Введение к работе
Актуальность исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов
Во-первых, изучение консервативных и либеральных тенденций в Эквадоре на рубеже XIX - XX веков, дает клточ к пониманию общих исторических процессов в странах Латинской Америки Многолетние противостояние консерваторов и либералов было характерной чертой истории континента, которое заложило основы дальнейшего развития латиноамериканских государств
Во-вторых, анализ либеральной революции 1895 года в Эквадоре важен для понимания национальной истории Эквадора. В этой небольшой латиноамериканской стране конфликт между консерваторами и либералами принял трагический характер
Середина XIX века прошла для Эквадора под знаком консервативного режима Гарсиа Морено Однако после него, никто из консервативного крыла не смог продолжить обозначенный им политический курс В этот момент консерватизм не имел прогрессивно-экономической опоры, в противовес ему выступил либерализм, требовавший осущесгвлення актуальных на тот момент экономических преобразований
В-третьих, актуальной также является попытка определить влияние религии в политических и общественных процессах рассматриваемого периода
Актуальность работы определяется и усилившимся в конце XX - начале XXI вв интересе в западной историографии к образованию и развитию латиноамериканских государств в связи с двухсотлетием со дня начала Войны за независимость Испанской Америки (1810- 1826 гг), приведшей к их созданию При этом основными дискуссионными проблемами являются либерализм и консерватизм, роль и место церкви, республиканизм и авторитарные формы правления, специфические особенности государственно-политического устройства и социально-экономических отношений в различных странах региона Все эти вопросы весьма своеобразно возникали, развивались и решались в исследуемый период в Эквадоре
Целью исследования является изучение эквадорского общества середины XIX - начала XX вв Сформулированная цель ставит перед исследователем необходимость решения ряда логически вытекающих из нее задач:
изучить исторические предпосылки формирования политических режимов Гарсиа Морено и Элоя Альфаро,
проанализировать процесс возникновения и развития основных компонентов и элементов обоих политических систем в виде революционных движений и общественных организаций,
- определить внутренние процессы в консервативной и либеральной
партиях, '
\ J
- рассмотреть место и роль президентов Гарсиа Морено и Элоя
Альфаро, а также института политическою лидерства в становлении и
развитии консерватизма и либерализма,
исследовать процессы политического развития страны в середине XIX - начале XX веков и обусловленную ими внутреннюю и внешнюю политику представителей обеих идеологий президента Гарсиа Морено (1861-1876 гг) и президента Элоя Альфаро (1895- 1911 гг),
определить роль католической церкви в Эквадоре в период борьбы консерваторов и либералов (1861-1911 гг), исследовать практическое влияние церкви на различные сферы социально-политической жизни Эквадора,
выязить специфику консервативного и либерального режимов в Эквадоре в конце XIX и начале XX веков.
Объектом исследования являются социально-экономические, политические и историко-культурные процессы в Эквадоре в 1861- 1911 гг
Предметом исследования выступает политический курс президента-консерватора Гарсиа Морено и либеральный режим президента-либерала Элоя Альфаро, а так же победа либеральных идей
Хронологические рамки диссертации - 1861 - 1911 годы Нижняя граница исследования выбрана потому, что наиболее авторитетные эквадорские авторы считают 17 января 1861 года, началом нового периода в истории Эквадора, поскольку с этой даты начинается авторитарный режим Гарсиа Морено
Верхняя граница исследуемой проблемы - 11 августа 1911 года, день государственного переворота, ареста Альфаро и его сподвижников, завершение 40-летнего этапа истории Эквадора За этот период страна прошла через гражданскую войну, революцию, через социально-экономические и политические преобразования
Методология исследования. Методологической базой исследования является принцип историзма Этот подход предполагает максимальное выявление всей совокупности самых разнообразных, в том числе и взаимоисключающих исторических тенденций и творческий поиск их сбалансированности в историческом исследовании При изучении проблемы борьбы консерваторов и либералов и роли католической церкви в исторических процессах в Эквадоре, были использованы такие методы исследования, как сравнительно-исторический, системно-функциональный, а также метод контент-анализа, что позволило рассмотреть проблему комплексно
Широкий круг задач поставленных автором, подразумевает использование принципов цивилизационного подхода1 (например, при анализе роли религии в эквадорском обществе на рубеже XIX-XX вв) Однако специфика предмета исследования настоятельно требует
Гончарова ТВ , Стеценко А К, Шемякин Я Г і/ниверсаіьиьіе ценности и цжююацыоншля специфика Латинской Америки Кн 1-2 - М , 1995
использовать разработки социально-экономической проблематики Исследование целого ряда аспектов истории Латинской Америки не вписывается в традиционные схемы и методы и требует дальнейшего научного поиска
Степень разработанности темы.
