Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества Спиридонова, Лидия Валентиновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спиридонова, Лидия Валентиновна. Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Спиридонова Лидия Валентиновна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/436

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография 15

1. Средневековый этап 15

2. XVII век: эпоха болландистов 17

3. Первые биографии аввыДорофея 23

4. Казимир Уден и его продолжительное влияние на историографию аввы Дорофея 26

5. Симеон Вайе: юный исследователь 31

6. Пьер-Мари Бран - первый шаг к критическому изданию 33

7. Ириней Осэр и сочинение "De compositione monachi" 34

8. Амвросий Веселинович: Первая научная биография аввы Дорофея 37

9. Джон Вэйнен - второй шаг в подготовке критического издания 40

10. Первая научная биография аввы Дорофея в Западной Европе 41

11. Дервас Джеймс Читти: неоконченный труд 44

12. Люсьен Реньо и подготовка критического издания 45

13. Рецензия Пьера Каниве 50

14. Франсуа Нейт: Отождествление писем Дорофея 51

15. Томаш Шпидлик: учение Дорофея о послушании 54

16. Эрик Уилер: смелые предположения 56

17.ДженниферХевелон-Харпер 58

18. Николя Эженде: авва Дорофей и Бенедикт Нурсийский 59

19. Юдит Паули 59

20. Биттон-Ашкелони и Арье Кофский: израильская историография 62

21. Даниэл Хомберген: загадка Евагрия 63

Глава II. Источники 65

1.1. Корпус сочинений аввы Дорофея 65

1.2. «Следует знать...» или «О двух Дорофеях и двух Варсануфиях» 68

1.3. Послание к брату 70

1.4. Жизнь Досифея 72

1.5. Поучения 1.6. Группа писем 78

1.7. Вопросы аввы Дорофея к Варсануфию и Иоанну и их ответы 79

1.8. Изречения 79

1.9. Спорные и неизданные сочинения 80

1.10. Стиль поучений 81

1.11. Краткая биографическая записка 84

2. «Церковная история» Евагрия Схоластика 84

3. Житие Иоанна Милостивого 85

4. «Лавсаик» Иоанна Мосха 85

5. Житие Варсануфия 86

6. Анонимный рассказ о монахе из Аскалонской земли 89

7.1. «Переписка» Варсануфия и Иоанна как источник для биографии Дорофея

7.2. История публикации 91

7.3. Принципы отождествления писем Дорофея 96

7.4. Серия вопросоответов 252-336 102

7.5. Серия вопросоответов 247-251 ЮЗ

7.6. Серия вопросоответов 337-338 105

7.7. Серия вопросоответов 339-345 (339-343 и 344-345) 105

7.8. Серия вопросоответов 506-523 или 516-530?.. ц0

7.9. Серия вопросоответов 544-545 или 545-546? 111

7.10. Письма к привратнику 112

7.11. Вывод относительно отождествления писем Дорофея в «Переписке»

