Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Виды и формы хозяйственной деятельности Царства Мероэ . 32
1. Географическое положение, природа и климат Царства Мероэ 32
2. Система искусственного водоснабжения . 41
3. Земледелие система обработки земли . 46
4. Сельскохозяйственные культуры как основной продукт оседлого населения долины Среднего и Верхнего Нила . 48
5. Благовония, пряности, ценные породы дерева, цветы 53
6. Переработка сельскохозяйственной продукции 55
7. Условия развития и возможности скотоводческого хозяйства 58
7.1. Виды домашнего скота 59
7.2. Транспортные животные 67
8. Присваивающие формы хозяйства и их роль в экономике Мероэ . 70
9. Выводы 78
Глава 2. Ремесленное производство в царстве Мероэ . 81
1. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и производство... 82
1.1. Медь . 82
1.2. Бронза 85
1.3. Железо 89
1. 4. Золото 97
1. 5. Серебро 104
2. Ремесленное производство . 108
2.1 Изделия из камня . 108
2.2. Скорняжное дело 112
2.3. Костяные изделия . 114
2.4. Изделия из дерева и тростника 115
2.5. Строительные материалы и техника возведения сооружений . 117
2.6. Керамика 120
2.7. Фаянс 124
2.8. Стекло 126
2.9. Производство тканей 129
3. Выводы . 131
Глава 3. Товарообмен и торговля Царства Мероэ . 133
I. Торговые взаимоотношения с Египтом . 133
1. 1. Нил как основная транспортная артерия 135
1.2. Предметы экспорта и импорта . 138
2. Мероэ и греческий Египет . 141
2.1. Развитие красноморской торговой трассы 148
2.2. Предметы и организация торговли . 158
2.3. Мероэ и римский Египет . 165
2.4. Основные статьи экспорта и предметы торговли . 170
3. Мероэ и Аксумское царство 178
3.1. Торговые взаимоотношения и борьба за рынки сбыта . 178
3.2. Предметы торговли 181
3.3. Торговые пути . 186
4. Выводы . 191
Заключение 194
Сокращения . 199
Список источников 2 01
Список литературы . 204
Приложение 232
- Система искусственного водоснабжения
- Благовония, пряности, ценные породы дерева, цветы
- Строительные материалы и техника возведения сооружений
- Нил как основная транспортная артерия
Введение к работе
Диссертация посвящена изучению процесса экономического развития Царства Мероэ в VIII в. до н.э. - IV в. н.э.. В указанный период ярко проявились особенности древней Суданской цивилизации, данные о которой дошли до нас благодаря сохранившимся археологическим, эпиграфическим и нарративным источникам.
Главное внимание в работе уделено исследованию структуры экономики: видов хозяйственной деятельности, особенностей ремесленного производства, строительства, торговли, выделению основных товарных групп вывоза-ввоза, а также стран - торговых партнеров Мероэ. Это позволило выявить особенности и уровень развития экономики Царства Мероэ, а также проследить контакты Мероэ с окружающими странами и их влияние на развитие экономики.
Актуальность темы. Расположенное в среднем течении и верховьях Нила древнее Царство Мероэ в период своего наивысшего расцвета достигло высокого уровня развития цивилизации, стало важнейшей составляющей исторического процесса региона и крайним южным маргиналом эллинистического мира. Модель экономики Царства Мероэ периода самостоятельного развития в VIII в. до н.э. – IV в. н.э. и факторы, влияющие на ее становление, надолго определили политический климат в северо-восточной Африке. Однако, несмотря на наличие в российской и зарубежной историографии работ, посвященных истории Мероэ, отдельные проблемы экономических отношений в древнем Царстве Мероэ были лишь частью общих монографий, посвященных другим темам. Задачу исследования экономики Мероэ в целом пытается решить данное диссертационное исследование.
Степень научной разработки проблемы. Проблема экономического развития Царства Мероэ (VIII в. до н.э. – IV в. н.э.) остается одной из наименее изученных в современной историографии. В условиях относительно небольшого объема информации, которая известна ученым о Мероитском царстве, отдельные аспекты его экономического развития и товарообмена затрагиваются в небольшом количестве научных работ, в целом данную тему никто не изучал, и в полном объеме проблемы видов хозяйственной деятельности, ремесла и торговли не были предметом специального исследования. Постоянное появление новых источников в результате археологических раскопок привело к необходимости написания обобщающей работы по экономике древнего Суданского царства.
Цель диссертационного исследования: изучить закономерности и процесс становления и экономического развития Царства Мероэ (VIII в. до н.э. –IV в. н.э.), выявить его всесторонние экономические контакты с сопредельными государствами, а также рассмотреть внутренние экономические процессы и взаимосвязи как основу для развития его торговых контактов со странами Древнего мира.
Задачи исследования.
критически проанализировать различные имеющиеся на сегодняшний день источники и историографические оценки экономического развития Царства Мероэ;
выявить структуру экономики и закономерности экономического развития Мероитского царства;
рассмотреть важнейшие торговые пути, связывавшие Царство Мероэ с торговыми партнерами;
показать динамику роста производства и внешнеторговых связей Мероэ с окружающими странами - Древним Египтом, включая греко-римский период, Аксумом.
