Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Иванова Елена Павловна

Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана
<
Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Елена Павловна. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : М., 2005 144 c. РГБ ОД, 61:05-10/946

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование жанровой структуры государственного ТВ Республики Татарстан 18

1.1 Первый этап истории Казанской студии телевидения (1955-1965 гг.) . 18

1.2. Становление публицистических программ на республиканском телевидении (1965-1985 гг.) 41

Глава II. Развитие телепублицистики в полиэтническом регионе 92

2.1. Жанрово-тематические особенности программ государственного ТВ Татарстана в перестроечный и постперестроечный периоды 92

2.2 Специфика телевещания в полиэтническом регионе: современные тенденции 116

Заключение 137

Литература и источники 139

Введение к работе

Каждая эпоха имеет свои предпочтения относительно средств массовой коммуникации. В настоящее время безусловными лидерами являются телевидение и компьютерные интернет-технологии. Потребность людей в информации очень велика. Интересы общества разнообразны, и сами люди различны, но есть одно общее - мы все ежедневно смотрим телевизор. Это подтверждают и данные социологического опроса, проведенного газетой «Восточный экспресс» 10 и 14 февраля 2003 года. На вопрос: «Что для вас телевидение?» 45% респондентов ответили - источник информации, 23% -развлечение, 11% назвали телевизор членом семьи, 11% затруднились дать точный ответ и 10% назвали телевидение неизбежным злом. Однако, на вопрос: «Сможете ли вы прожить без телевидения?» 70% респондентов ответили — нет, 21% - да и 9% не определились с местом ТВ в своей жизни. С его помощью мы возвращаемся в прошлое, заглядываем в будущее и адекватно чувствуем себя в настоящем.

Система тележурналистики складывалась исторически, на протяжении десятилетий, и постоянно менялась вместе с переменами в социально-политической жизни и развитием технических возможностей средств массовой коммуникации. Сегодня она функционирует в новых условиях рыночной экономики, являясь мощным фактором социально-экономических и политических перемен в обществе, а также - своеобразным манипулятором массового сознания.

Настоящая работа посвящена формированию и развитию телевизионной публицистики на государственном ТВ Республики Татарстан с момента его создания в 1955 году . Это диссертационное исследование впервые охватывает развитие телепублицистики в столь полном (почти полувековом) временном и тематическом объеме в таком полиэтническом регионе как Республика Татарстан.

Необходимость изучения формирования и развития телепублицистики в Татарстане определяется потребностями сегодняшнего дня, так как тема региональной политики во всех сферах общественной жизни актуальна, и приобретает, принципиально новое значение, как в теории, так и на практике.

Телепублицистика, ее особенности в полиэтническом регионе на примере Республики Татарстан — основной лейтмотив этого научного исследования. Автор диссертации прослеживает закономерности и различные аспекты этого явления на протяжении всего периода с 1955 года по 2005-й.

Тема чрезвычайно актуальная и одновременно сложная. В 50-70 годы телевизионная публицистика, будь то информационно-аналитические или художественные жанры, сводилась в основном к интернациональной тематике. Однако передачи на татарском языке - ныне многие из них вошли в «золотой фонд» татарстанской культуры - в этот период шли с закономерной периодичностью: сначала один раз в неделю, а затем 2-3 передачи ежедневно. С конца 80-х годов отечественная телевизионная публицистика открыто ставит проблему национальных конфликтов и напряженностей: Нагорный Карабах, Грузия, Приднестровье, страны Балтии... Откровенно обсуждаются вопросы, некогда имеющие печать «табу». Не обходится без шовинистических и националистических перегибов и тенденций. Лишь с конца 90-х приоритет отдается консолидирующему началу телевизионной публицистики.

Подчеркнем, что любой регион России многонационален. Особенность телепублицистики в Татарстане - умение гасить конфликты, возникающие на этой почве, не доводить их до трагической развязки. В любых самых сложных ситуациях в этом регионе побеждают сформировавшаяся на протяжении веков совместного проживания разных народов веротерпимость, толерантность во взаимоотношениях культур и народов, и здравый смысл. Центристская политика руководства Республики Татарстан - своего рода гарантия спокойствия и стабильности региона.

Телевизионная публицистика обладает мощным механизмом воздействия на общественное мнение. Она изменяется вместе с социумом. В каком направлении, что за этим следует, каковы прогнозы - все это требует изучения. Говоря о степени изученности предложенной нами темы, следует прежде всего назвать труды Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.С.Вартанова, В.В.Гаспаряна, В.В.Егорова, Я.Н.Засурского, Г.В.Кузнецова, С.А.Муратова, Р.П. Овсепяна, В.С.Саппака, В.А.Саруханова, ВЛ.Цвика и других.1 Теоретики тележурналистики исследовали вопросы формирования жанрово-тематической структуры программ, различные грани журналистского мастерства. Особая ценность этих работ в том, что они написаны людьми, которые знают телевизионную публицистику не только теоретически. Они создавали ее сами, своей профессиональной деятельностью. Эти маститые ученые в разное время работали на ТВ, и их труды стали настольными книгами для журналистов региональных телестудий. Работы вышеназванных ученых и сегодня важны и актуальны: в них содержатся классические основы телевизионного мастерства.

