Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Социально-экономическое развитие Венгрии в середине и второй половине ХУІ века положение крестьянства 28-63
ГЛАВА II. Распространение и борьба реформационных течений в Венгрии. Народная реформация 64 -110
ГЛАВА III. Влияние идей народной реформации на крестьянское движение 1569-1570 гг 111 - 145
Заключение 146 - 150
Примечания 151 - 180
Источники и литература 181-204
Список сокращений 205 - 210
- Социально-экономическое развитие Венгрии в середине и второй половине ХУІ века положение крестьянства
- Распространение и борьба реформационных течений в Венгрии. Народная реформация
- Влияние идей народной реформации на крестьянское движение 1569-1570 гг
Введение к работе
Проблема реформационного движения в Европе и связанные с этим явлением процессы занимают одно из центральных мест в советской медиевистике. Реформация была не только религиозным антикатолическим движением, она по существу носила антифеодальный, социальный характер. По оценке Ф.Энгельса, реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против феодализма. "Выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития". ' Успех реформационного движения был подготовлен теми сдвигами в развитии феодального общества, за которыми стояли формирующиеся в недрах феодального общества капиталистические элементы.
Католическая церковь сумела сохранить свое господство в странах Западной и Центральной Европы вплоть до первой четверти ХУІ в. Несмотря на частичные успехи ряда крупных религиозно-еретических движений, только реформация сумела ликвидировать монополию католической церкви в духовной сфере. Движение лоллардов в Англии, успехи гусистского движения в Чехии и других странах Центральной Европы были подавлены объединенными силами католицизма. Но реформацион-ное движение, начатое в 1517 г. Мартином Лютером в Германии и поддержанное в других европейских странах, вышло победителем из этой борьбы.
В общеевропейском движении выделяется несколько направлений. Наиболее умеренное крыло реформации составляло антикатолическое королевско-княжеское и дворянское направление. Оно выражало интересы тех слоев господствующего класса, которые пытались укрепить свое пошатнувшееся экономическое положение путем секуляризации земель и других богатств католической церкви, оттеснить духовенство на задний план в политической жизни. Если лютеровская реформация на
первых порах была составной частью прогрессивного антифеодального движения, то после поражения революционных сил в Германии она развивалась в сторону княжеской "верхушечной", очень ограниченной и непоследовательной реформации. ' Бюргерский идеал "дешевой церкви" в результате лютеровской реформации был приспособлен к интересам князей. ' Лютеранство утвердилось в северогерманских княжествах, в Пруссии, Саксонии, Брандебурге и ряде других земель. Параллельно с этим лютеранство получило распространение и в других европейских странах, прежде всего среди немецкого населения. '
Более радикальное направление реформационного движения, представленное Ульрихом Цвингли (I484-I53I) и Жаном Кальвином (1509-1564), выражало интересы укрепляющихся бюргерско-предпринимательских элементов городов, предкапиталистических в сущности слоев населения. Эти силы боролись за уничтожение феодальных отношений, ограничивавших развитие зарождающихся капиталистических производительных сил, за приобретение политических прав. Кальвинизм был гораздо радикальнее лютеранства, он наиболее последовательно выражал интересы бюргерско-предпринимательских элементов, с самого начала вел ожесточенную борьбу как против католицизма, так и против развивающейся народной реформации. В стране первой победоносной буржуазной революции - в Нидерландах - кальвинизм превратился в идеологическое знамя и организующую силу революции. ' Характеризуя кальвинизм, Ф.Энгельс указывал, что весь секрет его состоит в буржуазной бережливости. ' Энгельс обратил внимание и на то,что кальвинизм, быстро распространившись на юге Франции, в Голландии и Шотландии, послужил идеологической подготовкой английской бур-жуазной революции. '
Распространившийся в ХУІ в. протестантизм в настоящее время занимает пятое место среди мировых религий и второе место внутри христианства, продолжает властвовать над умами многих миллионов
-5.-
людей. Протестантская церковь сумела сохранить определенное влияние не только в западноевропейских государствах, но и в отдельных странах социалистического содружества.
Радикальное крыло реформационного движения составляло крестьяне ко --плебейское антикатолическое направление (так называемая "народная реформация"). На первом этапе своего развития народная реформация нашла свое наиболее полное выражение в учении и деятельности анабаптистов. ' В ходе Крестьянской войны в Германии последовательным выразителем народного революционного направления реформации стал Томас Мюнцер (1490-1525), религиозная философия которого приближалась к атеизму, а политическая программа -к коммунизму. ' Теолого-философские доктрины Т.Мюнцера, указывал Ф.Энгельс, были направлены "против всех основных догматов, не только католицизма, но и христианства вообще". '
После поражения Крестьянской войны оформляются два течения в анабаптистском движении. Первое, умеренное направление, не выходя за рамки сектантской деятельности, проповедывало идеи о скором установлении "царства божьего" на земле, но без активной деятельности людей, исключительно при помощи божественной силы. Это направление обрекало своих сторонников на пассивное ожидание мессии - спасителя, на безропотное перенесение всех тягот и преследований со стороны "государства дьявола". Сколько-нибудь активной роли в общественной жизни это направление анабаптистского движения не сыграло.
Второе направление, вслед за Т.Мюнцером, предполагало активную деятельность людей. Согласно взглядам радикальных анабаптистов, "праведные" должны активно помогать силам божьим в установлении "тысячелетнего царства". Это направление допускало возможность и даже необходимость вооруженной борьбы против "государства дьявола". После поражения крестьянско-плебейских сил в Германии
и ликвидации Мюнстерской коммуны в 1534 г. революционное направление анабаптизма вынуждено было отступить. В результате преследований со стороны императора и князей анабаптистские общины вынуждены были переселиться в Чехию, Моравию, Австрию, Венгрию. В этих странах они подвергались новым преследованиям. Но быстрый рост влияния их общественно-политических взглядов на формирование идеологии классовой борьбы эксплуатируемых низов населения свидетельствует о том, что идеи радикального анабаптизма совпали с чаяниями этих слоев населения.
Учение о равенстве людей перед богом радикальные анабаптисты понимали по-своему; применительно к общественной жизни они выводили из этого требование имущественного равенства. Эти требования -вместе с прокоммунистической уравнительно-хозяйственной системой анабаптистских общин - отвечали интересам крестьянско-плебейских масс. Как указывал Ф.Энгельс, требование установления на земле "царства божьего" означало не что иное, как борьбу за общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. ' Отбросив основные обряды католицизма, анабаптисты установили свою обрядность, которая была призвана лишь символизировать принадлежность личности к той или иной анабаптистской общине.
Исходя из своих классовых интересов, против народной реформации единым фронтом выступили как сторонники католицизма, так и представители протестантских религий.
