Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. МОНАСТЫРИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ... 27
1. Размещение и классификация обителей 29
2. Организация управления монастырями 45
3. Монастыри как культурно-хозяйственные комплексы 67
4. Финансово-экономическое положение обителей 84
ГЛАВА II. МОНАШЕСТВО И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 94
1. Численность и состав монастырского населения 96
2. Религиозная деятельность черного духовенства 107
3. Участие монашества в деле народного образования 126
4. Монашеская благотворительность 138
5. Исправительная деятельность 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 170
- Размещение и классификация обителей
- Организация управления монастырями
- Численность и состав монастырского населения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Церковная история, в целом, и монастырская, в частности, всегда являлись, являются и будут являться важной составной частью истории любого государства и общества, имеющих религиозные традиции. Россия - страна, имеющая глубокие традиции в этих сферах. Именно поэтому исследования интереснейших процессов в истории Русской православной церкви имеют важное значение для изучения культурной, социально-экономической и политической жизни нашего государства в целом. Снятие идеологических запретов в новейшее время в России открывает широкий простор для объективных научных исследований в данном направлении; На современном этапе, когда происходит переоценка истории, и о православии стали судить как об основе русской культуры, необходимой стороне в ее возрождении, история различных церковных институтов вызывает особый интерес. Не являются исключением и православные монастыри, которые в настоящее время активно восстанавливаются и начинают играть заметную роль в жизни общества. Для их материального и, еще в большей степени, духовного возрождения, необходимо тщательное изучение истории православных обителей. Познание исторического опыта монастырей в российском государстве на различных этапах его развития позволит современному обществу использовать богатые традиции православных обителей, накопленные в течение многих веков.
Особенно актуальным для настоящего времени является исследование истории монастырей и монашества во второй половине XIX,— начале XX века. Дело в том, что именно в этот период перед обителями, как религиозными учреждениями традиционного общества, встали многочисленные проблемы их существования в новых политических, социально-экономических и культурных условиях пореформенной России. К сожалению, монашество так и не смогло решить большинство из возникших перед ним вопросов. Несмотря на внешние успехи (увеличение количества обителей и численности их насельников, рост
их материального благосостояния) монашество большинства российских обителей этого времени находилось в глубоком духовном кризисе. Многие стороны жизни монастырей не соответствовали требованиям, предъявлявшимся им со стороны нового пореформенного российского общества.
Именно кризис привел к созыву в июле 1909 года Первого Всероссийского съезда монашествующих Русской православной церкви, где были обсуждены меры по духовному возрождению обителей. Но через несколько лет после этого в огне революции, гражданской войны, в ходе последующих событий были разрушены почти все монастыри, частью погибло, частью рассеялось монашество, так и не решив своих проблем.
В настоящее время, когда идет активное возрождение монастырей Русской православной церкви, перед ними опять встают не только новые, но и те же нерешенные вопросы, что и во второй половине XIX - начале XX века.
Изучение положительного опыта разрешения данных проблем отдельными обителями, находившимися в данный период в состоянии не только материального, но, прежде всего, духовного расцвета позволит современным монастырям избежать ошибок большинства своих предшественников. Оптина, Са-ровская, Глинская пустыни и некоторые другие монастыри являлись в пореформенный период общероссийскими духовными центрами, находившимися на высоте во всех отношениях. Но таких обителей было меньшинство. Кстати сказать, изучение отрицательного опыта большинства монастырей, бывших в то время в духовном кризисе, имеет не менее существенное значение для современного монашества.
Объектом исследования данной работы является история развития монастырей и ї монашества Русской православной церкви. Монастырские религиозные учреждения представляют собой уникальное явление в российской истории. Монашество — это социокультурная общность с ее характерными образом жизни, формами деятельности, культурной ориентацией и ролью в истории церкви, государства и общества.
Предмет исследования - размещение, классификация, управление, культура, хозяйство монастырей, а так же численность, состав и основные направления деятельности монашества Курской епархии во второй половине XIX столетия.
Хронологические рамки данной работы включают период с 1861 по 1900 гг. Это был переходный период в истории России, когда наряду с новыми учреждениями и порядками, созданными в ходе модернизационных либеральных реформ 1860-1870-х гг., продолжали по прежнему существовать разнообразные традиционные общественные институты. К их числу относились православные монастыри. Пореформенная действительность оказывала значительное влияние на обители. Это был тяжелый для них период. С одной стороны, монастыри не успевали, а часто просто не хотели идти «в ногу со временем». А с другой, обители в новых экономических, культурных и общественных условиях уже не могли во всем придерживаться традиционных основ своей жизни. Это несоответствие желаний русского монашества и реальной действительности привело его к глубокому духовному кризису, который нарастал на протяжении всей второй половины XIX века. С другой стороны, складывавшиеся в стране капиталистические отношения, способствовали экономическому прогрессу православных монастырей.
Географические границы диссертации охватывают территорию Курской епархии, которая во второй половине XIX века полностью совпадала с административными границами Курской губернии. Курская епархия в данный период представляла собой отдельную церковно-административную единицу во главе с одним епископом, в непосредственном подчинении у которого находились все местные монастыри. Обители Курской епархии имели особенности, обусловленные как физико- и экономико-географическим положением Курской губернии, так и культурно-историческими условиями ее предшествующего развития.