Варсануфия и Иоанна 116

7.12. Хронологическая последовательность писем 117

7.13. Происхождение текста XXI Поучения 120

7.14. Происхождение собрания писем Варсануфия и Иоанна 123

Глава III. Монастыри Газы: Современный этап изучения 126

1. Древний город Газа и христианство 126

2. Миссионерская деятельность монастырей в регионе Газы 132

3. Иммиграция из Скита 137

4. Монофизитство в регионе Газы 140

5. Газская монашеская школа времени аввы Дорофея 144

6. Был ли авва Дорофей тайным монофизитом? 148

7. Был ли авва Дорофей тайным евагрианином? 155

8. Сотрудничество риторической школы Газы с монахами 158

9. Современный этап изучения газского монашества 168

Глава IV. Жизнь аввы Дорофея 174

1. Место рождения 174

2. Семья 178

3. Учёба 178

4. Городская жизнь 182

5. Авва Зосима 182

6. Призвание Дорофея 185

7. Географическое положение монастыря Серида 186

8. Варсануфий и Иоанн 189

9. Юный монах 190

10. Странноприимец 204

11. Больница 209

12. Послушание выдавать и принимать вещи 215

13. Усталость от людей и желание безмолвия 216

14. Помощник настоятеля 219

15. Служение у аввы Иоанна 222

16. Духовник обители 225

17. Воспитание Досифея 227

18. Уход Дорофея из монастыря аввы Серида 238

19. Был ли Дорофей архимандритом? 251

Заключение 253

Приложения 260

Библиография 266

Симеон Вайе: юный исследователь

В этот же апрельский том Даниэл Папенбрук помести/1 статью о Варсануфии Великом37. В ней он отождествил авву Дорофея Газского с учеником того Варсануфия, о котором пишет Евагрий Схоластик (537-594) в IV главе своей «Церковной истории», где сообщает, что Варсануфий Великий «уже больше 50 лет, как скрылся от взора и ничего не вкушает от земных плодов. Предстоятель иерусалимской Церкви Евстохий не верил этому; но, как скоро велел он раскопать хижину, в которой заключился человек Божий, оттуда вырвался огонь и едва не попалил всех, там присутствовавших» (НЕ IV, 33). По отношению к свидетельству Евагрия Даниэл Папенбрук применил тот же метод, что и к меровингским дипломам. Так он посчитал, что упоминание Евагрием имени иерусалимского патриарха Евстохия, является ошибкой переписчика. Основания для этого Даниэл Папенбрук нашёл у Никифора Каллиста (1-1350), который, цитируя Евагрия, вместо имени патриарха Евстохия, бывшего иерусалимским патриархом в 552-564 гг., поставил имя патриарха Саллюстия, занимавшего иерусалимскую кафедру в 486-494 годы. Даниэл Папенбрук предположил, что Никифор Каллист более правильно передал аутентичный текст Евагрия Схоластика. Таким образом, у него получалось, что Варсануфий пребывал в полном молчании уже в конце V века.

В поддержку этой датировки автор избрал ещё один источник. Среди деяний II Константинопольского собора он нашёл «Письмо от клириков Апамеи», датируемое 518 годом. В нём сообщается о вооружённых набегах на монастырь Дорофея. Даниэл Папенбрук отождествил этот монастырь с тем, который по преданию основал авва Дорофей после смерти Иоанна Пророка и полного затвора Варсануфия Великого. По его рассуждению, в 518 году Дорофею было не меньше 40 лет. Отсюда он . должен был родиться не позже конца 70-х годов V столетия, что согласовалось с корректурой Никифора Каллиста.

В это же время этой темой заинтересовались и другие исследователи. Одним из них был Антуан Паги38 (Antoine или Antonios Pagi) (1624-1699), который, получив прекрасное образование у иезуитов, стал францисканцем, но при этом всё свободное время продолжил посвящать историческим занятиям. Целью его жизни стало дополнение и исправление множества ошибок «Церковной истории» кардинала Барония. Этот огромный труд полностью был издан только после смерти Антуана Паги его племянником. Антуан Паги не нашёл никаких упоминаний имени Дорофея ни в греческих Минеях, ни в старых латинских мартирологах, соответственно он не нашёл и его жития, а только житие его ученика, блаженного Досифея, о котором Жан Боллан уже успел написать в февральском томе «Acta Sanctorum». Из этой статьи Антуан Паги заимствовал примерную дату смерти Досифея, определяемую 530 годом. С другой стороны, Дорофей, по мнению Антуана Паги, цитировал «Лествицу» Иоанна Лествичника, который написал её около 580 года, поэтому учёный датировал сочинения аввы Дорофея 595 годом.

Таким образом, если следовать рассуждению Антуану Паги, то получается, что авва Дорофей, как и Иоанн Богослов, обладал редким творческим долголетием, потому что писал свои «Поучения», по меньшей мере, после своего девяностолетия.

Ошибочное суждение Даниэла Папенбрука было опровергнуто в июньском томе «Acta Sanctorum», в котором появилась статья о жизни аввы Дорофея39. Его автором был новый сотрудник «Acta Sanctorum»

Конрад Янинк (Conrad Janninck) или в латинизированном варианте Янинг (Janning) (1650-1723), который отнёс вышеупомянутый рассказ Евагрия Схоластика к 594 году или к 12 году царствования императора Маврикия. Конрад Янинк указал на сообщение Евагрия о том, что уже более 50 лет Варсануфий находится в полном затворе, в который, по расчёту этого исследователя, он ушёл около 540 года. Это соотносилось как с предстоянием на Иерусалимской кафедре Евстохия, так и с тем фактом, что Евагрий поместил Варсануфия в повествование о времени Юстиниана, что полностью исключило возможность правильности текста Никифора Каллиста. Далее он напомнил, что из небольшой вступительной заметки, которая предваряет многие рукописи, нам известно, что Дорофей основал свой собственный монастырь после ухода Варсануфия в полный затвор, то есть после 540 года. Конрад Янинк указывал, что, хотя в источниках ничего не говорится о местонахождении этой обители, однако, нельзя допустить, чтобы этот монастырь располагался близ Апамеи, расположенной в 225 километрах от Газы.

