Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление П.А. Кропоткина как революционера и теоретика анархизма 37
1.1. Условия формирования личности П.А. Кропоткина и его участие в народническом движении 37
1.2. Эмиграция и формирование анархистского мировоззрения П.А. Кропоткина 62
1.3. «Оборончество» П.А. Кропоткина в годы I мировой войне 76
Глава 2. Развитие П.А. Кропоткиным теории анархизма 98
2.1. Происхождение и сущность государства 98
2.2. Теория социальной революции 124
2.3. Теория федерализма П.А. Кропоткина 162
Заключение 179
Список используемых источников и литературы 183
- Условия формирования личности П.А. Кропоткина и его участие в народническом движении
- Эмиграция и формирование анархистского мировоззрения П.А. Кропоткина
- Происхождение и сущность государства
Введение к работе
Актуальность исследования. Переход российского общества от одной модели политического управления к другой вызывает необходимость пересмотра устоявшихся норм во взаимоотношениях между обществом и государством. Это побуждает к поиску новых нестандартных концепций и теорий, которые позволили бы выработать новые подходы в процессе принятия политических решений и касались бы совершенствования российской государственности, формирования гражданского общества, демократических принципов организации власти и системы управления. Поэтому, вполне закономерен интерес к теории и социальной практике прошлого, особенно к идеям самоуправления, автономии и федерализма. Эти проблемы постоянно затрагиваются и дискутируются политическими партиями, группами и обществом в целом в настоящее время и для более полного их понимания необходимо изучить истоки этих проблем.
Происходящие в нашей стране перемены открыли для отечественных исследователей возможности изучать более подробно те политические течения, которые ранее в силу различных причин оказались обойденными вниманием исследователей. Одним из таких является анархизм. Как идеология, политическое явление и мировоззрение анархизм не исчез, он проявляется в различные исторические моменты, поэтому знание прошлого анархизма имеет не только познавательный интерес, но и помогает понять современные тенденции в этом течении, его исторические и идейные истоки, а также влияние на общественные процессы.
Ведущий свое начало от греческого «безначалие», «безвластие», термин «анархизм» стал в девятнадцатом веке обозначать широкое интеллектуальное, а затем и политическое течение. О своей приверженности анархизму как социально-политическому учению заявляли такие мыслители, как В. Годвин, П.Ж Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, В. Теккер, Л.Н. Толстой и другие.
В конце XIX и в начале XX вв. понятие анархизма стали связывать, прежде всего, с отечественными идеологами этого течения общественно-политической мысли - с М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Так, в частности, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно указывали на то, что без М.А. Бакунина анархистские взгляды «отцов анархии» могли бы быть забыты и не получить дальнейшего развития1. Однако, отмечая несомненную роль М.А. Бакунина в развитии и обосновании теории анархизма в России и Европе, следует указать на то, что анархистские взгляды наиболее полно развились у нового «пророка» анархизма - П.А. Кропоткина. Его деятельность в основном приходится на тот период, когда особенно остро встала задача не столько расширения, сколько углубления протеста против существующих порядков. Основные проблемы теории анархизма были очерчены М.А. Бакуниным, задача П.А. Кропоткина заключалась в более детальной их разработке и конструировании позитивного идеала общественного устройства.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) стал крупнейшим идеологом анархизма последней трети девятнадцатого - начала двадцатого веков. Став продолжателем идейного наследия западноевропейских и русских анархистов в его классическом варианте, П.А. Кропоткин не только поднял это учение на новый уровень, но и выработал на его основе новое направление - анархо-коммунизм. Он попытался приспособить идеи классического анархизма к новым условиям, которые сложились в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX века. Многое из этих идей было переработано им применительно к российской действительности. Его деятельность вызывает несомненный интерес не только у исследователей, но и у современных сторонников анархистского движения, тем более что некоторые стороны его учения и деятельности до сих пор полностью не изучены. Поэтому в настоящее время можно говорить о росте научного
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.37. С. 246.
5 интереса к творчеству П.А. Кропоткина.
Длительное время в отечественной науке учение анархизма рассматривалось только с негативной стороны, как враждебное марксизму-ленинизму, изучение теории сводилось лишь к нескольким наиболее известным именам, а объект исследования значительно упрощался многими исследователями. Анархизм рассматривался как остановившееся в своем развитии течение. Это соответствовало официальным установкам КПСС о единственной верности и истинности марксистско-ленинского учения и негативной оценке других течений общественно-политической мысли. Однако сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что без глубокого анализа эволюции анархизма и его различных направлений невозможно дать объективное представление об общественно-политической ситуации в России на рубеже веков, об этом течении и его идеологах, одним из которых является Петр Алексеевич Кропоткин.
Современное переосмысление различных общественных течений прошлого, стремление найти в любом общественно-политическом учении что-то полезное для себя требует углубленного изучения анархизма П.А. Кропоткина как составной части мировой и отечественной социально-политической мысли. В отечественной науке в настоящее время наметился отход от доминировавшей долгое время интерпретации деятельности П.А. Кропоткина как представителя мелкобуржуазного течения. Некоторые исследователи считают, что такая оценка является не вполне оправданной, так как его теоретическая и практическая деятельность были направлены на выражение и защиту интересов рабочих и крестьян, составлявших основу российского общества1. Автор данной работы разделяет этот подход к
Артемов В.М. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина: единство свободы и нравственности // Социал.-гуманит. знания. - 2000. -№6. - С.231-244. Гарявин А.Н. Пропагандистская деятельность П.А. Кропоткина (1873-1921 гг.). Автореф. дис.канд. ист. наук. - СПб., 1997 - С.1.; Мкртичян А.А. Кропоткин: утопист и реалист // Социалистический идеал: вчера, сегодня, завтра. - М., 1992. - С.76-96 и др.
осмыслению и пониманию творчества и деятельности П.А. Кропоткина.
Важность разработки темы связана с актуальностью для сегодняшнего дня тех проблем, которые составляли объект исследования П.А. Кропоткина. Это вопросы свободы личности, автономии и самоуправления, политического и неполитического управления, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, перспектив будущего общественного устройства, федерализма, которые проходят через всю анархистскую теорию П.А. Кропоткина. Многие положения его теории помогают сегодня осмыслить трудные процессы, переживаемые Россией, а его прогнозы относительно возможного развития России во многом оказались справедливыми. Именно поэтому изучение общественной деятельности и взглядов П.А. Кропоткина представляет большой интерес, как в теоретическом, так и практическом смысле.
В основе анархо-коммунистического учения П.А. Кропоткина лежит идея сохранения естественной свободы личности и определение реальных путей достижения ее независимости от всякой власти и, прежде всего, власти государства. Такую возможность П.А. Кропоткин связывал с реорганизацией власти таким образом, чтобы из средства подавления личности она стала средством достижения ее свободы и защиты. Поэтому-то такие противоположные понятия, как анархия и власть, переплетаются в теории П.А. Кропоткина.
В отечественной науке категория власть занимает одно из центральных мест. Оно является основой для понимания таких элементов политической сферы, таких как государство, форма правления, форма государственного устройства, политический режим и т.д., а также общественно-политических процессов и отношений, которые складываются в обществе. Поэтому их рассмотрение имеет особое значение для науки.
Одним из общественно-политических течений, в рамках которого проблема государства и власти рассматривается с нетрадиционных позиций, является анархизм. Проблема актуальна для российского общества, особенно
7 сейчас, когда происходят серьезные изменения во всех областях общественной жизни и, прежде всего, в сфере политических отношений. Значимость этих вопросов в современных условиях переоценки ценностей, связанных с пониманием предназначения власти, места и роли государства в жизнедеятельности общества, как никогда велика.
Значимым представляется сегодня осмысление анархистской критики государства, которая велась теоретиками анархизма и, прежде всего, П.А. Кропоткиным, в связи с появившимися в XX веке тоталитарными государствами, выходящими из-под контроля общества. Пожалуй, никто, кроме анархистов, глубже не критиковал государство, неконтролируемую власть, насилие, несправедливость, отстаивая свободу личности. Особенно эта критика усиливалась, когда в государстве преобладали насильственные функции, и оно становилось опасным для самого общества как машина массовых репрессий.
В свете новых политических, социально-экономических и международных реалий необходимо исследование анархистской теории П.А. Кропоткина с точки зрения его места и роли в российском и мировом революционном движении второй половины XIX - начала XX века и кардинальных реформ на современном этапе.
Актуальность темы так же связана с заметной ролью анархизма как направления в общественно-политической жизни и мысли и влиянием анархо-коммунистического учения П.А. Кропоткина на современный анархизм. Его теория тесно переплетается с анархистскими учениями в странах Западной Европы, Америки и близка им. Отсюда и международный аспект актуальности данной темы.
Еще одним признаком интереса к личности и деятельности П.А. Кропоткина может служить проведенная в 1992 г. в связи со 150-летием со дня его рождения международная конференция в Москве, Дмитрове, Петербурге, а также деятельность созданной в 1989 г. при Институте экономики РАН Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Все эти
8 мероприятия имели большой научный и общественный резонанс. В декабре 2002 г. исполнилось 160 лет со дня рождения П.А. Кропоткина, и настоящая работа должна стать вкладом в деле изучения жизни, деятельности и учения этого выдающегося человека.
