Содержание к диссертации
Введение
Источники и историография
Источники. с. 17
Историография проблемы социально-политического развития и торговли средневекового Дубровника . с. 35
Ссылки и примечания к главе I. с.
ГЛАВА II. Особенности социально-политического развития дубровника и его округи В XIII -первой половине XV века
1. Расширение территориальных владений Дубровника изменения в социальной структуре села и города.
2. Эволюция политической власти: путь территориальному государству .
Ссылки и примечания к главе II.
Повседневная жизнь города и общественно-политическое сознание горожан
Право как фактор социализации городского общества в средние века (по материалам Дубровника XIII - XV веков). с. 106
Роль праздников в консолидации населения города . с. 128
Дубровник в середине XV века: общественно политическое сознание горожан в трактовке современников. с. 140
Ссылки и примечания к главе III. с. 159
Торговля и ее организация в дубр0внике XIII - первой половине XV века
Торговля в Дубровнике в XIII - первой половине XV века. с. 164
Социальная структура торговли и виды торговых объединений в Дубровнике. с. 184
Ссылки и примечания к главе IV. С.215
ГЛАВА V. Рост купеческого капитала в дубровнике и его влияние на городское производство в XIV - первой половине XV века
1. Рост купеческого капитала в Дубровнике в XIV - начале XV века. с.222
2. Купеческий капитал и мелкотоварное производство в Дубровнике в XIV - первой половине XV века. с.240
3. Купеческий капитал и ранняя мануфактура в Дубровнике XV века. с.258
Ссылки и примечания к главе V. с.277
Роль торговли и купеческого капитала дубровника в социально-экономическом развитии сербии и боснии в XIV - первой половине XV века
Проникновение купеческого капитала Дубровника в горнометаллургическое производство Сербии и Боснии, Торгово-предпринимательская деятельность дубровчан в Сербии и Боснии и предпосылки формирования внутреннего рынка в этих землях.
Ссылки и примечания к главе VI.
Заключение
Библиография
- Историография проблемы социально-политического развития и торговли средневекового Дубровника
- Эволюция политической власти: путь территориальному государству
- Роль праздников в консолидации населения города
- Купеческий капитал и мелкотоварное производство в Дубровнике в XIV - первой половине XV века.
Историография проблемы социально-политического развития и торговли средневекового Дубровника
Книга восьмая включает законы, являвшиеся дополнением ко всем предыдущим книгам. Часть из этих законов была направлена на совершенствование судебного аппарата и устранение возможности посторонним лицам оказывать влияние на вынесение судебных решений. В книге появилось большое количество законов и постановлений, регулирующих отношения в сфере торговли. Они уточняли права и ответственность лиц, входивших в торговые общества и имевших совместные долговые обязательства. Как правило, законы защищали интересы владельцев имущества - кредиторов, продавцов недвижимости, товаровладельцев; в постановлениях напоминалось, что все договоры, обязательства должны регистрироваться в нотариате, поскольку нотариальная карта была официальным документом. Коммуна карала за употребление неточных мер и весов и подтверждала наличие особых весовых единиц при взвешивании драгоценных металлов и жемчуга. Для пресечения краж в виноградниках коммуна использовала старый обычай круговой поруки: если не находился виновник нанесенный ущерб восполнялся всеми жителями того района или острова где это произошло. Упрочился статус женщины - жены Известно что в Дубровнике жены принимали активное участие в торгово-предпринимательской деятельности мужей. Согласно новому постановлению правительства имущество мужа после его смерти переходило к жене и никаких дОУГИх тзаспорядителей имуществом не предусматривалось
Повысилось внимание правительства к учету доходов и расходов коммуны: казначеи должны были представлять князю и Малому совету отчеты о состоянии коммунальной казны. Политика контроля за ростом имущества церкви в этой книге проявилась достаточно выразительно: законы запрещали передавать земельные владения - в виде дарений и по завещаниям - любым церковным структурам Дубровника, церковь могла получить только денежный эквивалент даримого. Рост земельных владений церкви в городе и его округе резко ограничивался. Новыми по содержанию в восьмой книге были также законы о наказаниях фальшивомонетчиков, о противопожарной безопасности в городе, о вооружении моряков и кораблей.
Из краткого изложения содержания Статута и его дополнений ясно, что в них заключен богатый материал для изучения социально-экономического и политического развития Дубровника в XIII - начале XV века.