Распространение реформации, в том числе народной, явление своеобразное, занимающее очень важное место в историческом развитии стран Западной и Центральной Европы. Конкретное исследование его истории в венгерском обществе пополняет наше представление о реформации вообще и о её специфических чертах, проявившихся в
отдельных странах.
Такое исследование является актуальным потому, что главное внимание в советской исторической литературе до сих пор обращалось на реформацию в странах Западной Европы. В то же время история реформационного движения в странах Центральной Европы изучена гораздо меньше.
Зарождение и развитие народно-еретического течения в реформа-ционном движении, ее влияние на идеологию классовой борьбы крестьянства являются важными вопросами истории позднесредневекового венгерского общества. Ожесточенная борьба всех без исключения "официальных" реформационных течений с народной реформацией ярко демонстрирует классовый характер этого движения.
Если идеологическая основа крестьянской войны 1514 г. в основном выяснена современной венгерской исторической наукой, ' то изучению позднейших крестьянских движений уделялось гораздо меньше внимания.
Основополагающая работа Ф.Энгельса "Крестьянская война в Германии 13' не только доказала тесную связь народной реформации и крестьянских движений эпохи позднего феодализма, но и послужила идеологической основой дальнейших исследований этой проблемы в отношении Германии и других европейских стран. Методологическая посылка Ф.Энгельса о том, что "все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные -социальные и политические - доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и религиозные ёреси. Для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости", ' - полностью относится и к венгерскому обществу 16 в.
В исследовании нашей темы мы исходим из марксистско-ленинского учения о классовой борьбе крестьянства эпохи позднего феодализма,
о характере и значении реформационного движения в Германии, в странах Центральной Европы. К.Маркс и Ф.Энгельс доказали, что крестьянско-плебейские ереси и еретические движения были формой" классовой борьбы народных масс в средние века. Ф.Энгельс внес огромный вклад в марксистскую разработку вопросов средневековой идеологии, установил антифеодальную направленность и социальную обусловленность средневековых ересей. Указывая на классовый характер наиболее радикальных крестьянско-плебейских ересей, Энгельс признавал объективную прогрессивность их последовательной по тем временам революционной программы. Энгельс указывал и на то, что если в период расцвета феодализма крестьянско-плебейскую ересь еще с трудом можно было отличить от бюргерской, то в ХІУ-ХУІ вв. они уже четко размежевались: "Религиозная ересь уже очень рано разделилась на два вида: бюргерско-умеренный и плебейско-революционный, ненавистный даже и бюргерским еретикам".^) доысль 0^ особо выдающейся роли народно-еретических движений ХУІ в. является одним из центральных в исторических трудах Энгельса. '
Развивая учение К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленин подчёркивал прогрессивность классовой борьбы крестьян при феодализме: "Крестьянин был в Европе повсюду революционен, когда он боролся с феодалами, крепостниками и помещиками". ' Он отмечал, что причины поражения крестьянских движений эпохи позднего феодализма обусловлены самой природой крестьянства как класса мелких раздробленных производителей, ведущих хозяйство разобщенно, политически слабо сознательных.
Распространение реформации в Венгрии началось сразу после возникновения этого движения в Западной Европе. Но здесь ее распространение проходило в своеобразных, зачастую противоречивых условиях, существенно отличающихся от западноевропейских. Они были созданы потерей самостоятельности средневекового венгерского госу-
_ 9 -
дарства, распадом страны на три части, постоянной угрозой экспансии Османской империи.
В социально-экономическом плане этот период не менее бурный и противоречивый: с одной стороны начинается развитие прокапита-листических элементов, распространение торгово-предпринимательной деятельности состоятельного крестьянства; с другой стороны - быстрое развитие домениального хозяйства, связанный с этим резкий рост отработочных повинностей, усиление феодальной эксплуатации в целом, начинающаяся конкуренция на внутреннем рьшке между крестьянским и помещичьим хозяйством. Эти факторы наложили отпечаток и на идейную жизнь эпохи: параллельно с распространением лютеранства и кальвинизма, поддерживаемого магнатами, развивались идеи народной реформации. Наряду с этим получили распространение и внереформа-ционные народно-еретические учения, имевшие глубокие корни в мировоззрении венгерского крестьянства.
Антитринитарно-анабаптистская идеология, как носитель идей народной реформации, развивалась в постоянной борьбе с "официальными" направлениями реформационного учения. Особенно быстро распространялись идеи народной реформации после разделения средневекового венгерского государства в I54-I г. на три части. Апогея своего влияния народное реформационное направление достигло в период крестьянского движения 1569-1570 гг., проходившего на севере Трансильванского княжества. Движение под руководством Дьердя Карачоня -наиболее значительное после крестьянской войны 1514 г. из выступлений крестьянства Венгрии всего ХУІ в. по существу проходило под влиянием идей народной реформации.
Венгерская буржуазная историография в корне отвергала мысль о связи народной реформации с крестьянскими движениями этого периода. ' Даже в современной венгерской исторической литературе, прежде всего в церковно-реформатской1 ', имеются попытки отрицать
'связь народной реформации с классовой борьбой крестьянства этого периода, рассматривать эти явления в отрыве от социального базиса, как чисто религиозные движения.
Автор диссертации поставил перед собой задачу на основе марксистско-ленинской методологии выяснить условия распространения народной реформации в Венгрии, ее борьбу с "официальными" линиями реформационного учения, изучить степень влияния идей народной реформации на идеологию классовой борьбы крестьянства, в частности, на крестьянское движение 1569-1570 гг.
Хронологически данное исследование охватывает период от начала массового распространения реформации в Венгрии (с 30-х г. ХУІ в.) до подавления крестьянского движения 1569-1570 гг., после чего народно-реформационное движение приходит в упадок. В это же время заканчивается и оформление "официальных" реформационных направлений в самостоятельные церковные организации.
В плане социально-экономического развития Венгрии 30-60-е годы ХУІ в. занимают особое положение: эволюция аграрных отношений и внешнеторговой конъюнктуры в это время привела к существенным изменениям в степени и формах эксплуатации крестьянства. Усиление барщинно-крепостнических отношений, имущественное расслоение крестьянства, частичная его пауперизация создали социальную базу народной реформации.
Выполнение этой задачи потребовало изучения всей совокупности различного рода относящихся к теме памятников, в том числе архивных документов, почерпнутых из архивов ВНР. Использованы достижения в выявлении, публикации и анализе источников, содержащиеся в трудах буржуазных и марксистских историков.
Важными источниками для написания работы послужили материалы Государственного архива ВНР в Будапеште, Дебреценского областного архива, Отдела рукописей и старых изданий Национальной библиотеки
- II -
имени Сечени, Отдела рукописей библиотеки Будапештского университета им.Этвеша Лоранда и ряд опубликованных источников.