Историография проблемы. На протяжении векового изучения теоретического наследия П.А. Кропоткина сменилась не одна точка зрения различных поколений исследователей. Эта эволюция была тесно связана с социально-экономическими и политическими условиями развития общества, а также господствующей идеологией. При этом следует отметить, что, как правило, рассматривались лишь отдельные аспекты его многогранной деятельности, и до сих пор нет исследований, посвященных его общественно-политическим взглядам в целом. Можно выделить несколько этапов исследования данной темы: первый - дореволюционный период, второй - советский, третий - постсоветский. Зарубежная историография рассматривается в этих же временных рамках.
В дореволюционный период - последняя четверть XIX в. до 1917 г. — началось изучения темы и постепенное расширение источниковой базы, когда были опубликованы практически все известные работы П.А. Кропоткина, а также труды российских и зарубежных анархистов. К анализу основных положений анархистской теории П.А. Кропоткина в это время обратились его современники, представители различных школ и направлений.
Одна из первых попыток проанализировать, указывая как на сильные, так и на слабые стороны анархистской концепции П.А. Кропоткина, была предпринята представителями немарксистских школ. В этот период появляются работы, посвященные как анархическому движению и анархической идеологии в целом, так и теории П.А. Кропоткина в частности.
Первые исследования о П.А. Кропоткине носили, как правило, биографический характер, главным источником для которых послужили «Записки революционера» П.А. Кропоткина. В рамках данного периода
9 можно говорить о таких авторах, как В. Базаров, И. Ветров, Ст. Иванович, А.Э. Мирногоров, А. Амон, Г. Цокколи, П. Эльцбахер, Н. Райхесберг, Е.В. Де-Роберти, Э. Реклю, С.А. Раппопорт и др1.
Среди исследований указанных авторов особый интерес вызывает работа Е.В. Де-Роберти «Петр Кропоткин (личность и доктрина)»2. Это одна из самых первых работ, посвященных П.А. Кропоткину, в которой помимо биографии мыслителя есть и анализ его взглядов. Автор не предлагает какой-либо схемы исследования и, тем не менее, были затронуты практически все основные аспекты теоретической и практической деятельности мыслителя. Большинство отечественных исследователей начала века, как правило, обращались к теории и практике анархизма в целом, а не к конкретным представителям этого течения. Автор брошюры «Анархизм, его теория и практика» И. Ветров определил анархизм как социально-политическую систему, которая является «естественным логическим следствием буржуазного либерализма с одной стороны и авторитарного социализма - с другой»3. Помимо определения анархизма, автор рассматривает его философское обоснование, основные понятия: «всеобщее счастье», «свобода», «равенство», «власть», соотношение с другими идеологическими системами, а также вопросы об утопичности анархизма и средствах борьбы за анархо-коммунизм. Однако в рамках небольшой брошюры невозможно подробно рассмотреть такое количество вопросов. Заслуга же автора заключается, прежде всего, в их постановке и попытке пусть тезисно, но все же ответить на них.
1 См.: Амон А. Социализм и анархизм. Социологические этюды. - М., 1906; Ан-ский
(Раппопорт С.А.). Что такое анархизм? - СПб., 1907; Иванович Ст. Анархисты и анархизм
в России. - СПб., 1907; Райхесберг Н. Социализм и анархизм. - СПб., 1906; Базаров В.
Анархический коммунизм и марксизм. - СПб., 1906; Цоколи Г. Анархизм в свете
научного анализа. - М., б.г.; Эльцбахер П. Сущность анархизма. - Минск, М., 2001; Он
же. Кропоткин и его учение. - СПб., 1906 и др.
2 См.: Де-Роберти. Петр Кропоткин (личность и доктрина). - Б.м., 1906.
3 Ветров И. Анархизм, его теория и практика. - СПб., 1906. С.7.
Другой автор - Ст. Иванович даже не пытается анализировать анархизм как общественной течение и идеологию, он огульно приравнивает всех анархистов к террористам с гранатой в руках, жаждущих крови. Конечно, террористическая деятельность не добавляла популярности анархистам, об этом предостерегал и П.А. Кропоткин, но и такое однобокое понимание этого идеологического и революционного течения все же недопустимо. По мере знакомства с работой указанного автора складывается впечатление, что он не знает теоретиков анархизма, так как о них нет ни одного упоминания, не знаком с их работами, с их участием в анархистском движении. Текст скорее напоминает революционно-пропагандистское выступление против анархизма, в котором темными красками изображено само течение и его сторонники, и имеющее целью отпугнуть обывателя от этой идеологии .
Еще один отечественный исследователь - В. Базаров в своей работе поставил вопрос, «в каком отношении стоит анархизм к международному пролетарскому социализму?» . Отвечая на него, автор обращается, в том числе и к теории анархо-коммунизма, одновременно проводя сравнение с марксизмом. В отличие от работы Ст. Ивановича, в книге В. Базарова присутствует меньше оценочных и эмоциональных суждений, налицо попытка автора понять, проанализировать, а не осудить позиции анархистов. Причем речь идет, прежде всего, об анархо-коммунизме, основателем которого является П.А. Кропоткин.
Европейские исследователи анархизма задавались вопросом о соотношении социализма и анархизма. Профессор Н. Райхесберг поставил перед собой задачу «возможно объективнее, не критикуя то или иное учение, не выдвигая намеренно преимуществ одного перед другим, изложить и осветить
См.: Иванович Ст. Анархисты и анархизм в России. - СПб., 1907. 2 Базаров В.А. Анархический коммунизм и марксизм. - СПб., 1906. - С.8.
сущность и характер современного социализма и анархизма и провести между ними параллель»1. Проведя сравнительный анализ двух идеологических систем, выделив общее и особенное, он пришел к выводу об их диаметральной противоположности.
Профессор Брюссельского университета А. Амон, проделав огромную работу по определению понятий социализма и анархизма в рамках своего исследования, пришел к другому выводу. Однако прежде чем подводить итог, автор обращается к мнению современников, соглашается и спорит с ними, рассматривает различные точки зрения, и в итоге предлагает свои определения. В ходе анализа А. Амон заключает, что анархизм не является самостоятельным идеологическим течением, а «есть разновидность социализма»2. Как и Н. Райхесберг, А. Амон говорит об идеологических течениях в целом, не останавливаясь на взглядах отдельных представителей.
Зарубежные авторы причисляют П.А. Кропоткина к наиболее видным идеологам анархизма наряду с П.-Ж. Прудоном, М.А. Бакуниным и Л.Н. Толстым. Высокую оценку самого П.А. Кропоткина заслужила книга П. Эльцбахера «Кропоткин и его учение», в которой автор сравнивает теорию анархизма мыслителя с теориями других выдающихся анархистов3. Ему же принадлежит еще ряд работ, посвященных в целом анархизму.
Так, в частности, в работе «Сущность анархизма», автор рассматривает взгляды наиболее известных теоретиков анархизма, начиная с У. Годвина и заканчивая Л.Н. Толстым и В. Теккером4. Однако нельзя сказать, что она отличается глубоким анализом анархистских теорий, т.к. скорее напоминает пересказ по определенному плану с большим количеством цитат. И лишь в последних двух главах автор проводит сравнительный анализ анархистских
Райхесберг Н. Социализм и анархизм. - СПб., 1906. С.32,
2 Амон А. Социализм и анархизм. Социологические этюды. -М, 1906. С. 81.
3 См.: Эльцбахер П. Кропоткин и его учение. - СПб., 1906.
4 См.: Эльцбахер П. Сущность анархизма. - Мн., М., 2001.
12 учений и предлагают свою типологию. По мнению П. Эльцбахера, «анархистская теория может быть полной лишь в том случае, когда известны ее основы, новый строй, противополагаемый ею на место государства, и способ перехода к новому строю». Учитывая эти «три начала» автор предлагает различные «виды (отрасли) анархизма»1, о роли анархизма и его влиянии на социально-политические процессы речь вообще не идет.
Отдельно хотелось бы остановиться на работе профессора Г. Цокколи «Анархизм в свете научного анализа», в которой также рассматриваются теории зарубежных и отечественных анархистов2. В отношении этой работы можно говорить об анализе автором научных позиций анархистской теории П.А. Кропоткина, критике им современного общественно-политического и экономического строя, а также картины будущего общества. Причем Г. Цокколи одним из первых среди исследователей сосредоточил основное внимание на созидательной части теории П.А. Кропоткина, предложив и свою схему ее рассмотрения.
Зарубежная историография П.А. Кропоткина и его наследия всегда проявляла интерес к личности мыслителя, высоко оценивала его роль в международном революционном движении и вклад в науку. Она отличается широким спектром суждений, разнообразием точек зрения и пристальным вниманием к наследию великого теоретика анархизма. С конца XIX века и по настоящее время были опубликованы работы М. Неттлау, П. Эльцбахера, М. Миллера и др.3.