Зарубежная историография XIX пека.
Среди историографических исследовании 70- х годов XIX века следует отметить монографию президента Эквадора (1875-1876 гг) Антонио Борреро Борреро исполнял обязанности президента страны один год В 1876 г из-за мятежа, поднятого генералом Вентимилья, он был вынужден покинуть пост главы государства Антонио Борреро отличался умеренными либеральными взглядами Его политические убеждения повлияли на общий стиль изложения материала В работе президент отдал должное реформам Морено в области просвещения и отметил его личные качества. Режим своего политического противника, генерала Вентимильи Борреро, он определил как деспотичный При работе с этим исследованием следует помнить о субъективной оценке излагаемых политических событий
В 90 - е годы XIX столетия архиепископ Федерико Гонсало Суарес (1844-1917 гг), современник президента Элоя Альфаро и один из лучших историков того времени, представил свою версию истории Эквадора конца XIX века Суареса относят к представителям классической школы историков Акцент в его работе сделан на описании политических и церковных событий, однако экономические и социальные проблемы автором не исследованы При написании этого труда Суарес использовал архивы не только Эквадора, но так же Испании и Перу Она состоит из семи томов Особое внимание уделено полемике между представителями власти и церкви Более важным и аналитичным в этом отношении является его первый труд4 До конца своих дней Суарес оставался верен консервативным и религиозным убеждениям Он обличал гонения реакционных либералов на представителей церкви
Зарубежная историография XX века
Начало новою, двадцатого тысячелетия подтолкнуло современников президента Элоя Альфаро к изложению пережитых ими событий Отметим исследование Хосе Перальты «La cuestion religiosa у el poder publico en el Ecuador»5 Автор книги имел тесные взаимоотношения с орденом иезуитов и был представителем радикального либерализма, принимал активное участие в организации и в проведении революции 1895 года Хосе Перальта так же
2 Antonio Borrero La revolucion del 8 de sepuembre de 1876 ei el Ecuador- Lima, 1877 См так же Antonio
Borrero La re\o/ucion da Cuenca contra Garcia Moreno 1869//Revista del Centra de Hstudios Histoncos у
Geograficos de Cuenca (ene 1969) 79-97
3 Gonzalez Suarez, Fedenco Historia general de la Repubhca del Ec uador 7 v -Quito, 1890-1903
4 Gonzalez Suarez, Fedenco Historia eclesiastica del Ecuador desde los tiempos de la conquista hasla nuestros
dias -Quito, 1881
5 Peralta, Jose La cuestion religiosa v el poder publico en el Ecuador -Quito, 1901 , См так же Peralta Jose
EloyAlfaro\ sus Mdimanos apunlei para la historia ecuatonana -Cuenca 1977 Peralta Jose Para la historia -
Cuenca 1920 , Peralta, Jose El regimen liberal v el regimen consenador juzgados por sus obrcn -Quito 1911
отличился на журналистском поприще, сотрудничая с крупными эквадорскими газетами либеральной направленности «La Verdad», «La Razon», «La Lmterna» и пр В работе Перальты подчеркивается мысль о необходимости ограничить участие представителей клира во внутренней политике В данном исследовании отражается неоднозначность проблемы поиска диалога власти и церкви на рубеже XIX- XX веков
В 1908 году, было опубликовано исследование видного эквадорского политика, критика и историка Роберто Андраде6 (1852-1938 гг) Андраде был представителем радикального либерализма В своих работах он дал определение периоду правления Гарсиа Морено, как периоду диктатуры и церковного деспотизма Андраде находился в оппозиции и в августе 1875 года, принял участие в осуществлении заговора и убийстве президента Морено
В 20 - е гг XX столетия появились новые исследования, относящиеся к либеральному направлению в историографии Например, работа современника революционных событий 1895 года, Гомеса де ла Торре Он был сначала кадровым офицером армии Элоя Альфаро, а затем видным чиновником в либеральном правительстве Его работа содержит воспоминания о деятельности повстанческих отрядов Альфаро, о ходе либеральных преобразований, однако в центре труда - жизнь самого автора В целом исследование носит описательный характер, но может послужить дополнительным материалом по истории либеральной революции 1895 года
