Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Носаев Денис Александрович

Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края)
<
Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края) Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Носаев Денис Александрович. Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Носаев Денис Александрович;[Место защиты: Кубанский государственный университет].- Краснодар, 2014.- 233 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические основы типологических исследований периодических изданий .12

1.1 Современное учение о системе российских печатных СМИ .12

1.2 Композиционно-графическая модель как составляющая дизайна печатного СМИ и как типологическая характеристика периодического издания ...28

2. Применение композиционно-графической модели 59

2.1 Компоненты графической модели издания 59

2.2 Современные тенденции развития композиционно-графических моделей газет 117

2.3 Анализ композиционно-графических моделей изданий (на примере газет Краснодарского края) 150

Заключение 174

Список использованных источников. 181

Приложение 1 .191

Приложение 2 .201

Приложение 3 .

Введение к работе

Перспективы развития региональной прессы во многом связаны с исследованиями типологических характеристик периодических изданий для определения их места в информационном пространстве. Важную роль здесь играет нахождение для конкретного издания оптимального варианта графической модели, соответствующей тематике, рыночному сегменту и целевой читательской аудитории, формирующей «лицо» издания и узнаваемость на рынке СМИ. Современные газеты отличаются повышенным уровнем визуализации информации. Этот факт позволяет предположить, что дизайн изданий может стать одним из ведущих типологических признаков периодической печати. Дизайн современной газеты должен строиться на основе композиционно-графической модели (КГМ), которая объединяет различные элементы дизайна издания в единое целое, чтобы донести до читателя максимум информации.

Интересны и перспективны исследования влияния композиционно-графической модели издания на типологическую структуру периодической печати. Сейчас становится справедливой идея понимания газеты как визуального СМИ. Роль авторов в создании составных частей издания играют не только журналисты, но и фотографы, дизайнеры. Равноправными элементами содержания номера газеты, кроме текстов, стали иллюстрации, инфографика, элементы оформления, сам макет издания. Дизайн расширяет свои границы обычной оформительской роли содержания газеты, становясь определяющим фактором в развитии издания.

Актуальность темы диссертационного исследования связана с увеличивающимся на современном этапе влиянием графического аспекта на типологическую систему современных печатных СМИ и возрастающей в условиях конкуренции ролью дизайна в развитии региональных печатных СМИ, в первую очередь – газет.

Цель исследования – определение роли и места дизайна издания в типологической системе газет, значения композиционно-графических моделей изданий, выявление наиболее оптимальных вариантов моделей и определение тенденций их использования в региональных СМИ.

При реализации данной цели были решены следующие задачи:

- выявлены требования, диктуемые рынком к формату подачи информации в периодических изданиях, в частности - в газетах;

- определены типологические признаки современных газет с учетом изменения роли объективно-субъективных типологических критериев;

- выявлены общие и частные тенденции и основные проблемы в развитии дизайна региональных газет;

- предложена новая классификация типов дизайна газет на основе композиционно-графической модели (КГМ);

- предложена новая методика, позволяющая объективно оценивать и сравнивать композиционно-графические модели газет.

Объектом исследования в диссертации служит система региональной периодической печати (газеты Краснодарского края).

Предмет исследования - композиционно-графическая модель газет и ее составляющие.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что разработана новая методика оценки КГМ печатного издания, способствующая всестороннему исследованию печатных СМИ, определению роли дизайна газет, их композиционно-графической модели в создании структуры печатной прессы в целом и в разработке различных типов моделей газет - в частности. Впервые предпринята попытка рассмотреть композиционно-графическую модель как основу для описания типологических характеристик газет, и предложена новая классификация дизайна газетных изданий.

Эмпирической базой исследования являются издания, выходящие в Краснодарском крае (районные, городские, краевые, региональные), позволяющие характеризовать направления развития композиционно-графических моделей и дизайна местной периодической печати, в частности, газет.

Хронологические рамки исследования ограничены постсоветским периодом.

Теоретическая и методологическая база исследования. В работе автор основывался на общенаучных методах (индукция и дедукция) и принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа. Кроме того, использовались описательный, сравнительный и сопоставительный методы исследования. Описательному методу исследования подверглись научные работы в области журналистики, а также местные периодические печатные издания, что дало возможность подробно их анализировать; сравнительный метод применен при исследовании различных СМИ региона с точки зрения их развития в прошлом и настоящем; сопоставительный метод позволил исследовать различия и сходства между графическими моделями и дизайном газет.

