Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Лученко Ксения Валерьевна

Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России
<
Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лученко Ксения Валерьевна. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Лученко Ксения Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/629

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические подходы к исследованию информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в пространстве Интернета 12

1. Религия в информационном обществе 12

2. Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в России 20

3. Характер и уровень религиозности граждан России 30

4. Интернет и его специфические свойства в контексте религиозных коммуникаций 38

Глава II. Религиозные сайты Рунета: классификация и специфика 62

1. Обзор религиозных сайтов Российского Интернета 62

2. Классификация религиозных сайтов 78

3. Тематические и жанровые характеристики содержания религиозных сайтов 107

Глава III. Тенденции развития религиозных ресурсов российского Интернета 115

1. Развитие религиозного сегмента Рунета в перспективе медиаконвергенции 115

2. Религиозный сегмент Рунета и реализация концепции Веб 2.0 123

3 Перспективные направления освещения религиозных событий в

российском Интернете 133

4 Новые модели структурирования контента на примере религиозных сайтов 142

Заключение 151

Основные публикации автора по теме исследования 156

Библиография 158

Приложение 1. Состав и количество религиозных организаций содержащихся в реестре Министерства юстиции РФ 170

Приложение 2. Религиозные организации России 173

Введение к работе

Актуальность исследования

Возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды — Интернета.

Это совпадение не случайно. По мнению многих западных исследователей, секуляризация была одной из характерных черт индустриального общества, но теперь, в период становления и развития информационного общества, когда этнокультурная — национальная и религиозная - идентичность оказывает все большее влияние на социальные и политические процессы, во многих странах мира начался процесс десекуляризации. Эти две тенденции - незавершившаяся секуляризация и начавшаяся десекуляризация — характеризуют религиозно-общественную жизнь на настоящем этапе.

В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства.

Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.

К началу XXI века в России постепенно складывается система религиозных СМИ, которая объединяет печатную периодику,

5 радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Особое место в этой системе занимают религиозные интернет-ресурсы.

На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.

Религиозный сегмент Интернета оказывает все большее влияние на религиозную жизнь общества и постепенно занимает в системе религиозных СМИ равноправное место, наряду с печатью, радио- и телевещанием. Кроме того, изучение развития СМИ различных религиозных организаций на современном этапе невозможно без исследования интернет-изданий соответствующей религиозной принадлежности.

Надо отметить, что появление и формирование религиозных интернет-ресурсов, происходило одновременно с бурным развитием самого Интернета и возвращением религии в жизнь общества. Оба эти процесса развивались довольно хаотически, что затрудняет работу исследователей.

Объектом исследования являются интернет-сайты религиозного содержания, расположенные в доменной зоне «ш».

Предмет исследования — специфика различных групп религиозных сайтов, их структурно-функциональные особенности.

Хронологический период исследования ограничен рамками 1996 — первой половины 2008 года. Первые сайты религиозного содержания в доменной зоне «ru» появились в 1996 году. К 2008 приостановился активный количественный рост сайтов религиозного содержания. Основной массив эмпирических данных получен в период 2003 - 2007 годов.

Цель диссертационной работы - проанализировать
информационно-коммуникационную деятельность религиозных

организаций как субъектов российского интернет-пространства.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования:

определить влияние религиозного фактора на развитие современного общества

- определить роль и значение религиозных органиазций как
субъектов российского интернет-пространства

- выявить социальные функции религиозных ресурсов Интернета

разработать методику классификационного анализа религиозных сайтов Рунета

описать содержательные модели религиозных сайтов Рунета, их жанрово-тематическую структуру

- изучить основные тенденции развития религиозных ресурсов
Рунета

Научная новизна. Впервые проведено комплексное и многоуровневое исследование нишевого религиозного сегмента Интернета, охарактеризованы типологические модели данного типа контента, осуществлен анализ структурно-функциональных и жанрово-тематических особенностей сайтов религиозного содержания, выявлены основные тенденции и перспективы развития данного сегмента Рунета.