Упорядоченный фонд урбариев (описей повинностей) в Государственном архиве ВНР ' содержит огромный материал, отражающий экономическое положение крестьянства эпохи позднего феодализма. Урбарии - специфические документы, составленные с целью фиксации крестьянских повинностей в пользу феодала, получили большое распространение в Венгрии в ХУІ в. Урбарии этого периода относятся к их более ранней форме, в них указаны крестьянские наделы, повинности отдельных крестьянских семей и сроки их выполнения.Публикация значительного количества урбариев сделала их более доступ-ными для исследователей. '
Для исследования положения крестьянства и эволюции аграрных отношений большой интерес представляют материалы крупных помещичьих имений. Автором использованы материалы архивов семьи Надаш-ди^' и семьи Баттьяни 3% составляющие отдельные фонды Государственного архива. Эти семьи были крупнейшими землевладельцами в Венгрии на протяжении нескольких столетий. Их семейные архивы содержат богатый материал о жизни домениального хозяйства, положении крестьянства. Из этих материалов автором использованы урбарии Неметуйвара ', Рохнок-Салонкского имения25', имения Леки2^', характеризующие положение крестьянства данного района. Материалы этих фондов освещают и распространение анабаптизма в Венгрии. Счетные книги отдельных имений свидетельствуют о довольно широком применении в этих хозяйствах труда членов анабаптистских общин. ''
Протоколы заседаний Дебреценского магистрата, так называемые "городские книги", которые велись начиная с середины ХУІ в.,
содержат материал по развитию города, возникновению цеховой организации, городского самоуправления28'. Эти материалы важны для нас и тем, что содержат некоторый материал о движении 1569-1570гг..,
- "12 -
о руководителе восставших крестьян Дьёрде Карачоне.
Вторую группу источников составляют рукописные материалы,касающиеся распространения анабаптизма и деятельности анабаптистских общин на территории Венгрии. В Отделе рукописей библиотеки Будапештского университета им.Этвеша Лоранда хранится 18 рукописных работ, составленных анабаптистами. Большинство их имеет чисто канонический характер, но три кодекса ХУІ в. содержат определенный материал о распространении анабаптистских сект в Венгрии и особенно о преследованиях со стороны государства и отдельных феодалов. Очень интересны сведения, содержащиеся в кодексе анабаптистской общины Надьлеварда . Хроника содержит богатый материал о мировоззрении и морально-этических взглядах данной общины. Кодекс, написанный на немецком языке, дополнен обширными комментариями на венгерском языке, что свидетельствует о распространении анабаптизма и среди венгерского населения. Рукопись труда идеолога реформации А.Гозиша Надьсомбати содержит изложение хилиасти-ческих идей в венгерском обществе ХУІ в. '
Третью группу источников составляют изданные работы известных представителей реформации - писателей второй половины ХУІв.; Яноша Сильвестра (1504-1555), Матьяша Девай Биро (1500-1545), Им-ре Озораи (ХУ в.), йштвана Сегеди Киша (1505-1572), Петера Юхаса Мелиуса (1536-1572), Гала Хусара ( \ - 1575) и других. Это работы - полемические сочинения, трактаты, теологические труды. Нападая на представителей анабаптистско-антитринитарного направления, пытаясь опровергать их положения, их авторы были вьшуждены передавать в определенной мере и сущность и главные положения трудов своих противников. Кроме того, иногда здесь (особенно в некоторых предисловиях) содержатся конкретные сведения о распространении народной реформации, ее огромной популярности. Анабаптистско-анти-тринитарное направление реформации, представленное Ференцем
- -із -
Давидом, Лукачом Эгри и Тамашом Аранем, изучено по сведениям этих работ. Всё это - публикации 60-80-х годов ХУІ в., их большая часть с тех пор не переиздавалась. Многие из этих публикаций сохранились всего в нескольких экземплярах К Язык памятников значительно отличающийся от современного венгерского языка, очень сложен, архаичен. Публикации хранятся сейчас в основном в Отделе рукописей и старых изданиях Национальной библиотеки им.Сечени и библиотеки Института Истории Венгерской Академии наук.
Кроме перечисленных работ, для выяснения отдельных вопросов использованы произведения известных венгерских писателей ХУІ в. К ним прежде всего относится Петер Борнемисса (1535-1584), упоминающий о распространении анабаптизма и даже о "черном человеке", как часто современники называли Дьёрдя Карачоня. Произведения Ан-драша Дежи (ХУ в), Андраша Баитзи (ХУІ в.), Иштвана Секеля (1510-1569) свидетельствуют о большом распространении хилиастических идей, ожидания мессии, апокалипсиса.
Данный круг источников позволяет определить распространение реформации, оформление разных реформационных течений, их борьбу с зарождающейся народной реформацией. При исследовании работ реформатских полемистов официального направления нужно иметь в виду,что все они - независимо от того, к какому течению принадлежали - относились враждебно к представителям народной реформации. Пытаясь уничтожить любые следы народной реформации, церковники полностью уничтожили ряд произведений Лукача Эгри и Тамаша Араня.
Изучению первопечатных работ значительно помогает справочное издание, содержащее выходные данные и краткую аннотацию всех известных публикаций с начала книгопечатания в Венгрии до конца ХУІ в.32)
Отдельную группу составляют нарративные источники, содержащие сведения о крестьянском движении 1569-1570 гг. Незначительное
- І4 -
количество имеющегося архивного материала вынуждает воссоздавать события по свидетельствам исторических трудов, написанных во второй половине ХУІ - начале ХУЛ века историками-гуманистами. В большинстве случаев это - бывшие государственные деятели, которые в преклонном возрасте, прожив борный в истории Венгрии период, задались мучительным вопросом: в чем причина быстрого упадка страны, ее разорения, потери политической самостоятельности.
Без учёта приводимых ими сведений изучать события нельзя, но следует иметь в виду, что все они без исключения - тайно или явно -враждебно относились к крестьянству, считая его пассивной инертной массой. Они использовали памятники, которые были созданы в среде феодальной знати поэтому они тенденциозно освещали события, связанные с крестьянскими выступлениями. Они спорили друг с другом по поводу того, кто виноват в случившемся, кроме крестьян: король, знать, дворянство, или католическая церковь. Позднейшая дворянская историография принимала их суждения без критического анализа и каких-либо поправок.
Работы историков-гуманистов интересны для нас не только как важнейшие исторические источники, но и как первые попытки оценки рассматриваемых событий представителями господствующего класса.Их скрытая, а иногда и явная вражда к восставшим требует крайней осторожности и критического подхода к их работам.