Степень научной разработанности темы определяется в зависимости от обращения к конкретной области знания. Автором выполнен системный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей теории и практики журналистики. Внимание было уделено трудам ученых, исследующих современное состояние СМИ в зависимости от спроса и предложения на рынке информационных услуг, что позволило сделать выводы о возрастающем уровне читательского интереса к дизайну газет; работам по типологии СМИ, что дало возможность назвать дизайн одним из типоформирующих признаков и в дальнейшем создать свою классификацию типов дизайна; о дизайне, что помогло выявить развитие КГМ и охарактеризовать все ее компоненты. Базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых - теоретиков и практиков журналистики. Исследуя состояние средств массовой информации, автор прибег к изучению трудов следующих ученых: Е.Л. Вартановой, А.А. Грабельникова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова. Также были рассмотрены исследования А.А. Золотухина, А.Р. Таирова, А.В. Виннийчук и Е.С. Радионцевой. В работе над второй частью первой главы, посвященной применению типологических исследований в системе российских СМИ, были использованы труды таких исследователей, как А.И. Акопова и А.Г. Бочарова. Были изучены работы Л.Л. Реснянской, М.В. Шкондина, И.Д. Фомичева, Е.А. Корнилова, А.И. Станько. В работе над частью первой главы, посвященной композиционно-графической модели и дизайну СМИ, были исследованы труды родоначальников композиционно-графических моделей газет П.М. Керженцева, С.Н. Срединского, И.Н. Табашникова, А.П. Деева. Значительный интерес для работы над второй главой представляли труды Г.М. Барышникова, С.Л. Васильева, С.И. Галкина, С.Б. Головко, С.М. Гуревича, А.П. Киселева, Н.П. Кравченко, Л.М. Нырковой, Л.А. Мутовкина, А.С. Самолетова, В.В. Скоробогатько и В.В. Тулупова. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды М. Гарсиа, М. Картер, К. Фроста и Т. Хэроуэрра.

Особо хочется сказать о трудах профессора В.В. Тулупова. Исследуя дизайн как типологический признак и особый вид проектной деятельности, на основе типологизации печатных изданий автор выдвигает идею газетного моделирования. В данной работе автор подтверждает мысли В.В. Тулупова о прямой связи типологии и полиграфического дизайна.

Но нельзя не отметить, что теория не всегда поспевает за практикой. Современные технические средства, доступность качественной бумаги, новые полиграфические технологии, опыт зарубежных изданий – все это используется и внедряется молниеносно. В результате изучение дизайна сильно отстает от его развития, отсутствует элемент его прогнозирования.

Одним из основных показателей, применимых к прогнозированию определенных процессов, считается тенденция как некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту и прослеживаемая с момента начала анализа, на всем ее протяжении и в подводимых на его основании итогах. Применительно к функциям СМИ, и, в первую очередь, печатных, это понятие актуализировалось в связи с дискуссией о скорой «кончине» печатных изданий и полной заменой их электронными СМИ. Данная дискуссия в последнее время возникает регулярно и отражается в трудах ученых и многочисленных публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Типология российской периодической печати – развивающийся процесс. В связи с возрастающей потребностью целевой аудитории в визуальном восприятии информационной составляющей печатного издания, дизайн газет перестает быть второстепенным типологическим признаком и переходит в разряд первостепенных.

2. Типологический анализ периодических изданий на основе композиционно-графической модели – обязательное и важное условие для осуществления грамотной редакционной политики. Этап композиционно-графического моделирования, с помощью которого выявляются различные типообразующие признаки, способствует созданию конкурентоспособного продукта и особого стиля издания, который является важнейшим элементом маркетинговых усилий редакции.

3. Композиционно-графические модели изданий имеют значительные различия и зависят от целевой аудитории СМИ, появляются новые типы дизайна, предполагающие другие варианты КГМ и ее компонентов. На первый план выступает иллюстративность, возникает необходимость в сравнении ее интенсивности.

4. На развитие периодических изданий Краснодарского края влияют появляющиеся новые типы дизайна. Соответствие этим типам дизайна определяет общую успешность издания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в определение места композиционно-графических моделей и дизайна газет в типологической структуре СМИ; в определение методики исследования дизайна газет; в создание новой классификации типов дизайна периодических печатных изданий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты и выводы могут быть использованы как в процессе анализа существующих периодических изданий на соответствие требованиям спроса на информационном рынке, так и при исследованиях, связанных с созданием новых издательских проектов и модернизацией уже существующих, с разработкой композиционно-графических моделей газет, учитывающих типологические особенности конкретных изданий. Понятия и классификация, введенные автором и апробированные на печатной периодике Краснодарского края, позволяют исключить возможные ошибки и недочеты в процессе создания эффективной композиционно-графической модели издания.

Результаты диссертационного исследования могут быть полезны не только ученым-теоретикам в области массовых коммуникаций, но и практикам: журналистам, редакторам, газетным и журнальным дизайнерам, а также студентам, обучающимся по направлениям «Журналистика» и «Издательское дело».