Благодаря исследованиям отечественных и зарубежных авторов русская общественность смогла познакомиться с жизнью и деятельностью выдающегося русского революционера и мыслителя, а также с некоторыми его анархическими взглядами.
Эльцбахер П. Сущность анархизма. - Мн., М., 2001. С.264.
2 См.: Цоколи Г. Анархизм в свете научного анализа. - М., б.г.
3 См.: Nettlau М. Der Anarhismus von Proudon zu Kropotkin/ seine historische Entwicklung in
den Yahren 1859-1880. Berlin, Der Syndikalist? 1927. - 320; Эльцбахер П. Сущность
анархизма. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. 272с.
Марксистско-ленинская историография, относящаяся к этому периоду (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин), носит резко критический и не всегда обоснованный характер1. Авторы-марксисты дореволюционного периода при анализе этического аспекта анархистской теории П.А. Кропоткина особо отмечали положения, касающиеся неограниченной свободы индивида и ее пропаганды, считая их ошибочными.
Г.В. Плеханов, И.В. Сталин при оценке методологии и футурологии П.А. Кропоткина считали заблуждением отрицание им диалектического метода и необходимости развития крупной промышленности. Критике подвергалось и негативное отношение П.А. Кропоткина к парламентской деятельности.
Теоретическую оценку анархистского наследия дал в своих произведениях В.И. Ленин2. Критикуя анархизм, он часто подразумевал именно П.А. Кропоткина. В качестве недостатков В.И. Ленин отмечал такие положения концепции П.А. Кропоткина, как отрицание позитивной роли пролетариата в буржуазной революции, в парламентаризме и др.
В то же время В.И. Ленин соглашался с П.А. Кропоткиным по вопросам, раскрывающим конечную цель революционной деятельности масс, т.е. по вопросам о коммунизме. Они оба говорили о необходимости в будущем высокого уровня потребления, ликвидации эксплуатации, классовых различий и государства как формы существования общества, распространения общечеловеческой нравственности. А вот в вопросе о средствах достижения коммунизма В.И. Ленин резко критиковал П.А. Кропоткина, так как считал ошибочным немедленное введение коммунизма
См.: Плеханов Г.В. Анархизм и социализм. - М, 1906; Сталин И.В. Социализм или анархизм? Сочинения. - Т. 1. С. 294-372.
См.: Ленин В.И. О национальной гордости Великороссов. // Поли. собр. соч. - Т.26. С. 106-110; Он же. Две тактики социал-демократии в демократической революции. // Поли, собр. соч. - Т. П. С. 1-131; Он же. Чрезвычайный съезд Советов крестьянских депутатов. II Поли. собр. соч. - Т. 35. С. 91-101 и др.
14 сразу после революции, поскольку такое решение приведет в итоге к гражданской войне за обладание верховной властью. В.И. Ленин подверг критике и положение об отрицании всякого авторитета и власти, т.к. это тоже, по мнению лидера большевиков, могло спровоцировать беспорядки.
В целом можно говорить о том, что на данном этапе остался незатронутым ряд вопросов и проблем в изучении теории и деятельности П.А. Кропоткина, в частности его оборонческая позиция, федералистские взгляды. Неосвещенным осталось и его участие в революционном движении Европы и России. Был поставлен вопрос о введении в научный оборот основополагающих трудов П.А. Кропоткина, а также свидетельств его близких и знакомых о нем. Эти задачи реализовывалась уже на втором этапе.
Второй: период - с 1917 до начала 1990-х годов - отличался неоднородностью в изучении анархических взглядов П.А. Кропоткина. Так можно говорить о различных подходах у исследователей в годы становления советской власти, в период пребывания у власти И.В. Сталина, в «хрущевскую оттепель» и в последующие годы.
Первыми после Октябрьской революции к анализу наследия П.А. Кропоткина обратились, прежде всего, сами анархисты - А.А. Боровой, И. Гроссман-Рощин и др. Исходя из своей приверженности тому или иному течению анархизма, они давали свою оценку деятельности П.А. Кропоткина. В это время изучались его экономические, педагогические и исторические взгляды, отношение к первой русской революции и Первой мировой войне, учение о социальной революции, эволюция его теории. Как правило, они одобряли антигосударственные взгляды П.А. Кропоткина, а вот его учение о федерализме и оборончество вызывали острую критику с их стороны. Кроме того, представители практически всех анархистских течений обвинили П.А. Кропоткина в неудачах анархистского движения в России и утопичности его взглядов. Федералистские взгляды теоретика анархизма воспринимались как отход мыслителя от теории анархизма практически всеми его
15 современниками, независимо от идеологических предпочтений и вызывали острую критику с их стороны.
А.А. Боровой настаивал на пересмотре идеологии традиционного анархизма в целом и учения П.А. Кропоткина в частности '. Он выступил с резкой критикой представлений идеолога анархо-коммунизма о возникновении государства, указывая, прежде всего, на недооценку им экономических факторов общественного развития. И. Гроссман-Рощин отмечал, что позиция П.А. Кропоткина как «с виду безукоризненная система на деле пронизана противоречиями, его формула прогресса не могла заменить отсутствующей механики исторического процесса; его сентиментально-моральное отношение к массовому творчеству заслоняло возможность объективного изучения»2. Таким образом, в послереволюционный период теория П.А. Кропоткина начинает подвергаться сомнению, прежде всего, среди самих анархистов.
Тем не менее, в течение 1917-1922 гг. благодаря деятельности издательства Общества анархо-синдикалистов «Голос труда» были опубликованы многие произведения П.А. Кропоткина и исследования о нем3. В 1922 году Всероссийский Общественный Комитет по увековечению памяти П.А. Кропоткина издает сборник, который содержит его записку 1873 г. «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя», выдержки из незаконченной рукописи 1918 г., статьи о П.А. Кропоткине, материалы следствия и справки о революционере из III отделения4.
Однако завершить все задуманные мероприятия по изучению наследия
См.: Боровой А.А. Анархизм. -М., 1918.
2 Гроссман-Рощин И. К критике основ учения П.А. Кропоткина. www://rambler/ra
3 См.: Кропоткин П.А. Коммунизм и анархизм. - Пг., 1919.; Он же. Поля, фабрики и
мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным.
- Пг.-М., 1921; Он же. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Т.1. - Пб.-М,
1922 и др.
4 См.: Памяти Петра Алексеевича Кропоткина: [Сборник] / Всероссийский общественный
комитет по увековечении памяти П.А. Кропоткина. - Пг.-М.: Б.и., 1921.
мыслителя не удалось. Этому помешали идеологические особенности внутренней политики, многочисленные аресты и начавшиеся уже с середины 20-х гг. расстрелы анархистов, а также конфликт в Кропоткинском комитете и расформирование музея П.А. Кропоткина.
Кроме анархистов, взгляды П.А. Кропоткина изучали и представители марксистской школы, такие как Лукин Н.М., ЯМ. Захер, Н.К. Лебедев и др.1. Эти авторы стояли на позициях исторического материализма и, исходя из них, анализировали взгляды П.А. Кропоткина и его место в движении анархизма. В этот период преобладают исследования его работы о Великой французской революции. Причем присутствует как критика ими недостаточного учета экономического фактора в исследовании П.А. Кропоткиным причин французской революции, так и высокая оценка тому вниманию, которое идеолог анархизма уделил роли народных масс в революции.
Однако в основном исследования 20-х годов велись в рамках рецензий или историографических разделов исторических трудов о французской революции. Довольно узким был и круг источников. Тем не менее, работы этого периода заложили основы отечественных исследований о П.А. Кропоткине.
В 30-50-е гг. наблюдается спад в работе по изучению наследия отечественного мыслителя и ученого. Это касается и числа публикаций, и анализируемых проблем. Это было связано с идеологическим запретом как на изучение темы анархизма в целом, так и теории П.А. Кропоткина в частности. Научная литература этого периода представлена, как правило статьями в энциклопедиях и анализом его естественнонаучных воззрений2.
См.: Захер ЯМ. Бешеные. - Л., 1930; Лукин Н.М. П.А. Кропоткин. Великая Французская революция 1789-1793 // Научные известия Академического Наркомпроса. Т.1. - М., 1922; Лебедев Н.К. Кропоткин. - М., 1925 и др.
См.: Кузнецов И.В. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. В 2-х тт. - М.-Л., 1948.
Господствующей в литературе вплоть до начала 90-х гг. была оценка П.А. Кропоткина как выразителя мелкобуржуазных взглядов, поэтому некоторые существенные моменты его теории замалчивались, другие, наоборот, заострялись. Труды же зарубежных авторов были либо не известны, либо игнорировались. Исключением стали работы В.Г. Кустова, Е.Н. Петрова и некоторых других, однако они ограничивались анализом исторической концепции П.А. Кропоткина1.
60-80-е гг. характеризуются расширением объекта исследования, использованием не только марксистских оценок и методологии в изучении творческого наследия мыслителя. К жизни и деятельности П.А. Кропоткина в этот период обращаются историки, философы, юристы, экономисты, появляются монографии и многочисленные статьи, посвященные ему. Это работы Н.М. Пирумовой, С.Ф. Ударцева, Р. Блюма, А.А., Мкртичяна и др. . Объектом исследования вновь становится этический аспект антиэтатисткой теории П.А. Кропоткина, предпринимается попытка исследовать истоки его анархических воззрений. Во многом по-новому были оценены его многочисленные тезисы теории революции, футурологии, философии истории.