Первым историком, изложившим историю крестьянского движения 1569-1570 гг. был известный гуманист Ференц Форгач (окт.1535-1577)^? Выходец из родовитой дворянской семьи, он получил гуманистическое образование в Падуе, продолжительное время был начальником канцелярии и одним из приближенных князя Иштвана Батори. Его труд3^ излагает события с 1542 по 1572 годы. Будучи активным политическим деятелем, автор был хорошо осведомлен о современных ему событиях. Его работу считают важным и, что самое главное, надежным источником.^/
' Ф.Форгач с глубокой горечью клеймил противоречия, раздирающие общество: анархию, ослабление центральной власти, губительную для страны деятельность крупных магнатов, постоянно соперничающих друг с другом. Но будучи дворянином, Ф.Форгач не смог подняться выше своего класса в оценке крестьянской борьбы, относился к крестьянским движениям с нескрываемой враждебностью. Восстание под руководством Дьердя Карачоня он сравнил с крестьянской войной. 1514- г. Ф.Форгач рассматривал крестьянское движение 1569-1570 гг. как стихийное выступление низов, которые восстали против своих господ под влиянием демагогических проповедей Карачоня. Самого Карачоня он называл турецким агентом, преднамеренно устроившим беспорядки, пытаясь таким образом, затушевать истинные причины и характер крестьянского движения.
Брат Ференца Форгача, Шимон Форгач (1526-1598) ' был известным военачальником второй половины ХУІ в., продолжительное время занимал пост капитана крепости Эгер, воины которой имели прямое отношение к движению 1569-1570 гг. Ш.Форгач дополнил работу своего брата существенными замечаниями. Он отметил огромную популярность движения, большую симпатию к восставшим воинам Эгерского гарнизона.
Изложение материала в работах Ференца и Шимона Форгача свидетельствует о том, что они получали сведения от участников и очевидцев событий. Достоверности их информации способствовало и то, что они были беспристрастными в религиозном плане людьми.
Выдающийся гуманист, один из первых историков-профессионалов ХУІ в. Иштван Самошкези (I565-I6I0)3 ' был выразителем мировоззрения среднего дворянства. Использованный нами один из его трудов,38' ярко выражает взгляды дворянства на политическую историю ХУІ в.39' Самошкези был образованным по тем временам человеком: учился в Па-дуанском университете, объездил Германию, Италию, Венгрию. Он
--I6 -
продолжительное время работал в Дьюлафехерварском архиве (Тран-сильвания), где хранились важнейшие документы княжеского двора. На их основе и написана его незавершенная работа, которая представляет огромный интерес. Как и Ф.Форгач, Самошкези довольно безразлично относился к религиозным спорам своего времени. Его отличает профессиональный подход к источникам, их критическое осмысление, религиозная беспристрастность. '
И.Самошкези, как представитель интересов своего класса, стоял на защите позиций феодалов. Отсюда его резко отрицательное отношение к хайдукам и другим воинам - выходцам из крестьянства. Он резко осуждал восстание 1569-1570 гг.: "Пусть это будет большим уроком на будущее: крестьянская толпа способна только орать и сеять; когда же она бросает своих умных руководителей и берется за оружие, то напоминает только испуганное овечье стадо". ' Он предупреждал господствующий класс об опасности чрезмерных требований повинностей с крестьян, что, по его мнению, может привести к крестьянским восстаниям. Отрицательное отношение к крестьянским выступлениям не помешало автору быть объективным и точным при изложении фактического материала.
Наиболее полно изложил историю крестьянского восстания Мик-лош Иштванффи (I538-I6I5) . М.Иштванффи выходец из старой дворянской семьи, получил отличное гуманистическое образование сначала в Венгрии, а потом в Падуанском университете. Возвратившись в Венгрию, он стал секретарем архиепископа Миклоша Олаха, а позже занимал ряд важных государственных постов. Как один из ведущих политических деятелей своего времени, он был хорошо осведомлен о политических событиях второй половины ХУІ в. В преклонном возрасте, после 1609 г. Иштванффи написал свой большой исторический труд. '
Последовательный сторонник Габсбургов, ярый католик, видевший главную причину упадка страны в распространении реформации,
Иштванффи пытался оправдать свои поступки государственного деятеля, объяснить причины потери политической самостоятельности Венгрии. Он хорошо знал труды своих предшественников: Ф.Форгача, Яноша Жамбоки (I53I-I584). Сторонник сильной централизованной власти, М.Иштванффи осуждал крестьянскую войну 1514 г., другие крестьянские выступления. Но в его работе имеются интересные сведения об идеологии крестьянских движений ХУІ в. ' Очень ценны сведения Иштванффи по военной истории ХУІ б. Положительная черта труда Иштванффи - стремление к объективности, глубокое знание политической истории ХУІ в., использование значительного количества источников. Все это делает труд Иштванффи ценным источником, хотя и требующим критического подхода к его оценкам.
Сведения о крестьянском движении под руководством Дьёрдя Ка-рачоня содержатся в труде придворного историка князя Иштвана Бато-ри (правил в I57I-I586 гг.) Яноша Брута (I5I7-I592)45. Я.Брут выходец из Италии, переселившийся в Трансильванию, в окружение Иштвана Батори был одним из известных гуманистов своего времени. Будучи уже королем Польши (1575-1586), Батори назначил Я.Брута официальным придворным историком^"6'. Работу Я.Брута по истории Венгрии ^ характеризует резко отрицательное отношение к католицизму и Габсбургам, оправдание политики Яноша Зарольи (Яноша I - I526-I64I) и, естественно, полная и безоговорочная поддержка Иштвана Батори. Подобно другим гуманистам своего времени, Брут абсолютизировал роль личности, увлекался сугубо политической историей своего времени. Что касается изложения событий крестьянского восстания 1569-1570 гг., эта часть работы Брута в оригинале не сохранилась (его труд обрывается на 1552 г.). Но рукопись этого изложения воспроизвел Фаркаш Бетлени (1639-1679), политический деятель и писатель, который, по его признанию, "дословно переписал историю восстания Дьердя Карачоня. 8^
\
Краткое описание событий крестьянского восстания 1569-1570гг. оставил и Гергель Пете (1565-1620), ' активный политический деятель Хорватии. Его "Хроника" излагает события с X в. до 1626 г. Работа написана с прогабсбургских, католических позиций. Автор широко использовал работу Иштванффи.
Историки-гуманисты второй половины ХУІ - начала ХУП в., выступая с классовых позиций, резко осуждали крестьянское восстание под руководством Дьёрдя Карачоня. Они замалчивали его отдельные антифеодальные черты, считая его антитурецким и религиозным движением. Односторонне преувеличивая роль субъективного фактора, гуманисты остались далеки от понимания причин и характера крестьянских движений ХУІ в. Их взгляды по данному вопросу позже были без существенных изменений приняты дворянской историографией.