Результаты исследования могут быть использованы для разработки общих образовательных программ по указанным направлениям и инновационных учебно-методических курсов, призванных осуществлять на качественном современном уровне подготовку специалистов нового поколения в сфере массовой информации.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научных конференциях: «СМИ в национальном и глобальном пространстве» (Краснодар, 2012 г.), «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 2012, 2013 г.), «Стратегии социально-экономического развития рекреационных территорий» (Анапа, 2012, 2013 г.). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий Кубанского государственного университета. Идеи и материалы, изложенные в диссертационном исследовании, также применялись в практической деятельности автора в качестве технического редактора газеты «Кубанский университет» и работе в других редакциях газет Краснодарского края.

Промежуточные результаты исследования отражены в 12 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Результаты диссертационного исследования уже используются в учебном процессе в качестве материалов дисциплин «Технология производства печатных и электронных средств информации» и «Цифровая допечатная подготовка издательской продукции».

Структура работы обусловлена целями и задачами, а также материалом исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения. В первой части первой главы автор дает обзор существующей на сегодняшний день системы типологии СМИ. Вторая часть посвящена исследованиям композиционно-графической модели как составляющей дизайна издания. Здесь автор показывает влияние развития общества на структуру СМИ, на их типологические параметры в общем, и на дизайн в частности, на становление его как одного из типообразующих факторов.

Вторая глава посвящена исследованиям таких составляющих КГМ как размерные характеристики, шрифт, иллюстрации, заголовочный комплекс, цвет, графические элементы и верстка. Во второй части второй главы автор выявляет тенденции развития современного дизайна газет и предлагает свою классификацию новых типов дизайна. В третьей части к газетам, выходящим в Краснодарском крае, применяется предложенная автором методика оценки дизайна периодических изданий. Определяются связи и взаимовлияние компонентов КГМ. Изучена общая картина дизайна местных газет. Для сравнения и оценки иллюстративной составляющей изданий введено понятие коэффициент иллюстративности.

Список использованных источников включает 141 наименование. В работе имеются 3 приложения на 43 стр. Общий объем работы с приложениями – 233 стр.

Современное учение о системе российских печатных СМИ

Для того чтобы исследовать графическую модель печатных изданий, первоначально нужно определить, что представляют собой сегодня современные газеты. С чем придется столкнуться исследователю и что классифицировать в дальнейшем на основании определенных признаков? Новые типы изданий появляются вместе с изменениями в общественной жизни, с новыми информационными технологиями, с открытостью российского общества. «Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях» . «Читательские интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати» . В структуре периодики утвердились самые разнообразные издания для всех слоев населения с делением по политическим пристрастиям, интересу, полу и т.д.

Особенности типологической системы российских СМИ. Сейчас все современные медиасистемы испытывают комплекс определенных проблем. Система российских медиа демонстрирует то же. Поэтому рассмотрение их в глобальном контексте дает возможность проследить тенденции развития отечественных СМИ с учетом национальных особенностей в социально-экономической сфере, прогресса информационно-коммуникационных технологий, особенностей нашей истории, традиций, культуры, идеологии и менталитета. «За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика в отличии от американской газетной фактографичности» . «Не только российские журналисты, но, что особенно важно, и российские читатели настроены на такую журналистику, где важен не столько “голый факт”, сколько его оценка» .

В типологической системе российских СМИ имеются и другие существенные отличия от западной прессы. Это большой типологический отряд государственных или подконтрольных государству СМИ, принадлежность многочисленных СМИ бизнес-структурам, для которых издательский бизнес не является основным. Другим существенным отличием российских СМИ от западных является наличие большого типологического отряда специализированных газет. В системе современной российской прессы роль и значение специализированной изданий повышается. Но есть и общие тенденции, объединяющий развитие СМИ в разных странах. К ним относят: - уменьшение количества читателей газет, по сути пресса вернулась к своей первоначальной функции - сообщать о событиях и анализировать их только для интеллектуалов и элиты (высокопрофессиональных менеджеров и предпринимателей, политиков, принимающих решения); - перемещение читательских предпочтений с общенационального на местный уровень. Две трети от общего числа российских периодических изданий и от совокупного тиража занимают региональные и местные издания; - появление и стремительное развитие региональных моделей столичных газет для завоевания информационных и рекламных рынков в регионах; - развитие бесплатных информационно-рекламных газет привело к повышению процента неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы; - сокращение периодичности малотиражных местных газет за счет неежедневного чтения. Это дало толчок развитию еженедельной периодики. Проявление этих тенденций стало важнейшей характеристикой современного газетного рынка России. Появилось новое деление прессы: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной. Это связано с изменением социального статуса некоторых групп в обществе. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: последняя тенденция - некоторое упрощение элитарных газет. Действительно, одним из основных показателей, применимых к прогнозированию определенных процессов считается тенденция. Тенденция - возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении . В более широком, прикладном смысле тенденция - это некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту, которая прослеживается с момента начала анализа, на всем протяжении и в подводимых на его основании итогах, и, исходя из наблюдаемого, наиболее вероятно будет иметь в дальнейшем прогнозируемое развитие и предугадываемые вариации.