В целом можно говорить, что в этот период вышло в свет наибольшее количество публикаций, посвященных П.А. Кропоткину. Однако оставались незатронутыми проблемы, касающиеся истории России и освободительного движения в оценке П.А. Кропоткина, происхождения и эволюции этических принципов, выявления причин исторического процесса
См.: Кустов В.Г. Кропоткин как историк Французской революции конца XVIII века // Труды Горьковского гос. пед. ин-та. - 1939. №3; Петров Е.Н. Социальная роль общественного земледелия во Франции перед революции // Исторический сборник АН СССР.-М.-Л, 1936. №5.
См.: Блюм Р. Взгляды П.А. Кропоткина на революцию. // Ученые записки Тартуского
государственного университета. Труды по философии. Вып. 13. Тарту, 1969; Мкртичян
А.А. П.А. Кропоткин о революционном терроре // Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия.
1992. №1; Пирумова Н. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М,,1972; Ударцев С. Ф.
Кропоткин. М., 1989 и др. У
18 и его направленности, причин исторических событий. До конца не изученной осталась роль П.А. Кропоткина в народническом, а также международном и российском анархистском движении.
Следует отметить тот факт, что исследователи разделись в оценке П.А. Кропоткина. Одни из них: В.М. Далин, В.А. Маркин, А.А. Мкртичян, С.А. Мндоянц, и др. позитивно оценивали его деятельность и творчество, старались дать объективный анализ, сводя к минимуму оценки с идеологических позиций. Такие специалисты как А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров, Ю.В. Гридчин, В.А. Твардовская, В.А. Малинин, В.Н. Данилов не приняли позицию П.А. Кропоткина, не учитывали ее позитивные аспекты, хотя и обращались к ее изучению1.
Другая часть исследователей сделала основной упор на критике анархо-комунистической концепции П.А. Кропоткина и ее сравнении с марксизмом-ленинизмом (Канев С.Н., Косичев А.Д., Щипанов И.Я., Полянский Ф.Я. и др.)2. С.Н. Канев критиковал П.А. Кропоткина за то, что он находил признаки коммунизма уже в капиталистическом обществе, понимая под этим общественное пользование дорогами, библиотеками, мостами и т.д. .
Ф.Я. Полянский сосредоточил свое внимание на экономической стороне анархизма П.А. Кропоткина, но и его исследование не отличается глубиной и объективностью анализа. Автор ставит своей целью исследовать истоки «кропоткинианства», его классовую сущность и мелкобуржуазную
См.: Мндоянц С.А. П.А. Кропоткин // Вступ, статья к: Кропткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Мкртичян А.А. П.А. Кропоткин о революционном терроре // Вест. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. 1992. №1; Далин В. М. Историки Франции ХІХ-ХХ веков. М., 1981 и др.
См.: Косичев А. Д. Анархисты. П. А. Кропоткин. // В кн.: История философии в СССР. Т.4. М., 1971, с. 135-142; Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. - М.: Экономика, 1973; Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества. М.,1983идр.
См.: Канев С. Н. Революция и анархизм. Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840- 1917гг.). М., 1987.
19 природу, разоблачить несостоятельность анархистской критики научного социализма1. В целом в работах этих авторов преобладает идеологический подход к анализу взглядов русского анархиста и их оценка как мелкобуржуазных. Причем, как правило, такая оценка не обосновывается, а предлагается как своеобразная аксиома, не требующая доказательств. Увлекаясь критикой, эти авторы большей частью цитировали В.И. Ленина, не пытаясь анализировать взгляды и пропагандистскую деятельность П.А. Кропоткина. Говоря об их утопичности, эти исследователи не обращали внимание на те рациональные предположения, которые содержались в его теории, не говоря уже о прогнозах в отношении первой мировой войны, федерации, самоуправлении, воплотившихся на практике.
Но были и авторы, которые сократили до минимума критическую часть своих исследований и попытались разобраться в творческом наследии П.А. Кропоткина. В этот период появляются первые серьезные монографии , защищаются диссертации по проблемам анархизма3, существенно расширяется тематическая база изучения. В оборот вводятся и публикуются новые источники А.В. Бирюковой, В.А. Дьяковым, Г.И., Еремеевой, М. Куном, Н.М. Пирумовой, С.Ф. Ударцевым, рассекречиваются отдельные материалы архива бывшего КГБ СССР по истории анархизма 20-х гг.
Ценность и тех, и других работ заключается в сравнительном анализе теории П.А. Кропоткина и марксизма, и, прежде всего позиции В.И. Ленина. Однако их серьезным недостатком является то, что фактически игнорировалась литература начала XX века, когда о П.А. Кропоткине и его
См.: Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. -М.: Изд-во Моск. унта, 1976. 2 См.: Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989.
См.: Ракутов А.И. Критика нравственных взглядов русских анархистов. Автореф. дис.канд. филос. наук. -М., 1975; Пронякин Д.И. Революционно-анархическая доктрина П.А. Кропоткина. Автореф. дис.канд. филос. наук. Л.,1977; Пономарев Н.В. Проблема власти в политической доктрине анархизма. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Казань, 1974.
20 взглядах писали современники мыслителя. Их оценки ускользнули из поля зрения исследователей этого периода.
Это же относится и к работам последних лет. В лучшем случае современные авторы обращаются к точке зрения А. Борового, считающегося последователем П.А. Кропоткина и последним видным идеологом анархизма России в первой четверти XX века.
Несмотря на заметный след, оставленный П.А. Кропоткиным в истории и обширное творческое наследие, его общественно-политические идеи, по мнению многих авторов, недостаточно изучены в отечественной специальной литературе1. Практически без внимания долгое время оставались его труды, касающиеся непосредственно политической проблематики, содержащие его взгляды на современность, государство, революцию, анархическое общество. К примеру, в «Истории русской философии» Н.О. Лосского П.А. Кропоткину посвящена всего одна страница, где говорится лишь об идее взаимопомощи и об этических рассуждениях2. В труде В.В. Зеньковского о П.А. Кропоткине вообще не говорится .
Можно назвать несколько монографий, непосредственно посвященных П.А. Кропоткину. Наиболее полная его биография принадлежит Н. М. Пирумовой. Ею написаны такие работы, как: «Петр Алексеевич Кропоткин», «Кропоткин в газете «Le Revoke» 1879-1882», «Гуманизм Кропоткина»4. Она характеризовала теорию П.А. Кропоткина как «казарменный коммунизм», отмечая вместе с тем и гуманизм его взглядов. Как и большинство авторов
См.: Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Артемов В. М. Проблема свободы: М. Бакунин и П. Кропоткин. // Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. - М., 1995. - Вып.1. - С.26-43.
2 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
3 Зеныгавский В.В. История русской философии.
4 См.: Пирумова Н.М. Гуманизм П.А. Кропоткина. - Прометей. Т.З. М., 1967; Она же.
Петр Алексеевич Кропоткин. М.,1972; Она же. Кропоткин в газете «Le Revoke» 1879-1882
гг. // В сб.: Вторая революционная ситуация в России. Отклики на страницах прессы. -
М.,1981.
21 советского периода, Пирумова Н.М. критиковала мыслителя за отход от позиций научного социализма. Тем не менее, ее работа «Петр Алексеевич Кропоткин» стала первым монографическим исследованием биографии П.А. Кропоткина-обществоведа.
Позднее к биографии русского революционера обращается и еще ряд авторов. Так Ю.М. Козовский сосредоточил внимание на молодых годах П.А. Кропоткина, когда происходит становление его личности и формирование взглядов1. Последнего периода жизни мыслителя касается в своей книге «П.А. Кропоткин в Дмитрове (1918-1921)» В.Н. Киселев2. В.А. Маркину принадлежит несколько биографических трудов, в которых автор рассматривает жизненный путь Петра Алексеевича, его становление как мыслителя, революционную деятельность и т.д.3. Как правило, основным источником для написания этих работ послужил труд П.А. Кропоткина «Записки революционера».
Огромную работу по систематизации творческого наследия П.А. Кропоткина обратившись к архивным материалам и работам самого идеолога анархизма, проделал Е. В. Старостин. Ему принадлежит двухтомник «П.А. Кропоткин. (1842-1921)», в котором приводится библиографический указатель печатных трудов русского революционера и мыслителя, а также отечественная историография4.
Особую роль в изучении взглядов русского анархиста сыграл С.Ф. Ударцев. В своей книге «Кропоткин» он исследует политико-правовые идеи
См.: Козовский Ю.М. Молодость Кропоткина: Рассказ о годах становления, странствованиях и исканиях русского ученого и революционера. Хабаровск, 1983.
2 См.: Киселев В.Н. П.А. Кропоткин в Дмитрове (1918-1921). Дмитров, 1967.
