Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Эссе: проблемы жанра 11
1.1. Жанровый статус эссе 13
1.2. Основные типологические признаки эссе 26
Глава 2. Индивидуальное мифотворчество - основа эссеистики 43
2.1. Специфика отражения авторского «я» в жанре эссе 43
2.2. Особенности формы и композиции эссеистических произведений 63
2.3. Виды эссе: общая характеристика 85
Глава 3. Социальная функция эссеизма 111
3.1. Эссеизм в журналистике: диалектика существования 149
3.2. Парадоксальность - особая функция эссеизма 179
Заключение 184
Библиография 188
- Жанровый статус эссе
- Основные типологические признаки эссе
- Специфика отражения авторского «я» в жанре эссе
- Эссеизм в журналистике: диалектика существования
Введение к работе
Открывая сегодня газету, слушая радио или смотря телевизор, мы каждый день встречаем все большее число произведений, в которых сильно авторское, субъективно-эмоциональное, «эссеистическое» начало. Многие толстые журналы, большинство аналитически ориентированных газет, а также телевизионных каналов считают обязательным иметь отдел эссеистики (например, журнал «Звезда»), одну или несколько передач (на ОРТ: «Однако») или рубрик в газете («Наблюдатель», «Это мы, Господи» в «Независимой газете»; «Колонка редактора» в «5 Колесе» (Санкт-Петербург)). Можно смело утверждать: практически любое средство массовой информации, имеющее аналитическую составляющую вещания, старается сегодня использовать услуги эссеистов.
Более того, выходят сборники эссе (как газетных выступлений, так и выступлений по отдельным проблемам): «Конец стиля» Бориса Парамонова; «В лабиринте проклятых вопросов» Виктора Ерофеева. В Интернете публикуется Вячеслав Курицын - «Русский литературный постмодернизм» и др.
Особенно заметно акцентирование внимания аудитории на личность ведущего на телевидении. Современные хозяева телеканалов и газет всемерно используют этот фактор в агитационно-идеологических целях и стараются вокруг своих изданий сплотить наиболее талантливых и ярких авторов. Если еще десять-пятнадцать лет назад смотрели «передачу», то сегодня^ смотрят «ведущего» - Киселева, Позднера, Доренко,1 Леонтьева/
Факт: в России в 90-е годы XX века произошел всплеск эссеистского творчества. Почему? Можно назвать ряд причин.
Благодаря гласности, плюрализму мнений, открытости общества появилась возможность свободно обсуждать любые проблемы и высказывать свои мысли (журналистика персонализировалась), говоря от собственного имени (вплоть до помещения личной фотографии около материала в газете). Стали доступны и информационные ресурсы - архивы, Интернет, другие СМИ. Усилилась политическая и идеологическая борьба - следствие «переходности» эпохи, требующей осмысления, оценки... В этой ситуации жанр эссе за последние полтора десятка лет не только прижился (возродился) в России, но даже претендует по популярности на первенство среди остальных художественно-публицистических жанров.
Кроме того, если взглянуть на литературу и философию, то бросается в глаза факт эссеизации и крупных литературных форм (романа, например).
В свете вышеизложенного актуальность темы диссертационного исследования, обусловлена, во-первых, самим появлением (массовым распространением) в отечественной журналистике последних пятнадцати лет «нового» жанра.
Во-вторых, непрекращающимся (после всплеска 1985-1990-х годов) ростом его популярности в прессе и, главное, активным влиянием на другие как публицистические, так и крупные литературные жанры, что уже получило название «эссеизации».
В-третьих, слабой теоретической изученностью как феномена эссеизма, так и самого жанра эссе, что требует разобраться в их специфике и определить место и роль эссе в системе жанров публицистики.
Характеризуя степень научной разработки темы, следует признать, что всеобъемлющей, общей теории жанра эссе пока не существует. Исследователи признают, что «он остается одной из наименее теоретически изученных областей словесности»1. Можно выделить лишь несколько малочисленных групп работ, в которых проблемы специфики и взаимосвязи тех или иных признаков эссе, их зарождения и исторического развития нашли отражение на различных уровнях научного обобщения.
