Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Гендерные стереотипы в традиционном обществе и современная тендерная ситуация в СМИ Республики Таджикистан 20
1.1. Понятие тендера и тендерных стереотипов 20
1.2. Гендерные реалии, стереотипы и СМИ в современном Таджикистане (общая характеристика) 48
ГЛАВА 2 Проблемы тендера и гендерные стереотипы в современной прессе Таджикистана 76
2.1. Тендерная тематика и её стереотипность в официальной и специальной женской прессе 76
2.2. Независимая пресса и гендерные стереотипы в ней... 95
2.3. «Крупный план» и его тендерный аспект 127
ГЛАВА 3. Ислам, традиции и гендерные стереотипы в освещении СМИ Таджикистана 139
3.1. Тендер в исламе и современном Таджикистане 139
3.2. Гендерные стереотипы и проблема насилия 177
ГЛАВА 4 Вклад прессы общественных объединений в тендерную гармонизацию общества 218
4.1 Неправительственные общественные организации в суверенном Таджикистане (общая характеристика)... 218
4.2. Пресса НПО и её влияние на тендерную гармонизацию современного таджикского общества 238
Заключение 254
Библиографический список использованной литературы 259
- Понятие тендера и тендерных стереотипов
- Тендерная тематика и её стереотипность в официальной и специальной женской прессе
- Тендер в исламе и современном Таджикистане
- Неправительственные общественные организации в суверенном Таджикистане (общая характеристика)...
Введение к работе
Средства массовой информации являются важным инструментом и формировании социальных стереотипов в сознании масс. XXI век - это время, когда мировое сообщество декларирует равноправие женщины с мужчиной, её равные с ним социальные возможности. Однако идея тендерной гармонизации в странах -различным укладом жизни воспринимается по-разному. Равноправие женщин с мужчинами во многих странах провозглашается законами и осуществляется властями. Таджикистан в этом не исключение. В Республике Таджикистан кроме конституционных законов принята государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республики Таджикистан на 2001-2010 годы».
Однако любая программа социального развития при своей реализации сталкивается с сопротивлением реалий, на модернизацию и реформирование которых она направлена. И прежде всего она сталкивается с консервативными, отживающими свой век традициями и социальными, к том числе и тендерными, стереотипами.
В корректировке тендерных стереотипов, в их объективной критике и пересмотрела значит и в ослаблении их влияния могут сыграть очень важную роль средства массовой информации (СМИ). Равно как и при иных установках, или по незнанию, или в погоне за популярностью СМИ могут консервативные тендерные стереотипы укреплять, тиражируя их, и даже культивировать, навязывая их своей многочисленной и широко рассредоточенной аудитории.
Даже при отсутствии у журналиста умысла культивации тех или пиыч тендерных стереотипов он сам отнюдь не свободен от них. В каждой публикации, будь то информационный, или развлекательный материал, или реклама, проглядывает тендер как сложившаяся и устоявшаяся в обществе
система социальных отношений между мужским и женским полами, самых глубинных социальных отношений.
В СМИ гендерные отношения, даже не являясь предметом публикации, могут проявляться в очень многом: от содержания публикации и разного рода смысловых акцентов до лингвостилистнческих средств оформлении.
Гендерные отношения могут проявляться даже в самой язьїковоіі системе, в
тех его гранях, которые составляют его эпистему, сквозь которую мы
воспринимаем мир. Своего рода «неравноправие» женщин с мужчиной словно
навеки закреплено в языке'в разного рода асимметрии лексических средств и
грамматических форм. Например, в таджикском языке есть самые разные
формы уважительности. Среди них такие притяжательные формы
множественного числа в. приложении к одному уважаемому лицу, как
«падарашон» (его отец), «китобашон» (его книга). Но такие формы
уважительности почти не используются в значении «её отец», «её книга».
»
Или, для сравнения, в русском языке многие грамматические формы мужского рода обозначают и лиц женского пола, например, в таких выражениях, как: «Она опытный педиатр», «Она талантливый архитектор», или в вопросе типа «Кто пришел?» при всей очевидности, что речь идёт о женщине.
Большинство тендерных стереотипов являются дискриминационными по отношению к женщине, особенно в странах исламского мира. Реализация государственной программы по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан предполагает преодоление в общественном сознании этих консервативных, дискриминационных стереотипов, которые связаны с идеей доминирования мужчин в семье и в обществе в целом. Преодоление же реакционных стереотипов предполагает их осмысление, знание их суТи и истоков.
Термины «гендер», «гендерные отношения», «гендерные роли», «гендерное равновесие», «гендерные стереотипы» и др. для пауки и для
общественного сознания Таджикистана являются новыми, пришедшими с Запада и потому ещё не достаточно освоенными.
Со времён конфуцианства, с его понятиями двух основных начал, «янь» и «ин», соотношение полов закладывалось в основу миропонимания. Проблемы соотношения полов составляют значительную часть так называемых культурных прецедентов, иначе, этнических феноменов, которые концептуально могут значительно отстоять от этнических феноменов других народов.
Западные страны уже имеют опыг широкого и энергичного феминистского движения. В бывшем СССР, при всех издержках политической системы, было сделано очень многое для раскрепощения женщин Востока. Современный интерес мирового сообщества к тендерной проблематике - это новый виток в осмыслении социального счатуса, социальных ролей мужчины и женщины, стимулируемый благородным стремлением к тендерному равновесию, к тендерной гармонии.
Научный интерес к тендерной проблематике на постсоветском
пространстве переживает этап становления и утверждения. 1:щё наблюдается противостояние гендерологии с академической наукой, скептически и с недоверием относящейся к новой междисциплинарной науке. Одной из причин этого противостояния является отсутствие научной верификации многих даже базовых концептов гендерологии. Например, явно некорректной является дефиниция тендерных стереотипов, которую мы находим в единственном пока «Словаре тендерных терминов» под редакцией А.А. Денисовой: «Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины»1, автор словарной статьи Н.А. Коноплева.
