Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЖ.ЛЕННОНА 16
1.1. Религиозный нигилизм и секуляризм во взглядах и творчестве Дж. Леннона 16
1.2. Проблема наркомистицизма в сознании и творчестве Дж. Леннона 61
Глава 2. ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ, ТВОРЧЕСТВЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЖ.ЛЕННОНА 84
2.1. Политизация сознания и творчества Дж. Леннона в период подъёма молодёжного движения на Западе (1966-1968 гг.) 84
2.1. Идеи ненасилия и антивоенная деятельность Дж. Леннона в 1969-1973 гг 120
Глава 3. ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЖ.ЛЕННОНА (1971-1973 гг.) 164
3.1. Общественный идеал Дж. Леннона 164
3.2. Дж. Леннон и «новые левые»: проблема взаимоотношений и взаимовлияния 182
3.3. Позиция Дж. Леннона по «ирландскому вопросу» 221
Заключение 241
Список использованных источников и литературы 253
Приложение 278
- Религиозный нигилизм и секуляризм во взглядах и творчестве Дж. Леннона
- Политизация сознания и творчества Дж. Леннона в период подъёма молодёжного движения на Западе (1966-1968 гг.)
- Общественный идеал Дж. Леннона
Введение к работе
Изучение социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона имеет важное значение для понимания «молодёжной революции» на Западе. Без знания общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» представления об эпохе «молодёжной революции» остаются неполными, а о феномене Леннона необоснованными.
Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, масштабным влиянием творческого и общественно-политического наследия Дж. Леннона на развитие современного мира.
Во-вторых, уникальный исторический опыт деятельности Дж. Леннона приобрёл особую значимость в связи с постоянным обращением к нему современных молодёжных протестных и альтернативных движений, общественных организаций («Международная амнистия»1), видных политических деятелей, представляющих широкий политический спектр (Ф. Кастро, Р. Аларкон, Д. Ортега, Т. Али, Т. Хейден, Дж. Джексон, П. Дж. Быокенен ).
В-третьнх, деятельность Дж. Леннона вызвала интерес выдающихся учёных современности при жизни музыканта (Б. Рассел, М. Маклюэн, Д. Моррис3), привлекает внимание и в настоящее время (Р. Докинз4).
В-четвёртых, необходимостью аргументировано противостоять современным фальсификациям деятельности Дж. Леннона, попыткам использовать его
;INTERNATIONAL.nPECC-РЕЛИЗ. МГНОВЕННАЯ КАРМА // rus 00022007
2 I'm a Lennonist, says Castro II ; Cuba honors John Lennon
; Once-shunned Lennon now feted in communist Cuba
; Alarcon R. John Lennon and the sixties II
; Алн Т. Леиношізм II Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007.
С. 15-19.; Хейден Т. Враг государства // Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007 С. 111- 126.; Боклрев
В.В. «Коалиция Радуга» Джесси Джексона и президентские выборы в США 1984 г. M., 1995. С. 45.; Ли
дер сандинистов Д. Ортега победил на выборах президента Никарагуа //
; Русский Newsweek. 13-19 ноября 2006. № 44 (122).; Aizenman N.C. Daniel Ortega, From Lenin to Lennon II Washington post. October 29, 2006; Page B02.; Быокенен П.Д-ж. Смерть Запада. M., 2004. С. 83-84.
3 См.: Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 219-236.
4 См.: Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. С. 14.
4 творческое и общественно-политическое наследие в спекулятивных политических целях.
В-пятых, с учебно-воспитательной точки зрения преодоление предвзятых оценок деятельности Дж. Леннона будет способствовать формированию и утверждению научных исторических знаний у студентов и преподавателей вузов при изучении проблем «молодёжной революции» и истории современных альтернативных политических и контркультурных движений.
В-шестых, значительным расширением за последнее два десятилетия источниковой базы: рассекречивание ФБР архивных материалов «Дела Джона Леннона» , архивов ЦРУ и президента Р. Никсона , издание малоизвестных интервью музыканта8 и не публиковавшейся при жизни автобиографии9 обусловили необходимость анализа этих источников в совокупности с другими - ранее опубликованными источниками, который позволяет по-новому взглянуть и объективно оценить роль Дж. Леннона в период «молодёжной революции», значение и последствия его деятельности.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе. Для реализации цели автором были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть генезис мировоззрения Леннона, причины политизации творчества; 2) выделить этапы, характерные черты и особенности основных направлений общественно-политической деятельности музыканта и его творчества; 3) показать новаторский характер творчества, взглядов, методов и форм общественно-политической деятельности музыканта; 4) раскрыть противоречия во взглядах и деятельности Дж. Леннона, 5) определить её значение для исследуемого периода и современности.
51іир://Гоіа.{Ьі^оу/Гоіаіпс1сх/1еппоп.Ьіт.;1іир://\улУЛУ.1еппопіЬіГі1е5.сот/Ьц 12plsumm.html 6 CIA's "Family Jewels" 7\vhen%5Fnixon%5Fmet%5Felvis/images/sumrnary.htm
8 Giuliano G., Giuliano B. The Lost Lennon Interviews. Holbrook (Mass.), 1996.; Антология The Beatles. M., 2002.;
Джон Леннон. Вот моя история, смиренная и правдивая... Интервью, избранное, артефакты. Сост. В.Г. Вага
нов. Челябинск, 2003.; Джон Леннон: Мы хотим поехать в Россию // From Me То You. 2007. № 3 (25) и др.
9 Lennon J. Skywriting By Word Of Mouth. N.Y., 1986.; Леннон Дж. Баллада о Джоне и Йоко // Перспективы.
1990. № 11.
Хронологические рамки исследования охватывают 1966-1973 гг. Данный период общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в целом совпадает с основными этапами «молодёжной революции» на Западе: её началом, апогеем, спадом и завершением.
Объектом исследования является «молодёжная революция» на Западе.
Предметом исследования является идеология, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона.