Степень разработанности исследуемых проблем в научной литературе

Для рассмотрения информационной и коммуникационной
деятельности религиозных организаций в Интернете автор обращался как
к литературе, анализирующей комплексные проблемы

функционирования современных медийных систем, так и к трудам, посвященным различным аспектам использования СМИ религиозными организациями.

Ведущие теоретики информационного общества, такие как Норберт Винер, Герберт Маршалл МакЛюэн, Элвин Тоффлер, Дэниэл Белл, Джон Нейсбит, Юрген Хабермас, Никлас Луман, Жан Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Пьер Бурдье не только создали научную базу для изучения общества нового типа, но и затрагивали в своих работах проблематику взаимовлияния масс-медиа и религии.

Важную роль в изучении информационных процессов в современном обществе сыграли труды отечественных теоретиков в области журналистики - Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, Е.Л. Вартановой, Е.П. Прохорова, М.В. Шкондина. СМ. Гуревича и др.

Особенности функционирования Интернета как информационного
канала рассматриваются в работах Я.Н. Засурского, И.Д. Фомичевой,
М.М. Лукиной, Л.А. Кохановой, О.В. Смирновой. Вопросы

медиаконвергенции широко освещаются в исследованиях Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского. Основополагающая работа о социальных функциях Интернета - «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» американского социолога Мануэля Кастельса.

Первые исследования религии в пространстве Интернета были опубликованы в середине 1990-х годов. Это работы Дэвида Лочхэда, Стивена О'Лири и других исследователей. В последние годы этой проблематикой занимаются Брэнда Брэшер, Лорн Доусон, Мортен Хойсгаард. Публикации упомянутых европейских и америкаснких ученых были изучены автором при написании первой главы диссертации.

Исследование религиозных ресурсов Интернета невозможно без изучения религиозных средств массовой информации в их историческом и типологическом аспектах. Ведущим отечественным специалистом в этой области является Л.В. Кашинская, автором был рассмотрен ряд ее работ. Свой вклад в разработку типологии религиозных изданий внесли М.И. Пискунова, Н.А. Костикова, О.В. Бакина, Т.Н. Иванова.

8 Методы исследования

В диссертационной работе для достижения поставленных задач автор использует совокупность методов анализа, обобщения, индукции, синтеза.

С помощью этих методов были обработаны данные, полученные: а) в ходе мониторинга религиозных сайтов Рунета; б) контент-анализа содержания этих сайтов; в) в результате глубинных интервью с экспертами.

Мониторинг более 100 сайтов религиозного содержания был проведен на основе методики изучения интернет-СМИ, разработанной группой исследователей факультета журналистики МГУ совместно с Региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ). Мониторинг был проведен в период с 1998 по 2008 гг. и включал элементы контент-анализа. Для уточнения классификационных параметров религиозных сайтов автор использовал также типологический подход, принятый для изучения традиционных СМИ, особенно печати. Эмпирические данные, полученные в ходе мониторинга, были дополнены глубинными интервью с широким кругом экспертов, занимающихся информационной деятельностью, отражающей религиозную жизнь социума.

Эмпирическая база исследования. В связи со значительным объемом и многоплановостью объекта диссертационного исследования представилось необходимым определить его границы, выборку религиозных сайтов, которые следует включить в рамки исследовательских процедур. В своих решениях мы опирались на Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 года, в преамбуле к которого сказано, что традиционными религиями для России являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Автор ограничил область своего исследования организациями, относящимися к этим четырем религиозным традициям. Термины

«религиозные организации» и «централизованные религиозные организации» также использованы автором в соответствии с определениями, данными Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г.

В связи с очевидным количественным преобладанием на территории России членов Русской православной церкви и степенью разработанности ее информационной политики, а также — количеством сайтов, в десятки раз превосходящем количество сайтов других религий и конфессий (оба тезиса раскрываются соответственно в первой и второй главах работы), в качестве эмпирического материала исследования взяты сайты православных организаций. Однако в тех аспектах, в которых это представляется возможным, подробно рассматриваются и исламские, и иудаистские сайты, а также сайты различных христианских деноминаций.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Религиозные организации широко используют Интернет и онлайновые технологии в информационно-коммуникационной деятельности, направленной на: а) информирование общества о своей деятельности; б) создание и поддержание единого информационного пространства в религиозных общинах в) популяризацию своего учения в разных слоях современного российского общества.