Объектом исследования являются различные исторические свидетельства структуры экономического развития Царства Мероэ (VIII в. до н.э. –IV в. н.э.) и его торговых контактов с соседними государствами - анналы царей древнего Судана, археологические источники, полученные в ходе продолжающихся до настоящего времени археологических раскопок и нарративные свидетельства современников.
Предметом исследования являются структура экономики Мероэ – виды хозяйственной деятельности, их эволюция и приспособляемость к окружающей среде, а также развитие торговых отношений.
Теоретико-методологической основой настоящей работы является комплексное использование принципов и методов исследования современной исторической науки. В числе главных методов исследования - сравнительно-исторический, историко-типологический методы и метод исторической ретроспективы. Основополагающим принципом является системно-исторический подход.
Хронологические рамки исследования охватывают период с VIII в. до н.э. – IV в. н.э. Данный хронологический отрезок, выбранный для исследования, позволяет рассмотреть развитие экономики Мероитского царства в исторической перспективе, увидеть эволюцию всех характерных для нее процессов и явлений. В это время, освободившись от власти Египта, древнесуданское царство получило возможность самостоятельно развиваться, демонстрируя порой уникальные возможности приспособления человека к окружающей среде.
Научная новизна. Данная работа является первым целостным, комплексным исследованием хозяйства и торговли Царства Мероэ с VIII в. до н.э. – IV в. н.э. в российской и зарубежной историографии.
На основе сравнительного исторического анализа всей совокупности имеющихся источников автором впервые в специальной литературе реконструирована экономика страны и дана целостная концепция экономического развития древнего Мероэ.
Впервые комплексно исследованы уникальные достижения в системе водоснабжения страны, их роль в возможности расселения человеческих коллективов в разных климатических зонах страны и видах хозяйственной деятельности.
Выявлены механизм действия и специфика присваивающих форм хозяйства в экономике Мероэ, роль и значение факторов торговли в исторической эволюции древнесуданской цивилизации.
Автором предложена модель экономического развития Мероэ демонстрирующая уникальный вариант приспособляемости человеческого коллектива к природным условиям окружающей среды, и возможности внутреннего обеспечения отраслей экономики.
В данной работе доказано, что Царство Мероэ было экономически полностью независимым, самообеспеченным, а внешние экономические и торговые отношения выполняли вспомогательную роль, не являясь источником получения всего необходимого.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы специалистами для дальнейшей разработки указанных проблем, а также в процессе преподавания общих и специальных курсов по истории древнего Востока, в особенности по истории Древнего Судана и Египта, источниковедению, истории культуры, при ведении семинарских занятиях по общим и специальным курсам и в научной работе со студентами.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложениях даны хронологические таблицы и карты, переводы отрывков из анналов древнесуданских царей и сочинений античных авторов, в которых имеются сведения, относящиеся к исследуемой теме, а также фотографии и краткое описание предметов материальной культуры, выявленных в результате археологических раскопок, большинство из которых хранится в различных музеях мира. Даны также фотографии, сделанные автором в 2012 году, в ходе исследования различных археологических объектов Судана.
Апробация выводов. Основные положения диссертационного исследования были представлены на всероссийских и международных конференциях: конференции «Теория и практика актуальных исследований» (15 мая 2013), и в семи статьях опубликованных в научных изданиях, в том числе три статьи, опубликованные в изданиях ВАК. Отдельные положения данной диссертационной работы были проверены и нашли свое подтверждение в период работы совместной российско-итальянской археологической экспедиции в Абу Эртейла (Судан) в 2012 г., в которой автор принимала участие.
Источники. Для осуществления поставленных задач были привлечены надписи на царских стелах, в которых имеются сведения о видах и организации экономики царства Мероэ. Главной задачей при их подборе было выявление наиболее полного круга доступных источников, их адекватный перевод, анализ и комментарии. Отбирались источники, современные изучаемым событиям, и с этой целью в работе использованы стелы периода от до Настасена. Данные этих источников и сравнительного исторического анализа близкой Мероэ культуры древнего Египта позволили реконструировать многие аспекты хозяйственной деятельности и торговли. В отдельных случаях, для выяснения истории вопроса, закономерности явления автор обращалась к сохранившимся древнеегипетским памятникам, при необходимости также к памятникам греческого и римского периодов. Многочисленные надписи и изображения на царских стелах стали важными свидетельствами экономического развития царства Мероэ – выращиваемых здесь сельскохозяйственных культур, поголовья скота, видов ремесел, товаров и торговых путей.
Авторские сочинения исторического и географического характера античных авторов - Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Гелиодора, хотя и снабженные большим количеством интересных исторических, географических и этнографических сведений, подвергнуты проверке и сопоставлены с письменными и изобразительными свидетельствами, сохранившимися в древнесуданских источниках.