Методологическую базу исследования составляют основные принципы исторической науки - историзм, объективность, социальный подход.
Важное значение для диссертанта имели труды ведущих отечественных10 и зарубежных методологов исторического познания11.
При написании диссертационной работы использованы проблемно-хронологический, сравнительный, системный, биографический, ретроспективный методы, метод терминологического анализа, позволившие создать целостную историческую картину, отражающую исторический процесс в его развитии, противоречивости, многообразии. Автор использовал метод исторической реконструкции политической, творческой и психологической мотивации деятельности Дж. Леннона как участника и символа «молодёжной революции».
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп.
К первой группе источников относятся архивные документы и материалы: полностью рассекреченное ФБР «Дело Джона Леннона»12, включая последние десять документов, рассекреченные в декабре 2006 г.13, рассекреченная
10 Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до кон
ца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.; Ковальчснко И.Д. Методы исторического исследования. М.,
2003.; Могіільшіцкиіі Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1981.; Поршнсв Б.Ф. Социальная пси
хология и история. М., 1979.; Смоленский Н.И. Проблемы логики общеисторического развития // Новая и
новейшая история. 2000. № 1.; On же. Проблема объективности исторического познания // Новая и новейшая
история. 2004. № 6.; Он же. Теория и методология истории. М., 2007.
11 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.; Тойнбн А. Постижение истории. М. 2003.;
Фсвр Л. Бои за истории. М., 1994.; Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1991.
12 .
13 1 summ.html
переписка Э. Пресли и президента США Р. Никсона14, рассекреченные материалы ЦРУ15, свидетельские показания, данные под присягой в суде, бывшим офицером британской контрразведки МИ-5 Д. Шейлером .
Во вторую группу источников вошли произведения Дж. Леннона социаль-но-политической направленности: песни , авторские фильмы и фильмы с участием музыканта18, публицистика и литературные произведения социальной и
10 *?П 71
политической тематики (рассказы , автобиография , письма ).
Третью группу источников составили интервью, пресс-релизы и воспоминания Дж. Леннона22, лидеров движения «новых левых», антивоенно-го, молодёжного, антирасистского, феминистского движений , с которыми сотрудничал музыкант во второй половине 60-х-начале 70-х гг. XX в.; воспоминания коллег Дж. Леннона из артистического мира, в том числе интервью, взятые диссертантом у первого менеджера «Битлз» А. Уильямса24 (Англия), музыкантов - Т. Левина (США), младшего сына Дж. Леннона —
14Fmet%5Felvis/images/summary.htm
16 ; Sunday, 20 February,
2000, 03:23 GMT Shayler: Lennon 'funded IRA'.;
aided IRA, claims MI5 renegade.; Help!... the IRA Beatle Lennon offered to play gigs in Ireland for the 'cause'
; Lennon offered to sing for the IRA Lennon offered benefet concert for prioners' families
17 The Compleat Beatles. N.Y., Toronto, .; Lennon. The Solo Years. L., (S.a.).
18 «A Hard Day's Night» (1964 ), «Help» (1965), «How I Won The War» (1967), «Imagine» (1972).
19 Леннон Дж. Пишу как хочу. Л., 1990.; Леннон Дж. Испалец в колесе. СПб., 1992.
20 Lennon J. Skywriting By Word Of Mouth. N.Y., 1986.; Леннон Дж. Баллада о Джоне и Йоко // Перспективы.
1990. №11.
21 См. Али Т. Лешюнизм // Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 15-19.; Антология The Beatles.
M. 2002.; Письмо любви от Джона и Йоко тем, кто спрашивает нас Что, Где и Почему. Пер. с англ. В.В. Бо-
карева и E.B. Васневской // Бокарев В.В. Джон Леннон: мифы и реальность. М., 1992. С. 139-141.
22 Wenner J. Lennon Remembers. The Rolling Stone Interviews by Jann Wenner. L., 1972.; Beatles in Their Own
Words. Сотр. by Miles. L., 1978.; John Lennon In His Own Words. Сотр. by Miles. L., 1980.; Peebles A. The
Lennon Tapes: John Lennon and Yoko Ono In Conversation With Andy Peebles 6 December 1980. L., 1981.; Power
To The People: John Lennon and Yoko Ono Talk With Robin Blackburn and Tariq AH II The Lennon Companion:
Twenty-five Years Of Comment I Ed. E. Thomson, D. Gutman. N.Y., 1987.; Последнее интервью II Ровесник,
1984. № 5.; Антология The Beatles. M., 2002.; Джон Леннон. Вот моя история, смиренная и правдивая. Сост.
В.Г. Ваганов. Челябинск, 2003.
23 Али Т. Лешюнизм // Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007.; Хснден Т. Враг государства // Оно Й.
Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 111-126; Интервью Т. Али, Б. Сила, А. Дэвис, Н. Хомски // Д/ф «Со
единенные Штаты против Джона Леннона» (2006).
24 Аудиозапись интервью 08.09.2004.
23 Аудиозапись интервью 29.03.2006
7 Ш. Леннона26 (США), Э. Купер27 (США), К. Готта28 (Чехия) и впервые введённые в научный оборот.
Четвёртую группу источников составили материалы зарубежной, советской и российской прессы.
Пятая группа источников - документы движения протеста, работы его идеологов и политических практиков - Г. Маркузе, Ч. Рейча, Т. Роззака, Э. Фромма, Т. Али, X. Ньютона, Т. Лири, Дж. Рубина, Э. Хоффмана, Т. Вульфа .
Шестая группа источников - материалы энциклопедий, справочников, сборников хронологий30.
Степень изученности темы. В работах отечественных историков, посвященных проблемам молодёжного и антивоенного движений на Западе в 60-70-е гг. XX в., как и в работах представителей других гуманитарных наук — культурологов, философов, политологов общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона как активного участника и символа «моло-дёжной революции» на Западе рассматривалась либо поверхностно , либо иг-норировалась вообще .
