Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль публицистики в функционировании гражданского общества Наумова Татьяна Николаевна

Роль публицистики в функционировании гражданского общества
<
Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества Роль публицистики в функционировании гражданского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наумова Татьяна Николаевна. Роль публицистики в функционировании гражданского общества : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2004 223 c. РГБ ОД, 61:04-10/1284

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование механизмов функционирования гражданского общества 13

1. Гражданское общество в зеркале науки: история и современность 13

2. Публичное слово как проявление гражданской активности: исторические свидетельства 47

Глава II. Публицистическая деятельность как феномен: поиск сущности 78

1. Теоретические модели публицистики 78

2. Публицистическое произведение в ряду других текстов СМИ: выявление критериев 99

Глава III. Публицистика и гражданское общество в конце XX - начале XXI веков: состояние, взаимодействие и проблемы 117

1. Принципы исследования и характеристика массива рассматриваемых текстов 117

2. Круг авторов, доминирующие коммуникативные установки и характер аргументации 122

3. Проблематика публицистических произведений и комплекс основных идей, значимых для гражданского общества 133

4. Место публицистики в современной системе СМИ, ее проблемы и роль как механизма функционирования гражданского общества 157

Заключение 173

Список использованной литературы 180

Приложения 197

Введение к работе

Постсоветский период явился для России временем серьезных социально-политических, экономических и культурных трансформаций, которые поставили нашу страну перед необходимостью искать оптимальные пути дальнейшего самоопределения. В качестве одного из ориентиров для дальнейшего общественного развития была признана концепция гражданского общества.

Идеи гражданского общества, активно разрабатываемые западными исследователями, действительно заманчивы. Не случайно их изучением занимаются и многие российские философы, правоведы, ученые, социологи и политики. Уже более десяти лет бьются теоретики над вопросом, применима ли концепция гражданского общества в российской реальности, и если да, то в какой степени она может быть реализована.

На наш взгляд, современное российское общество, несомненно, имеет в себе гражданские составляющие. Вопрос в другом: насколько развиты, дееспособны и сильны эти элементы, и что может способствовать укреплению важнейших принципов гражданского общества в российской действительности.

Одна из наиболее значимых сегодня задач, стоящих перед обществом, заключается в создании работающих горизонтальных связей между людьми и развитии договорных отношений как инструмента укрепления общественных институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида.

Немаловажное значение имеет освоение людьми единой гражданской культуры, приобретение элементарных навыков общения между собой, осознания и артикулирования имеющихся проблем, умения сообща искать и находить пути их разрешения. Ведь стремление к достижению общественного консенсуса по поводу основных социальных ценностей имеет большое значение для развития гражданского общества.

Общество должно само захотеть изменений и осознать собственный потенциал. Реформы сверху чаще обречены на неудачу, тогда как

общественный диалог, плавно ведущий к выбору позиции и непосредственным действиям, позволяет людям осознать свои интересы и возможности, расстаться с чувством безнадежности, научиться самоуважению, сотрудничеству с другими и таким образом преодолеть разобщенность.

Сегодня российское общество как открытое и информационное находится в начале своего пути, когда оно осознает свою гражданскую сущность; из спонтанного и подавленного состояния гражданское общество постепенно трансформируется в работающую и структурированную систему.

Гражданское самосознание человека ищет способы для реализации. Одним из основных механизмов осуществления и регуляции взаимоотношений между людьми, а также каналом для реализации индивидуальной и коллективной социальной активности выступает массовая коммуникация, которая осуществляется, в первую очередь, благодаря СМИ. Право на участие в коммуникации имеет каждый член общества, в ходе которой он становится «субъектом гражданского участия»1.

Ведь гражданское общество - это общественная подсистема, являющаяся одновременно одним из механизмов регулирования общества в целом -самоорганизующейся и саморегулирующейся системы. Общество регулируется составляющими его элементами, то есть людьми. Процесс творения реальности осуществляется в результате участия граждан в жизни общества. Общественность - гражданский актив общества - выражает свою позицию открыто, в слове. Высказанное мнение, попадая по каналам массовых коммуникаций на общественный суд, начинает самостоятельно функционировать - в процессе его переосмысления, «взвешивания», обсуждения и трактовки различными представителями общества. Именно так, в борьбе индивидуальных точек зрения, складывается общественное мнение. А формой их выражения становится публицистика - в ней проявляется мировосприятие и гражданская позиция человека, способного воплотить в слове мысли и чаяния большого числа людей.

1 Фомичева И. Д. СМИ как партиципарные коммуникации. - М., 2002. - С. 19.

К сожалению, в современной России число активных граждан не является критической массой, способной заметно влиять на положение дел. Следовательно, существует необходимость в развитии гражданской культуры у членов общества путем создания механизмов подкрепления психологической вовлеченности, организации возможностей практического участия граждан в общественной коммуникации и др.