Применительно к функциям СМИ, и, в первую очередь, печатных, это понятие актуализировалось в связи с дискуссией о скорой «кончине» печатных изданий и полной заменой их электронными СМИ. Данная дискуссия в последнее время возникает регулярно и отражается в трудах ученых и многочисленных публикациях. Мы подразумеваем под тенденциями развития СМИ те новые информационные технологии (контент, композиционно-графическая модель, новые варианты дизайна), которые используются печатными СМИ, чтобы остаться на информационном рынке страны и быть конкурентоспособными с радио- и телевизионными СМИ. Дифференциация современных изданий. Подчеркивая закономерность типологических модификаций, Е.А. Корнилов отмечает, что «дифференциация изданий – это их практическая специализация и обособление по тем или иным признакам, лежащим в основе природы печати» . Многие исследователи выделяют специализированную прессу в отдельный вид периодики. Определяющими для этого вида прессы являются, по мнению ученых, два параметра: специализация по проблемно-тематической направленности и ориентация на определенную потенциальную аудиторию. К уже ранее существовавшим типам специализированных газет добавились большие отряды деловой, рекламной, аграрной, экологической, религиозной, женской, детской и другой газетной периодики. И этому есть свои причины: - специализированные издания из прошлого в большинстве своем остались верны своей тематике. - в регионах, в связи с переходом от вертикальной к горизонтальной структуре прессы, стали появляться свои специализированные издания по образу центральных - местные издания в погоне за читателем ищут и находят новые специализированные рынки сбыта, объединяя их по признакам: пол, возраст, интерес, проблема, хобби. Этот процесс характерен для городских изданий административных центров. Издатели и редакторы специализированных газет хотят расширить тематику, стать более универсальными, ведь это позволит привлечь рекламодателей и увеличить тираж. При этом, нельзя не учитывать то, что газетный вид специализированной прессы значительно дешевле журнального. Особое значение это приобретает при невысокой платежеспособности населения.

Композиционно-графическая модель как составляющая дизайна печатного СМИ и как типологическая характеристика периодического издания

Применение типологических исследований в системе российских СМИ. Для того чтобы глубже исследовать развитие СМИ, многие ученые обращаются к типологии. И действительно, развитие системы периодической печати в России связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, моделированием назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления.

В печати единицей типологического исследования является периодическое издание, а в целом - средство массовой информации. Правильное определение типологии - это правильное позиционирование издания на рынке СМИ. Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории СМИ; его предметно-тематическая направленность; целевое назначение; время выхода; периодичность и др. Типологические исследования нацелены на выявление следующих параметров: - общественных потребностей в информации и периодике; - изучение социально-исторического развития типов и видов изданий, их трансформации, исчезновения и возникновения новых; - на составление классификаций по различным признакам (в первую очередь - по целевому назначению); - на составление типологических характеристик видов и типов изданий по типологическим признакам; - на построение генеалогического дерева типов по состоянию на конец изучаемого периода. Тип издания проявляет свои системные свойства только при достаточно большом количественном и разнохарактерном массиве периодики. «Под типом печатного периодического издания обычно понимают совокупность его характеристик, которыми оно отличается от других изданий. Этот тип включает характеристики как содержания издания, тематики его публикаций, так и его дизайна, внешнего лица» .

На современном этапе внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это объясняется развитием структуры СМИ, использованием типологии в маркетинговых исследованиях. Без типологического анализа невозможно в принципе создание эффективной модели, а затем и выпуск издания. К задачам типологии относится и возможность издания занять свое место в системе СМИ, она способствует здоровой конкуренции, дает понять и занять СМИ в географическом, информационном, экономическом, социальном пространстве свое место. Типология определяет взаимоотношение с политическими, экономическими структурами, с читателями, слушателями, зрителями. Типология создает условия для реализации информационной политики и для выбора приемов общения с аудиторией. Все это способствует правильному взаимодействию с рекламодателями, построению рекламной политики СМИ. Без этого невозможно объединение интересов средств массовой информации и потребностей аудитории, связанной с покупательной способностью читателей. Верные типологические параметры гарантируют изданию возможность оставаться на рынке СМИ. Для того, чтобы найти общий язык с читателем, необходимо типологически подойти к этому вопросу. Вовремя проведенное типологическое исследование позволяет сформировать рабочий журналистский коллектив, иметь возможность длительного планирования и выполнения этих планов, построить в целом работу редакции так, чтобы удовлетворить аудиторию, на которую рассчитано издание.