  2. Интернет в большей степени, чем другие типы СМИ, соответствует удовлетворению информационно-коммуникационных потребностей религиозных организаций на основе использования специфических свойств Интернета — мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности и трансграничности.

  3. Возможность с помощью Интернета создавать и поддерживать горизонтальные социальные связи способствует развитию и информационно-коммуникационному взаимодействию как

10 традиционных религиозных общин, так и неформальных экстерриториальных религиозных групп.

  1. Вместе с тем, межрелигиозный диалог в Интернете представлен незначительно, члены каждой религиозной организации формируют собственный, чаще всего автономный сегмент Рунета, не связанный с ресурсами других религий и конфессий.

  2. В типологической структуре религиозных ресурсов сформированы типы сайтов: по религиозной принадлежности, по характеру учредителя/создателя, по характеру контента и др.

  3. Наиболее развитым и превосходящим по охвату аудитории типом сайтов в религиозном сегменте являются сайты средств массовой информации.

  4. Перспективное развитие религиозных интернет-ресурсов осуществляется в соответствии с основными тенденциями развития Интернета: медиаконвергенцией и реализацией концепции Веб 2.0.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании на российском материале особенностей функционирования религиозных интернет-ресурсов, использования российскими религиозными организациями Интернета для реализации своих информационных и коммуникационных потребностей.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные результаты могут быть применены в научной и учебно-методической работе при комплексном изучении информационной и коммуникационной деятельности религиозных организаций. Также основные положения и выводы данной работы могут быть использованы в практической деятельности интернет-СМИ широкой общественно-политической тематики при освещении проблем, связанных с религией и деятельностью религиозных организаций, и разработке соответствующих рубрик. Кроме того, результаты исследования могут применяться религиозными организациями при формировании или корректировании

своей информационной политики и информационно-коммуникационной деятельности.

Выводы и положения диссертации были апробированы и реализованы в ходе выступлений автора на научных конференциях, в том числе на конференциях «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития», «Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире» (январь 2004 и 2005 гг.), XIV и XV Рождественских образовательных чтениях (февраль 2007 и 2008 гг.), электронной научно-практической конференции «Человек. Религия. Интернет», организованной Московским религиоведческим обществом при участии Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Основные выводы, научные положения и результаты исследования отражены в опубликованных работах. По теме диссертации опубликовано 8 работ в печатных и электронных изданиях общим объемом 2,9 п.л.

Автор диссертации также является автором справочника «Православный Интернет», выпущенного Издательским Советом Русской православной церкви (первое издание 2004 г., 6 п.л., второе издание, переработанное и дополненное 2006 г. 8 п.л.).

Религия в информационном обществе

История мировых религий убедительно говорит о том, что в разные эпохи для проповеди использовались самые разнообразные средства коммуникации - устное предание, письменность, дороги Римской империи, книгопечатание, железнодорожное сообщение, радио и т.п. В XIX - XX веках, когда вектор общественных настроений в западном социуме сменился в сторону господства теорий позитивизма и веры в научный прогресс, следствием которых стала секуляризация и возникновение квазирелигиозных тоталитарных идеологий, религиозные организации стали использовать новые способы распространения идей в миссионерских целях. В таких условиях возникли и успешно развивались религиозные газеты и журналы, такие как, например, «Ля Круа» (основана в 1880 г.), если говорить о католических изданиях, «Кристиан Сайенс Монитор» (основана в 1908 г.), если речь идет о протестантской прессе, или «Христианское чтение» (основан в 1821 г.) - в православной России; позже - радио- и телеканалы, в некоторых странах сложились системы религиозных СМИ (например, разветвленная сеть католических медиа, медийные империи исламских государств). Сегодня религиозные организации используют в своей информационно-коммуникационной деятельности все современные медийные каналы, как печатные, так и электронные. Интернет не является исключением. Освоение религиозными организациями пространства Интернета и расширение их информационно-коммуникационной деятельности происходит- в качественно новых условиях развития информационного общества.