Историография проблемы исследования. Историографию вопроса
можно разделить, с некоторой долей условности, на три периода. Первый из них, дореволюционный (до 1917 г.),. характеризовался значительным преобладанием работ, в которых православным монастырям давалась исключительно позитивная оценка, а многие отрицательные стороны их жизни замалчивались вообще. Это было, во-первых, связано с тем, что православие, а соответственно и все его институты, являлись важнейшей идеологической опорой государственной власти. Именно поэтому, царское правительство при помощи строгой цензурной политики всячески препятствовало публикации работ авторов, критически относившихся к Русской православной церкви в целом и к ее монастырям в частности. Во-вторых, большая часть исследовательских работ этого периода, посвященных истории православных обителей во второй половине XIX века, написана церковными авторами (монахами, а так же представителями белого духовенства), которые сознательно, не только по религиозным, но иногда и корыстным соображениям, умалчивали о негативных фактах в жизни монастырей.
Дореволюционный период характеризовался так же доминированием эмпирических работ, целью которых была актуализация и введение в научный оборот фактического материала по истории монастырей и монашества. Вот почему они представляют для нас не столько историографический, сколько источниковедческий интерес.-Некоторые вопросы (сословный и образовательный состав монашества, финансово-экономическая и исправительная? деятельность обителей) в данных исследованиях не затрагивались вообще.
После манифеста 17 октября 1905 года либеральная и, в особенности, левая печать начали в открытую активно критиковать современный строй мона-стырской жизни. Однако уместно заметить, что большинство публикаций авторов этих направлений в то время \ носили чисто пропагандистский характер и зачастую не основывались на псточниковои базе. Поэтому они не представляют для нас особого историографического интереса. Дело в том, что доступ к источникам, объективно освещавшим жизнь монастырей в дореволюционный пе
риод, за редким исключением имели только отдельные лояльные по отношению к Русской православной церкви исследователи.
Только накануне, в ходе проведения и после Первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 года появился ряд работ церковных авторов, в которых давалась более или менее объективная оценка не только положительным, но и отрицательным сторонам монастырской действительности. К сожалению, эти публикации носили общий характер и лишь в редких случаях в них приводились примеры из жизни конкретных обителей.
Все исследовательские работы дореволюционного периода, по интересующей нас проблематике, можно разделить на несколько больших групп. К первой группе относятся общероссийские труды, имеющие характер справочной литературы, в которых в краткой форме описываются все монастыри Русской православной церкви. Из них для нас наибольший интерес представляет работа В.В. Зверинского «Материал для: историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской империи», а также издание «Православные русские обители», вышедшее в виде бесплатного приложения к журналу «Русский паломник»1.
В первой публикации автором приводится краткая справочная информация о полных и правильных названиях обителей, их местоположении, классификации (по полу и штату), времени основания, о самых важных событиях в их истории, о главных святынях монастырей (иконах и мощах святых) и образовательных учреждениях при них. В работе Л.И. Денисова более подробно излагается вышеперечисленная информация, а также приводятся сведения об уставах, храмах, скитах, крестных ходах, земельных владениях, штатных суммах, настоятелях, количестве насельников и благотворительных учреждениях обите
лей, В справочнике «Православные русские обители» даются практически те же самые сведения, что и в книге Л.И.Денисова, только в более сокращенном варианте.
Что касается обителей Курской епархии, то они все описываются в выше перечисленных изданиях, но с разной степенью полноты. Наиболее обстоятельно изложены сведения о самых известных в епархии Софрониевой и Глинской пустынях. О некоторых обителях информация вообще крайне скудна (Обоянский, Путивльский, Рыльский и Белгородский мужские, а также Курский и Белгородский женские монастыри). Уместно отметить, что в данных работах имеется значительное количество фактических ошибок, обусловленных тем, что их авторы практически не использовали при составлении своих справочников первичных источников, а опирались либо на вторичные источники, либо на ранее вышедшие работы. Что касается научного анализа приводимых здесь фактов, то он отсутствует вообще.
Ко второй группе дореволюционных работ по монастырям и монашеству относятся общероссийские труды, авторы которых занимались изучением отдельных сторон монастырской жизни. К сожалению, таких работ мало.
В 1876 г. вышла работа Д.И. Ростиславова «Опыт исследования об иму-ществах и доходах наших монастырей»2. Пожалуй, она стала практически единственным объективным дореволюционным исследованием, опиравшимся на достоверную источниковую базу и характеризовавшим как положительные, так и отрицательные стороны экономической жизни обителей этого времени. Автор подробно анализирует приводимый им фактический материал по различным статьям доходов обителей 20 епархий Российской империи. Но, к сожалению, в этой монографии не исследуется экономическая деятельность монастырей Курской епархии. Это было связано с тем, что местное епархиальное начальство не предоставило Д.И. Ростиславову интересующие его фактические
сведения.
В 1877 г, был опубликован фундаментальный труд П.М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви»3. Автор составил эти «Списки» на основе работы с многочисленными документальными источниками в центральных архивах России. В его книге приводится перечень настоятелей всех курских монастырей до 1869 г. включительно. Но во всех этих данных имеется масса фактических ошибок, обусловленная тем, что П.М. Строев умер в 1876 г., так и не закончив до конца своей работы, а его труд был опубликован в том виде, в каком остался после смерти ученого.
