа автора"/. В данной работе этот термин для того и употребляется в кавычках, чтобы избежать прямолинейного его толкования; он обозначает систему форм выражения авторского сознания, определяющихся во взаимодействии с объектом изображения и адресатом художественного высказывания. "Чистый" автор, по Бахтину, это творящее начало, т.е. функция, выражающая отношение писателя к изображаемому, оценочно-идеологическую суть "образа автора", не объективируемую в произведении в качестве образа персонажа, но разлитую в нем как эмоционально-оценочный стилевой уровень.

В приведенной цитате для нас важна мысль об обязательном несовпадении изображенного в произведении автобиографического образа поэта,"автора",с реальным человеком; последний обязательно опосредствован - и субъектно,и внесубъектно.Та же мысль лежит в основании исследования Л.И.Тимофеева "Слово в стихе" /1982/.

Субъект изложения как свойственный искусству слова инструмент освоения и воссоздания объективной действительности, ее претворения в предметный мир произведения, определяется несколькими факторами: во-первых, степенью соотнесенности с реальным автором; так, именно с личностью писателя ассоциируются "собственно автор" и повествователь - в лирике и эпической прозе, лирический герой и автогенный герой /автор-герой/ в эпосе; лирический же персонаж репрезентирует иное лицо, не-автора: таковы герои ранних "думок" Шевченка и его песен периода ссылки; таков эпический рассказчик - например, крепостная крестьянка Устина в повести Марко Вовчок "Інститутка". Во-вторых, субъект изложения определяется степенью объектности, изображенности: наименьшая степень объектности свойственна "собственно автору", спрятанному "за спинами" персонажей, не названному; наиболее объектен и далек от поэта лирический персонаж: этот самовыражающийся субъект сам является объектом авторского отношения и оценки. Субъект изложения определяется, в-третьих, характером позиции автора по отношению к изображаемому - внешней либо внутренней : внешняя по отношению ко всему произведению позиция принадлежит "собственно автору" и это влечет за собой объективную манеру повествования, эпически отстраненную тональность изложения. Иные позиции в интерпретации "собственно автора" выглядят так: пространственная -неопределенна; автор находится "над" изображаемым миром, знает все - прошлое, настоящее, будущее, - т.е. временная позиция "собственно автора" панхронична. Внешняя психологическая позиция в отношении персонажей означает позицию постороннего наблюдателя, видящего внешние проявления переживаний, но не проникающего в их мысли; нередко "собственно автор" использует внутреннюю по отношению к персонажам позицию всезнания, - по праву авторства, - не нуждаясь в специальной мотивировке такого всезнания; для "собственно автора" возможна и двойная психологическая перспектива - т.е. сочетание внешней и внутренней по отношению к персонажу позиций. Внешней позиции этого субъекта изложения противостоит внутренняя по отношению к произведению, но внешняя по отношению к персонажам позиция автора-героя и рассказ чика-персонажа, находящихся в самом центре событий. Их собственные переживания открыты читателю, но других персонажей они видят и описывают лишь внешне. На периферии действия находится повествователь-наблюдатель, идейно и психологический близкий автору: он описывает виденное, сопереживая героям, изображенным с внешней позиции, но в событиях участия не принимает. 

B дополнение к пункту второму перечисленных выше принципов классификации субъектов изложения следует заметить, что если "автор" представлен в произведении объектно, т.е. предметно - в качестве элемента системы персонажей, то он имеет своего "чистого автора", оценивающего его. Лишь "собственно автор" лишен объектности - это тот же "чистый автор"; в составе же любой другой субъектной форды всегда присутствуют два начала - изображающее и изображаемое, оценивающее и оцениваемое. Поэтому и возможна, скажем, автоирония лирического героя-поэта, e пример: М Лудакова указывает на образ автора у М.Зощенко, формирующий "сказ от автора", представляющего собой пародийно изображенный тип воображаемого "пролетарского" писателя: это образ "автора", "освобожденного от всякой культуры и неизбежно спародированного в этом своем качестве наличием иного, подлинного автора, не про в тексте непосредственно, но - сотворяющего его"1.

Каждый из этих субъектных типов, будучи выражением определенных сторон авторского мировоззрения и миропонимания, характеризуется собственным комплексом социально-исторических, идеологических, культурных, психологических, фразеологических особенностей и системой внутреннекомпозиционных связей с объектом и адресатом. Пространственно-временная, психологическая, фразеологическая позиции субъекта реализуются в речевой композиции, а идеологическая /оценочная/ - в интонационной системе произведения. Здесь субъект изложения выступает идеально существующим деятелем, осуществляющим познавательную и оценочную функции создания художественного образа. Это значит, что субъектная организация произведения /т.е. взаимодействие субъектов изложения с объектом изображения и адресатом художественного высказывания/ является фокусом, в котором познавательный и оценивающий аспекты художественного метода /как способа создания художественного содержания в его соотнесенности с реальностью/ осуществляются в стиле /как принципах организации содержательной формы/.

Итак, исходя из трех критериев различения субъектных форм, можно выделить: в лирике - лирических "собственно автора", повествователя, героя и персонажа;в эпосе - эпических "собственно автора", повествователя, автора-героя /или автогенного героя, соответствующего лирическому герою/ и рассказчика /наблюдателя и персонажа/. Этими типами субъектов изложения субъектная организация произведения /либо художественной системы, принадлежащей к определенному роду, жанру/, конечно, не исчерпывается: возможны различные модификации.  

Похожие диссертации на Стиль поэзии Т. Шевченко. (Стилевая организация произведения в системе "субъект-объект-адресат")