Среди теоретиков, которые занимались проблемами становления общества нового типа (наиболее распространенное его определение «информационное общество», но также встречаются «постиндустриальное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна»), основатель кибернетики Норберт Винер, «канадский пророк» Маршалл Маклюэн, социологи Дэвид Бэлл, Элвин Тоффлер, Джон Нейсбит, европейские философы Юрген Хабермас, Никлас Луман, Жан Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Пьер Бурдье и многие другие. Все крупные мыслители второй половины XX века так или иначе касались в своих работах осмысления социальных трансформаций последних десятилетий. При разнице в теоретических подходах и целях исследований все они соглашались в одном: развитие средств массовой информации и коммуникации, усиление их роли в жизни человечества — важнейшая определяющая черта нового типа общественных отношений.

В работе «Теории информационного общества» английский ученый Фрэнк Уэбстер рассматривает несколько концепций информационного общества, базирующихся на различных критериях - технологическом, экономическом, на критерии, связанном со сферой занятости, на пространственном критерии. Одна из концепций информационного общества основана на так называемом «культурном» критерии. «Современная культура явно более информативна, чем любая предшествующая. Мы существуем в медианасыщенной среде — пишет Уэбстер. - Признание взрывного роста смыслов заставляет многих авторов говорить о том, что мы вошли в информационное общество» . Среди определений информационного общества, ни одно из которых не кажется Уэбстеру полным и удовлетворительным, он приводит в качестве наиболее убедительного следующее: «эта дефиниция предполагает, что в основе нашего поведения сегодня лежит теоретическое знание (информация)», т. е. человек в своих оценках и принятии решений опирается не на собственный эмпирический опыт, а во все большей степени на опыт «опосредованный», т. е. «медийный». Таким образом, находит свое подтверждение выражение классика теории информации Маршалла Маклюэна "Media is the message" (средство сообщения и есть сообщение) , носитель информации заменяет собой информацию, посредник (медиатор) становится важнее смысла, который он передает. Ту же идею несколько по иному формулирует Джон Перри Барлоу3: «информация - это подача, а не мяч, танец, а не танцор». Подходы к описанию того, чем является информация и в чем состоит феномен информационного общества, противоречивы и зачастую парадоксальны. Однако все ученые согласны в том, что природа человеческого общения, восприятия действительности меняется, и электронные средства массовой информации становятся основным производителем смыслов и образов.

Роль средств массовой информации в обществе и в жизни каждого конкретного человека возрастает. Особенно это становится заметно в связи с глобализационными процессами, которые благодаря разнообразным медийным каналам влияют на все сферы жизни: экономическую, политическую, культурную. В какой форме СМИ влияют на духовную сферу? И влияют ли различные проявления духовности на СМИ? Есть ли у современных медиа религиозные или псевдорелигиозные основания, учитывая коммуникативный потенциал религий? Как отличается религиозность членов информационного общества от религиозности человека индустриальной эпохи?

Возрастающую роль религии отмечают практически все теоретики информационного общества, вне зависимости от их личного вероисповедания и оценки этой роли.

Так, мировоззрение Герберта Маршалла Маклюэна во многом обусловлено его религиозностью. Его мать пела в хорах протестантских храмов, он, будучи студентом, изучал теологию, принял католичество, многие годы преподавал в католических университетах. Его понимание роли медиа в обществе сформировалось под влиянием христианской антропологии и католического богословия. В некоторых исследовательских работах, посвященных творчеству Маклюэна встречаются такие утверждения: «Редко упоминаемой является религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития»4. Маклюэн изучал работы религиоведов и теологов середины XX века (так, несколько страниц его книги «Понимание медиа: Внешние расширения человека» посвящены критике некоторых положений одного из наиболее авторитетных религиоведов Мирче Элиаде5) и интересовался перспективами различных религий в условиях информационного общества.

Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в России

В последние десятилетия XX века на территории Российской Федерации стремительно выросло количество религиозных организаций, общин, групп и сект. В религиоведении этот период принято называть «религиозным возрождением», которое коснулось не только религий, существовавших в Российской империи до 1917 года, но и так называемых «новых религиозных движений» (НРД). Некоторые из религиозных организаций активно действуют в информационном пространстве, другие не считают нужным вести работу в информационной сфере.

