Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общая характеристика британского телевидения 18
1. Истоки дуополии британского вещания 19
2. Коммерциализация британского ТВ (1980-2000-е гг.) 31
3. Би-би-си на мировом рынке телепрограмм 47
4. Особенности взаимоотношений Би-би-си и государства 57
5. Современная программная стратегия Би-би-си 65
Глава 2. История и современное состояние жанра минисериала 73
1. Классификация жанров и форматов 74
2. Специфика жанра минисериала 80
3. История развития жанра минисериала 86
4. Переходный период в развитии жанра минисериала Би-би-си 97
Глава 3. Минисериал на каналах Би-би-си в 1990-2000-е гг 115
1. Минисериал на британских общенациональных каналах на современном этапе 116
2. Факторы, способствующие популярности минисериалов Би-би-си 123
3. Особенности современных популярных минисериалов Би-би-си.. 136
Заключение 152
Библиография 156
Приложение 1 171
Приложение 2
Процесс подготовки к съемкам минисериала на примере телефильма
«Гордость и предубеждение»
- Истоки дуополии британского вещания
- Коммерциализация британского ТВ (1980-2000-е гг.)
- Классификация жанров и форматов
- Минисериал на британских общенациональных каналах на современном этапе
Введение к работе
Концепция общественного вещания (National Broadcasting Services) занимает центральное место в медиасистемах большинства европейских стран. В ее основе лежит выполнение вещателями социально значимых функций. Поэтому общественное вещание должно, во-первых, обеспечивать зрителя точной и беспристрастной информацией, во-вторых, предоставлять множество тематически разнообразных программ, рассчитанных на широкую аудиторию. Чрезвычайно важной чертой является его независимость от политических структур и частного бизнеса, поэтому в отношении него государством вводится особая система финансирования и контроля. Ее цель - обеспечить институт общественного вещания программами высоких стандартов качества и доходом, вне зависимости от таких коммерческих источников, как реклама, спонсорские вложения или подписная плата. В новую современную эпоху коммерциализации в связи с появлением большого количества коммерческих телекомпаний общественному вещанию стало гораздо сложнее удержать свои позиции. Не имея тех же значительных доходов от рекламы, которые есть у коммерчекого ТВ, и будучи ограниченными социальными функциями, общественные вещатели в то же время не должны были уступить своих зрителям коммерческим каналам.
Британская корпорация всегда была классическим примером общественного вещателя, благодаря которому Великобритания может считаться родоначальницей концепции этого вида вещания. Именно здесь, впервые в Европе, были разработаны требования относительно его географической универсальности, экономической эффективности и программной политики этого вида вещания. Британская модель, в основу которой легли принципы: «информировать, просвещать, развлекать», сформулированные ее первым руководителем Джоном Рейтом, стала примером для многих европейских общественных вещателей. Но, несмотря на свою богатую историю и статус на мировом рынке, с развитием новых
4 информационно-коммуникационных технологий в 1990-е гг. и расширением телевизионного рынка за счет коммерческих вещателей Би-би-си стала терять своего зрителя. Являясь институтом социальным, корпорация должна была бороться за рейтинг, пользуясь теми же приемами, что и коммерческое телевидение. В силу своей просветительской функции корпорация не могла заполнить телевизионный эфир чисто развлекательными передачами, гарантирующими высокие рейтинги. Хотя именно в этот период Би-би-си пришлось существенно перестроить сетку вещания и отдать прайм-тайм под программы и жанры, способные привлечь аудиторию. В этих условиях минисериал оказался наиболее «актуальным» жанром, которым, с одной стороны, отвечал требованиям коммерческого медиарынка, а с другой - по глубине подачи информации и профессиональному уровню съемку соответствовал высокой планке общественного вещателя.
Данная диссертация исследует минисериалы Би-би-си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании (1980-е - 2000-е гг.). Сегодня ведущие позиции в рейтингах программ занимают развлекательные жанры, которые привлекают к экранам наибольшую аудиторию. Между тем, жанр минисериала Би-би-си составил серьезную конкуренцию развлекательным передачам других телеканалов, в частности, Ай-ти-ви и Чэннела 4. Связано это с особым характером жанра, в основе которого лежит интеграция просветительских и развлекательных функций. Именно благодаря этому качеству телекомпания Би-би-си смогла повысить рейтинги за счет серьезных телефильмов. Сегодня минисериал Би-би-си востребован не только британской аудиторией, но и зарубежной. Именно благодаря документальным фильмам и минисериалам Би-би-си знают во всем мире. Обладая определенным набором качеств формата сериала, которые привлекают к телеэкранам массовую аудиторию, минисериал в то же время не утратил качеств интеллектуальной передачи, став наглядным примером развлекательного жанра, созданного общественным телевидением. Таким
5 образом, в данной работе мы пытаемся проанализировать позицию, которую жанр минисериала Би-би-си занял на современном медиарынке.
В нашей стране изучение жанра минисериала находится в начальной стадии. Отсутствует теоретическая база этой проблемы: нет точного определения этого понятия, не проводились исследования его истории, особенностей как жанра, специфики его производства, накопленного опыта распределения по каналам телевещания. Поэтому в данной работе представлена основная система деления формата сериала на жанры и объясняются отличия жанра минисериала от других. В ней также анализируется место жанра минисериала на современном телерынке в рамках политики вещания Би-би-си как общественной корпорации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня минисериал британской общественной корпорации Би-би-си представляет собой уникальное явление, специфику которого определяет, с одной стороны, принадлежность к художественным жанрам, а с другой — развлекательный элемент, присущий программам, рассчитанным на массовую аудиторию. Он является интересным примером того, как интеллектуальный жанр, направленный на узкую, эрудированную аудиторию, может найти своего зрителя в условиях коммерциализации телевизионного рынка Великобритании, ориентированного на прибыль, и как следствие, на массовую аудиторию.
Коммерциализация телевидения Великобритании - долгий процесс, который начался в связи с развитием кабельных и спутниковых вещателей в начале 1980-х гг. За этот период сильно пошатнулась позиция общественного вещания и Би-би-си утратила позиции лидирующей вещательной компании. В современных условиях Би-би-си, чтобы привлечь к экранам массовую аудиторию, пришлось показывать в прайм-тайм развлекательные программы. В то же время корпорации как общественному вещателю, призванному формировать вкус зрителя, нельзя концентрироваться только на популярных жанрах, таких как «мыльные оперы», ток-шоу, телвизионные викторины и реалити-шоу. Би-би-си нужны были качественные развлекательные программы, которые при этом смогли бы повысить рейтинги. И именно таким жанром стал минисериал.