Кроме рассмотренных, выделяется еще одна группа опубликованных источников. Это издания памятников по социально-экономическому и правовому положению венгерского крестьянства ХУІ-ХУП вв. ' Они детально освещают эфолюцию аграрных отношений и положения венгерского крестьянства рассматриваемого нами периода. Особенно ценны публикации налоговых описей, дополняющих сведения, содержащиеся в соответствующих урбариях. Сравнение их данных с урбариями дает почти полную картину крестьянского хозяйства этого периода. -^
Изучение истории крестьянства началось в Венгрии с возникновением буржуазной историографии, которая заняла ведущее положение только во второй половине XIX века. Но и буржуазные историки этого времени, увлекаясь вопросами политической истории, не придавали надлежащего значения изучению истории крестьянства и его классовой борьбы. Это объясняется с одной стороны неразвитостью, слабостью буржуазных элементов в стране, и с другой - известным отставанием венгерской исторической науки. '
Общую картину "замалчивания" истории крестьянства только к
концу XIX в. нарушили работы Густава Венцеля (І8І2-І89І), Кароля Таганьи (1858-1924), Игнаца Ачади (1845-1906), Шандора Марки (1853-1925). Эти работы в то время были серьезным достижением венгерской буржуазной историографии. Большинство буржуазно-либеральных историков, занимавшихся аграрным вопросом и положением крестьянства, сгруппировались вокруг периодического сборника "Венгерское историко-экономическое обозрение"53-', на страницах которого было опубликовано много фактического материала по экономическому положению крестьянства эпохи позднего феодализма.
С 1894 по 1901 г. его редактором был К.Таганьи, историк позитивистского направления, уделявший главное внимание экономической истории ХІУ-ХУІ веков. ' Он много усилий приложил к сплочению группы молодых историков буржуазно-либерального направления, стоявших в оппозиции по отношению к официальной феодально-клерикальной историографии дуалистической Австро-Венгерской империи.
Главная работа К.Таганьи "История земельной общины в Венгрии", опубликованная в 1894 г., отличается последовательными буржуазно-либеральными взглядами. В противовес тогдашним "авторитетам", К.Та-гани огромное значение придавал эволюции аграрных отношений,скрупулезно исследовал историю соседской общины в Венгрии. Его труд, содержащий немало ошибок и невероятных суждений, все же остается одним из лучших в венгерской буржуазной историографии крестьянского вопроса.
Среди других буржуазно-либеральных историков конца XIX в.выделяется своей последовательной антикрепостнической позицией И.Ачади. Помимо трудов по политической истории56-', он написал ряд работ по истории крестьянства эпохи позднего феодализма. ' Весьма полезен его сводный труд. ' Признано, что по сегодняшний день он остается одной из ценных работ по истории венгерского крестьянства.5
Работу Ачади характеризует острая критика феодально-помещичьей
знати и крепостничества, воинственный антиклерикализм. Он в целом дает объективную картину увеличения феодальных: повинностей крестьянства в ХУІ-ХУП вв. и прямо связывает усиление крепостничества и резкое ухудшение материального положения крестьянства эпохи позднего феодализма с обострением классовой борьбы.
Но буржуазная ограниченность не дала И.Ачади до конца верно оценить положение венгерского крестьянства эпохи позднего феодализма. Так, в стремлении королевской власти к ограничению феодальных обязанностей, Ачади усматривал "защиту интересов" крестьянства. Он не понимал, что эти акции центральной власти преследуют совершенно иную цель, а именно - увеличение доли прибавочного труда крестьянства, присваиваемого феодальным государством, за счет частичного ущемления интересов отдельных феодалов.
Многочисленные работы реформатской церковной историографии конца XIX - начала XX вв. не связывали реформацию с социальными факторами, с классовой борьбой крестьянства, рассматривали ее как чисто религиозное движение. Термин "народная реформация" эти историки не применяли. Но кроме выявления большого фактического материала, наиболее видные представители этого направления уже указывали на противоречивые моменты в истории реформационного движения в Венгрии.
Первым среди историков этого направления выступил Йожеф Поколь (1866-1933), преподаватель теологии, работавший в Коложваре (совр.Клуж, СРР), Дебрецене. Его работа по истории реформатской церкви Трансилъвании60' освещает события с точки зрения официальной церковной апологетики. Но здесь отмечены отдельные проявления анабаптистско-антитринитарного движения, большая популярность этих учений среди крестьянства.
Йене Зовани (1865-1956), преподаватель теологии, один из наиболее известных историков реформатской церкви, в работе "История
реформации в Венгрии до 15.65 г."61' - освещает первый период распространения и становления реформатских течений, оформление церковных организаций лютеран, кальвинистов, антитринитариев. Огромное количество фактического материала, значительная часть которого впервые введена в научный оборот, делает его труд полезным и для современного исследователя. В работе дана сводка известий о распространении анабаптизма в королевстве Венгрии и в Трансильванском княжестве, рассмотрена связь радикального антитринитаризма с народной реформацией.
Во время контрреволюционного режима Хорти ведущее место в венгерской исторической науке заняла реакционная школа "истории духа", общепризнанным авторитетом которой был Балинт Хоман, занимавший в это время ряд важных государственных функций. Будучи выразителем интересов крупных землевладельцев, полуфеодальных сил страны представители данного направления придерживались крайне реакционных взглядов, склоняющихся к концу 30-х годов к фашизму. Историки этого направления, ограничиваясь описанием "духовного образа" средневекового венгерского общества, которое якобы в корне отличалось от западноевропейского, отрицательно оценивали любые проявления классовой борьбы крестьянства и даже деление общества на классы.
В пользующемся и поныне огромным авторитетом у венгерской реакционной эмигрантской историографии пятитомном издании "Венгерская история" Балинта Хомана и Дыолы Секфю реформация рассматривается как чисто религиозное движение, но определяющая роль крупных магнатов в этом признается. Крестьянское движение 1569-1570гг. осуждается как "анархическое явление", не имеющее под собой реальной почвы. При этом движение под руководством Дьердя Карачоня оценивается в националистическом духе: оно рассматривается как движение влашского населения, не поддержанное венграми. Но связь этого движения с радикальным течением уже проскальзывает в данной ра-
боте, так как руководителя крестьянства Карачоня авторы СраВНИВа-ют с Мюнцером, одновременно осуждая обоих. J
В это время оппозицию господствующему реакционному течению в историографии 30-х гг. XX в. составляла аграрная позитивисткая школа во главе с Шандором романовским. Но её представители ограничивались сбором ценного фактического материала, оставляя его без теоретического обобщения.