Первая группа работ представляет собой попытки охарактеризовать творчество того или иного эссеиста (эссеистов) и выделить индивидуальные особенности его (их) творчества, без построения специальной теории. Это, в основном, англоязычная литература: «Английское эссе и эссеисты» X. Уолкера; «Лучшие английские эссе» Д. Мерсанда2 и др.
Из отечественных работ этой группы можно отметить работы О.И. Дуровой о норвежских и Ю.В. Лучинского об американских эссеистах3.
Следующая группа работ пытается объяснить специфику жанра (или отдельные его признаки) с функциональных позиций. Это относится, прежде всего, к теоретикам постмодернизма, которые понимают эссе как метод, «инструмент постмодернизма»4. При этом у большинства исследователей этот подход характеризуется крайним релятивизмом.
Сходна с постмодернистской и трактовка эссе как формы «негативной диалектики», некой все разрушающей сверхзадачи: отстаивать «свободную мысль», релятивизируя любые 1 Эпштейн М. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени) // Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. С. 334. 2 Walker H. The English essay and essayist. London, 1966; Great Narrative Essays. Ed. By Jozeph Mersand. New York, 1968. 3 Дурова О.И.: 1) Норвежское эссе 1960 - 90-х годов. Воронеж, 1997; 2) Эссе: вопрошание о смысле. Воронеж, 1999; Лучинский Ю.В. Бенджамин Франклин и проблемы становления американского эссе // Вестник МГУ. Серия 10 (журналистика). 1998. №3. С. 93-101. 4 Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. №4. С. 33. «сплошности» - культурные, смысловые и т.д. Здесь выделяется, прежде всего, «критическая теория» эссе Теодора Адорно, изложенная им в работе «Эссе как форма». Этого же направления придерживается в своих исследованиях и М. Эпштейн .
Большинство остальных работ носит описательный характер, характеризуя эссе по внешним признакам: «Разновидности эссе» Д. Друри, «Прошлое и настоящее эссе» Д. Пристли, «Главные свойства эссе» Р. Майлза и некоторые другие .
Из отечественных авторов: Канторович В.Я. «Записки писателя о современном очерке»; Иванова Н. «Точка зрения» и др.
Кроме указанных теоретических работ, существует группа отдельных высказываний и статей о тех или иных признаках эссе или эссеизма: Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1998, № 4; Кройчик Л.Е Эссе: свобода повествования или свобода мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995 и
Что же касается фундаментальной теории эссеистики, то следует констатировать: она только начинает складываться. Это понятно: в силу определенных исторических и идеологических причин, эссеистика в России была под негласным запретом и получила возможность «легального» существования и функционирования лишь в последние 10-15 лет3. 1 Adorno Т. Gesammelte Schriften. Bde 1-20. Frankfurt/Main, 1973-86; Эпштейн M. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. 2 Drury D. Varieties of the essay. Traditional and modern. Belmont (Cal), 1968; Walker H. The English essay and essayist. London, 1966; Priestley J.B. Essayiests past and present. New York, 1967; Thompson E.N.S. The 17-th century English essay. New York, 1967. 3 Справедливости ради необходимо все же отметить, что как такового, запрета на эссеистику не было, было, скорее, презрительное отношение к произведениям такого рода: идеологическую машину интересовали прежде всего наиболее эффективные, дающие сиюминутный результат материалы - очерк, памфлет, фельетон, статья. Однако совсем от эссеистики отказаться нельзя и тому есть доказательства. Например, газета «Неделя» в конце 60-х, начале 70-х печатала эссеистические материалы под рубрикой «Колонка редактора». Названия говорят сами за себя: «Отчий дом», «Весна», «Поэты», «Человек и его дело» и т.д.
Но уже современные изыскания и, особенно, возвращенное наследие русских мыслителей XIX-XX веков - заново приобретенное и осмысленное - позволяют надеяться на то, что такая фундаментальная, всеобъемлющая теория эссе будет создана.
Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей.
В своей работе мы основывались на общенаучных принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа.
Объектом исследования в диссертации служила эссеистика как вид публицистического творчества. Необходимо было найти такое единое основание, благодаря которому все имеющиеся и пока разрозненные признаки жанра получили бы свое обоснование, место и связь друг с другом.
Непосредственно предметом исследования служил жанр эссе.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить социальную роль эссеистики как специфического типа творчества и дать определение жанра эссе.
Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи: проследить зарождение и становление жанра эссе; описать и проанализировать основные формально-содержательные признаки жанра эссе; выявить новые типологические признаки эссе; рассмотреть место и функцию эссеистики в процессе массовой коммуникации; раскрыть природу эссеизма как особого типа мышления; обосновать понимание эссеизма как индивидуального мифотворчества; - проанализировать виды и композиционные формы жанра эссе;
Эмпирическую базу работы составляют тексты эссе зарубежных и отечественных эссеистов и писателей. Их выбор определялся тем, что: а) это общепризнанные образцы эссеистики; б) теория жанра не может быть построена на основе анализа произведений какой-либо одной эпохи или одного писателя; для полной характеристики закономерностей эссеистики как особого типа творчества необходимо учитывать разнообразный
ИСТОрИЧеСКИЙ ОПЫТ. ;;й/Г:і'гіН ' 'г)
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы могут быть полезными как при разработке теории жанров публицистики, так и в практической деятельности журналистов: понимание принципов функционирования и закономерностей эссеистического творчества даст возможность методологически верно подойти к подобным задачам. Кроме того, диссертация может быть использована при чтении спецкурсов «Жанр эссе», «Художественно-публицистические жанры», «Методы журналистского творчества», «Образные ресурсы публицистики», «Психология творческой деятельности журналиста» и др.
Апробация и внедрение. Положения и выводы, гипотезы диссертационного исследования получили апробацию на международных и российских научно-практических конференциях 1998 - 2002 гг. в Москве (МГУ), Санкт-Петербурге (СПбГУ), Воронеже (ВГУ), Ростове-на-Дону (РГУ). По тематике диссертации опубликовано \Z научно-методических статей.
Методическую апробацию представленные в исследовании положения прошли в рамках спецкурса для студентов факультета журналистики ВГУ «Художественно-публицистические жанры».
Положения, выносимые на защиту: а) Понимание формальной и содержательной сущности жанра эссе возможно лишь на основе системного подхода. Эссе - художественно-публицистическое произведение, отражающее экзистенциальную рефлексию автора, - рассматривается как отражение индивидуального мифотворчества (эссеизма). Механизм функционирования эссеистического сознания представляет собой индивидуальное мифотворчество; б) исследование жанра эссе должно проводиться с учетом таких понятий как «индивидуальный (личный) миф», «индивидуально- мифологическая картина мира», «тип духовности», «принцип жизненности», либо впервые введенных автором в научный оборот, либо получивших в диссертации новое концептуальное наполнение; в) эссеистика, являясь частью журналистики и публицистики, проявляет свою специфику прежде всего в том, что, с одной стороны, способствует развитию личностного самосознания читателя, помогая преодолевать стереотипы массового сознания, с другой стороны - требует развития личности самого автора. Эссеизм - феномен эпох переломных и представляет собой диалектическое взаимодействие двух факторов: объективного (стремление общества осмыслить складывающуюся историческую ситуацию и себя в ней) и субъективного (осмысление это осуществляется силой мысли отдельных ярких личностей).
Таким образом, научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка исследования жанра эссе с позиций понимания эссеистики как особого - мифологического -типа сознания.
Структура диссертации обусловлена характером данного диссертационного исследования. Во введении определены объект, предмет, цели и задачи, а также актуальность и новизна предложенной концепции.
Первая глава посвящена анализу и описанию типологических признаков жанра, дана характеристика уже известным попыткам определения эссе и предложено собственное понимание жанра эссе.
Вторая глава представляет собой системное рассмотрение основных композиционно-содержательных компонентов эссе, отражающих особенности эссеистического сознания (эссеизма).
Третья глава посвящена рассмотрению социальной функции эссеистики.
В заключении обоснованы сделанные выводы.
Жанровый статус эссе
Советский энциклопедический словарь определяет эссе так: «Эссе - жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь»4.
Среди всех вышеперечисленных видов эссе, мы выделяем, прежде всего, публицистический. Публицистика как род литературы подразделяется, традиционно, на информационную, аналитическую и художественную; нас будет интересовать область художественной публицистики.