Статут свидетельствует о высоком уровне правового мышления его создателей, в нем отразилась многосторонняя будничная жизнь города, миропонимание и самосознание горожан. В принятых законах и постановлениях проявилась политика правящего патрициата, его стремление усовершенствовать административный аппарат, защитить личность и имущество горожан, поддержать развивающуюся торговлю, создать правовую основу для кредитно-денежных отношений и выработать механизм кредитования.
В отличие от статутов Задара и Сплита3, статут Дубровника еще не подвергался серьезному и всестороннему исследованию как памятник правовой мысли и исторический источник. Существует небольшое количество работ, посвященных общей характеристике Статута и отдельных видов права как его составной части . Однако интерес к этому древнему памятнику не угасает, о чем свидетельствует последнее издание Статута в переводе на сербохорватский язык с предисловием известного исследователя А. Цвитанича .
«Книги реформации» (Libri Reformationum) - весьма обширный по объему и разнообразный по содержанию источник, охватывающий постановления трех государственных органов Дубровника - Большого и Малого советов и Сената. С начала XIV в. и до 1415 г. все постановления так или иначе записывались в общую книгу, затем каждый правительственный орган до падения республики в 1808 г. заносил свои решения в отдельную книгу. Первые регулярные записи появились в 1301 г. Дубровницкий ученый XVIII в. Д.М. Ма-теи был знаком с протоколами заседаний советов и Сената за 1301-1305 гг. и сделал из них обстоятельные выписки. Позже эти протоколы были утрачены. Самые древние записи, дошедшие до наших дней, относятся к 1306 г., начиная с которого решения за многие годы сохранились полностью, за исключением записей за 1318, 1325-1343, 1353-1355, 1359-1360 гг., которые целиком отсутствуют.
Во второй половине XIX в. И. Гельцих при содействии Югославянской Академии наук в Загребе издал на латинском языке в пяти томах Книги ре-формаций с 1306 г. и до конца 70-х годов XIV в.6
В середине XX в. эта работа была продолжена М. Диничем, который собрал и опубликовал на языке оригинала в двух томах реформации 80-х годов XIV в. Оба тома сопровождены небольшими предисловиями и к каждому приложены Index personarum и Index locorum. Первый том охватывает период с 1380 по 1383 гг., второй - с 1384 по 1389 гг. Открывается каждый том списком имен дубровницких князей, которые избирались в эти годы и исполняли свои обязанности в течение одного месяца. Никаких дополнительных комментариев эти два тома, как и тома предыдущего издания, не содержат.
В «Книгах реформации» можно встретить решения и постановления, имеющие силу закона, различные объявления, исходившие от Малого совета и князя, предписания послам, должностным лицам и комиссиям, списки новоизбранных членов Малого и Большого советов, финансовые отчеты, заявления о происшествиях в городе и др. Они содержат данные о функциях государственных органов, о ремесле, его видах и организации, о торговле и торговых связях, о распределении земли между различными слоями населения Дубровника, о внешней и внутренней политике, о роли патрициата в управлении коммуной и др.
Эволюция политической власти: путь территориальному государству
Развитие средневековых далматинских городов во многом напоминало развитие итальянских городов: в Далмации так же, как в Италии, формирование феодальных отношений происходило синтезным путем, т.е. на основе синтеза варварских (в данном случае - славянских) и римских элементов, с преобладанием последних в самих городах и их ближайших округах - в социальной структуре ранних городов, в формах собственности и т.д. Но полного совпадения в ритмах развития далматинских и итальянских городов не было и не могло быть: многие факторы обусловливали локальные различия городской жизни одного и того же региона.
Однако итальянским городам, их связям с сельской округой в отечественной историографии уделено значительно больше внимания, чем городам далматинским, специфика аграрных отношений которых остается не вполне ясной.
Широко известные исследования Л.А. Котельниковой, и в частности ее статья об итальянском городе раннего средневековья и его роли в процессе генезиса феодализма1, в определенной мере облегчают изучение далматинских городов, по аграрной истории которых самой крупной работой в отечественной историографии остается книга М.М. Фрейденберга о деревне и городской жизни в Далмации XIII-XV вв.2 В этой книге автор попытался на широком круге источников - статутов, реформации, нотариальных актов и су 73 дебников обычного права - проследить формирование феодальных отношений и генезис вотчины в северной и средней Далмации. По мнению М.М. Фрейденберга, далматинская деревня долго сохраняла архаические черты в виде различных общинных организаций. Но городские коммуны и рынок оказывали разрушительное влияние на общинный строй деревни и под воздействием города менялся характер поземельных отношений в Далмации.