Телевизионная журналистика — это синтез творчества и технологии. Передача или фильм - продукция творческой группы — должны отвечать определенным политическим, техническим и творческим требованиям, которые с течением времени существенно менялись. Таким образом, составить определенный свод закономерностей, принципов, правил, навыков, из которых складывается профессиональная деятельность тележурналиста, совсем непросто. Каждый этап выдвигал новые профессиональные требования. Однако наиболее существенные перемены произошли в течение 1991 года: изменился общественный строй, ушел в прошлое тотальный контроль над журналистикой со стороны КПСС. Ранее во всех учебных пособиях по тележурналистике говорилось, что ведущий программы и даже репортер имеют право и обязаны выражать «свою» позицию, свое мнение по поводу показываемых на экране событий, сообщая зрителям единственно «правильную» точку зрения. Предполагалось, что журналисту была известна эта точка зрения, поскольку все вещание велось с позиций партийности. Этот термин трактовался в практике эфира по-разному. Так, например, журналистами шестидесятых годов партийность понималась как преданность марксистско-ленинским идеалам всеобщего процветания. В семидесятые годы стало ясно, что руководство телевидения и страны понимает это как жесткое следование указаниям и директивам. Из передач вычеркивались и вырезались все признаки какой-либо оригинальности мысли. Для этого существовала иерархия редакторов, и была создана новая популяция «журналистов вычеркивающих». Но поскольку за бездарность с работы не снимали, а за оригинальность мышления можно было поплатиться, этот противоестественный отбор привел к утрате критериев профессионализма 2. Резюмируя вышесказанное, отметим, что все эти политические «нюансы» в полной мере были отражены и на деятельности местных телестудий, в данном случае — государственном ТВ Татарстана.

Давно известно: пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. Профессор В.В.Егоров в книге «Телевидение. Страницы истории» подчеркивает, что «публицистика на телевидении рождалась из пропаганды»3. Развитие телевидения происходило в тесной связи с общественной жизнью: закономерности, последовательность решаемых в стране социальных, культурных и иных задач во многом определяли тематику, характер, стилистику телевизионных передач в целом и телепублицистики в частности. Как и вся идеологическая деятельность в то время, работа ТВ подчинялась партийным указаниям и директивам, перед ним ставились те же задачи, определялись те же функции, что и для всей советской пропаганды. Таким образом, особенностью развития отечественного телевидения и телевизионной публицистики можно считать их рождение из партийной пропаганды. Поскольку телепублицистика и информация не только восприняли традиции, жанры, формы и методы работы партийной печати, но и опыт, особенности устных форм пропаганды и партийного просвещения. «Спустя годы, - пишет Егоров В.В., - некоторые молодые руководители телекомпаний стали утверждать, что телепублицистика появилась в стране только во времена перестройки, а до этого была лишь пропаганда. Это примитивное заключение базируется на незнании подлинной истории отечественной публицистики. Творческий характер, эстетические принципы, гуманизм, воспитательные и просветительские задачи — все свои лучшие качества телепублицистика черпала и черпает из недр непосредственного общения с аудиторией проповедника, учителя, лектора, из того арсенала, которым была тогда для нас партийная пропаганда. Освобождаясь от надуманных тезисов, единомыслия и крайностей большевистских положений, она со временем приобретала новые черты многогранности убеждений, человеческой красоты, гармонии мыслей и чувств» .

Общеизвестно, что современная тележурналистика стоит на трех «китах»: хроника, публицистика и художественный раздел вещания. Первое ценят за новизну и актуальность, второе - за убедительность аргументации, широту эрудиции, четкость гражданской позиции; третье - за приближение к вечным ценностям, за образ, создаваемый на экране, за глубокое раскрытие духовного мира героев.

Определимся с самим понятием «публицистика». Оно происходит от латинского «publicus» - общественный — способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика всегда обращена к массовой аудитории, к публике. Публицистические программы играют важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и общественное сознание в целом. Иногда понятие «публицистика» воспринимается как синоним к слову «журналистика». Принято говорить о таких видах журналистской деятельности, как информационная, аналитическая и художественная публицистика.

Обратимся к терминологическому словарю телевидения5. Телевизионной публицистикой называется вид вещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, конфликте. Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанном на обобщении и анализе; привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью выразительных средств, предложенных автором и режиссером. Основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания. Становление телепублицистики на отечественном ТВ пришлось на 60-е годы 20-го столетия. Г.В. Кузнецов в своей книге «Так работают журналисты ТВ» называет точную дату: 31 октября 1961 года - начало расцвета и 21 августа 1968-го, день вторжения советских войск в Чехословакию — начало заката «золотой поры» телевизионной публицистики 6.

Стимулом к ее прогрессу послужило и Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», принятое в январе 1960-го года, и исторически знаменательный 22-й съезд КПСС, способствовавший активизации всеобщей потребности в обмене мнениями.

Понятием «документальные программы», принятым на телевидении как синоним журналистики нередко объединяют информационные и художественно-публицистические передачи. Но все же более оправданно разделение журналистики на информацию (объект которой - единичный факт, конкретное событие, а метод - по преимуществу констатация свершившегося) и публицистику (объектом которой является группа причинно связанных фактов и тенденции в жизни общества, а методом — исследование, анализ и авторская оценка). Это разделение сложилось исторически. Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями и дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Именно с этих точек зрения диссертант рассматривает основные направления публицистической деятельности государственного ТВ Республики Татарстан.

Состояние отечественной тележурналистики, жанровая политика переходного периода более подробно рассматриваются в работах В.В. Гаспаряна, В.В. Егорова, Е.И. Имамовой-Стефанчук, В.Л. Цвика и др.8

Укажем на монографию В.В.Егорова «Телевидение между прошлым и будущим»9. В книге подробно рассмотрены все сложные процессы советского и российского телевидения, которые связаны с взаимодействием с властными структурами, современным экономическим и социально-политическим состоянием общества, тематикой телепрограмм, жанровыми особенностями. Большой интерес в указанной работе для диссертанта имеет анализ принципов программирования на телевидении. В грамотной сетке вещания автор видит создание структуры вещательного дня в целом и установления контакта со зрителем. Эта мысль чрезвычайно важна. Следует подчеркнуть, что составление программного вещания на двуязычном канале имеет особое значение. В своей работе диссертант приводит пример нового принципа программирования в конце 90-х, которое могло привести к межнациональному конфликту, во всяком случае, было воспринято телезрителями Татарстана, как унизительное. Проблема была вынесена на обсуждение одного из заседаний Госсовета республики с участием телевизионного руководства. Неточная и некорректная мотивация использования новой сетки вещания на тот момент фактически свела на нет прогрессивную и грамотную идею блочного принципа программирования, то есть, чередования передач на татарском языке с передачами на русском, но не их смешение, не параллельность. Подробнее об этом говорится в тексте диссертации.