Очевидно, что теория жанра не может строиться на основе анализа произведений одной эпохи, для полной характеристики закономерностей эссеистического творчества надо учитывать весь опыт истории. Поэтому, для уточнения или показа той или иной особенности, черты, признака, мы будем обращаться и к другим видам эссе. В целом же речь пойдет об эссе как жанре художественной публицистики. Здесь следует сделать одно существенное замечание. Определений публицистики существует более сотни и теоретики журналистики продолжают их множить. Нам представляется правильным понимание «публицистичности», которое дано Л.Е. Кройчиком: «...любое сообщение, опубликованное в СМИ, рассчитанное на определенное восприятие аудиторией и несущее на себе печать личности автора, -публицистично»1.
Некоторые словари (например, трехтомник Введенского или четырехтомник Ушакова) утверждают: эссеист - «то же, что очеркист» , а эссе - синоним очерка. Поэтому представляется важным уточнить происхождение самого термина «эссе».
С французского «эссе» («essai») переводится как «попытка», «опыт», «набросок», «испытание», а происходит от латинского «exagium» - «взвешивание». «Опыты» - так назвал свое произведение (две книги сравнительно небольших рассуждений на разные темы) Мишель де Монтень, которого называют «отцом» жанра эссе в Европе. «Опыты» вышли из печати в 1580-м году, на закате эпохи Возрождения. Говорить о том, что именно Монтень собственными усилиями «создал с нуля» новый жанр нельзя: любой жанр складывается исторически - на протяжении длительного времени, постепенно формируясь, приобретая и «шлифуя» свои черты. «Родителем», или «создателем» же «нового» жанра считается тот, у кого он обретает свою если не окончательную (каждый жанр постоянно подвержен определенному изменению), то типическую форму. Ту форму, наличие которой позволяет говорить об особенностях того или иного типа построения материала, произведения («типическую форму высказывания» -{ Бахтин). И которая будет повторяться последующими поколениями. В жанре эссе писали очень и очень многие после Монтеня - как на Западе, так и в России, что уже само по себе свидетельствует в пользу самостоятельности и оригинальности этой формы.
Кроме того, подобный жанр появился в совершенно другой культуре, в Японии, причем гораздо раньше - в X веке - и под другим названием - «дзуйхицу»1. Здесь «основательницей» считают Сэй Сёнагон - фрейлину императорской свиты, назвавшую свое произведение «Записки у изголовья».
«Записки у изголовья» - прежде всего, совершенно особый, эстетический, взгляд на мир. Сэй Сёнагон не задавалась целью подробно и в деталях описывать дворцовую жизнь. Ее занимали не сами события, а впечатления от этих событий. Главное место в книге заняли мысли и наблюдения, по-новому (с неожиданной, субъективной точки зрения) раскрывавшие привычные (обыденно-бытовые) вещи, явления, события. Мысль ее неуловима, невозможно порой угадать, куда приведут писательницу те или иные ее размышления. Часто ее эссе заканчиваются неожиданной нотой, но никогда - фальшивой. На страницах ее произведения отразилось эстетическое мировоззрение современной ей эпохи -периода Хэйан. Он начался с конца VIII века, когда японский император и его придворные обосновались в новой столице, назвав ее Хэйан - «мир и покой». Этот период господства японской аристократии продлился вплоть до конца XII века и стал золотым веком японской культуры и литературы, особенно поэзии и романа. Сочетание субъективного взгляда на вещи, собственной позиции и чистосердечного, непосредственного выражения душевных переживаний и размышлений в неканонической, свободной форме -как композиционной, так и стилистической - и позволяет исследователям относить «Записки» к эссеистике.
История возникновения «Опытов» и «Записок» говорит о том, что основой, причиной или толчком к появлению такой литературной формы как эссе послужило некое «жизненное содержание», сходная общественная потребность, общая для таких несхожих культур как западная и восточная.
Основные типологические признаки эссе
«Краткая литературная энциклопедия», определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. Внося индивидуализирующие тенденции в различные жанры (не обязательно только литературные), сочетая аргументы и термины разных дисциплин, эссе могут иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический и беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, подчеркнутой субъективностью и установкой на воспроизведение разговорной речи. Нередко присущ сочинениям, имеющим строго научный или научно-популярный характер»1.
«Современный словарь иностранных слов»: «Эссе - это жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному» . Еще один «Словарь иностранных слов» дает сходное определение эссе, как «субъективного размышления на свободную тему», в «непринужденной, разговорной манере»3.
