Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности формирования палестинской публицистики: история и современное состояние .
1.1. Условия возникновения палестинской публицистики 13
1.2. Проблемы эволюции палестинской публицистики 25
1.3. Вклад писателей в развитие палестинской публицистики 33
Глава II. Публицистика как фактор национального объединения палестинского народа.
2.1. Культурные и языковые особенности, оказавшие влияние на становление палестинской печати 51
2.2. Творчество палестинских публицистов как фактор общенациональной палестинской консолидации 70
Глава III. Роль публицистики и документального кино в формировании национального палестинского самосознания 87
3.1. Палестинские СМИ на оккупированных территориях и в странах изгнания 89
3.2. Документальные фильмы как инструмент идейно-идеологической пропаганды 113
3.3. Общие черты СМИ и документального кино 124
Заключение 153
Библиография 158
Приложения 175
- Условия возникновения палестинской публицистики
- Проблемы эволюции палестинской публицистики
- Культурные и языковые особенности, оказавшие влияние на становление палестинской печати
- Палестинские СМИ на оккупированных территориях и в странах изгнания
Введение к работе
Ветка Палестины
Скажи мне, ветка Палестины., Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была?
М.Ю.Лермонтов
Актуальность темы исследования. Палестина в мировой истории с давних пор привлекала внимание ученых, писателей, религиозных и культурных деятелей многих стран мира. Сегодня, в XXI веке, Палестина вновь находится в центре внимания мирового сообщества, как «горячая точка» региона Ближнего Востока, как очаг длящегося уже боле полувека арабо-израильского конфликта, дестабилизирующе воздействующего не только на положение в данном регионе, но и на всю систему современных международных отношений. Имея в виду эту особенность палестинской проблемы, английский историк А. Тойнби в одной из своих работ дал такую глубокую характеристику этой проблемы: «Палестинская трагедия - это не локальная трагедия; это трагедия всего мира, поскольку - это несправедливость, которая угрожает всему миру».
Следует подчеркнуть, что палестинская проблема многоаспектна. Один из аспектов этой трагедии, которая в первую очередь сказывается на положении народа Палестины, прогресса его культуры, экономического и социального развития, является длящаяся в течение полувека борьба палестинцев за реализацию национальной идеи - создание палестинского государства. Это государство должно быть создано в соответствии с решением Организации Объединенных наций, принятом еще в 1947 году. В решении ООН определены
и границы государства. Длительная борьба, многократно перераставшая в военные столкновения, привела к тяжелым последствиям во многих отношениях, если говорить об интересах палестинцев и других народах этого региона. Но для палестинского народа одним из тяжелейших последствий, угрожающим самому существованию арабского народа Палестины, оказалась необходимость бороться за сохранение и развитие своего национального сознания, своего единства и существования как самостоятельного этноса. В условиях «рассеяния» палестинского народа, вызванного непрекращающимися военными столкновениями и внешней агрессией, задача сохранения национальной самоидентичности приобрела, безусловно, острый характер. В этом историческом контексте представляется особенно необходимым осмысление и изучение всех возможных путей сохранения национального самосознания и самоидентичности арабского народа Палестины.
Вероятно, одним из наиболее надежных инструментов в условиях сложившейся ситуации являются средства массовой информации и, в более широком смысле, арабская публицистика как инструмент развития и утверждения национальной идеи и самосознания арабского народа Палестины. Изучение взаимодействия средств массовой информации и искусства, в том числе кинопродукции и документального кино, приобретает особую значимость. Еще рельефнее эта значимость проявляется, если учесть, что не только рассеянному палестинскому народу, но и многим государственно оформившимся небольшим народам приходится сохранять свое национальное самосознание в условиях непрекращающейся агрессии в системе массовой информации из-за рубежа, нацеленной на разложение национального самосознания, в условиях борьбы за новый международный информационный порядок, против засилия мировых информационных центров.
Все это делает проблему изучения публицистики арабского народа Палестины крайне актуальным, научно интересным и значимым не только для арабского народа Палестины, но и для других народов мира.
Цели и задачи исследования.
Теоретический объект исследования - публицистика как один из инструментов формирования и сохранения национального самосознания народа.
Эмпирический объект исследования - публикации ведущих газет и журналов Палестины в период 1970-2005 годов, документальные фильмы, в которых нашло отражение положение палестинского народа не только в Палестине, но и в зоне рассеяния народа, вопросы взаимодействия средств массовой информации с общественными и государственными структурами.