В работе использованы данные археологических экспедиций, работающих в Судане, которые постоянно публикуются в журнале «Kush», который издается в Хартуме с 1953 года, а также в публикациях «Meroitica» (Германия). Часть полевого материала была собрана автором, принимавшем участие в работе археологической экспедиции в Абу Эртейла. Данные этих источников, использование метода исторической ретроспективы и сравнительного исторического анализа древнего Египта позволили реконструировать многие аспекты хозяйственной деятельности и торговли. Важную информация по последнему периоду существования царства Мероэ дали также надписи аксумского царя Эзаны.
Суммируя обзор источников, следует подчеркнуть, что содержащийся в них материал дает возможность реконструкции видов хозяйственной деятельности по анналам царей, которые были обязаны организовывать регулярные поставки в храмы продовольствия, одежды, строительных материалов и предметов роскоши, а также подносить дары/дань правителям стран, окружавших Мероэ. Списки этих подношений являются основным источником для реконструкции многих видов хозяйственной деятельности, что оказалось возможным после сравнительного анализа полученных данных и их сопоставления с известными к настоящему времени исследованиями типологически близкой Мероэ культуры Древнего Египта.
Большую помощь автору оказали непосредственные наблюдения за современной жизнью суданской деревни, а также собранный в ходе опросов материал о древних и современных хафирах, искусственных сооружений для хранения дождевой воды, которые сыграли большую роль в организации хозяйства и расселений человеческих коллективов в древности.
Обзор историографии. В работе прослежены основные этапы становления историографии Мероэ с первых десятилетий XX века. Во многих работах того времени внешне египтоподобный облик цивилизации Древнего Судана, невозможность прочтения мероитских надписей были причиной того, что на десятилетия в европейской историографии закрепились неверные концепции о решающей роли Египта в развитии Мероэ, чему во многом способствовала точка зрения Гастон Масперо, который предположил, что Напатское царство основали потомки фиванских жрецов, охарактеризовав при этом последующее культурное развитие Напатско-Мероитского царства как вырождение египетской цивилизации.
После огромной масштабной кампании по спасению памятников Нубии, которым грозило затопление водами Асуанской плотины, с конца 60-х годов исследование Мероэ выходит на новые рубежи. Во Франции при Сорбонне (Париж) под руководством проф. Ж. Леклана и в Германии при Университете им. А. Гумбольдта (Берлин) под руководством проф. Ф.Хинце были созданы специальные центры по изучению древнесуданской истории и культуры, увеличилось число археологических экспедиций в Судане. Начинается издание специальных журналов - периодической серии «Meroitic Newsletter» (Франция) и «Meroitica» (Германия). Исследователи этих центров впервые стали рассматривать древний Судан как самостоятельное явление в истории, а не как варваризированный придаток культуры Древнего Египта. Однако, основное внимание французских исследователей было сосредоточено на изучении мероитского языка и попытках его дешифровки, публикации памятников, результатов археологических раскопок в Саи и Седеинга и материалов международных научных конференций. В издании «Meroitica» были опубликованы различные статьи и монографии с участием ученых разных стран мира, главным образом по результатам археологических раскопок в Мусавварат эс Суфра и Мероэ и сборники трудов конференций. При этом проблемы экономического развития не стали объектом отдельного исследования.
Третий такой центр по изучению древнего Судана был учрежден в СССР под руководством И.С. Кацнельсона в 1970 г. И. С. Кацнельсон опубликовал много научных работ по истории Нубии и Куша, в которых затрагиваются отдельные проблемы исследуемые в данной работе. По результатам обобщения всех известных данных по истории развития Напатско-Мероитского царства в 1970 г. Кацнельсон И.С. предложил новую оригинальную концепцию роли и места этого государства в системе древневосточных обществ. В его монографии отдельная глава посвящена экономике, где он выделяет основы экономики страны земледелие и скотоводство и главные источники богатства - благородные металлы.
Выступая против ограничения мероистики рамками только Напатско-Мероитского царства, т.е. от освобождения Судана от господства Египта и до падения Мероитского царства, И.С. Кацнельсон предлагал понимать под ней «комплексную дисциплину, изучающую историю, историю культуры и религии, археологию, филологию и т.д. Куша с додинастической эпохи Египта до завоевания его Аксумом». Основанное им научное подразделение организовывало тематические конференции и издало 5 сборников «Мероэ».
В 1996 году была опубликована монография Д.Велсби, в которой отдельная глава, посвященная экономике, носит обзорный характер. В главе используются только некоторые археологические свидетельства о культивации основных сельскохозяйственных культур, подчеркивается огромное значение появления сакие и даны краткие сведения об обработке металлов, строительных материалах и транспорте. Данные анналов царей и античных авторов не анализируются. Не затрагивается проблема значения хафиров, основных предметов экспорта и их роли в экономике страны, не исследуются специфика торговых отношений и ремесленного производства.
