Содержание к диссертации
Оглавление 2
Введение feyoi4-Bookmark not defined. З
Источниковедческий обзор 6
Историография 40
Постановка проблемы 89
Глава 1. Особенности представлений о дьяволе в трактатах немецких
авторов 2-й половины XVI века 91
Глава 2. Проблема колдовства в трактатах немецких авторов 2-й
половины XVI века 133
Глава 3. Социальный облик колдуна и ведьмы 198
Глава 4. Социально-правовые особенности ведовского процесса 236
I. Колдовство как «исключительное преступление» 237
П. Способы защиты от колдовства 245
III. Ведовской процесс и его участники 261
-
Подозрение 262
-
Арест и следствие 271
-
Казнь 284
-
Участники процесса 288
Заключение 317
Библиография 327
Введение к работе
Вторая половина XVI века в Германии - сложная эпоха в жизни немецкого общества. Это пора хозяйственного застоя и экономического спада во многих областях страны. Перемещение торговых путей, падение производства, «революция цен» создали кризисную ситуацию в германской экономике, когда улучшение положения отдельных общественных групп сопровождалось резким снижением уровня жизни большинства населения страны. Это период углубления кризиса в религиозной сфере. Во 2-й половине XVI века острейшая межконфессиональная полемика развивается параллельно с идущим полным ходом процессом догматизации конфессий. Происходит оформление организационной структуры и вероучительной системы основных протестантских деноминаций. В духе решений Тридентского собора перестраивается деятельность католической церкви. Специфика религиозной ситуации в Германии после Аугсбургского мира, укрепление абсолютистских княжеских режимов вызвали к жизни феномен конфессионализации. Сращивание интересов властей и церквей разных исповеданий выразилось, в частности, в осуществлении ими жесткого совместного контроля над процессами развития культуры.
Это время характеризуется также резким увеличением масштабов ведовских преследований. На период с конца пятидесятых по девяностые годы шестнадцатого века приходятся две крупные волны гонений, в ходе которых в Германии по обвинению в колдовстве было осуждено, по недавним уточненным подсчетам, около 23 тысяч человек. Рольф Шульте,, разделяя Священную Римскую Империю на географические зоны, предлагает более дробную статистику. Так, на «западе» по обвинению в ведовстве было казнено приблизительно 10 650 мужчин и женщин, на «юго-западе» - 3 950, на «юго-востоке» - 6 200, на «востоке» - 1 ПО, на 1 Behringer W., Hexen und Hexenprozesse, Munchen, 1995, S. 193 «северо-западе» - 1210, на «севере» - 490 человек.2 Многочисленные работы историков по изучению ведовства и причин усиления его преследований, дискуссии, проходившие по этому поводу, выделили факторы, способствовавшие возникновению в обществе ведьмомании. В современной науке к числу таких общепризнанных факторов, рассматриваемых не изолированно, как в былой историографической традиции, а в их комплексном взаимодействии и с учетом социальной проблематики, относятся конфессиональная разобщенность, внутриполитические неурядицы, социальная напряженность, ухудшение климатических условий, которые влияли на участившиеся случаи неурожая и голод, инфляция и т.д.. Все это способствовало появлению в различных слоях общества, в массе народа ощущения нестабильности, чувств неуверенности и страха. Именно в атмосфере всеобщей напряженности, характерной для повседневной жизни в Германии того времени, развернулись преследования ведьм, которых объявляли причиной происходящих несчастий, обвиняли в сговоре с дьяволом и нанесении с помощью колдовства вреда не только отдельным лицам, но и всему общественному благу.
Ведовские преследования затронули практически все немецкие земли, католические и протестантские. Однако гонения, имевшие последствия для тысяч человеческих жизней, развертывались в разных землях по различным сценариям. Более 300 больших и малых территорий, входивших тогда в состав Священной Римской империи германской нации, должны были руководствоваться в судебных делах "Каролиной" - имперским уголовным кодексом Карла V, изданным в 1532 году. Он предусматривал в качестве наказания за колдовство пытки и смертную казнь. Практически кодекс действовал не во всех территориях в равной степени. Многие земли руководствовались при расследовании преступлений своими внутренними 2 Schulte R., Hexenmeister, Kiel, 2000, S. 81 законами, которые были мягче, или, напротив, суровее правовых норм, зафиксированных в "Каролине".
Темы, связанные с существованием дьявола, колдовством и ведьмами, стали в этот период частью общественной мысли Германии. Возник особый вид литературно-публицистического творчества, специально посвященный этой проблематике, не говоря уже о ее воздействии на религиозные представления эпохи, философию, искусство, литературу иных жанров и т.д. Сочинения о колдовстве и ведьмах, написанные представителями образованной элиты с конца XV века и особенно умножившиеся во второй половине XVI века стали идеологической базой преследований. В этих работах, при наличии различных подходов к проблеме, утверждалось дьявольское происхождение колдовства и необходимость наказания людей, запятнавших себя подобным грехом. Одновременно во второй половине XVI века в Германии начинают появляться также и трактаты, содержавшие критику отдельных положений, выдвигаемых поборниками гонений. Они были немногочисленны, но, в зависимости от статуса их авторов и убедительности аргументов, оказывали определенное влияние на снижение интенсивности ведовских преследований в отдельных землях. Авторами обоих типов произведений были представители как католического, так и протестантского лагерей. Ведовские гонения продолжались и позже, в XVII веке, но интересующий нас этап обладает собственной спецификой, которую мы попытаемся выявить на основе изучения немецких трактатов о ведьмах и колдовстве, созданных в 1550-е - 1580-е годы.