Предметом исследования стало творчество палестинских публицистов и кинодокументалистов, влияние средств массовой информации на формирование общественного сознания палестинского народа, а также взаимодействие между публицистикой и национальной культурой с учетом особенностей арабского менталитета.
Целью диссертации является проведение комплексного анализа палестинских СМИ в условиях непрекращающейся агрессии и «рассеяния» палестинских арабов в регионе Ближнего Востока и других стран мира, что ограничивает возможность системного подхода. Соподчиненной целью является изучение влияния палестинской публицистики на менталитет народа Палестины в контексте арабо-израильского конфликта в целом.
Достижение поставленной цели осуществлялось поэтапным решением задач:
рассмотрение особенностей творчества ведущих публицистов Палестины;
определение круга проблем, возникших при развитии публицистики;
изучение взаимодействия СМИ, документального кино и литературы;
обобщение уже известных сведений о национальной специфике палестинских СМИ на новом уровне с учетом возрастающей роли культуры;
определение роли всей совокупности средств массовой коммуникации в контексте арабо-израильского конфликта и их влияния на самосознание палестинского народа.
Методика исследования:
систематическое наблюдение печатного журнального листа, а также других информационных потоков;
традиционный содержательный анализ информационных текстов и документальных лент палестинского производства;
статистический анализ, ориентированный на получение данных о количественном присутствии публицистических текстов в палестинских СМИ и соотношение их качественных разновидностей.
В процессе исследования и подготовки диссертации автор руководствовался принципами объективности, историзма, системности, единства теории и практики, что в совокупности позволило изучить всю проблему во всей ее сложности и многообразии, как процесс. Научная новизна работы заключается в следующем:
В рамках работы впервые предпринята попытка обобщить публицистическую деятельность работников печати, радио и документального кино, которое в условиях отсутствия государства играло роль наиболее эффективного СМИ - телевидения.
Представлена масштабная картина современной палестинской публицистики, выявлены характерные черты ее развития, обозначены проблемы функционирования и условия, необходимые для ее дальнейшего развития.
3. Соотнесены публицистические и эстетические параметры указанных СМИ, в частности, рассмотрено соотношение слова и изображения в документальных фильмах, посвященных национальной борьбе палестинцев.
В научный оборот вводятся наблюдения и мысли виднейших практиков палестинской публицистики.
Научно-практическое значение исследования заключается в возможности использования его материала и основных положений с целью дальнейшего изучения истории, теории и практики палестинской журналистики, публицистки вообще и писательской в отдельности, а также при создании учебных пособий и методических указаний. Выводы и рекомендации данной диссертационной работы могут быть использованы непосредственно журналистами и начинающими писателями для повышения своего литературного мастерства, а также широким кругом специалистов, изучающих становление и развитие арабской цивилизации и истории. Результаты работы окажутся полезными для улучшения координации работы различных видов СМИ, понимания проблем арабской кинематографии и определения путей их преодоления.
Апробация исследования. Значительная часть результатов
исследования была изложена в публикациях автора, напечатанных в альманахе кафедры теории и истории журналистики РУДН l . Основные положения диссертационной работы излагались автором на практических конференциях, которые проходили в Союзе арабских писателей и журналистов в 2003 и 2004 годах. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, одобрена и рекомендована к защите.
Рукопись данного диссертационного исследования запланирована издательством Союза писателей Палестины (г. Рамалла) к изданию отдельной
1 "Журналистика и общество". Сборник научных трудов - М., РУДН, 2006. №6, - 278 с.
книгой для последующего распространения непосредственно на оккупированных Израилем арабских территориях и в других арабских странах. На основании результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Палестинская публицистика, будучи составной частью искусства и
средств массовой информации, должна рассматриваться как единое целое в
системе социокультурных реалий современной эпохи.
2. Палестинская публицистика является самым выразительным жанром- в
средствах массовой коммуникации благодаря:
а) единству освещаемого конкретного материала;
б) единству целей и задач, вытекающих из общественно-
политической ситуации;
в) единству пафоса, авторских позиций, тем и жанров.
3. Борьба палестинского народа в условиях тяжелого и постоянно
осуществляемого информационного давления из-за рубежа, которое имеет
целью деморализовать и расколоть национально-освободительное движение
народа, вылилась в борьбу всего прогрессивного арабского мира за
утверждение принципов независимости и свободы каждого народа.