Таким образом, публицистика является необходимым звеном в формировании гражданского общества в нашей стране. Именно она поставляет в средства массовой информации индивидуальные позиции, формирующие общественное мнение, на основе которого и функционирует гражданское общество. А это делает актуальным тщательное изучение публицистики, ее роли в функционировании гражданского общества современный период, определение ее специфических особенностей. В связи с этим обозначается основная проблема исследования: что необходимо сделать для того, чтобы роль публицистики в реальных процессах формирования гражданского общества возросла.

Степень изученности данной проблемы остается пока невысокой, хотя и роли СМИ в общественном диалоге, и теоретическим вопросам публицистики посвящено довольно много серьезных научных трудов. Однако их авторы не определяли связи гражданского общества и публицистической деятельности, исследуя каждую из них по отдельности, или же рассматривали иные аспекты отношений гражданского общества и СМИ, иные аспекты публицистики. Внимание к ней как к форме выражения гражданской активности членов общества только начинает проявляться.

Основываясь на этом, мы сочли необходимым избрать в качестве теоретического объекта нашего исследования публицистику как один из механизмов функционирования гражданского общества.

Эмпирическим объектом явились тексты различных средств массовой информации современного периода, несущие в себе признаки

документального отражения реальной действительности. Были изучены материалы 9 газет и 9 журналов за время с января 2000 по август 2003 годов, а также выборочно - содержание интернет-сайтов.

Соответственно предметом исследования в диссертации стали публицистические тексты в их функциональной, коммуникативной и содержательной определенности.

Цель диссертации - исследовать характерные черты современного состояния публицистики и выявить ее роль в процессе формирования гражданского общества на современном этапе.

Реализация этой цели обусловила конкретные задачи исследования, а именно:

а) охарактеризовать содержание понятия «гражданское общество» в свете
существующих научных концепций;

б) выявить формы выражения гражданской активности членов общества в
ходе исторического развития, ставшие истоком публицистического типа
деятельности;

в) обозначить основные разновидности публицистических текстов,
особенности авторского корпуса, проблематики публицистики в настоящий
период;

г) определить критерии публицистического типа текста на основе анализа
сложившихся теоретических концепций публицистики и реальной практики
публицистического творчества;

д) разработать методику для анализа содержания материалов
современных СМИ и отдельных публицистических текстов;

е) определить специфику распространения, а также место и роль
публицистики в процессе функционирования гражданского общества в России
на современном этапе;

2 Под термином «документальное» подразумевается в данном случае такое отражение действительности, при котором сохраняется ее пространственная, временная и событийная определенность.

ж) выявить пути оптимизации взаимодействия публицистики и гражданского общества.

В ходе работы над диссертацией автор изучил широкий круг научных трудов, составивших методологическую базу исследования. В их число вошли:

сочинения по теории журналистики и публицистики В. М. Горохова, В. И. Здоровеги, Г. В. Лазутиной, Д. М. Прилюка, Е. П. Прохорова, Л. Г. Свитич, М. И. Стюфляевой, В. В. Ученовой, М. С. Черепахова и др.;

работы по проблемам массовых коммуникаций Б. А. Грушина, И. М. Дзялошинского, Т. М. Дридзе, М. М. Назарова, Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой и др.;

исследования российских и западных ученых-теоретиков гражданского общества: А. Ага, А. Арато, Витюка В. В., В. Волкова, А. Галкина, Э. Геллнера, 3. Т. Голенковой, Кравченко И. И., Ю. Красина, Ю. М. Резника, Л. М. Романенко, и др.;

философские труды Н. Винера, Г. Клауса, М. Кастельса, К. Поппера, Тейяра де Шар дена и др.

Методика исследования включила в себя:

систематическое наблюдение печатного (газетного и журнального) листа, а также других информационных потоков (интернет);

традиционный содержательный анализ текстов печатной и электронной прессы;

статистический анализ, ориентированный на получение данных о количественном присутствии публицистических текстов в СМИ настоящего периода и соотношении их разновидностей;

дитекс-анализ, в основе которого - графическое изображение глубинных текстовых смыслов;

анализ современных реалий и новых тенденций в функционировании массовых информационных потоков.

Поэтапное решение поставленных задач привело к результатам, позволяющим выявить новизну исследования, его теоретическое и практическое значение.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Основываясь на представлениях о том, что гражданское общество есть один из естественных регуляторов общественной системы в целом, а также на исторических свидетельствах использования публичного слова для решения общественных проблем, диссертант впервые рассматривает публицистику, представляющую в массовых коммуникациях различные позиции, как один из основных механизмов функционирования гражданского общества, отражающий степень его зрелости.