Попробуем теперь обратиться к западным словарным и энциклопедическим определениям жанра.
Большой энциклопедический словарь Пьера Ларусса: «Писатели часто называют эссе произведения, содержание, язык и композиция которых не позволяют отнести их к более определенному жанру. Под этим словом не следует подразумевать работу, написанную поверхностно, небрежно, а только сочинение, которое не дает сюжета во всех подробностях развития. Это название может быть и выражением скромности автора, который как бы говорит, что придать своему произведению всеобъемлющее содержание и совершенную форму он не считает себя способным» . Данное определение называет три «признака» эссе: отсутствие четкой формы, отсутствие сюжета и скромность автора. Отбрасывая последний «признак» как несостоятельный, остановимся на оставшихся двух. Композиция: это, пожалуй, самое слабое место в любой попытке дефиницирования эссе. И упоминание о том, что содержание, язык и композиция эссе не сводимы ни к одному известному жанру говорит о том, что перед нами действительно самостоятельный жанр с уникальными свойствами. Об этом же говорит и отсутствие сюжета: литературные «мерки» тут не подходят. Эссе, очевидно, строится по другому принципу.
Новый маленький Л ару ее: «Беглый анализ чего-то или название произведения без претензии на глубокое рассмотрение предмета» . Подавляющее количество примеров говорит об обратном: можно ли назвать «беглым анализом чего-либо» произведения Честертона }или Цветаевой?
В одном из первых изданий «Интернационального словаря английского языка Вебстера», эссе называется «сочинение, разрабатывающее какую-либо тему обычно короче и менее обстоятельно, чем законченное по форме произведение» . Однако эссе, основанное на личном опыте, компенсирует «краткость» (не являющуюся самой по себе признаком жанра) целостным подходом при рассмотрении предмета.
«Седьмой новый коллегиальный словарь Вебстера»: эссе -«аналитическое или интерпретационное литературное произведение, в котором обычно дается неисчерпывающая или субъективная характеристика описываемого предмета» . Полностью можно согласиться с последней частью высказывания: эссе всегда субъективно. А «неисчерпывающую» характеристику, как и «краткость», компенсирует, кроме всего прочего, глубина проникновения в основной предмет. Эссе - это самоанализ. То есть главный «предмет» познания здесь - автор. И уже потом «описываемый» предмет. Поэтому «неисчерпанность» последнего -вполне допустимая вещь.
Наиболее частыми определениями являются наиболее общие и расплывчатые. Такие, какое дал английский словарь 60-х годов: «Короткое непринужденное литературное произведение в прозе» .
В учебном пособии Д.Уорринера для выпускников средних школ США «Английская грамматика и сочинение» говорится, что эссе -это «короткое сочинение, которое анализирует или объясняет определенную тему. Стиль эссе может быть настолько ярким и занимательным, насколько это в силах писателя, но он может быть и очень строгим; содержание эссе может быть ограниченным или широким; задачей эссе может быть развлечение читателя, убеждение его или информирование» . Американцев учат различать четыре типа эссе: непринужденное субъективное эссе; короткое фактичное эссе; философское эссе; конспект.
Ключевые слова здесь - «анализ» и «объяснение». Эссе это действительно самоанализ и, соответственно, объяснение с субъективной (основанной на жизненном опыте и мировоззренческой константе) позиции тех явлений, которые взволновали автора и требуют немедленного или принципиального решения. Интересным представляется и суждение авторов словаря 0 стиле эссе: он зависит от индивидуальности автора, его склонностей и предмета и может варьироваться от строго научного, до иронично-афористичного.
Рассмотрев определения жанра в западных словарях, обратимся к теоретическим работам в этой области, авторы которых имеют большую свободу для трактовки и интерпретации особенностей и специфики жанра.
Англоязычная литература по истории и теории эссе -«Английское эссе и эссеисты» X. Уолкера, «Разновидности эссе» Д. Друри, «Прошлое и настоящее эссе» Д. Пристли, «Главные свойства эссе» Р. Майлза и др.1 - обязательными качествами эссе называет небольшой объем, господство аналитического и субъективного начал в содержании, стремление охарактеризовать какое-либо явление жизни в общих чертах, образность и афористичность языка.