В отличие от югославских историков - Д. Роллера, Т. Раукара, И. Лучи-ча - М.М. Фрейденберг не сомневается в феодальной природе двух основных форм поземельного держания в пригородной зоне Далмации - кметства и колоната, хотя и признает специфику последнего.
Но проблема взаимовлияния города и деревни, изменения социального строя далматинского города под воздействием поземельных отношений в деревне автором не затрагивалась. И кроме того М.М. Фрейденберг не обращался к материалам по истории Дубровника и его округи.
Итак, применительно к Дубровнику можно поставить следующие вопросы, требующие, на наш взгляд, специального рассмотрения. Насколько необходимо было для небольшого города, каким являлся Дубровник в XIII в., присоединение новых сельскохозяйственных районов, расширение его округи? Как изменились экономика и социальная структура села под воздействием города? Какие реальные отношения скрывались подчас за древними формами договора об аренде? Какое значение для экономического и социально-политического развития самого города имело присоединение новых земель и создание обширного дистрикта?
Не претендуя на подробное освещение всех перечисленных вопросов, мы попытаемся проследить взаимосвязь города и его округи на материалах Дубровника XIII - начала XV в. по двум направлениям - социально-экономическому и политико-правовому, а также еще раз вернуться к определению характера господствующих поземельных отношений в дубровницком дистрикте. Период с 30-х гг. XIV в. по первую четверть XV в. в истории Дубровника предоставляет, на наш взгляд, наиболее благодатный материал для решения поставленной задачи: в течение этих лет создается широкий дубровницкий дистрикт и устанавливаются его окончательные границы.
Первоначальная дубровницкая округа - Астарея, бедная по своим почвам, оставалась и самой маленькой по сравнению с округами других далматинских городов: ее области Жупа, Шумет, Риека, Затон, Груж и полоска земли у городских стен простирались на 20 км в длину и 5 км в ширину и состав-ляли всего 8271 га . С ростом и развитием города скудость его земель и недостаток продовольствия ощущались все больше. Земля в Астарее принадлежала горожанам, самой Коммуне и церкви. Источники от XI - начала XIII в. так малочисленны, что аграрный строй Астареи в ранний период можно представить лишь в общих чертах.
Структура землевладения и формы землепользования в Астарее вплоть до начала XIV в. почти не поддаются определению через классические категории и понятия зрелого феодализма. Здесь не было условного землевладения, источники не содержат следов существования на светских землях хозяйственных комплексов типа вотчины.
Самыми распространенными формами землепользования оставались: 1) собственное хозяйство землевладельца и 2) свободная аренда. Хозяйство мелких и средних землевладельцев - ремесленников, розничных торговцев, лиц неопределенных занятий - составляло клочок земли, обрабатываемой, как правило, собственным трудом и иногда трудом сезонных наемников - laboratores. Хозяйqтвo сравнительно крупных землевладельцев, в том числе и церкви, представляло особый вид господского хозяйства, прежде всего небольшого по размерам и отличавшегося по своей структуре и происхождению от домениальных земель западноевропейского типа. В источниках собственное хозяйство землевладельцев обозначалось термином «carina»4. Если в дистрикте Задара господское хозяйство - «згон» - было основано на пашенном земледелии и выращивании злаковых культур, то в дубровницкой Астарее царина как господское хозяйство состояла из виноградников, чаще всего небольших размеров, обрабатывавшихся трудом рабов, вольноотпущенников и свободных laboratores. Большинство лиц, вынужденных заниматься земледельческим трудом, проживали в городе .
Вторая известная форма землепользования - свободная аренда, истоки которой, по мнению Й. Лучича, восходят к римскому колонату . Древним видом аренды была натуральная издольщина, о которой упоминает Статут 1272г.; позже, с XIV в., утверждается и становится господствующей аренда из половины урожая .