Вопрос о связи народной реформации с идеологией крестьянских движений эпохи позднего феодализма впервые в венгерской исторической науке был поставлен в работах Имре Ревеса (1889-1967). Ревес прошел сложный путь от активного деятеля венгерской реформатской церкви до одного из известных историков ВНР. Преподаватель теологии в Дебрецене и Коложваре (Клуж, СРР), с 1938 г. - реформатский епископ, он в 1936 г. был избран членом-корреспондентом, а в 1946г.-действительным членом Венгерской Академии наук. Прежде всего, выделяется его замечательные исследования влияния анабаптистско-ан-титринитарных идей и других народно-еретических направлений на крестьянские движения эпохи позднего феодализма, в частности - на идеологию крестьянского движения 1569-1570 гг. Автор впервые собрал, систематизировал и подверг критическому анализу источники, занялся установлением их достоверности. Параллельно с этим Ревес детально исследовал сложные идеологические процессы в Северо-Восточной Венгрии и в районе Дебрецена накануне и во время крестьянского движения 1569-1570 гг. Он обратил внимание на ряд анабаптистских черт, присущих идеологии движения, провел аналогию с мюн-стерской коммуной.
И.Ревес считал, что распространенное в Северо-Восточной Венгрии мирное течение анабаптизма в 60-х гг. было революционизировано в результате влияния на него радикального антитринитаризма. Самого Карачоня Ревес считал последователем мирного течения, пропо- ,
" ведником апокалиптических идей, уверовавшим в свое призвание. Ревес впервые указал на большой размах и значение крестьянского движения 1569-1570 гг., считая его одним из наиболее значительных народных выступлений на протяжении всего ХУІ века. Ревесу удалось убедительно доказать, что отдельные черты анабаптистско-антитрини-тарной идеологии получили широкое распространение среди дебрецен-ских горожан, особенно их беднейших слоев. Одновременно И.Ревес указывал и на отдельные анабаптические черты движения под руководством Карачоня. Но проследить связь этих двух фактов до конца ему так и не удалось. Движущие силы движения, его причины Ревес искал в духовной сфере, не видя его материальной основы. Так, он указывал на антифеодальные черты движения как на второстепенный фактор, сводя их к казни дворян и поджегам их имений. На исторической концепции Ревеса ощущается некоторое влияние школы "истории духа", достигшего в это время апогея своей популярности. '
В своих позднейших работах к этой тематике И.Ревес не возвращался. Исследования Ревеса по распространению анабаптистско-анти~ тринитарной идеологии и ее влияния на крестьянство - наибольшее достижение буржуазной науки Венгрии перед 1945 г.
Зарождение и развитие марксистской историографии в Венгрии началось задолго до освобождения страны и победы народно-демократической власти. Но ведущее положение марксистская историография заняла только к середине 50-х годов. Уже в это время историки ВНР -иногда без надлежащей методологической подготовки - занялись изучением народных движений эпохи позднего феодализма. В отношении крестьянского движения 1569-1570 гг. об этом свидетельствовало, в частности, издание сборника венгерских переводов свидетельств нарративных источников по истории крестьянских движений ХУІ в.65' Но, как отметила тогдашняя критика, составитель и переводчик ограничил понятие классовой борьбы исключительно вооруженными восстаниями,
- Zh -
игнорируя другие ее проявления. В переводах латинских текстов было допущено ряд неточностей и ошибок. '
Но данный сборник привлек внимание историков - особенно молодого поколения - к проблемам классовой борьбы крестьянства ХУІ-ХУП вв. и в этом плане он сыграл положительную роль.
В работах Иштвана Шинковича, одного из ведущих медиевистов ВНР, уже начиная с середины 50-х годов обращается внимание на крестьянские движения ХУІ - ХУП вв., в частности, на их характер и идеологию. Крестьянское движение 1569-1570 гг. Шинкович считал стихийным, спонтанным крестьянским выступлением, направленным на освобождение страны от османов. Подобное выступление, по мнению Шинковича, одновременно является и проявлением классовой борьбы, поскольку крестьяне брались за оружие только тогда, когда убедились в полной неспособности дворянства организовать защиту страны. Это положение И.Шинковича разделяет большинство историков, в том числе Ференц Маккаи, Кальман Бенда и др.
В противоположность этому подходу церковный историк Гергей Катона выступил с отрицанием анабаптистско-антитринитарных черт движения, утверждая, что по имеющимся у него сведениям, идеологию движения под руководством Карачоня можно причислить к любому из официальных реформационных течений: кальвинизму, лютеранству, ан-титринитаризму. Катона предлагает рассматривать крестьянское движение 1569-1570 гг. как "религиозный акт", а не проявление классовой борьбы. Анабаптистские черты идеологии движения Катона полностью отрицает. '
Работа Катона не может содействовать дальнейшему исследованию проблемы связи народной реформации и крестьянских движений. В частности, верно указывая на игнорирование буржуазной историографией социально-экономических предпосылок восстания 1569-1570 гг., сам Катона тоже оставляет этот вопрос в стороне.
- "25 -
Небольшое сообщение Густава Хекенаста о крестьянском движении 1569-1570 гг. ' по существу является кратким обзором исторической литературы. В плане оценки характера движения Хекенаст частично разделяет точку зрения Г.Катоны. Наряду с целым рядом правильных замечаний, в его статье имеется несколько необъяснимых, на наш взгляд, противоречий. Так, правильно указывая на то, что И.Ревесу удалось доказать отдельные анабаптистские черты движения, Г.Хекенаст поддерживает мнение Г.Катоны о том, что идеологию движения можно зачислить к любому из реформационных течений, поскольку невыразительно, по его мнению, выступают характерные особенности идеологии движения. Тезис Г.Хекенаста о том, что идеология движения 1569-1570 гг. является разновидностью "официальных" направлений реформации, выражающих интересы господствующих классов, отрицает классовую сущность движения.
Опубликованные реформаторскими историками церкви в последние несколько лет многочисленные публикации по зарождению и первом этапе развития реформационного движения в Венгрии, содержащие большое количество фактического материала, рассматривают анабаптизм и радикальный антитринитаризм как сугубо религиозные движения, привнесенные в Венгрию извне, не имеющие ничего общего с классовой борьбой крестьянства. Это характерно для тех работ упоминавшегося уже И.Зовани, которые были впервые опубликованы венгерской протестантской церковью в 70-х гг. Несмотря на то, что эти работы были написаны в 20-х гг. XX в., они содержат богатый фактический материал, значительная часть которого впервые введена в научный оборот. Естественно, в этих работах И.Зовани, как и в прежних его трудах,рассматривается "обновление церкви" исключительно с духовной стороны. Автор принципиально отвергает всякую связь движения .1569-1570 гг. с анабаптизмом и с радикальным антитринитаризмом. '
/
\
Венгерская реформатская церковь издала исследования возникновения и первых шагов церковной организации реформатов. *' Одно из них непосредственно посвящено истории восстания под руководством Дьердя Карачоня; его автор наотрез отвергает любую связь этого движения с анабаптизмом и радикальным антитринитаризмом 2'. Абсолютизация религиозных мотивов в истории Реформации, являющаяся одним из основных положений современной буржуазной историографии, свойственная и некоторым реформатским историкам церкви ВНР. Подобно тому, как буржуазные историки пытаются унизить и очернить вождей народной реформации, прежде всего Т.Мюнцера 3', современный венгерский историк церкви М.Булчаи пытается представить мировоззрение Мюнцера как "чисто средневековое", ^' реакционное, которое якобы "затрудняло консолидацию сил народной реформации". -^ Естественно, что так же относится автор и к представителям народной реформации в Венгрии. Бесплодность такого антиисторического подхода очевидна.