Специфика отражения авторского «я» в жанре эссе
Понятие «искренности», выделяемое нами в отдельный признак жанра, имеет для его теоретического обоснования большое значение. Почему?
Первое, что бросается в глаза при чтении крупных эссеистических произведений это то, что практически все они рождались из личной потребности «понять», «познать», «разобраться», хотя иногда и просто «запечатлеть» окружающий мир. Бесспорно: эссеистика - одна из форм познания. Всех эссеистов отличает огромная и напряженная внутренняя работа, причем часто - наперекор «сознательному мировоззрению».
Чем же она отличается от обыкновенного литературного творчества? Принципиальное отличие эссеистики от остальной (большей) части литературы пролегает в области отношения автора к собственным внутренним душевным движениям - и заключается в той разнице, которая существует между организацией героя {носителя переживаний автора - в литературе), то есть посредствующего звена между писателем и читателем, и организацией живой личности (самопереживающей - в эссеистике).
«Литературный» мир эссеиста - это его экзистенциальное1, реальное жизненное внутреннее пространство, в котором существуют его чувства и сознание. Это «пространство», духовная структура, определяет его мироощущение и направляет человека в его жизненной деятельности: дает отношение к происходящему, «выбирает» ориентиры для будущего, окрашивает внешний мир в уникальные, индивидуально-неповторимые тона, в общем, -составляет чувственно-эмоциональную часть картины мира: «Шумит ветер в полночь и несет листы... Так и жизнь в быстротечном времени срывает с души нашей восклицания, вздохи, полу мысли, получувства... Которые, будучи звуковыми обрывками, имеют ту значительность, что «сошли» прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья - без всего постороннего... Просто - «душа живет»... то есть «жила», «дохнула»... С давнего времени мне эти «нечаянные восклицания» почему-то нравились. Собственно, они текут в нас непрерывно, но их не успеваешь (нет бумаги под рукой) заносить, - и они умирают. Потом ни за что не припомнишь. Однако кое-что я успевал заносить на бумагу. Записанное все накапливалось. И вот я решил эти опавшие листья собрать. Зачем? Кому это нужно? Просто - мне нужно.. .»\
Это духовное пространство творится от рождения до конца жизни (и осознается лишь при углублении личности в самое себя), поддерживается и развивается, являясь и содержанием жизненного опыта личности, и вместилищем «Я» человека, и необходимой формой существования . В тех случаях, когда открытость индивида будущему исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается и возможности развития остаются вне поля видимости. И человек начинает деградировать. Следовательно, смысл существования человека, по мнению многих психологов, и экзистенционалистов в особенности, сводится к тому, чтобы осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации, саморазвитию. Поэтому и необходимо говорить о жизненности внутреннего переживания эссеиста, отражаемого им в эссе.
Подобный, эссеистический, подход автора к собственному внутреннему переживанию - принципиально - и отличает эссе от других художественных и художественно-публицистических произведений (отражающих, так или иначе, Дщртуальный мир).
Понятно, что на самом начальном эмпирическом уровне (уровне отражения сознанием окружающей действительности) все, что есть в сознании, - суть отражения, переживания1 предметов. Человек, выражаясь словами X. Ортеги-и-Гассета - «систематический феномен». И литература, и эссеистика оперируют именно этим «материалом». Но разница в том, как его затем «оформляют», как его используют. Внутренняя жизнь - «душа» - оформляется или в самосознании («внутренней жизни автора»), или, организованном сознании, в сознании другого («внутренней жизни другого человека» - героя, персонажа). И в том, и в другом случае душевная эмпирика - как абстрактный продукт мышления - одинаково преодолевается.
В литературе подход к изображению переживания эстетический. «Переживание, чтобы эстетически уплотниться, положительно определиться, должно быть очищено от нерастворимых смысловых примесей, от всего трансцендентно значимого, от всего того, что осмысливает переживание не в ценностном контексте определенной личности и завершимой жизни, а в объективном и всегда заданном контексте мира и культуры: все эти моменты должны быть имманентизованы переживанию, собраны в принципиально конечную и законченную душу, стянуты и замкнуты в ней, в ее индивидуальном внутренне наглядном единстве; только такую душу можно поместить в данный наличный мир и сочетать с ним, только такая концентрированная душа становится эстетически значимым героем в мире»1 — утверждал Бахтин.