Термин «колон» для обозначения свободного арендатора в Дубровнике применялся очень редко. И тем не менее арендаторы Астареи, обрабатывавшие виноградники из доли урожая, в общедалматинском смысле были колонами - Астарея представляла собой тот пригородный пояс земель, где наряду с другими поземельными отношениями существовал и колонат. Арендные договоры могли заключаться между жителями города, принадлежавшими к одному и тому же или к различным городским сословиям, между горожанами и сельскими жителями, не имевшими или имевшими недостаточное количество своей земли и т.д. . К сожалению, социальный статус контрагентов, вступавших в договор об аренде земли, не был предметом детального рассмотрения, и социальная характеристика колонатных отношений в дубровницкой Астарее может быть дана в общих чертах. Д. Роллер и И. Лучич склоняются к мнению, что отношения скрытые за арендой в Астарее не носили характера феодальной зависимости арендатора-колон9 .
Роль праздников в консолидации населения города
Высший и низший аппараты коммунальной администрации выполняли основную повседневную службу городского муниципалитета. Каждый служащий имел свои обязанности, и в их клятвах, наряду с обещаниями честно и добросовестно исполнять все законы и предписания, перечислялись конкретные дела, которые им были поручены. Кроме того в статьях Статута предусматривались типичные ситуации, которые могли привести к нарушению служебного долга, и определялась мера наказания.
Особенно много постановлений было вынесено по поводу деятельности высших должностных лиц - судей, адвокатов, камерариев (казначеев) Коммуны.
Судьи клялись судить по законам Дубровника, не брать взяток за судебные дела, не откладывать злоумышленно их рассмотрение и не ходить пить и есть с кем-либо, кто подлежит их суду, пока не окончится суд . Судьи должны были работать и в воскресенье - по разбору дел и защите интересов жителей островов, крестьян и чужеземцев. В восьмую, дополнительную книгу Статута вошло постановление, учитывающее интересы земледельцев. В нем сказано, что если дело будет о виноградниках, землях, оградах, находящихся за городом стоимостью до 10 перперов, судьи обязаны отправиться за город для осмотра и проведения суда . Более серьезные дела рассматривались непосредственно в Курии с участием не только судей но и советников.
Судьи не могли отсутствовать в Дубровнике в течение более одного месяца, за это им грозило увольнение с должности.
Поскольку некоторые судьи оставались небезупречны в отношении взяток, законодателям пришлось вписать в восьмую книгу Статута специальное постановление о том, что судья не должен получать что-либо за суд от любого лица, «...и кто нарушит это, уплачивает за каждый случай штраф в 100 перперов и лишается права далее занимать какую-либо должность» . Суровость наказания говорила сама за себя.
Демократизм общественной жизни в Дубровнике проявился более четко, чем в некоторых других городах Далмации. В отличие от Сплитского статута в Дубровницом статуте не было прямых указаний на неравенство сословий перед законом11. В клятве судей, записанной в 1272 г., содержался примечательный момент, свидетельствующий о правовом равенстве горожан любого сословия (кроме рабов). Там говорилось, что если какой-нибудь мужчина или какая-нибудь женщина совершат преступление, за которое они должны потерять жизнь или изменить свой образ жизни, судья должен судить добросовестно, согласно тяжести преступления. Никаких оговорок, учитывающих сословную принадлежность виновного здесь не записано12.
В клятвах адвокатов содержались обещания не принимать подарков от подзащитных, не разделять с ними застолье, не выступать в защиту своих родственников, не поощрять ложных клятв в суде и выступлений лжесвиде-телей . В постановлении об адвокатах от 1283 г. снова проявлено стремление к социальной справедливости: «Желая, чтобы при разборах дел и тяжб, проводимых в Курии, каждый имел возможность добиться своих прав без обременения необычными расходами... постановляем и решаем: что любое лицо никоим образом или способом не должно давать или получать по случаю проведения судебного дела ... в нашей Курии больше одного денария за каждое судебное дело»14. И если адвокат Курии нарушит это постановление то уплачивает за каждый случай штраф в 100 перперов Коммуне и более не может занимать какую-либо должность.
