Содержание к диссертации
Введение 1
Глава первая 23
Культуроформирующие функции в системе функций СМИ
первый параграф 23
Теоретические и исторические предпосылки формирования
концепции культуроформирующих функций журналистики
второй параграф 39
Почему можно с помощью СМИ формировать культуру общества?
третий параграф 57
Механизм участия СМИ в формировании художественной
культуры общества
Выводы первой главы 67
Глава вторая 80
Проблемы создания информационной политики СМИ в сфере культуры
первый параграф 80
Информационная политика СМИ в сфере культуры как фактор
реализации культуроформирующих функций журналистики
второй параграф 106
Концептуальные основания для разработки информационной
политики СМИ в сфере культуры в современных условиях
Выводы второй главы 120
Глава третья 127
Практическая реализация информационной политики в сфере культуры различными СМИ
первый параграф 127
Реальное исполнение культуроформирующих функций
современной российской журналистикой
второй параграф 161
Возможные пути оптимизации культуроформирующей
деятельности российской журналистики
Выводы третьей главы 178
Заключение 185
Библиография 190
Приложение
Введение к работе
Россия вступила в XXI век, который отличается от всех предшествующих эпох прежде всего преобладанием информационных технологий во всех сферах жизни. Роль СМИ и журналистики в такой ситуации значительно возрастает, поскольку в условиях информационной цивилизации трудно представить возможность социального управления и даже самого существования общества без налаженных и постоянно действующих каналов обмена массовой информацией. Это свойство создаваемой все убыстряющимися темпами информационной цивилизации важно для культуроформирующей деятельности. Неоспоримым является тот факт, что абсолютное большинство россиян знакомится с произведениями живописи, театральными постановками и прочими сторонами художественной культуры благодаря многочисленным и разнообразным по форме и содержанию каналам СМИ.
Такую ситуацию можно было бы только приветствовать, если бы СМИ и журналистика были лишь нейтральными «трансляторами» высокой культуры, отвечающей всем признанным критериям «истинности», ценности, подлинности и гуманистичное в самом высоком смысле слова, и в результате, обеспечивали бы полноценный процесс формирования высокой культуры общества. Однако приходится констатировать, что, воспользовавшись предоставленным правом на свободу передачи информации, каналы СМИ наполняются низкокачественной, зачастую не имеющей никакого отношения к подлинной культуре эрзац-продукцией, формирующее воздействие которой на социум можно назвать не иначе как, в лучшем случае, асоциальным, а подчас, к сожалению, и антисоциальным. Причем мы имеем дело, как правило, со свободным и не навязанным извне выбором самих журналистов (руководителей тех или иных
СМИ, членов редакционных коллегий, продюсеров, режиссеров теле- и радиопрограмм). Журналисты самостоятельно определяют, что именно публиковать, в каком объеме, в какое время (если речь идет, например, о телевизионном варианте театрального спектакля или эстрадного концерта), какими комментариями сопровождать данную публикацию и каким образом рецензировать то или иное произведение культуры, как рекламировать то или иное предстоящее событие: открытие выставки, фильмы и спектакли и многое другое.
Тот факт, что каналы российских СМИ за редким исключением заполнены произведениями, ценность которых в культурном смысле может быть оспорена, говорит о важности критериально выдержанной концепции культуроформирующей деятельности СМИ, которой в настоящий момент нет. Более того, ярким примером отношения государства к высокой культуре стала очередная годовщина выдающегося режиссера А.А.Тарковского, когда на государственном телеканале его фильм прошел поздно ночью и увидеть его для абсолютного большинства россиян не было никакой возможности.
В этой связи необходимо определить возможности адекватного современным требованиям управления этой сферой деятельности СМИ, то есть найти или создать такие механизмы управления культуроформирующей деятельностью, которые, с одной стороны, должны опираться на сущностные характеристики культуры, а с другой, учитывать наличие в обществе ценностей свободы слова и свободы СМИ. В качестве критериев успешности их реализации должны рассматриваться культурное развитие общества, достижение всеми его социальными слоями и группами понимания важности и нужности высокой, истинной культуры и установление в нем высоких идеалов «культурного человека», «культурных взаимоотношений людей между собой» и умения
з использовать идеалы высокой культуры в повседневной жизни и деятельности
всех членов общества.