  2. С учетом накопленных в отечественной науке взглядов на публицистику, на основе анализа моделей текстов выделены характерные признаки публицистики и определены критерии публицистического текста.

  3. Представлена масштабная картина бытования публицистики в современных газетах, журналах и интернет-пространстве, отражающая особенности ее распространения по каналам СМИ в конце XX - начале XXI веков.

  4. Выявлены характерные черты развития публицистики в настоящее время, обозначены проблемы ее функционирования и условия, необходимые для дальнейшего развития взаимодействия публицистики с иными составляющими гражданского общества.

  5. Для выявления специфики текстов различных типов впервые использована методика дитекс-анализа, основанного на передаче смысла текста посредством создания его графической модели.

  6. Введен в научный оборот обширный эмпирический материал (массив публицистических текстов), характеризующий современное состояние публицистики и ее значение в процессе функционирования гражданского общества.

Теоретическая значимость исследования обусловлена наличием в нем новых данных о предметной области публицистики, о ее функциональных характеристиках и задачах, обусловленных потребностями гражданского общества. Результаты работы могут быть использованы при дальнейшем изучении публицистики, журналистики, механизмов функционирования гражданского общества, а также при исследовании проблем их взаимодействия. Методики, разработанные диссертантом, также представляют общенаучный интерес.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она обнаруживает некоторые препятствия для распространения публицистических выступлений и намечает пути их преодоления. В исследовании даются рекомендации по развитию гражданской активности членов общества и совершенствованию организации работы редакций с общественным мнением. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении дисциплин по истории и теории публицистики в школах и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования была осуществлена на международных научных конференциях по журналистике «Ломоносов-2002» и «Ломоносов-2003» (г. Москва, факультет журналистики МГУ). Основные положения диссертации представлены в следующих печатных работах:

Наумова Т. Н. К вопросу об особенностях публицистического текста //Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2002». Секция «Журналистика» -М.: Факультет журналистики МГУ, 2002. (8 595 симв., 0,2 авт. л.);

Наумова Т. Н. К вопросу об особенностях публицистического текста //Меди@льманах. - 2003. - № 1. (36 107 симв., 0,9 авт. л.);

Наумова Т. Н. Гражданское общество в современной науке. Методологические предпосылки исследования роли СМИ в становлении и функционировании гражданского общества. - М.: Издательский дом «Априори», 2002. (80 414 симв., 2 авт. л.);

- Наумова Т. Н. Публичное слово как проявление гражданской активности: исторические свидетельства //Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003». Секция «Журналистика» - М.: Факультет журналистики МГУ, 2003. (4 874 симв., 0,1 авт. л.)

На основании результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:

  1. Основываясь на представлениях о роли гражданского общества и естественном характере его происхождения, мы считаем, что нормальное его функционирование возможно лишь при условии, если в структуре коммуникаций в числе информационных продуктов будут представлены «продукты гражданской деятельности» людей - их гражданские позиции, выраженные в открытой форме, воплощением чего и являются публицистические выступления граждан.

  2. Именно гражданская активность сформировала публицистический тип деятельности, который позволяет членам общества реализовывать свою гражданскую миссию, обращаясь к аудитории с публичным словом.

  3. Публицистический текст есть особый информационный продукт, распространяемый по каналам СМИ и обладающий устойчивыми признаками. Публицистические произведения построены на рассмотрении актуальных масштабных проблем, основанном на синтезе явлений и фактов действительности, на привлечении исторических свидетельств и теоретических выкладок, а также на анализе опыта отдельных личностей. Особенности публицистического текста проявляются как в характере темы и проблемы, в наличии определенных коммуникативных установок (воздействие на общественное мнение с целью утвердить авторскую точку зрения и привлечь сторонников), так и в его структуре, представляющей собой симбиоз фактов, образов и отмеченной большой долей рефлексивной информации.

  1. Типологические характеристики публицистики порождают специфику ее воздействия, делая публицистическую деятельность эффективной формой борьбы за общественное мнение и значительной общественной силой.

  2. Основными помехами, препятствующими распространению публицистики в современных условиях, являются экономическая зависимость СМИ от коммерческих структур и частных лиц, включенность СМИ в политическую борьбу за власть, неадекватная их роли в этих процессах, попытки институтов власти осуществлять цензуру, а также функциональный дисбаланс в структуре массовых информационных потоков.

  3. Для оптимизации ситуации необходимо повышение гражданской культуры всех членов общества и формирование у них навыков гражданской активности, чему могут способствовать такие меры, как введение в школьную и вузовскую программу дисциплин, обучающих основам публицистической деятельности, создание в редакциях газет и журналов отделов по работе с мнениями граждан и налаживание более тесных контактов между публицистами и общественными организациями для продвижения идей гражданского общества.