Попытки объективной оценки разветвленной, многонациональной системы регионального телевещания предпринимаются в работах ЕЛ.Дугина, Н.В.Зверевой, Г.В.Кузнецова, В.Л.Цвика и др.10 Эти работы интересны определением типологии местных студий, в том числе и нашей республики, в них показана эволюция тематики телепередач. Тем не менее, региональную телепублицистику нельзя считать достаточно изученной.

До распада СССР в 1991-м году местные телестудии были полностью І подчинены центральном уаппарату: со стороны Гостелерадио СССР действовала вертикальная система управления. Между тем, как пишет профессор В.Л. Цвик в книге «Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика», «практически каждый регион обладает собственными специфическими особенностями, многие из которых интегрируются в национальные колорит и специфику» . Следовательно, унифицированный подход к местным телевещателям малоэффективен.

Ситуация меняется в постперестроечный период. Отметим, что особые изменения происходят в Республике Татарстан, которая сначала приняла Декларацию о государственном суверенитете, а затем — Договор о разграничении полномочий между центром и регионом. Вследствие этого стали происходить реальные изменения в телевизионной публицистике Татарстана. Отметим, что после подписания этого Договора, подобные документы стали появляться и в других российских регионах. И именно 90-е годы являются отправной точкой реальных изменений в телепублицистике. Поэтому вполне закономерно появление в эти годы научных работ, посвященных проблеме регионального ТВ, которая в последние годы получила отражение и в ряде 1 \ диссертационных исследований. Особый интерес для автора представляет диссертационное исследование Р.В. Даутовой на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Становление и развитие телевидения в Татарстане с 1955-го по 1985-й годы». В этой работе немало внимания уделяется, общественно-политической ситуации в стране, технической стороне развития ТВ и другим вопросам. Однако, считаем необходимым отметить здесь одну существенную неточность - исследователь неправомерно использует термин «татарское» телевидение, вместо «татарстанское»13. Это равнозначно тому, чтобы назвать, например, канал «Россия» «русским», а не «российским». Конечно, существуют такие понятия как национальная культура, искусство, традиции, кухня, национальные виды спорта и обычаи. Татарское телевидение также могло бы существовать, если бы в действительности был канал, ведущий вещание исключительно на татарском языке и, освещающий преимущественно те вопросы, которые затрагивают интересы татарского народа. Например, существует татарское радио «Татар радиосы», для которого характерно моноязычие и основным приоритетом является национальная музыка. Однако, ГТРК «Татарстан» с момента своего создания соблюдала принцип двуязычного вещания и в равной степени освещает жизнь всех народов, проживающих на территории республики.

Вопросы регионального телевидения, жанровых особенностей, национальных и интернациональных аспектов телепублицистики отражены в учебном пособии для студентов-журналистов «Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве», одним из авторов которого является диссертант.

В журналистских кругах с одобрением было воспринято распоряжение Совета Министров СССР № 1960-р от 31 октября 1986 года, на основании которого был издан приказ Гостелерадио СССР № 643 от 15 декабря 1986 года «О расширении местного телевизионного вещания». Этот документ предусматривал за счет местных средств создать региональное телевизионное вещание в РСФСР в рамках второй общесоюзной программы, а в других республиках — в составе республиканских программ по наземным линиям связи в тех областных центрах, национальных автономных областях и округах, где его до сих пор не было. Таковых насчитывалось 6715. Резюмируя вышесказанное, отметим, что Республика Татарстан была в числе обладателей своего телецентра и телестудии уже с конца 50-х годов.

В таком полиэтническом регионе как Республика Татарстан проживают представители более чем ста национальностей. В связи с этим, диссертанту полезными стали работы, где с разных позиций рассматриваются национальные интересы в рамках региона и России в целом.16

Источниковедческая база диссертации основана на программах и передачах государственного телевидения Республики Татарстан, городской и республиканской печати, архивах, Указах Президента Республики Татарстан, Постановлениях республиканского правительства, данных социологических исследований, интервью, взятыми автором специально для данного диссертационного исследования.

В Национальном архиве Республики Татарстан особый интерес вызвали фонды, содержащие протоколы собраний, совещаний, заседаний, посвященных текущему планированию и работе государственного ТВ республики; протоколы студийных летучек, планерок, рассматривающих текущие вопросы. В Центральном государственном архиве историко-политическои документации (ЦГА ИПД РТ) представляют интерес материалы фондов 15, 1848 и 1631 - это тоже заседания, но по факту каких- либо постановлений партии и соответствующей корректировки работы ТВ, вопросов финансирования, штатного расписания, технического развития телецентра и его реконструкции. Если в документах Национального архива больше внимания уделено творческим вопросам, то в ИПД - идеологическим, национальным, интернациональным. Именно в этом архиве были обнаружены, а затем впервые введены в научный оборот в этой диссертации, некоторые документы общественно-политических деятелей, рядовых граждан о необходимости увеличения часов национального вещания. В том числе, и записка председателя Татарского общественного центра (ТОЦ) Марата Мулюкова.

Другая группа источников — это городская и республиканская печать, которая была изучена на протяжении всего периода существования ГТРК «Татарстан». Это такие газеты как «Вечерняя Казань», «КРИС», «Советская Татария» (ныне - «Республика Татарстан»), «Комсомолец Татарии» (ныне -«Молодежь Татарстана»), «Время и Деньги», «Телесемь» (ныне — «Телеантенна») и другие. Множество статей, интервью, рецензий, анонсов, заметок и аналитических материалов, опубликованных в названных газетах, помогли раскрыть жанровую политику телепублицистики в РТ.

Таким образом, имеется огромный и интересный пласт фактологического материала, богатая историография по отечественному региональному телевидению, но пока нет научной обобщающей работы по формированию и развитию телепублицистики в таком многонациональном регионе, как Республика Татарстан. Вызывает удивление тот факт, что история татарстанского ТВ до сих пор фактически не написана. Предлагаемое диссертационное сочинение - одна из попыток устранить это "белое пятно" в истории отечественного телевизионного вещания.

Объектом настоящего исследования выступает телевизионная публицистика в многонациональном регионе РТ на государственном канале.

Предметом — процесе формирования и развития жанровых тенденций в отражении общественно-политической ситуации в регионе и стране в целом.

Цель работы заключается в выявлении механизмов формирования толерантности, стабильности общественно-политической ситуации в многонациональной Республике Татарстан посредством жанрового многообразия телевизионной публицистики, ее языка и стиля. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить первый период становления телепублицистики в Казани в 50-60-е годы. 2.Проследить становление и упрочение публицистических тенденций на республиканском ТВ (1965-1985 гг.)

3.Выявить жанровую политику государственного ТВ Татарстана в перестроечный и постперестроечный периоды.

4.0пределить специфику работы телевидения в полиэтническом регионе на современном этапе развития.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования телепублицистики в полиэтническом регионе на примере государственного телевидения Республики Татарстан на протяжении всего периода его функционирования. В работе представлен эксклюзивный материал, раскрывающий сущность телепублицистики на государственном канале Татарстана.

Практическая значимость. Материалы, содержащиеся в диссертации вошли в базовые лекционные курсы по журналистике и спецкурс «Специфика регионального ТВ в полиэтническом регионе», прочитанные автором в Казанском государственном университете на факультете журналистики; стали составной частью научных публикаций, в том числе коллективного учебного пособия для студентов-журналистов «Мастерские: мастер-класс в современном медиа-пространстве» . Материалы диссертации могут быть использованы на российском канале «Культура», в работе Министерства культуры Республики Татарстан, другими телеканалами в многонациональных регионах, при подготовке обобщающих трудов по региональному телевидению.

Апробация работы. Материалы и основные положения научного исследования были апробированы в ходе научных конференций « Потребность в кадрах социо-культурной деятельности. Состояние и перспективы изучения» ( Всероссийская научно-методическая конференция, Казанская государственная академия культуры и искусств, 23 марта 2001), «Глобализация и национальная самобытность. Форум языков» (Казань. Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан. Татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура», 2003 год), «Глобализация и национальная самобытность. Женский фактор» (Казань, Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан. Татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура», 2004 г.), «Ислам и средства массовой информации. Круглый стол» (Казань, Союз Журналистов РТ).

Идеи и материалы диссертационного исследования апробировались в процессе работы автора в качестве ведущей программ Дирекции общественно-политического вещания ГТРК «Татарстан».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре журналистики и массовой коммуникации ИПК работников ТВ и РВ (г. Москва).

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых имеет по два параграфа), заключения, списка литературы и источников.

На защиту выносятся следующие положения:

- публицистика на татарстанском телевидении развивалась в соответствии с общими тенденциями развития отечественного ТВ, но с некоторым отставанием от центрального телевещания;

- с начала работы Казанской студии телевидения и до середины 80-х годов включительно художественная публицистика занимала почти 50% вещания;

- в годы перестройки на лидирующие позиции вышла информационно-аналитическая публицистика;

- характерной особенностью публицистики татарстанского ТВ является центристская позиция, в том числе, в вопросах освещения национальных и межнациональных проблем;

- ГТРК «Татарстан», отражаяя жизнь многонациональной республики, постоянно творчески совершенствовала систему художественных и информационно-аналитических жанров телепублицистики.

Первый этап истории Казанской студии телевидения (1955-1965 гг.)

Современные жители Республики Татарстан могут смотреть более десяти каналов, не считая систем спутникового и кабельного телевидения. Но тогда, в 1955-м, слушали радио и читали газеты. Те не менее, некоторые казанцы пытались смотреть телевизор и по радио. Инженер одного из засекреченных казанских заводов «Почтовый ящик 423», в 1939-м году подсоединял телевизионный приемник с диском Нипкова к радио на средние волны и получал немое изображении. По словам Владимира Сорвина, а это был он, отличить человека от неодушевленного предмета было вполне возможно. Затем, группа энтузиастов, среди которых были Алексей Трашков, Александр Канцевич, Георгий Бобек, Евгений Шапиро и другие решили создать любительский телецентр, и 27 февраля 1955 года состоялась первая трансляция художественного фильма «Большой вальс», радиус которой был не более 15-ти километров. 8-го марта того же года с объявлением программы передач в эфир вышла Валентина Козина. «Малый телецентр» работал в ежедневном режиме по 30 минут, и его передачи представляли собой жанры информационно-аналитической публицистики, существующие на телевидении до сих пор: выступления, беседы, интервью, а также - трансляции кинофильмов.

«Несколько человек поехали в Свердловск посмотреть тамошний любительский телецентр, — вспоминает бывший заместитель главного инженера казанского завода «Почтовый ящик 423» Владимир Сорвин, - потом мы написали соответствующее письмо Председателю Совета Министров СССР, с просьбой передать наш телецентр в радиоклуб - по тем временам это была солидная организация. Ничего не получилось. Тогда пошли в обком КПСС -первым секретарем был Герасимов. Он договорился по телефону с министром авиационной промышленности и все — на следующее утро пришло необходимое оборудование. Но тут уже на него нацелились и другие организации. Так вот, ночью, когда смена закончилась, я, никого не предупредив, взял рабочих, и всю технику мы перенесли на вышку завода «Радиоприбор». Утром приезжают коллеги с другого завода - куда все подевалось - никто не знает. А ведь, если бы они забрали то оборудование, то телецентра не было бы!».18 Перед энтузиазмом зачинателей любого дела его продолжателям остается лишь склонить голову в знак бесконечного уважения...