Типологическая концепция СМИ регламентирует работу издания, связь с аудиторией, определяет общий курс развития СМИ. Верное определение типологической ниши и дальнейший путь развития издания не позволяют превратиться центральному изданию в подобие районки, а сугубо местному изданию пытаться заявлять о себе в совсем других «весовых категориях». Правильный типологический выбор дает возможность изданию оставаться на рынке, наиболее эффективно, экономически целесообразно и интересно для читателя выполнять свою функцию. Классификация – первое условие при построении типологии, в том числе и в журналистике. Б.И. Есин писал: «Четкая классификация - залог успешной типологической характеристики» . Огромное количество средств массовой информации требуется систематизировать, применив простые и понятные критерии, чтобы оценить положение объекта в признаковом пространстве. В журналистике вопросы типологии и классификации исследуют давно. Е.А. Корнилов отмечает: «Важно отметить, что именно типологический подход, который является во многом подходом деидеологизированным, пережил реформы, переход российского общества из одной формации в другую, происшедший в 90-х годах. Это произошло вследствие того, что в основу типологического подхода положены не идеологические принципы и критерии, а критерии, связанные с существом, с имманентным состоянием, имманентными категориями журналистики» . Ученые, исследовавшие журналистику, много внимания уделили этой проблеме. «В 1980-х гг. благодаря ученым Ростовского университета (Е.А. Корнилов, А.И. Станько, А.И. Акопов), стало складываться еще одно направление исследований в области истории журналистики, посвященное развитию теоретических представлений о самой журналистике, о методологии и методах ее изучения, типологии изданий» . Б.И. Есин, утверждал: «Типологическая характеристика помогает лучше оценить и понять особенности не только исследуемых типов, их роль в общественно-политической жизни, но и особенности других отрядов печати, их обусловленность друг другом. Она много дает для понимания общих процессов в развитии национальной печати как таковой, вскрывает внутренние закономерности ее развития на разных уровнях» . В конце XIX - начале ХХ в. один из первых ученых-типологов печати Н.М. Лисовский делил всю прессу на основе ее содержания и типа информации, в ней размещенного. Всю отечественную периодику составляли три группы: 1) издания политические, общественные и литературные; 2) издания официальные, правительственные, городские, земские, частные листки объявлений; 3) издания научные и специальные. При этом ученый указывал, что его схема «может быть отнесена к категории научно-практической, наиболее всего применимой при классификации журналов и газет, ввиду крайнего разнообразия их содержания» .

О типологии периодических изданий в советские времена емко сказал А.И. Акопов: «Самым распространенным и естественным было деление по административно-территориальному признаку (всесоюзные, республиканские, областные, городские, районные газеты). Универсальность такой классификации обеспечивалась тем, что она наряду с территориальным делением, одновременно учитывала иерархию издателей – партийных и советских органов всех уровней» .

Советские газеты различались и по содержанию - общеполитические, отраслевые и специализированные издания. На Западе также существовала классификация, в которой выделялись пять характеристик: география издания и тираж распространения, периодичность, время выхода, степень отражения действительности и социальная роль. Последний пункт данной классификации и отличал зарубежную прессу от советской. В советской типологии критерий социального предназначения отсутствовал. Не было и деления изданий на популярные и элитарные. В современной России типология средств массовой информации дополнилась еще и классификацией по типу учредителя и по цели, которой ставит перед собой издание (развлекательное, рекламное и др.).

Анализируя ситуацию, В.В. Тулупов подметил: «Изменилась социально-экономическая ситуация - меняется и значение типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение… Все больше становится изданий региональных, всероссийских и даже международных, выходящих в краевых, областных центрах. Расширение сферы распространения, сферы влияния, естественно, отражается на внутренней структуре газет и журналов - еще одном типологическом признаке» .

Современные тенденции развития композиционно-графических моделей газет

Для того чтобы этот процесс прошел удачно и в кратчайшее время, требуется макет. Конечно, в современных редакциях не встретить ответственных секретарей, которые, просчитывая до строчки каждый материал и замеряя до доли квадрата иллюстрации, рисуют на листах макеты будущих полос. Да в этом уже нет необходимости, так как современная техника и технологии позволяют с легкостью справляться с подгонкой статей и размещением иллюстраций. Но как таковой процесс макетирования все равно происходит: кто-то набрасывает приблизительный макет на клочке бумаге, кто-то представляет его в своей голове, кто-то планирует на компьютере, другие пользуются кем-то ранее нарисованной заготовкой или своими особо удачными шаблонами. В любом случае начинать заниматься версткой лучше на бумаге, чтоб после без труда переносить работу в компьютер, чем, не имея четкого представления о предмете, бесконечное количество раз пытаться угадать, переставляя местами элементы полосы на экране. С макетом, несомненно, экономится время. Учиться рисовать макет можно путем тренировок над уже сверстанными страницами. Обычно макет делается меньшей величины, но пропорции сторон полосы сохраняются. В каждой редакции могут быть свои отдельные требования к рисованию макетов, но он должен быть максимально понятным всем.