В это же десятилетие среди исследователей стала популярной проблема взаимоотношения церкви и государства Так, с разницей почти в год, вышли два труда Альварадо Пио8 и будущего министра иностранных дел Эквадора (1938-1942 п ) Тобаро Доносо9 Пио относился к историкам консервативного толка В его работе был рассмотрен вопрос отделения церкви от государства в период правления Альфаро, а так же реакция представителей клира на «деполитизацию» церковного института Будучи консерватором, автор стремился реабилитировать национальные традиции Эквадора Как и прочие его единомышленники, он придерживался плавного перехода к прогрессу, который должен сам созреть в стране, как некий феномен, характерный для особенных условий и традиций Эквадора, и выступал против искусственного переноса в страну прогресса, с его западноевропейским и североамериканским опытом
Одним из значимых вкладов ранее упомянутого архиепископа Федерико Гонсало Суареса стало создание исторического кружка под названием «Sociedad de Estudios Histoncos Americanos» В этом обществе начал свою деятельность будущий известный историк Хасинто Хихон и Кааманьо (1890-1950) Хихона отличали прогрессивные, либеральные
6 Andrade, Roberto ( ampaha de 20 dias (estudios hisloncos) -Quito, 1908 Си, также Andrade Robt-rto Vida у Muerte de Elov Aljaro - Nueva York, 1916
1 eodoro Gomez dc la Torre La carrera de mi \ idu - Quito, 1920 8 Jaramillo, Alvarado Pio La doclrma liberal (hombres e tdtub en el Ecuador) don Abelardo Monca\o у su epoca -Quito, 1923
Tobar Donoso Julio Las relaciones enlre la Iglesia у el Esiudo ecualnriano resumen historno -Quito 1924
взгляды, особое внимание он уделял необходимости поиска диалога с институтом церкви Отметим следующие труды историка «Politico conservadora» и работу, опубликованную уже после смерти автора, «Politico conservadora, estudio introductorio у seleccion» В своих трудах Хихон уделил внимание трансформации идей консерватизма на рубеже веков, спорам с представителями либеральной партии, а так же внутрипартийной деятельности консерваторов Результатом анализа стал вывод о внутрипартийном кризисе и необходимости поиска консенсуса с либералами
О противоречивости эпохи правления либералов в Эквадоре писали исследователи и в 30- е гг XX века. В 1932 году была опубликована книга Хуана Леона Мера «La dictadura у la restauracion en la Republica del Ecuador»12 В работе автор анализировал политическую историю Эквадора, начиная с периода президентства Борреро (1875-1876 гг) и заканчивая битвой при Мапасинге (1883)
В 1938 году приверженец либеральных взглядов и племянник Этоя Альфаро Ольмедо13, представил свою версию убийства дяди, в котором обличил бывших соратников лидера революции Эмилио Эстраду и Карлоса Салдумбиде в пособничестве при организации ареста президента Упомянутый автор относится к представителям либерально настроенных историков Главная концепция либеральных исследований сводится к оправданию революционных событий конца XIX - начала XX вв во всех их сегментах полное отрицание любого проявления прогресса в консерватизме и его главной опоре - католической церкви и ордене иезуитов, отречение от национального прошлого Любые поражения либеральной идеи, провалы в проведении реформ, объяснялись недостаточным созреванием социально-экономических условий, при этом существовала полная убежденность в единственно возможном прогрессивном пути развития Эквадора - пути либерализма
В 1939 году было опубликовано исследование католика - консерватора Вилфридо Лоора14, в котором автор так же поднял проблему взаимоотношения церкви и государства и обвинил Гонсалеса Суареса в поддержке либеральной реформы по изоляции института церкви от участия в политической жизни общества Лоора, как ярого представителя консервативной школы, отличала негативная позиция в отношении либеральных реформ В концептуальном смысле главной идеей консервативных исследований является защита естественного развития Эквадора, многовековых традиций и сложившихся укладов, символом которых являлась католическая церковь Авторы данного подхода зачастую исследуют исторические события сквозь призму религиозных убеждений