Специфика минисериала Би-би-си, которая определила его место на британском телевидении, также проявляется в том, что он, принадлежа к художественным телевизионным жанрам, в своей просветительской миссии как никакой другой отвечает принципам общественного вещания, в основе которого лежит не ориентация на прибыль, а общественно-воспитательные функции. Минисериал эволюционировал в контексте развития общественной телерадиовещательной корпорации Би-би-си как явление общественного порядка, сохраняя глубину содержания, а значит, и просветительскую функцию. С его эволюцией напрямую связаны те изменения, которые претерпевала позиция жанра минисериала на британском медиарынке, охваченном коммерциализацией. Трансформация жанра минисериала, а сегодня, и укрепление его позиций на современном ТВ, наилучшим образом отражает такой актуальный процесс в телевизионной индустрии, как взаимопроникновение телевизионных жанров, который в свою очередь влияет на телевизионный контент.
Главным конкурентом минисериалов Би-би-си изначально были телефильмы этого жанра производства Ай-ти-ви. Ай-ти-ви является коммерческим вещателем с большим бюджетом, а значит, и с большими возможностями производства сериалов. Разрабатывая сценарий нового минисериала Би-би-си, его создатели всегда отслеживают, минисериалы какого типа идут в эфире Ай-ти-ви. В то же время минисериалы Би-би-си тяготеют к художественным произведениям, в то время как минисериалы Ай-ти-ви чаще всего снимаются по оригинальным сценариям с закрученным сюжетом.
Степень научной разработанности проблемы. Хотя российское телевидение и переживает сейчас бум минисериалов, научные подходы к этому жанру в нашей стране находятся в начальной стадии, что обусловлено
7 отсутствием точного определения этого понятия и недостаточной изученностью его истории, особенностей как жанра, специфики его производства, накопленного опыта распределения по каналам телевещания. Так что работы отечественных авторов были использованы как вспомогательные при характеристике типологии жанров, а также при обзоре истории развития корпорации Би-би-си.
Прежде всего, одно из самых обширных исследований сектора британских аудиовизуальных и электронных средств массовой информации принадлежит Б.И. Любимову, который анализирует основные тенденции в современных британских медиа на протяжении последних двадцати лет1. К источникам, рассматривающим развитие средств массовой информации европейских стран, относятся исследования Г.Ф. Вороненковой , Л.В. Шарончиковой3, Н.В. Уриной4, Я.Н. Засурского.5 В книгах Н. В. Вакуровой и Л. И. Москвиной и Г. П. Бакулева раскрывается классификация телевизионных жанров. Ценным источником информации для данной диссертации оказались книги Е. Л. Вартановой «Медиаэкономика зарубежных стран»8
Раскрытие темы данного исследования предполагало также изучение ряда культурологических работ иностранных авторов, к которым относятся, в
Любимов Б. И. Общественное вещание: британская модель. - М.: Изд-во ВК, 2006. — 280 с. 2 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от информационного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии). — М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. - 312 с. 3 Шарончикова Л. В. Печать Франции (80-90-гг). - М., 1995. - 125 с. 4 Урина К В. Средства массовой информации Италии. - М., 1996. - С. 34-36. 5 Засурский Я. Н. Современный мир: глобальное информационное пространство // Вестник МГУ, Сер. 10 Журналистика. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - №3. 6 Вакурова Н. В., Москвин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С. 18-20. 7 Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. - - М.: Аспект- пресс, 2009. - 192 с. 8 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: Аспект пресс, 2003.-335 с.
8 частности, Д. Стимере , Л. Кюнг-Шэнклеман". и Ф. Уэбстера «Теории информационного общества» .
Существует немало трудов, посвященных политике общественного вещания, как в целом в отношении мировых корпораций, так относительно телевидения Би-би-си в частности. Непосредственно по теме жанра минисериала можно отметить книги Д. Борн4. Автор охватывает весь период существования корпорации Би-би-си, а особое внимание уделяет организации «Драма Групп», которая, в частности, отвечает за создание минисериалов. Разбирая последние тенденции в сфере общественного вещания, в частности, развитие цифрового телевидения на примере Би-би-си и Чэннела 4, исследователь отмечает использование некоторых стратегических приемов коммерческого телевидения этими общественными компаниями и называет основным условием выживания института общественного вещания в будущем его успешную интеграцию в среду цифрового телевидения
Р. Коллинз и К. Маиррони рассматривают британское общественное ТВ в контексте государственной и общественной поддержки, анализируя, не является ли она чрезмерной и не страдает ли медиарынок в целом от традиции защищать институт общественного вещания от давления и конкуренции со стороны частного сектора. Показывая с помощью Би-би-си все многочисленные преимущества, которые дает статус общественного вещателя, Р. Коллинз делает вывод, что существует потребность в более четком определении задач общественного телевидения и выработка более четкой политики в сфере контроля его деятельности. На примере
Iosifidis P., Steemers J., Wheeler М. European Television Industries. - British Film Institute, 2005.-212 pp. 2 Kung-Shankleman L. Inside the BBC and CNN Managing Media Organisations. - New York: Routledge, 2000.-245 pp. 3 Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер; пер. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с. 4 Вот G. Uncertain vision Birt, Dyke and the Reinvention of the BBC. - London: Secker&Warburg, 2004. - 564 pp.
9 корпорации исследователи также разбирают жизнеспособность концепции общественного телевидения. Отметив нежелательные результаты, к которым может привести приватизация корпорации или отмена лицензионного сбора как основного источника ее финансирования, авторы предлагают разделить Би-би-си на коммерческое и общественное подразделения, выделить четыре сектора, каждый из которых будет ответственен за определенный участок деятельности, в частности — руководство компании и составление схемы вещания, производство программ, трансляция передач и различные коммерческие проекты .