Объектом нашего исследования являются те религиозные организации, которые представлены в информационном пространстве страны и к которым в той или иной степени причисляет себя большая часть граждан РФ. Наш выбор основан на анализе социологических и статистических данных, позволяющих выделить список самых многочисленных религиозных организаций, деятельность которых в медийной сфере имеет смысл описывать и изучать как составляющую информационного пространства современной России.

Согласно статье 6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях, «Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций».

Согласно статье 8 данного Закона: «1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. 2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. 3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. 4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. 5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них».

Наиболее убедительную картину религиозной ситуации в России представляет реестр Министерства юстиции РФ, в котором содержатся численные сведения обо всех религиозных объединениях, прошедших государственную регистрацию. С содержанием реестра за 2004 год (последний опубликованный вариант) можно ознакомиться в Приложении I настоящей работы. Больше всего религиозных организаций приходится на долю православия (11525) и ислама (3527), а также — ряда протестантских деноминаций.

Религиозные организации отличаются друг от друга не только вероучением, обрядами и степенью распространенности на территории России, но также административным устроением, принципами взаимоотношений с государством и обществом, другими исторически обусловленными факторами. Эти различия отражаются и на особенностях информационной деятельности. Подробные характеристики основных религиозных организаций, действующих на территории РФ, даны автором в Приложении II к настоящей работе.

Современный этап информационной деятельности религиозных организаций в России начался в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда в СССР прекратились преследования по религиозным убеждениям, а также была провозглашена свобода слова.

В области обеспечения информационной деятельности, ведения скоординированной информационной политики перед руководством религиозных общин в России стоят задачи разного уровня. Информационное обеспечение десятков тысяч верующих несравнимо с информационным обеспечением десятков миллионов. При этом в случае с Русской Православной Церковью следует иметь в виду, что формирование единого информационного пространства Русской Православной Церкви — это экстерриториальная задача. Она не ограничивается только территорией России, но включает также и все постсоветское пространство, и западную Европу, и Америку. Особенно актуально эта задача стоит с мая 2007 года, когда совершилось объединение Московского Патриархата и Русской Православной Церкви За границей.

Также необходимо отметить, что принципы организации религиозных общин в православии и католицизме, с одной стороны, и протестантизме, исламе и иудаизме — с другой, имеют существенные отличия. В первых двух есть иерархия и, как следствие — централизованные религиозные структуры. В остальных иерархии нет или она гораздо менее жесткая, и единство обеспечивается исключительно за счет горизонтальных связей. Это влияет и на тип коммуникации внутри каждой из религий и конфессий, и на наличие или отсутствие скоординированной информационной деятельности, информационной политики.

В исламе, иудаизме, различных протестантских конфессиях и буддизме, в отличие от православия и католицизма, нет строгой непререкаемой официальной позиции по текущей религиозно-общественной и политической повестке дня. В толковании вопросов вероучения представители этих религиозных организаций тоже более свободны, чем представители традиционного институционального христианства. Таким образом, СМИ этих религиозных общин менее централизованы, они не составляют единую систему, их сложнее классифицировать и анализировать.

Обзор религиозных сайтов Российского Интернета

Первые сайты религиозного содержания появились в русском Интернете в 1996 г. Священник Андрей Милкин, программист по образованию, открыл сайт Нижегородской епархии. Однако эта инициатива не получила одобрения правящего архиерея - митрополита Николая (Кутепова) и сайт был вскоре закрыт. Тем временем, начали открываться первые «домашние странички» отдельных верующих. 18 февраля 1997 г. состоялось открытие официального сайта Русской Православной Церкви, созданного Отделом внешних церковных связей (www.russian-orthodox-church.org.ru). Его авторами были Александр Булеков (ныне - игумен Филарет) и Тимофей Золотусский (ныне -священник, настоятель прихода РПЦ в Рейкьявике). В обращении Патриарха Московского и всея Руси Алексия к посетителям сайта впервые говорится о важности освоения православными интернет-пространства. 4 сентября 1998 г. — информационное агентство «Метафразис» под руководством С. Чапнина проводит первую конференцию «Православные ресурсы Интернет сегодня и завтра», на которую собрались православные программисты и журналисты, пишущие для сети. К этому времени православный сегмент Рунета насчитывал около 150 сайтов. Осенью 1998 года была предпринята первая попытка систематизации православных ресурсов: на странице Виктора Сударикова «Койнония» (сегодняшний адрес -http://www.koinonia.orthodoxy.ru) собрана аннотированная коллекция ссылок на православные сайты. Треть от их числа составляли сетевые проекты, посвященные культуре, содержавшие информацию по церковному искусству и истории, библейские тексты, а также — различные справочные данные. Из ста сайтов, посвященных непосредственно Православию, около 15 — официальные сайты епархий и учреждений Русской Православной Церкви, 12 электронных версий печатных периодических изданий, 10 небольших православных библиотек, 20 страничек принадлежали различным учебным заведениям и общественным организациям, столько же приходских и монастырских страничек, около 30 сайтов были домашними страничками отдельных мирян или священников .

Первые сайты содержали в основном текстовую информацию. Пока что не было чёткой идеи, зачем и как делать web-страницу. Но существовали и иллюстрированные сайты, авторы которых творчески подходили к созданию web-страницы и старались использовать все возможности Сети, в том числе гипертекстовую структуру. Позже стали появляться и первые интерактивные рубрики типа «вопрос-ответ». В 1998 году начали действовать качественные профессиональные проекты такие, как, например, база данных «Русское Православие» (http://www.ortho-rus.ru) и портал «Православие в России» (http://www.or.ru). На сайте «Русское Православие» были помещены жития святых, архивы, биографии духовенства и много других сведений. На «Православии в России» ежедневно обновлялась колонка новостей, создаваемая на базе ленты ИТАР-ТАСС, публиковался церковный календарь, существовал раздел публицистки, рубрика, посвященная катехизации, словарь терминов. В том же 1998 году появился православный интернет-журнал «Соборность» (www.sobor.ru) - первое сетевое средство массовой информации, целиком посвященное православию. В то время работа православных сетевых проектов держалась исключительно на энтузиазме создателей, а главными проблемами были отсутствие налаженных связей друг с другом, нехватка времени, средств и отсутствие понимания со стороны священноначалия, не воспринимавшего пока Интернет как новый мощный информационный канал. Впрочем, в непрофессионализме можно было тогда упрекнуть весь русскоязычный сегмент Интернета. В декабре 1998 г. сервер «Православие в России» (www.or.ru) получил премию «Портфелио» за лучший интернет-дизайн. В 1999 году впервые в рамках ежегодных Рождественских образовательных чтений работает секция «Православие и развитие Интернета». Количество православно-ориентированных сайтов достигло 300, появляются первые каталоги и рассылки. Практически во всех рейтинговых поисковых системах (таких, как Рамблер) появился раздел «Религия», первые места в котором стабильно занимали православные сайты.

К этому же периоду относятся первые попытки анализа православными нового коммуникационного канала и выработки стратегий его использования, прежде всего — в миссионерских целях. Так, Виктор Судариков, один из тех, кто стоял у истоков православного Рунета, озаглавил свой доклад на исторической секции конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского Института 2 февраля 1999 года «Православная миссия в глобальной компьютерной сети Интернет: возможности, проблемы, перспективы». Он дал краткую характеристику интернета как нового миссионерского пространства с точки зрения православных:

«В настоящее время Интернет, как и вся страна наша, представляет собой миссионерскую территорию. Как и в нашем обществе, большинство людей в интернете — нецерковные, есть православные христиане, приверженцы различных традиций, есть активные атеисты, есть люди, интересующиеся и тянущиеся к вере, есть те, кто не верует только потому, что находится далеко от российских духовных центров и

Евангелие ему еще не проповедано, есть немало соблазненных различными сектантами и лжеименным разумом, есть и те, кто отошел от Церкви или перестал двигаться к ней из-за грехов самих православных. Миссия в компьютерной сети может осуществляться тремя способами — 1) через представление информации на web-странице, 2) через участие в открытых беседах - телеконференциях или интернет-форумах, наконец, 3) через личную переписку».

Далее Виктор Судариков анализирует характерные особенности и преимущества миссии через Интернет. К ним относятся: независимость от расстояний, что особенно важно для такой протяженной страны, как Россия; быстрота распространения информации; небольшие вложения денег и времени, если сравнивать с изданием газет или выпуском телепрограмм; творческая свобода и возможность взять паузу, чтобы скорректировать стратегию и обдумать ситуацию. Однако существует ряд трудностей, способных осложнить миссию в компьютерной Сети. Здесь необходимо упомянуть, во-первых, непредсказуемое соседство: на равных правах с православными сайтами и в непосредственной от них близости находятся оккультные, сектантские, порнографические и другие неприемлемые с христианской точки зрения ресурсы; во-вторых, отсутствие живого общения, в-третьих — специфика интернет-сообщества, значительную часть которого на тот период времени составляли программисты и которое имеет свой язык и свой понятийный аппарат. В заключение Судариков заявляет, что «существенной особенностью миссии в Интернете является то, что и один в поле — вполне воин, один активный человек может сделать очень много».

На первых конференциях и семинарах, посвященных православным интернет-ресурсам, широко обсуждался вопрос о том, не станет ли религиозный сектор Рунета в условиях продолжающейся секуляризации «последним гетто» для всех форм традиционной религиозности, изолированным от большинства коммерческих, политических и даже гуманитарных проектов? Не замкнутся ли православные пользователи внутри своего сообщества или будут осваивать интернет как пространство для активной проповеди? Со временем эти вопросы отошли в прошлое, т.к. стало ясно, что в Интернете сосуществуют разные формы информационной деятельности религиозных организаций, а проблемы, которые возникают в связи с использованием нового информационного канала значительно более сложные.

В 1999 году открылся один из самых посещаемых религиозных сайтов Рунета - «Форум диакона Андрея Кураєва «Человек и его вера»«. Тогда же появляется первая бесплатная служба хостинга для православных страниц «Россия Православная» (www.orthodoxy.ru), при которой создана баннерная сеть православных ресурсов. Свои презентационные сайты, наполненные самой разнообразной информацией, появились у многих монастырей, приходов, стали разнообразнее епархиальные страницы. В Москве продолжались регулярные встречи участников семинара «Православие и Интернет», в который переросла первая конференция 1998 года, объединившая web-мастеров и редакторов православных web-страниц. В июньском семинаре 1999 года приняли участие авторы сайтов и журналисты из Твери, Рязани, Нижнего Новгорода и США.

Развитие религиозного сегмента Рунета в перспективе медиаконвергенции

Конвергенция различных типов СМИ, переход к новым интерактивным медиа-системам - одно из доминирующих направлений развития Интернета. По мере совершенствования информационных технологий, мультимедийность, обеспечивающая конвергенцию, становится самой востребованной характеристикой интернет-ресурсов.

«Конвергенция (от лат. converge — приближаюсь, схожусь) — термин, принятый в естественных и общественно-политических науках для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов» " .

Конвергенции посвящены доклады ведущих медиа-менеджеров на Российском интернет-форуме, конференции «Интернет и бизнес», конференции «І-СМИ». Главное изменение связано с тем, что одну и ту же информацию конвергентные сайты представляют в виде текста, иллюстрации, видеоролика, графической реконструкции и т.д. и сопровождают мнениями экспертов и простых пользователей. Появление таких сайтов требует качественно иной работы их сотрудников, а также меняет восприятие информации и подходы к ее производству. Однако далеко не всем сайтам необходимо использовать все мультимедийные возможности. В основном используются элементы конвергенции интернет радио- и телевещание, вставки в текст так называемых «виджетов» - небольших видеороликов, использование контента, созданного с помощью мобильного телефона. Рассмотрим те элементы конвергенции, которые востребованы религиозными сайтами. Переход на цифровое телевещание влечет за собой взрывной рост количества телеканалов и дальнейшую «демассификацию»127 СМИ. Цифровое телевидение будет состоять преимущественно из нишевых каналов, к которым относится и религиозное вещание. На сегодняшний день нишевые религиозные каналы вещают через Интернет. То есть первый пример конвергенции — интергация телевидения в Сеть, появление онлайновых телеканалов.