3 См.: Маркин В. А. Петр Алексеевич Кропоткин ( 1842- 1921). М., 1985; ОН же.
Кропоткин Петр Алексеевич: Письма из Восточной Сибири. Иркутск, 1983; Он же. Петр
Кропоткин. Иркутск, 1992.
4 Старостин Е. В. П. А. Кропоткин (1842-1921). Библиографический указатель печатных
трудов. Вып. 1-2. М., 1980.
22 теоретика анархизма П.А. Кропоткина1. В ней освещаются жизненный путь и основные этапы творчества мыслителя, характеризуются его взгляды на общество, государство и право, его отношение к революции, дается критический анализ различных интерпретаций его идей. Показаны роль и место учения П.А. Кропоткина в истории политической мысли, отношение В.И. Ленина к его деятельности и произведениям.
Он отмечает, что политико-правовое учение П.А. Кропоткина неоднозначно и содержит как прогрессивные, так и консервативные идеи; черты крайнего анархистского радикализма и буржуазного либерализма; в рамках его теории ставятся не только узкоклассовые, но и общечеловеческие проблемы. С.Ф. Ударцев указывает и на особенности анархизма П.А. Кропоткина, которому по-своему удалось соединить науку и анархизм; развить идеи взаимопомощи, творческой созидательной деятельности масс в мирное время. Автор также указывает на то, что П.А. Кропоткин критически анализировал идеи некоторых теоретиков анархизма конца девятнадцатого -начала двадцатого веков»2. Однако в работе затрагивается типичный круг вопросов, рассматриваемых в отечественном кропоткиноведении: происхождение и сущность государства, теории революции, критика с позиции марксизма. А такие стороны учения и практической деятельности П.А. Кропоткина как программа устройства будущего общества, теория федерализма, революционная деятельность и некоторые другие остались незатронутыми.
В эти же годы выходит в свет немало произведений, посвященных в целом анархизму как течению в философской и политической мысли, где рассматриваются, в том числе и взгляды П.А. Кропоткина. Здесь можно
1 См.: Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989.
2 См.: Там же. С. 5-6.
23 назвать таких авторов и работы, как Комим В.В. «Анархизм в России»1; Малинин В.А. «Философия революционного народничества»2; «История русского утопического социализма XIX века», где уделяется внимание и взглядам Бакунина3, Пономарев Н.В. «Критика анархической концепции власти и современность»4; а также Далин В.М. «Историки Франции XIX -XX вв.»5; «Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала ХХв.»6; Графский В.Г. «Политические и правовые взгляды русских народников»7 и некоторые другие. Как правило, авторы этих книг основное внимание уделяют тем вопросам в теории П.А. Кропоткина, которые касаются государства, его происхождения и сущности, революции, реже обращаются к теории взаимопомощи. При этом недостаточно освещенной, на наш взгляд, остается его анархо-коммунистическая теория.
Рост интереса к анархизму вообще и к творчеству П.А. Кропоткина в частности, прошедшая 150-я годовщина со дня рождения революционера, мыслителя и ученого с мировым именем, кардинальные перемены в политике и науке обусловили необходимость создания международного центра по изучению жизни, деятельности и творчества П.А. Кропоткина. В 1989 году при Институте экономике РАН была образована Комиссия по изучению творческого наследия П.А. Кропоткина, которая выпустила несколько сборников своих трудов8. Начало деятельности этой Комиссии ознаменовало
См.: Комин В. В. Анархизм в России: Спец. курс лекций. Калинин, 1969.
2 См.: Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972.
3 См.: История русского утопического социализма XIX века. - М., 1985.
4 См.: Пономарев Н. В. Критика анархистской концепции власти и современность. -
Казань, 1978.
5 См.: Далин В. М. Историки Франции ХІХ-ХХ веков. М., 1981.
6 См.: Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии
последней трети XIX - начала XX веков
7 См.: Графский В. Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и
эволюция). М., 1993.
8 См.: Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып. 1-2. М.: Рос. Ак-
мияНаук, 1992.
24 очередной этап отечественного «кропоткиноведения», который продолжается по сей день. В декабре 1992 г. в Москве, Дмитрове и Петербурге прошла Международная научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. Эта конференция продемонстрировала интерес к наследию П.А. Кропоткина не только отечественных, но и зарубежных исследователей. В ней приняли участие ученые из Болгарии, Германии, Японии, Испании, Нидерландов, Израиля, США, Югославии, Великобритании, Польши, которые продемонстрировали новые направления в зарубежном кропоткиноведении. По итогам конференции было издано три сборника Трудов этой конференции1.
В 1990-е гг. произошел определенный всплеск интереса к личности П.А. Кропоткина и его учению, появляются новые исследования в области изучения его наследия. Существенно расширилась источниковая база, переизданы некоторые пропагандистские и научные произведения, статьи, «Дневник», мемуары П.А. Кропоткина. Расширился и спектр рассматриваемых тем.
Кроме того, в работах современных исследователей появились новые оценки теории анархизма, деятельности ее виднейших представителей. К политической и правовой теории отечественного анархизма обращается С.Ф. Ударцев. В 1994 году вышла его монография «Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность», в которой он анализирует теоретико-методологическую природу, функции, структуру и эволюции анархического сознания, рассматривает основные черты и определения понятия анархизма2. Автор также дает анализ основных российских традиций понимания анархизма в начале XX века, характеризует
Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина: Москва, Дмитров, С.-Петербург, 9-15 декабря 1992 г. Вып.1. М., 1995; Оно же. Вып.2. М., 1997; Оно же. Вып.З. М., 2001.
См.: Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы, 1994.
25 трактовки этого явления представителями различных идеологических течений. К заслуге автора можно отнести предложенную им классификацию анархизма, начиная с 30-х гг. XIX в. и до конца XX в. Отдельно С.Ф. Ударцев рассматривает взгляды М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, а также политическую и правовую теорию постклассического анархизма. Относительно главы, посвященной П.А. Кропоткину, можно сказать, что она не содержит принципиально новых суждений и выводов по сравнению с предыдущей книгой автора «Кропоткин».
Следует отметить монографию В.Д. Ермакова, посвященную истории анархистского движения в России1. В ней предложена историография российского анархизма XX века, посвященная отдельно М.А. Бакунину, П.А. Кропоткину, махновскому движению, представлены работы отечественных авторов по общим проблемам анархизма и зарубежная историография. Следует отметить, что в этом плане автором была проделана значительная работа. Отдельно рассматриваются анархо-коммунистические взгляды П.А. Кропоткина и его роль в анархическом движении России, показываются отличия его взглядов от теорий М. Штирнера, М.А. Бакунина, а также отмечается влияние революционера на мировоззрение современных анархистов в России. Без внимания автора не осталось и развитие анархистского движения в России на протяжении XX века.
Несмотря на обилие литературы, касающейся анархизма П.А. Кропоткина, приходится констатировать, что до сих пор нет монографий, в которых авторы попытались бы провести комплексный анализ взглядов П.А. Кропоткина, где взаимосвязано, как это есть у самого мыслителя, рассматриваются политические, экономические, социальные, культурные, этические взгляды, и показать его значение в развитии анархизма в России и за рубежом. Большинство же современных авторов, как правило, в рамках
См.: Ермаков В.Д. Анархистское движение в России: история и современность. - СПб., 1997.
26 статей останавливаются лишь на каком-либо одном аспекте его творческого наследия или деятельности. Понятно, что в этом случае невозможно осветить всю теорию и деятельность в целом и даже одну проблему, не говоря о комплексном анализе. И это притом, что в последнее десятилетие прошли защиты диссертаций, авторы которых обращались к жизни и творчеству П.А. Кропоткина.
Так В.М. Артемов сначала в ряде статей, а потом и в диссертации обращается к одной из центральных ценностей и категорий в теории анархизма - свободе, рассматривает ее во взаимосвязи с нравственностью1. Этот аспект затрагивается в теориях М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, Л.Н. Толстого, проводится сравнительный анализ их взглядов по этой проблеме. Различные аспекты пропагандистской деятельности П.А. Кропоткина рассматривает А.Н. Гарявин.
Современные исследователи теории и практики анархизма разделились на две группы. Одни занимаются изучением развития отечественного анархизма в целом. Другие сосредоточили внимание на исследовании взглядов выдающихся теоретиков российского анархизма М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Иногда встречаются публикации, авторы которых пытаются провести сравнительный анализ взглядов двух крупнейших представителей отечественного анархизма, оказавших существенное влияние и на развитие международного движения анархизма.
Справедливости ради следует сказать, что некоторые авторы, в частности А.Н. Гарявин, С.Ф. Ударцев, в своих работах последних лет все же попытались включить в рамки своих исследований наибольшее количество вопросов, касающихся теории П.А. Кропоткина и его роли в анархистском
См.: Артемов В.М. М.А. Бакунин: к свободе через образование // Социально-политический журнал, 1995. №4; Он же. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина: единство свободы и нравственности // Социально-гуманитарные знания, 2000. №6; Он же. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). - М.,1998; Он же. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме: Автореф. дис. ...доктора философ, наук. М., 1999 и др.