Для макетирования на бумаге применяют листы-макеты, разделенные вертикальные линиями, соответствующими числу колонок, и горизонтальными, определяющими количество газетных строк. Размеры этих листов соответствуют газетной полосе. На таком графическом макете можно очень подробно изобразить будущую страницу так, что потом ее исполнение не вызовет каких-либо вопросов или ошибок – каждый элемент уже стоит на своем месте.

Ранее уже подробно говорилось о каждом элементе полосы, кроме текста как модуля (речь велась о его символьном воплощении – шрифте). При верстке мы пользуемся текстовым блоком – модулем, который имеет определенную форму. Самая безопасная и беспроигрышная форма – прямоугольник. Вертикальный, горизонтальный или квадрат, состоящий из одной или нескольких колонок – в любых вариантах он будет наиболее аккуратным и приемлемым. Поэтому в первую очередь будут рассматриваться такие варианты верстки

Хуже по читабельности изогнутый текстовой модуль в форме буквы U. В этом случае читателю трудно перейти глазами к верху правой колонки. Зато такой вариант позволяет разбавить серый текст фотографией. Все остальные случаи представляют собой, так называемый «сапог» в различных вариациях.

Текст, обтекающий фото сверху, в форме латинской буквы L выглядит читабельным и вполне аккуратным. А вот перевернутая L – рискованный вариант. Так как может слиться с верхней статьей. Да и вообще у читателя часто возникает желание начать чтение со второй колонки.

Блок, похожий на букву Г, и его перевернутый вариант, часто неизбежны, когда требуется «обтечь» рекламу. Но этим они и опасны, так как вся статья может показаться рекламной.

Никогда не заставляйте читателя перескакивать глазами с одной колонки текста через иллюстрацию. Нельзя разбивать текст статьи иллюстрацией размером с колонку, как в бутерброде. А также нельзя их беспорядочно разбрасывать, заставляя текст скакать и изгибаться. Верстка бывает вертикальной и горизонтальной. При вертикальной - заголовок стоит вверху, а текст под ним спускается вниз до конца. При горизонтальной – текст располагается колонками, а заголовок обычно их накрывает. Кто-то считает вертикальную верстку более динамичной, а кто-то предпочитает использовать горизонтальную, утверждая, что длинные колонки выглядят скучно и серо. Правда, наверное, заключается в их правильном сочетании с учетом основных законов ритма и композиции. Ключевым моментом становится выбор вариант оформления материала с участием иллюстрации: - статья без иллюстраций - статья с портретным снимком - статья с большой фотографией - статья с двумя фото. Если статья без иллюстрации, то мы размещаем всего два элемента относительно друг друга. Сначала определим как - горизонтально или вертикально - их расположим. Вертикальная статья будет смотреться очень аккуратно, привлекательно и ее удобнее читать, следя взглядом от заголовка вниз. Но важно не переборщить и не делать такими все статьи на полосе. Заголовок расположить можно только вертикально над текстом. Нельзя использовать вертикальную верстку, если публикация большого объема, иначе это утомит читателя. Отсюда правило: чем длиннее текст, тем меньше оснований у дизайнера делать его верстку вертикальной. Горизонтальная форма создаст иллюзию, что текст короче, чем есть на самом деле. Поэтому ее стоит предпочесть для объемных материалов. Важно правильно определить высоту колонок. Наиболее органичными кажутся колонки высотой 10 - 20 см. Эта верстка предлагает несколько вариантов формы заголовка: - заголовок-шапка, накрывает всю статью, - накрывает первые несколько колонок слева, - занимает первую левую колонку и может быть выровнен по ширине, по правому или левому краю, текст размещен справа.

Первый вариант заголовка беспроигрышный, подходит для оформления новостей. Два других варианта применять рискованно, но они подойдут для оформления особого материала. Какой бы ни была форма статьи, надо стараться сделать ее прямоугольной. Далее рассмотрим верстку с фотографиями, и относительно друг друга придется размещать уже несколько элементов. Комментарий к фото обычно располагается под ним. При размещении иллюстрации, заголовка и текста следует придерживаться следующих правил: - иллюстрации не должны прерывать течение текста; - заголовок должен касаться начала текста; - иллюстрации желательно не располагать под текстом. Поэтому необходимо стараться при обсуждении различных вариантов верстки избегать этих неудачных сочетаний.

Статья с портретным снимком – частое явление на страницах газет. Фото берет на себя внимание читателя, поэтому, в первую очередь, важно его правильно кадрировать. Шириной оно обычно занимает одну колонку, а высотой – в полтора-два раза больше. Под снимком располагается подпись, обычно в две строки: первая - имя, вторая – информация об изображенном человеке, возможно, его должность или что-то еще. Комментарий к снимку в основном располагают сразу под ним.

