Введение к работе
Актуальность темы. Современное общество, желающее быть осведомленным о событиях дня, нацпенное на повышение своих знаний, относительно происходящих в мире процессов, испытывает огромную потребность в средствах массовой информации. Это относится всем политическим строям, так как современная технология, инновационная система одинаково на всех, независимо от того, что это открытое или закрытое общество. Современные технологии СМИ делают информацию доступным для всех слоев общества, в особенности телевидение становится вездесущим средством информации.
Телевидение, печать, радио являются действенным средством активации важнейших процессов развитии общества. Они играют большую роль для привлечения внимания населения к обсуждению и решению насущных проблем, формирование общественного мнения. Среди средств массовой информации по своей доступности телевидение занимает особо важное положение. Сегодня практически нет такой семьи, в которой бы не смотрели телевидение. Телевидение превратилось в средство словам которого верят больше, так как оно не только говорит но и показывает, и как бы свидетельствует.
Однако до сегодняшнего дня роль, значение и задачи телевизионных организаций в системе средств массовой информации Исламской Республики Иран не стали предметом исследования. Следует отметить, что за пределами специальных исследований остались не только особенности формирования жанров телевизионной журналистики, также и вся система телевизионной журналистики с ее структурными подразделениями. За исключением некоторых вопросов, нашедших отражение в отдельных исследованиях европейских авторов, учебно-методических пособиях, книг публицистически -описательного характера, воспоминаниях об этапах формирования и развития телеорганизаций, в некоторых работах по отдельным жанрам телевизионной журналистики, в целом проблема остается неизученной. В ИРИ телевидение осуществляет свою деятельность с начала 60-ых годов прошлого века, но система его жанров вообще не изучена. В действительности система жанров и их классификация для научной среды Исламской Республики Ирана понятие новое. Поэтому не случайно в качестве диссертационного исследования избрана тема «Роль и место художественных публицистических жанров в телевидение ИРИ». В реферируемой работе стазится задача, восполнит существующий пробел с целью
изучения творческого аспекта в деятельности иранского телевидения. По существу, это первая попытка полного научного исследования данной темы в Иране.
Значимость и актуальность настоящего исследования можно обосновать следующими доводами: расширение жанрового разнообразия телевидения становится реальностью, и наряду с традиционными информационными жанрами телевидение больше обращается к жанрам носящие ire только информативный, но и художественно воздействующий характер. Таким образом, с каждым годом возрастает влияние таких телепрограмм в формировании общественного мнения. В связи с возрастающим интересом, популярностью телевидения и его влиянием на общественное сознание возникает необходимость исследования жанровых особенностей и структуры программ телевидения с учетом их особенностей, превосходства и имеющихся недостатков.
Степень изученности проблемы. В Исламской республике Иран
слабо изучена история становления системы СМИ, тем более
проблема телевизионных жанров. Тем не менее, существует ряд
материалов, которые пытаются определить особенности
журналистского текста. Они приводятся в списке использованной литературы, но вместе с тем необходимо отметить одну из первых работ в области жанров журналистики Козима Мутамаднажода1. Но необходимо подчеркнуть, что работа как К. Мутамаднажода, так и другие исследования иранских ученых в основном опираются на исследования европейских ученых.
Мы в своей работе также использовали исследования европейских и таджикских исследователей в области жанров публицистики. Особое наше внимание привлекло исследование таджикского профессора И.К. Усмонова2 «Жанры журналистики» изданное в соавторстве с афганскими коллегами в Кабуле в 1985 году. Мы широко использовали его при оценке и исследовании жанров телевидения Ирана. Нами так же использованы труды таких ученых как А.Нуралиев, А.Саъдуллаев, М.Муроди, М.Мукимов, А.Азимов, С.Гулов, М.Шоев, А.Кудбиддинова3 и другие.
* HypiUnc* А. Жанрхои ахбории «атбуш. Душанбе. Дсваїнгич 3004 Оьдуааиса A.. M. [Носа. Асоехои журналиспвыи тслонгшіш. GaxmK дуваум - Думіаибе: 'Jhim. 20117 Самушюея А.. С Гуло*.'Жанраон журішіиспмаи радио. - Душанбе. 1*97." Усмоінні М. Наааримн нуб.штеттим. Душанбе. Шаркиоіод. ІW, Уіа*»чимі И.. Жанрам ііублнсястмка, Душанбе, 2005. Муклмпа ЧСіюсатаа Чд"ш и п наспіти.. Дугоаибе. Девлиг-, fOfifc. М МуролЛ Eavtc масіа.іахои журіштстк* на ха'{ям ігубліемсги. Душанбе. Деялштті, 200S Алимов А. Тэърижн таїнавяуіи ра,іи»рі гпчтс. Дутанбс. Матбуог ?ШІ. ЛХудбудоннія Усунм іаакбаиліі дар журналиегнхам Эроп. иачмум маммамі // Жур»а.чисп*кди б*«»їлахал«.й. го.,и 2009 tax. Н-22
В исследованиях в области журналистики ИРИ вопросы о месте и роли телевидения в системе средств массовой информации, его формирования и развития, отличия от других средств массовой информации, особенности жанров тележурналистики, формирование новых жанров становилось объектом анализа и изучения в научной и мемуарио-публицистической литературе. Однако в них дается только общая характеристика жанров, не подкрепленная детальным анализом и конкретным телевизионным материалом. Говоря иначе, специфика отрасли и особенности формирования жанров телевизионной журналистики в ИРИ до сих пор не подтвергалась тщательному исследованию.