Д. Ричери уделил в своей работе основное внимание факторам, которые негативно сказываются на деятельности общественных вещателей в Великобритании (на сложности по привлечению средств для производства качественных программ, фрагментация аудитории, растущее политическое давление и критика всей концепции общественного телевидения). И по его мнению, главное препятствие в развитии общественного вещания заключается в росте популярного цифрового ТВ, ведущее к дальнейшему понижению доли аудитории общественных каналов, что связано со значительными затратами на переход к цифровому вещанию, которые могут оказаться чрезмерными для общественных вещателей, а также с невозможностью предложить зрителю такое же количество новых цифровых каналов, как предлагают коммерческие вещатели2.
Об эволюции в европейских СМИ говорится в работах Ю.Уийо , М. Рабоя4, Я. Ван Куиленберга1, К. Брантса и Д.Бэрдоэла2, Т. Уэймаута и Б. Ламизе3 и ряда других. lCollins R., Muirroni С. New Media, New Policies. - Cambridge: Polity Press, 1996. - P.38. 2 Richer! G. Broadcasting and the Market: The case of Public Television II From Public Service Broadcasting to Public Service Communications. - London: IPPR, 2004. - P. 50-56. 3 Wiio J. Managing Strategic Change in the Changing Radio and Television Market: A Finnish Example 1985-1998. - Finnish Broadcasting Company, 1999. -P.89-95. 4 Raboy M. Rethinking Broadcasting Policy in a Global Media Environment II Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. - Goteborg.: Nordicom, 2003. -P. 41-56.
Для глубинного понимания темы исследования не менее важными стали научные материалы в журналах «Медиальманах»4, «Критическая масса»5 и «Джорнал оф Коммьюникейшн»6. Если в «Медиальманахе» рассматривается политика Би-би-си по распределению различных жанров в программной сетке в связи с новой эпохой коммерциализации — непростым периодом для общественного вещания, то статьи в двух других изданиях подробно разбирают типологию жанров, относящуюся в первую очередь к сериалу. Так, в журнале «Критическая масса» сериал рассматривается как формат наиболее привлекательный для массовой аудитории, а авторы статьи в «Джорнал оф Коммьюникейшн» отмечают три сериальных жанра, которые сегодня можно использовать в качестве инструмента борьбы за рейтинг. К ним относятся минисериал по классическим произведениям британской литературы, минисериал, снятый по оригинальным сценариям, и ситком. Для анализа процесса создания минисериала на Би-би-си была использована книга «Как снимали «Гордость и предубеждение» британских авторов Конклина и Бертвистла.7
Научная новизна. В работе ставится новая теоретическая проблема успешного существования классического телевизионного жанра минисериала 1 Van Cidlenberg J. Media for and Open and Receptive Society II Media and Open Societies. - Amsterdam: Het Spinhuis, 2000. - P.3-4. 2 Brants K., Bardoel J. From Ritual to Reality: Public Broadcasting and Social Responsibility in the Netherlands II Broadcasting and Convergence: New Articulations of the Public Service Remit. Goteborg.: Nordicom, 2003. - P. 167-187. 3 Weymouth Т., Lamizet B. Markets & Myths: Forces for Change in the European Media. - London and New York.: Longman, 1996. - P.69. 4 Орешкина H. Би-би-си между политизацией и коммерциализацией / Н. Орешкина // Медиальманах, факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. - 2004. - №4-5. - С. 34-48. 5 Зверева В. Телевизионные сериалы: Made in Russia I В. Зверева II Журн. Критическая масса. - 2003. - №3. - С. 43. 6 Holbert, Lance R.; Dhavan V. Shah; Noijin Kwak. Political implications of prime-time drama and sitcom use: Genres of representation and opinions concerning women's rights.// Journal of Communication. - 2003. - №3. 7 Conlkin S., Birtswistle S. The Making of Pride and Prejudice (BBC). - Penguin Book BBC, 2005.-128 pp. в рамках общественного вещания в эпоху коммерческого телевидения, которая отражена в: - определении и разграничении таких понятий, как жанр и формат; - выявлении специфических черт минисериала, представляющем собой синтез развлекательного и интеллектуального жанров; - анализе места жанра минисериала Би-би-си в современной телеиндустрии; изучении роли этого жанра в реализации концепции общественного вещания Би-би-си; разборе на примере конкретных образцов этого жанра специфических черт минисериала Би-би-си; определении факторов, способствующих популярности минисериалов Би-би-си; - изучении процесса подготовки к съемкам минисериалов Би-би-си на примере телефильма «Гордость и предубеждение».
Аналогичные исследования на данные темы в настоящее время отсутствуют. Информацию касательно интересующей нас темы можно встретить лишь в отдельных статьях.
Гипотезу данной работы можно сформулировать следующим образом: с начала 2000-х гг. в эпоху усиливающейся коммерциализации жанр минисериала Би-би-си вступил в новую фазу своего развития, и в современных условиях коммерциализации британского ТВ главным для этого жанра стало сохранение традиционных черт и адаптация черт развлекательных программ.
Целью исследования является анализ жанра и выявление связи его специфических черт и его роли и места в условиях коммерциализации телевидения Великобритании. Основанием для данного исследования стало, прежде всего то, что минисериал Би-би-си нашел свою нишу, даже несмотря на трансформацию британского медиарынка, на котором сегодня главным
12 показателем успешности того или иного телевизионного жанра являются высокие рейтинги и прибыль.
Для достижения поставленной цели задачи исследования были определены следующим образом:
Дать характеристику современному телерынку Великобритании. Проследить историю его формирования и факторы, повлиявшие на его структуру;
Выявить основных конкурентов Би-би-си в сфере производства минисериалов;
Проанализировать различные системы классификации жанров и форматов и определить в ней место минисериала;
Изучить влияние коммерциализации и новых технических возможностей в телевизионной сфере на жанр минисериала;
Рассмотреть историю становления и развития жанра минисериала Би-би-си в рамках развития самой корпорации;
Понять причины изменения политики информационного вещания Би-би-си относительно минисериалов;
Провести обзор минисериалов на современных общенациональных каналах Великобритании. Выявить место минисериала Би-би-си;
Понять причины популярности этого жанра в условиях коммерциализации телевидения Великобритании;
Сформулировать особенности современных минисериалов Би-би-си;
Показать способность этого жанра в условиях коммерциализации телевидения Великобритании к адаптации черт развлекательных сериалов -«мыльных опер», ситкомов, теленовелл;
Определить условия производства этого жанра, служащие гарантом успеха, на примере создания минисериала Би-би-си «Гордость и предубеждение», ставшего культовым.
Объект диссертационного исследования — это совокупность минисериалов Би-би-си, выходящих в эфир в разные периоды существования корпорации, в рамках британской модели телевещания.
Предметом исследования является изменение подхода Би-би-си к производству и показу минисериалов в контексте эволюции общественного вещания в рамках коммерциализации ТВ Великобритании.
Методологическая основа диссертации определялась в процессе исследования как системно-аналитический анализ принципов политики Би-би-си по отношению к производству минисериалов и их распределению по каналам, начиная с 1950-х гг. и по настоящее время, а также внешних факторов, таких, например, как политика государства в сфере телевещания, которые повлияли на формирование этого жанра.
В ходе работы использовались следующие методы: - эмпирического исследования, в ходе которого был просмотрен ряд минисериалов Би-би-си {«Гордость и предубеждение» (1995), «Мадам Боеари» (2000), «Виктория и Альберт» (2001), «Преступление и наказание» (2002), «Тэсс из рода Д'Эрбереиллей» (2008), «Отчаянные романтики» (2009) и т.д.), а также проведен контент-анализ интервью с людьми, принимавшими участие в производстве минисериалов, в частности, с известным британским сценаристом и режиссером Эндрю Дэвисом, а также с продюсером ведущих минисериалов Би-би-си Джули Скотт; сравнительного анализа, в рамках которого были изучены другие жанры сериалов, такие, например, как «мыльные оперы» и теленовеллы, и были выявлены специфические черты минисериала как жанра, стоящего особняком от других жанров формата «сериал» теоретические методы - рациональная обработка эмпирических данных, которая дала возможность составить собственные графики распределения передач по каналам, позволяющие определить место минисериала в сетке вещания Би-би-си.
При подготовке и анализе материала для диссертации оказался полезен опыт практической работы автора корреспондентом и редактором на кинофестивалях (Московский Международный Кинофестиваль в 2005-2008-е гг.) и на программе «ПЛЮС КИНО» телеканала «НТВ-ПЛЮС», посвященной истории кино. Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе ежегодных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2005-2007 гг., в публикациях по теме диссертации в научных изданиях, в частности, на портале «Медиаскоп», в издании «Медиаальманах», а также в сборниках тезисов научно-практических конференций.
На защиту выносятся следующие положения:
Сегодня общественное телевещание Би-би-си, несмотря на все сложности, связанные с недостатком финансовых средств, жесткими рамками программной политики, в которые Би-би-си помещает ее миссия общественного вещателя, и обилием коммерческих каналов-конкурентов, продолжает играть значительную роль в британских СМИ и в жизни британского общества в целом. Особое внимание корпорация уделяет развитию минисериала как развлекательного жанра, который наилучшим образом выражает функции общественного вещания;
Специфику жанра минисериала определила, с одной стороны, его принадлежность к развлекательному формату сериала, а с другой - его жанровые особенности, присущие, прежде всего, историческим или образовательным передачам, как например, глубина содержания (в основу минисериалов берутся художественные произведения британской классической литературы). Это позволяет классифицировать данный жанр как уникальный, стоящий особняком от всех других, так как он представляет собой редкий синтез развлекательных и просветительских программ;
Жанр минисериала как старейший из телевизионных жанров в условиях коммерциализации претерпел большие изменения, как и само общественное ТВ, но, приспособившись к новой эпохе, он при этом не
15 утратил интеллектуальности, хотя и приобрел черты развлекательности. Телевидение Би-би-си в последние годы не только увеличило количество показываемых минисериалов, но и все чаще стало показывать минисериалы в прайм-тайм (в Великобритании это время с 18:45 до 22:30).
4. В ходе анализа минисериалов Би-би-си, которые стали победителями национальных телевизионных премий, сформулированы принципы, которые лежат в основе создания успешных образцов этого жанра. К ним относятся: 1) внимательное отношение к соблюдению исторической точности; 2) четкая организация съемочного процесса; 3) долгий подготовительный период; 4) грамотная политика по подбору творческих кадров; 5) Совмещение в минисериале трех принципов Би-би-си «Информировать, просвещать, развлекать» и т.д.
5. Минисериал Би-би-си способствовал появлению новой тенденции «калтчартэйнмент» (от англ. culture, что значит культура, и entertainment, что значит развлечение) на современном британском телевидении. Она заключается в том, что в серьезные экранизации литературных произведений на тему культуры, в многосерийные фильмы с серьезной исторической основой стали проникать черты развлекательных телепрограмм — «мыльных опер», ситкомов, теленовелл. Минисериалы Би-би-си в последние годы изменили форму подачи информации, сделав ее более легкой и доступной пониманию зрителя с любым уровнем образования. Делается это, с одной стороны, чтобы интеллектуально обогатить незнающую аудиторию, а с другой — чтобы повысить рейтинги таких программ, традиционно считавшихся скучными.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что как эмпирический, так и теоретический материал, изложенные в ней, могут быть использованы как в дальнейших научных исследованиях, в частности, для последующей конкретизации причин, благодаря которым просветительский и финансово затратный жанр может не только окупиться на современном телевидении, но и привлечь к экранам широкую аудиторию.
Работа также важна и для учебных целей, так как ее материалы могут применяться в учебном процессе на факультетах журналистики, при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т.п.
Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Первая глава «Общая характеристика британского телерынка»посвящена особенностям формирования британского телерынка, которые были обусловлены конкуренцией общественного вещателя Би-би-си и коммерческого телевидения Ай-ти-ви. В этой главе подробно рассматривается процесс возникновения и становления общественно- вещательной корпорации Би-би-си, начиная с момента ее возникновения и заканчивая ее позицией на новом, мультиканальном, коммерциализированном медиарынке.
Особое внимание в этой главе уделяется борьбе Би-би-си за рейтинг и зрителя в новую, коммерциализированную эпоху, когда принципы общественного вещания столкнулись с законами рыночной экономики. Кроме того, в ней поднимается вопрос новой жанровой политики Би-би-си, переориентированной на борьбу за внимание широкой аудитории.