Истории: женского монашества XVTII-XX веков посвящена книга игуменьи Таисии4. П.И. Чудецкий провел исследование о числе православных монастырей, закрытых в XVIII-XIX веках5. Однако в этих трудах практически отсутствуют сведения по истории обителей Курской епархии во второй половине XIX в.
К третьей группе относятся работы, имеющие характер общих историко-философских исследований, посвященных изучению роли монастырей в жизни Российского государства и общества второй половины XIX в.
Первый всплеск подобного рода исследований пришелся на 1860-1870-е гг..и был связан с проведением либеральных реформ. К этому времени принадлежат работы архимандритов Пимена (Благово), Иосифа (Баженова), Игнатия (Малышева)6. Все эти авторы активно защищают обители и приводят доказательства того, что монастыри нужны современной России в том виде, в каком существовали и раньше, даже, несмотря на то, что страна встала на путь индустриального развития. Либеральная печать, наоборот, активно критиковала
обители и поднимала вопрос об их реформировании и даже о закрытии,
В 1880-1905 гг. при обер-прокуроре К.П. Победоносцеве цензура активно препятствовала подобной критике. И только после манифеста 17 октября 1905 г. на повестку дня опять встал вопрос о значении монастырей для современной России. В связи с усилением нападок на обители со стороны либеральной и особенно левой печати и необходимостью усиления православной церкви, церковные авторы начинают в своих работах более трезво относиться к современной монастырской действительности и поднимают вопрос о давно назревшей-реформе монастырей. Это,.прежде всего, работы Н.Д. Кузнецова и Л.Г. Карча-гина7.
Во время и после проведения Первого Всероссийского съезда монашествующих 1909 г. обсуждение проблем обителей, накопившихся в течении второй половины XIX и начала XX века, становится еще более активным. В это время публикуются работы С.А. Нилуса, Н. Воскресенского, Е.Н. Погожева, С. Fop о
ского, В.П. Быкова, И.С. Абрамова, монахини Тихоны (Цепниной) и др.
Отличительной чертой всех этих работ является то, что они носят обобщающий характер и практически на рассматривают проблем обителей в конкретных епархиях.
В четвертую группу входят региональные комплексные исследования по истории отдельных монастырей Курской епархии. Во многих из этих работ собран богатый фактический архивный документальный материал, но ни в одной из них нет объективного научного анализа источников второй половины XIX в. Во всех этих трудах история обителей рассматривается с самого момента их
основания и до времени.опубликования данной работы; отдельных же специальных исследований жизни курских монастырей именно в пореформенный период в краеведческой дореволюционной историографии нет.
Прежде всего, следует отметить труды настоятеля Рыльского Николаевского монастыря Курской епархии архимандрита Анатолия (Ключарева), опубликованные в «Курских епархиальных ведомостях» в рубрике «Материалы для истории Курской епархии»9. В 60-80-е гг. XIX в. он провел тщательное исследование первичной архивной документации Белгородского, Обоянского, Рыль-ского, Глинского мужских, а также Белгородского женского монастырей и посвятил этим обителям обстоятельные публикации, в которых немалое внимание уделено их истории во второй половине XIX в.
Архимандрит Леонид (Кавелин) составил в 1860-1870-е гг. «Исторические описания» двух известных курских монастырей - Коренной мужской и Борисовской Тихвинской женской пустыней10.
Истории Путивльского мужского монастыря посвящена работа архимандрита Павла (Преображенского), вышедшая в 1877 г.11 В 1880 г. было опубликовано «описание» Софрониевой, а в 1891 г. Глинской пустыней12. В 1890-е гг. в «Курских епархиальных ведомостях» печатаются материалы И. Терлецкого и
И. Андриевского о Белогорской пустыни , а также выходит книга Ф. Четырки-на «Курская святыня», в которой описываются Курский Знаменский монастырь и Коренная пустынь14,
В начале XX века комплексному изучению отдельных монастырей Курской епархии посвятили работы игуменья Емилия, иеросхимонах Максим, И.Ф. Каплинский, С.Д. Шереметев, НЛ. Сенаторский и др.15
Исследования перечисленных только что авторов охватывают целый комплекс вопросов, связанных с историей монастырей Курской епархии за весь период их существования. В них рассматривается история их возникновения; местоположение; история культовых, жилых и хозяйственных строений; рассказывается о настоятелях обителей; кратко описываются их земельные владения; характеризуются святыни и различные предметы, хранящиеся в ризнице; дается описание скитов при монастырях. Но, к сожалению, многие важные вопросы (сословный и образовательный состав монашества, финансово-экономическая и исправительная деятельность монастырей) не затрагиваются вообще, а другие (численность монашества, его благотворительная и образовательная деятельность) рассматриваются очень кратко.
К пятой группе дореволюционных исследований относятся работы, посвященные описанию отдельных сторон жизни монастырей Курской епархии в пореформенный период.
Изучением старчества в Глинской пустыни занимался иеромонах (впоследствии игумен) Курского Знаменского монастыря Иассон (Чумаченко),
опубликовавший ряд работ о подвижниках этой пустыни . В 1884 г. Н.И. Троицкий провел исследование и составил описание памятников старины Курского Знаменского мужского монастыря . Работа в этом направлении была продолжена Н.И. Златоверховниковым, но уже в масштабах всей губернии18.
