Введение к работе
Актуальность исследования. Каждое время имеет свою журналистику и, соответственно, своего журналиста, соединяя в себе функциональный опыт предшествующих поколений профессионалов средств массовой информации и факторы новейшей коммуникационной трансформации. Но открытым остается вопрос, насколько журналист сохранил черты предшествующей эпохи, что нового привнесла современная эпоха в его профессиональные характеристики, насколько отвечают они запросам современной редакционной практики. Требуется определить, как качество активности журналиста способствует его реализации как творческой личности и профессионала.
В отечественной журналистике уже произошел переход к новым формам взаимодействия с аудиторией и властными структурами1. Становление новых отношений в сфере массовой информации, которое характеризует период на рубеже веков, совпадает с радикальными технологическими изменениями, происходящими в ней. Причем этот процесс сейчас предлагает принципиально новые подходы в работе с информацией, которые востребованы медийной отраслью.
Анализ противоречий, возникших в результате того, что журналистские функции, являющиеся прерогативой профессионалов, кажется, стали доступны любому пользователю сети, явились одним из основных импульсов к началу данного исследования. Благодаря техническому прогрессу, широкое распространение получила гражданская журналистика, предоставляющая оперативную информацию, но зачастую страдающая от недостатка её качественной интерпретации. Реакцией крупных субъектов медийного процесса на вызов времени стала эксплуатация статусных преимуществ, которые закрепились за традиционными средствами массовой информации в силу исторических причин.
1 Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А., Журналист:
Российско-американские социологические исследования // Я.Н. Засурский, С.Г. Колесник, Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева - М.:Эслан, 1998, С. 4
\о0
Поэтому отдельную значимость приобретает проблема креативной активности журналистов как профессиональных участников процесса создания и распространения информационного продукта. Креативная активность как фактор вовлеченности журналиста в информационный процесс определяет, насколько профессиональные качества журналиста будут воздействовать на массовую аудиторию посредством информационного продукта.
Анализ того, как фактор креативной активности и определяемые им профессиональные характеристики влияют на профессиональную деятельность журналиста, явились главной задачей данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Говоря о степени
разработанности проблемы, следует выделять фундаментальные исследования, выстраивающие теорию информационного общества конца XX - начала XXI веков, которые формируют парадигму данного исследования. Это работы Д. Белла1, Э. Гидденса2, М. Кастельса3, А. Моля4, Э. Ноэль-Нойман5, Ю. Хабермаса6 и другие.
Несмотря на то, что сегодня существуют многочисленные публикации, раскрывающие технологические изменения в масс-медийном пространстве, проблему профессиональной идентификации журналистского корпуса теоретически нельзя считать разрешенной. Более того, исследователями не найдены достаточно полные ответы на вопросы о новых отношениях в сфере массовой информации, которые происходили на протяжении последнего десятилетия XX и начала XXI веков и совпали с периодом трансформации
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального
прогнозирования//Д. Белл - М.: Academia, 1999.
2 Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации // Э. Гидденс — М:
Академический проект, 2005.
3 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.//М.
Кастельс.-М.:ГУВШЭ., 2000.
4 Моль А. Социодинамика культуры // А. Моль - М.: ЛКИ, 2008.
5 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания // Э. Ноэль-
Нойман - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996.
6 Хабермас Ю. ПФилософский дискурс о модерне // Ю. Хабермас - М.:
Издательство «Весь Мир», 2003.
российского общества. Как следствие, в приемлемой мере не полностью выделены главные факторы, сопутствующие этим изменениям, недостаточно определена их взаимосвязь и взаимозависимость с профессиональными характеристиками журналиста. К ним следует отнести такие, как необходимость для него занимать активную позицию в масс-медийном процессе, умение брать ответственность на себя, защищать свою точку зрения, воздействовать на аудиторию1. Проявление креативной активности, обуславливающее способность журналиста воздействовать на аудиторию, исследователи связывают с такими этическими проблемами журнализма как уважение к индивидуальному порыву, ответственность за влияние на каждого отдельного человека2.