При вертикальной верстке далее следует заголовок и текст. Другой вариант в этом случае будет неудачным. Если прервать текст фотографией, читатель может подумать, что дальше идет уже другой материал. В случае фото под текстом кажется, что это также другая статья или же реклама, если материал располагается в самом низу полосы.

Анализ композиционно-графических моделей изданий (на примере газет Краснодарского края)

Каждая газета – это воплощение творческой деятельности некоторого количества редакционных работников. Каждое издание служит своим целям и задачам и создается для своей аудитории. Обо всем многообразии представленных на современном рынке СМИ изданий было заявлено в первой главе диссертационной работы. Каждая газета индивидуальна, индивидуален и ее дизайн. Но разные издания довольно сложно сравнивать между собой. А это необходимо, так как дизайн в современном мире становится основным типологическим признаком газет и требует пристального внимания и изучения. Возрастающее значение визуальной составляющей изданий заставляет сегодня газеты, также как и другие СМИ, не только описывать новости, но и показывать их.

Творческий процесс имеет громадное значение в процессе создания газеты, а на этапе верстки даже один и тот же штатный дизайнер сегодня и завтра может найти разные решения для верстки одних и тех же материалов. При этом уровень восприятия газеты читателем может быть равнозначным. Что же говорить обо всей редакции газеты, где может работать много сотрудников? Регулирующим элементом творческого процесса служит композиционно-графическая модель, которая помогает наладить единый стиль, сделать газету узнаваемой для читателя, а работу над ней понятной и успешной для всей редакции. Уже было подмечено выше, что чем крупнее издание, тем жестче становится КГМ, и с большей интенсивностью идет процесс унификации в работе над изданием. Кроме того, существуют и появляются определенные дизайнерские закономерности, по которым создаются газеты, подтверждающие развитие газетного дизайна. Они и современные тенденции в развитии дизайна газет определены в первой и второй частях этой главы. Учитывая все это, нами был составлен достаточно обширный план исследований, результаты которого позволяет наиболее объективно оценить графический дизайн издания. Именно по нему будет проведен анализ вариантов дизайна газет Краснодарского края, будут выявлены их достоинства и недостатки, особенности применения и тенденции развития, что впервые позволит сложиться общей картине состояния современного газетного дизайна в периодических изданиях, выходящих в Краснодарском крае, выявить проблемы, возникающие в работе редакций по тематике исследования и предложить специалистам возможные их решения.

План исследований графических моделей краевых газет на основе методологической базы для оценки дизайна изданий. Внешний вид газеты зависит от двух составляющих: потребностей читательской аудитории и стратегии редакции в удовлетворении оных. Именно это создает стиль и колорит газеты, ориентированные на читателя. Ведь стиль и характер газеты должны быть совместимы с особенностями публики, которой она адресована. Стиль газеты может быть исследован по следующим критериям: 1. Позволяет ли внешний вид издания определить целевую аудиторию газеты? 2. Совпадает ли образ издания с целеустремлениями редакции газеты? 3. Есть ли ощущение стиля газеты? 4. Видна ли социальная составляющая, определяющая читателя издания? 5. Какие чувства возникают при знакомстве с газетой? 6. Есть ли лицо у газеты? Чтобы выделить колорит издания, необходимо обратить внимание на следующие замечания: 1. Читателю хорошо известны постоянные авторы. 2. Логотип издания уникален. 3. Редакция не боится экспериментировать на полосах. 4. Редакция стремится всеми силами наладить обратную связь с читателем в каждом номере. Интерактивность достигается за счет того, что: 1. В издании присутствуют интерактивные публикаций: конкурсы от редакции, советы специалистов, тесты. 2. В газете печатаются афиши культурных событий, расписание спортивных состязания. 3. Выходные данные издания содержат координаты основных сотрудников газеты (интернет, телефон, эл. почта). 4. Читатель может узнать в редакции некоторую информацию. 5. Редакция устраивает конкурсы с призами для читателей и подписчиков издания Навигация может реализовываться за счет следующих элементов: 1. Все части заголовочного комплекса используются для навигации. 2. Перечень публикаций газеты размещается на видном месте из номера в номер 3. Концовки статей с переносом не теряются. 4. Для удобства навигации в газете применяются цвет, шрифтовые решения, графические элементы. Навигация оценивается по следующим параметрам: 1. Быстро ли в газете можно найти информацию? 2. Организована ли информация? 3. Комфортно ли читать газету? 4. Связаны ли заголовки, текст и иллюстрации? Вышеизложенные приемы приводят нас к необходимости оценить такие элементы дизайна газеты как заголовочный комплекс, шрифты, цвет, графические элементы. Они также являются составляющими стиля газеты, влияют на ее композицию и колорит. Композиция оценивается по следующим критериям: 1. Наличие на полосе явно выделяющегося главного элемента. 2. Соблюдение баланса на полосах. 3. Наличие разделительных, соединительных и выделительных элементов (рамки, линейки, подложки, белое пространство) и их применение. 4. Отсутствие на полосах графического мусора.