Определенным вкладом в изучении нашей темы являются работы об антитринитаризме ХУІ в. ' и о реформации в занятых османами областях ' \ хотя в них, как и в рассмотренных ранее, народная реформация отдельно не исследуется.
Краткий обзор имеющейся литературы свидетельствует о малоизу-ченности данной проблемы в венгерской исторической литературе,что, отчасти, объясняется как небольшим количеством выявленного материала, так и общей тенденцией развития современной венгерской медиевистики.
Изучение реформации и народно-еретических движений ХУІ в. в русской исторической науке началось со второй половины XIX в. Наряду с обобщающими работами, посвященными истории реформации в Западной Европе, появились исследования по истории реформации в Польше78^, в Литве, в Юго-Западной Руси79).
Важен вывод о том, что в Польше и Литве "кроме антитринита-риев было в наличии и анабаптистское течение, притом ее крайнее
крыло", и что "в их христианстве осталось не более одного названия"с
Известная сводка материала о распространении антитринитариз-ма в Италии, Швейцарии, германских землях, отчасти в странах Центральной Европы. ' В литературе на русском языке давно обращено внимание на распространение в Венгрии параллельно с лютеранством и кальвинизмом также и анабаптизма, социнианства и других еретических учений. '
В последнее время в советской медиевистике наметился заметный поворот к изучению вопросов средневековой идеологии, которые в предыдущий период занимали в ней сравнительно мало места. ' Внимание советских ученык прежде всего привлекали проблемы идеологии народных движений, в частности, ересей. Е.В.Кузнецов в специальной работе исследовал еретическое движение лоллардов в Англии конца ХІУ-ХУ вв. ', Ю.М. Сапрыкин - социально-политические взгляды английского крестьянства, его радикальные уравнительно-коммунистические представления.85-' Опубликовано ряд других исследований по распространению реформации в западноевропейских странах.
Но по истории идеологии народных движений эпохи позднего феодализма в странах Центральной Европы, в частности, в Венгрии, таких работ пока нет.
Пока можно констатировать, что положено начало исследованию вопросов социально-экономического развития Венгрии ХУІ в. и положения венгерского крестьянства в советской исторической литерату-ре.86)
Социально-экономическое развитие Венгрии в середине и второй половине ХУІ века положение крестьянства
Тридцатилетний период после взятия османами столицы средневекового королевства Венгрии - Буды (29.УШ.1954 г.) был временем окончательного разделения страны на три части. Политическая история этого времени достаточно полно изложена в трудах буржуазных и марксистских историков. 17 февраля 1568 г. на 8 лет был заключен договор в Эдирне (Дринаполе) между уполномоченными императора Максимилиана и султана СЭлима П. За Максимилианом оставалась та часть Венгрии, которую не смогли завоевать османы. Стороны обязались не совершать насилия и грабежей на чужой территории. Количественно строительство новых укреплений и ремонт старых по требованию австрийской стороны не ограничивались. Император обязался уплачивать султану ежегодную дань в 30 тыс.золотых флоринов. Согласно заключенному договору, в Трансильвании устанавливалась власть Яноша жигмонда. Мирный договор был в определенном смысле поворотным пунктом в венгерско-турецких взаимоотношениях. В 1576 и 1583 годах этот договор продлевался еще на 8 лет и оставался в силе вплоть до 1593 г.
Это время - период наибольшего турецкого влияния на Венгрию. Мир однако не принес облегчения населению страны, он был относительным. Понимая, что туркам можно успешно противостоять только при наличии системы пограничных укреплений, Максимилиан дал санкцию на строительство и ремонт большого количества крепостей, расположенных вдоль длинной венгерско-турецкой границы. Эта система укреплений была призвана противостоять большому турецкому наступлению, которое практически угрожало ежегодно с июля по октябрь.
Система пограничных укреплений возникла из старых феодальных и королевских крепостей, укрепленных усадеб, заброшенных церквей. В создании этой системы определенная роль принадлежит как австрийской администрации, так и отдельным крупным магнатам, которым было под силу создание таких укреплений. Но все же укрепления возводились руками крестьян, на плечи которых ложилась основная тяжесть антитурецкой борьбы.
Система пограничных укреплений состояла из нескольких крупных, хорошо по тому времени укрепленных королевских крепостей: Канижи, Веспрема, Папы, Дьёра, Ершекуивара, Егера и других. К каждой из них примыкало несколько десятков небольших крепостей вдоль всей венгерско-турецкой границы. Как показала практика, система пограничных укреплений успешно могла противостоять даже крупным наступательным операциям турецких войск. Появление ее было вызвано характером военных действий, особенностями ведения войны3.
Постепенно пограничные области стали приобретать особый статус, который по сравнению с аналогичными по своей функции областями в Хорватии и Славонии имели ряд особенностей. Точные границы этих областей не определялись центральной властью, они оставались подвижными на протяжении всего ХУІ в. Далее, крестьянство этих областей имело ряд привилегий: платило только половину всех налогов в пользу феодала, пользовалось некоторыми другими льготами. В то же время на крестьянстве пограничных областей лежала главная тяжесть работ по ремонту укреплений, военным перевозкам, размещению войск. Следует сказать, что в рассматриваемый период не было издано никакого официального документа, точно определяющего статус пограничных областей.
Для пограничных солдат крепости были не местом постоянного пребывания, а скорее базой, где они могли укрыться от опасности. В небольших укреплениях находилось несколько десятков солдат, преимущественно пеших, крестьянского происхождения. Так, в Сомбатхее было 13 воинов - пехотинцев. Они получали жалование по 2 форинта ежемесячно.
Распространение и борьба реформационных течений в Венгрии. Народная реформация
При феодализме любое движение, основу которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно принимало религиозную окраску. Идеи, отражавшие новые социальные и политические интересы, выражались в форме ересей, направленных против римокатолической церкви. Феодальные порядки должны были сокрушиться в своих идейных устоях, в своем теоретическом основании. В средние века "всякое общественное и политическое движение вынуждено было принимать ТЄОЛС-ГИ-ческую форму. Чувства масс вскормлены были исключительно религиозной идеей, поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо бьи:о собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде", - указывал Ф.Энгельс.
Религиозные течения реформации в разной степени выражали цели и интересы антифеодальной борьбы.
В отношении общественного развития Венгрия в начале ХУІ в.отставала от передовых западноевропейских стран - Германии, Францм, Швейцарии, - где зародилось реформационное движение. Идеи реформации, появившиеся в Венгрии еще до 1526 г., были завезены сюда, Кск и в другие страны Центральной Европы, из Германии, а позже - из Швейцарии и Франции. Но разные течения реформации могли так легке прижиться на венгерской почве, только вследствии того, что для их восприятия и дальнейшего распространения здесь были в наличии необходимые условия.
Распространение реформации в Венгрии происходило в своеобразных условиях, вытекающих из внешнеполитических и внутренних факторов развития страны. Прежде всего следует указать на то, что реформационное движение развивалось в Венгрии в условиях возраставшей турецкой угрозы, последующего разделения страны на три части. Параллельно с этим центральная власть крайне ослабела, усилилась феодальная анархия в стране. Главная опора централизованного феодального государства - католическая церковь тоже ослабела, ощутимо сократился ее материальный базис.
Наряду с этим относительно свободная в духовном отношении атмосфера пограничных областей обеспечивала широкий простор для распространения самых разнообразных,в том числе и радикальных,ре-формационных течений.
Период бурного распространения реформации совпал с глубокими изменениями в положении крестьянства. Наступление феодальной реакции и ухудшение положения крестьянства отразились и на борьбе равных течений реформации.
Уже до начала распространения реформации основы венгерской католической церкви были значительно подорваны. Духовной жизнью страны должны были управлять два архиепископа и 12 епископов.Высшее духовенство - немногим более тридцати человек - являлось фактическим руководителем церкви. В Мохачской битве большинство принимавших в ней участие епископов и прелатов, погибло. Новоизбранные получили свои высокие церковные звания исключительно благодаря своему происхождению или по другим светским мотивам и были далекими от церковной жизни людьми.
Представители высшего духовенства занимали высокое положение в обществе, имели большие доходы. Так, трансильванский епископ Ференц Варади по завещанию от 1524 г. передал своим ближним I42I2 до-ринтов, что было огромным по тем временам состоянием. Непосредственно перед Мохачской битвой, в 1525 г., доходы венгерских епископов колебались от 3000-4000 форинтов (Чанадский и Нитранский епископы) до 35000 золотых форинтов (Эстергомский архиепископ), но большинство из них имели доходы около I0000-I2000 форинтов ежегодно. Многие церковные сановники десятилетиями не бывали в своих диоцезах, занимались преимущественно мирскими делами, в частности, исполняли дипломатические поручения, служили королевской канцелярии и т.д. Венгерские историки церкви начиная с конца XIX в. объясняли легкую победу реформации в Венгрии исключительно субъективным фактором: распространением светского мировоззрения среди высшего духовенства, связывая эти явления с победой гуманизма. Реакционная школа "истории духа" венгерской историографии, занимавшая господствующее положение в 30-40-х годах XX в., признавая и даже акцентируя внимание на вышеизложенных факторах, утверждала, что реформация смогла пробить себе дорогу только в результате того, что большая часть высшего и среднего духовенства отошла от выполнении своих прямых обязанностей и не удовлетворяла религиозные запросы масс. Но если сравнить положение в данной области с более ранним или более поздним периодом, нельзя утверждать, что оно значительно изменилось. Соответственно, мирские занятия высшего и среднего духовенства не могли существенно повлиять на ход реформации.
Влияние идей народной реформации на крестьянское движение 1569-1570 гг
Наметившееся к 60-м годам ХУІ в.резкое ухудшение экономического положения крестьянства, крайнее ослабление центральной власти, политическая раздробленность страны, феодальная анархия и ряд других факторов приводили к резкому обострению классовых противоречий. Если в идеологии более ранних крестьянских выступлений, начиная с восстания 1437-38 гг. и кончая крестьянской войной 1514 г., идеи народной ереси прослеживаются только в отдельных случаях, то на восстание 1569-1570 гг. они оказали определяющее влияние. Идеологической подготовкой крестьянского движения под руководством Д.Карочоня послужили идеи народной реформации, получившие распространение в середине ХУІ в. в Затисье и Трансильвании. Значительной особенностью данного движения было и то, что подготовка к восстанию и само восстание проходили в условиях острой борьбы разных течений реформационного движения.
Итак, идеологической основой восстания стало своеобразное "идейное брожение", которое имело место в 60-70 годах ХУІ в.в Дебрецене. В этот период Дебрецен занимал особое положение среди венгерских городов как в экономическом, так и в политическом отношении. До ХУ в. Дебрецен ничем не выделялся среди большого количества маленьких городков аграрного характера, разбросанных по всему королевству Венгрии. Но благодаря выгодному географическому положению Дебрецен на протяжении ХУ-ХУІ вв. постепенно превратился в важный экономический центр северо-восточной Венгрии и стал одним из крупнейших городов страны. J Турецкие завоевания по-своему благоприятствовали экономическому подъему Дебрецена.
До 1552 г. город пребывал в феодалвной зависимости от Терека Енинга. Но к этому времени патрициат Дебрецена настолько окреп экономически, что смог выкупиться из феодальной зависимоети.Практически управление городом во второй половине ХУІ века полностью перешло в руки богатого патрициата, который и воспользовался этим для своего обогащения. С этого времени феодальная зависимость по существу сводилась к ежегодной уплате нескольких сот форинтов в пользу феодала.
Население города на протяжении ХУІ в. быстро увеличивалось. По данным переписи, проведенной в 1552 г., в Дебрецене насчитывалось 12.16 порт 3 (всего в комитате Бихар их численность была 10830). Количество населения к началу второй половины ХУІ в. достигало 12,5-15 тыс.человек. Для того времени это была довольно значительная цифра, и город безусловно входил в пятерку крупнейших в стране. Особенно резко возросло количество населения в Дебрецене за счет беженцев с занятых турками территорий. Много бежен цев прибыло в город в 154-2 г. из Сегеда, в 1552 г. - из Мако, Ча-нада, Липпы, в 1566 г. - из Дьюлы. В город переселялось население близлежащих сел. Трансильванские законы не разрешали феодалам возвращать беглых крестьян из Дебрецена уже в середине ХУІ века. Беженцы в основном пополняли ряды городской бедноты.Точных данных об их количестве нет, но, вероятно, беднота составляла преобладающее большинство населения города.
Жители Дебрецена занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Занятие сельским хозяйством было характерным для большинства городских жителей этого времени. В ХУІ в. город постепенно расширял свои владения. Богатые горожане разными путями прибирали к своим рукам не только близлежащие земли, но приобретали участки и в значительном отдалении. Много поселений, существовавших еще в начале ХУІ в., к 70-м годам совсем исчезли, а их земли были при-соединены к Дебрецену. Так, в это время к городу были присоединены территории сел Гедеш (6300 хольдов), Очат (9700 хольдов), Зам (12000 хольдов), Халан (11000 хольдов) и другие. Эти земли часто давались в аренду крестьянам, которые регулярно уплачивали дежму и цензиву в пользу города.