Автор полностью солидарен с позицией отечественных исследователей контркультуры А.Ю. Мельвиля и К.Э. Разлогова: «Произведения, носящие
Аудиозапись интервью 06.03.2007.
27 Аудиозапись интервью 01.08.2001.
28 Аудиозаписьинтервыо 14.04.2004.
29 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.,
1994.; Leary Т. The Politics Of Ecstacy. L., N.Y., 1970.; Reich Ch. The Greening of America. N.Y., 1970. Roszak
Тії. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition. Garden City;
N.Y., 1969.; Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. M., 2003.; Лнрп Т., Мстцнер Р., Альпсрт Л. Психо
делический опыт. Руководство на основе «Тибетской книги мёртвых». М., 2003.; Лнрн Т. Искушение буду
щим. Екатеринбург, 2004.; Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. М., 2003.; Рубин Дж. Действуй. Сце
нарии революции. М, 2008.; Хоффман Э. Сопри эту книгу. М., 2003.; Фромм Э. Бегство от свободы. М.,
1990.; Вульф Т. Электропрохладительный кислотный тест. СПб., 2004. и др.
30 Lewisohn М. The Complete Beatles Chronicle L. 1996. Harry B. The Ultimate Beatles Encyclopedia. Zurich,
1993.; Пономарснко А., Козлов H. Битлз. Энциклопедический справочник. СПБ, 1996.; Ястребов В.В., Гера
симова Ю.Ю., Миронова Н.В. The Beatles. Иллюстрированный справочник. Ульяновск, 1999.
31 Феофанов О.А. Рок-музыка: вчера и сегодня. М., 1978.; Мяло К.Г. Под знаменем бунта. М., 1985.;
Белоусов В.Г. Нисхождение в Эреб. Джон Леннон периода «Битлз». СПб., 2000.; Омсльчепко Е. Молодёж
ные культуры и субкультуры. М., 2000.; Бурова И.И. Две тысяч лет истории Англии. СПб., 2007.
32 Салычев С.С. «Новые левые»: с кем и против кого. М., 1972.; Большаков B.B. Бунт в тупике? М.,
1973.; Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.; Брычков А.Р. Молодёжь США: от нигилизма к политике.
М., 1974.; Новннскал М.И. Студенчество США: социально-политический очерк. М., 1977.; Грачёв А. Пора
жение или урок? Об опыте и последствиях молодёжных и студенческих выступлений 60-70-х годов на Западе.
М., 1977.; Ершова Е.Н. Движение за мир, против милитаризма и войны в США: (1965-1978 гг.) М., 1980.; Бы
ков В.М. В поисках будущего: политическая эволюция молодого поколения США (50 - 80-е годы). М., 1988. и
др.
8 оперативный, агитационный характер, ещё нередко остаются в тени как академической наукой, так и текущей художественной критикой. А ведь современная революционная поэзия, сценки и пьесы для уличных театров, социально-обличительные песни в капиталистических странах выступают против буржуазной реакции. Они требуют, по существу, цикла специальных исследований», ведь «именно феномены этого круга и составляют прогрессивные элементы контркультуры, поскольку её весьма специфическая ориентация в высшей мере активизировала маргинальные формы творчества, находящиеся вне и направ-ленные против «официальной» культуры буржуазии» .
Однако длительное время в отношении рок-музыки в период «молодёжной революции» это справедливое замечание оставалось вне поля зрения отечественной академической науки, сначала в силу недооценки феномена, а затем из-за неспособности и нежелания большинства исследователей углубляться в исследование проблемы.
Начиная с конца 80-х гг. XX в., отечественными философами и культурологами подготовлен ряд диссертационных работ по рок-музыке 34, при всей их значимости общим недостатком является слабое отражение взаимосвязи и взаимовлияния рок-музыки и «молодёжной революции», вопрос о феномене общественной деятельности и политизации творчества Дж. Леннона в сольный период карьеры не рассматривался.
Таким образом, комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе в отечественной науке не проводился.
Историография темы.
В зарубежной историографии темы диссертант выделяет три ведущих направления: 1) либеральное (Дж. Винер (США), А. Голдман (США), Р. Коннол-
33 Мелышль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М., 1981. С. 144.
34 Саркитов Н.Д. Социальные функции рок-музыки и её место в молодёжной субкультуре (Критика буржуаз
ных социологических концепций). Автореф. дисс. ... канд. философ, наук. М., 1987.; Набок И.Л. Рок-культура
как эстетический феномен. Автореф. днес. ... доктора философ, наук. М.,1993.; Цапко М.С. Рок как социо
культурный феномен. Автореф. дисс. ... канд. культуролог, наук. М., 1998.; Чнжова И.А. Рок как культурно-
исторический феномен. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1998.; Власова Г.Б. Рок-культура - фе
номен XX века. Автореф. дисс.... канд. философ, наук. Ростов-н-Дону, 2001. и др.
ли (Англия), Р. Коулмэн (Англия), А. Клейсон (Англия), Ф. Норман (Англия), П. Ходсон (Англия), П. Мерль (Франция) ; 2) консервативное (Д. Нобель (США), П.Дж. Быокенен (США), А. Колаковская (Польша) ; 4) леворадикальное (Р. Аларкон (Куба), Т. Али (Англия), Р. Бенциен (Германия), Т. Хейден США)37.
Большая часть представителей либерального направления делает акцент на творческой деятельности Дж. Леннона, принижая политизацию творчества и значение общественно-политической деятельности музыканта, в которой они абсолютизируют антивоенное направление, замалчивают левый радикализм Леннона или трактуют его как «модное увлечение» склонной к эпатажу экзальтированной личности музыканта.
Некоторые либеральные авторы — А. Голдман, П. Мерль избрали путь дискредитации общественно-политического наследия музыканта. Целью их работ является попытка заслонить позитивное значение деятельности Леннона, сформировать негативное отношение к личности музыканта в массовом обще-
ственном сознании .