Первое время показывали художественные фильмы, точнее, фильм был один — «Волга-Волга». Кинопрокатчики уже тогда поняли, какую конкуренцию им может составить зарождающееся телевидение. Еще один любопытный момент вспоминает бывший ведущий инженер того же завода Евгений Шапиро: «В то время везде была дикая цензура (напомним, что это был 1955 год - Е.И..), а у нас — нет, любители, мол, что с них взять - ни вреда, ни толку! Так вот, приехал в Казань драматург Александр Володин - у него здесь возникли какие-то проблемы со спектаклем «Фабричная девчонка», и он его спасал. А потом к нам заехал, и наговорил все, что хотел. На следующее утро к нам приходят «товарищи»: «Что у вас тут Володин делал, что говорил?» А мы -не помним, мол, не записывали, все ушло в эфир...Так что, свободное телевидение началось именно в те годы!»19.

Единственный телевизор, который тогда выпускался, был «КВН-49», названный по первым буквам фамилий его разработчиков: Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Чтобы его купить, казанцам надо было простоять в очереди 6 месяцев и каждую неделю отмечаться, сверяя номера на ладонях. Телевизор был разработан в Москве и выпускался на трех заводах: в Филях, в Ленинграде — на заводе Кадинского и в Казани. Главный инженер упомянутого выше завода Борис Викторович Тарханов сам был радиолюбителем, и лично участвовал во всех экспериментах и новшествах.

Местный телевизор назвали «Звезда», а познакомиться с прадедушкой современных «домашних кинотеатров» можно и сегодня в музее по истории связи Республики Татарстан. Кстати, за организацию казанского любительского телецентра, многие были награждены, в частности, бронзовой настольной медалью Попова от Академии наук СССР - «За заслуги в деле развития и практического применения радиотехники, радиоэлектроники и электросвязи». На производство первого миллиона советских телевизоров, среди которых была и казанская «Звезда», понадобилось 8 лет, а уже в конце 50-х финансирование строительства телецентров было включено в государственный народнохозяйственный план. Стоит отметить, что первая электронная передача Московского телецентра состоялась 25 марта 1938-го, и летом того же года началось регулярное телевещание в Ленинграде. ТВ того времени вполне можно назвать и агитатором, и культпросветчиком: немногочисленные зрители могли видеть не только концерты и спектакли, разумеется, в прямом эфире, но и выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков и писателей. О качестве изображения говорит, по-видимому, и текст конферанса, написанного в 1939-м году к одному из праздничных концертов: «Итак, я диктор. Сердце в дрожи И бьется, точно стрекоза... И у меня, как видишь, тоже Есть руки, ноги и глаза... Но мне - неловко, мне тревожно, Сюда глядят со всех сторон... Ах, в телецентре невозможно Себя укрыть за микрофон!» 20 18 ноября 1955 года выходит Постановление Совета Министров

ТАССР о придании государственного статуса пока еще любительскому телецентру. Отныне он именуется малым Казанским телецентром, которому предоставляют новое помещение и аппаратуру. К его работе официально привлекаются работники Министерства культуры.

Первый диктор Казанской студии телевидения Людмила Жукова вспоминает: «Наша работа началась не здесь, не в этом здании (улица Ш. Усманова, 9 — Е.И.). Казанцы хорошо его знают — это «Бегемот» - большое здание серого цвета в центре Казани. В то время там находился радиоклуб при городском комитете ДОСААФ. Вот там, на 2-м или 3-м этаже была небольшая комнатка, откуда вещал «малый телецентр» - так мы его называли. Это был 1958 год, и нас было 5 -7 человек. Айрат Гареевич Арсланов (ныне — народный артист РТ — Е.И.) - мы с ним вели передачи — он на татарском и русском языках, я — только на русском. Были очень милые люди из технического персонала — ими руководил Агзам Шагивалеев, «за глаза» мы его называли «Агзамчик» - очень интеллигентный был человек. Потом появился кинооператор Виталий Григорьевич Миронов...Телепередачи шли в пробном режиме, в основном, последние известия, небольшие сольные концерты, встречи с известными людьми — интервью» . «Улыбка шире — ты в эфире!» - таков был девиз телеведущих тех лет. «Здравствуйте, Людмила Семеновна! Я ученик первого класса школы № 45 Иванов Гена. Очень люблю слушать ваши передачи, я очень люблю Вас. До свидания». Письма, подобные этому, причем, от телезрителей всех возрастов, Людмила Жукова получала едва ли не каждый день. Ее хвалили, критиковали, объяснялись в любви. Она была самым первым и единственным в то время диктором Казанской студии телевидения, на которой проработала всего лишь три по-настоящему «звездных» года.

Становление публицистических программ на республиканском телевидении (1965-1985 гг.)

Наступивший, после смещения в октябре 1964 года Н.С.Хрущева, исторический период характеризовался проведением умеренного консервативного курса. Демократические начинания и изменения периода «оттепели» постепенно были вытеснены из общественно-политической жизни. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе и на рубеже 70-80-х годов командно-административная система вступила в полосу глубокого кризиса. Эти годы вошли в историю как «период застоя». Однако, начало рассматриваемого периода было отмечено экономической реформой 1965 года. В практику вошли такие категории, как «хозрасчет», «прибыль», «материальное поощрение». Расширилась хозяйственная самостоятельность и инициатива предприятий.

Весьма успешно развивалась во второй половине 60-х - начале 70-х годов экономика Татарстана. За восьмую пятилетку (1966-1970 гг.), было введено в действие свыше 290 новых предприятий, цехов и производств. Машиностроители освоили выпуск около 700 образцов современной техники, среди которой - самолеты ИЛ-62, компрессоры, медицинские инструменты, часы. Сорока четырем изделиям был присвоен Знак качества. Особое место занял автомобильный гигант - Камский завод большегрузных автомобилей (КамАЗ) - ныне известный во всем мире. В его строительстве участвовало около 5 тысяч предприятий СССР, а в изготовлении оборудования для него — 867 заводов.

Противоречиво шли процессы в социальной сфере, как страны в целом, так и Татарстана. Продолжался рост городского населения, причем в Татарстане урбанизационные тенденции имели более высокие темпы, чем по Союзу в целом. В связи с этим, во многих городах, в том числе и в столице республики — Казани, оставалась весьма актуальной жилищная проблема. Недостаточно велось строительство школ, явно «хромало» благоустройство городов, увеличивалась преступность, особенно среди молодежи. Не была благоприятной обстановка и в сфере культуры. Если в 1967-м году в Казани были построены Дворец спорта на 6 тысяч мест, цирк на 2.300 мест, кинотеатр «Огонек», в 68-м году — концертный зал консерватории, Дом актера, кинотеатр, то в конце 70-х годов строительство культурных и спортивных учреждений фактически прекратилось.

Общепризнанно, что Советский Союз являлся самой читающей страной в мире. Нормой того времени было и то, что в любой области, республике, любом крае издавалась газета, тираж которой составлял минимум 200-300 тысяч экземпляров. Существовала обширная сеть периодики, и в 60-70-е годы каждая семья выписывала по 4-5 наименований газет и журналов, самых дешевых в мире. Справедливости ради, стоит отметить, что «работники пера и микрофона» занимались не экономическими вопросами - прибыль, самоокупаемость, рентабельность издания и прочее, а журналистикой. Больше читателей, чем имелось у газет, и не требовалось - их и так было много.

Еще большее количество зрителей смотрело телевизионные передачи. Общественно-политическое, информационное вещание являлось символом нерушимости СССР и стабильности жизни. Несмотря на огромные тиражи печатных СМИ и большое количество телезрителей, в стране не существовало Закона о СМИ. К примеру, управлением связи ТАССР в течение 1959 года было зарегистрировано более 10 тысяч телевизоров. Для сравнения: в Молдавии и Литве их было четыре тысячи, в Киргизии - одна тысяча, тогда как студии были созданы одновременно 55. Декрет о печати от 27-го октября 1917 года содержал заманчивое обещание: «Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении Закону». Но, вслед за этим была введена цензура, и советские СМИ в значительной степени просто изымались из сферы правого регулирования.

Популярной фразой у журналистов тех лет были слова: «Пишем мы по велению сердца, а сердца наши принадлежат партии». Борис Лозовский, декан факультета журналистики Уральского государственного университета, считает, что «в недавней истории, за семь десятилетий был взращен редкий тип журналиста — «Иван Сусанин»: он знал, куда идти, под какими знаменами... и вместе с какими ответственными лицами».57 Социальный заказ довлел над креативным началом каждого журналиста.

В 1965 году Казанская телестудия отметила свой 10-летний юбилей. К этому времени был увеличен радиус передачи изображения с 20-ти до 120-ти километров. То есть, КСТ уже могла транслировать передачи из Москвы в нефтяные районы республики, а также — обмениваться телепередачами с Уфой, Йошкар-Олой, Свердловском (ныне Екатеринбург) и другими центрами соседних областей и республик.

Оставаясь юридически государственным, советское ТВ того периода: а) учитывало интересы разных социальных и возрастных слоев общества; б) представляло широкий спектр различных жанров: и художественных, и документальных. Исключением бьши новости - они служили политическим инструментом власти, и потому общественное мнение здесь играло роль разве что эпизодическую.

Татарстанской телевидение увеличило объем вещания, но программа передач сохраняла свою консервативность и в подаче материала, и в названии циклов и рубрик. Большая часть телепрограмм транслировалась из Москвы — эти передачи помечаются буквой «М».

Следующий, 1965-й год, явился определенным рубежом в становлении татарстанского телевидения: КСТ начала свое вещание на территорию республики, была введена в эксплуатацию линия Казань-Лениногорск; начата трансляция ЦТ-1 в Лениногорском и Чистопольском районах. Конечно, советские СМИ, являясь основным средством пропаганды идей правящей компартии, были официально ею же и ангажированы. Все публикации, радио- и телепередачи жестко контролировались и отбирались, а появление новых и прекращение показа старых обуславливалось политическим курсом государства и его нуждами. С позиции дня сегодняшнего, неким противоречием, возможно, выглядит присущая тогдашним студийным партсобраниям самокритичность: многие телезрители смотрят только московские передачи, мы их не заинтересовали, КСТ очень нерасторопна, нет глубокого анализа проблем, все якобы хорошо и т.д. Работа с архивами в очередной раз подтвердила, что тот, кто пишет поперек линованной бумаги, делает это при любой общественно-политической ситуации, опираясь на свое, личностное, восприятие жизни.

Жанрово-тематические особенности программ государственного ТВ Татарстана в перестроечный и постперестроечный периоды

С апреля 1985 года в СССР начался первый этап реформ. На Пленуме ЦК КПСС М.С.Горбачевым был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса. В январе 87-го была обозначена политика гласности. Сначала робко, а затем все сильнее, в печатных и электронных СМИ стали звучать критические мотивы. В это время лейтмотивом стало «возвращение к ленинским нормам» - сверхмифологизированной идеальной системе социализма. 70-летие октябрьских событий 1917 года положило начало нарастающей волне антисталинизма. Накануне юбилея впервые проявился «феномен Ельцина» - первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процессов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого события привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения гласности и свободы слова.

Новый политический курс, связанный с именем Горбачева, послужил мощным катализатором гражданской активности различных слоев населения, их духовного раскрепощения, роста национального ( в том числе и национал-шовинистического) самосознания. С открытием шлюзов гласности, появлением плюрализма мнений, на страницы газет и журналов выплеснулся огромный поток публикаций, которые совсем недавно считались бы крамольными и антисоветскими. В связи с этим резко возрос спрос на такие газеты и журналы как «Московские новости», «Аргументы и факты», «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов» и некоторые другие периодические издания. В библиотеках выстраивались целые очереди за такими произведениями как «Плаха» Ч.Айтматова, «Дети Арбата» А.Рыбакова. «Котлован» А.Платонова, «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.