Несомненную помощь в работе над диссертацией оказала монография Хаким А.А. (1988), где содержится описание многих архитектурных комплексов Мероэ, а также статьи Э.Е.Кормышевой (1989), Г.М.Бауэра (1985), С.Я. Берзиной (1977), Ф. Хинце (1968). Важное значение для данного исследования имеют работы, посвященные Аксумскому царству, которое сыграло большую роль на последней фазе существования Мероэ. Это прежде всего работа Ю.М.Кобищанова (1966), позволяющая понять внутреннюю структуру и механизм функционирования основных составляющих этой цивилизации, а также работа Г.Хатке (2013), где автором изложены оригинальные точки зрения на историю развития взаимоотношений Аксума и Мероэ.
Обзор историографии показывает, что, несмотря на публикации монографий, серий специальных сборников Мероэ, которые издавались в России, Германии и Франции и других странах, проблемы экономического развития Мероэ рассматривались только в отдельных главах монографий И.С.Кацнельсона (1970), Д.Велсби (1996), в меньшей степени также в работах В.Адамса (1977) и Аркелла (1961), посвященных истории древнего Судана. Все названные выше исследования не были сфокусированы на изучении экономического развития Царства Куш и действовавших там товарно-обменных и торговых отношениях. Эти работы не включают тот обширный археологический материал, который сегодня имеется в распоряжении исследователя, в их задачи не входил комплексный анализ источников. В данной работе была поставлена задача восполнить образовавшийся научный пробел и постараться воссоздать модель экономического развития Мероэ путем анализа и сопоставления всех видов сохранившихся источников с использованием современной методики исследования.
Система искусственного водоснабжения
Естественное орошение и удобрение за счет разливов Нила должно было способствовать развитию земледелия в Судане, как это имело место и в Египте, вследствие существования единой для всех территории гидроморфологической системы. Однако, как и в Египте, без технологической революции, дополнительно обеспечивавшие плодородие почвы,85 а также дающие возможности пастбищно-лугового хозяйства,86 развитие производящих форм хозяйства на уровне, который демонстрирует Мероэ, вряд ли было бы осуществимо. Приобретение таких навыков в древнем Судане, как и в Египте, представляло собой революционную технологию.87
Следы искусственного орошения отмечаются в Куше со времен Среднего царства (начало 2 тыс. до н.э.), однако, прослежены в Керме, которая к тому времени сохраняла еще свою независимость от египтян.88 Вне сомнения, эта система должна была получить дальнейшее развитие и совершенствование в период египетского господства над древним Суданом, равно как и система измерения уровня воды в Ниле (ниломеры), теряющая смысл, если ее не использовать по всему течению реки. В Египте существовали специальные чиновники, которые наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. По всей вероятности такие же работы проводились и в Мероэ. Как и в Древнем Египте, в Мероэ, должен был существовать специальный календарь разливов Нила, от которого зависел цикл проведения сельскохозяйственных работ. Ряд археологических данных свидетельствует о создании специальных систем водоотвода от естестенного водного потока. Одна из таких систем известна в царской резиденции Мероэ, где вода поступала по трубам под давлением, образуемым различными высотами из Нила в царские бани,89 обеспечивая крупнейший город водой. Аналогичные системы были обнаружены в Мусавварат эс-Суфра, где отверстия трубы были зафиксированы в Малом сооружении над фундаментом здания.90Остатки системы водоснабжения, по структуре сходные с описанными выше, были найдены в 2013 году в Абу Эртейла,91 в последних двух случаях источником воды было течение вади. В Мероэ были созданы различные искусственные сооружения для хранения дождевой воды в засушливое время года,92 которые давали дополнительные хозяйственные возможности. Обитавшее здесь население получало воду не только из реки, но и из глубоких колодцев и естественных резервуаров, которые образовывались в расщелинах скал «галта».93 Уникальным явлением в хозяйстве древнего Судана были хафиры – большие земляные насыпи, обычно округлой формы, открытые в направлении стока дождевой воды с холмов и предназначенных для ее сбора и хранения на последующие 2 или более месяцев с целью дальнейшего использова-ния.94 Хафиры были найдены при большинстве Мероитских храмов и поселений и прослеживаются повсеместно южнее линии Сеннар – Джебель Мойа. В некоторых случаях засвидетельствовано сосуществование галта и хафира, как, например, недалеко от Абу Делейк.95 Они могли обеспечивать и храмы, и окружающие поселения водой для хозяйственных, культовых и повседневных нужд. Один из таких хафиров, диаметром около 232 метров, был обнаружен в северо-восточной стороне от места раскопок Российско-итальянской археологической экспедиции в Абу Эртейле (см. Карта. 4). Изнутри он был выложен черным камнем (см. Рис. 1). По-видимому, в период Мероитского царства этот хафир предназначался для хранения дождевой воды и для ее использования для питья людей и животных, а также для омовения жрецов, служивших в храмах. В настоящее время, по свидетельству жителя деревни Абу Эртейла Ахмеда Али, этот хафир используется только для водопоя скота. Хафир расположен к северо-востоку от обнаруженных здесь остатков храма и окружавших его жилых построек, относящихся к мероитскому периоду, и являлся общим для Абу Эртейлы и Аулиб (расстояние менее 1 км). В настоящее время эта местность, некогда расположенная в Вади Хавад, по своей растительности относится к Сахаро–Сахельскому типу. В районе Бутана встречается достаточно много древних хафиров. Несколько из них, относящихся приблизительно к I в. н.э., были найдены в районе Мусаварат эс-Суфра96 (см. Рис. 2). Все они отличались по своей глубине и ширине. При их строительстве использовались камни, песок, мелкий гравий. В Нага также обнаружены остатки древнего хафира (см. Рис. 3), который находится вблизи храма львиноголового бога Апедемака, а также храма Амона. Хафир был сооружен на рубеже нашей эры при царице Амани-тере и царе Натакамани (2 г. до н.э. – 23 г. н.э.); в его постройке были использованы большие черные камни, добывавшиеся в местных карьерах, которые хорошо удерживают воду на поверхности и препятствуют ее испарению.97 Расположенное в русле Вади эль-Хавада древнее поселение База имело храм и хафир. В 1907 г. Е. Кроуфут обнаружил там девять статуй львов, четыре из которых располагались у входа в храм, а пять стояли вокруг хафи-ра, как-будто охраняя его.98 На одном из них было обнаружено имя Амани-хабале, что дало основание для датировки сооружения серединой I в. до н. э.