Впервые термин "креативная активность" был предложен Д. Б. Богоявленской3. В своем исследовании ученый определила "креативную активность" как определенную психическую структуру, присущую креативному типу личности. Творчество рассматривается как ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности автор определила как присущий новаторам всех профессий, вне зависимости от рода деятельности.
Таким образом можно говорить, что креативная активность является высшей формой активности, в которой интенсифицируется качество ситуативности, позволяющее субъекту преодолеть заданные обстоятельства для достижения цели.
Понятие креативности, производным от которого является креативная активность субъекта, наиболее полно рассматривается в работах П. Торренса.
' Бриггз А., Кобли П., Медиа. Введение: Учебник для вузов // А. Бриггз, П. Кобли. -
М.: Юнити-Дана, 2005, - С. 4
2 Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 //Я.Н.
Засурский. - М: МГУ, 2004, - С. 444
3 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов
н/Д.Б. Богоявленская, Д: ГУ, 1983.
Согласно этому ученому креативность включает в себя повышенную "чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения"1.
Понятие креативной активности в контексте данной работы определяется автором как фактор актуализации участия журналиста в осуществлении своих профессиональных функций в использовании коммуникативных стратегий и технологий, в обретении необходимых мотивационных характеристик, в том числе связанных с позицией лидерства . Креативная активность журналиста может быть определена как результат совокупного воздействия таких качеств, как оперативность в оценке ситуации и доставки материалов, способность к интерпретации данных, лидерство в отношении аудитории и коллег по профессии, а также лидерство мнений3.
Индикаторами креативной активности журналиста являются такие параметры как количество выступлений журналиста в средствах массовой информации, размер аудитории конкретного журналиста (на основании тиражей изданий), качественная оценка продукта журналистского творчества коллегами по цеху и аудиторией (на основании ответных публикаций, отызвов на высказывание журналиста), а также наличие и тип стилей эмоционального управления аудиторией, выявленные в статье. Объектом данного исследования заявлена личность журналиста в его соотношении с фактором креативной активности. Таким образом целям и задачам данного исследования наиболее отвечает анализ стилей эмоционального управления аудиторией, посредством продукта журналистского творчества. Данное заключение соответствует выявленному в ходе исследования феномену безликого авторства, которым
1 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х
томах. /А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ростов-на-Дону, 1996.
2 Дафт Р. Л., Лейн П. Уроки Лидерства // Р. Л. Дафт, П. Лейн. - М.:Эксмо, 2007
3 Lazarsfeld P., Katz Е. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of
Mass Communications II P. Lazarsfeld, E. Katz. - USA: Transaction Publishers, 2005, С 32
характеризуются тенденции, наметившиеся в области современного журналистского творчества.
Понятие креативной активности журналиста в рамках, рассматриваемых данной работой, может быть представлено в качестве триады, состоящей из мыслительной активности, профессиональной активности и социальной активности. При этом противоположностью журналиста, наделенного свойством активности, является журналист, для которого в большей степени свойственны инертность или пассивность.
Мыслительная активность журналиста является фактором, который актуализирует профессиональное участия журналиста в информационно-коммуникационном процессе. Стремление журналиста рассматривать свою аудиторию как объект управления находит свое выражение в лидерских качествах журналиста. Подобное свойство журналистики уже было отмечено И.М. Дзялошинским в его книге «Журналист в посттоталитарную эпоху»1.
Анализ профессиональных характеристик, обусловливающих профессиональную активность журналиста, был проведен с использованием данных профессиографии. Принципы использования методов профессиографии для решения проблем журналистского мастерства были охарактеризованы на основе работ Л. Г. Свитич .