Историография советского периода (1917 - конец 1980-х гг.) по изучаемой проблеме не отличается обилием публикаций. Это связано с тем, что в данный период в нашей стране безраздельно господствовало атеистически-материалистическая идеология. Практически все монастыри в это время были закрыты.
Советская власть не приветствовала проведение объективных исследований по истории Русской православной церкви. Те работы, которые публиковались, носили в большинстве своем пропагандистский антицерковный характер. Оценка монастырей и их деятельности во всех этих трудах была чисто негативной.
Наибольший интерес для нас представляет работа В.Ф. Зыбковца «Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.)» и статья Я.Е. Водарского «Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность» в книге «Русское православие: вехи истории»19. Эти исследования имеют научный характер, так как опираются на относительно значительную массу источников и дореволюционную историографию.
Работы Г.Г. Прошина, С. Билинца, Н. Буркина и многих других авторов
имеют явный обличительный уклон, а также содержат множество фактических неточностей20.
Из диссертационных работ, посвященных истории православных обителей в пореформенное время, которых в советский период было очень мало, для нас определенный интерес представляют работы Г.Г. Фруменкова, К.И. Сымбо-тянца и В.В. Пашкова21. Краеведческие исследования по истории монастырей Курской епархии в советской историографии практически отсутствуют. Пожалуй, можно назвать только работу Г. Лунева и П. Просужих, посвященную крестному ходу с Курской Коренной иконой «Знамение»22. Ее авторы пытаются доказать вред этого хода для населения Курской губернии и вообще не отмечают его положительных сторон. В местной периодической печати также иногда выходили статьи, посвященные курским обителям, но все они были весьма краткими и носили антицерковный агитационный характер23.
Правда, в 1970 г. архимандрит Иоанн (Маслов) составил «Глинский Патерик», в котором объективно без всякой идеологической подоплеки рассказал о подвижниках Глинской пустыни24. Но этот труд, к сожалению, остался в то время не изданным и хранился в машинописном виде в библиотеке Московской Духовной Академии.
В 1952 г. за рубежом, в Германии, было опубликовано фундаментальное
исследование И.К. Смолича «Русское монашество, 980-1917. Жизнь и учение старцев», изданная в России только в 1997 г.25 Хотя автор в своей книге уделил второй половине XIX в. не такое пристальное внимание, как, например, XV-XVII векам, тем не менее, он попытался выявить основные тенденции в развитии монастырей и главные проблемы, стоявшие перед ними в пореформенное время.
Современный период российской историографии (1990-2003 гг.) характеризуется отсутствием различных идеологических запретов и цензурных ограничений в отношении объективных научных исследований по истории Русской православной церкви. Это привело к значительному увеличению количества и качества новых работ, посвященных истории православных монастырей, как в общероссийском, так и в региональном масштабе. К тому же, в настоящее время многие дореволюционные книги переиздаются заново. Самое главное, что сейчас происходит активное возрождение обителей, нуждающихся в правдивых исследованиях своей истории.
В 1999 г. вышла монография П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века»26. Это комплексное исследование является на сегодняшний день единственной научной работой, специально посвященной истории православных обителей XIX - начала XX вв. Автор анализирует огромный массив архивных и печатных источников, а также широко использует работы своих предшественников. П.Н. Зырянов делает глубокие объективные выводы о месте и роли монастырей в русской жизни того времени. Он исследует большой спектр вопросов, связанных с монастырями (юридическое положение; внутренний строй; хозяйство; специализацию; религиозную, идеологическую, благотворительную, просветительную и исправительную деятельность; культуру; численность и состав монашества; старчество и многие другие аспекты жизни обителей). Но, к сожалению, сведений по истории курских обителей в
данной монографии совсем немного. Автор исследует, в основном, наиболее известные монастыри Русской православной церкви В последнее время появился ряд научных работ по истории обителей различных епархий Русской православной церкви. Пореформенный период рассматривается в диссертациях Т.Ю. Самсоновой, В.Г. Тура, Е.В. Дроботушенко,. Т.В. Кокоревой, А.В. Рощектаева, В.А. Овчинникова27.
Кроме этого, сейчас выходит весьма значительное количество справочной литературы энциклопедического характера, в которой излагается информация об истории возрождающихся в настоящее время монастырей28.
В курской региональной историографии возрождение интереса к истории местных обителей сначала проявилось на страницах газет. В начале 1990-х гг. появились статьи Ю.А. Бугрова, В.В. Кулагина, Л. Штукиной, А. Раздорского, А. Чеснокова, касающиеся истории отдельных курских монастырей29.
В 1993 г. в первом издании книги «Курский край: История и современность» была опубликована статья А.А. Плотникова «Монастыри. Крестный ход
в Курской губернии»30. А уже в 1994 г. вышла отдельная фундаментальная монография схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках» . Значительное внимание ее автор уделяет второй половине XIX века. Он проводит глубокий анализ большого количества источников и работ, посвященных данной пустыни.
Весомый вклад в изучение культуры монастырей Курского края внесла Т.Н. Арцыбашева. В 1997 г. она защитила диссертацию на тему «Монастырь на стыке культур (на примере монастырей Курского края Московской Руси 17 ве-ка)» . Кроме этого, ею опубликован ряд монографий, а также статей в научных сборниках . Работы Т.Н. Арцыбашевой представляют собой комплексное искусствоведческое исследование монастырской культуры Курского края. Изучение многих других вопросов, связанных с историей обителей (их управления; хозяйства; финансово-экономического положения; численности и состава монашества; его религиозной, благотворительной, просветительной и исправительной деятельности) не входило в круг задач исследований Т.Н. Арцыбашевой.