Гендерология в Республике Таджикистан в отличие от Российской Федерации или, например, Украины и Казахстана, делает ещё только первые шаги. В такой ситуации актуальными являются и работы описательного
1 Словарь гендериых терминов.-М., 2002.-С.62
характера, исследующие тендерную ситуацию в пашен стране, и работы, обобщающие результаты тендерных исследований, и экспериментальные исследования тендерных отношений и тендерных стереотипов, и работы по теоретическому осмыслению результатов тендерных исследований. Актуальность тендерных исследований усугубляется н тем, что в орбиту гендерологии вовлекаются ещё недостаточно исследованные реалии исламской культуры, с её своеобразием тендерных отношений и тендерных стереотипов, реалии исламского сообщества начала XXI века, традиционного в своей основе, но в значительной степени уже модернизированного и потому в отдельных своих проявлениях в части тендерных отношений маргинального. Средства массовой коммуникации (СМК), или средства массовой информации (СМИ), - это не просто проводники необходимой информации, но и агенты социализации' общества, распространители социальных норм и стереотипов. Поэтому анализ тендерных аспектов массовой коммуникации представляется актуальным в первую очередь. Это необходимо как для понимания самой тендерной ситуации в современном, недавно обретшем политический суверенитет Таджикистане, так и для корректировки тендерного содержания и форм его выражения в журналистском дискурсе.
Таким образом, анализ тендерной ситуации в современном Таджикистане и её истоков, анализ тендерных аспектов журналистского дискурса как зеркала этой ситуации представляются остро актуальными как для формирования гендерологии в нашей стране, гак и для решения общественно-политических задач на пути демократизации нашего государства.
Всё это явилось научным посылом в выборе темы диссертационного исследования «Роль СМИ в формировании тендерных стереотипов».
Объектом диссертационного исследования являются тендерные аспекты СМИ современного Таджикистана. Предмет исследования ограничивается выявлением, определением и оценкой тендерных стереотипов в материалах исследования.
Степень изученности предмета исследования. Гендерология как междисциплинарная сфера научных знаний своими корнями уходит в женское освободительное движение, получившие название феминистского движения. Начало движения в защиту прав женщины, начало общественного интереса к женским проблемам датировать и как-то локализовать очень сложно, потому что оно зарождалось в разных странах, в разных условиях, в разных сферах культуры и в разное время.
Литературоведы, например, А.Л. С лектор (Российско-Таджикский славянский университет) считает, что проблема зависимого и потому несправедливого социального положения женщины впервые была поднята в художественной литературе. При этом как первые из самых известных
*
называются польская писательница Элиза Ожешко, норвежский драматург Генрих Ибсен, Ги де Мопассан, Густав Флобер, в России - Н.Т. Чернышевский, А. Островский, Н. Добролюбов ."
Феминистскому движению XX века в общественной жизни предшествовало движение суфражисток конца XIX - начала XX вв., которое до сих пор не получило научного освещения, хотя суфражизм -непосредственный предшественник феминистского движения.
Международное движение женщин в защиту своих экономических, политических, социальных прав не могло не вызвать специальных научных
*
исследований и обобщений. Прежде всего начинается широкое исследование положения женщин в разных странах, исследование правовой стороны социального женского бытия и истоков дискриминации женщин.
В 1948 г. выходит в Печати работа Симоны де Бовуар «Второй пол», которая стала манифестом феминизма. Главный тезис Бовуар: изображение мира, как и сам мир, - это дело мужчин, они описывают его со своей точки зрения, которую они путают с абсолютной. Выводы С. Де Бовуар не лишены
2 Сиектор А.Л.Методология тендерных псследованиП/УНскоторыс аспекты іеилерні.іх іісследоішниіі и Таджикі!стане.-Душанбе,2002, С.8-9
оснований. Достаточно вспомнить знаменитые «три К» Ф. Ницше (кирхе, киндер, кухе), в которых обозначено обычное место женщин в обществе.
Феминистки подвергают оглушительной критике и мифологию, и философские работы, и положение женщин в экономике, политике, в социальных институтах и, конечно, в семье. Они отстаивают идею, что женщина - это не «другой» по отношению к мужчине пол, а социально равноправный с ним.
В начале 70-х годов в университетах США уже проводятся «женские исследования» (Women's studies), которые довольно убедительно показали, что «практически все сферы жизни, все социальные институты, нормы, правила, установки отмечены мужской доминантой и андроцентризмом».(3, с. 95).
Антимужской пафос. феминистских исследований был заслуженно подвергнут научной критике. Но, тем не менее, не будь этих работ, возможно, гендерология сложилась бы намного позднее.
На фоне феминистских исследований постепенно складывается понятие «гендер» в отличие от понятия пола. Сам термин был введён в научный обиход американским психологом Г'обертом Столлером, который пришёл к выводу, что если биологический пол можно поменять хирургическим путём, то психологию пола изменить гораздо труднее, если вообще возможно. Значит, кроме биологического пола, есть, так сказать, пол социально-психологический. Стало очевидным, что различия между мужским и женским имеют не только биологическую, но и социальную природу. Для обозначения пола как социально-психологического феномена был использован термин «гендер», который раньше использовался для обозначения мужских и женских грамматических форм языка.
В разных отраслях современной науки, в политологии, экономике, социологии, философии, психологии, антропологии, лингвистике, литературоведении, культурологии, педагогике, журналистике, исследуется тендерный аспект, что и делает гендерологпю междисциплинарной сферой
научных знаний. На базе - гендерных исследований на стыке разных наук формируются такие новые науки, как тендерная антропология, тендерная психология, тендерная экономика, тендерная история, тендерная лингвистика и др., создаются специальные центры гендерных исследований не только на
Западе, но и на постсоветском пространстве.
Основными понятиями гендерологии стали понятия тендерной системы, тендерной асимметрии, гендерных ролей, гендерных стереотипов, тендерной идентичности. Тендер как социокультурный конструкт - это но сути продуцирование обществом различий в мужских и женских социальных ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках. Психологической основой продуцирования гендерных отношений и общепризнанной тендерной асимметрии являются тендерные стереотипы как один из видов социокультурных национальных феноменов, или культурных этнических прецедентов.
Тендерный стереотип - один из базовых социальных стереотипов. Термин
*
«социальный стереотип» введён в социальную психологию и социологию У. Липпманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и др. групп, относительно представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов массовой культуры.
У. Липпман обосновал влияние уже имеющегося знания о предмете на его восприятие. Это согласуется и с выводами языковедов об эпистемологической функции языка, согласно которым мы воспринимаем окружающий нас мир в значительной степени сквозь язьїковую призму (эпистему).