10 Jijon vCaamafio, Jacinto Politico consenadora 2v -Riobamba 1929-1934
11 Jijon у Саатайо, Jacinto Politico conservadora estudio mtrodiicionoy seleccion Ricardo Munoz Cha\ez -
Quito, 1980
i: Mera Juan 1 con La dictadura у la restauracion en la Republica del Ecuador - Quito, 1932 " Alfaro Olmedo El aseunuto de Alfaro ante la historia у la uvilizucwn -Guayaquil 1938 14 Loor Wilfndo Esludto\ hislonco-politicos -Quito 1939
Принимая во внимание данный факт, можно говорить об остроте дискуссии в историографии, и становится более очевидным, что помимо разногласий политических, церковь в данной проблеме занимает особое место, как институт, оказавший значительное влияние на ход событий
В 40 - е. гг XX века под влиянием европейского социал-демократизма появились исследования, авторы которых могут быть отнесены к социалистам Для таких исследований было характерно увлечение ролью личности президента-либерала Элоя Альфаро, как гаранта прогрессивного пути развития Эквадора К таким исследованиям может быть отнесена, например монография «Eloy Alfaro Su vida у su obra»ls Автор монографии -журналист и бывший директор национального архива Эквадора, член Гуаякильского центра исторических исследований Перес Конча В год публикации, она была удостоена государе і вен ной литературной премии по случаю столетней годовщины со дня рождения Элоя Альфаро Следует отметить, что родственные узы автора по материнской линии с влиятельными либералами правительства Альфаро, а так же юношеские годы исследователя в качестве главного редактора газеты «La Volmtad», наложили свой отпечаток на изложение событий В книіе дан анализ общего положения Эквадора в конце XIX века, цитируется ряд документов, приводятся данные о сподвижниках Альфаро, а также о врагах из числа консерваторов и либералов, позднее предавших его
В 1944 году была опубликована книга эквадорского историка Пареха Диескансеко1^ посвященная либеральной революции 1895 года Диескансеко входил в состав гуаякильской культурной группы, был депутатом Конституционной ассамблеи (1938), исполнял обязанности поверенного в делах Эквадора в Мексике (1944-1945) Как приверженец либерального течения, Диескансеко увлекся ролью личности лидера либералов и представил детализированное исследование жизни Элоя Альфаро На наш взгляд, работа больше напоминает жанр романа, хотя и имеет ряд исследовательских достоинств фактологическая точность, добротный анализ основных этапов жизни и борьбы, психологический портрет героя
В 50 -е. гг XX века продолжилось изучение тем, связанных с либеральной революцией 1895 года и положением каголической церкви в период либеральных преобразований Отметим исследования уже упомянутого Тобаро Доносо17 и Вилфридо Лоора18 Работа Лоора «Garcia Moreno у sus asesinos» посвящена поиску виновных в убийстве Гарсиа Морено Историк выдвинул версию о причастности к заговору масонов города Лимы, однако никаких доказательств этой теории не привел К сожалению, автор данной диссертации не имел доступ к работе Лоора «Los jesintas en el Ecuador su mgreio у expulsion, 1850-1852», однако ссылки на
15 Jorje Рёге7 Concha Eloy Alfaro Suvidax ж ohra -Quito 1942
16 Pareja Diezcanseco La hoguera barhjra -Mexico 1944
Tobar Donoso, Julio La reilamauon de los obispos ihilenos Ul 1856 у la reforma del Codigo civd ccualonano -Quito 1956
Loor, Wilfndo Garcia Moreno у sus asesinos Quito, 1955 Loor Wilfndo Los jesuitas en ct Feuador su mgreso x expulsion 1ІЇ50-1Н32 -Quito 1959
этот труд ряда исследователей, дают общее понимание вопросов затронутых исследователем Прежде всего, это участие ордена иезуитов в вопросах распространения образования в Эквадоре в середине XIX века
В 1960 году в свет вышел новый труд В Лоора «La victoria de Guayaquil» , в котором автор представил на суд читателей детализированное исследование по гражданской войне 1859 - 1860 года в Эквадоре В этот период была переиздана книга консервативного автора Ричарда Патее20, посвященная комплексному исследованию эпохи Гарсиа Морено и его реформ Центральной темой в работе является неординарная личность президента - консерватора, его биография, долгий политический путь В первых трех главах работы, автор представил аналитический очерк о положении эквадорского государства после обретения независимости и его развитии до «гарсианского» периода