Настоящее исследование исходит из утверждения, что журналистика постоянными, устойчивыми, всеобъемлющими и насыщенными потоками информации может участвовать в формировании духовной атмосферы общества, способствовать постижению аудиторией высших достижений духовной культуры для гуманизации своей жизни и деятельности. Культуроформирующие процессы происходят при исполнении журналистикой культуроформирующих функций, реализуемых в рамках определенной информационной политики СМИ и журналистики в сфере культуры. В силу этого представляется необходимым выяснить характер культуроформирующей деятельности и определить правила и механизмы приобщения и введения аудитории в мировую культуру, расширения ее культурного багажа и приобретения ею способности к саморазвитию.
Журналистика должна стать инструментом создания такой духовной среды, духовной атмосферы общества, которая будет способствовать освоению всего богатства культуры, накопленного человечеством за тысячелетия своего развития и, более того, способствовать переработке этого духовного богатства в ясно сознаваемую и успешно применяемую на практике культуру новой цивилизации1. При этом необходимы механизмы совершенствования внутреннего духовного мира человека, создания человека, способного в своей практической деятельности реализовать гуманистические идеалы новой цивилизации, максимально быстро и наилучшим образом разрешать конфликты как между людьми, так и между человеческим сообществом и окружающим миром на основе уважения суверенных прав каждой личности и признания равенства всех людей и различных групп человечества в целом.
Исходя из вышесказанного актуальность диссертации определяется
4 происходящими в современных условиях изменениями в содержании
культуроформирующей деятельности журналистики. Эти изменения обусловлены
усиливающимся многообразным влиянием журналистики на общество и все
возрастающей ролью массовой информации в формировании массового сознания.
Журналистика, игравшая еще недавно (до периода бурного расцвета технологий
глобального информационного воздействия) по большей части роль своего рода
«вспомогательного» инструмента формирования культурной среды общества,
роль "помощника" при выборе спектакля, кинофильма или концерта, выставки
для посещения, - быстро стала основным каналом проникновения культуры в
общество.
Более того, в результате использования различных достижений культуры прошлых исторических эпох, элементов современных «высокой», «элитарной», «массовой культуры», других субкультурных явлений и течений, во многом именно с помощью СМИ и журналистики создается принципиально новая постиндустриальная гуманистическая цивилизация. Но если цели данной цивилизации благие - предоставить возможность наиболее полной реализации внутренних возможностей каждого из членов общества и наладить диалог между различными обществами (социумами) и их культурами, то неразумное отношение к культуроформирующим возможностям журналистики (или осознанно деструктивное их использование) приводит к дискредитации истинной высокой культуры и выходу на первый план эрзац-культуры, "околокультурной халтуры", направленной на достижение максимальных прибылей путем внедрения в человеческое сознание низменных инстинктов и чувств.
В связи с этим настоятельно назрела необходимость научного анализа культуроформирующих функций журналистики и условий, определяющих их гуманистическое содержание и последовательную реализацию. Изучение данных
5 функций и информационной политики в сфере культуры, анализ их проявлений в
реальной практике СМИ позволит уточнить некоторые особенности деятельности
журналистики в целом и предложить концепцию культуроформирующих
функций журналистики XXI века, обосновать принципы и правила создания и
осуществления информационной политики современной журналистики в сфере
культуры, а также политики государства и институтов гражданского общества по
отношению к данной деятельности журналистики, определить новые подходы в
подготовке журналистов.
Целью диссертации является определение содержания, сущности, структуры и механизма исполнения системы культуроформирующих функций журналистики, анализ взаимодействия данных функций с другими функциями журналистики, а также исследование возможности оптимизации культуроформирующей деятельности журналистики путем создания критериально выверенной и теоретические обоснованной информационной политики в сфере культуры.