Концептуальный анализ личности журналиста строится на теории структуры личности журналиста, которая состоит из четырех подструктур: социально обусловленных свойств личности, индивидуально приобретенного опыта, индивидуальных особенностей, биологически обусловленных свойств личности. Базовый анализ этой структуры был впервые проведен В.М. Гороховым в работе «Проблемы журналистского мастерства»3. Тематика данной работы ограничивается подструктурой, в рамках которой существуют
' Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху // И.М.
Дзялошинский. - М., 1996.
2 Л. Г. Свитич Введение в специальность: Профессия: журналист // Л.Г. Свитич. -
М.: Аспект Пресс, 2008
3 Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства //В.М. Горохов - М., 1972.
профессиональные характеристики журналиста во взаимосвязи с его креативной активностью.
Лидерство журналиста рассматривается не только в профессиональной среде, но и в отношении к аудитории, в свете роли его мнения как фактора формирования реальной виртуальности , медиа.
Рассмотрение возникающих в связи с этим проблемы дает ключ к пониманию явления, которое характеризует современную российскую журналистку. Оно обозначено как феномен «безликого автора». Существуя в филологическом дискурсе в качестве оксюморона, словосочетание «безликий автор» в сознании людей, причастных к непосредственному созданию текстов, принято за характеристику их собственного труда. Для анализа данного явления к работе в рамках принципа междисциплинарности были привлечены данные разных авторов, полученные ими в исследованиях по теме эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства2.
Это позволило определить феномен «безликого авторства» как пропорциональное проявление развития эмоционального интеллекта в среде профессиональных журналистов и очертило перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.
Теоретически важен для настоящей работы анализ противоречий, которые проявляются сегодня в профессиональном самосознании журналистов. Он приобретается в свете существования теории «реальной виртуальности», сформулированной в фундаментальном труде М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура».
В условиях, когда многообразная информация, предоставляемая масс-медиа, существует в сознании индивидуумов наравне с реальными происшествиями, недостаточный уровень профессионального мастерства журналиста как непосредственного участника массово-информационного
' Кастельс М Информационная эпоха: экономика, общество и культура.//М.
Кастельс. - М: ГУ ВШЭ., 2000.
2 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект //Д. Гоулман. - М.-.АСТ., 2008.
процесса ставит под угрозу саму картину мира, формируемую у аудитории.
Одним из факторов, который учитывался при анализе состояния разработанности темы, было становление сетевого общества в современной России, которое происходит по мере роста коммуникационных возможностей граждан1.
«Мы присутствуем при кончине традиционных средств массовой информации или того, что мы подразумеваем под этим понятием на протяжении большей части XX века. Единственное, что до конца пока не ясно, - это когда состоятся похороны и каков будет их размах», - так пишет о проблеме конкуренции с Интернет исполнительный директор агентства United Press International Д. Адаме2. Проблема стала особенно острой в последние годы, когда преимущества электронных средств массовой информации оказались наиболее заметными.
Именно поэтому многие исследователи все большее внимание уделяют профессиональным характеристикам журналиста как конкретного творца этой реальности, его личности и его подготовке. При этом они делают акцент на лидерских свойствах, которые характеризуют проявление креативной активности журналистов как творческих участников масс-медийного процесса.
Актуальность проблемы и современное состояние ее разработанности в теории журналистики определили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Креативная активность журналиста как фактор его профессиональной деятельности».
Объектом настоящего исследования является личность журналиста в трансформируемом российском обществе. При этом включенность объекта исследования в процесс распространения массовой информации определяет
' Вартанова Е. Л. Россия: основы сетевого общества // Национальные модели
информационного общества //Отв. Ред. И составитель Е.Л.Вартанова, науч. Ред. Н.В.Ткачева. М.: Издательство ИКАР, 2004. -С. 163-187
2 Адаме Д. Слухи о смерти печати не преувеличены // Д. Адаме. - М. Cpeda., 1999.,
С. 26.
сохранение за ним потребительских функций и таким образом позволяет применять к нему построения, уместные при анализе аудитории масс-медиа.