В 1961 году вышла в свет книга журналиста, доктора юридических наук и президента совета по национальному образованию Гарсиа Леонидаса «Dos capitulos de historia ecuatoriana» В своей работе автор представил анализ революционной компании 1895 года с позиции либеральной доктрины Важную роль в победе революции Леонидас отводил самой личности Элоя Альфаро, хотя результаты либеральных преобразований несколько преувеличены Наиболее объективной, на наш взгляд, стала попытка автора оценить вклад президента в систему образования
1970 - е годы ознаменовались появлением нового типа работ, с уклоном в марксистско- ленинское учение В этот период в свет вышли труды Альборноса Перальта Освальдо, сына основателя идеологии радикального либерализма Хосе Перальта Серрано Освальдо младший обвинил представителей церкви в торможении прогрессивного пути, критиковал деятельность представителей клира22 В работе Альборнос сделал вывод, что подготовку заговора против президента-либерала Элоя Альфаро организовали «империалистические силы янки» Деструктивные последствия либеральных реформ автором или умалчиваются, или объясняются либо неготовностью «почвы» в Эквадоре для переноса прогрессивных либеральных идей Запада, либо политическими кознями представителей католической церкви Говоря о католицизме, автор видел в нем некий элемент непросвещенности, а представители консервативного толка воспринимались им как сила, тормозившая страну на пути прогресса
В 80 - е годы XX столетия труды большинства исследователей выдержаны в либеральном и социал-демократическом направлении В этот период публикуются работы на тему социально- экономического контекста преобразований23
" Loor, Wilfndo La чешпа de Guayaquil -Quito, I960
" Pattee, Richard GabrielGarcia Moreno у el Ecuador desutiempo- Mexico, 1962
21 Garcia, Le6nidas Dos capitulos de historia ecuatoriana -Quito 1961
22 Albornoz Peralta, Oswaldo Historia de la accion clerical en el Ecuador desde la conquisla hasla nuestros dias -
Quito 1977 , Albornoz Peralta, Oswaldo La oposicton delclero a la mdependencia americana -Quito, 1975
23 Cm Granda Daniel El estado пасtonal Efectos de la revolucton burguesa - Quito, 1980 Hurtado Osvaldo LI
poder politico en Ecuador -Quito 1980
Социолог, журналист и член корреспондент Академии истории Эквадора Гонсало Ортис Кресло в своей работе «La Incoporacion del Ecuador al Mercado mundial La coyuntura socio- economica 1875-1895»24 отдал должное объединительной роли президента Морено, который явился своего рода мостом, связавшим различные группировки Ортис Креспо рекомендовал историкам более детально исследовать эту тему, чтобы выявить социальные слои, составлявшие альянс сил в данный период
В 1981 году Кинтеро совместно с другим ученным и профессором Центрального Университета Эквадора Эрикой Сильвой опубликовал ряд работ25 Исследователи предприняли попытку рассмотреть роль института церкви в формировании идеологии эквадорского общества в XIX веке Главные выводы по данной проблеме сводятся к заключению о существовании идеологического гнета со стороны католической церкви, что негативно отразилось на развитии свобод и идей прогресса Работа содержит важные статистические данные, как экономического, так и социального характера, насыщена фактическим материалом, однако изучение событий в рамках идеологической концепции, помешало исследователям объективно рассмотреть произошедшее
Так же в этот период были опубликованы первые работы профессора и ректора Университета им Симона Боливара Айалы Энрике Моры 6 Айала Энрике Мора воспитывался в традиционной католической семье, его отец Айала Энрике Паскаль был государственным деятелем, поклонником политики президента Веласко Ибарры Айала Паскаль занимал должность губернатора провинции Имбадура (1953-1955 и 1970-1972), а затем сенатора (1968) Образование будущий историк получил на факультете философии и педагогики католического Университета Однако происхождение исследователя не помешало ему вступить в ряды молодежной партии «Революционных социалистов» в 