Строжайшие постановления были вынесены по поводу служебных обязанностей камерариев. Уже в их клятве содержится целая программа по ограничению расходов Коммуны и сохранению ее имущества. За доходами и расходами следил Малый совет во главе с князем. Без Малого совета князь во время своего правления только один раз мог получить от камерария сумму до 10 перперов на расходы Коммуны. Более высокими суммами он мог распорядиться только совместно с Малым советом . В течение первых трех дней каждого месяца князь и Малый совет заслушивали отчеты камерариев о доходах и расходах Коммуны. Камерарий и двое советников, в свою очередь, должны были требовать отчет об имуществе Коммуны с тех, кто получает и расходует коммунальные средства. Статут предписывал, чтобы тот, кто избран на коммунальную должность, оберегал и охранял все деньги и имущество Коммуны, никому эти деньги не одалживал и не использовал в своих интересах. Его обязывали давать отчет перед камерариями и по их требованию в течение трех дней предъявить все, что принадлежит Коммуне. Кто нарушал это постановление и был изобличен в укрытии денег или имущества, уплачивал штраф в четырехкратном размере и в будущем не мог занимать никакой коммунальной должности16.
Как и для чиновников высшего ранга, для рядовых служащих Коммуны все их обязанности были четко определены в Статуте. В клятвах заготовителей и продавцов общинной соли, хранителей точных весов и мер, управляющих доходами церкви св. Марии, надзирателей, пресекавших контрабандную доставку вина в Дубровник, распределителей зерна жителям города и округи, ремесленников всех ремесел, капитанов кораблей и матросов, собирателей пошлин и податей, ночных сторожей содержатся обещания ревностно и честно выполнять предписанные обязанности и защищать интересы Дубровника.
Таким образом идея необходимости исполнения законов и служения на благо родного города, присутствующая в каждой клятве, не оставалась мертвой буквой правового кодекса, а доводилась до сознания всех должностных лиц и жителей Дубровника.
Купеческий капитал и мелкотоварное производство в Дубровнике в XIV - первой половине XV века.
Чтобы успешно проводить внешнюю политику, Дубровник должен был быть прекрасно осведомлен обо всем, что происходило в окружающем мире и особенно на Балканах. Речи, произнесенные Диверсисом в соборе св. Марии, как нельзя лучше говорят об исключительном внимании дубровницкого правительства к событиям в соседних землях и попыткам Венгерского королевства организовать сопротивление турецким завоевателям. Например, по вопросу о захвате турками Смедерева — важного стратегического пункта и хорошо укрепленной крепости — Диверсис, выступавший от лица Сената, занял особую позицию: если в некоторых политических кругах склонны были винить Альберта в падении Смедерева, то Диверсис последовательно опровергает это мнение и считает, что венгерский король сделал все в течение 1439 г., чтобы помочь Смедереву дать отпор туркам148. О стремлении Дубровника поддержать Альберта посильными ему средствами свидетельствуют и подлинные документы: в письме к Альберту от 17 января 1439 г. Дубровник предостерегал венгерского короля — «По имеющимся у нас данным султан изо дня в день увеличивает свое огромное войско и очень тщательно вооружает сЬлот который намеревается направить по Дунаю затем пОДТЯНУТЬ его к землям Венгерского королевства Т Тель султана если представится возможность ограбить население королевства))
Восхвалению политики патрициата посвящена 15-я глава четвертой части «Описания Дубровника» — «Каким образом дубровчане сохраняют свое спокойствие и независимость без войны»150. По словам Диверсиса, Дубровник очень заботится о поддержании мира и согласия со всеми, действуя по необходимости расчетом, деньгами и терпением. Даже в случае столь необходимого для Дубровника расширения своей территории и присоединения новых областей дубровницкое правительство прибегало к дипломатическим переговорам, которые могли идти с перерывами очень долго, и затем оплачивало эти приобретения солидными суммами из коммунальной казны. Диверсис не скрывает своего восхищения по поводу того, что Дубровнику без какого-либо оружия и обмана удалось подчинить своей власти население и земли соседних властителей — Конавли, Сланское приморье. И как истинный итальянец он восклицает: «О если бы этого обычая придерживались правители и коммуны Италии, ее не раздирали бы постоянные конфлик-ты» 51.
Итак, Филипп де Диверсис, состоявший на службе у Дубровницкой коммуны и мечтавший добиться расположения Сената, в своем "Описании Дубровника" сумел выразить сословное самосознание дубровницкого патрициата и некоторые идеологические принципы, лежавшие в основе внутренней и внешней политики патрицианской элиты. К самым знатным и влиятельным кругам дубровницкого патрициата в XIV - XV вв. принадлежали члены нескольких родов: Гучетичи, Гундуличи, Буничи, Соркочевичи, Джурджевичи, Менчетичи, Цриевичи. Это они получали огромные доходы от торговли и удерживали в своих руках политическую власть на протяжении двух веков152.