Очень важным событием в развитии курской региональной историографии по исследуемой теме стала публикация в 1998 г. сборника статей «Из истории монастырей и храмов Курского края» под редакцией А.Ю. Друговскои. В него вошли как материалы уже названных нами выше авторов (Т.Н. Арцыбаше
вой, В.В. Кулагина и А.А. Плотникова), так и других исследователей . Особый интерес для нас представляет статья А.Ю. Друговской и Л.С. Гатиловой, посвященная благотворительной деятельности курских монастырей во второй половине XIX - начале XX века35. Авторы данной статьи приводят очень интересные факты, касающиеся различных направлений благотворительности местных обителей. С историей монастырей в пореформенный период также соприкасаются статьи В.Б. Степанова, О.В. Киселевой и А.Н. Курцева36.
Публикация данного сборника, а также выход монографии Т.Н: Арцыба-шевой «Курский край и монастырская культура» дали толчок новым исследованиям по истории монастырей Курской епархии.
В 1999 г. была опубликована книга Н.Н. Чалых о Рыльском Николаевском мужском монастыре, переизданная в 2001 г. в более расширенном вариан-те . В 2000 г. вышла брошюра A.F. Шпилева о Курском Знаменском мужском монастыре и. П. Субботина о Борисовской Тихвинской женской пустыни, а в 2001 г. книга В. Реутова о Курской Коренной иконе «Знамения» Божией Мате В том же 2001 г. была издана работа В Л. Юрковецкого «Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений», а также первый том научно-популярной серии «Курский край: антология социальной работы», посвященный деятельно
сти православной церкви на Курской земле . Кроме этого в том же году была защищена диссертация Л.С. Гатиловой, в которой освещаются вопросы благотворительности курских монастырей в конце XIX -начале XX в.40
В 2002-2003 гг. в научно-историческом журнале «Курский край» был опубликован ряд статей молодых исследователей о духовно-просветительной, образовательной и благотворительной деятельности обителей Курской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Это работы Л.С. Гатиловой, В.Д. Черных, Л.А. Шуклиной и Е.Н. Переверзевой41.
Однако комплексного исследования о курских монастырях второй половины XIX века еще не проведено. Нуждаются в глубоком изучении многие сферы жизни обителей Курской епархии данного периода.
Целью данной работы является всестороннее изучение истории монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX века с решением следующих конкретных задач:
- проанализировать территориальное размещение обителей в Курской губернии;
- провести классификацию данных учреждений по половому составу, штатам, уставам и времени основания;
- раскрыть составные части сложной многоступенчатой системы управления монастырями Курской епархии;
рассмотреть отдельные компоненты культурно-хозяйственных ком
плексов обителей;
- осветить финансово-экономическое положение монастырей;
- охарактеризовать численность и состав курского монашества;
- проанализировать основные направления деятельности черного духовенства (религиозное, образовательное, благотворительное и исправительное).
Источниковая база диссертации. Для решения указанных задач использовался широкий круг архивных и опубликованных источников.
Основная информация была почерпнута нами в фондах Государственного архива Курской области. В первую очередь здесь были изучены три специальных профильных фонда.
Наибольшей ценностью и разнообразием обладает информация, содержащаяся в фонде Курской духовной консистории (ф. 20). Особый интерес представляют такие документы, как «ведомости описания» монастырей Курской епархии. В них содержатся многочисленные сведения об этих религиозных учреждениях: время основания; их культовые, жилые и хозяйственные постройки; численность братин и имя настоятеля; состав и площадь земельных угодий; наличие мельниц и прудов; сумма капиталов, хранящихся в кредитных учреждениях; доходы обителей от различных экономических статей; количество книг в их библиотеках и др. К сожалению, эти «ведомости» сохранились лишь по некоторым монастырям, и только за отдельные годы.
Большой информативностью обладают также «сводные послужные списки» о настоятелях (наместниках), монашествующих и послушниках обителей. В них помещались данные о монашеских и светских именах, возрасте, сословном происхождении, образовании, должностях, наградах, наказаниях насельников монастырей, а так же о прохождении ими основных ступеней своего служения в обители. Наиболее хорошо сохранились «списки» настоятелей и наместников. Информация о других жителях значительно скуднее и имеется лишь за отдельные годы.
Для исследования финансово-экономического положения монастырей
ключевое значение имело изучение их «приходо-расходных ведомостей», содержащих сведения об источниках доходов, а также основных статьях расходов обителей. Однако данные документы за вторую половину XIX в. практически не сохранились, поэтому нам пришлось использовать материалы ревизии 1902-1903 гг.
Из других документов определенный интерес представляют дела о подготовке и проведении крестных ходов с Курской Коренной иконой «Знамения» Богоматери; ведомости: о больницах, богадельнях и учебных заведениях при монастырях; дела о проведении обрядов пострижения в монашеский и рукоположения в священнослужительские саны; представления настоятелей о награждении монахов и некоторые другие.