4. Палестино-арабская публицистика обнаружила удивительную
жизнестойкость в условиях многолетней борьбы народа за освобождение и
право иметь свою государственность.
5. Она стала одним из важнейших инструментов объединения арабского
народа Палестины, оказавшегося не только под гнетом оккупации, но и
разбросанного в качестве эмигрантов по разным государствам.
6. Печать, радио и телевидение, а также документальное кино в
прошедшие десятилетия дали образцы высокого публицистического
творчества, сохраняющего и развивающего в сознании каждого палестинца
национальную самобытность и утверждающего веру в конечную победу
палестинского народа.
7. Несмотря на длительную разобщенность палестинцев и отсутствие
возможностей готовить кадры журналистов на национальной основе,
палестинская публицистика выдвинула целый ряд выдающихся имен, которые
составляют гордость не только палестинского народа, но и всех
арабоговорящих стран.
8. Произведения кинодокументалистов стали одним из самых
существенных сегментов палестинской публицистики периода оккупации и
борьбы палестинского народа за свободу и независимость.
Состояние и степень научной разработанности проблемы.
В процессе работы над диссертацией автор изучил значительный круг
научных трудов, составивших методологическую базу исследования. Среди них
сочинения известных российских и зарубежных ученых: Аль-Фадх Ясир.
Современная арабская пресса и ее перспективы. - Дамаск, 1980; Березин В.М.
Сущность и реальность массовой коммуникации. - М., РУДН, 2002; Боголов
В.Н. Социальная психология радио, печати и телевидения. - М., МГУ, 1991;
Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М., Знание, 1983; Грабельников А.А.
Общественное самоуправление и массовая коммуникация. - М., 1992; Кузнецов
Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М., Высшая
школа, 2002; Лоусон Д. История кино. - М., Искусство, 1968; Мартыненко
Ю.Я. Проблемы теории документального фильма. Учебное пособие. - М.,
ВГИК, 1976; Нечай О. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов
пединститутов; Прохоров Е. Введение в теорию журналистики.- М., МГУ, 1993;
Сафронов В.В. Новая арабская литература. - М., 1996; Ученова В.В.
Публицистика и политика. - М., Политиздат, 1979; Шагаль В.Э. Арабизация на
современном этапе: социально-политические последствия и
перспективы/ЛСультура и политика в странах Азии и Африки, - М., 1986; Аль-Аккад Лейла. Введение в теорию телевидения. - Дамаск, 1989; Аль-Аккад Лейла, Ассуд Низар. Социология СМИ. Основы изучения информации. -
Дамаск, 1985; Аль-Факх Ясир. Современная арабская пресса и ее перспективы. -Дамаск, 1980.
Степень изученности проблемы к настоящему времени остается пока невысокой, хотя существует научная периодизация, типологизация и подробные характеристики отдельных изданий, представленные в трудах таких российских и арабских ученых, как Ю.Галустов, Я.Засурский, А.Ибрагимов, Ю.Кашлев, Ю.Е.Прохоров, А.Шахов, а также Касем Хаваль, Хусейн Аль-Одат, Анвар Ас-Сибаи, Аль-Фахд Ясир, Юсеф Хури, Али Абдулла и других. Особенностью работ арабских исследователей является слабо представленная аналитическая и теоретическая база. Арабские ученые, рассматривая данную проблему, чаще всего подчеркивают пропагандистскую функцию СМИ и искусства, оставляя вне поля зрения значение эстетической функции, необходимость культурного взаимодействия. В русскоязычных источниках проблемы взаимодействия СМИ и литературы, как и проблемы взаимосоотнесенности коммуникационных и культурных факторов в общественной жизни, рассматриваются часто, но весьма редко с привлечением материалов палестинских СМИ (Бореев В.Г. Культура и массовые коммуникации. - М., Наука, 1986; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. -Тбилиси, Ганатлеба, 1989; Ганиханова Е. Махмуд Дервиш// Писатели Азии и Африки за мир и социальный прогресс. - Ташкент: Фан, 1990; Дробашенко СВ. Феномен достоверности. Очерки теории документального кино. - М., 1972; Ерасов Б. Культурное развитие стран третьего мира и проблема традиции// Модели культуры. - Смоленск, 1993; Мартыненко Ю.Я. Документальное киноискусство. - М., 1979; Нечай О. Основы киноискусства. - М., 1989; Суменов Н. Документальные фильмы сражаются// Документальный экран в борьбе.-М., 1984).