Задачи исследования следующие:
1) определить содержание культуроформирующих функций журналистики
и их взаимосвязь с другими функциями журналистики,
2) выявить основные характерные черты культуры периода
информационной цивилизации как социального феномена, определяющего
основную систему духовных ценностей нового общества,
выявить основные принципы информационной политики в сфере культуры как рамочного фактора целенаправленного исполнения журналистикой культуроформирующих функций в современных условиях,
проанализировать существенные факторы и условия исполнения культуроформирующих функций журналистики в современных российских
условиях, определить совокупность основных принципов и правил деятельности журналистики по введению массовой аудитории в мир и пространство культуры,
5) проанализировать содержание ряда российских изданий с точки зрения реализации ими культуроформирующих функций и предложить методологические принципы возможных корректирующих мероприятий.
Объектом исследования является деятельность журналистики по созданию духовной атмосферы в рамках гуманистической постиндустриальной информационной цивилизации посредством критериально выверенной реализации культуроформирующих функций.
Предметом исследования стало содержание, структура, взаимосвязь и
проявления системы культуроформирующих функций журналистики в их
неразрывной диалектической взаимосвязи с другими функциями журналистики.
При этом особо оговаривается, что рассмотрению подлежит только
художественный аспект культуры (художественная культура) и только печатные
российские СМИ. Однако, учитывая крайне тонкую грань между
«художественной» культурой и «культурой» в самом широком смысле этого слова в настоящей работе по мере необходимости и со специальными оговорками там где это нужно используется и «широкое» понимание культуры.
Эмпирическую базу исследования составили материалы следующих изданий: «Аргументы и факты», «Известия», «Итоги», «Комсомольская правда», «Культура», «Московский комсомолец», «Правда - пять», «Российская газета» и ряда других. Всего рассмотрено более 300 номеров ежедневных и еженедельных газет и журналов. Их выбор обусловлен их типичностью для современной ситуации на рынке печатных СМИ.
Проведен анализ содержания материалов данных изданий и анализ суждений читателей. Проанализирована оценка российских СМИ, полученная в
/ результате панельного исследования (всего было опрошено 240 человек). В
качестве экспертов было опрошено 115 московских и региональных
журналистов.2
Нормативно-правовая база исследования: I. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»; II. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре; III. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования
составили положения работ теоретиков журналистики: В.Г.Афанасьева,
В.М.Горохова, Б.А.Грушина, И.П.Магая, В.Д.Пельта, Е.П.Прохорова,
И.Д.Фомичевой, И.А.Шерковина и др., которые помогли определить наиболее общие принципы функционирования журналистики и СМИ. Работы данных авторов легли в основу создания таких концептуальных положений, как «функции журналистики», «информационная политика», «информационная политика в сфере культуры», «информационное воздействие» и другие.
В частности, было установлено, что деятельность, называемая в настоящей работе «культуроформирующей», в той или иной степени рассматривается всеми исследователей. Отмечается, что роль журналистики в процессе формирования культуры личности и общества важна и многогранна. Были предложены различные концепции особых функций журналистики, исполнение которых приводит к наполнению массовой аудитории информацией из сферы культуры. В частности, В.Д.Пельт, говоря об участии писателей в газетной работе, указывал на то, что «литературные произведения обогащают газету, усиливают ее воздействие на читателя3». Это же утверждает И.М.Дзялошинский, указывая, что распространение с помощью журналистики понятий о культуре и искусстве не менее важно, чем распространение сведений об экономике, политике, праве, морали, науке и так далее4. И.Д.Фомичева нашла проявления функций,
8 аналогичные культуроформирующими, в самых разных функциях системы
функций журналистики. Подобные утверждения можно встретить и в работах
других исследователей, однако комплексного исследования сущности и
реализации культуроформирующих функций журналистики в современных
условиях не существует.
Для рассмотрения культуроформирующих функций журналистики,
необходимо было найти наиболее приемлемое (для деятельности журналистики в
современных условиях, разумеется) определение самого понятия «культура».