Вторая глава «История и современное состояние жанра минисериала» посвящена понятию «жанр» в целом и понятию «жанр минисериала» в частности. В ней представлена подробная классификация современных тележанров, а также разъясняется термин «формат». Также в этой главе детально разбирается история развития жанра минисериала и его становление на каналах корпорации, что позволяет сделать выводы о специфике и характерных признаках этого жанра именно на Би-би-си. Особое внимание уделяется переходному периоду и кризису минисериала на Би-би-си, а также разбираются методы корпорации по выходу из него Кроме того, минисериал Би-би-си рассматривается в контексте коммерциализации телевидения Великобритании.
17 Третья глава «Минисериал па каналах Би-би-си в 1990-2000-е гг.» содержит обзор современных минисериалов на британских общенациональных каналах, а также определяет место минисериала Би-би-си на современном этапе. В ней дается сравнительная характеристика минисериалов других английских телекомпаний и Би-би-си. Также в главе выявляются факторы, определившие популярность минисериала Би-би-си, такие как место минисериала в программной сетке Би-би-си и методы привлечения аудитории к просмотру минисериалов на каналах корпорации.
Также глава содержит перечень наиболее популярных минисериалов Би-би-си, которые являются носителями характерных черт этого жанра, а также влияют на его трансформацию.
В заключении работы подводятся итоги исследования, анализируются причины перераспределения минисериалов Би-би-си по телеканалам корпорации и изменение времени показа, а также разбирается трансформация этого жанра и делается попытка сформулировать его принципы на современном телерынке,
В приложении 1 приведены иллюстрации, которые наглядно показывает структуру Интернет-страницы Би-би-си, посвященной сериалу в целом и жанру минисериала в частности, а также перемены в ее оформлении, отслеживаемые на протяжении трех лет.
В приложении 2 на примере одного из самых «хрестоматийных» минисериалов Би-би-си «Гордость и предубеждение» показано, как проходит процесс подготовки к съемкам минисериалов Би-би-си и как решаются основные проблемы.
Истоки дуополии британского вещания
Би-би-си была создана в 1922 года группой ведущих радиокомпаний как британская вещательная компания. В 1927 году, получив на это монаршее разрешение, она стала общественной корпорацией и заложила основы британского общественного вещания, которые остаются актуальными и сегодня. В основу деятельности Британской вещательной корпорации (Би-би-си) лег официальный документ — Королевская хартия, подписанная 1 января 1927 года, которая определила политику ее вещания. Согласно этому документу за радиовещанием должен наблюдать Совет попечителей, члены которого назначаются королем (королевой). В его обязанности входит следить за тем, чтобы деятельность корпорации отвечала интересам всего британского общества в целом, а не отдельным партиям. Также Совету попечителей подчиняется Совет директоров, осуществляющий непосредственное руководство компанией. Благодаря такой политике, Би-би-си, с одной стороны, независима от государственного аппарата, а с другой — тесно связана с ним в связи с тем, что монарх назначает членов Совета попечителей по рекомендации правительства.1 Главным источником финансирования корпорации стала абонентская плата.
Три основных принципа Би-би-си «информировать, просвещать и развлекать» сформулировал ее первый генеральный директор лорд Рейт на основе личного видения службы общественного вещания как социального института, обеспечивающего зрителей-соотечественников вне зависимости от их местонахождения и страны проживания информацией, развлекательными и учебными программами. Он высоко ценил вещательную монополию Би-би-си, потому что, по его мнению, это обеспечивало «единство контроля» над британским вещанием. По прошествии времени акцент, который лорд Рейт как глава Би-би-си делал на образовании и информации, сместился в сторону развлечения, так как компании пришлось оправдывать абонентскую плату, а для этого ей нужно было привлечь -. массовую аудиторию, но об этом чуть ниже.
Регулярное телевещание Би-би-си начала 2 ноября 1936 года со станции в Александрийском дворце. Первоначально телевидение было элитарным средством информации, доступным ограниченному числу телезрителей - жителей Лондона, но оно быстро привлекло к себе большую аудиторию, особенно после показа в 1937 году коронации Георга VI. В 1939 году Би-би-си приостановило вещание в связи с началом Второй мировой войны, возобновив его лишь в 1946 году. Тем не менее, несмотря на перерыв, британская модель общественного вещания оказалась востребованной и в других странах, оказав влияние на развитие зарубежных медиаиндустрий, особенно в послевоенной Германии. Но ее отличительной чертой являются принципы общественного вещания, основанные на признании разнообразия контент-наполнения сетки вещания, которые в дальнейшем также применялись на спутниковых коммерческих каналах.1 Довоенный, начальный этап развития британского вещания часто называют общественным и централизованным2. Что касается содержательной стороны, то Би-би-си придала ему информационно-просветительский характер.
Правда, перерыв в вещании все же сыграл свою негативную роль, и в 1946 году, когда Би-би-си возобновила свои телепередачи, они явно уступали по рейтингам радио, которое, напротив, за время войны завоевало необычайную популярность. Но постепенно телеаудитория расширялась. Так, в 1947 году в домах жителей Великобритании было всего 14 560 телевизоров, а через год, к 1948 году, их количество возросло до 125 567.3 Телевизионный канал Би-би-си получил название Би-би-си 1, и в дальнейшем именно он стал «визитной карточкой»1 корпорации. Его содержательным наполнением были новости, телевизионные постановки, спортивные и музыкальные программы. Во многом на рост числа телезрителей повлияли два фактора: показ 2 июня 1953 года коронации Елизаветы II, которую смотрели 20 млн. человек, и запуск в этом же году первого в истории британского телевидения минисериала «Эксперимент Куотармаса» режиссера Вела Гаста". А в 1954 году абонентская плата поступала уже от 3, 2 миллионов телезрителей, что означало охват телевидением примерно 20% всех домовладений Великобритании, а это в свою очередь свидетельствовало том, что можно было говорить о наступлении эпохи нового средства массовой информации.3
Но еще тремя годами ранее, в 1951-м, пришедшие к власти консерваторы заговорили об отсутствии на британском телевидении принципов рыночной конкуренции и свободы выбора в связи с отсутствием коммерческого телевизионного сектора. Лейбористы в свою очередь подняли вопрос о «коммерческом заговоре консервативных деятелей, объединившихся с американскими рекламодателями».4 Это положило начало противостоянию партий, каждая из которых встала на защиту телевидения с противоположными функциями. И на протяжении всей дальнейшей истории британского телевидения, за некоторыми небольшими отклонениями, консерваторы всегда отстаивали интересы независимого, коммерческого вещания, а лейбористы боролись за права и свободы общественного телевидения. В 1954 году в результате этого противостояния парламентским большинством был принят Акт о вещании, который разрешил выдачу лицензий на коммерческое телевещание, финансируемое за счет рекламы.