В Татарстане большой популярностью в середине 80-х пользовалась газета «Вечерняя Казань», выделявшаяся смелой критикой негативных явлений и руководителей, нарушавших законы. С захватывающим интересом читались репортажи с рейдов городского комитета народного контроля, начавшего борьбу с привилегиями местного начальства. Остротой поднимавшихся вопросов отличалась также газета «Комсомолец Татарии» (ныне «Молодежь Татарстана»), в особенности — публикации Талгата Бареева на тему возрождения национального самосознания татар.

В 1986-87 годах у жителей Республики Татарстан создаются новые впечатления о местном, казанском, ТВ. В это время на экран вновь возвращаются прямые эфиры, которые позволяют активно вмешиваться в общественную жизнь, тем самым глубже и объективнее отражать наболевшие проблемы. Доказательством тому служит передача, которая вышла в эфир 4 декабря 1986 года под названием «Вам слово, телезрители». В ней принял участие начальник производственно-технического управления связи ТАССР Ильгиз Рахманкулов. «Советская Татария» ввела на страницах своей газеты рубрику «ТВ: день за днем». Свою оценку работы КСТ давали известные татарстанцы. Например, весьма любопытно и поучительно высказывание народного художника РСФСР Баки Урманче о передаче «Палитра», в которой речь шла о новой экспозиции, развернутой в Выставочном зале Союза художников: «Во-первых, было непонятно, кому она адресована? Если профессионалам, то я думаю, что никто из нас ничего нового из передачи почерпнуть не мог. Азбучные истины, которые звучали с экрана, никому не пригодятся. Если же передача создавалась в расчете на широкую аудиторию любителей изобразительного искусства, то вряд ли школярски заученный текст ведущей привлечет их на выставку. Во-вторых, когда на экране речь идет о живописи, скульптуре, то слов недостаточно, зрителям необходимо видеть предмет разговора. На этот раз на экране скульптуры из прекрасного мрамора смотрелись так, будто они сделаны из папье-маше, картины выглядели плоскими, потому что камера все время показывала их с одного ракурса» 127. Лима Кустабаева, заслуженный деятель искусств ТАССР отмечает, что «наше телевидение почему-то боится зрелищности. Один ведущий передачи сменяет другого и возникает ощущение, что мы слушаем радио, ведь на экране ничего не происходит» .

Таким образом, телезрители, высказывая свои замечания, претензии и пожелания, косвенно влияли на работу ТВ, формируя в отношении него общественное мнение. Тогда же в программе телепередач появилась новая рубрика «Из фондов КСТ». В основном это были документальные - и фильмы- концерты, а также телеспектакли, «вызывающие чувство благодарности к телевидению, способному вернуть картины прошлого» 129.

Однако, еще в 1978 году, главный режиссер телестудии К.Газизова отмечала, что часто в виде изобразительного ряда используются вставки: сюжеты, эпизоды из кинофильмов, фотографии, картины, экспонаты и какие-то детали интерьера. Но всегда надо помнить, что пластическое разнообразие на экране — это прежде всего разнообразие мысли. Как бы ни был богат изобразительный материал, но, если отсутствует смысловая нагрузка, нет пищи для ума и сердца зрителя — то такая передача все равно, что пустой выстрел. Если «золотым фондом» центрального телевидения считались выступления Ираклия Андроникова, то на татарстанском телевидении это были передачи с участием профессоров Попова и Куркина. «Авторские передачи, имеющие «лицо», мы называем «булычевскими» или «джаудато-аминовскими» - по фамилиям их создателей» . Тогда же один из ведущих корреспондентов КСТ Владимир Булычев отмечал, что авторы должны знать - на кого, на какую аудиторию они работают. «Приедешь в деревню через месяц после съемок, встретишь на улице председателя, он похвалит твою передачу, конфетку даст, если есть - и на душе тепло, - говорил не без иронии Владимир Михайлович» ш.

Гласность в работе телевидения — это всегда открытость, правдивость, своевременность информации, активная форма участия общественного мнения в решении актуальных проблем жизни. Гласность предполагает право телезрителя получать полную информацию по интересующим его вопросам, участвовать в той или иной форме в обсуждении тех или иных проблем Традиционными на КСТ становятся круглые столы и прямая связь. В газетном телеобозрении под названием «Людей неинтересных в мире нет» доцент кафедры журналистики КГУ Л. Пивоварова отмечает, что когда телеэкран перестает бояться ситуаций, несущих заряд драматизма, это сразу выигрышно сказывается на драматургии, динамизме и убедительности. Когда на экране мы видим синхронность мысли и слова, он сам становится школой мысли и гражданского поиска. Конечно, не всегда можно застать конфликт в момент его наивысшего накала, но если на экране не будет новых жизненных срезов, теледокументалистика вряд ли заинтересует широкую аудиторию133.

Программа работы телевидения на этапе перестройки, как и других средств массовой информации и пропаганды, была определена партией четко и ясно: помочь самым широким массам понять и принять идеи перестройки, без прикрас показывая все общественные преобразования. При этом работа журналистов, говорилось в новой редакции Программы КПСС, должна была отличаться политической ясностью и целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью и доступностью выступлений. В общественно-политических программах ЦТ главным было повышение их критической и проблемной направленности, углубление анализа, вовлечение в телевизионный диалог самой широкой аудитории.