Структура диссертационного исследования отражает стремление автора к комплексному рассмотрению обсуждаемого предмета. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе речь идет об историческом формировании гражданской практики общества и о становлении понятия «гражданское общество», как ее отражении. Рассматриваются основные научные концепции гражданского общества, дается развернутая его трактовка в качестве одного из механизмов саморегуляции общества как целостной системы. Особый акцент сделан на исторических свидетельствах изначального включения гражданского общества в процессы жизнедеятельности социума, что доказывает естественную природу его существования, и тех формах, которые становились выражением гражданской активности людей и сформировали публицистический тип деятельности. Все это рассматривается как методологическое основание для

изучения взаимодействия СМИ и других общественных коммуникаций с гражданским обществом.

Вторая глава посвящена анализу накопившихся в отечественной науке теоретических концепций публицистики и определению специфических признаков публицистического текста посредством традиционного содержательного анализа материалов, а также дитекс-анализа, основанного на построении их графических моделей. Исходя из выявленных признаков, формулируются критерии для разграничения разновидностей публицистических текстов и формирования массива материалов, подлежащих исследованию.

В третьей главе рассматривается состояние публицистики в современной российской действительности. Результаты анализа содержания СМИ настоящего времени позволили выявить особенности распространения публицистических текстов, обозначить характер авторского состава публицистов, их целевые установки, раскрыть основную проблематику публицистических материалов, выявить особенности аргументации и выделить основные формы выступлений. Здесь же фиксируется внимание на тех обстоятельствах, которые препятствуют распространению публицистики, снижая тем самым ее эффективность.

Заключение содержит в себе краткие выводы диссертационного исследования и намечает перспективу дальнейших научных разработок.

В Приложениях предлагаются

перечень текстов, входящих в исследуемый массив;

подробно рассматриваемый в диссертации материал А. Панарина. Список использованной литературы вбирает в себя разделы:

теоретико-философская литература;

литература по истории и теории журналистики и публицистики;

исследования по теории текстов;

первоисточники;

литература на иностранном языке.

Гражданское общество в зеркале науки: история и современность

Самостоятельной науки о гражданском обществе как таковой не существует, точнее, знание о нем рассредоточено в других науках. Поэтому эту проблематику часто называют мультидисциплинарной - феномен гражданского общества пытаются разгадать представители различных наук: правоведы, политологи, социологи, культурологи, психологи. И это неудивительно: сфера «гражданского» пронизывает все важнейшие области жизнедеятельности общества - политико-правовую, экономическую, социальную, экологическую, его идеологию, культуру.

Пятнадцать лет назад, после распада тоталитарного режима, Россия, в поисках самое себя, медленно, спотыкаясь, но уверенно шла к утверждению идей гражданского общества - оптимального способа развития естественных механизмов общественной саморегуляции.

В связи с этим и проблемы, связанные с трактовкой понятия «гражданское общество», а также с отношениями личности, социальных групп, общественных организаций и государства, оказались в центре внимания ученых, журналистов и политиков, было опубликовано много научных исследований по данной теме. В ходе дискуссий в понятие «гражданское общество» вкладывались самые различные, иногда взаимоисключающие смыслы. Одни отождествляли его с правовым государством, другие - с рыночными отношениями, третьи - с обществом свободных граждан, исполненных сознанием своего нравственного и политического долга.

Зачастую идею гражданского общества стали использовать как средство для политической мобилизации общества, утратившего ценностные ориентиры, представляя ее в качестве некой магической формулы, якобы способной решить все проблемы российской действительности . Это привело к тому, что, потеряв первоначальную привлекательность, она перестала восприниматься в должном смысле.

Между тем гражданское общество вовсе не идеальная конструкция, призванная внушить иллюзорные надежды на будущее. Это - измерение общества в целом, показатель его зрелости, естественный способ регуляции общественных отношений, а точнее, один из контуров саморегуляции общественной системы , равно как и массовое сознание, общественное мнение, мораль и др. Иными словами, мы говорим о гражданском обществе как подсистеме социума, в которой постоянно осуществляется «столкновение» кибернетических и синергетических процессов.

Научное осмысление этой проблемы было начато Н. Винером. В 1948 году он ввел новое измерение в «физику социального организма», высказав утверждение, что человеческое общество - сложная самоуправляемая система, а коммуникация - средство сохранения общественного гомеостазиса5. Вслед за ним немецкий исследователь Г. Клаус показал, как складывается и действует разветвленная, многоуровневая структура механизмов самоуправления общества - он назвал их «переплетенными контурами регулирования» .