Теория американского учёного была востребована наукой не только в США, но и в странах- Западной Европы. В связи с активизацией феминистского движения' в 60-70-е годы прошлого века учёными был предпринят ряд фундаментальных исследований социальных стереотипов. С развитием женских, а затем и гендерных исследований в науке складывается
понятие тендерных стереотипов, которое начинает разрабатываться прежде всего в социологии и психологии, а позднее и в философии. Феномен тендерных стереотипов начинает исследоваться на материале мифологии, художественной литературы и публицистики; делаются попытки раскрыть онтологию тендерной стереотипизации.
Стереотипизацию мужского и женского образов ещё в 1957 году исследовали, например, американские учёные Дж. Мак Ки и А. Шерифе. Они одними из первых выявили набор черт, составляющих эти образы. По их наблюдениям, типично мужской образ включает социально не ограниченный стиль поведения, компетенцию и рациональные способности, активность и эффективность. Типично женский образ включает социальные и коммуникативные умения,' теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемииных черт приобретает уже негативную оценочную окраску. Например, типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и др.
Те же авторы пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Сегодня учёные всё акшвнее стараются выявить, насколько стереотипы соответствуют действительности, в какой степени они адекванты. Но самого набора тендерных стереотипов, их достаточного для тендерной идентификации списка пока ещё нет.
Одним из центральных вопросов гендерологии остаётся вопрос об
истоках тендерной асимметрии в пользу маскулинности. Окончательного
ответа на вопрос об истоках тендерной асимметрии в науке еще не найдено.
Источники её, вероятно, разные. Иногда это государственная система,
например в фундаменталистских странах. Истоки тендерной асимметрии
могут быть более глубокими, уходить корнями своими в религию. Например,
Дж. Хантер считает, что на содержание полоролевых стереотипов большое
влияние оказала христианская традиция. Назрела настоятельная
необходимость исследовать влияние исламских канонов на тендерные
стереотипы в странах мусульманского мира. Но чаще всего источник тендерной асимметрии видят в скрытой дискриминации и патриарахатных установках, которые продуцируются на основе тендерных стереотипов.
По оценкам специалистов, в том числе и экспертов ООН, тендерная асимметрия - это источник нестабильности в мире. В настоящее время международные агентства и организации разрабатывают масштабные программы по её преодолению в разных областях жизни.
В советской науке тендерная проблематика стала разрабатываться под
влиянием зарубежных исследований, хотя политика государства,
направленная на защиту женщин и материнства, была уникальной по своим положительным результатам.
Одной из первых публикаций о Социальных стереотипах была статья В.А. Ядова. Затем социальные стереотипы с точки зрения их психологической сущности исследовались B.C. Агеевым (1986). В постперестроечное время анализ зарубежных теорий социальных стереотипов был осуществлён Т.А. Репиной, П.Н. Шихиревым и др.
На этом научном фоне, а также на базе практической деятельности возникших многочисленных неправительственных организаций, фондов и объединений в научный обиход окончательно входит понятие тендерных стереотипов как одна из главных составляющих тендера.
Одна за другой появляются работы, посвященные специально тендерным стереотипам, сначала в России, затем и в других странах на постсоветском пространстве. Исследуются истоки тендерных стереотипов, прежде всего в философии и художественной литературе. 13 связи с этим обращаются к философскому наследию немецкого философа Георга Зиммеля, русских философов В.В. Розанова и Н.А. Бердяева, к воззрениям СМ. Булгакова («Тихие думы», «Свет невечерний») и др. Тендерные стереотипы исследуются на материале художественной литературы, в лингвистическом аспекте (работы А. В. Кириллиной), на материале разных жанров СМИ, исследуется
Ядов В.А. К вопросу о стереотипах в социологии// Фи.юсофскис науки, I960, №2.
влияние гендерных стереотипов на законодательство (работы О.А. Ворониной), широко исследуется тема гендерных стереотипов в образовании. В исследованиях тендерной стереотипизации превалирует исследование стереотипного женского образа: образу женщин посвящено подавляющее большинство и работ исследовательского характера, и журналистских работ. Стереотипному образу женщины посвящены работы О.А. Ворониной4, Н.И. Ажгихиной, А.А. Альчук, С.Н. Барсуковой, О.В. Туркиной и многих других. Особое внимание к женскому образу стимулируется всё ещё самим женским движением. Так, существует международная писательская организация «Женский мир», представительство которой имеется и в Москве, создана Ассоциация журналисток России, существуют и региональные женские организации и объединения.
«
Но проблема гендерных стереотипов все ещё остается во многом не раскрытой, начиная с отсутствия общепризнанной дефиниции тендерного стереотипа и кончая отсутствием самого набора этих стереотипов, отсутствием их корректной таксономии. В подтверждение сказанного можно привести, например, тот факт, что в учебной литературе (учебниках, курсах лекций) специальных разделов, посвященных тендерным стереотипам, нет. Среди таковых, например, фундаментальной курс лекций «Теория и методология гендерных исследований» под редакцией О.А. Ворониной, директора Московского центра гендерных исследований3, или учебное пособие «Введение в теорию тендера», подготовленное Институтом философии и политологии в Казахстане6.
По нашим наблюдениям, тендерные стереотипы исследуются по преимуществу на материале продукции СМИ. В «Словаре гендерных
Теория'и методология гендерных исследований: Ky\w лекций/ Под общ. ред. О.А.Ворониной.-М.: МЦГИ-МВШОН-МФФ,2001
Теория и методология гендерных исследований: К>рс лекций/ Под общ. ред. О.Л.Ворониной.-М.: МЦГИ-МВШЭН-МФФ,200! 6 Введение в теорию тендера: Учебное нособие'.-Ллматы. 1999.
терминов» им отведена специальная статья «Гендерные стереотипы в СМИ», написанная сопредседателем Ассоциации журналисток Надеждой Ажгихиной. В этой статье констатируется преобладание в СМИ двух типов женщин: «Сексуальный объект и счастливая домохозяйка, подруга мужчины». Обозначены и стереотипные «образы ролевых моделей» мужчин: это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на знание супермена во
всём» . Гендерные стереотипы оцениваются как «рецидив несвободного сознания, доставшегося нашей прессе с советских времён, как характерные проявления тендерной цензуры». Ущербность типологии женских и мужских образов, а также смешение причин (гендерные стереотипы) и следствий (гендерная цензура) очевидны.
Гендерные исследования в Республике Таджикистан развиваются по схеме, аналогичной развитию гендерологии в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В постановке и решении тендерной проблематики основной импульс был дан международными организациями и объединениями, различными фондами. Создан Центр тендерных исследований (ЦГИ) таджикского филиала Института «Открытое общество» фонда Содействия, который выпускает журнал «Гендер и общество».