Фонд Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии (ф. 187) является единственным фондом, в котором сохранился сравнительно полный комплекс документов по истории конкретного монастыря во второй половине XIX в. Здесь имеются следующие разновидности документации: указы консистории; исповедные, перечневые, приходо-расходные и епитимийные ведомости; журналы регистрации входящих и исходящих документов; описи имущества; дела о посвящении послушников в монашеский, а монахов в священнослужительские саны; финансовые отчеты хуторов и мельниц; метрические книги регистрации лиц, похороненных на территории обители; книги счетов пустыни и др.
В фонде Курского Знаменского Богородицкого монастыря (ф. 186) сохранилось всего лишь одно дело данной обители за весь пореформенный: период. Правда, это довольно важная ведомость описания монастыря вместе со сводным послужным списком его монашествующих и послушников за 1891 год.
Что касается фондов остальных обителей Курской епархии, то они не сохранились вообще.
Кроме трех профильных была изучена также документация из 9 других фондов Курского областного архива. Прежде всего, это фонд Канцелярии гу
бернатора (ф. 1). Особый интерес для нас здесь представляют сведения о моральных качествах и политической благонадежности лиц, ходатайствующих об увольнении в монашество; дела о проведении Коренной ярмарки и крестного хода; а так же сведения об обложении земским сбором монастырских мельниц.
Информацию об увольнении лиц разных сословий в монашество, а также об их исключении из числа насельников обителей содержит фонд Курской казенной палаты (ф. 184).
Сведения статистического характера о количестве и местоположении обителей, численности их жителей, названиях храмов и их приделов, часовнях, крестных ходах, больницах, школах, земельных владений монастырей представлены в фонде Курского губернского статистического комитета (ф. 4).
В фонде Межевых землеустроительных учреждений Курской губернии (ф. 621) нами были изучены планы земельных участков, принадлежавших, местным обителям,
В фондах Курской палаты государственных имуществ (ф. 153) и Управления государственных имуществ в Курской губернии (ф. 154) особый интерес представляют дела «о переводе в монашество» государственных крестьян, а также «о наделении» обителей земельными и другими угодьями.
Сведения о лесных владениях обителей кроме этого отложились в фонде Лесничеств Курской губернии (ф; 311).
Данные о строительстве и ремонте монастырских зданий, а также карты и планы обителей Курской епархии находятся в фондах Курского губернского архитектора (ф. 325) и Курской губернской строительной и дорожной комиссии? (ф. 58).
Большой информативной ценностью обладает документация из специального профильного фонда Канцелярии Синода (ф. 796) Российского государственного исторического архива. Нами были изучены все 35 сохранившихся архиерейских «Отчетов о состоянии Курской епархии» за период с 1861 по 1900 год. В архиве отсутствуют всего 5 «Отчетов» (за 1865, 1866, 1867, 1883 и
1891 гг.). Эти источники позволяют проследить в хронологической последовательности развитие монастырей Курской епархии в исследуемый период. В «Отчетах» епископов помещалась информация об административной деятельности архиереев по отношению к обителям; участии отдельных представителей монашества в работе органов управления епархии (духовной консистории и духовных правлений); количестве и классификации монастырей; открытии новых обителей; о благочинных над ними; о больницах, богадельнях и учебных заведениях при данных религиозных учреждениях; об их благотворительной деятельности в военные и неурожайные годы; о численности монашествующих и послушников; сведения об арестантах и епитимийцах, а также некоторые другие интересные данные.
Вторую группу источников, использовавшихся в процессе исследования проблемы составляют всевозможные опубликованные материалы. Прежде всего, это законы и другие нормативные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов Российской империи и специальных профильных сборниках. Из последних, в первую очередь, огромный интерес для нас представляет «Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях», составленное И.Л. Чижевским и изданное в Харькове в 1898 г. Во-вторых, это «Сборник законов о монашествующем духовенстве» А.И. Проволовича, издававшийся в 1897 и 1902 гг. Большое значение для нас имеют такие специфические источники, как монастырские «Уставы» и «Правила».
Особую группу печатных источников составляют материалы официальной статистики. Из статистических материалов центральных учреждений наибольший интерес для нас представляют следующие издания: «Монастыри в Российской империи. Статистический временник Российской империи» (1887 г.), «Список настоятельниц женских монастырей и общин» (1889 г.), «Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах за 1901 г.», а также «Землевладение церквей и монастырей Российской империи» (1900 г.). Из местных
изданий нами были использованы «Памятные книжки Курской губернии», «Труды Курского губернского статистического комитета», «Обзоры Курской губернии» и некоторые другие работы, содержащие статистическую информацию о монастырях и монашестве Курской епархии.
Весьма интересные сведения содержатся в местной и центральной периодической печати. В первую очередь, это «Курские епархиальные ведомости». Они начали издаваться с 1871 года, причем до 1888 г. издание выходило два раза в месяц, а затем - еженедельно, В официальном отделе публиковались распоряжения центральных и местных органов духовной и светской власти, касающиеся обителей; «Ведомости» о штатных суммах, выделенных казной на их содержание; информация о назначениях на настоятельские должности; награждении монашествующих; «Отчеты» о состоянии учебных заведений при монастырях; данные о «переходящих» денежных суммах, собранных в них на благотворительные цели и др. В неофициальном отделе помещались разнообразные «Поучения» епископов и других представителей черного и белого духовенства; сведения о праздновании юбилеев настоятелей; «Некрологи» известных монахов и благотворителей обителей; информация о праздновании главных монастырских праздников (крестные ходы и др.); воспоминания современников о важных событиях в жизни данных религиозных учреждений и т.д.