1972 году Перу упомянутого автора принадлежали серьезные исследования по консервативному и либеральному периоду в Эквадоре, Мора рассматривал события сквозь призму своих левых политических убеждений В упомянутом исследовании, автор анализировал особенности развития как консервативной, так и либеральной партий в период 1822 - 1895 rr , особое место в работе уделено периоду президентства Гарсиа Морено, который, на его взгляд, заложил основы победы либеральных идеи в более поздний период. Айала Энрике Мора определил режим Морено как результат согласия различных слоев и группировок господствующего класса, чья функция заключалась в создании основ
"4 Ortiz Crespo G La Incoporacion del Ecuador al Mercado mundial La coyuntura soc.o- economica 1875-1895 -
Quito, 1981
:i Quintero, Rafael, and Enka Silva La crisis nacional general de 1895 Cultura (sept /die 1981), 93-107, Silva,
Enka Estado igleiiae ideohgiaen elsigloXIX-Quito, 1983
"6 Ayala Mora Enrique Gabriel Garcia Moreno у la gestacion del Estado Nacional en Ecuador II Cultura
(mayo/ago 1981) 141-174 , Ayala Mora, Enrique Cacao capitahsmo у reiolucior liberalII Cultura (mayo/ago
1982) 91-125 Ayala Mora, Enrique Fundacion del Partido Conservador Ecuatonanoli Revista de histona de
America, (ene/jun 1985) 27-40 Ayala Mora, Enrique Lucha politica \ origen de lot parados en Ecuador
Quito, 1988 , Ayala Mora, Enrique De la revolution alfamta al regimen oligarquitu liberalII Nueva histona del
Ecuador (1983), vol 9, p 117-165
олигархического государства в Эквадоре Однако, давая высокую оценку деятельности этого президента, Айала не определил, какие именно социальные слои участвовали в этом союзе
В 90- е годы XX столетня продолжалось осмысление революционных событий в Эквадоре на рубеже веков, анализ консервативной и либеральной моделей власти Особое внимание исследователей занимала тема взаимоотношения церкви и власти В этот период вышли несколько значимых работ упомянутого выше Айала Энрике Моры27, Кастильо Иллингворфа и Хорхе Сантьяго28 Важным заключением Моры стал его вывод о существовании альянса либералов и представителей духовенства на рубеже веков
В 1994 году была опубликована работа проконсерватора Хорхе Сальвадора Лары29. Лара долгие годы выполнял дипломатические обязанности, представлял Эквадор сначала в Перу, затем во Франции В период 1966, 1976-1977 года, он занимал должность министра иностранных дел В монографии «Краткая современная история Эквадора», он акцентировал внимание на положительных результатах реформ консервативного правительства президента Гарсиа Морено, позитивно характеризовал личность президента-консерватора, в то же время фигуру Элоя Альфаро, рассматривал сквозь призму неудач проводимых им преобразований На наш взгляд, подобную интерпретацию событий вряд ли можно считать взвешенной и обоснованной Его работа грешит некоторой недосказанностью, односторонностью оценок и выводов
В начале XXI века внимание исследователей привлекают социальные аспекты в эквадорском обществе на рубеже XIX- XX веков, история церкви в указанный период, роль индейского и афро-американского населения в обществе Так, в 2001 году по окончании папской эквадорской конференции, Лара выпустил свою новую работу Он предпринял попытку рассмотреть проблемы влияния церкви на формирование идеологии30 XXI век изменил привычный угол исследования Больше внимание стало уделяться как роли личности в истории, так и психологическому портрету крупнейших политических деятелей
В отечественной историографии комплексных работ по изучению
либеральной революции в Эквадоре 1895 года и борьбы консерваторов и
чибералов нет Исследования, затрагивающие проблему
латиноамериканского католицизма, имели общий характер Следует отметить, что советская историография по истории Эквадора исследуемого периода весьма ограничена, фактически она сводится лишь к сборникам «Эквадор Историко-этнографические очерки» (1963 год) и «Эквадор Некоторые аспекты экономического развития» (1979 год), Однако
27 Ayala Mora, Enrique Historia de la revolucion liberal ecvatoriana -Quito, 1994 , Ayala Mora, Enrique La
relaaon Iglesia-Estada en el Ecuador del S XIX - Quito, 1995