Далее к востоку в Умм-Сода находится еще один из хафиров, также окруженный семью каменными статуями львов. Целая сеть хафиров была создана южнее линии Сеннар – Джебель Мойя.99 Некоторые из хафиров существуют вплоть до настоящего времени, но в отличие от древности при их строительстве применяют цемент и другие современные материалы (см. Рис. 4). Хафиры, как и галта, были характерны только для Мероитского царства, в древнем Египте таких водосберегающих сооружений не было, чему, скорее всего, способствовал иной климат. Это позволяет считать хафиры одним из важнейших технологических инноваций древнего Судана и важным свидетельством его высокого культурного развития.100 С их помощью в районе 4-6 порогов даже при обмелении Нила бли достаточные площади земель, пригодных для жилья, хафиры использовались для снабжения населения водой, а также обеспечивали нужды храмов при проведении религиозных церемоний. Существование водосберегающих сооружений в древнем Судане служили не только земледельческому населению. Эта технологическая инновация способствовала возможности расселения человеческих коллективов скотоводов на достаточно удаленном от долины Нила пространстве пустыни. Она же создавала условия и возможности полу-оседлых поселений, типичных для ведения сезонно-цикличного земледелия и отгонного скотоводства.
Орошение пахотных земель в Царстве Мероэ производилось при помощи шадуфов и саккие, вращаемых буйволами,101 которые были известны и в Египте. Используемые в достаточно длительный период мероитской истории водоподемные сооружения с помощью специальных лопаток поднимали воду и переносили ее не более чем на 3 метра, что позволяло орошать прибрежные районы площадью от половины до двух третей феддана (0.21-0.28 га).
Саккие как более совершенные приспособления для орошения, появившиеся в средних течениях Нила в I в. н.э., оказали существенное влияние на сельскохозяйственный потенциал Мероэ.102 Они представляли собой вертикальные деревянные колеса,103 которые вращали буйволы, поднимавшие через серию передач по специальным веревкам горшки (см. Рис. 5), наполненные речной водой, на 3-8 метров. Гелиодор писал, что «в хозяйстве эфиопов были быки», «что помогают при обработке земли». (Heliodoros, X. 4, 1; 5, 2; 6, 5). Вполне возможно, Гелиодор имел ввиду также, в том числе их применение для вращения шадуфов и саккие. Современные оценки относительной эффективности саккие в сравнении с шадуфом, как ирригационных устройств, позволяют говорить о существенном увеличении количества земель, которые могли быть использованы для сельскохозяйственной деятельности. Однако и до времени распространения саккие в анналах царей упоминаются самые разные виды селскохозяйственных культур, свидетельствующие о развитом хозяйстве, которое эти технические устройства могли еще больше усовершенствовать. Существование всех этих источников сбережения воды и их разумное использование должны были предполагать наличие организации в государственном масштабе для обеспечения такой деятельности, был необходим контроль, который должен был быть обеспечен храмом или общиной поселенцев, однако, точных данных на этот счет нет.
Благовония, пряности, ценные породы дерева, цветы
Страна Куш издревле славилась ценными благовониями, необходимыми для религиозных церемоний. Куш являлся основным источником поставок этих товаров в Египет еще с 3-го тыс. до н.э.145 Попытки египтян культивировать благовония на своей территории (в частности при царице Хатшеп-сут (1490-1468 гг. до н.э.)146) оказались неудачными. Природные же условия в Мероэ для выращивания благовонных растений были благоприятны.