Таким образом, мнение Даниэла Папенбрука было опровергнуто, но, несмотря на ошибки в критике источников, он «заслуживает места в первом ряду среди основоположников критики в отношении историографии»40. Благодаря ему, впервые в историографии появилось понимание того, что более раннее известие может оказаться более неточным. Новые подходы Даниэла Папенбрука к работе с источникам привели к тому, что в 1695 году все тома «Acta sanctorum» были внесены в Индекс запрещённых книг (Index Librorum Prohibitorum), в том числе и июньский том.

«Следует знать...» или «О двух Дорофеях и двух Варсануфиях»

Письма Дорофея к Варсануфию и Иоанну были изучены в неизданной диссертации113 Франсуа Нейта (Franois Neyt)114, иеромонаха бенедиктинского аббатства св. Андрея в Зеверкеркене (Sint-Andriesabdij). Первая часть этой работы была посвящена выявлению писем Дорофея к старцам среди множества анонимных посланий в переписке Варсануфия и Иоанна.

Из «Поучений» мы знаем, что Дорофей постоянно писал к Варсануфию и Иоанну. Тем не менее, в дошедшем до нас собрании из 850 писем отсутствуют адресаты с именем Дорофей.

По изданию Ж.-П. Миня было известно так называемое Поучение XXI, которое присоединялось к некоторым рукописям с сочинениями аввы Дорофея и содержало его вопросы к старцам и их ответы. Симеон Вайе115 отождествил их с письмами из собрания, изданного Никодимом Святогорцем в Венеции в 1816 году116.

Франсуа Нейт расширил исследование Симеона Вайе. Изучение рукописной традиции Поучения XXI позволило ему определить 5 групп писем, которые могли бы принадлежать Дорофею: 252-336 (несколько рукописей присоединяют к этим письмам ещё одну группу: либо 247-251, либо 337-338), 339-343, 344-345, 506-523, 544-545. Подробный анализ этих писем дал следующие результаты. По его мнению, точно являются частью переписки старцев с Дорофеем письма: 252-336, 337-338. Относительно 247-251, 344-345, 544-545 Франсуа Нейт считал, что они были адресованы не Дорофею, но при этом он полностью не исключил такой возможности, оставив этот вопрос для более глубоких исследований. В отношении идентификации 339-343 он последовал традиции некоторых рукописей, которые отрицают их принадлежность Дорофею. Сам Франсуа Нейт также не обнаружил никаких указаний, позволяющих увидеть в юном монахе, которому принадлежат эти письма, молодого послушника Дорофея. Автор писем 506 по 523 не является автором 252-336, поэтому сомнительно, по мнению Франсуа Нейта, чтобы это был Дорофей.

Франсуа Нейт также предположил, что письма к Дорофею находятся и в других группах посланий, не упомянутых в XXI Поучении, и поэтому ему представлялось возможным на основе известных биографических сведений установить принадлежность ряда из них Дорофею. Например, можно заключить, что к нему были адресованы послания к привратнику (359-360), ведь юный Дорофей, по его мнению, исполнял это послушание.

Следующий том своей диссертации Франсуа Нейт посвятил воспитанию Дорофея Варсануфием и Иоанном. Это исследование он основал на переписке Дорофея со своими наставниками. В этой части работы Франсуа Нейт последовал идее Пьера Каниве, руководствовавшегося мыслью о том, что уточнение смысла каждого слова, который вкладывали в него авторы текстов; помогает и нам понять то, что хотели сказать эти люди117. Действуя сообразно с этой идеей, Франсуа Нейт решил самым подробным образом изучить особые термины, сформировавшиеся в монашеской среде, и способ употребления их в переписке для того, чтобы глубже понять учение, преподанное Дорофею. Он нашёл, что воспитание Дорофея строилось в основном на Св. Писании. В словах старцев, по его мнению, не было спекулятивных выражений неоплатоников или александрийцев. Таким образом, согласно его исследованию, Дорофей получил сугубо практическое монашеское духовное воспитание, не связанное с догматическим богословием.

