Содержание к диссертации
Введение
I глава. Идейно-политическое воспитание детей средствами художественной публицистики (на примере творчест ва Н.Олейникова и Е.Шварца ) 30
I. Н.Олейников - ведущий публицист журналов "Еж" и "Чиж" 32
2. Публицистическое творчество Е.Шварца 55
П глава. Роль журналов "Еж" и "Чиж" в формировании первых представлений детей о стране социализма, о человеке как преобразователе природы и общества 76
I. Ребятам о строительстве страны Советов 81
2. Человек - мера всех свершений 93
Ш глава. Своеобразие и новаторство форм подачи публицистического материала в журналах "Еж" и "Чиж " 109
I. Формы подачи публицистического материала для детей среднего школьного возраста (журнал "Еж')... 114
2. Формы подачи публицистического материала для детей дошкольного возраста (журнал "Чиж") 127
ІУ глава. Публицистичность - главная черта художественной прозы и поэзии журналов "Еж" и "Чиж" 136
I. Публицистичность прозы журнала "Еж" 137
2. Публицистичность поэзии "Ежа" и "Чижа" 165
Заключение ; 184
Список литературы 193
- Н.Олейников - ведущий публицист журналов "Еж" и "Чиж"
- Ребятам о строительстве страны Советов
- Формы подачи публицистического материала для детей среднего школьного возраста (журнал "Еж')...
- Публицистичность прозы журнала "Еж"
Введение к работе
В идеологической, политико-воспитательной работе КПСС средствам массовой информации и пропаганды отводится особенно важное место. В докладе т. К.У.Черненко на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС говорилось: "Средства массовой информации и пропаганды - действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинно всенародная трибуна" .
Задача коммунистического воспитания советских тружеников стоит сегодня в центре всей идеологической работы партии. В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года сказано: "Сердцевиной идеологической, политико-воспитательной работы было и остается формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной преданности делу партии, коммунистическим идеалам, любви к
социалистической Отчизне, пролетарского интернационализма" . Эта же мысль подчеркивалась и в речи т. К.У.Черненко на внеочередном февральском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС: "Строить новый мир - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте" .
Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с. 43. р
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной
работы: Постановление ЦК КПСС, 26 апр. 1979 г. М., 1979, с. 9.
Черненко К.У. Речь на внеочередном (1984 г.) Пленуме Центрального Комитета КПСС. - Лит. газ., 1984, 15 февр., с» 2.
Лицо периодического издания определяется в первую очередь его идейной направленностью. "Журнал без направления, - писал В.И.Ленин, - вещь нелепая, несуразная, скандальная и вредная". О необходимости дифференциации журналов в соответствии с их задачами, целевым и читательским назначением говорилось в ранее упоминавшемся постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы": "Газеты, журналы должны иметь свое "лицо", свой круг основных тем, подавать
о материалы в присущем их профилю стиле и оформлении".
Ставя перед собой задачу непосредственного влияния на общественное мнение, партийный журнал обращается к публицистике и с её помощью осуществляет воздействие на мысли и чувства читателя. Возможности публицистики особенно важны в деле воспитания подрастающего поколения. Детство, подростковый возраст - период формирования системы мировоззренческих взглядов, усвоения основных норм жизни советского общества.
Как известно, в становлении личности ребенка огромную роль играют нравственные и художественно-образные представления. Именно на их основе формируются важнейшие качества характера, мышления, духовного мира. Эти представления много значат и в жизни взрослого человека. С ними связана важная роль такой разновидности публицистики, как художественная публицистика. На протяжении всей истории советской печати художественная публицистика выполняла серьезные воспитательные, агитационно-пропагандистские функции. О необходимости и впредь развивать художественную публицистику говорится в Постановлении ЦК КПСС от 23 июня 1982 года
Ленин В.Й. Письмо А.М.Горькому. - Поли.собр.соч., т.48, с.4.
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, 26 апр. 1979 г. М., 1979, с.И-12.
"О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства."
Эффективность использования художественной публицистики для детей во многом определяется освоением её предшествующего творческого опыта. Становление художественной публицистики неразрывно связано с практикой ленинградских детских журналов "Еж" (1928-1935 г.г.) и "Чиж" (I930-I94I г.г.). Эти издания впервые в истории советской детской журналистики начали широкую разработку основных направлений художественной публицистики, её жанров, явились родоначальниками многих новаторских форм и способов подачи публицистических материалов, сделали художественную публицистику действенным средством агитационно-пропагандистской работы. Исследование публицистического наследия указанных журналов является актуальным как с точки зрения истории детской литературы и журналистики, так и с точки зрения использования творческого опыта этих изданий в современной журналистике для детей.
х х
Детские журналы 20-30-х годов внесли значительный вклад в процесс становления новых и развития традиционных жанров детской журналистики. Очень важна их роль в создании литературы для детей. Многие из них шли в авангарде литературного процесса, были подлинной лабораторией новаторства и эксперимента. Лучшие детские периодические издания 20-30-х годов активно участвовали в формировании творческой атмосферы в детской литературе, многие опубликованные на их страницах произведения пополнили её золотой фонд.
Это применимо и к ленинградским детским журналам "Еж" и "Чиж". Вдохновителем и идейным руководителем тесно связанных
между собой редакций этих журналов бьш один из основоположников советской детской литературы С.Маршак. Сотрудниками журналов были писатели, оставившие яркий след в истории советской литературы: Н.Заболоцкий, Е.Шварц, Л.Пантелеев, Н.Олейников, Д.Хармс, А.Введенский, Б.Житков, Е.Чарушин, М.Ильин и другие. По выражению В.Шкловского, тогда к С.Маршаку "примагнитились" разные люди "... и все вместе образовали литературную солнечную систему".1
Не имея возможности большими тиражами выпускать книги для детей, молодое государство стремилось компенсировать это выпуском журналов. Первый советский детский журнал для детей "Северное сияние" возник по инициативе М.Горького в Петрограде, в 1919 году. Исследовательница этого периода Л.Н.Колесова писала о журнале: "Впервые на практике были осуществлены в детской литературе и журналистике принципы идейности содержания и партийности
в сочетании с художественностью. А.М.Горький дал образец прин-
.. 2 ципиально нового детского журнала .
В условиях гражданской войны, разрухи далеко не все замыслы этого и возникших примерно в то же время других журналов могли быть осуществлены на практике, "... но первые шаги были сделаны. Определилось направление и содержание советских журналов". Дальнейшее становление советской журналистики для детей осуществи-
Шкловский В.Б. Старое и новое: Книга статей о детской литературе. М., 1966, с.13, р Колесова Л.Н. Первые советские журналы для детей. - В кн.:
Сборник научных работ аспирантов и молодых специалистов. Петрозаводск, 1966, вып.1, с.54.
Алексеева М.И. Детские журналы советской России 1920-х годов как тип издания: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1968, с. 8.
- 7 -лось позже - в деятельности журналов 20-30-х годов, сначала в "Барабане", "Пионере", "Дружных ребятах", "Новом Робинзоне", "Еже", "Чиже", а впоследствии в "Костре".
Линия "Ежа" восходит к жур^налу "Новый Робинзон", авторский костяк которого начал создаваться в 1922 году. При библиотеке детской литературы Петроградского педагогического института дошкольного образования Б.Житков, В.Бианки, О.Капица, Е.Привалова во главе с С.Маршаком организовали кружок детской литературы. В 1923 году члены этого кружка вошли в редколлегию нового журнала для детей младшего возраста, созданного при "Ленинградской правде". Первоначально журнал назывался "Воробей". Первый его номер вышел в октябре 1923 года. С 1924 года журнал стал называться "Новый Робинзон", "так как и в самом деле был Робинзоном в еще мало обитаемой области детской литературы...".
С.Маршак сумел привлечь к сотрудничеству в журнале известных писателей и поэтов: А.Чапыгина, Б.Пастернака, Н.Асеева, К.Шедина, Н.Тихонова, Б.Лавренева, О.Мандельштама, В.Шкловского, лучших педагогов, "бывалых" людей, замечательных художников. Здесь, в "Новом Робинзоне", создавался будущий коллектив книжной редакции детского отдела Ленгосиздата.
Атмосфера в "Новом Робинзоне" была необыкновенно творческой, проникнутой высокой ответственностью. Е.Шварц вспоминает: "Каждая строчка очередного номера обсуждалась на редакционных
заседаниях так, будто от неё зависело все будущее детской лите-
р ратуры". Автор ряда работ по истории советской детской литературы Л.Кон отмечает, что "Новый Робинзон" "... был творческой лабораторией, где создавалась советская литература для детей,
Маршак С.Я. Поэзия науки. - Сбор.соч.: В 8-ми т. М., 1971,
т.7, с.413.
Редактор и книга. Сб.статей. М., 1963, выл.4, с.254.
новая и по содержанию, и по форме. Там рождались новые темы, новые жанры, новые писатели. Вклад "Нового Робинзона" в дет-
н I
скую литературу огромен".
"Новый Робинзон" перестал издаваться в середине 1925 года. Многие из его бывших сотрудников перешли на работу в Ленинградское отделение Госиздата. С.Маршак числился там литературным консультантом, а по сути был "ментором всей ленинград-ской детской литературы", да, пожалуй, не только ленинградской. Еще через год закрывается начавший было выходить вместо "Нового Робинзона" "Красный галстук". После закрытия "Северного сияния", "Красных зорь", "Нового Робинзона", а теперь и "Красного галстука" круг периодических детских изданий значительно сузился.
В 1928 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати". В нем указывалось: "Наиболее отрицательными сторонами детской книжки все еще является неудовлетворительность освещения и прямой отход от со-циальной темы, злоупотребление тенденциозной агиткой..." . В свете этого постановления актуальной была возникшая в том же году в редакции детского отдела Ленгосиздата идея создания "Ежа" - ("Ежемесячного журнала") для детей среднего школьного возраста (11-13 лет). Двумя годами позже вышел и первый номер "Чижа" - ("Читай интересный журнал" или "Чрезвычайно интересный журнал") для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Кон Л. Советская детская литература. І9І7-І923. М., I960,
с.305. о
Андроников ИД. Веду рассказ о Маршаке. - Лит.газ., 1979,
27 июня, с.6.
0 мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати: Постановление ЦК ВКП(б),23 июля 1928 г. - В кн.: Советская печать в документах. М., 1961, с.244.
- 9 -Редакции этих двух журналов объединяло очень многое. Обе, выделившись из книжной редакции детского отдела Ленгосиздата, поруху были очень близки. Большинство сотрудников писали сразу для обоих журналов. Здесь был сформирован дружный коллектив талантливых людей-единомышленников, хорошо понимавших задачи новой детской литературы, убежденных в том, что "Ребенку нужен не суррогат искусства, а настоящее искусство, - конечно,
.. I доступное его пониманию".
Единый состав редакций "Ежа" и "Чижа", маршаковское руководство делают для нас опыт указанных изданий интересными с точки зрения различной возрастной ориентации при одинаковых идейно-художественных и педагогических установках. То, что эти журналы близки идейно-художественно, заметила еще современная им критика. О единстве творческого поиска писал, например, на страницах "Литературной газеты" критик Герман Хохлов: "Есть много общего между этими двумя ленинградскими журналами. Их внутренняя и органическая культурность, которая ощущается в каждой детали... Их поиски разнообразия в содержании номера, и особенно очень ценное чувство меры, которое оберегает их в этих поисках от дешевой пестроты. Их умение вовлечь в круг детских интересов далеко отстоящие от него объекты, как и их чуткость к тем мелочам детского обихода, которые исполнены для детей огромного и важного значения. И,наконец, их более сложная, чем регистрирование фактов текущей действительности, "созвучность эпохе", проявляющаяся даже чуть ли не в построении
литературной фразы".
Маршак С. Театр для детей. - Собр.соч.: В 8-ми т. М., 1971,
т.б, с.186. р Хохлов Г. Заметки о детских журналах. - Лит.газ., 1935,
9 авг., с.2.
К этим точно подмеченным чертам родства нужно добавить,что, несмотря на разный возраст читателей "Ежа" и "Чижа", журналы ориентировались на деятельного, активного ребенка, живущего в эпоху гигантского переустройства мира. Здесь ставилась одна и та же задача воспитания юного гражданина, коллективиста, эрудированного, с развитой фантазией и чувством юмора. Было много общего в построении сюжетов, конфликтов, в подаче материалов, театральности страниц.
Следует отметить, что с самых первых шагов "Чижа" "Еж" принимал в нем активное участие: помещал его рекламу, агитировал за новый журнал для дошкольников. При этом иногда "Чиж" назывался приложением "Ежа". "Чиж" вырос и существовал как младший литературный собрат "Ежа".
Оба журнала внесли неоценимый вклад в борьбу с порочными воззрениями : педологов , которые приписывали себе единственно правильный взгляд на развитие ребенка, вульгаризируя при этом роль социального и наследственного факторов. Их установки, выражавшиеся в антипсихологизме, отбрасывании естественных особенностей ребенка, тяжело сказались на педагогике и возрастной психологии. Большой вред педология нанесла развитию литературы и журналистики для детей. Приверженцы педологии объявляли вредными сказку, игру, фантазию. "Еж" и "Чиж" с мужественной последовательностью боролись с этими заблуждениями, учитывали в своей творческой практике особенности детского восприятия, смело экспериментируя в области содержания и формы.
Журналы "Еж" и "Чиж" воспринимались как единое явление и самими сотрудниками этих изданий:
Н.Чуковский: "Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных
- II -
детских журналов".
Н.Гернет: "Детские журналы "Чиж" и "Еж" были как бы лабораторией, экспериментальной базой, где иепытывались новые жан-
п 2 ры, всевозможные выдумки и затеи".
Л.Пантелеев: "Я думай, нигде сейчас, ни в одном издательстве, ни в одной редакции не работают так, как работали в те го-ды в редакции, где консультантом был Самуил Яковлевич Маршак".
О том, что журналы представляют собой явление, заслуживающее пристального внимания, говорилось уже в критике 30-х годов. А.Луначарский называет "Еж" "... веселым, ловким, добродушным и во многом современным". Кроме того, можно обратиться еще к ряду интересных статей того времени. Одна из них "Старое и новое в детских журналах" принадлежала В.Гофману. Она была помещена в известном сборнике "Детская литература", вышедшем под редакцией А.Луначарского.
Прекрасно зная состояние детской журналистики XIX - начала ХХ^веков, автор статьи четко смог указать на замаскированные, тянущиеся еще с прошлого века недостатки многих детских журналов: низкий художественный уровень, оторванность от жизни, идей своего времени, недоверие к ребенку, развлекательное направление. Эти и многие другие недостатки, доставшиеся в наследство
Мы знали Евгения Шварца: Воспоминания. М.; Л., 1966, с.31-32.
Конашевич В.М. О себе и своем деле: Воспоминания, статьи,
письма. М., 1968, с.432.
Пантелеев Л. Живые памятники: Рассказы. Путевые заметки. Дневники. Воспоминания. М.; Л., 1966, с.383.
Луначарский А.В. Предисловие. - В кн.: Детская литература: (критич.сб.)/Под ред.А.В.Луначарского. М.; Л., 1931, с.5.
- 12 -от целой галереи дореволюционных периодических изданий, начиная от "Задушевного слова", "Светлячка" или "Солнышка" до "Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений", оказались тормозом на пути развития новой советской журналистики для детей. В.Гофман указал также на недостатки детской журналистики и критики, связанные с отсутствием собственного стиля, враждебным отношением к сказке, бездарностью некоторых сочинителей.