Различные аспекты данного явления рассмотрены в работах А.И.Арнольдова5,
Л.М.Архангельского6, Н.А.Бердяева7, В.Гумбольта8, А.Я.Гуревича9,
П.С.Гуревича10, И.Е.Дискина11, Г.Зиммеля12, Н.С.Злобина13, Л.Г.Ионина14, Л.А.Коробейникова15, А.Н.Леонтьева16, Ю.М.Лотмана17, В.М.Межуева18, Э.Тейлора19, Н.К.Рериха20, Ю.М.Шора21, О.Шпенглера22 и др.
Современная культурология характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. В современной научной литературе представлено большое количество как собственно определений культуры, так и описаний ее смысла и задач (зачастую прямо противоположных). Рассмотренные источники демонстрируют исключительно разнообразное понимание сути этого понятия.
Культура в настоящей работе предстает как некий краеугольный камень, в котором сосредоточены лучшие стороны духовной деятельности человека и человечества в целом. Более того, культура, с одной стороны, одухотворяет и наполняет смыслом человеческую деятельность, а, с другой - является критерием при определении необходимости и иерархии той или иной деятельности.
В данной связи настоящее исследование неминуемо приходит к необходимости рассмотрения разнообразных аспектов «существования» культуры, ее реального воплощения в тех или иных произведениях, отражения в
9 них тех или иных идеалов красоты, гармонии, стиля и так далее. Эти аспекты
принято обозначать в виде неких сегментов культуры23: массовая культура24,
«элитарная» культура, субкультура, контркультура и многие другие.
Выяснилось, что в современной культурологии наблюдается крайний разброс мнений по такому важному вопросу, как - истинность культуры. На основе анализа произведений Г.К.Ашина25, Н.Гартмана26, Н.О.Лосского27, М.К.Мамардашвили28, Дж.Моски,29 Ж.П.Сартра30, Х.Ортеги-и-Гассета31 и многих других авторов, было выявлено, что нет критериально выверенных и отвечающих всем научным требованиям понятий, определяющих «полезность» и «важность» тех или иных культурных течений, традиций и школ. Поэтому было сочтено важным в журналистике эпохи глобальных коммуникаций не измерять те или иные явления культуры по принципу «более культурно - менее культурно», (как это делает, например, А.Л.Сафонова ), а, относиться ко всем им объективно.
Например, была предпринята попытка изменить отношение к «массовой культуре». До сих пор данный социальный феномен в основном рассматривался только с негативной точки зрения , как эрцаз-культура, не способствующая развитию гуманистических качеств человека. Непредвзятый анализ данного феномена показывает34, что ничего принципиально разрушительного в нем нет35. Автор настаивает на том, что по своей природе массовая культура находится в равноправных условиях с другими субкультурными явлениями - «элитарной культурой», «молодежной культурой», контркультурой и другими. Негативные качества в массовую культуру вносятся лишь тогда, когда ее используют в качестве транслятора по каналам СМИ секса, насилия, порнографии и прочей околокультурной халтуры, единственной целью которой является лишь стремление заработать как можно больше денег при минимуме умственных и материальных затрат. При этом само название «массовая культура» становится
10 щитом для такой халтуры: «пусть плохо, но ведь культура...» Такая практика,
безусловно, должна быть подвергнута самому решительному осуждению и даже
запрету.
В то же время в эпоху доминирования СМИ как средства приобщения массовой аудитории к культурным ценностям, массовая культура способна и должна стать одним из основных способов инкультурации. Можно утверждать, что в современных условиях высокая, истинная культура должна стать массовой. И препятствовать этой деятельности только на том основании, что «массовая» культура не может быть «высокой», «истинной» - неверно и непозволительно.
Следующим важным шагом в изучении природы культуроформирующего воздействия журналистики на массовую аудиторию и выработки предложений по ее оптимизации стало привлечение в данной работе методологии системы, поскольку исследование многообразнейших механизмов и проявлений информационного воздействия на массовую аудиторию, изучение такого многогранного и многослойного явления, как культуроформирующие функции, возможно только в рамках этого подхода.
Культуроформирующие функции представляют целостную систему, в неразрывном единстве со всеми факторами, которые определяют их содержание, структуру и реализацию. При анализе исполнения журналистикой культуроформирующих функций с точки зрения системы использованы основные положения работ В.Н.Садовского36, Р.Акоффа37, П.К.Анохина38, Л.фон Берталанфи39, И.Г.Гердера40, О.Ланге41, О.М.Каменской42, В.Н.Садовского43, А.Н.Северцова44 и других авторов.
При этом было найдено, что черты системы несут и сами функции журналистики и интересующие нас культуроформирующие функции, и информационная политика, и даже культура.
11 Такое основополагающее сходство в структуре, содержании и
исполнении как самих культуроформирующих функций, так и информационной
политики в сфере культуры дало возможность вплотную подойти к глубокому
анализу как собственно информационной политики СМИ, как и ее исполнения
при осуществлении журналистикой культуроформирующих функций.
В частности, анализ существующих концепции культурной политики (от концепций, в основе которых лежит культурная политика КПСС45, до альтернативных концепций на основе идей «догоняющего развития»4 , а также современных материалов работы Совета по культуре и искусству при Президенте РФ), а также научной литературы, рассматривающей цели и методы культурной политики (работы А.И.Арнольдова47, Н.Я.Данилевского48, П.Тейяра де Шардена49, Дж.Тойнби50, М.Хайдеггера51, монографии «Мир через культуру», «Художественная культура и развитие личности», «Культурная политика и художественная жизнь», «Культурная политика КПСС на современном этапе», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации », «Концепция государственной информационной политики»53, «Информациология и информационная политика»54) показывает, что ни в одной из них журналистика не рассматривается в качестве значимого культуроформирующего фактора. Попытки построить по-настоящему эффективную информационную политику демократического общества, к сожалению, или не соответствуют реалиям этого общества, так как навязывают государственное регулирование в тех сферах, которые Конституцией РФ признаются свободными от такого регулирования, или основываются на неких утопических идеях свободного выбора журналистами наилучших форм культурного воздействия на аудиторию. При этом журналисты априори признаются экспертами в области культуры.
В настоящей работе сделана попытка представить необходимые критерии
12 для создания информационной политики в сфере культуры как на
государственном уровне, так и на уровне институтов гражданского общества.
Для проведения необходимых социологических исследований использовались правила и методики, разработанные А.И.Верховской55, Ю.П.Вороновым , Б.А.Грушиным, Т.М.Дридзе, А.Г.Здравомысловым57, Э.Ноэль-Нойман58, Е.П.Прохоровым, Л.Н.Федотовой, И.Д.Фомичевой, В.А.Ядовым59 и др.
Были проведены исследования текстов указанных выше газет и журналов, а также опросы респондентов и экспертной группы журналистов.
Новизна настоящей работе состоит в том, что:
1) Впервые проведен специальный анализ сущности, структуры и
результатов исполнения одной из чрезвычайно важных групп функций
журналистики - культуроформирующих - в связи со всей совокупностью функций
СМИ. Рассмотрены состав и структура данных функций, а также некоторые
варианты взаимодействия данных функций с другими функциями журналистики.
Предложено само название данных функций - культуроформирующие;
2) Раскрыты и описаны различные аспекты исполнения
культуроформирующих функций журналистики, а также механизмы
осуществления этих функций в условиях плюралистического разнообразия СМИ;
Разработаны основы возможного формирования информационной политики в сфере культуры как основополагающей системы массово-информационного обеспечения вхождения России в принципиально новый социум - постиндустриальную, информационную гуманистическую цивилизацию;
Разработаны исследовательские механизмы, позволяющие создать инструментарий для критического анализа способов формирования культурной политики и осуществления культуроформирующих функций в реальной практике журналистики различной направленности;
13 5) Получены эмпирические и теоретические обоснования для уточнения
программ обучения журналистов с точки зрения осознанного проведения ими
культурной политики, адекватной требованиям, предъявляемым к журналистике в
период вхождения России в информационную постиндустриальную,
гуманистическую цивилизацию.
Достоверность исследования обеспечивается использованием в качестве основополагающих теоретических и методологических принципов концепций, описанных в классических научных трудах по теории журналистики, по теории функций, теории системы и социологии, признанных российским и мировым научным сообществом. Для анализа текстов применялись различные, широко используемые в современной российской науке методы. При опросах аудитории и экспертной группы применялись отработанные в многочисленных исследованиях методики и инструментарий социологических исследований. Для обработки получаемых эмпирических данных применялась специально созданная компьютерная программа «Sociolog 1.0» (использован компьютер PC IBM-compatible).
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что теоретические и практические результаты, полученные в ходе исследований по данной теме, позволяют разработать требования к информационной политике СМИ в сфере культуры с целью максимального снижения или нейтрализации афункционального или дисфункционального воздействия журналистики и усиления всеобъемлющего влияния журналистики на культурную атмосферу в обществе, на культурные запросы и ожидания общества, на уровень общей (повседневной) его культуры.
Данные рекомендации могут быть также положены в основу работы по совершенствованию законодательства в области СМИ и культуры. Материалы и
14 основные выводы диссертации могут быть использованы при разработке
учебных программ лекций, спецкурсов и семинаров теоретико-журналистского и
социолого-журналистского характера. Результаты социологических
исследований, проведенных в рамках настоящего исследования, могут быть
использованы для дальнейших исследований по проблемам журналистики.
Апробация работы производилась следующим образом:
Основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования широко обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры социологии журналистики факультета журналистики МГУ.
Некоторые выводы и основные положения диссертации были представлены для широкого обсуждения в виде публикаций:
а) Некоторые проблемы культурно-образовательной деятельности СМИ60.
б) Опыт комплексного анализа влияния СМИ на семейные отношения и
воспитание детей61,
в) Российская пресса о детских проблемах .
д) Функции журналистики: методологический аспект .
е) Культуроформирующие функции: состав, структура и место в системе
функций журналистики64.
ж) Какой должна быть информационная политика государства в сфере
культуры .
- Некоторые выводы диссертационного исследования были использованы
при составлении государственных докладов «О положении детей в России» (1995,
1996гг.) в период работы автора научным сотрудником лаборатории актуальных
проблем детства НИИ детства Российского детского фонда.
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
15 приложения. В главе первой «Культуроформирующие функции в системе
функций СМИ» рассмотрены основные теоретические вопросы, касающиеся
исторического развития представлений о функциях СМИ как системы. В главе
определяется причина главенствующей роли идеологических функций СМИ и
рассматриваются многочисленные и многоуровневые связи
культуроформирующих функций с иными функциями СМИ. Подробному анализу
подлежит само понятие «формирование» применительно к журналистике и
объясняются причины названия функций СМИ, «отвечающих за работу с
культурой», именно «культуроформирующими».
В главе также прослеживается историческое развитие понятия «культура» и указывается, что, применительно к целям исследования культура рассматривается как сфера деятельности в гуманитарной, гуманистической сфере человеческого существования. Здесь же указывается на роль деятелей культуры, а также СМИ и журналистов в культурном процессе, проходящем в обществе. В частности, объясняется ключевая роль культуры в становлении постиндустриальной гуманистической информационной цивилизации, а также роль СМИ в преодолении ныне существующих культурных барьеров между различными субкультурными группами и между культурами различных цивилизаций. Также предлагается возможный механизм внедрения понятий и установок «высокой» истинной культуры в массовую аудиторию с помощью так называемой «массовой культуры».
Во второй главе «Проблемы создания информационной политики СМИ в сфере культуры» рассмотрены различные типы социальных институтов, так или иначе отвечающих за существование и развитие гуманитарной художественной культуры в обществе. В наиболее важную референтную группу выделяются государственные институты. Проанализирована по открытым источникам
16 деятельность применительно к различным аспектам взаимодействия культуры и
журналистики таких государственных институтов как Минкультуры РФ,
Минпечати РФ, Совета по культуре и искусству при Президенте РФ и других
организаций. Рассмотрены существующие ныне законы и подзаконные акты,
такие как - «Закон о СМИ РФ» и некоторые варианты его редакций, проекты
законов о культуре, «Доктрина информационной безопасности РФ», «Декларация
прав культуры» и многие другие на предмет их участия в обеспечении
адекватного культуроформирующего воздействия журналистики на российский
социум.