Таким образом, преобладание коммерческих интересов на телевизионном рынке, которым Би-би-си как общественная организация не всегда соответствовала, привело к созданию независимого телевидения Ай-ти-ви, которое начало свое вещание в 1955 году по третьему каналу, заложив этим основу для рыночных реформ. Кроме того, именно возникновение Ай-ти-ви определило всю дальнейшую, «двойственную» политику британского вещания в условиях дуопополии двух конкурирующих телекомпаний, одна из которых представляла собой общественное телевидение, вторая -коммерческое. Организационная модель Ай-ти-ви в своем роде уникальна. Она включает в себя сеть из 15 коммерческих телекомпаний, охватывающих 14 независимых географических телерынков. Лицензия для каждого рынка выдается отдельно, а например, в Лондоне вообще выданы две лицензии — на вещание в будни и выходные дни. И каждая из компаний самостоятельно планирует сетку своего вещания.
Коммерциализация британского ТВ (1980-2000-е гг.)
В промежутке между началом 1980-х и концом 1990-х гг. европейское телевидение прошло два этапа коммерциализации. Коммерциализация - это подчинение деятельности СМИ целям извлечения прибыли. В условиях рыночной медиаэкономики это стремление осуществимо только при наличии процесса максимизации аудитории, поэтому медиакомпании должны использовать все средства, чтобы привлечь внимание телезрителей к производимому ими медиапродукту. Среди признаков первого этапа коммерциализации, продлившегося до середины 1980-х гг., можно выделить следующие: технологические изменения, рост коммерческих возможностей, национальную политику, направленную на создание своего места на медиарынке, свободного от внешнего контроля, и представление новых неолиберальных течений в философии1.
Если говорить о технологических изменениях, которые повлекли за собой модификации и в программной политике телеканалов, то в первую очередь к ним относятся специальные кабельные службы, которые стали предлагать программы по подписке. Раньше кабельное телевидение использовалось для передач программ Ай-ти-ви и Би-би-си с целью улучшить их изображение, теперь же оно, как и новый телеканал Чэннел 4, разбивало дуополию этих двух компаний. С самого начала кабельное телевидение расценивалось как развлекательное. За поставку программ для него отвечали частные компании-производители, объединившиеся в Группу производителей программ для кабельного телевидения, а вещание осуществляли частные компании, сумевшие получить лицензию на вещание и объединенные в Ассоциацию кабельного телевидения. Учитывая то, что Европа ориентируется на Соединенные Штаты Америки в плане установления новых экономических принципов, в европейской телеэкономике в какой-то момент наступил период американизации. Великобритания, между тем, выступила в качестве проводника, с помощью которого традиции американского телевидения проникли в Европу. В этот период Би-би-си пошло по пути кабельных каналов, закупив для показа по Би-би-си 1 большое количество популярных американских сериалов и разнообразных развлекательных программ. На этом этапе на британском телерынке начался «процесс становления нового способа вещания с передачей изображения по кабелям, которое с самого начала мыслилось как . дополнительное к эфирному и должно было стать чисто коммерческое и развлекательное.»1
Второй период коммерциализации, начавшийся в середине 1980-х и продлившийся до конца 1990-х гг., можно условно разбить на два подэтапа. Первый был неразрывно связан с потенциальным влиянием рекламы: создавая огромные аудитории для рекламодателей, телевидение неизбежно шло на поводу у рядового зрителя, являющегося главным потребителем его услуг. Поэтому благодаря серьезным реформам, происходящим в сфере эфирного, коммерческого телевидения у рекламодателей появилось больше влияния на программную политику. В связи с этим Ай-ти-ви стало производить больше развлекательных программ, таких как игровые шоу, «мыльные оперы», ситкомы и спортивные программы. По Вещательному акту 1990 года этой телекомпании пришлось участвовать в аукционе, в результате которого такие компании, как Тэймс и ТиВи-ЭйЭм лишились своих привилегий, которые перешли к Карлтон Коммьюникэйшнс и Гуд Моргинг Телевижион (Джи-эм-ти-ви). В результате Ай-ти-ви пришлось платить правительству за привилегию обладания лицензией. Поэтому компания урезала расходы и изменила программную сетку в интересах рекламодателей. Так, после принятия Вещательного акта 1990 года Ай-ти-ви сократило показ в прайм-тайм религиозных программ и заменило информационные программы информационно-развлекательными. То же касается и жанров сериалов: на смену минисериалам в прайм-тайм пришли «мыльные оперы». Таким образом, эти финансовые рычаги давления означали, что, когда Правительство Консерваторов установило правила владения, оно лишило две компании — Гранаду и Карлтон - возможности стать доминирующими.
Второй подэтап начался с середины 1990-хх и ознаменовался сохранением либеральной рыночной политики и появлением, благодаря новым медийным сервисам, большего количества новых коммерческих возможностей для частных телевизионных операторов. Помимо кабельного телевидения еще одним техническим новшеством, оказавшим влияние на политику британского вещания, стало направленное телевещание со спутников на индивидуальные антенны, которое началось в Великобритании в 1989 году. Во многом на развитие спутникового телевидения повлияло слияние двух корпораций (американской Скай телевижн и британской Би-эс-би) в одну — спутниковую компанию «Бритиш скай бродкастинг» (Би-скай-би), с образованием монополии. Спутниковому телевидению, также как и кабельному был присущ развлекательный характер, но, несмотря на это, изначально он не представлял никакой угрозы ни для общественного телевидения Би-би-си, ни для коммерческого телевидения Ай-ти-ви. Так, по данным Бюро исследования аудитории от 1994 года, на спутниковое и кабельное телевидение приходилось лишь 7% от общего объема национальной телеаудитории, а по времени просмотра средним телезрителем - всего около 2 часов в неделю, в то время как канал Ай-ти-ви смотрели по 10,5 часов в неделю, канал Би-би-си 1 - около 9 часов, а Чэннел 4 и Би-би-си 2 - около 3 часов каждый.1
Классификация жанров и форматов
Только начав вещание, телевидение сразу же позаимствовало ряд программных форм с радио, но достаточно быстро их видоизменило, введя новшества в заимствованные жанровые адаптации (самые яркие примеры -мелодрамы, киновестерны, полицейская драма, научная фантастика). Сериал, как и его разновидность минисериал, также пришел на телевидение с радио. Но сложность состоит в том, что понятия формата и жанра, которые имеют большое значение для определения места минисериала на современном медиарынке, сегодня очень неоднозначны. Существуют множество исследований, которые совершенно по-разному интерпретируют жанр и формат.