Предметом исследования является креативная активность как фактор профессиональной деятельности журналиста, принимающего участие в создании и распространении информационного продукта посредством печатных средств массовой информации в трансформируемом российском обществе.
Цели и задачи исследования. Цель данной работы - выявить и проанализировать креативную активность журналиста как фактор его профессиональной деятельности. Определить, как креативная активность влияет на профессиональные характеристики журналиста, предопределяемые трансформацией общественных отношений и действием таких факторов, как изменения в области медийных институтов, развитие сетевой инфраструктуры и пересмотр традиционных ценностей, функционирующих, в том числе, в журналистской среде.
Реализации цели диссертационного исследования будет способствовать решение следующих задач:
На основе анализа теоретических работ, расширяющих представление о профессии журналиста и ее месте в современном мире, дать характеристику становления новых отношений в сфере массовой информации на протяжении последнего десятилетия XX и начала XXI веков.
На базе эмпирического исследования определить, какие профессиональные качества обуславливают креативную активность современного журналиста, считающего себя лидером мнений, и, соответственно, очертить группу тех представителей профессии, которые не считают для себя лидерство обязательным, а также выявить стили эмоционального лидерства журналиста, которые способствуют проявлению соответствующих .профессиональных качеств журналиста.
Сформулировать положения о возможном применении фактора креативной активности в процессе создания текстов, посредством которых
журналист реализует в них свой стиль эмоционального воздействия на аудиторию.
4. На основе полученных выводов показать, как следование журналиста своему стилю позволяет аудитории в большей степени доверять ему, особенно если речь идет о резонансных стилях эмоционального воздействия.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. К теоретико-методологическим основаниям исследования относятся подходы и концепции, представляющие различные уровни теоретико-методологических исследований и разработок: общенаучный, конкретно-научный, дисциплинарный и междисциплинарный и др.
Для определения отношений между журналистикой и обществом, определяющих современные тенденции развития средств массовой информации и, в частности, положительные перспективы становления сетевого общества в России, были использованы положения, высказанные в работах Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского, Я.Н. Засурского и др1.
Также среди трудов по теории и истории журналистики прежде всего
отметим фундаментальные работы А.Г. Беспаловой, А.. А. Грабельникова,
Б.И. Есина, Э. А. Лазаревич, Г.В. Лазутиной, Ю.В. Лучинского, Р.П. Овсепяна,
Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, А. И.Станько, А.А. Тертычного, М. В
Шкондина2. Суждения, касающиеся развития личности журналиста как
' Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран//Е.Л. Вартанова. - М., 2003;
она же. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом. М, 2002;; Засурский Я.Н. Власть, зеркало или служанка? В 2-х томах //Я.Н. Засурский. - М., 1998; он же. Система массовой информации России. - М., 2001; он же. Искушение свободой. Российская журналистика: 1999 -2004. - М., 2004; Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России.// Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский - М., 2002.
2 Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. //А.А.
Грабельников - М. 2000; он же. Работа журналиста в прессе. - М, 2001; Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал.// Э.А. Лазаревич. - М., 1984; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.// Г.В. Лазутина. - М, 2001; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики.//Р.П. Овсепян - М., 1999; он же. В лабиринтах истории отечественной журналистики//М., 2000; Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса «Психология журналистского творчества»// Е.Е. Пронина, Е.И. Пронин. -
участника современного массово-информационного процесса, во многом являются развитием идей, высказанных в работах И.М. Дзялошинского . В качестве теоретического ориентира в области отношений между журналистом и обществом были приняты работы Е.П. Прохорова2. При обращении к социальному дискурсу в отечественной журналистике в данном исследовании использовались положения из работ Л.Г. Свитич, И.Д. Фомичевой, А.А. Ширяевой3. Анализ структуры личности журналиста проводился на основе положений, высказанных в работе В.М. Горохова4. Статус журналиста как создателя текстов определяется в данном исследовании на основании положений, зафиксированных в работах философов французской школы, таких как Р. Барт, Ж. Бодрияр, Ф. Лиотар, М. Фуко и другие. При характеристике изменений в области восприятия и производства информационного продукта были приняты выделенные М. Маклюэном когнитивные процессы.
В рамках междисциплинарного подхода в качестве вспомогательного инструмента были использованы теории эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства, сформулированные в работах американских ученых Т. Бояциса, Д. Гоулмана, Э. Маки и развитые отечественными исследователями . В числе преимуществ, полученных в результате этого, была возможность оценить развитие личности вне иерархической карьерной лестницы вертикальных отношений лидер - аудитория. Другим приобретением явилась возможность интерпретации результатов исследования в рамках теорий
М., 2001; Тертычный А.А. Жанры периодической печати.//А.А. Тертычный - М., 2000; он же. Аналитические жанры в публичном диалоге// М., 2002, Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества)// М.В. Шкондин - М, 2000
1 Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе.// И.М.
Дзялошинский - М., 2002; он же. Методы деятельности СМИ в условиях становления
гражданского общества.// М.. 2001
2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики//Е.П. Прохоров. - М., 2000; он
же. Журналистика и демократия. - М., 2001;
3 Свитич Л.Г. Феномен журнализма.// Л.Г. Свитич - М., 2000; Фомичева И.Д.
Социология СМИ.//И.Д. Фомичева. - М., 2007.
4 Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства // В.М. Горохов - М., 1972.
5 Мелия М. Бизнес - это психология // М. Мелия - М., 2007. - с. 96
эмоционального лидерства. Это в свою очередь не только расширило возможности интерпретации, но и указало на перспективы дальнейших эмпирических исследований.
Методы исследования. Цели и задачи данного диссертационного исследования определили разработку и отбор методов и методик. В качестве методов исследования применялись теоретико-методологический и логико-исторический анализ. За базовый был взят методологический принцип системного подхода и анализа явлений и процессов. Системный подход к анализу явлений во многом обеспечивает возможность его полноценной реализации, поскольку ориентирует на рассмотрение явлений и процессов в целостности, в совокупности всех составляющих и с учетом закономерностей их взаимодействия.
Еще одним из основополагающих философских принципов бытия, положенных в основу исследования, является принцип развития систем, их динамики. Нас интересовало формирование профессиональных характеристик журналиста в историческом контексте, эволюция самого понятия, его концепций в процессе смены гуманитарной парадигмы.
В качестве эмпирических методов сбора информации применялись модифицированные автором методики анкетного опроса, формализованного интервью, контент-анализ.
Для анализа эмпирического материала использовались количественные и качественные методы. Количественные методы представлены в социологических опросах аудитории. Качественные методы анализа использовались при проведении экспертных опросов и глубинных интервью для получения важной информации.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Впервые введено понятие креативной активности журналиста, характеризующее журналиста как профессионала, наделенного лидерскими свойствами. Была поставлена и решена задача определения основных профессиональных качеств, которые характеризуют современного
журналиста, считающего себя лидером мнений. Соответственно, этими качествами не обладают те представители профессии, которые не считают для себя лидерство во мнении обязательным.
Выявлены различные проявления лидерства журналиста - в творческом процессе, процессе редакционной работы. Определена общая характеристика журналистов с различными лидерскими статусами - качество креативной активности.
Определены стили эмоционального лидерства журналиста, которые способствуют проявлению ими соответствующих профессиональных качеств. Обозначено, что каждому из стилей эмоционального лидерства, который избирает тот или иной журналист, соответствует строго определенный набор его лидерских качеств.
Из стилей эмоционального лидерства были выделены следующие: настойчивость в отстаивании своего мнения, внутренняя потребность постоянного профессионального роста, воодушевление на всех этапах журналистской работы, включающей сбор, отбор и организацию текста как журналистского продукта, инициативность в журналистской деятельности во всем ее многообразии, открытость при общении с коллегами и героями, самосознание, сопереживание, способность работать в команде - редакционном коллективе, урегулирование конфликтов как внутри редакции, так и за ее пределами - на журналистском задании, уверенность в себе, целеустремленность в достижении поставленных перед собой профессиональных целей.