В 2002 была проведена республиканская научно-практическая конференция «Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане», материалы которой опубликованы в специальном сборнике9 .
8 статье Т. Бозриковой обозначена проблематика тендерных ролей и
стереотипов в Таджикистане. Социальному образу таджикской женщины
посвящена статья М. Махмаджановой. Состояние и тенденции
бракоразводных процессов в Согдийской области анализируются в статье М.
Акилова.
При ЦГИ проводятся научные семинары, материалы которых издаются в специальных сборниках. А.А.Спектор отмечает, что социалыю-
7 Словарь тендерных терминов.-М.: Информация-XXI век, 2002.- С.65-66
8 Там же.-С.бб
9 Гендер: традиции и современность/ Под ред. С.Р.Касымовон.-Душанбе, 2005
психологическая сторона тендерных теорий разработана ещё мало и «не совсем профессионально осмысленно»10.
В одном из этих сборников опубликована наша статья, в которой впервые ставится вопрос о тендерных стереотипах в масс-медиа Таджикистана. Обращает на себя внимание обстоятельная работа по социологии таджикской семьи Ш. Шоисматуллаева.
В 2005 г. В Душанбе вышел сборник статей по тендерным исследованиям под редакцией координатора школы тендерного образования Софии Касымовой «Тендертрадиции и современность», при финансовой поддержке Швейцарского офиса по сотрудничеству в Таджикистане. В сборнике представлены работы таджикских учёных, а также исследователей из Казахстана, Азербайджана, Татарстана и Германии. Все статьи в сборнике касаются положения женщины в исламских странах и тех изменений, которые произошли в этих странах в постсоветский период.
В этом сборнике, равно как и в сборнике под редакцией Ш. Шоисматуллаева ", тендерная ситуация в Таджикистане исследуется или в политологическом и социологическом аспектах, или работы являются просветительскими.
Литература по тендерной тематике последнего десятилетия представляет собой огромный массив, что вызвано, прежде всего, междисциплинарным характером гендерологии. В исторической науке Таджикистана вышли в печати труды Р.А. Ыабиевой, М.Ф. Зикрияевой, И.К.Усмонова о роли женщин в обществе. В литературоведении следует отметить исследования А.С. Сайфуллоева, А.Садуллоева, Р.М.Шофакировой, М.Курбонова, С.Б.Махкамова, Б.Худойдодова12 и др., которые раскрывают
10 Спектор А.Л. Методология тендерных исследований. // Некоторые аспекты тендерных исследовании в Таджикистане.-Душанбе,2002.-С5
" Тендерная система: состояние и тенденции развития/ Под ред. Ш.Шоисматуллоева.-Душанбе,2004. 12 Набпева Р.А.Занонп Точикистон.-Д.,1991;. Усмонов И.К. Журі/аліістпка.-Д.2004;СаГіфуллоев А.С. Тафаккур ва образ.-Д., 1968.-167 с; Садуллоев А. Современность и проблемы развития таджикской совктской публицистики.-Автореф.дисс..наук.-Д.,1978.-28с;Ахророва Г.У. Сопоставительный анализ женских образов в Шахнаме Фирдоуси и Хамса Низоми.-'Авгореф.дисс.наук.-Х.,200б.-26с; Шофакирова P.M. Образ жизни-матери в Шахнаме Фирдоуси.- Автореф.дисс.наук.-Д.,2004.-21 сХудойдодов Б. Романи Ч.Икроми «Духтарп оташ».-Д., 1967.-112с.
концепцию личности женщин как в классической, так и в современной таджикской художественной литературе. Кроме научных и просветительских работ в Таджикистане создана и квалифицированная справочно -информационная литература.
Нами использовались также материалы 1-го (1998г.) и П-го (2001 г.) форумов женских неправительственных организаций Таджикистана, которые были предоставлены руководством общественного объединения «Гендер и развитие».
Но при всём этом выработка единой системы концептов и метаязыковой системы гендерологии всё ещё не завершена. Наблюдается диспропорция в степени исследованности разных аспектов тендерной проблематики. Наиболее слабо разработанным представляется вопрос о тендерных стереотипах и особенно вопрос о роли СМИ в презентации тендерных стереотипов. По вопросу тендерных стереотипов в СМИ Таджикистана имеются лишь 5 публикаций автора этих строк, в которых освещается не только сами тендерные стереотипы в журналистском дискурсе Таджикистана, но и вообще современные тендерные реалии и их подача в СМИ, раскрыывается их соответствие кораническим заповедям.
Всё изложенное выше обусловило необходимость специального исследования проблемы « тендерные стереотипы и СМИ», так как существующая литература практически почти не касается её.
Цели и задачи. Цель диссертационного исследования - выявить роль средств массовой информации (СМИ) Таджикистана в деле достижения тендерного равновесия в обществе, которое декларируется как одна из задач нашего государства и которое в значительной степени зависит от характера публицистических презентаций тендерных стереотипов.
Преследуемая в диссертации цель достигается через решение следующих задач:
охарактеризовать структуру СМИ современного Таджикистана, политические ориентации и степень политической ангажированности её составляющих;
выявить полоролевое распределение труда в СМИ, превалирующие тендерные установки и степень тендерной чувствительности журналистов;
на материале выборок из современного публицистического дискурса выявить наиболее распространенные и устойчивые тендерные стереотипы, прежде всего - дискриминационного характера по отношению к женщине;
раскрыть религиозные истоки современной тендерной стереотипизации в Таджикистане как одной из стран исламского сообщества;
спроецировать каноны ислама на тендерную ситуацию в современном Таджикистане и выявить, что в этой ситуации имеет место вопреки кораническими заповедям;
соотнести полученные по предыдущим пунктам результаты с данными полевых исследований и экспериментов автора диссертации;
особо выделить роль, СМИ в решении проблемы насилия в отношении женщин;
показать роль неправительственных общественных объединений в деле защиты прав и свобод женщин современного Таджикистана;
разработать рекомендации по повышению тендерной грамотности, тендерной чувствительности и гражданской ответственности журналистского корпуса современного Таджикистана.
Методология исследования. Методологической основой
диссертационного исследования являются: международные конвенции по вопросам тендерного равенства и государственные программы Республики Таджикистан о предоставлении женщинам прав и социальных возможностей, равных с мужчинами, политика Правительства РТ по планированию семьи, а также принципы историзма и цивилографии.