27 движении1. Однако говорить о том, что в изучении творческого наследия П.А. Кропоткина поставлена точка еще рано, т.к. не все его работы еще опубликованы и не все вопросы его анархистской теории исследованы.
Можно говорить, что в настоящее время исследователя обходят вниманием ряд острейших проблем в анархизме П.А. Кропоткина. Фактически не исследована его позитивная программа послереволюционного общественного устройства на принципах федерализма. До сих пор не предпринималось попыток понять позицию мыслителя в этом вопросе. Недостаточно изучен вопрос о методах революционной борьбы, прежде всего, о терроре, об отношении П.А. Кропоткина к нему, тем более, что значительная часть его работ по этой теме до сих пор не опубликована. Сегодня, как известно, борьба с терроризмом относится к числу глобальных проблем и, поэтому, изучение этого явления в истории, его понимание классиком анархизма может помочь в решении этой проблемы. В исследовательской литературе стараются не затрагивать отношение П.А. Кропоткина к первой мировой войне, его оборончество, которое воспринималось современниками как отход от анархистских позиций, за что он подвергался резкой критике и последователями, и оппонентами. Сегодня необходимо пересмотреть такую трактовку отношения П.А. Кропоткина к войне, привлекая для этого архивные материалы.
См.: Гарявин А.Н. Аграрный вопрос во Второй Государственной Думе в оценке П.А. Кропоткина. www://rambler/ru; Он же. Женщины и «женский вопрос»в эпистолярном наследии классиков российского анархизма, www/histori.; Экономический идеал анархо-коммунистического общества в работе П.А. Кропоткина «Хлеб и Воля» // Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина; Ударцев С.Ф. П. Кропоткин. Кооперация и свобода // Дальний Восток. 1991. №12; Он же. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы, 1994 и др.
Настоящая работа представляет собой попытку восполнить пробелы в теоретическом осмыслении наследия П.А. Кропоткина, и посвящена исследованию его социально-политической теории, связанной с развитием общественно-политической мысли в России на рубеже веков, и его участия в движении анархизма.
Цель исследования заключается в том, чтобы показать место П.А. Кропоткина в истории русского народничества и анархизма.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:
Во-первых, выявить факторы, оказавшие влияние на становление личности П.А. Кропоткина и формирование его анархистских взглядов.
Во-вторых, изучить пропагандистскую деятельность П.А. Кропоткина в период его эмиграции и по возвращении в Россию.
В-третьих, проанализировать отношение П.А. Кропоткина к важнейшим мировым событиям XX века и, прежде всего, первой мировой войне.
В-четвертых, рассмотреть антиэтатистские взгляды мыслителя, а также его прогнозы относительно государства в будущем.
В-пятых, проанализировать предложенную П.А. Кропоткиным теорию социальной революции и связанную с ней проблему терроризма.
В-шестых, раскрыть теорию федерализма, разработанную теоретиком анархизма в конце жизни.
Исходя из вышесказанного, объектом анализа выступает история русского анархизма как общественного движения и как идеологии. Предметом исследования являются анархизм П.А. Кропоткина как комплекс идей философского, исторического, социологического, психологического, политического и экономического характера и его агитационно-публицистическая деятельность.
Хронологические рамки работы охватывают период с 70-х гг. XIX в. до 1921 г. и соответствуют времени возникновения, становления и развития анархистской теории П.А. Кропоткина, в течение которого были созданы
29 основные работы мыслителя по общественно-политической проблематике. 1921 год - верхняя граница исследования - год смерти русского мыслителя, обострившей наметившийся кризис анархизма в России.
Теоретико-методологической базой исследования послужили:
историко-сравнительный подход позволяет показать взаимовлияние исторических процессов и явлений своего времени, динамику развития анархизма П.А. Кропоткина, его связь с другими общественно-политическими течениями. Этот метод помогает проанализировать теорию и практическую деятельность П.А. Кропоткина с учетом времени написания его работ и участия в народническом и анархическом движениях, поскольку доминировавшие в то время политические и философские воззрения оказывали влияние на мировоззрение П.А. Кропоткина. Он предопределил попытку вписать теорию и практику мыслителя в общий контекст истории русского анархизма;
системный подход, в контексте которого анархизм П.А. Кропоткина рассматривается как сложная система, состоящая из различных элементов, взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия. Кроме того, он предполагает анализ не только теории, но и практической деятельности П.А. Кропоткина, а также их взаимовлияние на всех этапах жизни и творчества русского анархиста;
- социокультурный подход, с позиций которого анархизм П.А.
Кропоткина понимается как сложный социальный и культурный феномен,
вобравший в себя традиции отечественного и зарубежного анархизма и
объединяющий политический, социальный, психологический, исторический
и другие аспекты;
- концептуально-проблемный подход позволяет рассматривать данную
политическую теорию через анализ составляющих ее проблем, каждая из
которых выступает самостоятельным объектом изучения, а в своей
совокупности раскрывающих особенности теории в целом;
- общие методы реконструкции, сравнительного и комплексного анализа, позволившие выделить в творческом наследии П.А. Кропоткина политические идеи и проблемы и объединить их в целостную систему.
Источниковая база исследования
Все источники, имеющиеся по теме диссертации, следует разделить на несколько групп. Прежде всего, это, его литературно-эпистолярное наследие, работы самого П.А. Кропоткина, опубликованные как в России, так и за рубежом, многие из которых увидели свет еще при жизни мыслителя. В эту же группу источников входят и неопубликованные работы П.А. Кропоткина, находящиеся в архивах РФ. Речь идет о его работах, в том числе пропагандистских, которые должны были разъяснить необходимость подготовки и проведения социальной революции и построения анархо-коммунистического общества. Первой среди его работ стала программная записка кружка «чаиковцев» «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?», появившаяся в 1873 году. Вернувшись в 1872 году из-за границы, где на него значительное влияние оказали бакунинские идеи, П.А. : Кропоткин примкнул к кружку чаиковцев и явился в нем представителем анархического течения. Для этого кружка, не имевшего четко очерченной революционной программы, он и составил «Записку»1. Первая фундаментальная монография русского революционера - «Речи бунтовщика» - выходит в свет в 1885 году во Франции, первое русское издание этой книги вышло в Петербурге в 1906 году. Этот труд выполняет функцию критики современного ему общества с позиций анархизма2. В появившейся несколько позднее его работе «Государство и его роль в истории» также преобладает критический аспект3. В ней содержится критика государства и таких его
См.: Кропоткин П.А. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Памяти Петра Алексеевича Кропоткина: [Сборник] / Всероссийский общественный комитет по увековечении памяти П.А. Кропоткина. - Пг.-М., 1921. С. 21-56.
2 Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. П.; М., 1921.
3 Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории. - М., 1917. - 63с.
31 институтов, как налогообложение, законодательство, военная отрасль, а также определение таких понятий, как государство, правительство, свобода.
Созидательная программа П.А. Кропоткина наиболее полна изложена в работе «Хлеб и Воля» (1892 г.)1. Первоначально эти взгляды мыслителя появились в ряде его статей в газете «La Revolte», позднее они были переработаны и вышли отдельной книгой сначала в Париже, потом в России. Эта работа стала результатом длительного, как теоретического, так и практического, изучения различных сторон хозяйственной жизни современных народов. Она должна была, прежде всего, ответить на вопрос, «какие формы должно принять производство на социалистических началах, т.е. организованное самими трудящимися, для наилучшего удовлетворения всех нужд населения?»2. Ответ затрагивал не только экономическую сферу жизни общества, но и политическую, социальную и духовную. Изложенные в этом произведении представления составили основу программы анархо-коммунизма П.А. Кропоткина. Экономическая проблематика этой программы нашла свое дальнейшее отражение в ряде статей, появившихся в журнале «Nineteenth Century» и позднее вышедших отдельной книгой сначала за границей, а потом в России под общим названием «Поля, Фабрики и Мастерские»3. Обосновать свою анархическую теорию с научных позиций и, прежде всего, с помощью индуктивного метода мыслитель попытался в работе «Современная наука и анархия»4. Здесь П.А. Кропоткин рассматривает происхождение анархии и ее место в философии XIX века, теоретически обосновывает свой идеал и обосновывает попытки выработать «синтетическую философию» как понятие о вселенной «во всем ее целом»5.
1 См.: Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Пер. с франц. под ред. автора. - Пг.-М., 1919.
2 Кропоткин П.А. Записки революционера. - М., 1990. С.463.
3 См.: Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские: (Земледелие, промышленность и
ремесла). Перевод с английского А.Н. Коншина. - 3-е изд., просмотр, и испр. - М.:
Посредник, 1908.
4 См.: Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990.
5 Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С.242
В 1909 году увидела свет книга П.А. Кропоткина «Великая Французская революция. 1789-1793», в которой автор анализирует событие, оказавшее серьезное влияние на развитие Европы и России1. Эта работа получила высокую оценку еще при жизни мыслителя, в том числе и за рубежом. Долгое время в СССР она была почти единственным доступным для исследователей источником, по которому можно было судить о взглядах П.А. Кропоткина на различные проблемы.