Третий том его диссертации был целиком посвящён выявлению патристических цитат в переписке Дорофея со старцами. Франсуа Нейт показал особую важность в формировании мировоззрения Дорофея писаний аввы Исайи118, глубоко уходящих корнями в египетское монашество. Другим влиянием Египта в воспитании юного послушника, по мнению Франсуа Нейта, являлись апофтегмы. Причём, как отмечает исследователь, это было не книжное, а прямое влияние на всю монашескую среду, в которой воспитывался Дорофей119.

Это же касается и цитирования сочинений Евагрия, относительно чего Франсуа Нейт сделал такие выводы: Варсануфий старался ограниченно цитировать только практическую сторону произведений Евагрия; Иоанн Пророк был более лоялен и разрешал ученикам читать его писания, как полезные для души; Дорофея же отличает ещё более явная симпатия к писаниям Евагрия, в том числе и к догматическим главам. Исходя из этого наблюдения, Франсуа Нейт120 вслед за Пьером Каниве предположил, что причиной ухода Дорофея из киновии аввы Серида были его симпатии к Евагрию. Этим он объясняет и загадочное отсутствие имени адресата в посланиях старцев к Дорофею.

В дальнейшем Франсуа Нейт вернулся к теме Варсануфия и Иоанна121 и стал одним из издателей критического текста их переписки

Анонимный рассказ о монахе из Аскалонской земли

Евагрий в IV главе своей «Церковной истории», повествуя о времени царствования Юстиниана, упоминает о том, что Варсануфий Великий «уже более 50 лет как скрылся от взора и ничего не вкушает от земных плодов. Предстоятель иерусалимский Евстохий не верил этому; но, как скоро велел он раскопать хижину, в которой заключился человек Божий, оттуда вырвался огонь и едва не попалил всех, там присутствовавших» (Eyagr. НЕ IV, 33). Этот рассказ Евагрия относится к 594 году или к 12 году царствования императора Маврикия. Исходя из этого, мы можем заключить, что к 594 году Варсануфий находился в полном затворе 50 лет, в который, следовательно, он ушёл около 540 года, что соотносится с предстоянием на Иерусалимской кафедре патриарха Евстохия.

Уточнение даты смерти (или полного затвора) является главным ориентиром для установления жизни аввы Дорофея. Об этом мы подробнее рассказывали в историографии191.

Упоминание о монастыре аввы Серида встречается в «Житии Иоанна Милостивого». В 38-ой главе этого сочинения сообщается о монахе по имени Виталий, который оставил монастырь Серида и пошёл в Александрию, чтобы увидеть патриарха Иоанна (? 555-617/618 или 619/620). Поскольку пребывание Иоанна на патриаршем престоле оканчивается его смертью, это сообщение подтверждает существование монастыря аввы Серида до 618/620 г. и то, что его называли именем первого настоятеля (monasterium abbatis Seridonis) (V. S. Joan. Eleem. 1645, 74).

Вышеперечисленные источники были привлечены для написания биографии аввы Дорофея ещё болландистами в XVII в. Дополняя их, мы используем источники, введённые в оборот позднее:

Иоанн Мосх (середина VI века - 619 или 634 гг.) и Софроний, будущий патриарх Иерусалимский, вместе путешествовали по Палестине и собирали рассказы подвижников, которые они затем записали. В одном из этих рассказов упоминается монастырь аввы Дорофея: «Авва Савватий сказал: когда я был в лавре аввы Фирминия, пришёл к авве Зосиме Киликийцу один разбойник и просил старца: "Сотвори любовь ради Бога, ибо я совершил много убийств: постриги меня в монашество, чтобы я в остаток дней моих нашёл упокоение от злых дел моих!" Наставив его, старец постриг его и облек в святые одежды. Через несколько дней старец говорит ему: "Поверь мне, чадо, ты не можешь здесь оставаться! Потому что если наместник услышит о том, заключит тебя в узы; также и враги твои придут и убьют тебя. Но послушай меня, я отведу тебя в один монастырь далеко отсюда". Зосима отвёл его в монастырь аввы Дорофея вблизи Газы и Маюмы. Там оставался он девять лет, научаясь Псалтири и всей монашеской жизни, а затем возвратился он в лавру Фирминия обратно к старцу...» (Prat, spirit. 3033).

Аббат Ранее впервые отождествил этот монастырь с монастырём, основанным по преданию аввой Дорофеем, учеником Варсануфия и Иоанна. Девять лет, которые разбойник провёл у Дорофея, приходятся, по Симеону Вайе (Vailhe), на период между 540 и 552 годами, поскольку упомянутый авва Зосима в 552 году стал монахом и священником на Синае.