Понятие «жанр» (от фр. genre), Г.Кузнецов трактует как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков» \ Он считает, что телевизионная программа - это некая целостная содержательная форма, которая, как мозаичное панно, складывается из отдельных и также целостных фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию и наделен определенными признаками и качествами, позволяющими говорить о его принадлежности к тому или иному жанру. Бакулев в своей работе указывает на то, что в ХГХ веке понятие «жанр» использовалось для обозначения определенных видов реалистичной живописи, но в литературной критике и киноведении он обычно употребляется в значении любой узнаваемой категории или типа культурного блага. Самой большой неоднозначностью этот термин отличается в теории кино — это связано с тем, что собственный взгляд творца на свое произведение и общепринятое причисление его к определенному жанру часто не совпадают. В то же время в основной части содержания масс-медиа, концепция жанра не вызывает оживленных дискуссий, так как обычно она не связана с вопросами художественного авторства и этот термин чаще играет роль подсказки для аудитории.1
Н. Вакурова и Л. Московии определяют жанр как формально-содержательную категорию, разработанную в литературоведении с целью классификации творческих продуктов текстового характера (произведений) по их типу, формальную как единицу классификации, (т.е. продукт соответствующей формализованной процедуры), и одновременно типологически содержательную. Кроме того, жанр можно обозначить как исторически сложившийся тип произведения, имеющий общие характеристики и закономерности." По мнению Я. Миттела, жанровая теория, которая основывается на литературе или кинематографе, не достаточно полно отражает картину, не отвечая всем требованиям с точки зрения телеиндустрии и зрительской практики, уникальной для телевидения с его объединением вымысла и невымысла, повествования и неповествования. «Импортирование жанровой теории в изучении телевидения без значительной проверки создает много трудностей при объяснении специфической особенности среды. Большинство обширных дискуссий телевизионной жанровой теории [...] в конце концов приводит к выводу, что жанровый анализ не работает так же хорошо для телевидения, как для литературы или фильмов [...]; мы избегаем проблем обобщения, которое типично для большинства традиционных жанровых учений, как и признаем, что жанр очень многолик и широк, чтобы быть понятым в его целостности».
В основе понятия жанр лежит классификация или по типологии, или непосредственно по диагностическим характеристикам, а обе они, как и любые другие классификации, достаточно условны. Поэтому достаточно сложно разобраться и понять к какому именно жанру принадлежит собственное произведение и какая схема для этого окажется конструктивной и необходимой, хотя эфирную продукцию ТВ и можно интерпретировать через множество разнообразных жанровых структур. Типология жанров впервые была описана и представлена в форме их классификации исследователем Р. Борецким в книге «Информационные жанры телевидения».1 Эту теорию развил Э. Багиров и согласно его работе основными классификационными (или диагностическими, таксономическими) признаками жанровой типологии являются три разграничителя: тематика (содержание), функциональная направленность и степень условности. Другими словами, что именно показывается на экране, зачем и как. А. Тертычный эти диагностические характеристики называет жанрообразующими факторами. В основу объединения жанров в группы разные исследователи кладут разные обоснования в зависимости от того, какое объединяющее начало каждый из них считает наиболее важным. По его словам, «именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики». Хотя более точным будет объединение по принципу сходства не второстепенных, а сущностных признаков, которые входят в какую-то устойчивую группу. После выявления этого определяющего признака (или признаков) его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».
Сложность точного определения системы жанров заключается в том, что это эволюционирующая структуры, как и сами жанры. Они не являются постоянными и неизменными, а напротив, некоторые из них совсем исчезают, другие появляются, а третьи видоизменяются. Кроме того, у каждого, даже уже определенного жанра, может быть несколько разновидностей. Поэтому иерархия жанров также постоянно обновляется и совершенствуется, в частности, в форме различных ответвлений, называемых стилями. Каждую телевизионную программу можно классифицировать по ряду формальных признаков, которые опираются на жанры. По самой общей классификации жанры делятся на информационные, аналитические (публицистические) и документально-художественные.1 В каждый из них входит ряд телевизионных программ. В то же время здесь нет жесткого разделения, которое бы опиралось на неизменные жанровые критерии, так как речь идет только «... о неких относительно устойчивых объединениях под той или иной «жанровой крышей», что отнюдь не мешает видеть множество переходных, гибридных жанровых форм»2, особенно учитывая вышесказанную мысль о постоянном обновлении жанровой теории. Так, некоторые жанры совсем исчезают, другие возникают, а третьи образуют собой гибридные формы. В первую очередь это касается телевидения, на котором многие жанровые формы трансформируются относительно новых коммуникационных условий.
Кроме того, в каждой стране существует собственная система интерпретации жанров, хотя во многих моментах такие системы пересекаются. Например, при характеристике телевизионных передач их принято делить на игровые и неигровые (или, пользуясь другой терминологией, на документальные и художественные) в связи с тем, что одно и то же явление или событие можно показать как с помощью документальных, так и с помощью художественных приемов. Главным отличием одного от другого является пространственно-временная структура передачи. Благодаря этому в современной типологии телевизионных жанров можно выделить несколько уровней, из которых основными являются два: информационно-публицистический (информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, пресс-конференция и тд.) и художественный/постановочный, игровой (очерк, документальные кинофильмы и тд.).