Из мемуарной литературы нами использовались воспоминания иеромонаха Серафима (Кузнецова), Н. Плевицкой, Н.И. Субботина; С.В; Петровского, А.А. Бронзова. Эти мемуары, особенно, Серафима (Кузнецова) сообщают порою уникальные факты и интересные оценки очевидцев.
Итак, использованный круг источников отличается необходимым разнообразием и возможностью перепроверки информации, что позволяет провести: многоплановое исследование истории монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX столетия и сформулировать на его основе достоверные выводы.
Методологическая основа и методы исследования. Диссертация вы
полнена на основе важнейших методологических принципов историзма и объективности. В процессе работы использовались следующие специальные методы исследования: хронологический, сравнительно-исторический, аналитический, классификационный, статистический, типологический, периодизации, ис-торико-биографический и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что автор впервые в отечественной историографии проводит всестороннее исследование жизни монастырей и монашества Курской епархии в пореформенный период.
Впервые подробно освещаются вопросы размещения и классификации обителей; показывается структура их управления; исследуются составные части монастырских культурно-хозяйственных комплексов, а также различные направления деятельности монашества. Кроме этого, впервые изучается финансово-экономическое положение обителей, численность и состав их жителей, исправительная деятельность монастырей. Стоит специально подчеркнуть, что автор вводит в научный оборот многочисленные биографические сведения о настоятелях всех курских обителей, хотя и с разной степенью полноты.
Необходимо отметить, что перечисленные вопросы раскрываются на примере не только тех монастырей, которые имели всероссийскую известность (Глинская, Коренная, Софрониева пустыни), но и всех остальных обителей Курской епархии.
В научный оборот автором данной работы впервые вводится большое количество ранее не опубликованных архивных источников, хранящихся в местном и одном из центральных (РГИА) архивохранилищ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы при проведении краеведческих исследований, при создании обобщающих трудов по истории России и истории Русской православной церкви, а также в процессе преподавания общеисторических и специальных дисциплин в высших и средних учебных заведениях.
Автор выражает надежду, что приводимые в диссертации факты и на
блюдения будут небезынтересны и для представителей духовенства, занятого в настоящее время возрождением монастырской жизни в региональном и всероссийском масштабах.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях общим объемом 1,3 п.л., а также докладывались на 2-х международных (Курск, Тамбов), 2-х региональных (Курск, Воронеж), а также 3-х научно-практических конференциях Курского областного краеведческого общества в 2000, 2001, 2002 и 2003 гг.
Структура работы. Диссертация включает введение, две главы (разделенные на параграфы), заключение, а также список использованных источников и литературы.
Размещение и классификация обителей
Монашество (от греческого слова monos - один, одинокий) значит первоначально «уединенное, одинокое житье»1. Это название применяется, однако, к жизни не только отдельных лиц, но еще более обществ, обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и удаления от мира. Такие общины с давних пор на-зывались монастырями (обителями) .
Монашество, или по-русски иночество - это иной, удаленный от соблазнов мира, образ жизни3. Идея такого обособления, осуществляемого в тех или иных формах, встречается в религиях Востока (в брахманизме, буддизме, еврействе, египетском культе Сераписа), ив греческой философии александрийской эпохи; но она получила особое значение и достигла исключительного развития в христианстве.
Как учреждение, созданное с определенной сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское монашество появляется лишь в IV в. н.э., но развитие его идеи с первых же времен христианства шло непрерывно; с ранних пор возникали и отдельные попытки ее осуществления.
Родиною монашества почитается Египет, а отцом и учредителем - преподобный Антоний Великий (251-356). Он был основоположником отшельнической, скитской формы монашеской жизни (анахоретство). Основателем же общежительного (киновитного) иночества является Пахомий Великий (292-349).
В первом случае каждый инок жил отдельно от других в хижине или в пещере. Во втором - подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями4.
Иноки находись под руководством одного начальника или наставника -аввы (что значит «отец»). Лввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами (игумены, наблюдавшие кроме своего за другими монастырями).
Из Египта иночество скоро распространилось в Палестине, Сирии, Малой Азии, а потом перешло в Европу. Появление монастырей в Древней Руси относится к первому времени по принятию русскими христианства. Родоначальниками монашества на Руси были преподобные Антоний и Феодосии (1008-1074), основавшие в 1062 г. Киево-Печерский монастырь. Русское государство приняло восточную, позже православную, форму христианского вероучения, взятую им из Византийской империи. Именно поэтому история русского иночества неразрывно связана с историей восточной ветви монашества и является ее неотъемлемой частью. Монастыри нашей страны входят в систему религиозных учреждений Русской православной церкви. Церковь, сохраняя свою специфику социально-религиозного института и догматическую систему, претерпевала изменения, подосновой которых являлась эволюция форм и типов социально-экономического устройства, политических институтов, культурной жизни страны. Именно поэтому наиболее плодотворен метод изучения истории Русской православной церкви (в том числе и ее монастырей) в рамках меняющих друг друга этапов развития отечественной истории. Историю обителей следует рассматривать в аспекте их места и роли в русском историческом процессе на разных этапах его развития5.