Другой интересующий нас автор — Бенедикт Котрульевич — был представителем самых известных родов пополанов, куда входили, кроме Котрульевичей, Налешковичи, Латиници, Ветрановичи, Држичи153. Они приобрели благодаря посреднической торговле огромные состояния, но не были допущены к политической власти своего родного города, т.е. в Дубровнике к середине XV в. уже сложился пополанский слой, жаждущий почестей и власти. Пополаны стремились сравняться с патрициями в образе жизни, обычаях, образованности. Котрульевичи были преуспевающим родом. Отец Бенедикта — Яков — был послом и оратором Дубровницкой республики в Неаполитанском королевстве. Бенедикт стоял у истоков гуманистической культуры Дубровника, был младшим современником Диверсиса. Долгое время Бенедикт находился в Неаполе при дворе Альфонса I и затем Фердинанда I. Ему были известны нравы и обычаи Италии, торговые дела Венеции, Флоренции, Каталонии с Барселоной, Константинополя. Знание торговых путей
Средиземноморья делало его специалистом международного класса. Свои торговые дела Бенедикт Котрульевич вел в Каталонии и других арагонских владениях, в Неаполе. Одно время неаполитанский король делает его своим послом в Рагузе и Боснии. Главное сочинение Б. Котрульевича «О торговле и совершенном торговце» — плод раздумий многоопытного торговца и дипломата — было закончено в Неаполе в 1457 г.154 Этот трактат касается только одной темы — торговли и торговцев — ив нем рассматриваются три вопроса: 1) в чем состоят наука и искусство торговли; 2) каким должен быть настоящий торговец, т.е. крупный, знаменитый — торговец glorioso; 3) место крупного купечества в городской жизни, во всем государстве и даже во всем мире.
Торговля предстает в сочинении Котрульевича занятием необходимейшим и возвышенным. И. Н. Голенищев-Кутузов в своей работе о дубров-ницком купце показал его широкую гуманистическую образованность, выявил близость представлений Б. Котрульевича о богатстве и способах обогащения представлениям известного итальянского гуманиста Джованни Ручел-лаи. Социальную позицию Котрульевича Голенищев-Кутузов определил в общих чертах, увидев в его трактате «противопоставление буржуазии феодальному классу»155. На наш взгляд, основная идея трактата более конкретна и значительна. В своей торговой практике Котрульевич был связан не только с итальянцами но и купцами самых разных стран Европы и Востока. В трактате он выступает от лица всего купечества (купечества всех стран) и обращается ко всему купечеству. Такое обобщенное восприятие купечества и его задач в трактате делает это сочинение единственным в своем роде для XV в. На основании этого трактата можно уже говорить о формировании самосознания купцов-капиталистов и зарождающейся буржуазии.
Остановимся на том, каким, по мнению автора, должен быть настоящий торговец. Ведение торговых дел, — сказано в трактате, — необходимо превратить в искусство. Для этого купец должен получить самое лучшее образование, т.е. иметь все необходимые знания для практической деятельности и овладеть многими науками, которые возвышают человека над толпой, делают его философом в кругу философов, оратором и историком среди ораторов и историков и т.д. Ум торговцев должен быть гибким и быстрым, одежда — скромной, но отвечающей хорошему вкусу, манеры — изысканны и солидны, купец должен держать себя как равный в различных кругах общества . Но самая важная мысль трактата заключена в следующих словах: «От купцов проистекает разнообразие ремесел. Они побуждают государство увеличивать площади посевов, умножать стада, развивать мореходство, разрабатывать земные недра; они дают государственным таможням все новые и новые доходы; они же предоставляют заработок неимущим и благодаря им рас-тет и увеличивается богатство государств и республик» . В сравнении с этой своеобразной одой всему купечеству бледнеют восхваления Диверсисом патрицианской замкнутости. В словах Котрульевича недостаточно видеть только стремление высшей буржуазии XV в. сравняться с феодальной знатью по богатству и образованности ибо КОУПНОЄ купечество начинает уже пре-тендовать на первое место в государстве и обществе И эти претензии дополнялись деловой хваткой и жизненной энергией восходящего класса. «Смело борись с фортуной призывает автор не дай себя победить ТОЛЬКО "Че лОВЄК КсіЛКИЙ сіМ себя делает несчастным»158.