Изучение кинодокументалистики находится на начальном этапе. О ней написано пока немного (Абу Али М. Семинары о палестинском синематографе. - Бейрут, 1978; Абу Ганима Хасан. Палестина глазами кино. - Бейрут, 1981;
11 Аль-Одат Хусейн. Кино и палестинская проблема. - Дамаск, 1982; Хаваль Касем. Три фильма о палестинской проблеме. - Бейрут, 1972; Хаваль Касем. Палестинское кино. - Бейрут, 1979). Среди литературы на русском языке необходимо упомянуть следующие работы. Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. - М., 1983; Катунин А. Сражающийся кинематограф. Заметки о палестинской кинодокументалистике// Искусство кино, 1979, №11. - С.27-39; Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в борьбе// Молодая гвардия. 1984, № 7. - С. 234 - 244). Заслуживают упоминания работы арабских исследователей Касема Хаваля и Хусейна Аль-Одата. Более основательна книга последнего «Кино и палестинская проблема», в которой много конкретных наблюдений, но нет системного рассмотрения этого явления, отсутствует глубокий анализ кинопроизведения, что не дает основания для аргументированных обобщений.
Основное содержание диссертации
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность разрабатываемой темы, определяются методы и принципы исследования, анализируется степень изученности проблемы, характеризуется эмпирическая и теоретическая база, определяются цели, задачи, практическое значение и новизна, а также формулируются положения, выносящиеся на защиту.
В первой главе «Особенности формирования палестинской публицистики: история и современное состояние» дается краткий обзор предпосылок возникновения палестинской публицистики, обозначаются проблемы, возникающие в ходе ее развития.
Во второй главе «Публицистика как фактор национального объединения палестинского народа» исследуются проблемы влияния творчества палестинских писателей на культуру, исторические события и
развитие национальной публицистики, а также воздействие публицистического творчества на самосознание палестинского народа в стране и регионе «рассеяния». Автор исследует тематику, проблематику и жанровые особенности наиболее характерных публицистических произведений.
В третьей главе «Роль публицистики и документального кино в
формировании национального палестинского самосознания»
анализируемые деятельность и взгляды ведущих кинодокументалистов, показано место кинопублицистики в системе СМИ и ее роль в объединении и борьбе палестинского народа против израильских оккупантов.
Автор предпринимает попытку выявить творческие жанровые связи кинодокументалистики с публицистикой в печати и специфику влияния документального кино на формирование взглядов общественности, народа.
В этой же главе рассматриваются особенности и значение радиопублицистики как важной части палестинских СМИ и ее влияние на радиослушателей.
Заключение содержит в себе краткие выводы диссертационного исследования. В нем также намечается перспектива дальнейших научных разработок по исследуемой теме с учетом вновь обострившейся борьбы на Ближнем Востоке.
Список использованной литературы включает теоретические сочинения, научную литературу по теории и истории публицистики, публикации в периодической печати, относящиеся к исследуемой теме.
Приложения содержат перечень проанализированных документальных фильмов (в тексте диссертации), ряд иллюстрированных публикаций в печатных СМИ, таблицы, показывающие динамику рассеяния палестинского народа в регионе.
Условия возникновения палестинской публицистики
Публицистика - неотъемлемая часть национальной культуры любого народа. Как общественный род литературы и журналистики, публицистика рассматривает актуальные проблемы современной жизни народа, общества. На всех этапах своего исторического развития она была призвана оказывать влияние на общественное мнение и существовавшие политические институты. Она всегда оказывала поэтому огромное влияние на развитие культуры, общественного сознания народа и была органически связана с культурой1.
Культура палестинского народа уходит корнями в седую древность. Ее история свидетельствует о большом творческом потенциале, духовной силе и талантливости палестинцев. Об этом свидетельствует, в частности, устное народное творчество, включающее поговорки, сказки, песни, которые стали основой авторского творчества. Махер аш Шариф и Мунсиф Гашем в статье «Корни сопротивления - в народе» справедливо указали на связь фольклора с культурой, «рожденной из самой принадлежности человека Палестины к своей палестинской земле»2. О «связи времен»3 в культуре Палестины писал и известный ливанский литератор и публицист Хусейн Мруэ. Связанная кровными узами с историей арабо-мусульманского региона, эта культура впитала в себя лучшие традиции Востока, глубинный гуманизм и человечность арабского характера, что, кстати, противоречит пропагандистскому стереотипу «кровожадности» палестинской души, якобы мечтающей об уничтожении израильского народа, о мести всему миру.
Виднейшие творцы палестинской культуры никогда не отделяли своего литературно-художественного творчества от гражданского, патриотического служения народу, от непосредственного участия в борьбе его за социальное и национальное освобождение, за создание собственного независимого государства. Едва ли не в каждом рассказе, повести или романе, статье, очерке или репортаже палестинских публицистов звучит страстный призыв к всенародному сопротивлению израильским оккупантам, к проявлению массового патриотизма и героизма. Несогласие с этим равносильно грубому отрицанию основного смысла, целей и назначения палестинской национальной художественной публицистики.
Веками жили Палестинцы на «святой земле», создавая орудия труда и произведения искусства, служившие идее мира и добрососедства. Веками ремесленники украшали свои изделия узорами, ювелиры создавали драгоценные вещи, чеканщики и художники творили Красоту, которой и сегодня восхищаются все, кто знаком с историей нашего народа, полной созидательного труда.
Современное декоративно-прикладное искусство палестинцев совершенствует навыки народного творчества, развивая традиционные виды художественной деятельности (ткачество, вышивка, изделия из дерева, перламутра, керамики, металла и стекла). Музыка Палестины изначально народна, чужда воздействию массовой культуры Запада. Публицистика, представители которой - от Халиля Бейдаса до Самиха аль-Касема -неоднократно заявляли о своей верности национальной традиции, родной земле, также отличается глубокой народностью. В творчестве публицистов прославлялись традиционные ценности с упором на арабский идеал, который веками находил воплощение в образе гордого и свободолюбивого бедуин!/ Народное искусство Палестины стало фундаментом современной публицистики.
Основоположники современной палестинской литературы Хамиль Бейдас, Наджати Сидни, Махмуд Сейфутддин аль-Ирани и другие всегда считали народную культуру основой национальной жизни, самосознания палестинцев. Они писали о родной земле, о труде феллаха, о традициях народа. Тауфик Зайяд в книге «О литературе» также подчеркивал роль устного народного творчества в современной арабской культуре: «Пусть не думают, что я считаю проблему восстановления записи народных литературных произведений... проблемой искусства для искусства.»1 Сегодня прошлое стало актуальной темой дискуссий в СМИ. Т. Зайед правильно обращал внимание на значение знания народной культуры для формирования национального самосознания. Он писал: «Важно, чтобы наш народ и наша молодежь знали свой фольклор». В 1960-е годы в журнале «Афхар» («Мысли») Т. Зайед, Н. Сархан и другие литераторы много писали о народных песнях, обычаях, ремеслах (например, о работе стеклодувов, гончаров, ткачей). В 1970-е годы Н. Сархан опубликовал в журнале «Шуун Фалестыния» («Палестинские проблемы») много материалов о народных сказках, после чего создал «Энциклопедию палестинского фольклора», крупнейшее исследование национальной культуры. В эти годы и позже, в 1980-е годы Мунир Анис Насер (он в 1974 - 1977 гг. редактировал специальное издание, альманах, а затем журнал «Наследие и общество») опубликовал свои статьи о жизни крестьян из Бир-Зейта, которые тоже можно считать вкладом в изучение корней современной культуры палестинского народа.
Проблемы эволюции палестинской публицистики
Палестинская культура была и остается составной частью общеарабской культуры, основанной на идеалах ислама, древнего фольклорного искусства и национализма. Достоинством современной палестинской культуры является ее народность и демократическая простота. В XX веке традиция столкнулась с модернизацией, что породило многолетние конфликты, усиленные глобальным политическим конфликтом. Средства массовой информации и работающие в них публицисты, принимали самое активное участие в исторических событиях. Это позволяет нам сказать, что эволюция СМИ - зеркало национальной истории.
Для развития палестинских СМИ исламская идеология была важна прежде всего потому, что духовная атмосфера в XX веке определялась стремительным развитием данного учения, а также ролью мусульман в борьбе за политическое и культурное освобождение арабской нации. Сегодня нельзя утверждать, что СМИ Палестины полностью принадлежат сторонникам арабо-мусульманских традиций, но и преуменьшать воздействие данной культурной ориентации никак нельзя.
Следует учитывать и тот факт, что палестинская культура многие десятилетия развивалась, по преимуществу, как сельская. Только в последние годы город стал влиятельным фактором в становлении культуры и национальных СМИ. Урбанизация арабского Востока в последние десятилетия была обусловлена нефтяным бумом, который не затронул фактически и непосредственно ту часть региона, где шла война с Израилем. Однако и сугубо сельскохозяйственная деятельность не могла не измениться после открытия огромных месторождений нефти, после строительства заводов, оживления торговли и бизнеса. Образ жизни менялся в самых отдаленных районах: строились новые поселения и города, увеличивался спрос на грамотных людей. Городская цивилизация требовала не только умелых работников, но и образованных граждан, которые могут быстро усваивать новую информацию. Массовая информация стала актуальным вопросом и выгодным товаром.
В 1960-е - 1970-е годы были периодом риторической публицистики, которую характеризовало однообразие идей и форм. Политический пафос был доминирующим, а жанры газетных выступлений по вопросам культуры сводились к речам, репортажам, рецензиям и декларативно-обзорным статьям. В 1990-е годы активно развивались жанры интервью, проблемно-аналитической статьи, эссе. Это свидетельствует о качественном прогрессе публицистики.
В 1970-е - 1980-е годы Восток стал местом борьбы «массовой» культуры Запада и национальной арабской культуры. Последняя исповедовала традицию, любовь к истории как орудию в борьбе за умы людей. Историческая память остается важной частью арабской культуры и сознания. Об этом хорошо сказал когда-то Эмиль Хабиби в рассказе «Миндаль наконец зацвел». Э. Хабиби рассказывает истории двух юношей, которые клялись бороться за Свободную Палестину, но забыли о своей молодости. Писатель осуждает героев, забывших прошлое. Тем более осуждают современников те ученые и публицисты, которые выступают за «исламский путь», за духовные ценности, которые часто противопоставлены «материальным». Не всегда можно соглашаться с С. Кутбом, Зия ад-Дин Сардаром и другими исламистами-мыслителями, когда они обвиняют Европу в разврате, погоне за богатством, бездуховностью. Не всегда можно радоваться, наблюдая результаты духовного воспитания арабов. Но есть бесспорный факт, о котором нельзя не сказать: почти все арабы уважают литературное Слово, нелегкий труд писателя.
В условиях относительной деполитизации культурной жизни на первый план выдвигаются такие вопросы, как устои гражданского общества, традиции, образование, бизнес, развлечения. В городе традиции общины фактически забыты, хотя сохраняется почтительное отношение к старшим, к авторитету власти.
Социологи часто пишут о резких переменах в таком важном социальном институте, как семья. Раньше это была базовая ячейка общества, показатель его устойчивости и силы. В последние десятилетия XX века все реже встречаются многодетные семьи, особенно в городах. Молодежь отказывается от патриархальных отношений, многие девушки получают хорошее образование, отступают от норм шариата в брачных отношениях. Все это служит материалом для многих публицистов, освещающих современную арабскую действительность, а также для писателей, в чьих произведениях теперь больше уделяется внимания частной жизни, в отличие от произведений известных авторов 1970-х - 1980-х годов.
1990-е годы стали периодом больших положительных сдвигов в арабской культуре. Необходимость искать пути преодоления экономических трудностей заставила правительство внимательней отнестись к формированию базы образования, к улучшению жизни интеллигенции. Упор был сделан на усиление научного потенциала страны, профессионально-технического обучения. Коран и целый ряд связанных с ним специфических мусульманских богословских наук, развивавшихся исключительно на арабском языке и не потерявших своей актуальности для современного исламского мира, обеспечили арабскому литературному языку живучесть и способствовали укоренению идеи его единства, несмотря на историческую и географическую разобщенность многочисленных арабских стран.
Культурные и языковые особенности, оказавшие влияние на становление палестинской печати
Становление палестинских СМИ и публицистики после решения ООН о создании независимого палестинского арабского государства (1947 г.) исторически вылилось в сложный и противоречивый процесс.
Во-первых, в течение двадцати лет (с 1948г. по 1968г.) палестинский народ был лишен в результате войны и оккупации его территорий условий мирного развития. Потеря родной земли, отсутствие политического руководства, социально-экономические условия не позволили поставить цель и задачи по развитию национальной культуры, искусства, традиций, в том числе и СМИ палестинского государства. Более того, проблемы национальной печати, радио и телевидения не нашли того, кто бы смог освещать их серьезно и ответственно, обсуждать их состояние, условия развития, а также не было того, кто бы обсуждал проблему возвращения изгнанного народа. Эти же проблемы оставались "за кадром" в кино, СМИ арабских стран эти проблемы затрагивались, но они оставались на втором плане, в то время как на первый план выдвигались собственные интересы этих стран. В этих условиях стала актуальной задача создания самостоятельных СМИ палестинского народа.
Палестинская публицистика является важнейшей частью национальной культуры. Вместе с тем в работах публицистов всегда подчеркивалась связь с традиционной арабской культурой и литературой. Характерно, что ведущие публицисты становились известными писателями, авторами злободневных рассказов и романов. Политическая работа в эти годы активно подкреплялась работой культурной, так как было необходимо сохранить и развить культуру "рассеянного" по большой территории народа, для которого ассимиляция стала реальной угрозой. Именно в этот период стало очевидным, что арабский язык -это средство культурного выживания.
Сочетание арабского литературного языка и диалектов становится важной политической чертой произведений писателей Палестины.
В арабском мире языковая ситуация всегда характеризовалась функционированием двух основных форм арабского языка: арабского литературного языка, восходящего к классическому арабскому языку и являющегося общепринятым средством письменного общения, используемым в том числе и в периодической печати, и так называемых арабских диалектов (или арабских диалектных языков), которые специфичны для разных стран или некоторых регионов. Эти языки играют роль основного средства устного общения в быту, в устных формах искусства, в передачах радио, телевидения и в художественных произведениях. А.Шарбатова отмечала: "Отражением языковой ситуации в арабском мире является диглоссия значительной части населения, которое в семье и при непосредственном общении усваивает диалектные языки, а через школу, средства массовой информации - арабский литературный язык. Характер взаимоотношений этих форм языка существенно изменился под воздействием социально-политических преобразований после второй мировой войны."1
Данное обстоятельство привело к тому, что с точки зрения синтаксической и лексической организации письменности и, в особенности, устной информации наблюдается различие, что затрудняет осуществление полного охвата арабоязычной аудитории. Путь решения данной проблемы отчасти подсказывается самой жизнью, - идет процесс развития и формирования "среднего" языка, сочетающего в себе черты арабского литературного языка и наиболее общие черты диалектных языков. Это обстоятельство существенно облегчает общение с массовой аудиторией посредством радио, повышает роль радио в системе средств массовой информации.
Борясь с духовным колониализмом, сторонники арабизации нередко впадали в крайность отрицания всего западного. Борьба этих тенденций прослеживается и сегодня, хотя, пик ее пришелся на 80-е годы. Известный арабский социолог Исхан Аббас именно в связи с этим выступил против узкого толкования арабизации. "Арабизацию нельзя представлять, - писал он, - как признание доминирующей роли арабского литературного языка по отношению к местным разговорным языкам или иностранным. Арабизация - это не только употребление обработанного языка в средствах массовой коммуникации, перевод научных и технических терминов на арабский язык или создание калек, это - и то, и другое, и третье, это - все вместе взятое".1
Сегодня, как отмечает Исхан Аббас, «в некоторых арабских странах интеллигенты думают о чем-либо сначала на иностранном языке, затем на арабском разговорном, а после этого формулируют мысль на литературном арабском языке».2 Отсюда проистекают многочисленные ошибки в переводах, в общении, что, конечно, диктует ускорение введения литературного арабского языка в повседневную практику.
Палестинские СМИ на оккупированных территориях и в странах изгнания
В начале 60-х годов XX столетия в развитии борьбы палестинского народа за свое освобождение и создание независимого государства наступил новый этап. Образование организации «Движение за освобождение Палестины», сокращённо называемой «ФАТХ»1, придало качественно новый импульс национально-освободительному движению палестинцев. Этому процессу благоприятствовала и внешняя обстановка и, прежде всего, победа революции в Алжире, оказавшая серьезное влияние на палестинские народные массы.