Специфика телевещания в полиэтническом регионе: современные тенденции

Социальные функции телевидения специалистами определяются как информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская, образовательная и рекреативная. Их столько же, сколько дней в неделе, и наиболее востребованными на сегодняшний день являются первая и последняя. Региональные телестанции имеют, в основном, те же проблемы, что и общенациональные каналы: как производить и приобретать высококачественные программы, какие отношения поддерживать с властями, как найти средства на финансирование для дальнейшего развития, как повысить профессиональней уровень в области менеджмента и продажи рекламы. Например, президент Российского фонда развития телевидения Георгий Шевелев отмечает, что ему приходится читать много разных концепций телевизионных каналов. Кстати, только государственных телестанций в настоящее время в России насчитывается более ста. Так вот, большинство концепций гласят о том, что будут создавать «семейный канал». «С точки зрения телевизионной практики мне трудно представить... про какую семью мы в данном случае говорим: семью бомжа, мелкого служащего или крупного предпринимателя? Кому предназначен данный продукт?» 160. То есть, речь идет о социальной адресности - именно ее многие специалисты в области телевидения считают залогом успеха. Такой точки зрения придерживается и вице-президент Национальной Ассоциации телевещателей (HAT) Елена Злотникова, определяя перспективы ТВ в целом, как большое количество специализированных каналов, разнообразию которых нет предела, как нет предела человеческим потребностям. Однако вернемся к теоретически существующей, но реально мало востребованной интегративной (консолидирующей, объединяющей) функции телевидения.

Решается она всеми разделами вещания: публицистика, искусство, спорт, развлечения - как бы накладываясь на другие функции. Для журналиста, осознанно реализующего интегративность, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора. Этот принцип стал основой деятельности созданной в 1993-м году, межгосударственной телерадиокомпании «Мир». В конце 90-х, ряд ее программ выходил в эфир Общественного российского телевидения (ОРТ) - ныне «I канал». На сегодняшний день, имея представительства в странах СНГ, доступа к многомиллионной аудитории общенациональных каналов МТРК «Мир» не имеет. Напомним, что в эфир «I канала» выходила передача «Вместе», которую вели журналисты из Казахстана, Армении, Украины, Узбекистана и других стран СНГ, озвучивая при этом наиболее актуальные общественно-политические и культурные вопросы своего региона. При этом каждый из них имел возможность поприветствовать аудиторию на родном языке. Татарстан по охвату телевещанием, находится едва ли не на первом месте в России. В полном объеме здесь представлены общенациональные государственные каналы: «Россия», «Культура», а также «I канал», НТВ, СТС, Рен-ТВ, ТНТ, десятки кабельных и спутниковых телестанций и местные каналы. Среди которых городские телекомпании: «Эфир», «Вариант», «СТС-Казань», «Столица», спутниковый канал ТНВ и ГТРК «Татарстан», вешающая на частоте ВГТРК «Россия». Отметим, что Татарстан является полиэтническим регионом, в котором проживают представители более чем ста национальностей, а государственными языками - татарский и русский. Какому же из них отдать предпочтение в телеэфире? И возможно ли соблюсти паритет в рамках одного канала?

Упомянутые выше городские телекомпании практически полностью моноязычны и ведут свое вещание на русском языке, имея при этом стабильно высокий рейтинг. ГТРК «Татарстан» - телерадио Татарстана - еще в 90-е годы пыталась выстроить свои программы таким образом, чтобы учесть интересы двуязычной аудитории. Бывший председатель ГТРК Тауфик Сагитов, отмечал, что «телерадиокомпания, ведущая вещание на двух языках, не может всем одинаково нравиться. Ее критикуют как справа, так и слева... Мы твердо придерживаемся золотой середины» 161. Он же охарактеризовал это явление, процитируем еще раз, как «винегрет плохого качества», когда «вопрос в интервью задают на татарском, ответ - на русском, продолжение — снова на татарском. Перевода нет»162. Такой подход, безусловно, оказывал серьезное влияние на рейтинги отдельных программ и канала в целом. Однако ГТРК «Татарстан» со дня своего основания - 1959 год - будучи еще Казанской студией телевидения (КСТ), всегда вела вещание на русском и татарском языках, уделяя немало внимания качеству телепередач с точки зрения ее публицистичности и литературности. Например, в плане работы секций тележурналистов КСТ на первое полугодие 1969 года, были записаны следующие темы: 1. Татарский язык в развитии. Лекция преподавателя КГПИ Л.Яфарова, 2. Язык телепередач на русском языке. Выступление члена Союза журналистов С. Роенко. 3. О драматургии телепередач, 4. Язык телепередач на татарском языке. Выступление члена Союза журналистов А.Файзрахманова ( ЦГА ИПД РТ , Фонд 848, Опись 1, Дело 1, 1969).. На сегодняшний день ряд положительных изменений в этом направлении произошло и на ГТРК «Татарстан». В частности, программа «Чулпан» после десятилетней работы в эфире на двух языках одновременно, перешла на моноязычное вещание, а именно: день - на русском языке, день - на татарском. Появилась авторская еженедельная программа «Наедине со всеми», рассказывающая об общественно-политической жизни России, а также истории, культуре и традициях разных народов. В 2003 году этой программе, а также ГТРК «Татарстан» в целом было вручено Благодарственное письмо от Полномочного Представителя Президента Российской Федерации С.Кириенко за большой вклад в укрепление дружбы между народами и сохранение национальной культуры. Отметим, что программа готовилась к эфиру в сотрудничестве с Ассоциацией национально-культурных обществ Республики Татарстан, Ассамблеей народов России и Домом дружбы народов Татарстана.

Известному философу М.Нордау принадлежит мысль о том, что «язык есть крепчайшее звено, могущее связывать людей друг с другом. Сестры, говорящие на разных языках, гораздо более чужды друг к другу, нежели два совершенно незнакомых человека, которые впервые встречаются и обмениваются приветствием на родном языке». Таким образом, на сегодняшний день специфика двуязычного вещания в полиэтническом регионе на примере Республики Татарстан видится, прежде всего в повышении значимости одной из функций телевидения - интегративной и ее выходе на авансцену телевещания в целом.

Однако ранее, 20 лет назад, в связи с празднованием 60-летия со дня образования СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев выдвинул тезис о том, что в Советском Союзе «национальный вопрос решен полностью и окончательно». В обществе резко уменьшилось внимание к национальной самобытности, стала пропагандироваться идея сближения и слияния наций.

Похожие диссертации на Формирование и развитие публицистики на государственном телевидении Татарстана