В книге «Взаимная помощь как фактор эволюции» мыслителем сформулирован «биосоциологический закон взаимопомощи», который действует не только в животном мире, но и в человеческом обществе на всех его этапах2. Этот закон П.А. Кропоткин противопоставляет распространенному в науке положению Т. Гоббса о господствующей в обществе борьбе всех против всех.
В эту же группу источников относятся брошюры3, статьи и такие фундаментальные научные исследования П.А. Кропоткина как «Идеалы и действительность в русской литературе», «Завоевание хлеба», «Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным» и др.4. Работы мыслителя последних лет жизни содержат рассуждения о революции, кооперации, федеративном устройстве, а также о свободе, равенстве и счастье.
См.: Кропоткин П.А. Великая Французская революция 1789-1793. М., 1979.
2 Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. - Харьков, 1919.
3 См.: Кропоткин П.А. Аграрный вопрос. Б.г.; Он же. Анархия и ее место в
социалистической эволюции. Пб., 1907; Он же. К молодому поколению. Б.м., 1919; Он же.
Коммунизм и анархизм. -Пг., 1919; Он же. Что делать? (К молодежи). Ростов-на-Дону, Б.г. и др.
4 См.: Кропоткин П.А. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб., 1907; Он
же. Взаимная помощь как фактор эволюции. - Харьков, 1919; Он же. Поля, фабрики и
мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным.
- Пг.-М., 1921; Он же. Тюрьмы, ссылка и каторга в России. - СПб., 1906; Он же. В
русских и французских тюрьмах. СПб., 1906; Он же. Завоевание хлеба. СПб., 1906 и др.
Особый интерес представляют черновики и письма П.А. Кропоткина, находящиеся в фондах Государственного Архива РФ и Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки. Эти документы являются необходимым дополнением к опубликованным работам мыслителя, позволяют более полно понять положения, выдвигавшиеся автором в легальной печати. Без указанных материалов невозможно восстановить биографию Петра Алексеевича, проследить процесс формирования его теории, особенно в последние годы жизни и раскрыть взгляды П.А. Кропоткина по ряду важнейших проблем .
Использованные архивные источники позволяют составить более полное представление о его оборончестве в годы Первой мировой войны, о реакции общественности на позицию П.А. Кропоткина. Среди этих источников можно выделить брошюру о войне, в которой автор раскрывает ее причины, указывает на заинтересованные в войне стороны, а также говорит о возможных последствиях войны, причем для обеих сторон. Необходимо отметить и ряд статей по этому вопросу, а также обращения, листовки и декларации2.
О федералистских взглядах П.А. Кропоткина и об его участии в создании Московской Лиги Федералистов можно судить только на основе архивных материалов. Особый интерес вызывает составленное П.А. Кропоткиным «Обращение Московской Лиги Федералистов о задачах Лиги», которое содержит и устав этой организации. Таким образом, мы можем говорить о том, что П.А. Кропоткин разрабатывал идеи федерализма не только теоретически, но и практически .
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф.1129. Оп.1. Д.5, Д.8, Д.13,Д.59,Д.Ю0.
2ГАРФ Ф.1129. Оп.1. Д.716, Д.722, Д.724, Д.725, Д.737, Д. 738, Д.748. 3 ГАРФ Ф.1129. Оп.1. Д.744, Д.746, Д.766; Обращение Московской Лиги Федералистов о задачах Лиги // Вопросы философии. 1991. №11. С.52.
Таким образом, работы П.А. Кропоткина, как опубликованные, так и неопубликованные, позволяют делать довольно обоснованные выводы о взглядах мыслителя по многим общественным и научным проблемам. Они дают также возможность судить о тех изменениях, которые со временем происходили в его мировоззрении.
Вторую группу источников составляют документы официального происхождения, куда включаются следственные материалы, документы цензурных ведомств по поводу изданий П.А. Кропоткина, деловые письма и обращения, стенограммы заседаний Государственного совещания в Москве и др.1. Уже первый революционный практический опыт работы П.А. Кропоткина в кружке «чайковцев» привлек внимание официальных властей. Его «Записка» была приложена к делу в качестве вещественного доказательства. Вплоть до революции власти внимательно следили за деятельностью П.А. Кропоткина, о чем свидетельствуют некоторые документы из 3 отделения2.
Следующую группу источников составили труды видных представителей анархизма как отечественного, так и зарубежного (М.А. Бакунина, Я. Новомирского, Э. Реклю, П.-Ж. Прудона и др.)3, народников (П.Л. Лаврова)4, а также работы марксистов (Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина)5.
.; Анархисты: Документы и материалы: 1883-1935. В 2-х т. м.,1998; Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып. 2. М., 1992; ГАРФ Ф.1129. Оп.1. Д.5, ДЛ2, Д.13.
2 ГАРФ Ф.1129. Оп.1. Д.8; См.: Памяти Петра Алексеевича Кропоткина: [Сборник]. Пг-
М., 1921.
3 См.: Прудон П.Ж. Что такое собственность?. - М., 1998; Реклю Э. Эволюция и
революция // Анархизм. Сборник. - М., 1999; Бакунин М.А. Философия. Социология.
Политика. М, 1989 и др.
4 См.: Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х томах. М:
Мысль, 1965. 752с; 707 с.
5Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Поли. собр. соч. Т.24; Он же. О лозунге Соединенных Штатов Европы. Поли. собр. соч. Т.26; Он же. Национальный вопрос в нашей программе. Поли. собр. соч. Т.7.; Плеханов Г. Анархизм и социализм. М., 1906; Сталин И.В. Социализм или анархизм? Сочинения. ТЛ.и др.
Отдельно можно выделить переписку П.А. Кропоткина. Согласно составленному самим мыслителем списку он переписывался более чем с 200 человек, среди которых теоретики анархизма, революционного народничества, известные политические деятели и члены Временного правительства и будущего руководства Советского государства1.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые с современных позиций, привлекая ранее не использованные архивные источники, предпринята попытка показать роль П.А. Кропоткина в истории русского анархизма как идеологии и как общественно-политического движения. Концептуальная инновация работы обусловлена применением иной методологии, чем та, которая преобладала в историографии темы до недавнего времени. В работе по-новому расставляются акценты в изучении наследия и многогранной деятельности П.А. Кропоткина. Во-первых, большое внимание уделено его участию в народническом движении, поскольку он был одним из виднейших участников «хождения в народ». Во-вторых, оборонческая позиция мыслителя была продуманной и > дальновидной, и это его несомненное достижение как общественного деятеля. В-третьих, по сравнению с предшественниками мы выделяем его? федерализм, а не антиэтатизм.
В диссертации предложена новая схема рассмотрения анархистской концепции мыслителя, в которой выделяются три блока. Первый включает реконструкцию антиэтатизма П.А. Кропоткина. Во втором определены методы и средства осуществления преобразований, его отношение к революции и террору. В третьем анализируются федералистские взгляды П.А. Кропоткина.
Практическая значимость работы. Выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании политической теории
Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. Вып. 2. М., 1992; Кропоткин П.А. Письма о текущих событиях. М., 1918; ГАРФ Ф. 1129,Оп. 2. Д.10, Д.12, Д.51, Д. 105, Д.122идр.
36 П.А. Кропоткина и анархистской концепции в целом. Данная работа может служить теоретической базой для последующего осмысления и понимания истории и практики отечественного анархизма рубежа веков.
Кроме того, выводы и положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном .процессе, при разработке учебных курсов и спецкурсов, организации спецсеминаров по истории политической мысли России.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях. По отдельным аспектам работы автор выступал на научных конференциях. Работа была обсуждена на кафедре политической истории факультета политических наук АлтГУ и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа соответствует цели и задачам исследования, следует логике их изложения и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Условия формирования личности П.А. Кропоткина и его участие в народническом движении
Идея безвластия появилась в сознании человека одновременно с появлением государства. В зависимости от проявления власти, усиления государственного контроля над личностью в сознании людей в противовес идее о сильной власти рождалась идеи свободы личности и безвластия. Об этом свидетельствуют уже первые доступные нам исторические источники.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации - подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля.
Термин анархия ведет свое происхождение от древних эллинов, которые применяли его для характеристики такого состояния дел в городе-государстве, при котором верховная власть или вовсе отсутствует, или потеряла свою силу. К примеру, в Афинах так назывался год без архонта в правлении «тридцати». В дальнейшем сторонники аристократического и монархического правления стали отождествлять анархию с демократией, выставляя последнюю олицетворением хаоса, распущенности и безначалия. Подобную трактовку можно встретить у Аристотеля, который в своей работе «Политика» отмечал, что «в демократиях беспорядочность и анархичность государственного строя вызывают презрение к нему со стороны состоятельных людей»1.
Представители ряда течений в античной и средневековой политической мысли (киники, некоторые средневековые еретики), напротив, видели в безвластии желательный и своего рода «естественный» порядок, лишенный развращающего воздействия носителей светской и церковно-бюрократической власти. Развитие и распространение идей безвластия, свободы личности, анархизма было связано сначала с зарождением христианства и учений о равенстве людей в первые века нашей эры, а во второй половине средневековья - в связи с появлением буржуазной идеологии и ее борьбой с феодализмом.