Важнейшими конвенциями по обеспечению тендерного равноправия являются: Конвенция № 100 Мот (Международной Организации Труда) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за груд равной ценности» (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации барков (1962), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г), Конвенции № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1983г).
Стратегия диссертационного исследования - комплексный подход к проблеме равенства полов, одобренный па третьей (Найроби, 1985г.) и Четвёртой (Пекин, 1995) всемирных конференциях ООН по положению женщин, который в трактовке понятия равенства полов предпологает учёт имеющихся социокультурных различий в региональных тендерных ситуациях.
Сбор материала исследования проводился: 1) путем сплошной выборки из журнальных и газетных статей тендерных стереотипов, как вербализованных, так и -выявляемых в контексте публикаций;2) путем анкетирования; 3) глубинного интервьюирования;4) путем опроса при работе с фокус-группами.
Основными методами анализа исследуемого материала являются квалитативный метод внутренней интерпретации, статистический метод (контент-анализ) и графико-схематический (в диссертации представлены 31 сводная таблица и сопровождающие их графики).
Источники исследования. Эмпирическую базу исследования составили: 1) результаты' анкетирования и работы с фокус-группами, материал бесед с участниками семинаров и приватных бесед; 2) тексты газетных и журнальных публикаций. Для этого были использованы три среза публицистического дискурса: за три месяца 1998, за три месяца 2002г, и за три месяца 2004 г. Исследовались тексты из следующих газет: «Азия плюс», «Вечерний Душанбе», «Вароруд», «Народная газета», «Начот», «Садои
1.7
мардум», «Чархи гардун», -«Чумхурият», «Женщина и мужчина», «Хилола», «Ленинабадская правда». Использовались также материалы журналов «Фируза», «Гуфтугу» и «Сабо».
Научная новизна и теоретическая шачимость диссертационного исследования. В диссертации впервые предпринята попытка тендерного анализа таджикоязычного и русскоязычного публицистического дискурса
*
Республики Таджикистан 1991-2006 годов. Впервые специально исследуются тендерные стереотипы в прессе Таджикистана, их религиозные и политико-идеологические истоки. На большом эмпирическом материале раскрывается проблема насилия в отношении женщин, ещё не изжитая в стране, и её освещение в СМИ. На фоне общей тендерной ситуации в стране выявлено тиражирование в прессе дискриминационных в отношении женщин тендерных стереотипов, что обусловлено или политической ангажированностью журналистов, или их личной позицией, или, что наиболее часто, неразвитой их тендерной чувствительностью. На защиту выносятся следующие положения:
дефиниция тендерных стереотипов;
тендерная оппозиция-«маскулинность-феминность» развёртывается как в бинарных приватных оппозициях типа «сила Я - слабость Я» (ср. таджикское «заиф»), так и в эквиполентных оппозициях, как, например, в оппозициях поведенческих представлений или представлений о мужской или женской внешности;
- выводы автора из исследования Корана в тендерном аспекте и о
трансформациях современного тендерного сознания;
необходимость и возможность тендерного равновесия как условия демократизации и стабилизации общества, искоренение насилия в отношении женщин как первейшая задача общества и государства;
- правомерность и важность значения современного женского движения и в
странах мусульманского сообщества;
- необходимость в СМИ Таджикистана коренного изменения отношения
к женской проблематике;
- необходимость повышения знаний по тендеру и воспитания тендерной
чувствительности в журналистском корпусе Республики Таджикистан, что
должно войти в квалификационный стандарт прогрессивной журналистики
наряду с другими признаками журналистского профессионализма.
Практическая значимость диссертации. Материал диссертации может быть использован в деле тендерного просвещения и в учебных программах спецкурсов и спецсеминаров на факультетах и отделениях журналистики, в учебных программах летних выездных семинаров и других формах повышения квалификации журналистов. Он может быть использован при составлении государственной программ по тендерной гармонизации общества.
Апробации диссертации. Диссертация обсуждена на общем заседании кафедры телевидения и радиовещания, кафедры печати и международной журналистики ТГНУ (Протокол № 1 от 8 апреля 2006 года), а также на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских диссертаций на соискание ученого степени доктора филологических наук от 27 сентября 2007 (протокол №24) и рекомендована к защите. Основные положения работы отражены в выступлениях автора на международных, региональных и республиканских конференциях. Автором разработаны спецкурс и спецсеминар «Гендерные стереотипы в СМИ Таджикистана». По теме диссертационного исследования изданы две монографии автора и опубликована 21 статья. Общий объём опубликованных работ составляет 20 п.л. Список публикаций автора приводится в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографии.
Понятие тендера и тендерных стереотипов
Гендерология как междисциплинарная сфера научных знаний своими корнями уходит в женское освободительное движение, получившие название феминистского движения. Начало движения в защиту прав женщины, начало общественного интереса к женским проблемам датировать и как-то локализовать очень сложно, потому что оно зарождалось в разных странах, в разных условиях, в разных сферах культуры и в разное время.
За годы независимости появился ряд работ, где рассматриваются проблемы тендерных отношений. Среди них, следует отметить работы А.Л.Спектор, Т.Бозриковой, В.М.Мирзоевой, Г.Махкамовой, А.Кувватовой, М. Хегай и С. Касымовой и ряд и других.13 Непосредственно же по проблемам тендерных стереотипов в СМИ, кроме работы М.Давлатовой, пока еще нет специальных исследований.
В советской лингвистике, литературоведении и историографии, хотя проблемы тендера в современном понимании специально не исследовались, но проводились многочисленные исследования по женской проблематике, в которых тендер рассматривался в контексте других проблем либо в рамках существовавщих тогда идеологических установок.Труды, изданные в
советское время, довольно часто анализировались в научной литературеь, и поэтому нет необходимости в повторном их анализе.
Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается много критики в адрес исследователей советского периода, нельзя отрицать тот факт, что в деле установления равноправия мужчин и женщин в годы Советской власти был достигнут небывалый успех.
Еще на заре Советской власти, в 1921 году, была учрежден журнал «Занони Туркистон» в г. Ташкенте. Журнал являлся органом женского отдела Компартии Туркестана и выходил на трех языках (русском, таджикском и узбекском) тиражом 1000 экземпляров. В нем публиковались документы первых региональных слетов женщин и материалы рабочих секций по делам женщин коммунистических организаций. В дальнейшем, после национально-территориального размежевания Средней Азии, каждая союзная республика имела свой журнал для женщин.
Вершиной законодательных достижений по правам женщин была программа по охране материнства, разработанная А. Коллонтай еще до революции и возведенная в закон вскоре после Женского конгресса 1918 г. Закон об охране материнства гарантировал полностью оплачиваемый декретной отпуск продолжительностью восемь недель, перерывы на кормление в течение рабочего дня, оборудованные места для отдыха на фабрике, бесплатное дородовое и послеродовое медицинское обслуживание и денежные выплаты. Его выполнение контролировалось Комиссией по охране материнства и детства (Матмлад), созданной при Комиссариате здравоохранения под руководством врача революционерки-большевички Веры Лебедевой. Широкая сеть роддомов, консультаций, молочных кухонь, яслей и домов матери и ребенка, созданная Матмладам, была, наверное, единственным по настоящему популярным среди советских женщин нововведением советской власти.
Что касается Таджикистана, то, как отмечает исследователь М. Зикриеева, исследовавшая этот вопрос, по достоверным источникам и научной литературе, в 20-е - 30-е годы XX века в республике происходит активный процесс раскрепощения женщин. Она выделяет в этом процессе два периода: с 1917 по 1926 гг., когда в республике были приняты важнейшие документы и законы, направленные на достижение политической и экономической независимости женщин и когда проводилисть первые практические мероприятия.по их осуществлению; второй период - с 1927 по 1937 гг., когда проводилась последовательная, систематическая практическая работа, организовывались специальные всесоюзные и региональные кампании по окончательному раскрепощению женщин.17
Участие женщин в борьбе за свое раскрепощение раскрыто в художественных произведениях таджикских советских писателей. Например, роман Джалола Икроми «Духтари оташ» (Дочь огня) особенно богат женскими образами. Дж. Икроми в ярких образах воссоздаёт быт и нравы феодального общества, женскую долю в сложный период перехода от феодализма в реалии 20 века, от от деспотизма к раскрепощению женщины, перехода нередко трагического. Литературовед Б.Худойдодов с женских персонажей романа выделяет три социально-психологических типа женщин Средней Азии той поры. Среди них есть активные, смело вступившие на путь борьбы за свою свободу, есть пассивные, смиренно несущие ношу полного порабощения, и есть представительницы и апогеты эксплоататорских классов: «Образи занонро ба се гурух таксим кардан мумкин аст:1) занони фаъолу мубориз;2) занони нофаъол ва мазлума;3) занони синфхои хукмрон» . А. Сайфуллаев, оценивая этот роман, также отмечает, что «писатель хорошо знает жизнь и психологию женщин» .
В 30-е годы в связи .с бурным началом индустриализации происходит резкое увеличение женской занятости в производстве. К концу второго пятилетнего плана количество работающих женщин утроилось по сравнению с 1927 г. Накануне Второй мировой войны женщины в СССР составляли 45% всех занятых в произвдйтелыюй сфере. Данные, начиная с 1957 г. , показывают, что женщины, составляя 53,8% от общей численности населения, занимают соответствующие позиции в экономике: 51% рабочих и служащих и 53 % от занятых в сельском хозяйстве20. Преобладание женщин особенно заметно в здравоохранении, образовании и социальной сфере. С другой стороны, значительное число женщин были вовлечены в «материальное производство», в том числе в сельскохозяйственное, где преобладая низко квалифицированный и тяжелый труд и где определенная часть высококвалифицированных женщин выполняли монотонную и малозначительную работу. В тоже время в Советском Союзе труд не являлся обязательным для женщин. Но трудовые договоры заключались непосредственно на предприятиях, и трудоустройство в соответствии с квалификацией гарантировалось государством. Заработная плата и покупательная способность советских женщин были несопоставимы с западными, но, при этом, они были вполне сопоставимы с мужскими. Конституция и законодательство провозглашали принцип «равной оплаты за равный труд», и этот принцип соблюдался неукоснительно. Даже в развитых странах этот принцип редко является преобладающим как cle jure, так и de facto.
Тендерная тематика и её стереотипность в официальной и специальной женской прессе
СМИ являются неотъемлемой частью государственной социальной системы. СМИ неразрывно связаны с государственными, управленческими и общественными институтами, что обусловлено посреднической ролью журналистики. При этом нужно иметь в виду, что журналистика не наделена функциями прямого управления, хотя ее часто и называют «четвертой властью». Властью, как утверждает Фихтелиус, влиять, властью критиковать, властью устанавливать повестку дня. В краткосрочной перспективе СМИ принадлежит власть над темами обсуждений и сообщений, в длительной перспективе - над тем, что воспринимается в обществе важным, и над развитием тенденций.43
Журналистика участвует в управлении обществом особым образом: воздействуя на сознание массовой аудитории и изменяя его, формирует общественное мнение. Общественное мнение - это особое, ситуативно возникающее информационное образование, которое производится общественным сознанием в целом на основе состязательности индивидуальных и групповых мнений и призвано играть роль программы поведения масс в меняющихся условиях .
Социальная природа массовой информации связана с социальной позицией журналиста. Журналист принадлежит к определенной социальной группе, что не может не влиять на его социальную ориентацию в его профессиональной деятельности. СМИ имеют определенный «адрес»,
обслуживают конкретную социальную группу. Социальная дифференциация печати обусловлена объективными причинами - социальной, профессионально- отраслевой и территориальной структурой общества.
Для того чтобы активно влиять на читателя, будить его мысли и чувства, превращать в единомышленника, вызывать ответные импульсы, следует учитывать многие факторы: групповую принадлежность и характер читателя, способность восприятия им текстов, степень образованности и культуры, его общественные и личные интересы. Для печатного органа жизненно важно стремление к тому, чтобы каждую публикацию читало как можно больше людей. Поэтому для исследования социальной группы, кому нпредназначена продукция, необходим социологический анализ.
Социология журналистики, как правило, исследует сознание и поведение издателя, журналиста, аудитории, в том числе отражение в материалах СМИ представлений самого журналистов о тендерном равенстве, тендерных индикаторах, тендерном измерении. Эффективность такой работы заключается в совпадении результатов с тем, что планировалось. Социологические исследования, предлагаемые в этой главе, помогли увидеть общую тенденцию развития тендерной тематики в различной печати и на телевидении.
В настоящее время СМИ Республики Таджикистан довольно высоко развиты. Они пережили несколько этапов развития. В самом общем виде можно выделить следующие этапы: - становление и развитие СМИ в период становления и укрепления Советской власти; - СМИ времен Великой Отечественной войны; - СМИ послевоенного восстановления и строительства развитого социализма; - СМИ независимого Таджикистана, которые можно разделить на СМИ времен гражданской войны и на этапе перехода к демократизации и рыночным отношениям.