Как предмет ритуалов и церемоний благовония использовались в храмах Куша. В стеле Пианхи упоминается, что царь дал храму мирру (ароматическая смола, ладан).147 В стеле Тахарки из храма (Т) в Кава (685 г. до н.э., Хартум 2678) говорится о том, что царь подарил храму 15 мер ладана,148 высушенную смолу,149 56 деревьев.150 Можно предположить, что это были кустарники благоворий, которые содержались в храмовом саду. На стеле говорится о кустарнике акации, из которой получали сушеную камедь.151 Танутамон на своей стеле (664 г. до н.э.) сообщает, что он подарил богу мирру,152 и другие хорошие вещи.153 В cтеле Хорсиотефа говорится, что царь дал храму 200 дебен154 мир-ры155 и 3 сосуда, наполненных ладаном, и миррой,156 он подарил храму 6 мер ладана.157 Настасен также подарил храму ладан,158 3 хеката мирры.159 Помимо этих ценный для культовых церемоний благовоний к предметам собирательства обратить внимание на эбеновое дерево, которое упоминается в качестве дара в cтеле Хорсиотефа.160 Как и благовония и экзотические животные эбеновое дерево вследствие своих природных свойств высоко ценилось и использовалось для изготовления предметов роскоши, поставлялось на внешний рынок.
Важную роль в культовых церемониях играли цветы, выращиванием и охраной территорий их произрастания также должны были заниматься специальные чиновники. В Мероэ могли существовать специальные участки для сбора лотосов и лилий. Это видно по изображениям на керамических сосудах II-III вв. н.э. – расписному растительному декору из цветов лотоса и лилий161 (см. Рис. 10). На стеле царя Ариамани из храма Кава (XV), III в. до н.э. говорится о том: что он подарил храме 100 лотосов».162 Нильский лотос,163 как свидетельствуют источники, имел в Мероэ сакральное значение, его изображения часто встречаются на различных архитектурных сооружениях164 (см. Рис. 11 а, б), и особенно в орнаментах колонн храма Апедамака в Нага165 (см. Рис. 12), также на найденном фрагменте колонны из Абу Эртейла (см. Рис. 13), имеются они и на керамике, цветы лотоса из фаянса служили амулетами. Добычу благовоний и ценных растений в Мероэ вряд ли можно отнести только к собирательству, как одной из присваивающая форм хозяйства, скорее всего, были организованы плантации в местах, наиболее благоприятных для произрастания благовоний, которые должны были находиться под контролем царской администрации, являясь важными предметами торговли, хотя прямых сведений об этом в источниках не сохранилось.
Как свидетельствуют надписи царских стел, найденных в Мероэ, в древнем царстве Куш имела место активная переработка земледельческой продукции. Из винограда и фиников изготовлялось вино, из зерновых - пиво, хлеб. Геродот рассказывает о том, что царь Камбис отправил посланников в Эфиопию, и передал дары эфиопскому царю: кувшин финикийского вина. (Herod, III. 20). «Когда зашла речь о вине, и он узнал о способе его приготовления, чрезвычайно обрадовался напитку». (Herod, III. 22).
Обработка винограда известна с глубокой древности, виноград, очевидно, разводили и в северных областях Куша. Так косточки винограда были обнаружены среди останков местных жителей, чьи погребения датируются IV тысячелетием.166 На существование виноградарей и садовников среди других лиц, работающих в храмовом хозяйстве, указывает Декрет Сети I из Наури.167 В интересующий нас период вино упоминается в стеле Тахарки. В его надписи из Кавы говорится, что в 10-й год его правления было выжато вино из виноградников этого города.168 Известно, что Тахарка похвалялся тем, что вино города Кава более качественное, чем из оазиса Бахария в Егип-те.169 Бассейн для выжимки вина был найден к югу от храма Тахарки.170 Характерно, что в нижней цистерне стояли две амфоры для вина. Найденный пресс во многом напоминает греческие прессы для вина IV в. до н.э..171 Ти пично древнесуданские наборы из сосудов для возлияний и фильтры находят в нубийских погребениях даже VII в. до н.э.,172 куда они помещались в качестве ритуальной утвари. Посуда с сетчатым фильтром и кувшин были также найдены в других ранних мероитских гробницах. Они служили для подачи вина.
Вино входилo в число основных жертвоприношений богу. Оно часто упоминается в качестве ежедневного и праздничного жертвоприношения, как погребальное приношение, как жертва, как напиток и как получаемая дань. Стела Тахарки из храма Т в Кава (685 г. до н.э., Хартум 2678) содержит текст: «принесите вино для Амона, который дал жизнь»,173 на стеле в Напате изображен царь Тахарка, подносящий богу Амону Ра одной рукой чашу вина, а другой - белый хлеб. В числе подношений богу от царя Иерике - Аманоте также было вино.174 Сохранились сведения, что и позднее в Северной Нубии вино было обычным напитком нобатов и блеммиев. Из надписи Эзаны известно, что вино пили и бега.175 Помимо вина в Мероё в число жервоприношений первостепенного значения, особенно повседневных, входили, хлеб и пиво. Так, Танутамон на своей стеле (664 г. до н.э.) сообщает, что он подарил богу хлеб и пиво,176 а также дал им хлеб, пиво, и другие хорошие вещи.177
Строительные материалы и техника возведения сооружений
Архитектура достигла в городах высокого уровня развития (см. Рис. 81 а, б). Остатки былого величия Мероитского царства повсеместно встречаются в местах археологических раскопок (см. Рис. 81 в, г, д).540 В архитектуре материализовались культурные ценности мероитского народа, его религиозные концепции, социальная иерархия и исторические традиции.541 В Мероэ активно велось строительство.542 Даже беглый взгляд на археологическую карту Древнего Судана подтверждает существование в Мероэ многих населенных пунктов, в числе которых несколько десятков городов. Как сооружения общественного характера, так и некоторые жилые кварталы в городах возводились из камня и кирпича. Просторные храмы и дворцы там украшены многочисленными рельефами, сложными по композиции и изощренным деталям. Это засвидетельствовано археологическими раскопками остатков различных сооружений и стел.543 Каждый жилой дом имел несколько комнат. Часто в жилых постройках использовалось пальмовое дерево. Как писал Страбон, «жилые дома в городах построены из переплетенных кусков пальмового дерева или из кирпичей» (Strabo, XVII. 2, 2). Постройки же простого населения строились из тростника, также были и палатки из кожи 544 животных.