Однако, как отмечает В.В. Комин, «все эти идеи и мысли не выражали какой-то определенной, стройной теории анархизма как идеологического учения, они были скорее единичными, случайными воззрениями отдельных личностей или небольших групп людей, часто религиозных сект»1.
В более или менее определенную систему идеи анархизма стали складываться в новое время. С конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как революционное движение. Важной вехой в развитии анархистских воззрений стала Великая французская революция.
Анархизм окончательно оформился и самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. - в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина, признавая необходимость сохранения государства, то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Становление, развитие и распространение идей анархизма в Европе и России оказало значительное влияние на формирование мировоззрения и теории русских анархистов, прежде всего, П.А. Кропоткина.
Первыми глашатаями анархизма выступили англичанин У. Годвин и немец М. Штирнер. В книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» и в работе М. Штирнера «Единственный и его собственность» были обозначены контуры анархического мировоззрения. Оба мыслителя попытались обосновать необходимость уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и производства, доказать противоположность интересов общества и государства. Однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.
У. Годвин исходил из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты, и предложил во многом анархо-коммунистическую программу социальных преобразований. Высказывая глубокое недовольство тенденциями и результатами в развитии нового строя, в частности, громадной пропастью между высшими и низшими классами, а также бедствиями и лишениями неимущих, он выступил за упразднение правительства, установление политического равенства и всеобщее участие в политическом регулировании.
Эмиграция и формирование анархистского мировоззрения П.А. Кропоткина
Годы эмиграции не укротили свободолюбивый дух П.А. Кропоткина. На Западе Петр Алексеевич близко познакомился со многими деятелями русского и международного революционного движения, особенно анархистского. Под угрозой ареста участвовал в Международном социалистическом конгрессе в Генте (Бельгия). Во Франции выступал на собраниях и митингах, посвященных годовщине Парижской Коммуны. В Швейцарии во время разгона рабочей демонстрации мятежный князь отбивал знамя у нападавших полицейских. Дважды (в 1897 и 1901 гг.) ездил в Канаду, где активно вел пропаганду своих взглядов. В эмиграции заявил о себе как один из крупнейших революционеров-публицистов. В 1879 г. в Женеве начал издавать газету «Бунтарь».
Царское правительство вело слежку за П.А. Кропоткиным как опасным политическим преступником. «Священная дружина» - организация, созданная при Александре III с целью пресечения революционного движения и имевшая заграничную агентуру, - вынесла П.А. Кропоткину смертный приговор. Не оставляли его без внимания власти Швейцарии и французское правительство.
Из России П.А. Кропоткин бежал в Англию, а в 1877 году он переехал в Швейцарию, где жил под именем Левашева. С 1879 г. он был главным редактором газеты «Revoke». Деятельность П.А. Кропоткина была настолько активной и разноплановой, что не могла быть не замечена официальными властями страны. Реакция правительства не заставила себя долго ждать, и было принято решение об изгнании П.А. Кропоткина из страны. «Постановление федерального совета Швейцарии об изгнании П.А. Кропоткина из пределов страны» гласит: «... что под именем Левашева, а впоследствии также под своим настоящим именем, Кропоткин произносил публично в Шо-де-Фоне, в Лозанне, Вэве и Женеве речи, возбуждающие рабочих завладеть насильственно собственностью и ниспровергнуть существующий порядок, - речи, которые он тот час же печатал в своей газете Revolte (№№ от 18-го октября, 1-го ноября и 27-го декабря 1879 г. и от 17-го октября 1880 г.); что 18-го марта по случаю годовщины парижской коммуны, в публичном собрании, происходившем в зале Шиссе, в Женеве, он произнес речь, прославлявшую убиение Императора Александра II; ... что федеральная власть не может терпеть таких действий, которые, если и не могут нарушить внутреннего спокойствия страны, могут, однако, если не положить им конца, повредить нашим хорошим отношениям с другими государствами, постановил:
Пребывание на швейцарской территории запрещается князю Петру Кропоткину, присвоившему себе также фамилию Левашев» .
Документ довольно красноречиво свидетельствует об отношении правительства Швейцарии к деятельности П.А. Кропоткина, о признании по сути его авторитета среди рабочих и его способности влиять на сознание и мировоззрение людей. Кроме того, постановление подчеркивает солидарность государств в борьбе с инакомыслием, о чем П.А. Кропоткин неоднократно впоследствии указывал в своих работах.
После изгнания из Швейцарии П.А. Кропоткин жил то в Англии, то во Франции. В конце 1882 г. группы анархистов с целью обострения политической обстановки произвели в Лионе несколько взрывов. Власти Франции и Швейцарии усилили репрессии против лидеров анархистского движения, в том числе и П.А. Кропоткина, непричастного к этим акциям. В числе других он был арестован по обвинению в принадлежности к уже не существовавшему Интернационалу и приговорен к пяти годам тюремного заключения. В защиту П.А. Кропоткина выступили многие известные деятели той эпохи: философ Г. Спенсер, поэт А Суинберн, писатель В. Гюго и др., подписавшие петицию о его освобождении2. Лишь после трех лет заключения, в январе 1886-го, П.А. Кропоткин был освобожден, а вскоре переехал в Англию.
Происхождение и сущность государства
В начале XX века П.А. Кропоткин разработал собственную цивилизационную теорию общественного развития. Особое место в ней занимает государство, проблема взаимовлияния государства и экономики. И хотя он обращался к изучению этих вопросов и раньше, но наиболее подробно его антиэтатистские идеи были изложены им в работе «Государство и его роль в истории», которая позднее стала составной частью известной работы «Современная наука и анархия».
П.А. Кропоткин признавал, что государство является важнейшим политическим институтом в жизни общества, поэтому и необходимо его изучение. Все вопросы, связанные с ним, условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся такие аспекты процесса возникновения как причины, характер происхождения (естественный или искусственный) и развития (теория прогресса), а также подход, в рамках которого П.А. Кропоткин рассматривает этот процесс. А ко второй - вопрос о сущности и роли государства в жизни общества.
В вопросе о происхождении государства П.А. Кропоткин не был сторонником какой-либо из известных ему теорий. Так теорию общественного договора он отрицал как ошибочную, считая, что она уже выполнила свою функцию и теперь должна уступить место другим, более прогрессивным. Он критиковал также теологическую теорию происхождения государства, теорию завоевания, сторонником которой был его предшественник М.А. Бакунин и марксистский подход, признававший экономический фактор доминирующим при появлении государства. П.А. Кропоткин же полагал, и здесь можно говорить о влиянии идей мыслителей эпохи Просвещения, особенно Ш.Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, что на возникновении государства повлияло множество факторов, а не какой-то один. В совокупности их влияние привело к появлению государства и монополизации им всех основных общественных функций. В результате П.А. Кропоткин разработал в качестве альтернативы указанным концепциям цивилизационную теорию общественного развития.
Согласно его теории государство является лишь одной из форм организации последнего периода развития любой цивилизации перед ее гибелью. Всю историю человеческого общества П.А. Кропоткин рассматривал как циклическое и прерывистое развитие. Каждый цикл исторического развития человеческой цивилизации проходит через все общественные формы и полностью себя исчерпывает. Затем наступает кризис данной цивилизации, и она уступает место новой зарождающейся цивилизации. Существует определенный круг развития для каждой цивилизации: от первобытного племени - через сельскую общину и вольный город, - к государству. На государственной стадии уничтожалось самоуправление и общинная собственность, в результате чего общество приходило к экономическому, политическому и социальному упадку, вслед за которым следовала гибель данной цивилизации. Но развитие человеческого общества продолжается, и государство может возникнуть у разных народов в различные исторические эпохи. Оно может возродиться после своей гибели, если народ оказывался включенным в историческое развитие других цивилизаций, либо развиваться самостоятельно, независимо от других. При этом механизм возникновения государства в принципе одинаков для всех народов, несмотря на специфические особенности различных исторических эпох.
Среди причин, повлиявших на появление и становление государства, П.А. Кропоткин выделял экономическую, социальную, религиозную, военную, демографическую и некоторые другие. Он также отмечал постепенность, длительность и неоднозначность процесса происхождения государства, подчеркивал глубокую преемственность между догосударственными и государственными формами общества. Такая тесная связь родовых, общинных форм организации с государственными должна была показать ненужность государства, монополизацию им тех функций, которые без него еще лучше осуществлялись догосударственными органами управления. Причем особую роль сыграл так называемый «человеческий фактор», выраженный, прежде всего, в таких недостатках и пороках человека, как стремление к влиянию, власти, богатству, а также зависть, корысть, честолюбие.
Процесс происхождения государства П.А. Кропоткин рассматривал на примере западноевропейской цивилизации, которая достигла своего расцвета в средневековье. Свое начало европейская цивилизация берет от тех варваров, под натиском которых пала Римская империя, и развивается, пройдя уже этапы первобытного общества и средневековья. В этот период, по его мнению, еще не было государства. Они возникают по всей Европе в пятнадцатом-шестнадцатом веках .