:! Castillo lllmgwonh, J Santiago La Iglesia у la revolucion liberal las relacianes de la Iglesia у el Estado en la
epoca del Liberalismo -Quito, 1995
1 Jorje Salvador, Lara Breve hntariu t.ontemporunea del Ecuador -Mexico, 1994
10 Jorge Salvador Lara Hisiona de la Iglesia Сatalica en el Ecuadors - Quito 2001
несправедливо было бы не упомянуть о значимости общих работ советских и российских латиноамериканистов, в которых в той или иной форме затрагивались эквадорские сюжеты
Среди общих работ по историографии можно выделить труды Альперовича МС31, Григулевича ИР32, Гончарова ВМ,"которые во многом и заложили основы советской латиноамериканистики по обозначенной проблеме Авторы отталкивались от идей марксизма -ленинизма, определяли революцию в Эквадоре, как буржуазную и незавершенную, а самих либералов считали ревнителями равноправия широких народных масс, те индейцев В своих исследованиях, авторы концентрировали внимание на либеральных реформах проводимых в жизнь правительством Элоя Альфаро, об обретении прав и свобод коренным населением и, прежде всего, женщинами, о солидарности либерального правительства с революционными событиями на латиноамериканском континенте, в частности с Кубой Особое место в трудах авторов занимает критика института католической церкви Придерживаясь концепции атеизма, авторы критикуют католическую машину бюрократизма, подчеркивают ее неї ативное влияние на развитие Эквадора, подводят к идее узурпаторства и тирании власти представителей католического клира и состоящих в сі оворе с ними консерваторов, во главе с диктатором и тираном Габриэлем Гарсиа Морено. Подобные острые замечания можно встретить в работах историков М М Шейнмана и И Р Григулевича34, вышедших в конце 1950-х годов
Для советской школы латиноамериканистики эти исследования являлись почти классическими трудами, на основе которых последующая плеяда историков продолжала исследовать проблему борьбы либералов и консерваторов и роль католической церкви в этой борьбе35 Советская историческая наука внесла немаловажный вклад в постановку и разработку вопросов, без которых изучение процесса борьбы двух идеологических течений, было бы затруднено В работах советских авторов был дан анализ социальной доктрины католической церкви, предприняты важные шаги в изучении особенностей латиноамериканской церкви, рассматривались теоретические проблемы учасшя церкви в политической жизни общества, были проведены исследования основных тенденции в развитии эквадорского общества в интересующий нас период
' Альперович М С Советская историография стран Латинской А мерики - М , 1968 Латинская Америка в советских исследованиях -М , 1976, Советская латиноачериканистика, 1961 - 1986 г - М , 1986
* Григулевич И Р Катошческая церковь в истории Эквадора В сб Эквадор Историке- этнографические очерки -М , 1963, Церковь и оіигархия в Латинской Америке 1810- 1959 гг - М, 1981, Катотцтм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI- XXев (Документы и материалы) -М , 1980 33 Гончаров В М Дакилема Веіикий Дакилема II Латинская Америка,-1972, № 3, Индейцы в либеральной ревоіюции Элоя Альфаро //Латинская Америка -1973, №3
Шейнман М Н Современный кіериказнзм -М ,1964, Лаврецкий (Григулевич) И Р Кардиналы идут а ад -М 1961, Григулевич ИР Антинародная деятеїьность католической церквиІІКуба Историко-этнографические очерки - M , 1961, Григулевич И Р «Мятежная» церковь в Латинской Америке ~ М 1972 Григулевич ИР каточицизм и свобойочыаие в Латинской Америке в XVI- XX ев (Документы и материалы) -М, 1980
Андрианов Н Н Эвотюция рет&иозно, о сознания - Л , 1974 , Крецкий Л Г Историка- социальные корни в.щяния католицизма - М , 1975 ОвсиенкоФГ Эвопоция социального учения катотицизча - М ,1987
Главная идея исследований сводилась к пониманию революционных событий в Эквадоре, как общемировой тенденции борьбы угнетенных широких слоев против помещиков, клира, за равноправие и свою свободу, возі лавляемых авангардом революции - прогрессивными либеральными деятелями Говорить об объективном исследовании полемики между консерваторами и либералами не приходится, а сам период правления президента Морено, определялся обычно как «союз военщины и радикального клира».