Отдельно хочется выделить иллюстрации в связи с возрастающей долей иллюстративной составляющей в газетах. Сегодня они становятся основой верстки газеты, с опорой на них строится композиция издания, они являются выражением колорита. Стоит проанализировать и текст газеты не только с точки зрения шрифта или содержания, а его формы, выделений, размерных характеристик. Далее даны вопросы, которые помогут оценить все элементы дизайна. Заголовочный комплекс. 1. Каким образом подается и сегментируется информация? 2. Элементы оформления помогают читателю в поиске информации? 3. Заголовки выполняют свою функцию по привлечению читателя к прочтению материала? 4. Какие схемы построения заголовочных комплексов используются в издании? 5. Насколько часто используются врезки и насколько эффективно их применение? 6. Каким образом в газете организована навигация с использованием заголовочного комплекса? 7. Рубрики и логотипы выполняют возложенные на них функции? Шрифты. 1. Используются ли те или иные шрифты в газете постоянно? 2. Есть ли необходимость в использовании различных текстовых и заголовочных шрифтов? 3. Удобен ли в чтении основной шрифт газеты? 4. Нет ли отвлекающих моментов в процессе чтения? 5. Каковы ширина колонок основного текста, интерлиньяж, межколонник, и как они влияют на удобочитаемость? 6. Какие особенности присутствуют в шрифтах с точки зрения удобочитаемости, эстетичности и экономичности? 7. Какие гарнитуры применяются для оформления основного текста газеты? 8. Какие гарнитуры используются для заголовков? 9. Какие гарнитуры участвуют в создании единого комплекса оформления заголовков, дополняя и контрастируя друг с другом? 10. Соблюдено ли соотношение между площадью текстового блока и кеглем заголовка? 11. Какой кегль шрифта применяется для основного текста и для набора заголовков? Цвет. 1. Присутствует ли цвет в фотографиях и правильно ли он сбалансирован? 2. Эффективно ли применение цвета в фотографиях и в графических элементах? 3. Используется ли цвет для навигации? 4. Какие сочетания цветов используются? 5. Стал ли цвет частью стиля издания? Графические элементы. 1. Какова величина пробелов? 2. Какие есть варианты использования разделительных, соединительных и выделительных элементов (рамки, линейки, подложки)? Работа с текстом. 1. Какова ширина колонок в газете и оптимальна ли она? 2. Есть ли случаи использования колонок иного формата? 3. Каковы параметры основного текста (абзацы, пробелы, переносы в тексте)? 4. Используется ли иная выключка строк? 5. Какие есть выделения в тексте? 6. Какие виды текстовых блоков есть в газете? Иллюстрации. 1. Каковы основные функции иллюстрации в издании? 2. Какие фотожанры применяются в газете? 3. Какие форматы иллюстраций используются в газете? 4. Какова активность фотоиллюстраций? 5. Помогают ли иллюстрации понять содержание текстов? 6. Какие герои появляются на снимках и как они соотносятся с аудиторией издания? 7. Нет ли нарушения этических норм в иллюстрациях? 8. Применяется ли к фотографиям специальные эффекты? 9. Насколько правильно они расположены? 10. Удачна ли композиция? 11. Насколько изображение четкое, ясное и резкое? 12. Сбалансирован ли цвет на фотографиях? 13. Достаточно ли иллюстрировано издание? 14. Собственные ли это фотографии? 15. Используются ли документальные снимки? 16. Использует ли редакция монтаж снимков, их обтекание текстом и наложение? 17. Функциональны ли подписи к снимкам? 18. Каково расположение фотоиллюстраций на газетной полосе? 19. Используются ли рисунки и коллажи? 20. Используются ли фоторепортажи и насколько они эффектны? 21. Используются ли элементы инфографики и насколько они воздействуют на восприятие материала? Критерии оценки КГМ. 1. Какая модель первой полосы используется? 2. Используется ли объединение статей в модульные блоки? 3. Как сочетаются в газете текст и иллюстрации? 4. Есть ли совместное размещение информационных и аналитических материалов? 5. На страницах присутствуют рубрики? 6. Поиск окончания статей с переносом не вызывает затруднений? 7. Тематические страницы действительно интересны и актуальны? 8. Иллюстрации и графики выделяются на полосах? 9. Тематические страницы отличны от обычных? 10. Верстка разворотов специфична? 11. Рекламные материалы обращают на себя внимание? 12. Реклама оформлена качественно? 13. Читатель будет ждать очередной номер газеты?

Похожие диссертации на Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий (на примере газет Краснодарского края)