Раскопки в Анибе свидетельствуют, что дома строились квадратной или прямоугольной формы из глиняных кирпичей, при этом для последующего нанечения на них декора, а также защиты от воды применялась побелка.545 О высокой степени развития строительного ремесла в стране и способности властей привлечь к строительству квалифицированных ремесленников также говорит передвижной дворец Кандаки, продемонстрированный ею Александру Македонскому во время его прибытия в Мероэ.546 Сохранившимися примерами мастерства древних строителей являются каменные храмы Амона и Исиды в Мероэ и Львиный храм в Мусавварат эс-Суфре547 (см. Рис. 82). Использование камня в изготовлении изделий культового назначения храмов и дворцов в Мероэ548 (см. Рис. 83) определило развитие ремесленных специализаций связаннных с каменной кладкой и резьбой по камню.
Подавляющее большинство общественных зданий в стране было сделано из белого песчаника,549 отдельные элементы их архитектурного оформления сохранились до настоящего времени. Так, из песчаника был сделан весь комплекс Мусавварат эс-Суфра,550 в Нага551 (см. Рис. 84), часто встречаются сооружения с использованием обожженного и сырцового кирпича552 (см. Рис. 81). Это, в частности, сооружения, найденные в Абу Эртейла553 (см. Рис. 81 г, д), где был большой комплекс, включающий храм, а также прилегающие к нему с северо-востока хозяйственные и иные помещения из сырцового кирпича. Характер сохранившейся части стен показывает продольно-поперечную кладку из сырцового кирпича с заполнением пространства тем же материалом.554
В качестве материала при постройке одного и того же сооружения использовался как обожженный красный кирпич, так и сырцовый кирпич, что в целом характерно для сооружений Мероитского царства. Как строительный материал обожженный кирпич известен в Центральном Судане с мероитского периода.555 Развитие металлообрабоки привело к возможности использования в качестве строительного материала, так называемого железистого песчаника (ferricrete),556 образующегося в результате цементации гравия окислившимися растворами железистых солей. Недалеко от сохранившихся храмов и крупных сооружений находились каменоломни (например, Джебель Макбор, Джебель Аб Шаар557). (см. Рис. 85) и карьеры песчаника, откуда поступал необходимый для строительства материал. Таким образом, наличие строительного камня определяло его широкое использование в древних постройках.558 Большая строительная деятельность велась при Тахарке. В Напате, у Джебель Баркала, при нем продолжались работы в храме В 506, который в конце концов стал частью значительно более обширного храмового комплекса (В 505 – В 507). Там же были сооружены два новых храма (В 200 и В 300).559 Тахаркой был построен храм в Санаме (Восточный берег Нила), усиленное строительство велось и в Гематоне (Каве), о чем свидетельствуют и надписи и исследованные археологами храмы, для сооружения и украшения которых, как полагает И.С. Кацнельсон, направлялись из Египта ремесленники и художники.560 Работы этих мастеров учитывали и местные традиции с определенными корректировками и дополнениями. Об использовании белого известняка в строительстве храмов свидетельствуют и надписи на царских стелах. Стела Тахарки содержит запись об использовании мероитами для постройки храма прочного белого камня561 (см. Приложение III.2.4. C. 250-251). Стела Танутамона описывает, как царь строил в храме новую веранду из камня, накладывая по ее поверхности слой золотого сплава.562Аналогичную надпись содержит и стела царя Аспелты (593 – 563 гг. до н.э.) из храма Амона в Джебель Баркал (конец VII в. до н.э.): «царь построил храм для бога в южной и северной земле.563 Он построил пирамиды из белого камня (песчаника).564
Нил как основная транспортная артерия
Удаленное от других современных ему цивилизаций Древнего мира, но находящееся на пересечении маршрутов движения сухопутных караванов из глубины Африки к Красному морю, а также перевозящих по Нилу грузы судов, Мероэ превратилось в центр торговли Восточного Средиземноморья с другими районами Африканского континента.645 Главным торговым путем был путь по Нилу. Страбон сообщает, что «эфиопы вовсе не плавают по Красному морю» (Strabo, XVII. I, 5), а также о том, что «озеро (Мареотида) наполняется водой по множеству каналов, проведенных из Нила, как с верховьев, так и со стороны притоков; через эти каналы ввозится гораздо больше товаров, чем с моря» (Strabo, XVII. I, 7). Это подтверждает, что количество товара, доставляемого в Египет по реке, больше, чем доставляемого по морю. Путь по Нилу был наиболее удобным, однако уже в древности Нил был судоходен не на всем своем протяжении. Многочисленные пороги, водовороты и стремнины на некоторых участках порогов оказывались почти непреодолимыми. Поэтому для улучшения судоходства требовалось сооружать обводные каналы.646 Кроме того, Нил образовывал огромные излучины, значительно удлиняющие путь, а само течение Нила между 2-м порогом и Напатой пролегало по одной из самых жарких пустынь мира. Два больших изгиба русла в области между Вади-Хальфой и современным городом Шенди, заставляли путешественников избирать древнюю караванную тропу, ведущую через плоскую, продуваемую жгучим ветром, пустыню.