Значительный вклад в научное изучение темы внесли работы американского историка, профессора Калифорнийского университета в Ирвине Дж. Винера39, которому принадлежит заслуга в проведении правозащитной кампании, результатом которой стало рассекречивание ФБР архивных материалов «Дела Джона Леннона». Их основными достоинствами являются богатая источнико-
ConnoIIy R. John Lennon, 1940-1980. L., 1981.; Hodson P. John Lennon, Bob Geldof and why pop songs don't change the world II The Lennon Companion: Twenty-five Years Of Comment I Ed. By E. Thompson and D. Gut-man. L., 1987.; Coleman R. John Winston Lennon, 1940-1966: The Definitive Biography. Vol.1. L., 1984.; John Ono Lennon, 1967-1980. Vol. 2. L., 1984.; Norman P. John Lennon. The Life. N.Y, 2008.; Коїшоллп P. Джон Леннои. 1940-1980. Биография II Иностранная литература, 1989. № 12.; Винер Дж. Вместе! Джон Леннон и его время. М., 1994.; Мерль П. Джон и Йоко - неоконченная баллада. М., 2001.; Голдман А. Жизни Джона Леннона. Изд. 2-е. М., 2004; Клснсон А."Джон Леннон. М., 2005.
36 Noebcl D.A. The Legacy Of John Lennon: Charming Or Harming A Generation? Nashville, 1982.; Быокенен П.
Дж. Смерть Запада. М., 2004.; Колаковская A. Imagine... Истоки политкорректности // Новая Польша. 2004.
№3.
37 Alarcon R. John Lennon and the sixties// ; Али Т. Леннонизм//
Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 15-19.; Бсицнсн Р. Джон Леннон навсегда. СПб, 1993.;
Хснден Т. Враг государства // Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 111-126.
38 См.: Бокарев В.В. АНТИГОЛДМАН. Критика фальсификаций жизни, творчества и общественно-полити
ческой деятельности Джона Леннона. М., 2008. С. 7-83.
39 Винер Дж. Вместе! Джон Леннон и его время. М., 1994.; Wcincr J. John Lennon Versus The FBI II The Len
non Companion: Twenty-five Years Of Comment / Ed.: E. Thompson, D. Gutman. L., 1987. P. 188-197; Wiener J.
Gimme Some Truth: John Lennon FBI Files. Berkley, 2000.
10 вая база и попытка поставить исследование темы на научную основу в противовес мейнстриму западной историографии - беллетристике.
Вместе с тем монография Дж. Винера «Вместе! Джон Леннон и его время» не лишена существенных недостатков, главными из которых являются ошибки фактологического и концептуального характера, что привело к появлению ряда субъективных трактовок, выводов и историографических ми-
j 40
фов .
Позиции либерального направления за последние десять-пятнадцать лет несколько пошатнулись, тем не менее, оно по-прежнему занимает ведущее место в зарубежной историографии.
Представители консервативного направления основное внимание уделяют критике ленноновского секуляризма и атеизма, пропаганде «Битлз» наркокультуры. В определённой степени данная критика представляется справедливой, хотя и не учитывает эволюции социальных взглядов музыканта в отношении наркотиков в начале 70-х гг. XX в.
Попытка американского проповедника, члена философского общества Д. Нобеля изобразить «Битлз» и Дж. Леннона в качестве секретного оружия пропаганды советского коммунизма по подрыву базисных принципов и традиций западной христианской цивилизации41 является проявлением антиисторизма вследствие политической ангажированности, вопрос о критическом отношении Дж. Леннона к советскому и китайскому опыту строительства социализма в работах Д. Нобеля не рассматривается вообще.
Указание известного американского политического деятеля и публициста П.Дж. Быокенена42 на прямую связь между распространением идеологии секу-лярного гуманизма и общественным идеалом «инстинктивного социалиста» Дж. Леннона, представляется, на наш взгляд, правомерным.
Подробнее см.: Бокарсв В.В. АНТИГОЛДМАН. Критика фальсификаций жизни, творчества и общественно-политической деятельности Джона Леннона, С. 114-117, 137, 174-175.
41 См.: Nocbel D.A. Communism, Hypnotism And The Beatles: An Analysis Of The Communist Use Of Mu
sic, The Communist Master Music Plan. Tulsa (Okla.), 1965.; Nocbel D.A. The Legacy Of John Lennon: Charming
Or Harming A Generation? Nashville, 1982.
42 См.: Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2004. С. 83-84.
Польский философ А. Колаковская43 рассматривает масштабное влияние общественного идеала Дж. Леннона на идеологию и политическую жизнь современности как важнейший негативный фактор, искусство обольщения массового общественного сознания иллюзорными традициями утопического социализма и атеизма.
В целом для консервативной концепции деятельности Дж. Леннона характерны недиалектический подход, политическая тенденциозность, слабая доказательная база.
Представители леворадикального направления отмечают антибуржуазный характер творчества, взглядов и общественно-политической деятельности Дж. Леннона, сделавших «революционного артиста»44 врагом буржуазного государства45, подчёркивают её международный характер, но вместе с тем обходят стороной вопросы о противоречивости воззрений и деяний музыканта, популяризации им в битловский период творчества наркокультуры. Основными недостатками этих работ является декларативность, определенная идеализация Леннона как следствие не всегда критического и одностороннего подхода.
Анализ советской историографии темы исследования показал, что в ряде работ лишь отдельные аспекты творческой и общественно-политической деятельности Дж. Леннона рассматривались в контексте «молодёжной револю-
ции» , освещались некоторые вопросы взаимосвязи рок-музыки и контркультуры.
Колаковская A. Imagine... Истоки политкорректности // Новая Польша. 2004. № 3. С. 3-12.
44 Cadogan P. The Revolutionary Artist: John Lennon's Radical Years. L., 2008.
45 См.: Хендсн Т. Враг государства // Оно Й. Память о Джоне. Екатеринбург, 2007. С. 111- 126.
46 Горский С. Битлы под анафемой // Наука и религия. 1967. № 6. С. 74.; Псревсрзев Л. «Битлз» - лицо и сущ
ность поп-музыки // Музыкальная жизнь. 1968. № 10. С. 22-23.; Он лес. Феномен «Битлз» - взгляд из 1976-го //
Клуб и художественная самодеятельность. 1976. № 1. С. 34-36.; Феофанов О. Музыка бунта // США: эконо
мика, политика, идеология. 1975. №. 7.; Он оісе. Рок-музыка: вчера и сегодня. М., 1978.; Налоев А. Оборван
ная песня Джона Леннона// Анатомия преступлений: ЦРУ против молодёжи. М., 1985.; Феофанов О.А., На
лоев А.Е. Бунтари и конформисты: рок-музыка Запада за сорок лет. Ставрополь, 1989.; Шнсерсон Г.М. Аме
риканская песня. М., 1977.; Багнр-заде А. «Битлз» - навсегда Страницы биографии ливерпульского ансамбля.
М., 1989.; Воробьёва Т.А. История ансамбля Битлз. Л, 1990.; Бондаровскнй Н. The Beatles. 100 страниц.
М.,1991.; Стуруа М. Жизнь и смерть Джона Леннона // Идолы и идеалы. М., 1988.; Кривцов Н. Человек и ле
генда // Молодой коммунист. 1989. № 1. С. 70-79.; Он же. Джон Ленной из Ливерпуля // Наука и религия.
1990. №10. С. 44-47.
Наряду с наличием полезной информации в работах этих авторов присутствовали ошибки фактологического и оценочного характера, вследствие недостаточно профессионального владения источниковой базой и пропагандистской направленности большинства работ.
Современный период российской историографии проблемы: с 1992 г. — по настоящее время характеризуется противостоянием научного 7 и пропагандистского подходов48. Примечательно, что и в российской историографии «молодёжной революции» на Западе вопрос о деятельности Дж. Леннона, ставшей неотъемлемой частью «молодёжной революции», по-прежнему не рассматривается . В тех же редких случаях, когда это происходит, активная общественно-политическая деятельность музыканта, сознательная многолетняя политизация его творчества искажается оценкой «увлёкся политикой»50, т.е. воспринимается вопреки историческим фактам как модное и случайное явление.
Таким образом, в отечественной историографии общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона представлена бессистемно, фрагментарно, её анализ отсутствует или подменяется субъективистскими оценками.
Научная новизна диссертации обусловлена постановкой проблемы, которая недостаточно разработана в зарубежной историографии и по существу не разработана в отечественной историографии. В диссертации решается научная задача — изучение исторического опыта общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона как одного из видных участников «молодёжной революции» в 1966-1973 гг.
Бокарсв В.В. Джон Лешгон: мифы и реальность. М., 1992.; Он же. АНТИГОЛДМАН. Критика фальсификаций жизни, творчества и общественно-политической деятельности Джона Леннона. М., 2008.; On owe. Джон Леннон. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность в период «молодёжной революции» на Западе (1966-1973 гг.). М., 2008.
48 Safonov М. Confessions Of A Soviet Moptop II The Guardian. August 8, 2003.; Михайлов С. Земляничные поляны навсегда. Секретные материалы. 2004. № 12.; Белоусов В.Г. Нисхождение в Эреб. Джон Леннон периода «Битлз». СПб., 2000.; Ткачёв А. Именем Джона // Музыкальная жизнь.2000. № 8. С. 44-46. 49См.: Колбаснна О.В. Молодёжное протестное движение в США (вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов): Автореф.... канд. истор. наук. Краснодар, 2006. 50 Бурова И.И. Две тысяч лет истории Англии. СПб., 2007. С. 530.
Во-первых, в отечественной исторической науке проведён впервые комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона, показано их влияние на молодёжное протестное и контркультурное движение.
Во-вторых, в научный оборот введены архивные и ранее неизвестные отечественной научной общественности источники (автором переведены и впервые опубликованы переводы текстов всех песен Дж. Леннона социально-политической тематики, ряд его политических интервью).
В-третьих, результаты исследования дают возможность существенно дополнить новыми аспектами такие важные темы как история международного антивоенного, молодёжного, правозащитного движений.
В-четвёртых, изучена и критически проанализирована зарубежная историография темы, которая, как и сама тема, оставалась вне поля зрения отечественных историков и представителей других гуманитарных наук.
Положения, выносимые на защиту:
Авторская периодизация и характеристика этапов общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе: хиппистский (1966-1970 гг.) и леворадикальный (1971-1973 гг.).
Эволюция сознания Дж. Леннона от критики христианской церкви и христианского учения к идеологии воинствующего секуляризма и атеизма; лен-ноновская альтернативная система ценностей: нонконформизм, пацифизм, эскапизм, гедонизм, свобода сексуальных отношений, «религия ЛСД» получила широкое распространение в идеологии и практике движения хиппи (вторая половина 60-х гг. XX в.).
Критика Дж. Ленноном маоизма и левацкого авантюризма в период массовых молодёжных бунтов 1968 г. на Западе: песня «Революция» (обе версии), одноимённый киноклип, интервью, открытое письмо английским троцкистам.
В международной антивоенной деятельности Дж. Леннон использовал новые формы борьбы за мир (синтез хэппенинга, эпатажа, политики, рок-
14 музыки и масс-медийного инструментария) и традиционные (марши протеста, антивоенные концерты) как фактор активизации движения против войны во Вьетнаме.
5. Дж. Леннону принадлежит новаторская роль в создании и популяризации
политикл-рока как формы молодёжного антибуржуазного бунта. Обществен
ным идеалом Дж. Леннона являлся идеал всемирной коммунистической циви
лизации на принципах социальной справедливости, равенства, гуманизма и
атеизма (программная песня «Представь» (1971 г.), политические интервью на
чала 70-х гг.).
6. Авторская оценка «леннонизма» как разновидности леворадикальной
идеологии и политической практики начала 70-х гг. XX в., опровергающая_ан-
тиисторические попытки замалчивания и отрицания «революционного» пе
риода в деятельности Дж. Леннона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы, материалы и документы могут быть использованы: 1) при подготовке новых обобщающих трудов, монографий и диссертаций по истории «молодёжной революции» 2) в образовательном процессе для углубления и расширения научных знаний при изучении основных курсов, спецкурсов и факультативов по истории международного молодёжного и антивоенного движений, 3) в общественно-политических и культурных программах средств массовой информации в целях объективной подачи материала.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены автором в десяти научных публикациях, в том числе в трёх статьях изданий, включённых в перечень ВАК РФ51.
С основными положениями диссертации автор выступал на научной конференции «Актуальные вопросы современной исторической науки» (Москва,
51 Бокарсв В.В. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе (1966-1973 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2008. № 2.; Он же. Проблема войны и мира в общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона (1966-1973 гг.) // Вестник Военного университета. 2008. № 2.; Он же. Ирландский вопрос в мировоззрении и деятельности Дж. Леннона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2008. №3.
15 2008 г.) и международной научно-практической конференции «Семья: традиции и современность» (Нижний Новгород, 2007 г.), материалы научных докладов и сообщений автора опубликованы. Общий объём публикаций по теме исследования составляет 50,8 печ.л.
Структура диссертации логически обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
В заключении диссертации представлены обобщённые выводы по теме исследования, определены этапы деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции, раскрываются их характерные черты и особенности, сформулированы научно-практические рекомендации.
Приложение включает справочные материалы, таблицы, схемы, диаграммы, фотодокументы, наглядно характеризующие основные вехи деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции».
Религиозный нигилизм и секуляризм во взглядах и творчестве Дж. Леннона
Современный этап цивилизации характеризуется мощным духовным, культурным, нравственным противостоянием традиционного христианства (и других традиционных мировых религий) и воинствующего секуляризма. Одним из активных участников и адептов воинствующего секуляризма, контркультуры и «молодёжной революции» во второй половине 60-х - начале 70-х гг. XX в. на Западе являлся знаменитый английский рок-музыкант, основатель и лидер ансамбля «Битлз», композитор, певец, поэт и писатель Джон Леннон (1940-1980 гг.).
Цель автора при написании данной главы состояла в том, чтобы проанализировать взгляды, творчество и общественные деяния Дж. Леннона в отношении религии и популяризации ценностей контркультуры, показать их эволюцию, исследовать роль в формировании и распространении идеологии воинствующего секуляризма как антитезы и вызова современной цивилизации, ответить на вопросы как это произошло, почему это произошло, почему произошло именно так, а не иначе, к каким социальным результатам и последствиям привело.
4 марта 1966 г. в лондонской газете «Ивнинг стандарт» было опубликовано интервыо Дж. Леннона журналистке М. Клив, в котором лидер «Битлз» дал свою оценку христианской религии, заявив следующее: «Христианство уйдёт, исчезнет, отслужит. И нечего спорить об этом. Я прав, и время докажет мою правоту. Сегодня мы популярнее Иисуса, и я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. С Иисусом всё было нормально, а вот его ученики оказались людьми недалёкими и заурядными. Именно они исказили христианство, что, по-моему, и ведёт его к гибели»52. 29 июля 1966 г., накануне гастролей «Битлз» в США и Канаде, американский молодёжный журнал «Дэйтбук» опубликовал скандальные цитаты анти-христианского характера из интервью Дж. Леннона «Ивнинг стандарт» . В этот лее день - 29 июля 1966 г. в английской газете «Ныо мыозикл экспресс» появилось интервью с участниками «Битлз», в котором музыканты заявили о своём категорическом отказе совершить гастрольный тур по Южной Африке, мотивируя принятое ими решение невозможностью выступать в стране, где официальной государственной политикой является политика апартеида5 .
Антихристианское заявление Леннона вызвало бурю негодования среди американских христиан, включая и некоторых поклонников ансамбля. Американские гастроли «Битлз» оказались под угрозой срыва. Под реальной угрозой оказались и жизни участников ансамбля, принявших всё же решение не отменять гастрольный тур по Америке.
Проведённый автором историографический анализ показал, что большинство зарубежных и отечественных авторов, разбирая антихристианский инцидент 1966 г., вызванный высказываниями Леннона, подвергают критике не заявления музыканта, а действия верующих христиан. В результате подобной исторической фальсификации под флагом толерантности у читателей создаётся ложное представление о сути произошедших событий.
Пришло время взглянуть на данный вопрос непредвзято, политической или идеологической ангажированности, без лишних эмоций.
При рассмотрении данного вопроса многие авторы руководствовались светским рационализмом, перепутали причину и следствие, а потому не смогли «взять» проблему в целом, а, следовательно, и дать событию адекватную оценку. Влюблённость большинства биографов Леннона в героя своего повествования не имеет ничего общего с научной объективностью и нередко становится причиной искажений и фальсификаций сущности заявлений и поступков музыканта.18
В 1966 г. менеджер «Битлз» Б. Эпстайн, отвечая на вопрос действительно ли «Битлз» популярнее Христа, сказал: «Взгляды Джона Леннона были неверно истолкованы»55.
Текст официального заявления Б. Эпстайна для прессы гласил: «Слова, которые Джон Леннон произнёс более трех месяцев назад в беседе с лондонской журналисткой, были процитированы и истолкованы в отрыве от контекста. Леннон глубоко заинтересован религией, вышеупомянутые слова были сказаны в беседе с представительницей лондонской «Ивнинг стандарт» М. Клив, которая лично знает каждого из «Битлз». Произнося их, Джон имел в виду то, что его удивляет упадок интереса к англиканской церкви, а, следовательно, и к Христу, который наблюдается в последние пятьдесят лет. Он вовсе не собирался возвеличивать славу «Битлз». Он просто отмечал, что, по его мнению, «Битлз» сейчас оказывают большее влияние на молодое поколение»36.
Вопреки заявлению Эпстайна Дж. Леннона отнюдь не удивлял упадок интереса к христианству со стороны молодёжи (кстати, в интервью М. Клив он вообще не упоминал англиканскую церковь — В.Б.). С точки зрения лидера «Битлз», упадок, как и прогнозируемая им гибель христианства, закономерны и неизбежны. Главная причина этого закономерного, на его взгляд, явления заключалась в том, что ученики Христа, которых Леннон назвал «заурядными и тупоумными», якобы исказили христианское учение.
Что же касается тезиса Леннона о том, что среди молодёжи сейчас «"Битлз"» популярнее Иисуса Христа», то, по мысли его автора, он должен был наглядно продемонстрировать тенденцию гибели христианства и переход человечества к постхристианской эре.
Леннону действительно незачем было возвеличивать всемирную славу «Битлз», его мысль была совсем о другом: время христианства прошло, молодёжь уже больше не верит в учение Христа, она верит в ценности контркультуры, которые олицетворял ливерпульский ансамбль. Прилетев в США, Леннон вынужден был принести публичные извинения, хотя сам он никакой вины за собой не чувствовал.
Политизация сознания и творчества Дж. Леннона в период подъёма молодёжного движения на Западе (1966-1968 гг.)
Середина и вторая половина 60-х гг. XX в. ознаменовалась новым явлением в жизни западного общества - выходом на арену общественно-политической борьбы молодёжи, которая заявила о своих правах и выступила с протестом против расизма и войны во Вьетнаме. Молодёжными кумирами тех лет стали рок-музыканты, совершившие революцию в популярной музыке. Во главе музыкальной революции находился всемирно известный английский ансамбль «Битлз», основателем и лидером которого был Дж. Леннон. «"Битлз"» были первыми, кто поразил масштабами своей популярности и спроса»261, - отмечал известный колумбийский писатель Г. Маркес.
К середине 1960-х окончательно утвердился статус бит-группы, который символизировал принцип «делаем всё сами», т.е. молодёжную музыку делают сами молодые. Это был вызов музыкантам-профессионалам и старой традиции, доминировавшей в поп-музыке, когда взрослые профи создавали песни для молодёжи. Молодёжь, как правило, чувствовала фальшь, понимая, что эта, стилизованная под «молодёжную» музыка, не её музыка.
«Битлз» совершили не только революцию в популярной музыке, они стали частью «молодёжной революции». В интервью автору диссертационной работы первый менеджер «Битлз» А. Уильяме подчеркнул, что битлы были «не только музыкантами, они стали родоначальниками социально-культурной революции, они несли в массы свои идеи, нарушали многие установленные в об-ществе традиции и правила, изменили образ жизни молодых людей» .
А. Уильямсу вторит известный английский историк К. Дэниел. В книге «Англия. История страны» Дэниел отмечает, что в середине 60-х «в музыку ворвались такие рок-группы, как «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Ху», которые навсегда изменили вкусы людей. Впервые молодёжь и подростки осознали себя как некую особую целостность со своими законными правами - в том числе правом жить не так, как их родители»263. В художественном фильме «Вечер трудного дня» (1964 г., реж. Р. Лестер) «Битлз» прямо заявили от имени молодого поколения: «У нас тоже есть права»264.
У молодёжи появилось осознание своей общности и необходимости защищать свои права, появилась собственная молодёжная музыка, литература, поэзия, свой кинематограф.
В 60-е годы существенно расширились возможности взаимовлияния и взаимопроникновения молодёжных субкультур. Музыка «Битлз» и рок-музыка в целом выполняли важную коммуникативную функцию для преодоления барьеров в общении между молодёжью Запада и Востока, несмотря на раскол мира в условиях «холодной войны», поскольку добиться тотального контроля в период НТР уже было невозможно.
Песенная музыкальная контркультура превратилась в 60-е г. XX в. в глобальное явление. Во многих странах мира приобрёл широкую популярность образ молодого человека с гитарой - фигуры общенационального и мирового масштаба. Несмотря на различия в музыкальных стилях (рок, фолк, авторская и политическая песня) это были представители молодого поколения, работавшие в песенном жанре, их главным устремлением был протест против общепринятых стандартов, конформизма в творчестве и жизни, их объединяло инакомыслие и инакодействие, т.е. другой образ жизни и общения.
«Шестидесятые годы стали свидетелями молодёжной революции - революции не социальной, а революции образа мышления, - вспоминал Дж. Леннон. — Начала её молодёжь, а затем её поддержало и следующее поколение. «Битлз» были неотъемлемой частью этой революции... В шестидесятые годы мы все плыли на корабле этой революции. Курс - новый мир. А «Битлз» были впе 86 рёдсмотрящими на этом корабле» . Музыка «Битлз» стала консолидирующим символом новых ценностей молодёжи и её протеста против милитаризации общественной жизни Запада как в политической, так и в культурной области.
На политическое сознание молодёжи 60-х гг. значительное влияние оказали такие исторические события как 1) победа кубинской революции 1959 г. и приход к власти молодых революционеров Ф. Кастро, Р. Кастро, Э. Че Гевары; 2) движение за гражданские права чёрных американцев, возглавляемое молодым священником М.Л. Кингом, 3) победа на президентских выборах 1960 г. 43-летнего либерального демократа Дж. Кеннеди и его политическое убийство 22 ноября 1963 г.
Мощным фактором развития молодёжного бунта в западном обществе явилась вьетнамская война как символ старого мира, который угрожал будущему молодёжи. Борьба против агрессии США во Вьетнаме стала составной частью «молодёжной революции».
Впервые к антивоенной теме Леннон обратился летом 1966 г.: во время последних гастролей «Битлз» он нарушил идеологическое табу и публично выступил с осуждением агрессии США во Вьетнаме. Желание выступить с публичным заявлением против войны во Вьетнаме было у «Битлз» и раньше. «Когда мы начали пресыщаться своей славой, мир столкнулся с такой проблемой, как Вьетнам, - вспоминал соло-гитарист ансамбля Дж. Харрисон, - и мы сразу почувствовали, что повзрослели, и поняли, что в жизни, помимо «Битлз», есть ещё много чего»266.
Общественный идеал Дж. Леннона
1971 г. стал переломным в эволюции политических взглядов музыканта, окончательно перешедшего на леворадикальные позиции, об этом свидетельствовали интервью музыканта и его песни.
Воспетый им в песне «Imagine» («Представь», 1971 г.) общественный идеал не был образом британского социализма в духе социал-реформизма, а являлся идеалом всемирной коммунистической и атеистической цивилизации, отражал и развивал традицию утопического социализма и коммунизма. Благодаря самобытной мелодии, оригинальной аранжировке, проникновенно-чувственным вокальным интонациям Леннону удалось создать привлекательный музыкально-поэтический образ коммунистической мечты в противовес буржуазной американской мечте.
Песня «Представь» стала этапной песней в сольном творчестве Дж. Ленно-на. Это был протест против принципов технократического общества, в котором значение человека измеряется в первую очередь его материальным положением; протест против общества, в котором выживает сильнейший за счёт слабого; протест против некрофильской направленности развития цивилизации.
В песне доминировал мотив отречения от существующего мира. Леннон перечисляет черты западной цивилизации - преграды, которые мешают свободному человеческому общению: частная собственность, религия, насилие, раскол общества на сверхбогатых и бедных, алчность, государственные границы, расовые, национальные предрассудки.
Цель Леннона — ни моментальное изменение политической, экономической и культурной систем, а стремление пробудить у людей утерянную ими способность мечтать о другой жизни - о справедливом мире на земле, поверить в мечту и когда-нибудь превратить её в реальность, поскольку несовершенство, несправедливость и антигуманность современной цивилизации ведет её к гибели. Остановить это движение может только радикальный пересмотр самих основ человеческого сознания и существования. У многих людей формируется жизненная установка: не быть, а иметь. «Я не хочу понять другого», потому что «я могу выжить только за счёт другого», при такой жизненной мотивации «другой есть мой конкурент, противник, враг».
Историк Дж. Винер справедливо заметил, что «Представь» «выразила позицию "нового левого" движения, которую пропагандировал Г. Маркузе: потенциальные возможности рабочего класса подрываются репрессивной культурой, поэтому возврат к утопическому воображению - важнейшее условие трансформации общества»478.
Идеи развития воображения и «революции в сознании» были в конце 60-х — начале 70-х чрезвычайно популярны в рядах «новых левых» и сторонников контркультуры. Песня «Представь» отражала и усиливала эту тенденцию в общественном сознании.
«Минусы» текста песни Леннона «Представь» состоят в недостаточной разработанности вопроса о фундаментальных чертах новой цивилизации. Переход к ней Леннон связывал с революцией в сознании, которая позволит пересмотреть человечеству сущностные основы своей жизни, избрать новые ориентиры не как лозунги, что много раз случалось в истории, а как способ и образ жизни.
И в массовом общественном сознании, и в литературе утвердилась традиция рассматривать песню Леннона исключительно как песню о мире, замалчивание её леворадикальной направленности не соответствует реальному идейно-политическому посланию Леннона и его комментариям к содержанию песни.
«Сейчас песня «Imagine» стала настоящим хитом. Это антирелигиозная, антинационалистическая, нетрадиционная, антикапиталистическая песня, но поскольку она «одета» в сладковатую форму, публика её приняла. Теперь-то я понимаю, что надобно делать. Нужно просто сдабривать политическую идею хорошей дозой мёда»47 , - так оценивал Джон свою песню в октябре 1971 г.
Хитрый ленноновский «медовый метод» ввёл в заблуждение часть публики, не сразу заметившей и осознавшей левый радикализм песни «Представь». Среди тех, кто «купился» на «медовый метод», оказались аполитичные меломаны и критики, и даже бывший соавтор Леннона по «Битлз» Пол Маккартни. «Мне нравится «Вообрази себе»... где Джон реализовался в полной мере, - говорил Маккартни в интервью «Мелоди мейкер». - Но в его прочих вещах слишком много политики» .
Леннону трудно было даже «представить» худшую похвалу. В ответном открытом письме Леннон, обрушился на бывшего друга с критикой: «Так что же, ты считаешь «Imagine» неполитической песней? Да ведь это «Герой рабочего класса» в сахаре для консерваторов вроде тебя» . Леннон в данном случае был абсолютно прав. Его песня «Представь » - это политическая песня - песня-вызов, леворадикальный протест против буржуазного общественного идеала. Джон использовал «медовый метод», потому что его сингл «Власть - народу!», хотя имел неплохой успех, однако самых высших позиций в хит-парадах так и не достиг, заняв 7 место в хит-параде Великобритании и 11 позицию в хит-параде CIHA40Z. Леннон извлёк урок: политический рок, облачённый в откровенно красный цвет, отталкивал часть его аудитории, поэтому он и решил «подсластить» новый альбом.
В 1980 г. его мнение было самокритичным: «Даже «Имеджин», на мой взгляд, я слишком подсластил - по вкусу публики. Я небезупречен» .
Песня многим запала в душу, найдя отклик в сердцах слушателей, о чём свидетельствовала её международная популярность. Сингл «Представь» достиг третьей позиции в американском хит-параде484, одноимённый альбом занял первые места хит-парадов в Великобритании (101 неделя - рекордная продолжительность пребывания в хит-параде485) и США (30 недель486).