Предпринятая в настоящей диссертации попытка изучения жанровых особенностей телевизионной журналистики на примере опроса зрителей Иранского телевидения с учетом их жанровой специфики будет способствовать дальнейшему развитию теоретического осмысления и практического решения актуальных вопросов развития телевидения в ИРИ.
. Целью диссертационной работы является исследование жанровых особенностей и структуры программ телевидения Исламской Республики Иран на примере общенациональных центральных каналов. Указанная цель предполагает решение следующих задач:
исследование жанрово стилистических и идейно-
художественных особенностей «больших» текстов телевидения ИРИ;
- определение понятий текст, жанр, информация, репортаж и
литература в деятельности современной тележурналистики ИРИ;
определение места и значения жанров зрительного, художественно-публицистического характера на телевидении ИРИ.
сопоставление понимания трех направлений журналистского текста в современных научных кругах ИРИ: западное понятие, постсоветское и собственно иранское;
выявление влияния жанров в зависимости от характера подачи информации на аудиторию. С этой целью проводиться опрос телезрителей;
разработка научных рекомендаций относительно
использования жанров художественно-публицистического
направления, в различных программах как центральных, так и региональных телеканалов телевидения ИРИ;
Научная новизна данной диссертации заключается в том, что впервые в истории журналистики ИРИ предпринята попытка определения и анализа особенностей текстового устройства программ телевидения. В научную среду иранской журналистики впервые вводятся такие понятия как очерк, зарисовка, рецензия. Суть вопроса заключается в том, что научные круги Ирана в основном опираются на понятия и термины, распространенные на западе и практически все жанровые и целевые понятия сводятся к таким терминам как: информация, интервью, репортаж и новость. Но такое ограниченное понимание системы жанров не в силах раскрыть их полную палитру используемых в СМИ в частности на телевидении. Этими понятиями не возможно охарактеризовать большинство программ касающихся, к примеру исторических тем, исторических памятников, программ о видных представителях науки, культуры, политики. Здесь совершенно необходимо применение общепринятой жанровой классификации чтобы правильно и точно определить характеристику исследуемой тематики.
Теоретическая и практическая значимость. Впервые в истории иранской науки исследуется место жанров публицистики в системе национального телевидения Ирана, определяется разнообразие используемых жанров, особое внимание уделяется проблеме «зрительных» жанров в частности репортажа, зарисовки и очерка.
Результаты данного исследования могут быть использованы журналистами телевидения, в их практической деятельности, при разработке новых курсов лекций и учебных программ на факультетах журналистики ИРИ, чтении спецкурсов по рассматриваемой проблеме. Это может стать новым направлением исследования в науке о журналистике в ИРИ.
Материалы диссертации могут лечь в основу ряда курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности телевизионного журналиста.
Методологической основой данной научной работы является принцип исторического сравнительного подхода по изучаемой проблеме: становление жанрового разнообразия в телевидении ИРИ,
их влияние на массовое сознание. Теоретико-методологическую часть диссертации составляют работы ученых Ирана, Европы и стран СНГ, но в первую очередь России и Таджикистана.
Источниками исследования являются программы
национального телевидения ИРИ, в особенности информационные, повествовательные, идеологические и культурные направления. Исходя из этого, диссертант особое внимание уделяет жанровому своеобразию этих программ.
Основные положения, выносимые па защиту: ' - проблемы новости, мысли и личности, и их влияние на особое развитие жанров;
- перевернутая пирамида и хронологическое повествование, как
факторы, определяющие жанровое разнообразие;
- интерес телеаудитории к «зрительным» жанрам, таким как
репортаж и очерк;
- результаты опросов телезрителей.
Апробация результатов исследования. Основные положения данной работы автором изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях различного уровня, которые проходили на факультете журналистики Таджикского национального Университета в 2008-2010 гг.
По исследуемой теме автором проведено специальное социологическое исследование, в которой участвовали более 200 лиц различного возраста.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры международной журналистики, теории и практики журналистики, радио и телевидения факультета журналистики Таджикского национального Университета (13.11.2010г. протокол№3).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех разделов), заключения и списка использованной литературы.