Географическое положение монастыря Серида

Варсануфий Великий сам ничего не писал, по крайней мере, по-гречески. Записывать его ответы начал авва Серид (QS 1). Впоследствии вопросы и ответы были собраны в одну книгу. Относительно времени и места появления этого сборника существуют две разные точки зрения.

Издатели критического текста «Переписки» Варсануфия и Иоанна, Франсуа Нейт и Паула Анжели-Ноа, считают, что в первые века после смерти двух старцев существовали лишь отдельные серии писем («"paquets" des lettres») и не существовало цельного собрания253. Постепенно некоторые переписчики захотели их объединить в один кодекс. Это произошло, по мнению Франсуа Нейта и Паулы Анжели-Ноа, до XIV столетия, так как до нас не дошли полные рукописи «Переписки» Варсануфия и Иоанна, датирующиеся более ранним временем.

Эта гипотеза не учитывает комментарии, сделанные, без сомнения, монахом монастыря аввы Серида, который являлся очевидцем событий. Например, в лемме к 125 вопросоответу рассказывается об одном брате, который засомневался в том, что Варсануфий присутствует в келии, куда ходит авва Серид с письмами от братьев, считая, что авва Серид выдумал всё это, чтобы под именем старца самому отвечать на письма. Тогда, чтобы вразумить этого брата, Варсануфий вышел из келии и умыл всем ноги. Составитель сборника пишет: «И я грешный удостоился сего омовения» (QS 125). В вопросоответе 784 речь идёт от лица служителя аввы Иоанна, которым и был Дорофей. В 599 Ь, где описывается кончина аввы Иоанна, составитель также говорит о себе в 1-м лице. Поскольку кроме аввы Серида и Дорофея к Иоанну никому входить не разрешалось, а авва Серид к тому времени скончался, то можно предположить, что этим рассказчиком является авва Дорофей. К тому же он сам занимался доставкой дощечек с вопросами авве Иоанну, которые поэтому с лёгкостью мог откомментировать. Обращает на себя внимание и тот факт, что письма любимого ученика старцев и начальника больницы являются анонимными. Также нам необходимо принять соображение о том, что людей, получивших соответствующее образование для издательской деятельности, было мало. К тому же в Палестине того времени среди населения более распространённым стал сирийский язык, и люди, владевшие правильным письменным греческим языком, были немногочисленны. В результате, мы можем с большой долей вероятности заключить, что составителем сборника писем Варсануфия и Иоанна являлся авва Дорофей.

Впервые эта идея была высказана митр. Филаретом (Гумилевским), который писал, что авва Дорофей «собрал частью письменные, частью устные наставления преподобных отцов Варсануфия и Иоанна»254. Это своё суждение он основал на сообщении греческой рукописи №198 (270/257) из Московской Синодальной библиотеки, которая содержит так называемое Поучение XXI, состоящее из ответов преподобных Варсануфия и Иоанна на вопросы аввы Дорофея. Митрополит Филарет высказал это гениальное предположение по ошибке, неверно поняв описание рукописи. Тем не менее, слова Филарета стали отправной точкой для Амвросия Веселиновича, впервые аргументированно доказавшего эту гипотезу в своей диссертации, которую он защитил в Афинах в 1941 году255. Позднее эта работа стала общепризнанной в греческой науке. Так, мы находим её в монументальной греческой патрологии Панагийотиса

Христу, где эта гипотеза приводится как установленный факт даже без прямой ссылки на источник

Наряду с этим диссертация А. Веселиновича осталась неизвестной западноевропейским исследователям, которые были вынуждены разрабатывать данную теорию независимо от его работы. Первым из них был Дервас Читти, который в своём труде, опубликованном в 1966 году, предположил, что именно авва Дорофей составил «Вопросы и Ответы»257. Дервас Читти не привёл доказательств своей теории. Это объясняется тем, что при написании книги он очень спешил и просто не успевал раскрывать многие свои предположения; более подробному изложению помешала его кончина в 1971 году. Тем не менее, Дервас Читти сумел дать пищу для размышления другим исследователям. Так, во введении Эрика Уилера к английскому переводу «Поучений» аввы Дорофея мы также встречаемся с мнением о том, что авва Дорофей являлся составителем «Переписки» Варсануфия и Иоанна

Похожие диссертации на Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества