Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые воззрения Жана Бодена Баязитова Гульнара Ильгизовна

Политико-правовые воззрения Жана Бодена
<
Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена Политико-правовые воззрения Жана Бодена
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баязитова Гульнара Ильгизовна. Политико-правовые воззрения Жана Бодена : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Тюмень, 2006.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/699

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Текстологический анализ «Шести книг о Республике» Жана Бодена 27

1.1. Жизнь и деятельность Жана Бодена 27

1.2. Политико-правовые категории «Шести книг о Республике» 34

1.3. Категория «государство». Вариативность перевода трактата 38

1.4. Представления о власти 50

1.5. Носитель верховной власти 58

1.6. Категория «право» и «правовые отношения» 62

1.7. Структура бюрократической власти 68

Глава II. Суверенитет: эволюция категории и концепции 75

2.1. Римские правовые понятия imperium upotestas в концепции суверенитета Жана Бодена 82

2.2. Концепция абсолютной власти в трудах французских конституционалистов начала XVI века и идея абсолютной власти ЖанаБодена 95

2.3. Споры о суверенной власти во французской политической мысли конца XVJXVI века 111

Глава III. Гармоническая справедливость 131

3.1. Неоплатоническая модель монархии во французском королевстве в середине XVI века 133

3.2. Арифметическая и геометрическая справедливости, согласно Аристотелю и Бодену 138

3.3. Наследие Платона в политической теории Жана Бодена 146

Заключение 162

Список использованных источников и литературы 166

Приложения .- 182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На протяжении XVI века события, происходившие в нескольких странах континента, вызвали социальную, религиозную и институциональную трансформацию в обществе. Французское королевство явило собой классический пример таких изменений. Вся вторая половина XVI века проходила под знаком религиозных войн, будораживших не только столицу, но и периферию. Так или иначе, в них было втянуто практически все население страны. Религиозный раскол породил глубокое размежевание внутри нации и, в итоге, усилил тенденции к складыванию такого политического феномена как французский абсолютизм. В связи с этим исследователи говорят о религиозных войнах 1562-1598 гг. как о главном катализаторе появления политических теорий в 70-90 гг. XVI века во Франции.1

Безусловно, развитие общественного и политического мышления невозможно рассматривать вне эпохи и вне . контекста, ограничиваясь, по словам Ю. П. Малинина, «сферой чистого сознания». Формирование политических идей происходит в определенном пространстве и времени, с определенными политическими условиями, обычаями, традициями и нравственными установками. На сознание авторов, как правило, влияет профессиональная принадлежность и политическая культура, сложившаяся к данному моменту в государстве.

Юридическое образование во Франции XVI века a priori сообщало принадлежность к той интеллектуальной среде, где чаще всего рождались политические теории. Однако их появление невозможно связать лишь с действием обстоятельств. Такой взгляд стал бы излишним упрощением в исследовании истории мысли, поскольку нередко идеи зарождаются гораздо

1 Moreau-Reibel J. Jean Bodin et le droit public compare dans ses rapports avec la philosophic de
l'histoire. P., 1933. P. 135; Salmon J. H. M. Bodin and the Monarchomachs II Verhandlungen der
internationelen Bodin Tagung in Miinchen. Munchen. 1973. P. 359.

2 Малинин 10. П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции XIV-XV
века. СПб., 2000. С. 4.

5 раньше, чем происходят те или иные события, часто лишь ускоряющие оформление этих идей в полноценную и законченную теорию. «Шесть книг о Республике» французского юриста, государствоведа и историка Жана Бодена -это сочинение, ярко демонстрирующее взаимовлияние, которое оказывают идеи и политические реалии друг на друга.

Личность и мировоззрение Жана Бодена нередко рассматривались с различных, порой противоречащих друг другу точек зрения. Интеллектуал, близкий по своим взглядам гуманистическим кругам, сочетающий средневековые суеверия с верой в прогресс человеческого разума - это лишь некоторые ипостаси, мыслителя.1 Часто в литературе имя Бодена связывают с феноменом абсолютизма, провозглашая его предтечей, автором абсолютистской теории,2 а иногда даже «непримиримым поборником абсолютизма».

На наш взгляд, политическую теорию Жана Бодена невозможно изучать односторонне, утверждая или опровергая природу происхождения его фундаментального сочинения и степень приверженности его «абсолютизму». Нужно исходить из личных убеждений автора, который стремился при осмыслении реальности охватить все достижения существовавшей до него и современной ему политической мысли, а также права и создать универсальную модель государства, учитывающего, прежде всего, внутреннее своеобразие французского королевства. Реализм, декларированный самим Жаном Боденом в «Предисловии» и идеализм, от которого он желал избавиться в своем сочинении, представляют два основных направления, которые необходимо учитывать при изучении наследия французского мыслителя. На это указывает его понятийный аппарат, который наряду с общеизвестными и традиционными терминами и определениями, принятыми традиционно в политических

1 Бобкова М. С. Жан Боден и его трактат «Метод легкого познания истории» // Боден Ж.
Метод легкого познания истории. М., 2000. С. 338-339.

2 Franklin J. Н. Jean Bodin et la naissance de la theorie absolutiste. P., 1973. P. 111-112.

3 Skinner Q. The Foundation of Political Thought. Vol. 2. Cambridge, 1978. P. 284.

сочинениях, содержит качественно новые термины, хотя и переработанные на основе древних понятий.

В современной историографии появляются работы, указывающие роль символического в сознании людей позднего средневековья и раннего нового времени, нередко выражавшиеся лингвистически, в виде метафор. Политико-правовые воззрения Жана Бодена нуждаются в исследовании, основанном на критическом подходе к концепциям и лингвистическим конструкциям

мыслителя, учитывающем новые подходы в данной проблематике.

Объектом исследования является общественно-политическая мысль Франции

XVI века.

Предметом исследования выступают политико-правовые воззрения Жана

Бодена. Под политико-правовыми воззрениями понимается комплекс

политических и правовых идей, институциональных моделей и политической

»

терминологии.

Цель работы состоит в реконструкции основных компонентов политического

и правового сознания Жана Бодена. Необходимо оценить то влияние, которое

на них оказали предшествующие политические теории и правовые доктрины,

поскольку многие в том или ином виде нашли отражение в сочинениях

мыслителя.

Задачи исследования. Поставленная цель предполагает решение следующих

исследовательских задач:

анализ политической терминологии «Шести книг о Республике» - основного политического сочинения Жана Бодена;

реконструкция политико-институциональной модели «Республики»;

1 Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 2002; Ямпольский М. Физиология символического.
Книга 1. Возращение Левиафана. М, 2004.

2 Десимон Р. Политический брак короля с республикой во Франции XV-XVIII вв.: функции
метафоры // Анналы на рубеже веков - антология. М., 2002. С. 169-193.

3 Cosandey F., Descimon R. L'absolutisme en France: Histoire et historiographie. P., 2002. P. 40-
44; Десимон P. Политический брак короля с республикой во Франции XV-XVIII вв.:
функции метафоры // Анналы на рубеже веков - антология. М., 2002. С. 169-193; Хэншелл Н.
Миф абсолютизма. СПб., 2003. С. 145-148.

выявление концептуальных истоков идеи суверенной власти в римском, каноническом праве и в политических трактатах XVI века;

изучение идеи гармонической справедливости в трудах древнегреческих философов и в сочинениях Жана Бодена.

Источникоеая база работы. Следуя цели и задачам исследования, мы выделяем две группы источников, используемых в ходе работы. Во-первых, труды Жана Бодена; во-вторых, сочинения и нормативные акты, которые выступают источниками для самого Бодена.

В качестве основного источника данного исследования используется политико-правовой трактат Жана Бодена «Шесть книг о Республике» («Les six livres dc la Republique»). Этот труд считается одним из основополагающих работ Бодена, поскольку именно в нем нашла наиболее полное выражение его политическая теория. «Шесть книг о Республике» являют собой одновременно пример и типичного для своей эпохи и в то же время оригинального по высказываемым в нем мыслям сочинения.

«Шесть книг о Республике» впервые вышли в свет в 1576 году в Париже в типографии Жака Дю Пюи (Jacques Du Puys), второй выпуск того же издания вышел в 1577 году. Эта типография повторила издание трактата девять раз. Из них два раза на латинском языке: «De Republica libri sex, latine ab auctore reditti» (1586, 1591) и семь на французском: «Les six livres de la Republique» (1577, 1578, 1579, 1579, 1580, 1583, 1583). Издания Жака Дю Пюи были законными, имели авторское разрешение. Кроме того, имеется еще шесть его выпусков (emissions), которые являлись переизданием, предыдущих изданий без авторской правки. Другой издатель, Габриель Картье (Gabriel Cartier), выпустил пять изданий «Шести книг о Республике». Первое было выпуском пятого издания, сделанного у Жака Дю Пюи. Самостоятельные издания Габриеля Картье были сделаны в Париже в 1580 году, в Женеве в 1593 году, в 1599 году, в 1608 году.1 Самостоятельные издания отличались оригинальной авторской

Lenger М.-Т. Les edition anciennes de la Republique de Bodin conserves dans les bibliotheques beiges. Bruxelles: van Balberghe, 1983. P. 8.

8 правкой. Почти за полстолетия (с 1576 по 1641 год) «Шесть книг о Республике» выдержали порядка четырнадцати изданий на французском языке и восьми изданий на латинском языке.

В ходе работы было использовано издание 1986 года. Однако следует упомянуть, что его издатели пользовались экземпляром 1593 года, выполненным в Женеве Габриэлем Картье. Это издание, десятое по счету, имеет наиболее полный текст и, кроме всего прочего, дополнено «Дискуссией» и «Ответом на парадоксы г-на Мальтруа». Данный экземпляр был предоставлен Королевской библиотекой Копенгагена.1 В тексте сохранены оригинальная орфография, пунктуация, ударения и стилистика, что порой представляет трудности для чтения и понимания. Трактат перегружен ссылками, сносками, заметками на полях, что свидетельствует об обширности справочно-библиографического аппарата Бодена.

Структурно «Шесть книг о Республике» подразделяются на шесть отдельных книг, каждая из которых посвящена отдельной теме. В первой книге Боден дает определение семьи, домохозяйства, из которого, в конечном счете, вырастает, по его мнению, любое государство. Затем он характеризует понятие «puissance»,3 а от него переходит к дефиниции суверенитета. Вторая книга затрагивает проблему монархий и описывает три ее вида.5 В третьей книге Боден говорит о «Сенате и его власти»6, «о корпорациях, коллегиях, штатах и обществах»7. Четвертая книга начинается с главы под названием «О рождении, расцвете, упадке и разрушении Республик» и посвящена полностью политическим вопросам.8 Вопросы финансов, монетной и налоговой политики Боден рассматривает в пятой и шестой книгах, также проблемы вооружения

1 Bodin J. Les six livres de la Republique. P., 1986. L. I. P. 1.

2 Bodin J. L. I.

3 Bodin J. LI.

4 Bodin J. LI.

5 Bodin J. L.II

6 Bodin J. L.III.

7 Bodin J. LI.

8 Bodin J. LIV.

9 населения, содержания армии, укрепления городов.1 Шестая книга посвящена, в общем, апологии монархии и развитию платоновско-аристотелевской концепции гармонической справедливости.2

Возвращаясь к структуре трактата, следует отметить, что, на первый взгляд, она характеризуется некоторой непоследовательностью и, можно даже сказать, разрозненностью. На протяжении всего труда Воден то и дело возвращается к прежним сюжетам, нередко снова и снова повторяя ранее изложенные мысли. При чтении это несколько затрудняет понимание. Однако, при более глубоком изучении, становится понятно, что в подобном способе изложения существует определенная логика: Воден выводит из сказанного ранее новые мысли, сопровождая их небольшим экскурсом в историю проблемы, вновь и вновь обращаясь к одному и тому же сюжету. Это несколько напоминает лекционный курс.

Безусловно, «Шесть книг» посвящены общей идее, замыслу, а именно: определению государства или, как его называет сам Воден, Республики. Существует одна, на наш взгляд, очень важная тенденция в сочинении: о чем бы ни говорил Воден - о государственном устройстве, институтах, принадлежности власти или финансах - понятие суверенитета пронизывает любую из частей «Шести книг». Он мыслит его тотальным, всеобъемлющим и оказывающим воздействие на все сферы жизни общества. Суверенитет выступает одновременно как идеальная и реальная субстанция. Можно сказать, что в «Шести книгах о Республике» представлена не апология абсолютной власти, а, скорее, апология суверенитета.

Отличием «Шести книг о Республике» является громаднейший ссылочный аппарат, так называемые «глоссы на полях произведения». Эти ссылки дают возможность проследить этапы складывания некоторых концепций Бодена, выявить оригинальность его суждений. Трактат был написан на французском языке. Обоснование этого мы находим у самого

1 Bodin J. L.V.

2 Bodin J. L. VI.

10 автора: «Вот почему нет ничего лучше, чем предпринять дискуссию о Республике на народном языке, поскольку источники на латинском языке почти иссякли или иссякли совсем, так как варварство вызвало непрекращающиеся гражданские войны. Народный же язык должны услышать лучшие из французов: я говорю о тех, кто желает видеть состояние этого Королевства в его первоначальном великолепии, процветающим также в армии и в законах...»1 Свое произведение Боден посвящает господину дю Фору, сеньору де Пибраку, советнику короля в его личном Совете. Таким образом, стремление автора очевидно: трактат должен быть прочитан и взят на вооружение главой французского королевства.

«Шесть книг о Республике» не переводились на русский язык. Существуют лишь несколько фрагментов в переводе Н. А. Хачатурян в издании «Антология мировой правовой мысли».2 В ходе работы был осуществлен перевод некоторых глав «Шести книг о Республике», что отражено в ссылочном аппарате исследования.

В ходе исследования был привлечен более ранний трактат Ж. Бодена «Метод легкого познания истории». Он был впервые издан в 1566 году, на десять лет раньше «Шести книг». Первое издание увидело свет в типографии Мартина Ле Жена в Париже. Трактат был первоначально написан на латинском языке. Менее чем за сто лет он переиздавался девять раз: в Париже в 1566, 1572; в Базеле в 1576 и 1579; Гейдельберге в 1583; в Страсбурге в 1599 и 1607; в Женеве в 1610; в Амстердаме в 1650 г.. В нашей работе мы использовали перевод «Метода легкого познания истории» на русский язык, осуществленный М. С. Бобковой и опубликованный в 2000 году в серии «Памятники

1 «С'estpourquoy de та part nepouvant rien mieux, j'ay entrepris le discourse de la Republique et
en langue populaire, tant pour ce que les sources de la langue Latine sont Presque tarries, et qui
seicheront du tout si la*barbaric cause par les guerres civiles continue, que pour ester mieux
entendu de tous Frangois naturals: je dy ceux qui ont desir et vouloir perpetual de voir I'estat de ce
Royaume en sa premiere splendeur, Florissant encores en armes et en loix...
» И Bodin J. Les six
livres de la Republique. P., 1986. L. I. P. 10.

2 Антология мировой правовой мысли, Т.2., М, 1999. Кн. I. Гл. 1.С. 689-692; Гл. 8. С. 692-
694; Кн. 2. Гл. 1 С. 694-695.

3 Бобкова М. С. Жан Боден и его трактат «Метод легкого познания истории» // Боден Ж.
Метод легкого познания истории. М., 2000. С. 352-353.

11 исторической мысли».1 Для уточнения некоторых деталей мы обращались к критическому изданию 1951 года на французском языке под редакцией Пьера Менара.2

«Метод легкого познания истории» представляет собой сочинение не для широкого круга читателей. Об этом говорит и то обстоятельство, что он был написан на латинском языке - языке науки. Боден посвятил его президенту Палаты следствий Жану Тессье. Первоначально, однако, в посвящении были указаны еще два человека - Франсуа Бодуэн и Франсуа Отман, старшие коллеги Бодена по Тулузскому университету.3 Впоследствии в посвящении упоминается только имя Тессье.

«Метод» поделен на десять глав, пять из которых посвящены предмету истории: устройству, частям, ее оценке и т.д. Остальные главы исследуют такие вопросы как формы управления государствами, теории золотого века и четырех монархий, систему универсального времени и происхождение народов. История в «Методе» занимает центральное место среди других отраслей знания. Боден впервые подходит к изучению истории ни с сюжетно-повествовательной точки зрения, а обращается к процессу получения исторического знания. Разделяя историю на три вида: человеческую, естественную и божественную, Боден пытается «показать через синтез ее универсализм, ее всеобъемлющую связь с природой и Богом».4 Стремление к универсализму было характерно для всех сочинений Бодена.

В «Методе легкого познания истории» впервые излагаются политические идеи мыслителя. Здесь он говорит о гражданине, суверенной власти, формах государств. Также здесь определяется его предпочтение в отношении монархической формы правления или, как он ее называет, «королевской монархии». Именно в «Методе» Боден дает полное и развернутое описание

1 Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000. 412 с.

2 Bodin J. Methodus ad facilem historiarum cognitionem // Bodin J. (Evres philosophiques de Jean
Bodin. P., 1951. P. 278-475.

3 Бобкова M. С. Жан Боден и его трактат «Метод легкого познания истории» // Боден Ж.
Метод легкого познания истории. М., 2000. С. 339.

4 Там же. С. 357.

12 теории чисел, которую он будет воспроизводить в шестой книге «Республики», в главе о гармонической монархии. Нельзя отрицать того факта, что некоторые политические взгляды Бодена существенно эволюционировали со времени написания «Метода». Вопрос этот затрагивался в исследовательской литературе,1 однако в нашей работе мы лишь косвенно касаемся его.

Вторую группу источников в нашей работе составляют дополнительные источники. Это сочинения Платона «Тимей», «Государство»,2 Аристотеля «Никомахова этика»,3 трактаты «О государстве», «О законах» М. Т. Цицерона, трактат «Франкогаллия» известного французского публициста и правоведа Франсуа Отмана.5 Из нормативно-правовых документов привлекались римские законы (входящие в состав Corpus juris civilis)6 и источники канонического права.7 Необходимость привлечения данных источников в ходе исследования оправдана, поскольку, во-первых, они привлекались Боденом при написании «Шести книг о Республике»; во-вторых, обращение к данным источникам вызвано необходимостью исследования политико-правовых истоков теории Ж. Бодена.

Методология исследования. Исследование политических воззрений Жана Бодена основано на достижениях междисциплинарного направления современной науки. По словам Жака Ле Гоффа, «новая политическая история -обогащенная опытом всех социальных наук и раскрывающая важнейшее место феномена власти в обществе - могла бы стать «ядром» новой исторической науки в целом».8

1 Franklin J. Н. Jean Bodin et la naissance de la theorie absolutiste. P., 1973.

2 Платон. Тимей. II Платон. Собрание сочинений. М., 1994. С. 421-500; Платон. Государство
// Собрание сочинений. М, 1994. С. 79-420.

3 Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. Т. М., 1983. С. 53-293.

4 Цицерон М. Т. Диалоги о государстве. М., 1966.

5 Hotman F. La Gaule frangaise. P., 1991. P. 64.

6 D. 1, 4, 1; D. II. 1. 3; D. 6, 1, 15; Nov., 105, 2, 4; Cod., 6, 23, 19; Cod. I, 14, 4; Cod. 9.8.5; Inst.
1.2.6.

7 Иннокентий III. Декреталий «Venerabilem» II Хрестоматия памятников феодального
государства и права стран Европы. М.: Гос. изд. юр. лит. 1961 //
text.htm

8 Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история хребтом истории? // THESIS. 1994.
№4. С. 190.

Методологической основой исследования является принцип историзма. Принцип историзма понимается как изучение объекта исследования в его развитии. Применительно к нашему исследованию он предполагает изучение основных концепций и политической терминологии автора от их возникновения и до воплощения в виде политической теории, изложенной в «Шести книгах о Республике». В ходе исследования хотелось бы обратить внимание на две основные идеи, получившие, наряду с другими, развитие в трактате и определяющие, на наш взгляд, политическое сознание Бодена.

Для выявления политических и правовых установок мышления Жана Бодена была использован один из методов квантитативной линвистики, которая успешно используется историками в исследованиях.1 Это метод контент-анализа текста «Шести книг о Республике». Сущность контент-анализа заключается в том, чтобы по внешним (количественным) и внутренним (качественным) характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний сделать правдоподобные предположения о плане его содержания и, как следствие, сделать выводы об особенностях мышления и сознания автора текста - его намерениях, установках, желаниях, ценностных ориентациях.2 Контент-анализ нередко применяют при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда его непосредственное использование затруднено.3 Методика контент-анализа предполагает наличие двух стадий. Первая стадия - количественный (частотный) контент-анализ.4 Он заключается в подсчете и классификации наиболее употребляемых автором терминов, а также составлении двух типов словарей: частотного и сопряженных терминов. Таким образом, качественное содержание произведения становится измеримым

1 Брагина Л. М. Методика количественного анализа философских трактатов эпохи Возрождения // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977. С. 280-298; Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001; Харитонов М. Ю. Квантитативная история. Дисс. канд. ист. наук. Чебоксары. 2002.

Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. С. 247. 3 О контент-анализе см. Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях // Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1986. С. 139; Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. С. 247-281; Боришполец К. П. Методы политических исследований. М., 2005. С. 51-65.

Боришполец К. П. Методы политических исследований. С. 54.

14 и доступным для точного математического вычисления. Вторая стадия -качественный контент-анализ.1 Он направлен на изучение содержания текста, учитывая контекст, в котором представлены выделенные термины.

Первый этап работы - выбор материала. В нашем случае - это текст главного политического труда Жана Бодена «Шести книг о Республике».

Вторым этапом стало составление частотного словаря, включавшего существительные и прилагательные. Но основным опорным словом мы будем считать существительное. Прилагательные чаще всего выступают лишь в качестве сопряженных терминов. Мы проводили подсчет терминов и словосочетаний с помощью программного средства «WordCalc», разработанной Суфияновым Р. X. на базе технологий Microsoft Access. Данная программа автоматически подсчитывает слова и словосочетания заданных фрагментов текста и выдает результат по всему тексту в целом.

Третий этап работы предполагал проведение корреляционного анализа между основными и сопряженными терминами. Корреляционный анализ был осуществлен на базе программного средства STATISTICA. Проведение корреляционного анализа позволило установить взаимозависимость и взаимовлияние или, напротив, выявить отрицательную связь отдельных терминов друг от друга.

Метод диахронического или регрессионного исследования текста 4 в сочетании с лексико-семантическим методом были использованы при изучении основных категорий политического лексикона Жана Бодена и выявлении истоков его политических концепций. Согласно регрессионному методу, термин должен изучаться в его историческом развитии. Применение данных методов позволяет определить влияние этимологии и его различных

1 Боришполец К. П. Методы политических исследований. С. 55.

2 Суфиянов Р. X.. занижает должность начальника отдела программного обеспечения ГУПТО
ТЦ «Тюменьгеомониторинг».

3 Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере. СПб., 2003. С. 561-
576.

4Бенвенист Э. Предисловие автора // Он же. Словарь индоевропейских социальных терминов. М, 1995. С.26-34.

15 коннотаций на конечное понятие, употребляемое автором в тексте. Поскольку по словам Н. Е. Колосова: «...семантические поля конструируются не только с помощью связей, которые проходят через знание о мире, но и с помощью чисто лингвистических механизмов».1

Кроме того, в ходе работы использовались сравнительно-исторический и хронологический методы исследования.

Хронологические рамки исследования включают период с 1566 по 1576 гг. -время написания Боденом двух сочинений - «Метода легкого познания истории» и «Шести книг о Ресупблике» - излагающих политические и правовые воззрения автора.

Степень изученности проблемы. Личность Жана Бодена, ее ренессансная многогранность, многочисленные труды являются объектом постоянного интереса. Первыми читателями их были современники автора. Так, первый латинский перевод «Шести книг о Республике» был сделан самим Боденом по приезде в Лондон, где он имел возможность убедиться в большой популярности произведения. Его читала королева Елизавета I.2 Неслучайно, что в первые годы после появления сочинение многократно переиздавалось. За этот период были опубликованы мемуары де Ту, сына друга Бодена Кристофля де Ту, в которой есть некоторые сведения о жизни Бодена и статья в словаре Пьера Бейля. Самым большим его достоинством, по словам П. Менара, является ссылка на живых свидетелей.3

Несмотря на популярность основного политического труда Жана Бодена у его современников, мы получаем весьма скудные сведения о нем в период с XVI по XIX век. Век Просвещения не особенно благоволил «Шести книгам». М. С. Бобкова обращает внимание на одну заметку на полях, сделанную в то

1 Колосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001. С. 105.

2 Коган-Бернштейн Ф. А. Жан Боден Жизнь и творчество. Дисс. д-ра ист. наук. М., 1943. С.
27.

3 Mesnard P. Vers un portrait de Jean Bodin II Ibid. P. IX.

время: «Скучный посредственный писатель Боден погиб».1 Изучение творческого наследия Жана Бодена начинается лишь с середины XIX века.

Первые работы носили, наверное, наиболее фундаментальный характер. В период с середины XIX века и до 50 гг. XX века выделяются работы Анри Бодрийяра, Роже Шовирьи и Жана Моро-Ребейля, посвященные политическим воззрениям Бодена. На данном этапе исследований выделяется тенденция к комплексному изучению творчества Жана Бодена, стремление к изучению взаимовлияний различных его концепций и идей: главным образом политических, исторических и правовых.

Монография Анри Бодрийяра «Жан Боден и его время: Картина политических теорий и экономических идей шестнадцатого века»2 стала первой фундаментальной работой, посвященной личности и творчеству Жана Бодена. В его работе дается значительный экскурс в историю политико-экономической мысли, предшествовавшей Бодену.3 Кроме того, Бодрийяр предпринимает попытку исследования личности и сочинений Бодена. Он впервые пытается подробно освятить жизнь и деятельность французского мыслителя.4

Безусловной заслугой Бодрийяра стала подробная характеристика, которую он дает «Шести книгам о Республике». Воспроизводя поглавно их структуру, он предлагает обширный комментарий наиболее важных, с его точки зрения, пунктов сочинения Бодена.5 Однако интерес Бодрийяра был направлен не только на политические воззрения мыслителя. «Метод легкого познания» также находит отражение в монографии.6 Таким образом, работа Бодрийяра направлена на выявление взаимосвязи политической теории и исторического метода Бодена и их взаимовлияния друг на друга. Боден сам считал историю источником универсального права.

1 Бобкова М. С. Еще одна попытка реконструкции биографии Жана Бодена // Диалог со
временем. Вып. 5. М., 2000. С. 76.

2 Baudrillart Н. Jean Bodin et son temps: Tableau des theories politiques et des idees economiques
au seizieme siecle. P., 1853.

3 Ibid. P. 1-110.

4 Ibid. P. 111-145.

5 Ibid. P. 223-512.

6 Ibid. P. 145-221.

Р. Шовирьи концентрирует свое внимание уже исключительно на политической теории Бодена. Название его работы «Жан Боден - автор «Республики»1 указывает на стремление вычленить политическую теорию в качестве основного объекта исследования. Тем не менее, Шовирьи не избегает вопроса о влиянии истории на построение политической теории Бодена. Он указывает на ту роль, которую Боден отводил истории, ставшей для него источником политического опыта.

Жан Моро-Ребейль в 1933 году публикует монографию «Жан Боден и публичное сравнительное право»2, которая шла в русле предыдущих исследований. По его мнению, сравнительное право, использование которого Боден считает необходимым для создания системы универсального права в своей Республике целиком выходит из истории и исторического метода. Но Моро-Ребейль впервые обращается к боденовской системе права в «Шести книгах о Республике», проводя сравнительный анализ различных систем (английской, польской и швейцарской). Акцент ставится на правовом мировоззрении Бодена - своего рода легиста эпохи последних Валуа.3

В этот период времени развивается биографическое направление. В 1908 году Поль Коллине публикует статью «Жан Боден в ночь Святого Варфоломея», в которой оспаривает мнение о том, что Боден подвергался гонениям со стороны католиков в ночь резни.4 Определенным стимулом для дальнейших изысканий в биографии Бодена станет открытие в 1928 году А. Понтье коллекции манускриптов, собранных после 1679 года Николя де Ла Фоном, сеньором д'Ардекуртом.5

В 1943 году в Москве была защищена докторская диссертация Ф. А. Коган-Бернштейн « Жан Боден. Жизнь и творчество».6 В этой работе, носящей

1 Chauvire R. Jean Bodin auteur de la «Republique». P., 1914.

2 Moro-Rebeil J. Jean Bodin et le droit publique compare. P., 1933.

3 Ibid. P. 176.

4 Collinet P. Jean Bodin et la Saint-Barthelemy // Revue historique de droit francais et etranger. P.,
1908. P. 752-756.

5 Pontieux A., in Revue du XVI siecle. P., 1928. cite par Goyard-Fabre S. Jean Bodin et le droit de
la Republique. P., 1989. P. 18.

6 Коган-Бернштейн Ф. А. Жан Боден. Жизнь и творчество. Дисс. д-ра ист. наук. 698 л.

18 всеобъемлющий характер, представлен анализ всех значительных произведений Бодена, описаны его религиозные, экономические и социально-политические взгляды. Кроме того, автор не отступает от традиции зарубежных коллег и приводит в начале исследования биографию Бодена.

Находясь в русле спора отечественных историков о природе абсолютизма, Коган-Бернштейн рассматривает политические взгляды Бодена как теоретика абсолютистской власти из среды нарождающейся буржуазии, выступавшей против децентрализации, к которой стремились феодалы в лице монархомахов.1 Позднее на основе диссертации были опубликованы статьи в сборниках научной печати.2

Подобные тенденции можно проследить и в кратких характеристиках сочинений Бодена в работах Е. А. Косминского3 и О. Л. Вайнштейна.4

Публикация целого ряда работ Бодена юридического характера5 и «Метода легкого познания истории» на французском языке вместе с латинским оригиналом, осуществленная Пьером Менаром в 50-70 гг. XX века вызвала новый интерес к «Методу», а позднее побудила исследователей к проведению сравнительных работ.

В данный период появляются исследования, изучавшие французскую политическую мысль XVI века и эпоху Религиозных войн. Подобные тенденции хорошо прослеживаются на материалах международной конференции, посвященной Жану Бодену и проходившей в Мюнхене в 1973 году. В статье Джона Сэлмона «Боден и монархомахи», в частности, изучается политическая мысль французских монархомахов и ставится вопрос о ее

1 Она же. Экономические взгляды Бодена (К вопросу о так называемой революции цен XVI века) // Средние века. М., 1946. Вып. 2. С. 333 - 348; она же. Жан Боден и его критика христианства. (Из истории французского свободомыслия XVI века) // Французский ежегодник. 1961. М., 1962. С. 5 - 35

Коган-Бернштейн Ф. А. Жан Боден и его критика христианства. (Из истории французского свободомыслия XVI века) // Французский ежегодник. 1961. М., 1962. С. 5 - 35. 3Косминский Е. А. Историография средних веков V в. - сер. XIX в.. М., 1963. С. 113 - 117.

4 Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 406.

5 Bodin J. Discours au Senat et au people de Toulouse sur l'education a donner aux jeunes gens
dans la Republique. P. 33-70; Bodin J Tableau du droit universel. P. 83-97 II Bodin J. (Evres
philosophiques de Jean Bodin par Pierre Mesnard. P., 1951.

19 влиянии на разработку Боденом концепции суверенитета. Сэлмон выдвигает тезис о тираноборческих концепциях как непосредственных виновниках появления боденовского суверенитета. Концепция суверенитета - это лишь «приуроченный к случаю тезис», результат Варфоломеевской ночи.1 В материалах мюнхенской конференции можно выявить интерес исследователей к источниковедческим аспектам «Шести книг о Республике». Это отражено в статьях Ральфа Джизи и Мишеля Рёло.

Джизи обращает внимание на многочисленные ссылки Бодена в «Шести книгах» на средневековых глоссаторов и канонистов. Подробно анализируя основные постулатьі средневековой юриспруденции, автор приходит к выводу, что теория суверенитета Бодена практически целиком почерпнута из римских и канонических законов и, что на его взгляд, более важно, комментариев к римским законам.2

М. Рёло исследует юридические источники «Шести книг о Республике», выделяя три основных группы: римские законы, королевские эдикты и решения парламентов, кутюмы. Автор делает вывод о том, что для Бодена право является основой его политической теории.3

Нужно сказать, что в мюнхенском сборнике нашли отражение сюжеты, которые ранее не привлекали внимания исследователей. Это идея природного закона в «Шести книгах»,4 идея Республики5 и также впервые заявленная тема о гармонической справедливости.6

Необходимо также отметить статью Джулиана Франклина, помещенную в данном сборнике. В качестве проблемы он избирает средневековый конституционализм и отношение к нему Бодена. Она является одной из частей

1 Salmon J. Н. М. Bodin and the monarchomachs II Verhanlungen der Jnternationalen Bodin. Munchen, 1973. P. 359-370.

Gisey R. E. Medieval Jurisprudence in Bodin's Concept of Sovereignty II Verhanlungen der Jnternationalen Bodin. Munchen, 1973. P. 167-186.

3 Reulos M. Les sources juridiques de Bodin: Textes, auteurs, pratique II Ibid. P. 187-194.

4 Chanteur J. L'ldee de Loi Naturelle dans la Republique de Jean Bodin II Ibid. P. 195-212.

5 Polin R. L'ldee de Republique selon Jean Bodin // Ibid. P. 343-357.

6 Villey M. La Justice Harmonique selon Bodin // Ibid. P. 69-86.

7 Franklin J. H. Jean Bodin and the End of Medieval Constitutionalism // Ibid. P. 151-165.

20 книги под названием «Жан Боден и рождение абсолютистской теории», вышедшей в том же 1973 году, в которой, наверное, в наиболее полной мере нашли выражение все тенденции, господствовавшие в боденистике данного периода.1 Франклин дает обширный экскурс в предысторию складывания теории французского абсолютизма: он обращает внимание на идеи, существовавшие во Франции в первой половине XVI века и доказывает, что они являлись, по сути, конституционалистскими. Сравнение двух работ Жана Бодена - более раннего «Метода легкого познания истории» и «Шести книг о Республике» - приводят автора к выводу, что поворот в сторону абсолютизма происходит у Бодена как раз в десятилетие, разделявшее два произведения, то есть с 1566 по 1576 гг.. Таким образом, Боден, выступавший в «Методе» с конституционалистских позиций, был идейно близок своим предшественникам, однако после 1576 гЬда он окончательно порывает с идеей конституционализма и теория суверенитета в ее законченном виде становится основной идеей французского абсолютизма. Интеллектуальная эволюция Бодена, показанная Франклином, обобщает большую часть изысканий, которые велись в 50-70 гг. XX века в науке и знаменует собой этап, который прошел со времени традиционного изучения взглядов мыслителя в статике. Однако Франклин останавливается в своем анализе лишь на концепции суверенитета и его интерпретации.

В труде К. Скиннера, посвященном политической мысли, Боден представлен ярым абсолютистом, хотя и стоявшим ранее на умеренных позициях, предвестником grand siecle. По мнению Скиннера, все ограничения государя, провозглашавшиеся Боденом в «Шести книгах», уничтожаются вследствие неограниченной власти, признававшейся за ним.2

В 80-90 гг. XX века происходит новый виток исследований боденовского наследия. 24-27 мая 1984 года проходит Междисциплинарный коллоквиум в

1 Franklin J. Н. Jean Bodin et la naissance de la theorie absolutiste. P., 1973.

2 Skinner Q. The Foundation of Political Thought. Vol. 2. Cambridge, 1978. P. 300-301.

21 родном городе Жана Бодена - Анжере.1 Разработка проблем, связанных с политической теорией Жана Бодена, углубляется, появляются новые сюжеты и стремление преодолеть рамки, заданные исторической наукой. Поэтому, мы можем говорить о данном периоде, как о начале междисциплинарных исследований в боденистике.

Прежде всего, продолжаются исследования, начатые в 70 гг.. Так, мы можем констатировать дальнейшее развитие сюжетов, посвященных роли римского и канонического права в «Шести книгах о Республике». М. Рёло заявляет тему «Каноническое право в «Республике» Жана Бодена».2 Польский исследователь В. Володкевич ставит акцент на использовании частного римского права в трудах Бодена и доказывает, что оно занимало важное место в «Методе» и «Шести книгах». Леон Ингбер рассматривает понятие природного закона в теории Жана Бодена.4 Природное право выступает у Бодена еще в средневековом понимании, подчиняясь в некотором смысле закону Бога. Оно не несет в себе какой-либо договорной основы, как будет столетие спустя, в работах Гоббса и Гроция.

Одновременно разрабатываются проблемы, связанные с концепцией суверенитета в статьях Тадеуша Вирвы, который проводит сравнительный анализ концепций Бодена и его оппонента Фрица Модржевски.5 Сравнению посвящена и статья Анри Вебера, в которой исследуется вопрос об отношении Бодена к политической теории Н. Макиавелли.6 Обстоятельно вопрос о суверенитете как об основе правосудия в государстве нового времени освещается в статье Б. Барре-Крижеля.7 Автор анализирует теорию суверенитета и рассматривает роль Бодена во время Блуасских штатов 1576

'jean Bodin: Actes du Colloque Interdisciplinaire d'Anger (24-27 mai 1984). Anger, 1985.

2 Reulos M. Le droit canonique dans «La Republique» de Jean Bodin II Астєб du Colloque... Anger,
1985. Vol. 2. P. 357-364.

3 Wolodkeiewicz W. Bodin et le droit prive romain II Ibid. P. 303-310.

4 Ingber L. Jean Bodin et le droit naturel II Ibid. P. 279-302.

5 Wyrwa T. La notion de la loi de la souverainite chez Modrzewski et Jean Bodin // Ibid. P. 97-102.

6 Weber H. Bodin et Machiavel//Ibid. P. 231-239.

7 Barret-Kriegel B. Jean Bodin: de l'empire a la souverainite de 1'Etat de justice a 1'Etat
administrative // Ibid. P. 345-356.

22 года. По его мнению, в тот момент юстиция и администрация входят в конфликт, поскольку они в принципе не могут совпасть, и, как это не парадоксально, суверен и суверенитет выступают в качестве антагонистов.1 Здесь же следует отметить и материалы, предложенные Аленом Нери, которые продолжают дискуссию об отношении Жана Бодена к фундаментальным законам королевства. Нери пишет о проблеме передачи короны во Франции и сакральных практиках.2

Интерес вызывает статья Мишеля Глатиньи, опубликованная в этом сборнике. Это, пожалуй, единственная попытка провести текстологический анализ «Шести книг о Республике» вместе с «Франкогаллией» Франсуа Отмана в исследованиях сочинений Бодена. Совмещая квантитативный и лексикологический подходы, Глатиньи останавливается на двух основных, по его мнению, терминах - Prince (государь) и Peuple (народ) и их паронимах. Он приходит к выводу, что состав политического словаря у оппонентов достаточно близок и даже трактовка такого термина как «народ» схожа. Однако у них существенно различаются трактовки: если у Бодена Prince стоит в центре его политической теории и является субъектом действия, то у Отмана, во-первых, употребляется лишь пароним этого термина - Roy (король) и, во-вторых, он выступает всего лишь как объект действия. По мнению М. Глатиньи, политическая лексика оппонентов достаточно близка, однако анализ указывает на стремление Бодена к установлению абсолютной власти в обход интересов народа.4

В русле мюнхенских исследований выступает статья Ж. Кускоффа «Арифметическая юстиция, геометрическая юстиция, гармоническая юстиция». Автор затрагивает традицию использования термина ius,

1 Barret-Kriegel В. Jean Bodin: de l'empire a la souverainite de l'Etat de justice a l'Etat
administrative // Ibid. P.356.

2 Nery A. Jean Bodin et la theorie statuaire de la couronne // Ibid. P. 337-342.

3 Glatigny M. PRINCE et PEUPLE dans quelques chapitres de la Republique et de la Gaule
Francois. Etude lexicoligjque II Ibid. P. 157-168.

4 Glatigny M. PRINCE et PEUPLE dans quelques chapitres de la Republique et de la Gaule
Frangoise. Etude lexicoligique // Ibid. P. 157-168

5 Kouskoff G. Justice arithmetique, justice geometrique, justice harmonique // Ibid. P. 327-336.

23 восходящую к Древнему Риму и приходит к выводу, что боденовская концепция justice является эгалитаристкои по своей сути, несмотря на то, что сам мыслитель отрицал любой эгалитаризм.

Анжерский сборник не обходит стороной вопросы, связанные с историей написания «Шести книг о Республике»,1 уточнением некоторых моментов жизни Бодена2, а также с его религиозными взглядами.3

В целом, необходимо сказать, что в мюнхенском и анжерском сборниках поднимались очень важные и интересные темы, соответствовавшие развитию исторической науки. Обращалось внимание на многие проблемы, касающиеся новых подходов в изучении политического творчества, однако в силу обстоятельств, лишь некоторые из них получили дальнейшее развитие.

В конце 80-х гг. XX века бельгийская исследовательница Симона Гойард-Фабр опубликовала свой труд «Жан Боден и право в Республике»,4 некоторые положения которого уже излагались ею ранее.5 Автор продолжает традицию, начатую еще Ж. Моро-Ребейлем, рассматривая «Шесть книг о Республике» сквозь призму права. Безусловно, объектом исследования является универсальное право. Гойард-Фабр ставит задачу показать традиционность Бодена с его укорененностью в Средневековье и, в то же время, устремленность в будущее с его интуитивными прозрениями. Характерной чертой монографии является доскональный анализ всех основных политико-правовых категорий, «Шести книг», типологии форм государства, соотношение его исторических взглядов, гуманистического мировоззрения с политическими воззрениями. Также она обращает внимание на боденовскую идею воплощения справедливой гармонии в природе. По ее мнению, политическая рефлексия, основанная на универсализме и стремлении к «научности», является

1 D' Orgeval В. De la Republique et de son actualite II Ibid. P. 85-95.

2 Gilles H. La faculte de droit de Toulouse au temps de Jean Bodin II Ibid. P. 313-326.

3 Bellussi G. L'absolutisme politique et la tolerance religieuse dans l'oevre de Jean Bodin // Ibid. P.
43-47.

4 Goyard-Fabre S. Jean Bodin et le droit de la Republique. P., 1989. 310 p..

5 Goyard-Fabre S. Commentaire philosophique de L'Expose du droit universel. P., 1985. 170 p.;
Goyard-Fabre S. Philosophic politique XVI-XX siecles (Modernite et humanisme). P., 1987. 339 p.

24 переходной от эпохи Средних веков к эпохе нового времени. Вопрос о политической принадлежности мыслителя обходится стороной.

В 1991 году выходит небольшая по объему работа Мари-Доменик Кузинет.1 Она исследует теологическую составляющую в теории суверенитета Бодена. Человеческая власть, по ее мнению, аналогична для Бодена власти божественной. Власть в «Шести книгах» несет на себе божественный отпечаток. Боден рассматривает ее не как политический писатель, а, скорее, как теолог.

В современной отечественной науке политические воззрения Бодена представлены в статьях И. Я. Эльфонд. Ее научные интересы лежат в сфере политической мысли XVI века. И. Я. Эльфонд затрагивает лишь некоторые аспекты политической теории Жана Бодена в контексте современных ему работ.

Приоритет в изучении творества Бодена на современном этапе развития отечественной боденистики, безусловно, принадлежит М. С. Бобковой, исследования которой посвящены исторической мысли Жана Бодена.3 Автор представляет исторические взгляды Жана Бодена как новую ступень в развитии исторической мысли, переход от описательных практик средневековья к теоретическому осмыслению связей, существующих в природе.4 «Метод лекого познания истории» является, безусловно, одной из значительных работ Бодена,

Мы использовали в работе краткую версию этой монографии: Couzinet M.-D. La logique divine dans les «Six livres de la Republique» // Politique. Droit et theologie chez Bodin, Grotius et Hobbs. P., 1997. P. 47-70.

2 Эльфонд И. Я. Раннесредневековые основы политической мифологии во французской культуре XVI века // Миф в культуре Возрождения. М., 2003. С. 239-252; она же. Учение о «божественном праве» государей во французской доктрине абсолютизма во второй половине XVI века // Средние века. Вып. 58. С. 172-178; она же. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI века. М., 1997. С. 192-202; она же. Учение о суверенитете во французской политической мысли второй половины XVI века // Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 162-172.

Бобкова М. С. Исторические взгляды Жана Бодена (По трактату «Метод легкого познания истории»). М., 1993. 27 с; она же. Жан Боден в зеркале историографии: у истоков становления научного познания прошлого // Гуманитарные социологические науки: зарубеж. лит-ра. Серия 5. РЖ. М., 1993. № 2. С. 2-26; она же. Возвращение к истокам исторического метода // Проблемы исторического познания. М., 1999. С. 274-286.

4 Бобкова М. С. Исторические взгляды Жана Бодена (По трактату «Метод легкого познания истории»). М., 1993. С. 23.

25 содержащей, по мнению исследовательницы, все основные идеи мыслителя.1 Именно Боден положил начало истории как «самостоятельной дисциплины, имеющей свой метод, способы и пути познания». В 2000 году вышел в свет перевод «Метода», осуществленный М. С. Бобковой.3

Исследования,М. С. Бобковой посвящены также жизни Жана Бодена. Они реконструируют основные этапы его политической карьеры, творческого пути и открывают новые страницы биографии мыслителя.4 Заслуживает внимания работа по исследованию направлений, существовавших во французском праве XVI века.5 Изучение «научного цикла» жизни Бодена дает возможность увидеть гуманистическую направленность творчества мыслителя.

К политическим взглядам Бодена обращается В. Н. Малов, рассматривая его традиционно как «истинного основателя теории абсолютизма».6 Однако он утверждает, что целью написания «Шести книг», являлось не противостояние монархомахам, а, в большей степени, защитникам теории «смешанной монархии».

В последних исследованиях появляется тенденция к переосмыслению феномена абсолютной власти, самого понятия «абсолютизм». Политико-правовая теория Бодена получает новые интерпретации в трудах Н. Хэншелла, Р. Десимона и Ф. Косандей.

Хэншелл отрицает существование абсолютизма, доказывая, что Боден являлся сторонником конституционной монархии умеренного типа и категория

1 Бобкова М. С. Исторические взгляды Жана Бодена (По трактату «Метод легкого познания
истории»). М., 1993. С. 24.

2 Бобкова М. С. Возвращение к истокам исторического метода // Проблемы исторического
познания. М., 1999. С. 275.

3 Боден Ж. Метод легкого познания истории. / Под ред. М. С. Бобковой. М., 2000. С. 352-353.

4 Бобкова М. С. Жизненный путь Жана Бодена // Вопросы истории. М., 1997. С. 149-154; она
же. Еще одна попытка реконструкции биографии Жана Бодена // Диалог со временем. Вып.
5. М., С. 75-101.

5 Бобкова М. С. Пути становления национальной школы права в XVI веке // Древнее право.
№ 3. М., 1997. С. 188-194.

6 Малов В. Н. Три этапа и два пути развития французского абсолютизма // Французский
ежегодник 2005. М., 2005. С. 86-128.

26 «абсолютная власть» никоим образом не, совпадает с модернизированным термином «абсолютизм».1

Десимон и Косандей называют свое видение проблемы абсолютизма «стремлением к синтезу», доказывая, что как исторический феномен абсолютизм существовал, однако его внутренняя природа чрезвычайно сложна для простого отрицания или утверждения. Абсолютизм - явление разноплановое, включающее, как сферу идеальную, т.н. «сферу чистого разума», так и рациональную, основанную на представлении о нем как о государственно-институциональной структуре. Теория Бодена вписывается в данный конструкт, представляя определенный этап в становлении абсолютизма.

Таким образом, в исследованиях практически не учитывались многих идеи мыслителя, изучавшиеся, в целом, недостаточно и изолированно, что, на наш взгляд, повлияло на то, что представления о политико-правовых воззрениях Жана Бодена замыкаются лишь на проблеме «абсолютизма». Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии проводится исследование политико-правовых воззрений Жана Бодена на основе текстологического анализа «Шести книг о Республике». Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в научной работе (подготовке трудов по политической истории Франции XVI века). Также они могут быть полезны для составления лекционных курсов и разработке программ спецсеминаров по политической и правовой мысли данного периода.

1 Хэншелл Н. Миф абсолютизма. СПб., 2003. С. 143-148.

Политико-правовые категории «Шести книг о Республике»

«Шесть книг о Республике» появляются в сложную эпоху. Королевство, государственная власть в котором разваливалась на глазах, монарх без реальной власти, иностранная интервенция - это лишь верхушка айсберга. Экономический кризис, неплатежи, голод и разруха, жестокая гражданская война царившие во Франции во второй половине XVI века дополняли картину. Ситуация требовала-не только политического разрешения.

Нельзя сказать, что политическая литература эпохи была скудна. Напротив, она породила множество различных работ, что позволяет составить полную картину происходивших событий. Одной из них и стало знаменитое сочинение Жана Бодена.

«Шесть книг о Республике» - это выражение политического кредо и своеобразный проект государственного устройства, который предлагал Боден как выход из гражданских войн. Она качественно отличается от других сочинений своего времени. Большая часть работ той поры являются манифестами, которые изначально разрабатывались в целях пропаганды и борьбы с королевской властью. Например, сочинения протестантских монархомахов - Франсуа Отмана, Филиппа Дюплесси - Морнэ, Теодора де Беза. Риторика таких работ совершенно чужда мысли Бодена. С другой стороны, он был уже далек от тяжеловесных доктрин начала XVI века, которые были направлены на апологию монархии (Клода Сейсселя, Бартелеми де Шассено, Шарля де Грассайя). Его концепцию, изложенную в «Шести книгах» исследователи называют политической философией.1

В своем предисловии к труду он вполне определенно говорит об основной цели своей работы. Первейшая цель - практическая. Боден берется защищать принцип королевского авторитета в условиях религиозного раскола. Но, в отличие от своего итальянского предшественника, Ф. Гвиччардини,2 в «Шести книгах» Боден утверждает теоретические механизмы сильной центральной власти. Невозможно было бы описать лучшую форму государственного управления и отлаженного функционирования властных органов, полномочий и закона, не впадая в некоторый идеализм. В произведении очень четко прослеживается влияние платоновской философии. Но для мыслителя идеализм в чистом виде, как в «Государстве» Платона или в «Утопии» Томаса Мора» был неприемлем.1 Теория ценна тем, что может подтвердиться на практике, а практика, в свою очередь, должна основываться на теории для того, чтобы доказать свою уместность. «Республика» Бодена -это первое искреннее усилие связать идею и практику, то, что мы называем сейчас рациональным методом и экспериментальным методом».3

Свой проект Боден излагает в «Предисловии» трактата: «Поскольку сохранение Королевств и империй и всех народов, подчиняющихся Богу, добрым государям и мудрым правителям - это хорошая причина (Монсеньор4), чтобы каждый им содействовал, поддерживая их могущество, исполняя святые законы, заставляя повиноваться их подданных, как говорят и пишут, то можно добиться успеха в общем деле для всех вместе и для каждого в отдельности».5 Проблема спасения,государства - первоочередная задача. Боден пишет о том, что необходимо возродить его в былом величии и процветании и постараться направить на путь спасения «не насильственно и кроваво», а «естественным и нежным способом». Ключевым понятием «Шести книг о Республике» является понятие государства. Оно сосредоточивает в себе функции по организации и отправлению власти. В XVI веке во Франции происходит трансформация государственной власти с точки зрения перераспределения функций. Король, который являлся ранее лишь верховным судьей, постепенно присваивает себе законодательные функции, уменьшая роль сословного представительства в лице Генеральных штатов, которые, хотя и не имели права законодательной инициативы, все же исполняли некоторые законосовещательные функции.1 Государь становится субъектом политического действия, сувереном: «Пассивное полномочие отправлять правосудие заменило активное полномочие создавать закон».2 Средневековое значение «совета»3 теряется. Такое положение вещей оспаривается верховной аристократией (в прошлом непосредственных советников короля по всем значительным вопросам, в том числе и законодательного характера) и магистратами парламентов (разделявших с королем судебные полномочия и оказывавших влияние на создание законов путем подачи ремонстраций), которые все чаще начинают выступать за восстановление своих старинных прав. Монарх противостоит им, опираясь на новый бюрократический аппарат, который отправляет власть от его имени. Подобная структура власти была воспроизведена в «Шести книгах о Республике». Боден сам оговаривает основные пункты, затронутые в «Предисловии» трактата: «Это пункты, которые я изложил в работе, начиная с семьи и продолжил порядком суверенитета, дискутируя о каждом члене Республики, а именно о Суверенном Государе и всех видах Республики; после о Сенате, об офисье и магистратах; о корпусах и коллегиях, штатах и обществах, 0 власти и обязанностях каждого; после я отметил появление, рост, развитие государства, изменение, упадок и разрушение Республики с многочисленными вопросами политики, которые мне кажется необходимо хорошо понять. И в заключение работы я затронул распределительную справедливость, уравнительную и гармоническую, показывая три качества хорошо устроенного государства».1

Понятия «государство», «власть», «могущество», «авторитет», «закон», «право» существовали задолго до появления «Шести книг о Республике». И, тем не менее, каждая историческая эпоха дает новое осмысление категориям, казалось бы, уже давно привычным и ясным и рождает новые дефиниции. Политические термины включают представления о власти, властных полномочиях, государственном устройстве, формах государства. Кроме того, политическая терминология тесно переплетается с правовой. Это вполне объяснимо, поскольку право - законы, обычаи, юридическая традиция - во многом определяет развитие государственных институтов, влияет на принятие важных политических решений и т. д.. Поэтому, говоря о политических категориях теории Жана Бодена, нам необходимо остановиться на понятии государства, власти, суверена, олицетворявшего закон и творившего право, а также описать его представления о должностных полномочиях.

Концепция абсолютной власти в трудах французских конституционалистов начала XVI века и идея абсолютной власти ЖанаБодена

Дальнейшее развитие понятие «абсолютной власти», основной составляющей концепции боденовского суверенитета, закономерно проследить в трудах политических писателей XVI века, которых часто называют конституционалистами.2 Термин «конституционализм» относительно политических учений Средневековья и XVI века применяется в несколько ином смысле, чем в XIX веке, когда его употребляют для обозначения течения в политической мысли, основанного на принципе разделения властей. Конституция в римских законах - это указ правителя, императора.3 Сенека и Цицерон понимали «конституцию» как политической тело, состоящее из тела и души. К XVI веку под «конституцией» стал пониматься некий набор определенных обычаев, древних кутюм государства, которые, например, составляли во Франции «фундаментальные законы королевства». В 1586 году президент Парижского парламента Ашилль д Арле объяснял Генриху III: « Мы имеем, Сир, два вида законов: одни являются законами и ордонансами королей, другие - постановлениями королевства, которые неизменны и неприкосновенны, посредством которых Вы поднялись на королевский престол. Вы должны соблюдать законы королевства, которые не могут быть нарушены, не вызывая сомнение в чистоте Вашей власти».1 Конституционалисты рассматривали королевство как corpus mysticum: Теревермей признавал королевство, в котором король - голова, прикрывающая члены.2

Появление конституционалистских теорий связывают с процессами, происходившими в конце XV - начале XVI века внутри французского государства. Дж. Франклин выделяет, в этой связи, два основных аспекта: это централизация администрации, которая помогла преодолеть феодальные тенденции к сепаратизму и, одновременно, «институализация внутри этой администрации», поддерживающая принцип, по которому король должен управлять по общему согласию. Усиление королевской власти и борьба, которую ей приходилось вести с традиционными представительными институтами - вот главная причина появления политических работ в начале XVI века. Конституционализм, таким образом, выступает как с позиций защиты монархии, так и с позиций некоторого ее правового ограничения.

В 1529 году был опубликован трактат Бартелеми де Шассено (1480-1541гг.) «Каталог славы мира» («Catalogus gloriae mundus»). В нем приводятся 208 атрибутов величия, взятых из Corpus juris civilis, а также из работ средневековых комментаторов и канонистов. Ему вторит Шарль де Грассай в «Регалиях Франции» («Regalium Franciae libri duo»). Названия глав в его трактате выглядят следующим образом: «Король Франции высший сеньор и наиболее прославленный, чем любой другой король. Король Франции, сравнимый со всеми другими королями или государями в эту эпоху, как звезда юга среди облаков Севера; он держит корону в свободе и славе, перед всеми другими королями этого мира. Король Франции - викарий Христа в своем королевстве. Король Франции называется королем из королей. Король Франции называется вторым солнцем на земле. Тогда как папа и король Франции вместе, они могут сделать все. Королевство Франция почитает единого Бога. Хотя некоторые другие короли облекались миропомазанием, один наихристианнейший король - помазанник елеем чудесно доставленным. Король Франции назывался уполномоченным заместителем и викарием Бога. Король Франции совершает чудеса и исцеляет золотуху. Король Франции как единый телесный Бог».1 Наиболее последовательно и полно доктрину французских конституционалистов начала XVI века выразил Клод де Сейссель, савойский дворянин, член Великого Совета, учрежденного Людовиком XII, в своем трактате «Великая французская монархия» в 1515 году. Сейссель описывает и анализирует corpus mysticum, главой которого был король. В качестве членов он рассматривает штаты и различные сообщества, которые, по его мнению, должны мирно сосуществовать, соблюдая права друг друга и поддерживая гармонию и равновесие в обществе.2 Автор подчеркивает важность и величие короля Франции, поскольку он назначен самим Богом и, по этой причине, является абсолютным в своих полномочиях. В качестве естественных ограничителей королевской власти выступают три узды (freins): религия, правосудие и полиция. Первая узда - приверженность католической религии и ее защита - является традиционной для политической мысли раннего нового времени, так как общество и его глава мыслились христианскими, а позднее требование католического вероисповедания стало для королей Франции вообще обязательным условием вступления на престол. Другая узда - правосудие. С точки зрения Сейсселя, правосудие осуществляют парламенты, которые ограничивают абсолютную власть короля. О правах парламентов упоминали и Шассено, и Грассай. Согласно им, прототипом Парижского парламента является римский Сенат. А если следовать закону об оскорблении величества, который относится не только к императорской персоне, но и к «именитым людям, которые составляют часть нашего совета и нашей консистории и особенно сенаторов (поскольку они составляют часть нашего тела)»,1 то Парламент Парижа имеет равное королю достоинство и статус, а, кроме того, является частью corpus mysticum государя. Грассай утверждал также, что «канцлер и сенаторы есть душа государя и они ему позволяют царствовать».2 Парламенты во Франции действовали, прежде всего, как суды. Они имели право действовать против существующего права, извлекать дела из высших юрисдикции, они могли смягчать приговоры и наказания, а также изымать законы из действующего законодательства для внесения изменений. Таким образом, Парламент обладал большей частью суверенных прав.

«Третья узда - Полиция. Это подтверждают многочисленные ордонансы, которые были выпущены самим королем и после разрешались и одобрялись время от времени, которые ведут к сохранению королевства, в общем и в частном. И это защищено тем, что долгое время государи не нарушали их...Что касается дела их домена и королевской патримонии, то они не могут отчуждать его без необходимости, и если это будет нужно, то должно быть известно и одобрено суверенными судами парламента и судами графств...»1 По словам К. Скиннера, это «самое сложное и важное с точки зрения конституции»2 ограничение. Полиция включает три элемента. Первый, это два фундаментальных закона - неотчуждение королевского домена и Салический закон. Второй - приверженность короля традициям и концепции «строгого порядка и гармонии, которые существуют между людьми всего королевства». Он подразумевает соблюдение принципа иерархичности общества, когда у каждого его члена имеется свое положение и свои права, которые не может изменить даже сам король. Третий элемент - консультация с обществом и следование мудрым советам.3 Здесь конституционалисты опять ссылаются на римское законодательство. В частности, на закон Феодосия и Валентина, который утверждает, что нет лучшего средства для обеспечения правосудия, чем апробация законов в Сенате.4 Понятие совета также фигурировало в феодальном праве.5

Итак, ограничения государя признавались. Эти ограничения распространялись как на юридические, так и на исполнительные прерогативы. Однако может ли король снять эти ограничения ссылаясь на свою plenitudo potestatis? Бартелеми де Шассено считает, что кутюмы не могут приостанавливаться potestatis ordinaria (обычной властью) государя. Но в исключительных случаях он может прибегать к действию plenitudo potestatis и пользоваться правом поп obstant (букв.- «беспрепятственно») для того, чтобы отменить кутюму.6 Тем не менее, применение этого права само по себе считалось Шассено и Сейсселем делом исключительным, так как верховенство закона и права было естественным для французского королевства.

Более решительную позицию в отношении абсолютной власти государя занимал Шарль Дюмулен (1500-1566 гг.), знаток римского права, авторитет которого признавал позднее Жан Боден. В 1539 году Дюмулен публикует сочинение под называнием «Рассуждения о порядках Парижа». В нем автор рассуждает о наличии преемственности между римским поместьем и феодом. Дюмулен утверждает, что ни о каком генезисе римских отношений patronus-cliens в средневековые seignor-vassal не может быть и речи, поскольку патрон «никогда не назывался феодалом», как и его клиенты «никогда не называются вассалами».1 Феод,,по его мнению, нужно просто рассматривать как форму землевладения, которая не должна включать какую-либо трудовую повинность вассала, поскольку единственное законное подчинение подданные должны оказывать королю. Все феодальные полномочия - это лишь деле, и он один обладает абсолютной властью. Источником этой абсолютной власти Дюмулен считает римское право. Суд (Парламент), который мог контролировать действия короля, юридически недействителен, поскольку «право назначать судью должно входить в законные полномочия короля». Офисье парламента обладают лишь полномочиями, но не абсолютной властью. Эти полномочия -концессия от короля. Здесь Дюмулен ссылается на спор между Ацо и Лотарем, поддерживая мнение Лотаря о том, что «вся власть, домен и владения принадлежат исключительно суверену».3

Неоплатоническая модель монархии во французском королевстве в середине XVI века

В 1559 году на турнире, посвященном подписанию Като-Камбрезийского мирного договора между Францией и Испанией и по случаю свадьбы принцессы Елизаветы Валуа и испанского короля Филиппа II, погибает французский король Генрих II. При дворе начинается борьба за власть, которая несколькими годами позднее (1562 г.) выльется в первую религиозную войну (1562 - март 1563 гг.). Складываются две группировки: ультракатолическая во главе с Гизами и протестантская, вождями которой стали принц крови Антуан Бурбон и его брат принц Конде. Первые заняли решающие позиции в царствование Франциска II (1559-1560 гг.), Антуан Бурбонский стал регентом при Карле IX в 1560 г.. Он погибает в 1562 году при осаде Руана. Глава ультракатоликов, герцог Франсуа Гиз, в 1563 году во время осады Орлеана. Придворные религиозно-политические группировки остаются на некоторое время без вождей. В 1563 году фактическая власть оказывается в руках королевы-матери Екатерины Медичи, имя которой в исторической традиции всегда было связано с событием, произошедшим в ночь на Святого Варфоломея 1572 года. Ее личность и поступки вызывают противоречивые оценки. Очень часто ее представляли как главного вдохновителя бойни и женщину, принесшую множество бед Франции. Так ее воспринимал и Боден. В «Шести книгах» он не говорит об этом напрямую, однако он посвящает несколько параграфов сюжету о женской власти или гинекократии.1

В последних исследованиях наметилась тенденция пересмотреть стереотипную точку зрения.2

Первые годы регентства Медичи отчаянно пыталась переломить ход событий. Ее канцлером и первым советником стал Мишель Лопиталь, советник

Парижского парламента и президент Счетной палаты. Он стремился объединению всех сил для выхода из кризиса. Превыше всего он ставит единение всех христиан, призывая покончить с распрями между протестантами и католиками.1 На собрании Генеральных штатов 1560-61 гг. он заявил: «Забудем эти дьявольские слова: политические партии, крамола, лютеране, гугеноты, паписты! Будем просто называться христианами!»

С 1561 по 1563 год Екатерина Медичи и Лопиталь выпустили серию эдиктов (январь 1561 г., апрель 1561 г., июль 1561 г., январь 1562 г.). После достаточно жесткой линии в последние годы правления Франциска I и жестокости Генриха II это было необычным событием. Эти эдикты последовательно разрешали отправлять протестантский культ вне стен некоторых закрытых городов.3 По мнению Ле Руа Ладюри, в 1561 году Екатерина Медичи и М. Лопиталь сумели воздать нечто подобное национальному союзу. В этот союз входили и ультракатолики (Гизы), и протестанты (Колиньи, Шатийон), и умеренные (Лопиталь).4 В 1561 году в местечке Пуасси было проведено совещание или, как его еще называют, коллоквиум. Это был ученый диспут между сторонниками новой веры и правоверными католиками. Иерархи апостольской церкви кардиналы Лотарингский, де Турнон, Шатийон и Арманьяк встретились с представителями кальвинистской церкви Т. де Безом, П. Вермигли и П. Мартином.5 На диспуте присутствовала сама королева-мать, генерал ордена иезуитов, король Карл IX, наследник престола герцог Анжуйский (будущий Генрих III) и Жанна д Альбре, королева Наваррская. Целью проведения подобного собрания, по мысли Медичи, должно было стать торжество разумного согласия. Возможно, воспитанная в атмосфере переплетения католической религии и язычества, племянница римских Пап не придавала значение различию в догматах, которое на деле было камнем преткновения двух религий. Коллоквиум в Пуасси не оправдал надежд королевы. Однако она не отступила: венцом законотворчества Медичи в этот период стал Амбуазский эдикт 1563 года. Помимо предыдущих уступок, протестантам-государям было разрешено вершить суд в одном из городов каждого судебного округа.1 Усилиями Екатерины Медичи и канцлера Лопиталя достигались временные передышки в войне.28 августа 1570 года был заключен Сен-Жерменский мирный договор, который иногда еще называют миром королевы. Этот мир вновь подтвердил эдикт 1563 года: он провозглашал свободу совести, свободу культа, предусмотренного амбуазскими положениями, и четыре крепости, обеспечивающие безопасность кальвинистов. Сен-Жерменский мир было решено скрепить браком католической принцессы и протестантского государя: Маргариты Валуа и Генриха Бурбона.

В связи с вышеописанными событиями во французской историографии выдвигается гипотеза о стремлении Екатерины Медичи в период ее регентства при короле Карле IX к построению модели неоплатонической монархии.4 Монарх изначально наделен таинственной властью, которая включает в себя систему наук, главными из которых являются астрология, музыка, математика, риторика, история. Обладая этой системой знаний, он воплощает в себе благоразумие, справедливость и представляет собой идеал человека и государя. Представления о платоновском государе-философе было явно не чужды королеве-матери и молодому королю. Д. Крузе показывает, что это выражается в девизе Екатерины «Spes in arduis» («Надежда на высшее») и Карла IX «Pietas et justitia» («Сострадание и справедливость»). Молодой король основывает Академию музыки и поэзии, которые должны управлять Вселенной и создавать гармонию.5

Умиротворение в государстве, к которому стремилась Медичи, пытаясь создать равные условия для католиков и протестантов, соответствует учению о гармонии, которое развивалось в Древней Греции, а затем в учении герметиков. И религиозное единство страны соответствовало неоплатоническим идеалам французских правителей. Свадьба Генриха Навварского и Маргариты - это символ гармоничного слияния различных элементов в единое целое. Кульминация политики согласия, проводимой с 1562 году. Эта свадьба выступает не просто как политический альянс, а как ритуал. Поэтому, считает исследователь, власть Карла IX в данный период времени стремилась не к войне, а к всеобщему миру и, таким образом, противоречила замыслу Варфоломеевской ночи. Однако неоплатоническая гармония разрушается в результате покушения на адмирала Колиньи 22 августа 1572 года. В тот момент королевская власть оказывается между двух огней: нужно наказать глав ультракатоликов Гизов за это покушение, но нельзя впадать в зависимость от протестантов и подрывать тем свою легитимность в глазах церкви. Варфоломеевская ночь интерпретируется здесь как «преступление во имя любви и согласия». Она рассматривалась Карлом IX и Екатериной Медичи в традиции итальянского ренессансного государства, то есть, как средство сохранить мир.1 Происходит наложение неоплатонического идеала на макиавеллизм. Это позволяет говорить о нескольких представлениях о власти, присущих Медичи и королю.2 Власть государя и обладание таинством этой власти как бы сообщает ему возможность и необходимость прибегать к различным методам в управлении государством, в зависимости от обстоятельств. Однако это нисколько не умаляет его стремления к идеалу и гармонии. В «Записках» («Memoires»), написанных Карлом IX после Варфоломеевской ночи и переданных Вильгельму Оранскому, подчеркивается, что «суверенные государи не ответственны и не обязаны давать отчет о своих действиях никому, кроме Бога, также о том, что сделано или предпринято ими по отношению к их собственным и прирожденным подданным, о чем не позволительно никому знать, справедлива или несправедлива причина [этих действий], коли они не желают ниспровергнуть все законы - божественные и человеческие - на гибель и потрясение всех королевств и империй...»1 Идея, которая, на наш взгляд, могла быть очень близка Бодену и его идее неподотчетности государя и оправдания действий, совершенных во благо общего дела.

Если говорить о дальнейшем развитии идеи гармонии и монархического таинства, то оно, безусловно, было связано с Генрихом III. Стремление Генриха III к наведению порядка в королевстве и установлению гармоничных отношений внутри французского общества доказывает отзыв, хотя и весьма патетический, Джордано Бруно, побывавшего во Франции в 1582 году. В произведении «Изгнание торжествующего зверя» Бруно пишет, что Генрих III: «любит мир, сохраняет по возможности свой любимый народ в спокойствии и преданности; ему не нравится шум, треск и грохот военных орудий, приспособленных к слепому захвату неустойчивых тираний и княжеств земли, но по сердцу всякая правда и святость, указывающая прямую дорогу к вечному царствию».2 В 1577 году он прекращает седьмую религиозную войну, подписывая Бержеракский мирный договор (или эдикт Пуатье). Протестантам было разрешено проводить богослужение в предместьях одного города на каждый бальяж. Занятые до войны крепости были им оставлены, чтобы они могли защищаться от агрессии католиков.3 Через двадцать лет Генрих IV воспроизведет в своем Нантском эдикте статьи этого договора.

Похожие диссертации на Политико-правовые воззрения Жана Бодена