В этот тяжёлый период жизни палестинского народа либо в изгнании, либо на оккупированных Израилем землях, палестинская пресса только начала развиваться. Ни одна палестинская организация не имела возможности выпускать легальную печатную продукцию, отражающую освободительные идеи. Эти организации были вынуждены выпускать нелегальные издания, выражающие их точку зрения и распространяющие освободительные идеи в широких массах палестинского народа.
В то время главной задачей движения «ФАТХ» была подготовка палестинцев к народной вооружённой борьбе за освобождение Палестины. Лидеры «ФАТХ» считали, что освобождение Палестины должно быть, прежде всего, делом рук самих палестинцев. Бурные события в конце 50- х- начале 60-х годов, победоносное завершение борьбы алжирского народа в 1962 году, а также опыт революционной борьбы народов Кубы и Вьетнама ещё более укрепили убеждение лидеров «ФАТХ» в необходимости активных действий самих палестинцев в борьбе за освобождение Палестины, в развёртывании народной партизанской войны против Израиля.
Новые задачи в освободительной борьбе привели лидеров «ФАТХ» к пониманию необходимости выпускать газету, которая помогала бы палестинскому движению в борьбе против захватчиков. Движение «ФАТХ» начало выпускать полулегальную газету «Фалестинена-недах аль хаяр» («Наша Палестина - призыв к жизни»). «ФАТХ» контролировала и редактировала также выпускающуюся тогда газету «Тофик хури». Эта газета играла большую роль в расширении и развитии движения «ФАТХ» в период подготовки к вооружённой борьбе. В течение 5 лет своего существования на страницах газеты публиковались лозунги, призывавшие палестинский народ к революционной борьбе.
Выпускалась также газета «Фалестиниа». На ее страницах размещались материалы, призывающие протестовать против угнетения и эксплуатации палестинцев, в том числе и арабскими режимами, публиковались лозунги «Нет гордости для тебя. Ты палестинец только тогда, когда держишь оружие в руках и возвращаешь себе свою родину», «Или победителем возвращаешься, или смерть». Газета «Фалестиниа» играла большую роль в организации, мобилизации и сплочении палестинского народа в разных странах, определяла средства освобождения Палестины и информировала о действиях палестинских партизан. Партизанское движение, утверждала газета, преимущественно должно было быть палестинским при поддержке арабских государств. В период появления новых палестинских организаций «Фалестиниа» настойчиво пропагандировала идею единства палестинских организаций. В своих публикациях газета напоминала о героической борьбе палестинского народа в прошлом, о партизанском героизме в 1956 году, рассказывала своим многочисленным читателям о деятельности ООН, осуждающей сионистскую и колониальную политику, знакомила с революционной борьбой и освободительными движениями других народов. Газетные публикации отличались простым и чистым языком.
Несомненный интерес представляла информационная ежемесячная газета «Аль - асифа» ( «Буря»), выпускавшаяся также организацией «ФАТХ» с 15.05.1965 года тиражом в 2000 экземпляров формата А4 на 8 полосах. Газета носила информационный характер. В ее публикациях сообщалось о ходе военных операций палестинских партизан, излагались комментарии арабской и израильской печати об этих операциях. «Аль - асифа» являлась голосом национально-освободительного движения Палестины. Революционная по духу , она раскрывала существо революционных действий массам и использовала методы сентиментальных призывов, чтобы поднимать массы на борьбу и укреплять их волю, разоблачала врагов революции, утверждавших, что вооружённая борьба - путь заблуждения.
С 05.11.1964 года приложением к ливанской газете «Аль- мухаррар» начал выпускаться альманах «Фалестин- мульхак-аль-мухаррен» («Палестина-альманах- газета- редактор»). Альманах выходил каждые 15 дней в течение 2-х лет, печатался на 18 полосах формата 4Атиражом в 1500 экземпляром. Редакцию возглавлял позже погибший Гасан Канафани. Всего за время существования альманаха (до 6.07.1967года) вышло 72 номера. Альманах выходил легально и распространялся во многих арабских странах, имел широкую читательскую аудиторию и играл важную роль в обсуждении актуальных проблем, стоявших перед деятелями освободительного движения. На страницах альманаха впервые печатались произведения палестинской литературы, читатели знакомились с некоторыми произведениями сионистской литературы. В альманахе публиковались палестинские авторы, проживавшие на оккупированных территориях. Для чего были выделены специально две страницы.