И марта 1912 года в городе Бухаре, в ту пору столице Бухарского Эмирата, вышла первая газета на таджикском языке «Бухорои Шариф». Издателем этой первой в Средней Азии таджикской газеты был известный торговец- просветитель Мирзо Мухиддин Мансуров, который привлек в газетное дело таких выдающихся людей, как Садридин Айни, Абдукодир Мухиддинов, Мирзо Сироджи Хаким и других, получивших в дальнейшем широкую известность. Газета печаталась в типографии в городе Когоне на окраине Бухары, которой владел некий певец- еврей Левий.
После установления в 1920 году Советской власти в Средней Азии, регион был искусственно разделён на несколько национально -территориальных образований. 25 августа 1924 вышла первая советская газета на таджикском языке «Овози точи к» («Голос таджика») в городе Душанбе, который только что был объявлен столицей Таджикской автономной республикой в составе Узбекской Советской Социалистической Республики. Через 5 лет Таджикистан был признан самостоятельной республикой в составе СССР.
Тендер в исламе и современном Таджикистане
Объективности ради нельзя не отметить, что духовенство не всегда выступало против раскрепощения женщин. В целом оно даже одобряло процесс раскрепощения, однако духовенство считало необходимым при этом постоянное религиозное воспитание. Прогрессивные религиозные деятели предлагали сотрудничество с общественными организациями в деле раскрепощения женщин, однако эти благие намерения игнорировалось партийными и советскими" работниками. Иначе и не могло быть, поскольку советская идеология того времени, с её воинствующим атеизмом, была несовместима с сотрудничеством с религиозными деятелями.
В нынешний период национального и государственного возрождения народы вновь и всё больше обращаются к религиозным ценностям, через которые надеются обрести, совершенство в различных сферах современного бытия.
В советский период степень религиозности зависела от образовательного уровня: чем выше уровень образования, тем меньше активно верующих. В наши дни это положение изменилось, причем существенно. Теперь эта закономерность действует только в возрастных группах старше 25 лет. В младших группах степень религиозности не зависит от образования. Согласно данным опросов исследовательского центра «Шарк», « уровень религиозности у студентов выше, чем у «пенсионеров». О важности для молодежи общения в мечетях говорит и тот факт, что 60% молодых мужчин в возрасте 18-29 лет бывают в мечети ежедневно, тогда как только 33% мужчин старше 60-ти лет ходят в мечеть ежедневно» .
Закономерностью постсоветского времени стал более высокий уровень религиозной активности именно молодежи, что является существенным изменением традиционных норм поведения в жизни общества. В таджикском
обществе было традицией закреплено свободное отношение молодежи к соблюдению основных требований ислама, в частности, посещение мечети, ежедневная молитва, соблюдение поста, участие в религиозных обрядах. Принято считать, что все эти нормы станут обязательными после перехода молодых людей в возрастной класс взрослых, домохозяев, отцов и матерей семейств. Однако в последние годы молодые мусульмане Таджикистана относятся к соблюдению религиозных норм значительно более строго, чем их родители в молодости. Уровень их религиозной активности приближается к уровню религиозной активности 40-летних. Например, одним из наиболее важных и обязательных для исполнения религиозных требований является молитва. Ежедневно совершают пятикратный намаз 12% молодых людей в возрасте 18-29 лет и 30% 40-49-летних, нерегулярно молятся 40% людей в возрасте 18-29 лет и 41% 40-49-летних.79
Столь же важным требованием ислама является соблюдение поста в месяц Рамадан. Полностью соблюдают пост 64% людей от 18 до 29 лет, нерегулярно постятся 24% респондентов из этой группы. Для сравнения приведем данные по возрастной группе 40-49-летних. В этой группе пост полностью соблюдают 73%, нерегулярно - 18% опрошенных. По данным общественного научно-исследовательского центра «Шарк» («Восток»), «в постсоветское время кардинально изменилось отношение молодежи к посещению мечети. Если перед распадом СССР в Таджикистане функционировало 17 пятничных мечетей, то в настоящее время в РТ 300 пятничных мечетей. Только в 1-е полугодии 2005 г. открылось 6 новых пятничных мечетей. Не менее важную роль, чем пятничные мечети, играют квартальные мечети, которые стали центрами духовной, религиозной и социальной жизни общин. В настоящее время в Таджикистане функционируют более 3000 зарегистрированных квартальных мечетей и множество незарегистрированных. Они особенно важны для молодых людей, которые в мечетях находят необходимое им общение, возможность обсуждать волнующие их темы, получать информацию».
Освещение роли и места ислама в обществе всё более находит свое отражение в.печати, в том числе и тема ислама в жизни женщины. Независимо от характера издания поведение женщины оценивается через призму шариата.
Прежде чем приступить к освещению влияния ислама на формирование гендерных стереотипов в постсоветском Таджикистане, целесообразно рассмотреть канонический идеал женщины в исламе, который представлен в Коране. Огромную роль в формировании идеала женщины сыграли также сунны, образцы поведения и поступков Пророка, различные хадисы и предания о жизни и деятельности жен Пророка и его ближайших сподвижников. Сводом религиозных и правовых норм является также шариат.
Так уж принято: когда говорят об исламе и положении женщины, констатируется приниженность и бесправие женщины. Но Коран обращается к людям: "Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин .
Женщина в исламе является хранительницей домашнего очага, она передает новому поколению религиозные и национальные традиции. И, естественно, что с самого рождения девочек воспитывают в таком духе.