Сформулированы положения, когда возможно применение этих качеств в процессе создания текстов, посредством которых журналист реализует в них свой стиль эмоционального лидерства. Следование журналиста своему стилю позволяет аудитории в большей степени доверять ему, особенно, если речь идет о резонансных стилях журналистского лидерства.
Установлено, что профессиональные характеристики журналистов предопределены трансформацией общественных отношений и действием ряда
факторов: изменениями в области технологии - развитии сетевой
инфраструктуры, общественных, в том числе медийных институтов, и
пересмотре традиционных ценностей. При этом в настоящем исследовании
учитывалось, что ситуация, в которой мир символов приобретает очертания,
позволяющие называть его «реальной виртуальностью», онтологически
определяет поступки человека и является уникальной для современности и
журналиста, который ее фиксирует. Поэтому журналист оказывается в роли
активного творца действительности, которая этим символам стала
тождественна.
В целом материалы проведенного диссертационного исследования открывают научное направление, суть которого составляет критическое знание, основанное на восприятии тех объективных социальных процессов, которые происходят в обществе. Это путь, который позволит соединить объективную реальность с объективным освещением социальных явлений и процессов средствами массовой информации, где профессиональные качества журналиста играют ключевую роль.
Практическая значимость работы определяется главным образом тем, что в ее рамках сформулированы методологические принципы анализа объективной реальности функционирования масс-медиа. Разработанная методика может быть применена для оценки деятельности журналиста, являющегося или не являющегося лидером мнений, а также в учебном процессе профессиональной подготовки студентов - будущих журналистов, способствуя повышению их профессиональных качеств и более органичному воздействию средств массовой информации на аудиторию.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, истинность которых неоднократно подтверждалась научным сообществом, опорой на проверенные в реальной практике фундаментальные теории современной науки; применением апробированного методического инструментария; использованием обоснованных способов построения исследовательской
выборки, адекватных методов статистической обработки. Основные положения, выносимые на защиту:
1. В постсоветском обществе креативная активность журналиста
становится важным фактором его профессиональной деятельности. Эта
активность тесно взаимодействует с осознанием журналиста как лидера
мнений. Каждому из стилей эмоционального лидерства, который избирает тот
или иной журналист, соответствует строго определенный набор его лидерских
качеств. Следование журналиста своему стилю позволяет аудитории в большей
степени доверять ему, особенно, если речь идет о резонансных стилях
журналистского лидерства. Понятия «лидер мнений», «эмоциональный
интеллект» применительно к журналистской деятельности означает набор
профессиональных характеристик, позволяющих журналисту реализовать свою
миссию в обществе, определяющую степень важности общественной
информации, необходимой для его нормального функционирования.
2. Основными причинами, породившими явление «безликой
журналистики», являются: не соответствующий современным запросам уровень
оснащения большинства редакций компьютерной техникой и соответственно
овладение ею в совершенстве большинством журналистов; медленно идущая
трансформация медийных институтов, страх редакций идти на кардинальное
переустройство и, как следствие, сохранение неоправданно больших штатов
сотрудников; существующие в редакционных коллективах нормы и
декларируемые ими ценности (корпоративная культура редакций,
редакционная атмосфера) приходят в противоречие с теми, которые требует
время и носителями которых являются далеко не все сотрудники редакции вне
зависимости от возраста, профессионального опыта, тендерных отличий и т.п.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретико-методологические положения и выводы диссертации обсуждались и были представлены в материалах научно-практических конференций факультета 2005 - 2009 г.г. Результаты исследования обсуждались на кафедре периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Структура диссертации и логика ее изложения. Цели и задачи исследования, междисциплинарность изучаемого предмета определили логику, структуру и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на 199 страницах, сопровождается таблицами.