Для доставки товаров в караванах использовались сначала ослы, но все чаще в I в. до н.э. в торговых караванах для доставки грузов наряду с ослами использовались верблюды (дромадеры),647 это позволяло увеличивать объемы перевозимых товаров. Так, изображения верблюдов с поклажей встречаются в мероитских пирамидах уже с рубежа нашей эры. Сами вьючные животные также являлись предметом торговли. По Нилу плавало много разных типов судов – папирусных лодок, изготовленных из связок стеблей этого растения, до сложных торговых и боевых кораблей с каютами и рядом весел. Такие суда использовались в повседневной жизни и в ритуале. В последнем случае суда с одним рядом весел по обоим бокам, перевозившие переносной алтарь бога, изображены даже на керамике. При транспортировке грузов использовались как небольшие легкие лодки (Strabo, XVII. I. 49, 50), так и суда римского типа с высокими бортами.648 В самой маленькой лодке помещалось два человека; в лодках большего размера, где связывали вместе несколько слоев вязанок папируса, могли размещаться несколько пассажиров и даже одно крупное животное. Стебли папируса были прочно связаны веревками, на них иногда клали плетеную циновку из камыша, обычно на таких лодках плавали по мелководью рыболовы и охотники, отталкивая шестами или гребя короткими веслами с широкими лопастями. Нос лодки находился на уровне воды, а корма высоко поднималась над рекой: таким образом, лодка беспрепятственно плыла вперед, и ее можно было легко столкнуть с песчаной отмели.649 О хорошей осведомленности современников об этом маршруте известно и по сообщению Плиния, «Тимосфен, префект флота Филадельфа, сооб-647Save- щает, без указания расстояния, что от Сиены до Мероэ 60 дней пути» (Pliny, VI. 183). Исключительную роль в торговле приобрели города Кава и Санам, через которые проходил торговый путь по пустыне между 3-м и 4-м порогами Нила, позволяющий избежать ветры, которые дуют в пустыне между Напатой и Даббой. Военная сила и политическая организация нубийцев позволяла нейтрализовать угрозу, представлявшую для караванов со стороны обитавших в пустыне кочевых племен скотоводов, и контролировать маршруты вдоль Нила до Египта. Малейшее их ослабление тотчас сказывалось на безопасности торговых путей. Вполне вероятно, что именно к этой дороге относятся слова Стра-бона, заимствованные им у Артемидора: «Скорые путешественники совершают путь от Мероэ до этого моря в пятнадцать дней» (Strabo, XVI. 4, 8). О пути из Напаты к побережью, занимающем три дня говорит Плиний (Pliny, VI. 189). Можно предположить, что он шел, очевидно, от Нага и, возможно, проходил несколько севернее Мусавварат эс-Суфры. Однако путь по Красному морю отстоял далеко от поставщиков основных торговых центров, а караванные дороги, связывавшие долину Нила с побережьем, проходили через безводную и жаркую Восточную пустыню. Кроме того, морской торговый путь по восточно-африканскому побережью мог быть только сезонным, т.к. зависел от муссонов, и был намного более опасным с точки зрения технической оснащенности, особенно период времени, когда побережье Красного моря только начало осваиваться и изучаться. В силу этого основной торговой трассой во все времена оставался путь по Нилу. Нубия приносила Египту высокие доходы. Размеры получаемой добычи из Нубии не имеют равных ни в одной из других областей, связанных с Египтом. Не случайно именно Нубия оставалась во все времена главным объектом экспансии Египта и главным направлением его политических интересов.650 Из Нубии египтяне получали золото и, в меньшем количестве, серебро. Об этом свидетельствуют надписи египетских фараонов.651 Интересы Египта в Нубии хорошо отражены в египетских источниках Нового царства. Предметы, доставляемые как дань, соответствуют в целом ассортименту товаров, которые стали основными в торговых отношениях, потому что по-прежнему вызывали интерес и желание окружающих народов их приобрести. Согласно изображениям в гробнице Рехмира из Нубии привозили эбеновое дерево, слоновые бивни, шкуры леопарда, живых животных – жирафов, гепардов, бабуинов. Из Нижней Нубии данники несли золото, гнали скот.652