В противовес этим недостаткам автор говорит о творческих опытах "Ежа", считая, что они "... настолько значительны, что заслуживают специального изучения. Во всяком случае в них начало новой детской журналистики, - начало, сулящее завидные
возможности в будущем".
р Две серьезные статьи, посвященные одна "Ежу", а другая
"Чижу , принадлежали Герману Хохлову. Обе статьи проникнуты духом симпатии к указанным журналам и деловой заинтересованности в их дальнейших успехах. Разговор об удачах и недостатках журналов ведется критиком, исходя из общей положительной их оценки.
Наряду со статьями, содержащими высокие оценки журналов, в современной им критике были работы, которые не только не поощ-
Гофман В. Старое и новое в детских жерналах. - В кн.:Детская литература: (критич.сб.)/Под ред. А.В.Луначарского. М.; Л.,
1931, с.208.
Хохлов Г. Заметки о детских журналах. - Лит.газ.,1935, 9 авг.,
с.2.
Хохлов Г. Заметки о детских журналах. - Лит.газ., 1935,25 июля, с.4.
Можно указать в этой связи на статьи А.Бармина "Веселая книжка", Т.Трифоновой "Революционная детская книга" в уже упомянутом сборнике под редакцией А.В.Луначарского,где дается очень высокая оценка творчеству С.Маршака и Д.Хармса - ведущих сотрудников журналов.
- ІЗ -
ряли новых поисков и экспериментов редакции "Ежа" и "Чижа", а наоборот, чаще всего незаслуженно, огульно обвиняли создателей журналов во многих несуществующих грехах. Одни только названия
таких "критических" статей говорят о многом: "Как "Еж" обучает
I 2
детей хулиганству" , "Еж" залез в джунгли" , "Скучная птица"
(журнал "Чиж") . Под стать названиям было и содержание указанных материалов.
Б.Шатилов упрекал, например, "Ежа" в том, что в нем "политические новости даются скудно, как-то нехотя, с холодком, без
тени пафоса в историческом аспекте... . Р.Крон считала "Чиж"
»t 5
слишком однообразным, невеселым и малопривлекательным" . Ю.Жи-
гачев, высказывая свои суждения о "Чиже" и "Мурзилке", говорил
о "скуке, протокольности большинства произведений, неумении
р. занять досуг детей, неумении писать просто,логично, ясно" . Таким грубым нападкам журналы подвергались, к сожалению, неоднократно .
Двинский Е. Как "Еж" обучает детей хулиганству. - Коме.правда, 1928, 24 апр., с.З.
Петреев-Мещеряк А. "Еж" залез в джунгли. - Нижегородский просвещенец, 1931, № 10, с.55-57.
Крон Р. Скучная птица (журнал "Чиж"). - Коме.правда, 1936, 29 дек., с.З.
4 Шатилов Б. "Еж": (о детских журналах). - Октябрь, 1929, № 12, с.185.
Крон Р. Скучная птица (журнал "Чиж"). - Коме.правда, 1936, 29 декабря, с.З.
Жигачев Ю. О детских журналах : (Письмо из Киева). -Дет.лит., 1938, № 17, с.94.
Помимо статей того времени, содержащих диаметрально противоположные оценки, следует отметить касающиеся "Ежа" выступления
Т 2 3
Н.Толстовой , М.Дедовской , С.Марголиной . Несмотря на то, что
многие советы и пожелания в этих работах выражались почти директивно, а утверждения далеко не всегда были убедительными, все же общие выводы о "Еже", сделанные в этих трех статьях, доброжелательны. Такой же подход мы обнаруживаем в некоторых высказываниях, посвященных "Чижу" .
Современные исследователи советской детской литературы, авторы воспоминаний, касаясь интересующих нас журналов, единодушны в том смысле, что большинство выступлений тогдашней критики, носило оценочный, неглубокий характер, было в значительной степени обусловлено вульгарно-социологическим подходом к интересующим нас изданиям. Однако нельзя не согласиться с одним из современных исследователей М.ИДолмовым, который считает, что причины директивных утверждений и противоречивых оценок, острой дис-
Толстова Н. "Ёж" - ежемесячный журнал для детей. - Просвещение
на Урале, 1928, № 12, с.84. р Дедовская М. Детские журналы: (обзор). - Просвещение на транспорте, 1928, № 9, с.124-127.
Марголина С. Конфекты и ёжики: (0 детском журнале). - Книга и революция, 1930, № 28, с.19-22.
Марголина С. Детский журнал будет: ("Искорка","Чиж"). - За коммунистическое воспитание, 1930, № 15-16, с.ІЗО-ІЗІ; Жаворон-кова А., Горощенко Г. Журналы для младшего возраста. - Дет.лит., 1935, № 2, с.22-30; Юрьева А. "Чиж". - Дет.лит.,1936, $ 10, с.24-27; Беляев В. Журнал для маленьких: ("Чиж", 1939, №1-6). -Ленинградская правда, 1939, 14 сент., с.З; Мейерович М. "Чиж" в 1939 году. - Дет.лит., 1940, № 3, с.39-42.
куссии о путях развития детской литературы и журналистики коренились в общественно-политической сфере . По этому поводу критик пишет: "Сравнивая характер дискуссий, проходивших в те годы (хотя они различны по времени, тематике, целям и выводам, приемам и методам борьбы), замечаешь их несомненную общность и проявившуюся в них закономерность. Эта закономерность вызвана, с одной стороны, качественно новым этапом в развитии общества, наступлением социализма по всему фронту; а с другой - усилившимся противодействием мелкобуржуазной стихии под натиском стремительных перемен. Полемику, развернувшуюся в определенный момент вокруг детской литературы, журналистики, нельзя рассматривать вне
этого исторического контекста, как явление частное, локальное,
исключительно литературного свойства" .
Детская периодика 20-х годов в настоящее время изучена довольно обстоятельно. К сожалению, гораздо реже исследователи обращались к детским журналам 30-х годов. Среди работ, посвященных детским журналам 30-х годов, следует прежде всего назвать диссертацию Н.Исаковой и статью Н.Ильиной . Расширяют представление об отдельных журналах 30-х годов статьи, печатавшиеся в 60-е годы .
Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л.,
1983, с.163. р Там же, с.165.
Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов: Дис. ... кандр филол.наук. Петрозаводск, 1972, 280 с.
Ильина Н. Из истории детских журналов 20-х - 30-х годов. - В кн.; Вопросы детской литературы 1957. М., 1958, с.24-61.
Богданов Н. Мы - из "Пионера". - Дет.лит., 1966, № 2, с.4-9.
Торопыгин В. В Ленинграде, на Таврической, 37 ... (странички
из биографии "Костра "). - Дет.лит., 1966, № 5, с.32-33.
Тубельская Г. "Товарищ". - Дет.лит., 1966, № 8. с.13-15.
Однако такое многогранное и важное явление, как ленинградские журналы конца 20-х - 30-х годов "Еж" и "Чиж", остается пока за пределами исследования. В настоящее время сохранилось считанное количество комплектов этих журналов , кратки сведения о них в учебных пособиях и общих работах по истории советской
детской литературы. Всего несколько авторов обращаются к "Ежу"
о и "Чижу" непосредственно .
Материалы, связанные с этими журналами, используются в не-
скольких диссертациях . Но в диссертации З.Г.Минц идет речь только о "Еже" 1928-1930 г.г., в диссертации Л.Н.Колесовой рассматриваются лишь материалы "Ежа" за 1928-1929 г.г. В диссертации Н.Н.Исаковой "Ежу" посвящена одна из четырех глав. Автор выделяет здесь ряд интересных моментов, но объем одной главы не позволяет остановиться подробнее, обстоятельнее на многих важных проблемах. Одна из глав диссертации В.И.Лейбсона посвящена твор-
Библиотека им.В.И.Ленина в Москве. Библиотека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
о Исакова Н.Н. Журнал "Еж " - зачинатель детской публицистики. -
Учен.зап.Петрозавод.ун-та. Сер.Филологические науки, 1970, т.18, вып.З, с.I12-130. Сумарокова И. (0 работе художников-иллюстраторов в журналах "Еж" и "Чиж"). - Дет.лит., 1968, № 4, с.64. Александрова Н. Как жили "Еж" и "Чиж". - Известия, 1969, 2 дек.
Минц З.Г. Пути развития советской дошкольной литературы. 1917-1930 г.г.: Дис. ... канд.филол.наук. Л., 1955. 695 с; Лейб-сон В.И. Проблемы стиля и жанра советской детской поэзии: Дис. ... канд.й^їлол.наук. М., 1962. 482 с; Колесова Л.Н. Пионерские журналы в истории советской детской литературы 20-х годов: Дис. ... канд.филол.наук. Петрозаводск, 1965. 386 с; Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов:Дис. ... канд.$илол.наук. Петрозаводск, 1972. 280 с.
честву "обернутов", сотрудничавших в "Еже" и "Чиже". В указанных диссертациях почти не уделяется внимания "Чижу", творческий путь которого не менее интересен и ярок.
Опубликованные воспоминания возрождают интереснейшие страницы истории детской литературы и журналистики, расширяют наши представления о журналах, их творческих коллективах, но системного анализа роли этих журналов в становлении детской журналистики и развитии детской литературы они не дают.
Таким образом, в настоящее время нет ни одной работы, где бы журналы "Еж" и "Чиж" выступали в качестве единого объекта целенаправленного изучения. И следствием этого является то, что почти не изученной остается основная творческая особенность этих журналов, связанная с рождением и развитием советской художественной публицистики для детей. Временем наибольшего расцвета художественной публицистики в "Еже" были годы с 1928 по 1932, в "Чиже" её высокий уровень поддерживался с 1930 по 1936 год. Эти периоды в обоих журналах прошли под знаком непрестанного поиска и экспериментирования. В целом же за 7-II лет своего существования "Еж" и "Чиж" претерпели заметную эволюцию как по своей структуре, так и по её наполнению. Значительно разнообразились формы подачи материала, расширялась тематика публикаций.
Ильина Н. Борис Житков - редактор: (0 работе Б.С.Житкова в детских журналах). - В кн.: Книги - детям: Сб.материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым. М.,1972, с.20-42; Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1971, с.7-31, с. 109-144; Пантелеев Л. Из ленинградских записей. - Новый мир, 1965, № 5, с.142-170; Мы знали Евгения Шварца: Воспоминания. Л.; М., 1966. 230 с; 0 редакторском искусстве Маршака. - Редактор и книга, 1963, вып.ГУ, с.250-292; Воспоминания о Заболоцком / сост. Е.В.Заблоцкая и А. В. Маке донов,. М.,1977. 352 с; Семенов Б.Ф. Время моих друзей: Воспоминания. Л.,1982. 304 с.
Этот процесс, хотя и слабее, но все-таки прослеживался даже в последние годы существования журналов, когда их художественный уровень был явно снижен.
Роль, которую эти журналы сыграли в становлении художественной публицистики, трудно переоценить. Они были не только творческой лабораторией, где формировались жанры художественной публицистики, её главные качества и направления. С их страниц многие публицистические произведения шагали в "большую литературу для маленьких", занимая в ней прочное место на целые десятилетия. Однако оценить по достоинству заслуги "Ежа" и "Чижа" в деле создания художественной публицистики современная им критика и критика двух последующих десятилетий не смогла.
Как известно, теория и критика советской детской литературы ( следовательно, и публицистики) развивалась в непростых условиях, иногда мучительно преодолевая трудности. Особенно сложными были вторая половина 20-х годов - время зарождения художественной публицистики и предвоенное десятилетие. Делу вредили педологические воззрения, не бравшие в расчет естественную тягу ребенка к яркому, веселому, увлекательному повествованию.
На протяжении этого сложного периода партия продолжала следовать целенаправленному курсу, взятому еще в 1924 году на Ж съезде.Согласно этому курсу, создание литературы для детей связывалось с " ... тщательным контролем и руководством партии
с целью усиления моментов классового, интернационального, трудо-
„т вого воспитания" .
Важное значение для развития публицистики в детских журналах имело постановление от 23 июля 1928 года "О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати". Анализируя состояние то-
0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с.ИЗ.
- 19 -гдашней детской литературы, этот документ предостерегал от игнорирования социальной темы и от другой крайности - увлечения "высушенной" агиткой. Об этой же опасности говорилось в постановлениях ЦК ВКП(б) "Об издательстве "Молодая гвардия" (1931г.) и "Об издательстве детской литературы" (1933г.). В указанных постановлениях осуждались такие тенденции детской литературы того времени, как игнорирование специфических читательских запросов детей, сухость и трафаретность изложения.
Недостатки детской литературы были связаны не только с ошибочными воззрениями отдельных писателей и критиков, но и с болезнями роста пионерского и комсомольского движения. Еще в 1925 году секретарь ЦК РКП(б) Андреев писал: "... комсомол и даже пионеры копируют все то, что есть у нас, всю заседательскую суетню, и это очень плохо: какому-либо комсомольцу или пионеру, ему бы только фязически развивать себя, и всесторонне и как следует, чтобы не быть верхоглядом, учиться, а его уже затягивают заседания, собрания, доклады, выступления, десятки представительств и т.п.; в результате вырабатывается тип поверхностного
агитатора, и в двадцать лет - перед нами издерганный нервно и
т физически человек" .
Вопрос о том, насколько детская публицистика тех лет смогла выполнить поставленные перед ней задачи, оставался в нашей критике открытым. Не занимались им и позже - в 40-е и 50-е годы. Для того, чтобы оценить действительный вклад "Ежа" и "Чижа" в развитие публицистики для детей, понадобилось немалое время. Перелом наступил с середины 60-х годов. Начиная с этого времени, в печати стали появляться работы, свидетельствующие об истинном интересе к истокам художественной публицистики. Внимание было
Андреев. О смене. - Вожатый, 1925, № 7-8, с.1.
обращено и на публицистический опыт "Ежа". Первым по этому поводу выступил бывший сотрудник журналов, ныне покойный И.А.Рахтанов . Он воскресил память о талантливых детских публицистах Н.М.Олейникове, Е.Л.Шварце, других сотрудниках редакции, о том творческом, новаторском духе, который там царил.
Примерно в то же время публицистика "Ежа" становится предметом внимания специалистов по детской литературе и журналистике. В первую очередь следует отметить работы петрозаводских ученых И.П.Лупановой, Л.Н.Колесовой, Н.Н.Исаковой. Профессор, доктор филологических наук И.П.Лупанова писала о новаторстве этих журналов: "Здесь возникли первые ростки совершенно нового в дет-ской литературе жанра - острой публицистики... Роль "Ежа", его заслуги в становлении советской детской публицистики отме-чает в ряде своих работ Л.Н.Колесова , считающая, что "Еж" целенаправленно выполнял свою главную задачу формирования коммунистического мировоззрения читателя. Л.Н.Колесова, а вслед ва
Рахтанов И.А. Был это человек яркого таланта... - Дет.лит., 1968, № 4, с.26-29; Рахтанов И.А. Рассказы по памяти. М.,1969, с.7-31, с.109-144.
Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература. 1917 -
1967. Очерки, М., 1969, с.38.
Колесова Л.Н. В начале пути: Из истории детских журналов. -Дет.лит., 1968, № 12, с.19-22; Колесова Л.Н. Публицистика в детских журналах 20-х годов.- Учен, запис. Петрозаводского государственного ун-та им.О.В.Куусинена, т.ХІУ, вып.,1У.
1968, с.35-58. Колесова Л.Н. У истоков детской публицис
тики. - В кн.: 0 литературе для детей. Л., 1972, вып.16,
с.101-122.
-гінею в своей обстоятельной статье Н.Н.Исакова обратили внимание на одно из ведущих качеств публицистики "Ежа" - её художественность. В работах ставится вопрос о ценности этого опыта, необходимости серьезного его изучения.
Публицистика "Ежа" первых лет рассматривается в монографии
М.И.Алексеевой . Здесь подробно исследуются некоторые художественно-публицистические произведения Н.М.Олейникова - одного из ведущих авторов этого журнала.
Тема, о которой идет речь, отражена в диссертационных работах тех же авторов .
Однако, несмотря на это, степень изученности вопроса нельзя назвать достаточно полной. Прежде всего, журналы эти включаются в круг исследования в ряду других изданий, никто до сих пор не ставил своей целью литературоведческий анализ художественной публицистики "Ежа" и "Чижа".
Для многих современных статей, посвященных проблемам детской литературы и журналистики, стало общим утверждение, что
Исакова Н.Н. Журнал "Еж" - зачинатель детской публицистики. -Учен.зап. Петрозавод. ун-та. Сер. Филологические науки, 1970, т.18, вып.З, с.112-130.
Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., 1982. 132 с.
Колесова Л.Н. Пионерские журналы в истории советской детской литературы 20-х годов: Дис. ... канд.Зилол.наук. Петрозаводск, 1965. 386 е.; Алексеева М.И. Детские журналы советской Еоссии 1920-х годов как тип издания: Дис. ...канд.филол.наук. М., 1968. 290 с; Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов: Дис. ... канд.филол.наук. Петрозаводск, 1972. 280 с.
в "Еже" и "Чиже" происходило формирование и развитие художественной публицистики для детей. В то же время в истории детской литературы и журналистики отсутствует системный анализ, подтверждающий это утверждение. Остаются неизвестными первоначальные приметы и особенности художественной публицистики, неизученным художественно-публицистическое творчество писателей-родоначальников основных направлений публицистики.
Задачей данного исследования является рассмотрение основных направлений, по которым шло развитие художественной публицистики в журналах "Еж" и "Чиж", конкретный анализ идейно-художественного содержания наиболее значительных произведений, форм их подачи, особенностей тематики, выявление примет жанров, оценка творчества ведущих публицистов. Актуальным представляется и исследование влияния публицистики на журнальную прозу и поэзию, анализ публицистичности как качества художественного произведения для детей.
В диссертации впервые предпринято системное исследование творческого наследия ленинградских детских журналов "Еж" и "Чиж", внесших большой новаторский вклад в становление и развитие советской художественной публицистики для детей. В поле зрения автора работы включены журнальные материалы всех лет издания "Ежа" и "Чижа". Подавляющее большинство их ранее не изучалось. Впервые исследовано творчество на страницах "Ежа" и "Чижа" известных советских писателей Б.Житкова, М.Ильина, К.Меркульевой, С.Безбородова. Расширено и конкретизировано представление о сотрудничестве в журналах Н.Олейникова, Е.Шварца, С.Маршака, Д.Харм-са, А.Введенского.
В диссертации впервые рассматриваются основные направления художественной публицистики "Ежа" и "Чижа" - общественно-политическое и естественно-научное. В процессе исследования первого из
этих направлений особое внимание обращено на близость ведущих публицистов "Ежа" и "Чижа" к одной из первоначальных составляющих художественной публицистики - литературе или журналистике. При исследовании второго направления выделены тематические пласты, связанные с историей науки и техники, их ролью в жизни общества, научной основой социалистической экономики, с созидательной силой человеческого разума.
В диссертации рассмотрены формы и способы подачи публицистического материала, в хлде чего впервые выявлена разница в подготовке и подаче материалов для дошкольников в, "Чиже" и для детей пионерского возраста в "Еже". Обращено внимание на соотношение журнального текста и иллюстраций.
Наряду с художественно-публицистическими произведениями анализируются и произведения традиционной прозы и поэзии. Впервые они изучаются с точки зрения их публицистичности. Это позволяет проследить общую публицистическую направленность содержания "Ежа" и "Чижа", взаимодействие и взаимовлияние художественной публицистики и традиционных родов творчества.
Исследование такого сложного явления, как художественная публицистика для детей, сопряжено со значительными трудностями теоретического плана. В сегодняшнем литературоведении и теории журналистики само понятие публицистики имеет много определений и трактовок, которые, смыкаясь в ряде основных положений, во многом отличаются друг от друга. Публицистике отводятся задачи политического воспитания масс, формирования у них активной, наступательной позиции по отношению к препятствиям, стоящим на пути коммунистического строительства.
В основе большинства работ, посвященных публицистике, лежит осмысление ленинского взгляда на публицистику. В статье "Революционные дни" он писал: "Мы должны делать постоянное дело публи-
цистов - писать историю современности и стараться писать ее так, чтобы наше бытописание приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям-пролетариям там, на месте действий, - писать так, чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты" .
Исследуя публицистику, современные советские теоретики подмечают немало черт, характеризующих её суть. Об этом говорят предлагаемые ими определения. Автор многих известных работ Е.П.Прохоров дает следующую формулировку: "Публицистика - это такая форма познания, которая соединяет в себе художественно-образные и научно-социологические принципы отображения действительности во имя формирования целостного общественного мнения
современников . Теоретик журналистики Г.В.Колосов пишет: "Коммунистическая публицистика - это, как и всякая публицистика, прежде всего творческий процесс. Его суть состоит в постоянно развивающемся под влиянием потребностей общественной практики процессе отражения находящихся в развитии явлений жизни с позиций марксистской идеологии. Это особый поток информации, залечат-
левающий социально-политические отношения действительности в эмпирических фактах и рассуждениях, в понятиях, идеях, публицис-тических образах и гипотезах . М.С.Черепахов определяет предмет публицистики как "... политическое постижение социального опыта с целью максимальной активизации субъективного фактора -
Ленин В.И. Революционные дни. - Поли.собр.соч., т.9, с.208.
о Прохоров Е.П. Теория публицистики и искусство фельетона. -
Вестн.Моск.ун-та. Сер.XI. Журналистика, 1966, № 3, с.79.
Колосов Г.В. Становление, развитие и современное состояние теории журналистики: Автореф.дис. ... д-ра филол.наук. М.,1972, с.23.
деятельности человека, коллектива, общества в целом - в соответствии с познанными объективными законами общественного раз-
«I вития" .
Интересные,своеобразные разработки этого вопроса имеются в
ряде других теоретических работ , рассматривающих публицистическое произведение как произведение, вооружающее читателя марксистско-ленинским пониманием конкретных явлений действительности.
Сложность данной проблемы подчеркивалась в неоднократных дискуссиях на страницах журналов "Вопросы литературы" (1969,1970, 1971 г.г.), "Иностранная литература" (1965,1966 г.г.), в "Лите-
Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. М., 1973, с.149-
150. р Среди монографий и диссертаций по публицистике последнего десятилетия следует прежде всего назвать:
Бережной А.Ш. Ленин - создатель печати нового типа. (1893 -1914 г.г.).Л., 1971. 343 с.
Гуревич СМ. К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники теории коммунистической журналистики. М., 1973. 320 с. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М., 1973. 317 с. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1973. 269 с.
Архипов й.Ф. Публицистический образ. Генезис, структура, функция: Автореф. дис. ... канд.|илол.наук. М., 1977. 25 с. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: Автореф. дис. ... д-ра филол.наук. М., 1977. 35 с. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс: Пособие по спецкурсу. М., 1977. 87 с.
Здоровега В.И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы тео -рии публицистики. М., 1979, 174 с.
ратурной газете" (1983,1984 г.г.), в других периодических изданиях. Многие вопросы остаются дискуссионными. Дискуссионным является и вопрос о жанровой принадлежности публицистики. Одни считают ее видом или жанром литературы, другие относят к журналистике, третьи называют самостоятельным родом творчества.
Поиск определения художественной публицистики для детей затруднен почти полным отсутствием фундаментальных теоретических работ . Несмотря на длительный период существования и развития детской художественной публицистики, мы не имеем её целостного теоретического осмысления. Немногочисленные работы о детской публицистике, вышедшие за последние 20 лет, исследуют лишь отдельные качества, ни одна из них не содержит ее четкого определения. Современные исследователи отталкиваются от того факта, что специфика детской публицистики связана с возрастом читателя, с его особым восприятием. Эта специфика предъявляет свои требования к теме, сюжету, стилю, способам подачи и даже оформлению материала, однако ни в коем случае не требует снижения интеллектуального уровня произведения. В этой связи часто вспоминают слова Б.С.Житкова о том, что детская книга должна иметь "запас на вырост".
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о томучто природа детской и взрослой публицистики едина. И там и здесь не каждое выступление на общественно значимую тему можно назвать публицистическим. Существует некий порог осмысления действительности, после которого может идти речь о публицистике в полном смысле слова.
Исключением являются две диссертации последних лет: Абросимова Г.В. Особенности современной советской периодики для детей: Дис. ... канд.филол.наук. М., 1974. 218 с. Виноградова И.К. Идейно-эстетическое своеобразие публицистики для детей: Дис. ... канд.филол.наук. Минск, 1980. 209 с.
Во взрослой публицистике этот порог связан с возможностью логического постижения читателем злободневного материала. Для детской публицистики задача преодоления этого порога оборачивается необходимостью того, чтобы идейная, политическая заост-;;:.:ценность, злободневность материала были поданы не в лоб, сухо и назидательно, а.интересно и образно. Серьезный воспитательный заряд должен естественно сливаться с образом, игрой, фантазией - со всем тем, что соответствует особенностям читательского восприятия ребенка. Иными словами, публицистика для детей по своей природе стремится к художественности и только в этом качестве способна до конца выполнить свои пропагандистско-воспитательные функции. Такое понимание специфики детской публицистики позволяет дать следующее рабочее определение детской художественной публицистики:
Художественная публицистика для детей - форма отражения действительности в образах и картинах, обладающих исторической достоверностью, связанных с решениями актуальных проблем коммунистического строительства. Задачей художественной публицистики является целенаправленная активизация поведения и мышления ребенка, формирование у него верных мировоззренческих позиций, коммунистических норм морали, создания причастности к строительству новой жизни. Важными признаками художественной публицистики являются агитационно-пропагандистская и организаторская функции, злободневность.
Исходя из целей диссертации, предлагается следующая её структура: Введение; I глава. Идейно-политическое воспитание детей средствами художественной публицистики (на примере творчества Н.Олейникова и Е.Шварца); П глава. Роль журналов "Еж" и "Чиж" в формировании первых представлений детей о стране социализма, о
человеке как преобразователе природы и общества; Ш глава. Своеобразие и новаторство форм подачи публицистического материала в журналах "Еж" и СЧиж"; ІУ глава. Публицистичность - главная черта художественной прозы и поэзии журналов "Еж" и "Чиж".
В первой главе основное внимание уделяется творчеству двух основоположников художественной публицистики Н.Олейникова и Е.Шварца, каждый из которых разрабатывал в художественной публицистике свое направление. Н.Олейников, творчество которого более тяготеет к журналистике, доказал возможность органического слияния исторически и документально достоверного материала с ярким, подчас озорным художественным вымыслом. Е.Шварц одним из первых сумел достичь в своем творчестве уровня лучших литературных образцов, тем самым доказав перспективность и жизнеспособность художественной публицистики.
Вторая глава посвящена одной из наиболее интересных разновидностей художественной публицистики - научно-художественной публицистике. Естественно, что почти всю научно-художественную публицистику, и в первую очередь произведения, освещающие темы первой пятилетки, можно отнести к художественной публицистике на общественно-политическую тематику. Их разделение носит до некоторой степени условный характер. Рассмотрение научно-художественной публицистики в отдельной главе связано со следующими соображениями: во-первых, слияние материала первой и второй глав привело бы к нарушению структурных пропорций диссертации, во-вторых, научно-художественная публицистика обладает рядом самостоятельных признаков, позволяющих анализировать её как целостное явление.
В журналах "Еж" и "Чиж" научно-художественная публицистика получила детальную и разностороннюю разработку. В главе исследуется новаторство журналов в освещении тем, связанных с шагами
первой пятилетки, накоплением опыта социалистического хозяйствования. В этой связи анализируется творчество М.Ильина, С.Без-бородова, К.Меркульевой, Д.Хармса и других.
На примере произведений Б.Житкова, М.Ильина, Д.Михайлова исследуется гуманистическая направленность научно-художественной публицистики "Ежа" и "Чижа". С этой целью анализируются материалы по истории науки и техники, материальной и духовной культуры, содержащие взгляд на человека как меру всех свершений. Обращается внимание на тему взаимоотношения человека и природы.
Третья глава диссертации посвящена своеобразию и новаторству форм подачи публицистического материала в "Еже" и "Чиже". Здесь исследуются наиболее интересные рубрики, особенности организации и оформления публицистического материала, вопросы, связанные с использованием иллюстраций. Особое внимание обращается на специфику форм подачи публицистического материала для детей младшего возраста.
Четвертая глава характеризует наиболее значительные произведения журнальной прозы и поэзии с точки зрения их публицистичности. Здесь рассматриваются повести на темы революции и гражданской войны, произведения исторической прозы, касающиеся различных этапов отечественного освободительного:- движения, стихотворения публицистического звучания. Анализируется публицистическая направленность творчества прозаиков Ю.Тынянова, Л.Тыняновой, Б.Бухштаба, Л.Савельева, В.Цауне, В.Валова, В.Матвеева, Г.Дитриха, поэтов С.Маршака, А.Введенского, Д.Хармса.
Основные положения диссертации, её итоги и выводы излагаются в заключении.
В конце работы помещен список литературы.
- зо -
Н.Олейников - ведущий публицист журналов "Еж" и "Чиж"
Художественная публицистика "Ежа" и "Чижа" с самых первых шагов показала себя явлением сложным и неоднородным. Произведения, которые мы сегодня можем назвать художественно-публицистическими, активно участвуя в идейно-политическом воспитании детей, несли отпечаток индивидуальности своих авторов, в разной степени использовали возможности публицистики и литературы. Главными в указанных журналах были общественно-политические темы. К ним обращались практически все публицисты журналов. В общей массе художественно-публицистических произведений на общественно-политическую тематику прослеживались две творческие тенденции. Одна из них была более близка к журналистике с её мобилизующими и воспитательными функциями. Новаторство публицистов выражалось в ней путем широкого использования литературно-художественных средств. Творчество этих публицистов отличалось юмором, оригинальностью формы, выдумкой, стремлением найти естественный путь к уму и сердцу юного читателя. Наиболее видным представителем этого направления был Николай Макарович Олейников, творчество которого представляет собой самую яркую страницу в истории советской публицистики для детей. Именно он считается основоположником художественной публицистики, её первооткрывателем. По его следам пришли в художественную публицистику многие другие авторы.
Предшествующие исследователи, обращаясь к творчеству Н.Олей - ЗІ никова, интересовались до сих пор исключительно его работой в "Еже", ограничиваясь при этом 1928-30 годами. В данной главе впервые освещается художественно-публицистическое творчество писателя на страницах обоих журналов в течение всех лет их издания. Впервые произведения Н.Олейникова в "Еже" и "Чиже" рассматриваются с точки зрения того, как писатель учитывал специфику читательского восприятия детей разных возрастов, как в зависимости от возраста читателей трансформировалась манера повествования, варьировались различные журнальные жанры и изобразительные средства.
Вторая группа публицистов по природе своего дарования была более близка литературе. Идейная, политическая заостренность их произведений реализовывалась в системе традиционных литературных средств. Основоположником этого направления можно считать Евгения Львовича Шварца, оставившего на страницах "Ежа" и "Чижа" множество глубоких, законченных с литературной точки зрения публицистических произведений.
Если творчество Н.Олейникова становилось все же объектом исследования критики, то многолетнее и плодотворное сотрудничество в "Еже" и "Чиже Е.Шварца остается до сих пор почти полностью забытым. В то же время нельзя упускать из вида, что вклад его в становление художественной публицистики для детей огромен. В настоящей главе впервые предпринимается попытка анализа творчества Е.Шварца на страницах "Ежа" и "Чижа". Основное направление этого анализа - уяснение новаторских черт в его художественно-публицистическом наследии, особенностей его творческой манеры. В поле зрения исследования попадает редакторка ское мастерство писателя, на протяжении ряда лет создавшего оригинальные подборки разножанровых материалов для рубрики "Карта с приключениями".
Следует оговориться, что четко выраженной границы между литературным и журналистским "компонентами" внутри художественной публицистики естественно не было и быть не могло, поскольку она с самого начала заявила о себе как о явлении органическом. Родившись на стыке литературы и публицистики, художественная публицистика не только активно использовала их возможности, но и приобретала свои неповторимые самостоятельные черты. Делая попытку исследовать творчество двух основоположников художественной публицистики Н.Олейникова и Е.Шварца, мы можем получить возможность выделить наиболее характерные черты художественной публицистики, переживавшей в то время период своего становления, рассмотреть особенности использования ею журнальных жанров с учетом возраста читателя. Подобный подход к исследованию художественно-публицистического наследия "Ежа" и "Чижа" предпринят впервые и представляется наиболее продуктивным.
Ребятам о строительстве страны Советов
Конец 20-х, начало 30-х годов было временем масштабных шагов социалистического строительства. Страна начинала создавать новую индустриальную экономику. Наука вторгалась в жизнь повсеместно. Время работы по старинке, на глазок, безоглядного расходования доступных богатств земли уходило в прошлое. На первый план выступали научный расчет, инженерная мысль. Само хозяствование становилось сложнейшей наукой.
Перед публицистами стояла задача раскрыть эту сложность неискушенному читателю. В "Еже" и "Чиже" выход был увиден в использовании средств художественной выразительности. Художественность научной публицистики рождалась здесь из слияния художественного и научного образов, когда обе формы познания действительности проникались единой целью, духом великого переустройства. Эта особенность более всего проявилась в творчестве одного из ведущих авторов "Ежа" и "Чижа" М.Ильина (Ильи Яковлевича Маршака).
Широкому читателю М.Ильин известен как автор глубоких, поразивших всех книг: "Рассказ о великом плане", "Горы и люди", "Человек и стихия", "Покорение природы", "Черным по белому", "Сто тысяч почему" и других. Его хорошо знали и зарубежные читатели во многих странах Европы, Японии и Китае. "Рассказ о великом плане" выдержал несколько изданий в Америке, получил признание Нью-Йорского "Клуба лучшей книги за месяц". Предисловие к этой книге писал А.М.Горький, назвавший её "поэмой о настоящем"."Маленьким шедевром" считал её Ромен Роллан.
То, что человек, столь щедро одаренный разнообразными способностями, литературным талантом, тонким художественным чутьем, посвятил себя работе в научно-художественной публицистике, было не только огромной удачей для нашей детской и взрослой литературы. Здесь проявилась и определенная закономерность. Потребность времени соединилась с оригинальностью писательского дарования М.Ильина.
В воспоминаниях о своем младшем брате С.Маршак отмечает его широкую образованность, способность учиться постоянно. Минимумом знаний в любой области, за которую он брался, был университетский курс. С.Маршак писал: "Материал свой он добывал (именно добывал, а не брал то, что лежит на поверхности) в лабораториях, в библиотеках, в музеях, на заводах" .
На протяжении многих лет этот талантливый инженер и ученый, энциклопедически образованный человек чуть ли не в каждрм номере "Ежа" печатал свои произведения. Часто в одном и том же номере он выступал дважды. Активной была работа М.Ильина и в "Чиже".
Самая главная книга писателя М.Ильина - "Рассказ о великом плане". Началась она на страницах "Ежа" с очерка "Цифры-картинки" ("Еж", 1929, № 10). После этого М.Ильин писал о пятилетке очень много, и почти все, что было опубликовано в "Еже", стало потом страницами известной на весь мир книги.
"Цифры - картинки" предварялись в том же номере статьей М.Ильина "Тысяча и одна задача". По сути это было увлекательное введение в науку социалистического планирования, пролог к большому разговору о пятилетке. Статья рассказывала об огромных богатствах, которые лежат под ногами. Их нужно взять, умело, с толком использовать, а это, оказывается, очень сложно. Ведь решать приходится одновременно тысячи задач. От одних показателей пятилетнего планового задания иной мог бы растеряться.
И вот писатель понятным языком начинает рассказывать о государственной выгоде. О том, из чего строить, о железе и угле, о машинах и электричестве, о хлебе и хлопке. Предлагает читателям решить вопрос о том, что делать с уральской рудой. Везти её в Ленинград на железоделательный завод, или выплавлять железо на месте? И3 десяти тонн руды выплавляется шесть тонн железа. Значит, дешевле везти в Ленинград готовое железо, а железодела - 84 тельный завод строить на месте. Однако это еще не все - на Урале нет угля, придется рыть шахты на Алтае, в Кузнецке. Дальше М.Ильин пишет:
"Ладно, вырыли мы шахту, вытащили уголь. Теперь вот в чем вопрос: что к чему везти - уголь к руде или руду к углю?
А чего требуется больше - руды или угля? Руды больше требуется.
Ну, тогда дело ясное: надо уголь к руде везти, а не наоборот. Хорошо, повезли мы уголь с Алтая на Урал. Привезли, выгрузили, а поезда послали обратно, за новой партией угля.
Только вот,что тут, неладно вышло: поезда у нас обратно порожняком идут без груза".
Формы подачи публицистического материала для детей среднего школьного возраста (журнал "Еж')...
В своей работе редакция "Ежа" использовала целую систему постоянных публицистических рубрик, которые отражали все многообразие агитационно-пропагандистских и воспитательных задач, стоящих перед журналом. Количество публицистических рубрик "Ежа" и эффективность их использования в журнале были значительно выше, чем в других детских изданиях тех лет. Лишь в "Еже", а в последствии и "Чиже" они были осознаны как необходимый элемент систем-Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. и целенаправленной работы публицистических разделов. Наиболее действенными и популярными из них были: стенгазета "Товарищ "Еж", "Карта с приключениями", "Клуб "Ежа", "Письма читателей", "Письма иностранных пионеров", "Ребята за рубежом", "Ежовые рукавицы". Опубликованные под этими рубриками документальные материалы, благодаря оригинальной подаче, интересному комментарию, остроумной выдумке находили прямой путь к читателю, будили в нем активность, желание самому принять участие в полезных делах.
Одной из таких рубрик была стенгазета "Товарищ "Еж" (впоследствии рубрика была переименована в радиогазету "Говорит"Еж"). Здесь помещались разнообразные по жанрам и объему остропублицистические материалы на темы международной политической жизни. Они перемежались с материалами об экономическом и культурном строительстве в СССР. Рубрика рассказывала, например, о том, как звучит на разных языках пионерское "будь готов!", публиковала истории о юных советских друзьях МОПРа и о зарубежной пионерке, которая по заданию своих товарищей проникает в ряды скаутов, разоблачала происки англичан в Афганистане и печатала письмо маленького узбека, рассказывающего о том, как он борется с пережитками прошлого, предрассудками. Материалы о войне между Боливией и Парагваем, о жестокой эксплуатации китайских детей соседствовали с корреспонденцией о возведении гигантских зерновых фабрик в СССР.
Для этой рубрики было характерно умение подать документальный материал таким образом, что он приобретал черты художественности. Простая корреспонденция приближалась здесь к короткому рассказу, сцене, зарисовке. Такой была, например, корреспонденция "Осел и слон", которая посвящалась вражде крупнейших буржуазных партий Америки. Здесь проводилась мысль, что по сути эти партии друг от друга не отличаются. Корреспондент рассказывал о том, как во время предвыборной кампании повстречались два шествия. Одно из них возглавлял осел - символ демократов, другое тащило символ республиканцев - большого фанерного слона. "Демократы подрались с республиканцами и отняли у них деревянного слона. Тут же на улице слон был сожжен на костре. А республиканцы в свою очередь поколотили демократического осла, и тот со страху забежал в пивную. Свист, крики, лай собак, писк младенцев продолжались до поздней ночи" ("Еж", 1929, №2, с.5).
Иногда вся подборка материалов рубрики "Товарищ "Еж" носила тематический характер. Таким был выпуск, рассказывающий о кризисе перепроизводства в %ерике ("Еж", 1931, №7). Перед читателем разворачивался целый калейдоскоп сцен, которые не могли не волновать ребят. Гниет на полях рис, пропадают апельсины и бананы, никто не рад урожаю пшеницы... Капитализм пытается утвердить противоестественные нормы жизни: например, паровозы топят зерном. Протестующих, голодных людей разгоняют полицейские. В этом же тематическом выпуске рубрика рассказывала о "заботах" полицейских - ведь им в связи с подъемом рабочего движения предстоит все больше и больше работы. Обрисована экипировка американского полицейского - он буквально увешан различным оружием для борьбы с демонстрантами. Читатель узнавал также, какие средства тратятся на подготовку и обучение американских стражей порядка. Публицистичность тематического выпуска усиливалась документальными фотоснимками.
Другой тематический выпуск указанной рубрики посвящался : центральной партийной газете "Правда" ("Еж", 1931, №14). Подборка включала в себя рассказ о пути большевистской газеты, о том, какую роль она играет в жизни советского общества. Один из мате - 117 риалов знакомил читателей с тем, как "Правду" доставляют в самые дальние районы страны, как в этом деле используются последние достижения техники. Особое место в подборке занимал рассказ о бортмеханике Артамонове, который после аварии своего самолета вынес через болото к железнодорожной станции матрицы "Правды", сделав все от него зависящее, чтобы ленинградцы вовремя смогли получить центральную партийную газету.
Рубрика "Товарищ "Еж" умело соединяла воедино информативную и воспитательную функции, учила ребят правильно ориентироваться в событиях зарубежной политической действительности, показывала преимущества советского образа жизни.
Публицистичность прозы журнала "Еж"
Авторы-прозаики "Ежа", как и многих других детских изданий тех лет, хорошо понимали, что главными событиями современности являются революция и гражданская война. Эти события были не только свежи в памяти людей - они служили точкой отсчета для их обновленного сознания. Источником публицистичности прозаических произведений была не только героика событий недавнего прошлого. Писатели знали, к чему они призваны готовить молодое поколение, на каких традициях его нужно воспитывать. В таких произведениях, как "Золотой поезд" В.Матвеева, "Казачата" Г.Дитриха, "Отесовцы" В.Валова и других, рассказывалось о мужестве и бесстрашии взрослых и детей, вставших на борьбу со старым миром. Их сюжеты были подсказаны реальными событиями. Главное место среди таких произведений занимали те, что рассказывали о непосредственном участии детей в революции и гражданской войне. Примером могут служить повести Г.Дитриха "Казачата" ("Еж", 1930, № 8-16) и В.Валова "Отесовцы" ("Еж", 1933, № 1-6, № 9). Они во многом похожи. Их героями являются городские мальчики, оказавшиеся в годы гражданской войны в деревне. Алеша Бударин из "Отесовцев" организует своих деревенских сверстников для помощи партизанам, а петроградец Виктор Мейер из "Казачат" создает в казачьей станице детский клуб. Ребята действуют как настоящие представители рабочего класса, проявляют целеустремленность и мужество.
То, что между городом и деревней в те годы существовала ощутимая разница, наглядно видно из содержания "Казачат". В революционном Питере сверстники Виктора активно помогают взрослым большевикам. В их клубе кипит работа, бушуют споры, идет репетиция революционной пьесы. Ребята находятся на самом гребне революционной волны. Они являются свидетелями массовой отправки комсомольцев на фронт, хлебных очередей, привыкли к суровым условиям жизни Петрограда 1918 года.
В станице, куда Виктор попадает вместе с матерью и младшими сестренками, его глазам предстает совсем другая картина. Несмот - 139 ря на гражданскую войну, люди здесь живут значительно сытнее и спокойнее. Шумит богатый южный базар, в окрестностях пасется тучный скот, а жители, в том числе и сверстники Виктора, далеки пока от непреклонного желания служить революции.
Виктор Мейер начинает объединять вокруг себя бедняцкую детвору. Так же поступает и Алеша Бударин из "Отесовцев". Поначалу их встречает непонимание, удивление, враждебное отношение, однако единомышленников у них становится все больше и больше. Виктор попадает в донскую станицу вместе со спасающейся от голода семьей, а Алеша - сын партизанского командира\ приходит в глухое сибирское село сам в поисках отца. Его образ предстает перед нами более цельным и жизненным.
Характер Алеши - это характер рано повзрослевшего человека. Перед читателем предстает не только мальчик, ищущий своего отца, но и юный большевик, разделяющий отцовские убеждения. В селе существует отряд, в котором детвора пытается овладеть военным делом. Верховодят в нем сынки местных богатеев. Алеша ставит перед собой задачу перетянуть ребят на свою сторону, сделать их помощниками партизан.
Несмотря на некоторый схематизм, декларативность отдельных монологов и другие недостатки, обе повести имели несомненные достоинства. В первую очередь речь идет о публицистической направленности, которая выражалась не только в социально острых сюжетных коллизиях, но и в открыто разоблачающих белогвардейцев сценах. Такой, например, является сцена из "Отесовцев", когда каратели врываются в село Ардаши. Без всякой вины каждый десятый житель расстреливается, оставшиеся в живых избиваются шомполами. Вот как описывает это В.Валов: "Каратели остервенело кинулись на мир. Это было похоже на то, как свора собак растаскивала во все стороны выброшенные куски мяса. Или на то, как голодные волки нападали на стадо овец. Каратели по два, по три человека накидывались на мужика и отводили в сторону. Рассыпались так по всей площади. Никакой пощады не было и старикам" ("Еж", 1933, № б, с.16).
Офицеры-каратели, желая навести должный "порядок", требуют при этом от солдат, чтобы шомпола повсюду поднимались и опускались одновременно. После этого белогвардейцы поджигают крестьянские избы и запрещают мужикам тушить пожар.
Не менее явственную угрозу для революции представляют собой и бандиты в "Казачатах", видящие в детском клубе своего кровного врага. Опасность исходит от самого косного уклада станичной жизни, от местных кулаков.
Несмотря на трудности, герои обеих повестей смогли достичь своей цели. Организованные ими на новых началах детские коллективы выдерживают боевое крещение. Отряд Алеши Бударина, вооруженный "пулеметами"-трещотками, сбивает с толку белых, рвущихся в село, а юные хоперцы под руководством Виктора Мейера отличаются на пожаре и сборе металлолома.