Организация управления монастырями
Как было сказано выше, все монастыри Курской губернии по своему управлению принадлежали к числу епархиальных. В Российской империи таких обителей было абсолютное большинство43. Для них существовала единая трехступенчатая система управления.
В высшей инстанции все обители, как религиозные учреждения Русской православной церкви находились в ведении Святейшего Правительствующего Синода. А так как в исследуемый период церковь была полностью интегрирована в общую бюрократическую систему абсолютной монархии (т.е. являлась государственной), то, соответственно, все ее составные части (не исключая монастырей) подчинялись верховной власти российского императора44. Самодержец ни с кем не делился своей абсолютной властью, в том числе и с церковью, которую даже называли «Ведомством православного исповедания».
Представителем государя в Синоде являлся обер-прокурор, полномочия которого в XIX в. значительно расширились. Государственный надзор за ходом церковных дел достиг своего апогея при обер-прокуроре Д.А. Толстом (1865-1880)45 и особенно при К.П. Победоносцеве (1880-1905)
Среднее звено, «в ведении и управлении» которого непосредственно находились курские обители, было представлено местным епархиальным начальством47. В его состав входили епископы Курские и Белгородские, Курская духовная консистория, а так же благочинные над монастырями.
В пореформенный период Курской епархией поочередно управляли 6 архиереев. Все русские преосвященные по православной традиции избирались из числа монахов. Но круг их деятельности был настолько широк, что не позволял им вести истинно монашеский (удаленный от мира) образ жизни. Наоборот, архиереи всегда были на виду, тесно общались со своей паствой, как с представителями власти и высших слоев общества, так и с людьми низшего сословного положения. Поэтому их жизнь и деятельность является предметом специального монографического исследования. В данной же работе мы коснемся лишь тех сторон их деятельности, которые имели отношение к монастырям.
В 1861 г. в истории Курской епархии начался новый период. Дело в том, что 5 ноября 1860 г. «по прошению» был уволен «на покой» архиепископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков), управлявший этой епархией с 13 марта 1832 г. Он скончался 2 февраля 1861 г.48 в Белгородском Свято-Троицком монастыре. С ним уходила в прошлое целая эпоха в истории Курской епархии (и ее монастырей в частности).
На освободившуюся кафедру был назначен Сергий (Ляпидевский), хиротонисанный 1 января 1861 г. из ректоров Московской духовной академии и архимандритов Московского Высоко-Петровского и Заиконоспасского монастырей49. Он управлял Курской епархией до 11 января 1880 г. Сергий был выдающимся представителем российского духовенства. Впоследствии он занимал ряд важнейших кафедр Русской православной церкви - Казанскую (1880-1882 гг.), Кишиневскую (1882-1891 гг.), Херсонскую (1891-1893 гг.) и, наконец, с 9 августа 1893 г. до самой своей смерти (11 февраля 1898 г.) Сергий был митрополитом Московским и Коломенским50.
Численность и состав монастырского населения
Иноческая жизнь или монашество есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на службу Богу.
Св. Афанасий говорил: «Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое»1.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) в составленных им «Правилах благоустройства монашеских братств» (утверждены Св. Синодом 13-25 августа 1852 г.) писал: «Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец: ибо только на сем основании здание духовной жизни и спасения воздвигается прочно и благонадёжно; а что строится на песке помыслов и желаний человеческих, то не твёрдо и угрожает падением великим»2.
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твёрдое решение «отречься от мира», т.е. отказаться от всех земных интересов и развивать в себе силы духовной жизни. Все живущие в обители должны исполнять, прежде всего, три главных правила (обета). Первое, - это послушание, заключающееся в «отречении от своей воли и от своего мудрования» и беспрекословном исполнении воли своих духовных руководителей. Второе, - это целомудрие, т.е. девство и безбрачие. И, наконец, третье, - нестяжание, выражающееся в отказе от различных материальных благ. Цель иночества заключается в «приобретении нравственной духовной силы, для спасения души»3.
Как и раньше, в изучаемый нами пореформенный период монашествующее духовенство состояло из двух больших групп. Самое низшее положение среди насельников обители занимали послушники. Они делились на указных (определённых в монастырь указом духовной консистории) и неуказных (на временном испытании), живших по увольнительным свидетельствам от тех обществ, в которых они состояли до этого. До 1873 года среди указных послушников была особая группа рясофорных, имевших право носить неполное одеяние инока (рясу и клобук)4.
Вторую группу составляли собственно монашествующие. Они делились на простых монахов и монахов-священнослужителей (только мужчины). Инок, имевший право при богослужении исполнять диаконские обязанности имел сан иеродиакона. Выход из массы рядового монашества начинался с возведения в сан иеромонаха - монаха-священника, имеющего право совершать богослужение в церкви. Высшее положение в чёрном духовенстве занимали игумены, архимандриты и архиереи. Очень немногие, избранные монахи и монахини достигали наивысшей ступени монашеского служения - великой схимы.
Пострижение в монашество должно было быть добровольным. Будущий монах не мог состоять под судом или следствием, не должен был иметь супружеских уз, малолетних детей и неоплаченных долгов. Представители податных сословий представляли увольнительный документ от сословных обществ и получали согласие казенной палаты. Далее вопрос о вступлении в монашество решался губернатором5.