Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Письмо как жанр публицистики Шукруллоев, Бехруз Кароматуллоевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шукруллоев, Бехруз Кароматуллоевич. Письмо как жанр публицистики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Шукруллоев Бехруз Кароматуллоевич; [Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2013.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/460

Введение к работе

Актуальность темы. В наше время средства массовой информации являются одним из самых востребованных и приоритетных социальных институтов информационного общества. Наряду с электронными средствами массовой информации, по-прежнему особое место в системе СМИ занимает периодическая печать. Несомненно, в XXI веке СМИ в качестве мощного оружия имеют исключительное значение в развитии и усовершенствовании политического, социального и духовного положения человеческого общества, и с каждым днем их роль еще более увеличивается. Другими словами, несмотря на поступательное развитие электронных СМИ, прежде всего, Интернета, пресса не только не потеряла своего значения в жизни современного общества, но также активно находит в нем свою нишу. Например, здесь следует отметить феномен электронной газеты, которая наряду с «бумажной» становится все более популярной среди читающей публики.

Все эти процессы соответствуют и исходят из потребностей современного общества и человека. Пути усовершенствования журналистской профессии находятся как в практических действиях, так и в познании ее теоретических основ. Поэтому публицистическая мысль, творческие аспекты журналистики всегда нуждаются в концептуальном изучении и анализе.

Одним из таких аспектов является жанровая система журналистики, неуклонно совершенствовавшаяся с ее развитием. Исходя из этого, проведение исследований в данном направлении на примере изучения различных жанров поможет в научном познании проблем журналистской практики.

В этом контексте изучение истории зарождения и становления жанра письма в таджикской периодической печати является актуальной и важной темой. Хотя у жанра письма есть своя специфика и задачи, в процессе развития периодической печати оно качественно видоизменялось и эволюционировало. В рамках этого жанра представители различных профессий, отображая свои чувства, эмоции и взгляды о

о л w

какой-либо важной проблеме, как в двусторонней, так и многосторонней форме, вносят определенный вклад в становление общественного сознания. Другими словами, публицистическое письмо, далеко выходя за рамки личного письма, приобретает историческую и социальную ценность.

Следует отметить, что в истории таджикской журналистики и литературы все формы письма имели свое особое место и играли созидательную роль. Такие письма не только освещают социальное положение определенного среза истории, но также являются выразителями духовного и морального состояния людей той эпохи. То есть в письме раскрываются многие неизвестные стороны пишущей персоны.

Такая специфика жанра письма дает возможность говорить о нем как о жанре, который охватывает не только личностные проблемы отдельного человека, но также различные вопросы социального, литературного и культурного характера. Размышления автора письма, направленного на индивидуума, группу людей, редактора газеты, журнала или же директора издательства, способствует формированию и укреплению общественного мнения. Опубликованное в прессе письмо становится достоянием широкой публики и непосредственно влияет на вкус и мировоззрение читателей, литераторов и др. С этой точки зрения, изучение письма в качестве публицистического произведения и жанра в таджикской журналистике является актуальной и своевременной научной проблемой.

Степень изученности проблемы. В литературоведческой науке жанр письма детально изучался в качестве литературного текста, в том числе: письмо как вид литературного письма; письмо как литературный жанр; анализ стиля письма; эволюция письма на различных этапах истории литературы и т.п.

В науке о журналистике письмо в качестве публицистического жанра изучено в исследованиях таких русских ученых, как Е.П. Прохоров, П.С. Карасаев, П.Е. Копин, А.А.Тертычный, В.М. Горохов и других.

Из таджикских исследователей, которые уделяли внимание изучению жанра письма, можно назвать М.Х. Бехруза, Д. Бобоева, З. Ха- санову, М. Нарзикула, А. Хуросони и Дж. Назриева. Особо можно отметить, исследование М.Х. Бехруза «Хусайн Ваиз Кашифи и его произведения в эпистолярном жанре». Он на основе произведений Ху- сайна Ваиза Кашифи «Махзанулиншо» («Сокровищница сочинений») и «Сахифаи шох,й» («Царская страница») подверг детальному изучению проблемы эпистолярного жанра в персидско-таджикской средневековой литературе. Также следует назвать исследование Д. Бобоева «Письмо и эпистолография в «Шахнаме» Абулкасыма Фирдоуси» о проявлениях эпистолярного жанра в этом бессмертном творении.

Из иранских исследователей, которые в своих исследованиях затрагивали проблемы жанра письма, можно отметить Хусайна Хатиби и Мансура Растагора Фасои. Х. Хатиби во второй главе своей книги «Проза в персидской литературе» проследил историю возникновения и особенности жанра письма, как в доисламскую так и в после исламскую эпоху. Заслуживают внимания его мысли о взаимодействии Са- санидской школы письма с арабской и новоперсидской литературой. М.Р Фасои обстоятельно анализирует эпистолярный жанр в своем исследовании «Виды персидской прозы», в котором прослеживает историю этого жанра в персидско-таджикской классической, а также современной персидской литературе.

В таджикском литературоведении и журналисткой науке к эпистолярному жанру интерес проявляется начиная с семидесятых годов прошлого века. С того времени начались также дискуссии о роли и месте эпистолярного жанра в классической и современной таджикской литературе и публицистике. Постепенно об эпистолярном жанре по- явились отдельные работы таких таджикских исследователей, как А. Хуросони, Дж. Назриева, Д. Бобоева, З. Хасановой, М. Нарзикулова. Особо следует отметить работу таджикского исследователя М. Нарзикулова «История и теория эпистолографии» (с древности до эпохи Амира Хусрава Дехлави). В этом исследовании подробно изучены проблемы зарождения, становления и эволюции жанра письма в древней и классической персидско-таджикской литературе, проанализированы средневековые трактаты о методах написания писем различного характера.

Но следует отметить, что в большинстве исследований история и эволюция эпистолярного жанра в основном рассмотрены с позиций литературоведческой науки. В них жанр письма анализируется в качестве жанра художественной литературы. Публицистическим аспектам жанра письма в исследованиях вышеотмеченных авторов очень мало уделяется внимание, хотя эпистолярный жанр имеет долгую историю в истории таджикской публицистики и сыграл значительную роль в становлении публицистической мысли ХХ века.

Несмотря на то, что эпистолярный жанр занимает важное место в истории таджикской литературы, журналистики и социальной мысли, его публицистические аспекты изучены совершенно недостаточно. В том числе, до сих пор не подвергнуты обстоятельному изучению теоретические и практические аспекты жанра письма в системе жанров журналистики и журналистской практике. Помимо того, исследователи не уделили должного внимания истории становления публицистического письма, роли времени и освещению социальной и культурной действительности в эпистолярных произведениях.

Исходя из этого, нами впервые предпринята попытка исследования данной проблемы во всей полноте на основе публицистических материалов разных периодов.

Цель и задачи исследования.

Основной целью данной диссертационной работы является всестороннее исследование и анализ теоретических и практических аспектов эпистолярного жанра в истории таджикской журналистики, выявление отличительных черт публицистического письма и его места в таджикской периодической печати.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

научно-теоретическое обоснование выбранной темы, определение и уточнение основных понятий и терминов;

выявление генезиса эпистолярного жанра в персидско- таджикской классической литературе и публицистике;

рассмотрение зарождения, становления и эволюции письма как публицистического жанра;

раскрытие гносеологических основ становления и развития жанра письма, его объективных и субъективных сторон;

определение теоретических и методологических основ публицистического письма, на примере эпистолярного материала периодической печати;

познание публицистической специфики жанра письма;

рассмотрение социальных, бытовых, культурных, литературных вопросов в эпистолярном жанре и их оценка.

Методологическая и теоретическая основы работы. С целью осуществления намеченных и задач работы мы, прежде всего, руководствовались теоретико-логическим, сравнительно-историческим методом и системно-типологическим анализом. Кроме того, для полного раскрытия особенностей таджикского публицистического письма, мы обращались также к герменевтическому, статистическому, хронологическому и описательному методам научного анализа. Совокупность использования данных научных методов позволило нам познать в правильном направлении сущность рассматриваемой проблемы.

В теоретической части мы опирались на отдельные теоретико- методологические разработки таких известных исследователей, как М.М.Бахтина, Е.П. Прохорова, Д.М. Урнова, Я.С. Муре, М.Е. Грабаря, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.Шакурй, И.К. Усмонова, А.Н. Нуралиева Х. Асозода, М.Б. Муродова, П. Гулмуродзода, М. Нарзи- кулова и других.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что письмо, как публицистический жанр в таджикской журналистской науке, в должной мере, до сих пор не изучено. Несомненно, существует ряд разрозненных работ по этой проблеме, в основном с литературоведческой точки зрения, но комплексно не подвергалась обстоятельному изучению и анализу. Помимо того, впервые в научный оборот введены ряд образцов эпистолярного жанра. Концептуально подтверждается важность жанра письма в системе жанров журналистики. В диссертации впервые выявлена роль периодической печати в становлении и развитии публицистического письма, а также определены особенности содержания, формы и композиции жанра.

Теоретическая значимость данного исследования проявляется в научном обосновании и осмыслении особенностей зарождения и становления письма в качестве публицистического жанра. В связи с этим, в едином контексте анализу подвергается ряд закономерностей становления и развития жанра письма в истории таджикской публицистики ХХ века. Исходя из этого, проделанная работа в определенной мере дополняет теоретические знания o различных аспектах публицистического письма.

В том числе, через обстоятельное историко-аналитическое исследование публицистического письма доказывается хронология становления и эволюции жанра на протяжении его исторического существования. Также рассматриваются теоретические проблемы различных видов письма и их роль в становлении жанра публицистического письма.

Практическая ценность. В практическом плане результаты данного исследования могут быть использованы при написании соответствующих учебных пособий, методических руководств, конспектов лекций, разработке курсов и т.д. Также результаты диссертации могут представлять интерес при изучении творчества литераторов, особенно тех, деятельность которых тесно связана с журналистикой и периодической печатью. Помимо того, результаты данного исследования могут в определенной мере помочь работе исследователей журналистики, критиков и журналистов-практиков.

Источники и материалы исследования. При написании диссертации в основном изучены и проанализированы письма, опубликованные в периодической печати. Источниками послужили письма известных представителей таджикской литературы и культуры: Садриддина Айни, Абулькасыма Лахути, Мирзо Турсунзаде, Сатыма Улугзаде, Хакима Карима, Хабиба Юсуфи и других.

Кроме этого, в процессе работы над текстом автору было необходимо обращаться к историко-литературным и мемуарным произведениям. В связи с этим был проведен сравнительный анализ писем и мемуарных материалов, прежде всего, «Воспоминаний» С. Айни, произведений мемуарного характера С. Улугзаде, Дж. Икрами, Р. Хоши- ма, Х Юсуфи, П. Сулаймони, М. Махмуди и ряда журналистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

теоретические проблемы эпистолографии и эпистолярного жанра;

исторические корни возникновения и трансформации публицистического письма в социокультурном контексте;

историко-публицистическое значение письма разных исторических периодов таджикской пражурналистики;

исторические предпосылки зарождения, становления, развития и эволюции эпистолярного жанра таджикской публицистики;

жанровые особенности и этапы эволюции публицистического письма;

место жанра письма в периодической печати периода независимости;

роль публицистического письма в освещении и анализе сегодняшних социальных проблем;

культурные и литературные вопросы и публицистическое письмо.

Апробация работы. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в 1 монографии и 4 научных публикациях, которые опубликованы в журналах, входящих в перечень рецензируемых журналов ВАК РФ. Помимо того, оно излагалось в научных докладах, прочитанных на международной конференции «Наука и современное образование: проблемы и перспективы» (2008, 25 октября), республиканских конференциях «Завершение десятилетия (2003-2012) Декларации Организации Объединенных Наций по всеобщему образованию» (2012, 17-19 апреля), «Бухорои шариф» и становление таджикской печати» (2012, 2-3 марта), университетских конференциях, посвященных «Году образования и технической культуры» (2010, 23-24 апреля), «20- летию Государственной независимости Таджикистана» (2011, 19-22 апреля), «С. Айни и вопросы языка» (2009, 5 апреля).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр печати, телевидения и радиовещания и международной журналистики факультета журналистики ТНУ (протокол № 10 от 19.12.2012)

Структура диссертации продиктована ее задачами и состоит из введения, двух глав с соответствующими разделами, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Письмо как жанр публицистики