Дети должны быть окружены заботой и вниманием, поэтому предписывается следующее:"... Родительницы кормят своих детей полных два года. А на том, у кого родился, - пропитание их и одежда, согласно обычаю. Да не причиняются обиды родительнице за ее ребенка и тому, у кого родился, за его ребенка... А если вы пожелаете просить выкормить ваших детей, то нет греха над вами, если вы вручите то, что дается согласно обычаю". В мусульманском мире девочку нужно было воспитывать в соответствии с предписаниями Корана. "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дает одним преимущества перед другими, и за то, что они расходуют из своего
имущества" . Поэтому девочка должна с самого раннего возраста понимать, что будущему супругу в семье будет принадлежать главенствующее положение. Когда девушка будет выходить замуж, к ней и к ее семье будут предъявляться определенные требования. Основное требование - это покорность женщины в семье, как в своей, так в семье мужа. Имущественная зависимость женщины также закладывается в нормах шариата, в традициях и в сознании населения. Коран предписывает вступать в брак только с "воспитанными под охраной дочерями верующих и с воспитанными под строгой охраной дочерями тех, которым прежде вас было дано писание"84. Адаб-уль-Салихан рекомендует желающему жениться выбирать нравственную, честную женщину: "Невеста должна быть девственницей. Следует выбирать такую жену, которая превосходила бы мужа четырьмя качествами, а четырьмя качествами уступала бы ему: возраст невесты, ее рост, богатство и происхождение должны быть ниже, чем те же качества у жениха, а красота, характер, приличия и нежность должны быть выше, чем те же качества у жениха" .
Неправительственные общественные организации в суверенном Таджикистане (общая характеристика)...
Печать, радио и телевидение, по словам В.Г.Афанасьева, являются могучими, ни с чем, пожалуй, не сравнимыми орудиями воздействия на людей, на их сознание, труд, жизнь и быт. С одной стороны, они представляют собой средства «прямой связи», средства передачи директивной информации. Они доводят до сознания людей информацию, просвещают, рекомендуют, формируют общественное мнение, утверждают образцы поведения. С другой стороны, они орудие «обратной связи», выявления отношения масс к происходящим собы-тиям.
С древних времен, когда ещё не было термина «журналистика», на Востоке дервиши ходили и информировали население о важнейших событиях в государстве. А специальные люди докладывали правителям о том, что происходит в народе.
Всегда в обществе существовала проблема: как для достижения своих интересов привлечь больше сторонников. С появлением средств массовой информации эта задача намного упростилась, но возникли другие сложности. Не каждая информация заслуживала внимания средств массовой информации. Источники информации преследовали свои цели, которые часто не совпадали с интересами СМИ. Возникает конфликт интересов, и начинаются критика и упреки в адрес друг друга, особенно в отношениях между неправительственным сектором и официальными СМИ.
В начале 90-х годов, когда только появились неправительственные организации, СМИ переживали трудный процесс восстановления и утверждения. Многие представители СМИ не знали о целях и деятельности неправительственных органиаций. Деятельность НПО к тому же не была прозрачной. Хотя работа со СМИ не была основной целью деятельности НПО, они понимали, что для распространения своих достижений, целей, идей, для изменения общественного мнения, для формирования гражданского общества необходимо сотрудничество с медиа-организациями.
Система НПО получила широкое распространение во всех развитых странах мира. Сотрудничество со СМИ обогатило как неправительственный сектор, так оказалось плодотворным и для СМИ. Средства массовой информации имели достоверный источник информации в лице неправительственных организации, получали от них много новых идей и тем для освещения, что способствовало обновлению и разнообразию жанров. От НПО шла некоторая финансовая помощь. Работа с НПО способствовала повышению профессионализма. Работники НПО также изучали специфику работы журналистов, распространяли пресс-релизы, учились проводить пресс-конференции, учились находить сторонников в обществе с помощью СМИ.
В этом сотрудничестве появилась реальная возможность влиять на взгляды общества и формировать новое общественное мнение, в том числе и новый взгляд на тендер.
НПО играют весьма важную роль в любом стабильном и подлинно гражданском обществе, служат своеобразным мостом для перехода от тоталитарной системы к демократичнему обществу и становлению правового государства. В существовании и развитии НПО заинтересованы не только личности, они необходимы и правительствам в решении социально-экономических задач в переходный период.
После достижения мира и национального согласия независимый Таджикистан твердо встал на путь создания демократического, правового, светского государства. В соответствующей статье Основного закона говорится, что государственное устройство не подлежит изменению. Конституция, отразившая надежды и чаяния миллионов граждан нашей страны, была принята по волеизъявлению всех граждан Республики в ходе референдума.
Участие широких масс населения в управлении государством и в строительстве нового общества сегодня приобретает новые формы, для чего Конституцией страны создана благоприятная законодательная база.
Одним из важнейших индикаторов демократичности общества является отношение народа к государству и отношение государства к общественным организациям. Одной из форм участия населения в строительстве демократического общества являются общественные объединения.
Общественные объединения для Таджикистана явление не новое, поскольку они уже существовали в не столь далекие времена в рамках бывшего Советского Союза в виде молодежных организаций и разных творческих, профессиональных союзов. Имея большое количество членов и солидный аппарат управления, они были призваны отражать интересы тех или иных слоев населения. И хотя многое оставалось лишь на бумаге, реальная помощь государства женщинам оказывалась, и у женщин в годы советской власти серьезных материальных проблем было меньше, чем в наше время.
Прежние общественные объединения существенно отличались от нынешних, так как они являлись составной частью мощного партийного аппарата и считались верными его подручными.
К 2005 году в Республике Таджикистан было зарегистрировано более 670 неправительственных организаций, которые в соответствии со своими уставами работали и работают до сих пор с детьми и подростками, пенсионерами и инвалидами, женщинами и молодежью, иначе говоря, охватывают все слои населения страны. Самое главное в том, что движение НПО дало импульс росту активности граждан, особенно женщин, их инициативе и развитию чувства ответственности за судьбу страны.
Женские НПО вносят существенный вклад в развитие гражданских инициатив, в том числе связанных с повышением роли женщин в различных сферах общества. «Их количество увеличивается с каждым годом: с 3-х НПО (неправительственных организаций) в 1995 г. до 54 в 1998 г., 73 - в 2000 г. и более 152 в настоящий период работающих во всех регионах Таджикистана, том числе в столице республики - 76 организаций», і
Основы правового статуса НПО в Республике Таджикистан закреплены в Конституции. Однако в ней НПО как таковые не упомянуты, очевидно, законодатели исходили из того, что под общественными объединениями подразумеваются и НПО.
Конституционный статус общественных объединений исходит из провозглашенного государством политического и идеологического плюрализма и обеспечен государственной гарантией возможности их деятельности. В Конституции содержится предписание запретительного характера для создания и деятельности общественных объединений, не вписывающихся в основу конституционного строя РТ. В ст. 10 установлены обязанности общественных объединений по соблюдению и исполнению Конституции и законов Республики. Право граждан на объединение в ассоциациях закреплено в ст. 28 Конституции. Кроме того, отдельные аспекты правового статуса обществен-ных объединений закреплены в статьях 25 и 32 Конституции.