Интернет-телевидение находится в стадии формирования, поэтому пока не сформулировано четкое определение этого понятия. Один из основных вопросов — есть ли различие между видеоконтентом и интернет-телевидением? Считать ли «телевидением» любые видеоматериалы, к которым можно получить доступ через Интернет, в том числе любительскую видеосъемку, нарезку кадров из записанных на цифровой носитель передач? Преимущественно интернет-телевидением называют две формы видеоконтента: онлайновое вещание — трансляцию эфира телеканала через Интернет и «телевидение по запросу» (TV on demand) — возможность посмотреть опубликованную в Интернете запись сюжета или передачи в любое время.

На сегодняшний день в российском сегменте Интернета функционируют три типа вещателей. Во-первых, это офлайновые каналы, предоставляющие доступ к своей продукции через Интернет. На сайтах многих федеральных, дециметровых и спутниковых каналов можно смотреть эфир или отдельные сюжеты, выход в Интернет позволяет им привлечь аудиторию которая не имеет возможности смотреть передачи канала традиционным способом. Во-вторых, интернет-телеканалы, вещающие только в Интернете (в российском Интернете существует один такой канал - Russia.ru). И в-третьих, сайты-коллекторы видеоконтента, которые предоставляют пользователям возможность смотреть передачи самых разных производителей, сгруппированные по определенному признаку (чаще всего — тематическому).

По прогнозам аналитиков, цифровое телевидение, в том числе и интернет-телевидение, будет состоять преимущественно из нишевых каналов: «телевидение будет уходить от принципа "свалки", когда "всего понемногу", к "нишевым" каналам. Эти каналы будут работать на меньшие аудитории, будут делать более качественные, более сложные программы» . Одна из активно развивающихся тематических ниш российского телевидения — религиозные передачи и каналы. Религиозное телевидение - тематический сегмент российского телевещания, который с нуля начал развиваться в середине 90-х годов, в основном в виде отдельных передач на региональных и кабельных каналах, сюжетов на федеральных и дециметровых каналах. Все российские специализированные религиозные каналы осуществляют вещание через спутник и Интернет.

Сегодня в России вещают три православных канала: церковно-общественный «Спас», ориентированный на широкую аудиторию, «Союз», рассчитанный на верующих, церковных зрителей, и канал для семейного просмотра «Радость моя». Все они имеют сайты в Интернете и осуществляют онлайновое вещание. Сервис «телевидение по запросу» предоставляет только «Радость моя».

Канал «Спас» (http://spastv.ru), вещает в Интернете через систему «Корбина». В программной сетке канала представлены программы собственного производства — две новостных передачи (ежедневная «Итоги дня» с комментарием мировых событий и еженедельная «Церковный вестник» с обзором церковной жизни), ежедневная аналитическая «Русский час», обзор периодики «Печатное слово», несколько передач, в которых священники отвечают на вопросы ведущих.

Канал «Союз» (http://tv-soyuz.ru) вещает на своем сайте через систему «RuTube», частично или полностью передачи «Союза» транслируют еще 15 небольших православных сайтов. Передачи этого канала отличает большее жанровое разнообразие: детские программы, беседы психологов и священников, «комментарии недели», «Скорая социальная помощь», лекции богословов и миссионеров. «Союз» также транслирует программы других православных телестудий, не имеющих своих каналов - Свято-Тихоновского гуманитарного университета, студии «Неофит» при Даниловом монастыре и других.

Канал «Радость моя» (http://www.radostmoya.ru) специализируется на детских передачах и программах для домашнего, семейного просмотра. В основном это просветительские (о путешествиях, о животных, о русском языке и т.д.) передачи и документальные фильмы.

Единственный в российском Интернете мусульманский телеканал «Исламский мир» (http://www.islamtv.ru/) транслирует эфир, в котором представлены в основном мультфильмы, художественные фильмы И записи концертов. Единственная передача, производимая каналом — «Чтение Корана на фоне природы».

Похожие диссертации на Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России