Анализу подвергнуты также различные ныне существующие концепции государственной информационной политики, начиная от концепций времен КПСС так и современные концепции: «догоняющего развития» и другие.
В третьей главе «Практическая реализация информационной политики в сфере культуры различными СМИ» проведен анализ реальной деятельности современных российских СМИ различных форм собственности и направленности. Обращено внимание на различия в политике трансляции произведений искусства, в форме подачи информации на темы культуры, на различия в формах и методах комментирования и рецензирования тех или иных событий в сфере художественной культуры, а также в формах и методах рекламирования различных произведений художественной культуры.
Обращено особое внимание на противоречивость и критериальную «размытость» в культуроформирующей деятельности современных российских СМИ. С помощью различных экспертов предпринята попытка сформулировать, с одной стороны, некие единые требования к культуроформирующей деятельности журналистики, выраженные в создании критериев профессиональной деятельности журналистов в сфере культуры, а, с другой стороны, намечены
17 некие специфические характеристики деятельности в сфере художественной
культуры различных СМИ, отличающихся друг от друга занимаемой рыночной
нишей, аудиторией, преобладающей тематикой и так далее. В итоге намечены
различные механизмы «непрямого» управляющего воздействия на российскую
журналистику для оптимизации культуроформирующей деятельности СМИ. В
частности, она нашла свое отражение в тезисах авторской концепции
информационной политики в сфере культуры.
В заключении подведен итог проведенных исследований и предложены некоторые практические мероприятия для оптимизации реализации культуроформирующих функций российской журналистики.
В Приложении представлены наиболее важные из исходных материалов, послужившие основой для настоящей работы.
18 сноски к Введению
Коханова Л.А. Коммуникационные средства экологического менеджмента // Вестник Московского университета, серия 10, Журналистика 1994. №6. С.6: «создание в обществе атмосферы созидания, а не разрушения, причем это важно как для человека, так и для природы», см. Приложение № 1-4
Пелып В.Д. Литературные материалы в газете // Вопросы журналистики. М, 1962. С.109
Дзялошинский КМ. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984. С.60 5 Арнольдов А.И. и др. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916.
8 Гумболът В. Язык и философия культуры. М., Прогресс. 1985.
9 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство. 1972.
10Гуревич П.С. Культурология. М, 2002
11 Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.
12 Згшмель Г. Философия культуры. В 2 т. М., Юрист. 1996.
13 Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
14 ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., Логос. 1996.
15 Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культур в культурологии //
СоцИс. №7. 1996. С. 25-28.
16 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1976.
17 Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культур. - Тарту:
1982. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах, т.З. - Л.: Наука. 1993.
Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа, М., Генезис. 1994.
18 Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. Тайлор Э. Первобытная культура. М., Политиздат. 1989.
Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М, Международный центр Рерихов. Фирма Бисан-Оазис. 1994.
у і
Шор ЮМ. Очерки теории культуры. М., 1989. 22 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
см.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996,
Землянова Л.М. К вопросу об атрибутах массовой культуры (по материалам американской коммуникативистики) // //Вестник Московского университета, серия 10 Журналистика, 1993. №5. С.70
25 Ашин Г.К. Миф об элите и массовом обществе. М., 1966
26 N.Gartman Gesammtlte Werke. Bd 1-Ю, Tub., 1985, а также Актуальность
прекрасного. M., 1991
21 Ильин В.Н. Н.О.Лосский и философия интуитивизма//ВРСХД. 1965 №77 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990
Mosca G. Elementi di scienza politica. Ged. Milano. 1953
30 Сартр Ж.П. Свободное сознание и XX век. М., 1994
31 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991, атакжеХосе Ортега-
и-Гассет Избранные труды. М., 2000
32 Сафонова А.Л. Окно в мир культуры // Журналистика в 1998 году (тезисы
научно-практической конференции), часть I. М.,1999. С.76
33 см. например: Иванова В. Ф. роль современных средств распространения
культуры в духовном развитии советской молодежи (дисс. на соиск. уч. степ,
канд. философ, наук). М., 1972, Бажова ВТ. Распространение художественной
культуры средствами массовой информации и пропаганды в СССР (1917-1940гг.)
(дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук). М., 1972, Вохминцева Г.М. Роль
телевидения в развитии социалистической культуры (дисс. на соиск. уч. степ, канд. философ, наук). Свердловск, 1985, Данилова Г.В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников (дисс. на соиск. уч степ, канд. пед. наук). Спб, 1997, Коробейников B.C. Генезис и особенности духовного общения через средства массовой информации (дисс. на соиск. уч. степени доктора философ, наук). М, 1976 и многие другие.
34 см. например Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции //
Общественные науки и современность. !998. №6. С.138-148
35 Об этом см. анализ, проведенный Марией Дубновой в Дубнова М.Б. Социальная
мифология современности в отражении СМИ и популярных пьес 1990-х гг.
(автореферат на соиск. уч. степей, канд. филолог, наук). М., 2003
36 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
37 Акофф Р. О природе систем // Известия АН СССР. Техническая кибернетика,
1971.С.68-75.
Анохин U.K. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970,т.1,№1.С.19-54.
39 Берталанфи фон Л. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования
по общей теории систем. М., 1969. С.23-82.
40 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
41 Лате О. Целое и развитие в свете кибернетики // Исследования по общей
теории систем. М., 1968. С.68-75.
42 Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
43 Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974
44 Северцов А.Н. Собрание соч. M.-JL, Биомедгиз. 1949. Т.5. С. 103.
45 Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.
46 Карпухин О. Культурная политика России и «догоняющее развитие» // Диалог.
№7. 1995. С. 78-83.
47 Арнольдов AM. Культурная политика, реалии и тенденции. М., 2002
48 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
49 Тейяр де Шарден Пьер Феномен человека. М., Прогресс. 1965.
50 ТойнбиДж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
5' Хайдеггер М. Отрешенность. Alma mater II Вестник высшей школы. № 1.1991.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета от 23 июня 2000
53 Концепция государственной информационной политики. М., 1999
54 Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001
55 Верховская А.И. Письмо в газету и его автор как объект социологического
исследования // Вестник Московского университета, серия 10, Журналистика, №4,
1968.
56 Воронов ЮЛ. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., Наука.
1974.
57 Здравомыслов А.Г. Методика и процедура социологических исследований. М., 1969.
Ноэлъ-Нойман Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии, изд. второе. М., «АВА-ЭКСТРА», 1993.
59 Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. 3-
е изд. Самара, изд-во «Самарский университет». 1995.
60 Перевалов В.В. Некоторые проблемы культурно-образовательной деятельности
СМИ // Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в
постсоветском обществе. Тезисы научно-практической конференции. Часть IV.
М., 1997. С.33-34
61 Перевалов В.В. Опыт комплексного анализа влияния СМИ на семейные
отношения и воспитание детей // Журналистика в 1997 году (тезисы научно-
практической конференции), часть ПІ. М., 1998. С. 37
Буданова ГЛ., Перевалов В.В. Российская пресса о детских проблемах // Актуальные проблемы современного детства. М., 1998. С. 96
Перевалов В.В. Функции журналистики: методологический аспект. // Журналистика в 1998 году (тезисы научно-практической конференции) часть III. М., 1999. С.12.
Перевалов В.В. Культуроформирующие функции: состав, структура и место в системе функций журналистики. Вестник Московского университета. Серия 10. «Журналистика». М. 1999. № 5.
5 Валерий Перевалов Какой должна быть информационная политика государства в сфере культуры // «Право знать: история, теория, практика», выпуск №3-4 (75-76) март-апрель 2003