Переживание должно отойти не только во «временное прошлое», но более того - для эстетического оформления и определения -«необходимо выйти за пределы всего данного переживающего, осмысливающего отдельные переживания целого», то есть за «пределы» данной переживающей личности. «Переживание должно отойти в абсолютное, смысловое прошлое со всем тем смысловым контекстом, в который оно было неотрывно вплетено и в котором оно осмысливалось.
Эссеизм в журналистике: диалектика существования
Говоря о самостоятельности эссеистического типа творчества, мы должны выявить и соответствующий «признак» этой самостоятельности - социальную функцию эссеизма. Ибо «плодотворная и четкая разработка таких проблем, как форма или метод, может проходить лишь на основе хотя бы принципиального разрешения вопросов, связанных с сущностью и особенностями функции, предмета, содержания... Это так, поскольку стройная теория любого типа познания и творчества может быть создана лишь на основе последовательного прослеживания и определения наиболее существенных категорий по цепочке функция - предмет -метод - содержание - форма»1. Из этого следует, что определение, хотя бы принципиальное, социальной роли эссеистического мышления и реализующих его механизмов - станет важнейшим пунктом в построении частной теории жанра эссе.
Позволим себе еще одну цитату: «Произведение есть не что иное как результат целенаправленного и целесообразного отражения специфического (в связи с функциями) предмета. В свою очередь познание особенного предмета протекать лишь при помощи соответствующего метода, специально «конструируемого» для целей познания и отображения данного предмета. Результатом применения специфического метода при познании специфического предмета во имя реализации специфической функции является создание таких произведений, в которых специфическое содержание реализуется в специфической для этого типа творчества форме»1. Специфическими оказываются все звенья цепочки, но функция при этом - определяющая. Это заставляет обратиться к изучению функциональной специфики мифологического типа мышления, лежащего в основе эссеистики. Решение же этого общего вопроса позволит нам вплотную приблизиться к разрешению спорных частных вопросов формы, метода, стиля, языка и т.д. эссе.
В предыдущих разделах, рассуждая индуктивно, мы пришли к положению, что эссеизм - не что иное, как мифологическая сфера человеческого сознания и творчества. Чтобы окончательно прояснить этот феномен, необходимо взглянуть на данное явление и исторически, - рассмотрев социальную функцию эссеизма.
При этом важно знать - что такое функция? Мы согласны с мнением Е.П. Прохорова, который считает: «Функция - это специфические объективно необходимые последствия, к которым должна приводить та или иная деятельность, в том числе, конечно, и результаты воздействия публицистического произведения на читателей, слушателей или зрителей» . Это значит определить, какую роль играет то или иное произведение в жизни общества или отдельного человека, в чем его цель, социальное предназначение, каков результат его воздействия.
Важно отметить и такой существенный момент - форма и функция взаимно обусловливают друг друга. «Форма - это как бы «затвердевшая» функция, и потому по форме можно судить о функции»1. И рассуждая о форме, мы заключили, что эссеистика ..Яг мифологический тип творчества. При этом эссеистика обладает целым рядом собственных, уникальных черт - субъективностью, парадоксальностью, жизненностью. Следовательно, можно предположить, что такого рода произведения выполняют в обществе (общественном сознании) особую функцию. По нашему мнению - функцию альтернативного, свободного (оппозиционного массовому) мышления.
Последняя и стала вторым фактором, оказавшим большое влияние на европейскую историю: уровень научно-технического развития позволил И. Гутенбергу создать достаточно приемлемый печатный станок. Это изобретение позволило копировать и распространять идеи с невероятной для того времени быстротой. Возросло число книг и различной печатной продукции, кардинально изменились тиражи, повысилась доступность их для широких слоев общества. Как следствие - гигантское увеличение массивов информации и резкое повышение скорости информационных процессов. Печатное слово прорвало существовавшие ограничения по доступу к информации и вывело книжные знания к «массовому пользователю». Массовость и оперативность информационных процессов - главное следствие развития книгопечатания. Кроме того, после путешествий и великих географических открытий появляется масса новых знаний об окружающем мире, а развитие естественных наук добавляет к ним еще и огромное количество собственных новых идей.