Минисериал на британских общенациональных каналах на современном этапе
Общественная телерадиокорпорация Би-би-си во многом определила черты традиционного британского минисериала, чем упростила его производство на каналах-конкурентах, позволив им идти по накатанному пути. С появлением Ай-ти-ви общественному вещателю стало сложнее выбирать произведения для экранизации, потому что стоило Би-би-си запустить успешный минисериал по роману определенного автора, как Ай-ти-ви тут же начинала съемки телефильма, взяв за основу другое произведение того же писателя.
И если Би-би-си как первопроходец экспериментировала, отбирая авторов для экранизации, и периодически такие ее эксперименты заканчивались провалом, то Ай-ти-ви шла уже по накатанному пути. Так было, в частности, с минисериалом Ай-ти-ви «Грозовой перевал» (2008) по роману британского классика Шарлоты Бронте. На момент съемок этого минисериала по Би-би-си прошли целых три телеадаптации этого произведения - в 1953 году, в 1962 и в 1978-м. Первая, правда, скорее является не минисериалом, а телевизионным спектаклем. Зато вторая привлекла к экрану разновозрастную зрительскую аудиторию, а третья стала любимым сериалом молодежи. Самые высокие рейтинги у «Грозового перевала» (1962), что объясняется в первую очередь подбором исполнителей главных ролей. Все они на тот момент уже были достаточно популярными, поэтому многие зрители, которые, в принципе, предпочитают другие телевизионные жанры, начали смотреть этот минисериал только из-за любимых актеров.
Запуская собственный минисериал «Грозовой перевал» в 2008 году Ай-ти-ви уже знала, что экранизация этого произведения будет интересна зрителю, кроме того, телекомпания использовала уже проверенный прием Би-би-си с привлечением к съемкам известных актеров. То, что исполнителем роли главного героя является Томас Гарди, гарантирует минисериалу Ай-ти-ви высокие рейтинги. Правда, стоит отметить, что Ай-ти-ви с самого начала снимала мало минисериалов по классическим произведениям английской литературы, так как экранизированная классика привлекает к экранам ограниченный контингент зрителей. Минисериалы Ай-ти-ви, как и минисериалы Гранады - компании-подрядчика, которая по заказу Ай-ти-ви снимает минисериалы, в большинстве своем снимаются по оригинальным сценариям с увлекательным сюжетом.
К таким минисериалам, в частности, относится телефильм 2009 года «Отец и сын». «Отец и сын» режиссера Брайана Кёрка - это четырехсерийный триллер с запутанным сюжетом, сценарий к которому написал номинант «Эмми» Фрэнк Дизи. События минисериала происходят в современной Ирландии и Манчестере. В нем рассказывается об оборотной стороне жизни города, где преступление сегодня превратилось в перспективный бизнес, а оружие стало частью повседневности. Герой «Отца и сына» бывший преступник Майкл О Коннор возвращается из тихой Ирландии в шумный Манчестер, чтобы спасти своего сына-тинейджера от тюрьмы. Этим он пытается искупить собственное криминальное прошлое.
Директор отдела Ай-ти-ви, занимающегося минисериалами и драматическими фильмами, Лаура Мэки одобрила запуск такого проекта. По ее словам, «Отец и сын» - интереснейший триллер, каждая из сюжетных линий которого легко увлекает зрителя. Его отличает захватывающий сюжет и потрясающая игра актеров. Исполнительный продюсер минисериала Эндрю Хэррис так отозвался об этом проекте: «Франк Дизи создал любопытный портрет современной городской жизни, не упустив ни одной детали. Сценарий написан живым языком. Режиссером минисериала Браионом Кёрком я давно восхищался, а их творческий тандем с продюсером Майклом Кэши заслуживает уважения». «Отец и сын» нельзя назвать просветительским или образовательным сериалом. Его сюжет рассчитан на разнообразную аудиторию, что предполагает более высокие рейтинги. В то же время это все равно минисериал, а значит, сюжет оригинален, а исторические приметы времени соблюдены. Сюжет другого сериала Ай-ти-ви «О Кадфаэле» (1994), получившего признание массовой аудитории, основан на криминальных романах английских писательниц Эллисы Питерсы и Эдиты Паргетер. В нем рассказывается история бывшего участника Крестовых походов, святого отца Брата Кадфаэля, который проводит дни в собственном саду, выращивая лечебные травы и готовя медицинские снадобья. Его пытливый ум и непоседливая натура превращают Кадфаэля в сыщика-любителя, глазами которого зритель видит события XII век. Действия минисериала разворачиваются в период между 1137 и 1142 годами на границе с Уэльсом на территории Аббатства Шрусбери. В «О Кадфаэле» показаны такие военные баталии, как битвы с участием английского короля Стефана Блуаского, а также происшествия из жизни таких разных людей, как священники, жёны лордов, пастухи и даже знатные особы.
Стоит также отметить, что если изначально (в 1960-1970-е гг.) Ай-ти-ви производила и показывала много минисериалов, то с началом эпохи коммерциализации (в 1980-2000-е гг.) как коммерческий вещатель она сделала ставку на более рейтинговые и менее затратные жанры сериалов. В 2008 году из 55 показанных по Ай-ти-ви сериалов только три относятся к жанру минисериала. Поэтому сегодня стоит говорить не о конкуренции минисериалов Ай-ти-ви и Би-би-си, а о конкуренции минисериалов Би-би-си и сериалов Ай-ти-ви в целом. Так как в противном случае подобное сравнение было бы необъективно, исходя хотя бы из того, что общественный вещатель опережает коммерческий уже только по количественному показателю телепередач этого жанра.
Чэннел 4 исторически производила и транслировала больше сериалов, чем Ай-ти-ви, так как одним из условий ее вещательной лицензии было создание оригинальных проектов и сотрудничество с независимыми продюсерами. За 2008 год телекомпания показала 102 сериала, но половина из них была американского производства и только треть относилась к жанру минисериала. Интересно, что при выборе произведений для экранизации Чэннел 4, гораздо либеральнее Би-би-си. При адаптации того или иного британского романа этот вещатель в первую очередь опирается не на то, насколько это произведение хрестоматийно и познавательно, а на то, насколько его сюжет будет интересен массовому зрителю. Такие темы в историческом контексте, как жестокие убийства, политические интриги, коррупция достаточно типичны для минисериалов Чэннела 4.