Самоорганизация общества представляет собой результат бесчисленного множества социальных взаимодействий, от межличностных до групповых, массово-коллективных. В обществе она выполняет функцию важнейшего социального регулятора, и, в отличие от управления, не зависит от действия -желания или нежелания - субъективного фактора7. Процесс самоорганизации отличается от процесса организации тем, что его сущность объясняется природой самой системы, автоматически реагирующей на воздействие внешних факторов.

Настоящий период развития России связан с «возрождением» идеи гражданского общества. Латиноамериканский ученый Уэффорт писал: «Мы желаем гражданского общества, мы должны защитить себя от государства-монстра. Это означает, что если гражданского общества не существует, то его следует выдумать. Если оно мало, его надо увеличить... Словом, нам нужно гражданское общество, потому что мы хотим свободы»8. Такое толкование предполагает, что феномен гражданского общества заложен в самой общественной структуре:

- общество состоит из граждан, которые являются носителями и выразителями личных и общественных интересов;

- граждане взаимодействуют между собой, в том числе и автономно от структур власти.

Следовательно, утверждения, что в современной действительности гражданскому обществу нет места, не вполне правомерны. Гражданская составляющая общества не может не существовать, она не исчезала ни при одной из диктатур. Дело здесь в ином - сегодня гражданское общество продолжает развиваться и структурироваться, то есть спонтанный процесс его функционирования превращается в осознаваемый человеком, который в содействии с другими членами общества способен контролировать и при необходимости изменять его вектор. А если это так - необходимо знать, каковы возможности и механизмы функционирования гражданского общества, - для того чтобы способствовать его развитию в российских условиях.

Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли. Российские и западные ученые-обществоведы предлагают много подходов к изучению гражданского общества, однако единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ до сих пор не сложилось.

У многих поколений людей гражданское общество ассоциировалось с борьбой за свою социальную свободу, возможность жить в свободном обществе. В историческом опыте человечества исследователями были зафиксированы три основные формы гражданского общества: античная гражданская общность (античный полис), средневековая гражданская общность (община) и гражданское (буржуазное) общество нового и новейшего времени. Их связывали некоторые общие признаки, которые были определены современными социологами9. Кратко перечислим их.

1. Личная свобода граждан. Правда, состояние свободы в различных формах не было одинаковым. Так, античная гражданская общность не являлась свободной в полном смысле этого слова. Свобода ее членов достигалась, как известно, за счет порабощения других жителей полиса (рабов, домочадцев). Значительная часть средневековых гражданских общин также находилась в личной зависимости (подмастерья, члены патриархальных семей). Более высокий уровень социальной свободы достигается в буржуазном обществе. В нем свобода личности закреплена юридически и обеспечивается государством и его институтами.

Публичное слово как проявление гражданской активности: исторические свидетельства

Каким же образом осуществляется процесс трансформации индивидуальных мнений в общественное мнение?

Уже на самых ранних ступенях существования социума человек обнаружил способность осознавать свою позицию по поводу важных для всех дел, сообщать о ней окружающим и убеждать их в своей правоте. Это были первые информационные продукты его деятельности как гражданина - члена сообщества, с которым он был связан местожительством, общими заботами, судьбой. Они-то и обусловили возникновение института общественного мнения, а вместе с ним - зарождение гражданского общества, ставших важнейшими, естественными регуляторами общественных отношений.

Историки и теоретики публицистики уже неоднократно обращались к историческим фактам, характеризующим общественную жизнь на ее различных этапах. Однако они исследовали эти материалы, прежде всего, в целях получения данных о предпосылках, корнях, предформах тех явлений, развитие которых привело к существованию современной системы средств массовой информации. Нас же данный массив фактов интересует в том аспекте и в той мере, в какой он характеризует общественные ситуации, вызывающие гражданскую активность людей, проявления такой активности, поиски эффективных форм влияния на общественное мнение. В этой связи предмет нашего исследования на данном этапе мы определяем понятием «публичное слово», рассматривая его именно как обозначение проявлений гражданской активности, направленной на формирование общественного мнения, и абстрагируясь тем самым пока от содержания существующих теоретических концепций публицистики. О чем же свидетельствуют материалы прошлого?

Как влиятельная общественная сила публичное слово отчетливо заявило о себе в Древней Греции. Общественное устройство Эллады -рабовладельческая демократия - было ориентировано на функционирование общественного мнения в качестве обязательного звена государственной системы. Исследователь Е. Н. Корнилова отмечает, что полисная культура в целом тяготела к устному слову, а стержнем общественных отношений была состязательность: «Как известно, менталитет древних греков характеризовался удивительным свойством человека агонистического, то есть человека с неудержимым стремлением к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни»50. Таким образом, принцип агонистики в этот период вошел в общение граждан, положив начало античному красноречию - ораторскому искусству и риторике. А вместе с тем он стал неизменной составляющей процесса становления общественного мнения во все времена.

Стиль политической и правовой жизни демократических Афин во многом определили идеи софистов, вопреки родовой элитарности провозгласивших элитарность образованности и знания. Юридическим следствием их активной деятельности оказались реформы Солона, ставшие благом для граждан Древней Греции: они получили равенство в политических правах и свободу слова, право апелляции к Народному собранию, возможность в открытой публичной дискуссии высказывать собственное мнение. Это стало решающим фактором для использования красноречия в процессе выработки общественного мнения по тому или иному злободневному вопросу и превращения его в необходимое звено государственной системы.

Еще задолго до расцвета красноречия в Элладе существовала традиция отзываться в публичной речи на злобу дня, прибегая к средствам эпической и лирической поэзии. Это отразил Гомер в «Илиаде», поэтическое слово для обращения к народу использовал Солон-реформатор. Шел процесс накопления выразительных средств в арсенале публичного слова, которое обогащалось за счет искусства.

Таким образом, к моменту, когда структура афинской рабовладельческой демократии востребовала ораторское искусство, оно уже обладало и трибуной, и довольно богатой палитрой выразительных средств. Дебаты в Народном собрании, Совете пятисот, в суде присяжных, необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать в своей правоте слушателей вознесли роль звучащего слова на невиданную доселе высоту.

«В этой обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ «общественного человека» - человека, способного держать в своих руках управление государством; и понятно, что искусство владеть речью было непременной и важнейшей чертой этого образа», - пишет М. Л. Гаспаров51.

Будучи не отделимой от политики, риторика участвовала в формировании общественного деятеля, сочетавшего в себе государственное мышление с даром оратора. Уважение к ораторскому слову было древним, традиционным: считалось, что как на войне гражданин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и Народном собрании52.

Первоначально речи ораторов были синкретичными - и по целям, и по средствам. Но по мере того, как дифференцировались общественно важные цели, дифференцировались и речи, сначала - исходя из целевой направленности. Для политических институтов - Народного собрания и Совета - было важно «совещательное» красноречие, для суда - «судебное». Услаждать слух или развлекать было призвано торжественное красноречие - рассуждения отвлеченного характера53. Зарождались разные виды деятельности, определялись черты производимых ими продуктов, текстов. Однако распространялись они еще долгое время одинаково - через устную речь, ораторское искусство. Хотя во времена поздней античности уже появились первые обращения с публичным словом в письменной форме.

Теоретические модели публицистики

Задачи, вставшие перед наукой о журналистике в связи с необходимостью определить ее роль в современном обществе, когда в нашей стране идет процесс восстановления условий для оптимального функционирования гражданского общества, актуализируют изложенные выше сведения. Научная проблема - понять, что есть публицистика, - приобретает остроту, так как в современных условиях роль общественного диалога возрастает, и, следовательно, более значимой становится роль публицистики, от которой во многом зависит его содержание и результат, тем более что новые технологии позволяют использовать интерактивные формы для информационного взаимодействия.

Основываясь на этом, мы увидели необходимость в том, чтобы рассмотреть состояние современной публицистики, проанализировав публицистический текст, как ее наглядное проявление. Для того чтобы сформировать соответствующий массив текстов, потребовалось четко сформулировать критерии отбора публицистических произведений. В этих целях мы обратились к научным фондам по теории публицистики, основная часть которых относится к концу 60-х годов XX века, когда прошла дискуссия по поводу определения понятия «публицистика».

В качестве инструмента, который позволил бы корректно сопоставлять разные теоретические модели, были использованы вопросы, ориентированные на разносторонний подход к предмету рассмотрения, а именно: - Что такое публицистика в понимании ученого? - Каковы специфические черты публицистики? - Каков объект публицистики и его признаки? - Каков предмет публицистики? - Каковы функции публицистики? - Что характеризует фигуру публициста? - Что такое публицистичность?

Профессор Е. П. Прохоров разработал концепцию, согласно которой под публицистикой понимается творческая деятельность, представляющая собой, наряду с наукой и искусством, особый, третий тип познания69 («публицистическое видение действительности»), который по природе своей является интегративным, ассимилирующим в себе черты двух других типов. «Публицистика - синтез, но с появлением качественно иных характеристик, присущих публицистике, но не вытекающих ни из науки, ни из искусства»70. А публицисты, по мнению ученого, «должны воссоздавать историю современности, пользуясь научными и художественными методами отображения действительности, выступая, следовательно, одновременно и как ученые и как художники» . Научность публицистики Е. П. Прохорову видится в глубине социально-исторического исследования, свойственного, по его мнению, публицистике, так как публицист «добывает» научные знания. С искусством же публицистику роднит, по мнению исследователя, художественная образность, которая неизменно присутствует «не только в очерке, фельетоне и памфлете», а во всех жанрах публицистики.

Е. П. Прохоров считает, что публицистика составляет содержание журналистики, «основное наполнение средств массовой информации», «систему произведений периодического издания»72 и включена в рамки журналистской профессии. Отметим, что сюда же исследователь относит и все информационные жанры журналистики: «Цели у информации и публицистики одни, и нет никаких оснований для того, чтобы считать информацию чем-то отличным от публицистики. Информация (даже в ее крайнем проявлении в виде хроники) - это отрасль публицистики (наряду с аналитическими и художественными группами)» , «микропублицистика», «это фундамент, на котором возводятся следующие этажи публицистической истории современности»74.

Появление в тексте такого качества, как публицистичность, Е. П. Прохоров объясняет, прежде всего, актуальностью темы: «Публицистичность в творчестве писателя, ученого, популяризатора, политика заявляет себя остротой актуальности» . Это первое. И второе: «Публицистичность - непременное качество любого произведения, рассчитанного на массовую аудиторию, поскольку оно «делает» его массовой информацией. Публицистичность -родовой признак массовой информации. Искусство журналистской деятельности... в значимой мере определяется тем, насколько в плоть и кровь работников редакции вошло это требование»76. То есть умение писать публицистично, по Е. П. Прохорову, это высшая ступень журналистского мастерства.

Основная функция публицистики, согласно концепции Е. П. Прохорова, — формирование общественного мнения путем написания «истории современности». Из нее вытекают другие: «воздействие на социальную практику», «информационно-познавательная» и «социально-педагогическая» функции. Теоретик пишет: «Формируя общественное мнение, публицистика тем самым оказывает существенное влияние на формирование массового сознания... Притом, это воздействие таково, что его невозможно восполнить только теоретической пропагандой и искусством, поскольку это - оперативное обобщение явлений и процессов текущей социальной жизни. ...Публицистика тем самым способствует как «тактической», так и «стратегической» социальной ориентации, всестороннему духовному самоопределению, выработке единого мироотношения, что находит выход в поведении или какой-либо другой форме социальной активности. Кроме того, сообщая, объясняя, оценивая те или иные позитивные или негативные социальные факты, публицистика побуждает своими выступлениями различные социальные институты... принимать определенные решения, направленные на распространение положительного опыта или устранение недостатков».

Из «специфической» функции Е. П. Прохоров выводит объект публицистического познания: «.. .все разнообразие того, что называется жизнью современного общества в ее органической связи с прошлым и тенденциями развития в будущее, составляют «поле зрения» общественного мнения, а потому и публицистики» . Предметом же публицистики для ученого «служит вся многогранная действительность, воспринимаемая публицистом в богатстве множества локальных и складывающихся из них глобальных ситуаций социальной жизни»79. Определяющим качеством, «категорическим императивом» публицистики исследователь провозглашает «общесоциальную значимость проблемы и общественный интерес к ней» .

Именно это, на взгляд исследователя, должно служить критерием при выборе явлений и проблем современности. Как пишет Е. П. Прохоров, при этом для публициста «...мало добросовестного и даже талантливого воспроизведения. От публициста требуется нечто большее - понять происходящее, определить свое отношение и передать свое суждение, приговор, мнение читателю... А это доступно только тогда, когда есть ясная, четкая позиция. Позиция гражданская, партийная»81.

Профессор В. В. Ученова выступила против определения публицистики как особого типа познания: «Взвешивая составляющие публицистического творчества, публицистического типа общения, мы приходим к выводу, что здесь нет оснований говорить об особом типе познания. Возникая как способ актуального воздействия на аудиторию, то есть как особый тип общения, публицистика аккумулирует и выражает собой, по преимуществу, гносеологические особенности обыденного познания» ; «.. .публицистика не «третий тип познания» наряду с научным и художественным... Спектр познавательных вариантов много шире: тремя типами ограничиться невозможно...

Принципы исследования и характеристика массива рассматриваемых текстов

В соответствии с критериями, выработанными во II главе, в массив исследуемых текстов, как уже говорилось, мы включили два вида выступлений: - нежурналистская публицистика (публицистические тексты, авторы которых не являются профессиональными журналистами); - журналистская публицистика (здесь авторы - журналисты, выступающие не в своей профессиональной роли, а как представители общественности, выражающие свою позицию относительно взволновавшей их проблемы или события)151. Для того чтобы обеспечить репрезентативность исследования, было решено обратиться к анализу содержания изданий журнального (9) и газетного (9) типа за последние три года (2000 - август 2003 гг.) с установленной периодичностью просмотра для толстых журналов - каждый 3-й номер, для тонких журналов - каждый четвертый номер, для газет - каждый 30-й номер.

В ходе исследования были рассмотрены материалы следующих изданий: - «толстые» журналы - 5 наименований: «Дружба народов», «Знамя», «Наш современник», «Новый мир», «Октябрь»; - «тонкие» журналы (еженедельники) - 4 наименования: «Власть», «Итоги», «Огонек», «Эксперт»; - газеты с различной периодичностью выхода - 9 наименований: «Ведомости», «Время МН», «Завтра», «Известия», «Литературная газета», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета».

Как свидетельствует таблица, всего было изучено 393 номера различных периодических изданий. В них было опубликовано 435 публицистических текстов. Причем в толстых журналах преобладают выступления, авторы которых не являются журналистами. В газетах и тонких журналах журналистская и нежурналистская публицистика представлены приблизительно в равных соотношениях.

Кроме того, автор диссертации ознакомился с материалами интернета -сравнительно нового канала распространения информации, в том числе и публицистики. Вследствие преимущественной завуалированности сетевой публицистики (зачастую тексты лишены внешних примет и как публицистические не опознаются) и большого (подчас неисчерпаемого) объема интернет-порталов, представить полную картину распространения публицистики в сети и показать ее в форме таблицы не удалось. Однако определенные зоны циркуляции публицистики мы все-таки зафиксировали.

1. Информационно-поисковые порталы (например, Yandex, Rambler и др.). Они не содержат публицистических текстов, но отсылают к ним, позволяют находить конкретные статьи по автору или названию, а также осуществляют поиск по тематическим описаниям.

2. Информационно-аналитические порталы - как правило, общетематические, с разделом «Публицистика». В их числе информационно-аналитический портал Гражданского Клуба http://www.globalrus.ru, Петербургский час пик - Лента новостей http://www.chaspik.spb.ru, Русский журнал http://www.russ.ru, Вольный Петербург http://www.ingermanland.narod.ru и др.

3. Электронные библиотеки . «Библиотека думающего о России» http://www.patriotica.ru/actual/index.html, «Русское слово» http://ethnology.boom.ru/Russlovo, «Белка» http://www.netda.ru, сайт «Забытые страницы русской истории» http://www.ovsya.com.ua/Publish.htm, православный сайт «Русское небо» http://rus-sky.com/publicist. Они носят, преимущественно, патриотический характер. На таких сайтах размещаются, как правило, статьи, ранее опубликованные в СМИ, эксклюзивные материалы (написанные для сайта), а также подборки устных выступлений публицистов.

4. On-line издания (например, электронный журнал «Обозреватель-Observer» http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/index.htm - проект осуществлен общественным движением «Духовное наследие»).

5. Электронные версии печатных СМИ (например, http://www.novayagazeta.ru и др.). Сайт «Известий» превратился в информационно-аналитический портал http://www.izvestia.ru)

6. Сайты политических партий и общественных организаций (сайт партии «Евразия» http://www.evrazia.org, партии «Яблоко» http://www.yabloko.ru, сайт Академии «Гражданское общество» http://www.academy-go.ru, сайт «Россия и Европа» http://www.eur.academy-go.ru, сервер Московского Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru и др.). На таких сайтах обычно размещены статьи лидеров партий или их единомышленников, которые ранее, возможно, были опубликованы в СМИ. Так, например, на сайте партии «Евразия» http://www.evrazia.org размещены статьи, а также книга лидера партии, политолога А. Дугина «Евразийский путь как национальная идея». А на сайте «Яблока» - публикации Ю. Щекочихина, В. Лукина, В. Шейниса и др.

7. Персональные страницы публицистов. Это, например, - сайт правозащитника Ю. Рыбакова http://rybakov.spb.ru, где помещены а) его собственные статьи, б) в рубрике «Трибуна» - публикации других авторов по важным проблемам, в) а также материалы правозащитного альманаха «Терра Инкогнита» http://terraincognita.spb.ru; - сайт депутата Г. Явлинского http://www.yavlinsky.ru. Здесь находятся его статьи, а также выступления единомышленников (рубрика «Умный разговор») - С. Аверинцева, Ю. Афанасьева, Л. Баткина, А. Минкина, А. Германа, Л. Шевцовой и др.; - сайт петербургского писателя-публициста М. Чулаки http://www.art.spb.ru/chulaki; - сайт известного православного богослова и публициста диакона А. Кураєва www.kuraev.vinchi.ru, где хранятся полные тексты его книг, статей, интервью, полемики; - страница журналиста А. Минкина - на сайте «Московского комсомольца» http://www.mk.ru/person/minkin.asp (его статьи, ранее опубликованные в «МК»); - страница Г. Павловского в «Русском журнале» -http://www.russ .ru/authors/pavlovsk.html.

Похожие диссертации на Роль публицистики в функционировании гражданского общества