Со временем вопросы о характере революции сменились попыткой экономического обоснования событий Первые такие труды принадлежат Вольскому В В36 Основной темой исследования автора, стала проблема развития капитализма В своем исследовании, Вольский отметил негативные последствия «ввоза» уже развитого западного капитала в Латинскую Америку, что, по мнению автора, нанесло ущерб процессу формирования первоначального капитала на континенте Эта сложная проблема требует дальнейших исследований
Тезис об исключительности истории стран латиноамериканского континента, развили в своих трудах историки С И Семенов, Б И Коваль, А Ф Шульговский37 Главным предметом исследования этих авторов стали внутренние социально-экономические процессы в латиноамериканских странах В отношении вопроса о роли католической церкви, выделим работу Шyльгoвcкoгo,8 Правда исследование рассматривает роль церкви в более поздний период, однако содержит в себе интересный подход к проблеме латиноамериканского католицизма, поэтому может быть использовано, при условии ухода от идеологических штампов, как дополнительное пособие при рассмотрении проблемы влияния католической церкви
В 1970- 80 гг значимыми работами с позиции разработки методологии исследования роли католической церкви в Латинской Америки, стали труды Андроновой В П39 Один из них, хотя и посвящен исследованию роли церкви в Колумбии и не свободен от идеологических штампов советской эпохи, тем не менее дает целостный и детальный анализ деятельности католической церкви в стране, способов и степени ее влияния на политические процессы и, что особенно важно, для данной диссертации неплохой очерк историографии по обозначенной проблеме
В конце 80-х - начале 90-х годов отечественные историки предприняли первые попытки проанализировать вопрос о рота католической церкви в политических процессах Особое внимание историков привлекала проблема
'й Вольский В В Капитализм в Латинской Америке Очерки генезиса звоіюции и кризиса - М , 1983, Вольский В В Эквадор Тенденции экономического и социально-политического развития ІІ Академия Наук СССР институт Латинской Америки - М 1989
77 Коваль Б И, Семёнов С И , Шульговский А Ф Ревопюционные процессы в Латинской Америке - М «Наука», 1974, Шупьговский АФ Пробіемьі идеоюгии и национаіьнои куїьтурьі стран Латинской Америки- М, 1967, Национализм в Латинской Америке поштические и идеою'ические течению- М, «Наука», 1976
,в Шульговский А Ф О катотческом «третьем пути» в Латинской Америке//МЗМО 1958 №6 " Андронова В П Копчбия церковь и общество -М 1970, Церковь и просвещение в Латинской Америке М , 1972 , Борьба за тео югию освооождения //Латинская Америка 1980 №9
становления и эволюции социальной доктрины католицизма Однако опять Эквадор обходится авторами стороной, а столь интересная проблема как роль католической церкви в борьбе между консерваторами и либералами, даже не формулируется как сідельная тема исследования Среди комплексных работ данного периода можно выделить еще один труд Андроновой В П41 В исследовании автор наиболее полно осветила процессы, происходившие в латиноамериканском католицизме
На современном этапе развития отечественной латиноамериканистики особое внимание следует уделить трудам Ларина Е А и Марчука Н Н, Мамонтова С ГҐ2 Авторы наиболее объективно оценивают характер, ход и последствия борьбы консервативного и либерального лагерей в Эквадоре Исследователи акцентируют внимание на позитивных моментах в консервативном периоде развития страны, анализируют роль католической церкви, как важного инструмента для привнесения в страну прогресса, научной мысли
Рассматривая консервативный и либеральный режимы, Марчуку IIII удалось проанализировать успехи и неудачи обоих президентов43 В отношении оценки либеральной программы, новым тезисом становится вывод о достижении союза либералов с католической церковью В исследованиях этих ученых, содержится тезис о позитивной роли ордена иезуитов и католической церкви, как организаций, боровшихся с неграмотностью и сформировавших в Эквадоре серьезную научную школу
Учебное пособие Ларина Е А «Всеобщая история латиноамериканская цивилизация»44, основано на богатейшем фактическом материале и креативном начале, проводит анализ истории латиноамериканского континента от доколумбовых цивилизаций до наших дней, содержит очерк о консервативном режиме президента Г арсиа Морено и ею оппоненте президенте Элое Альфаро и роли католической церкви в общественных процессах
Источниковедческая база исследования.
Подбирая источники для исследования темы «Либеральная революция в Эквадоре в конце XIX - начале XX вв », автор диссертации столкнулась с серьезными проблемами Российские архивы, библиотеки, институты, а так же эквадорские дипломатические представительства, располагают скудной базой исторических свидетельств но проблеме работы Большая часть
40 Добреньков В И , Радугин А А Методологические вопросы исследования религии Спецкурс - М ,1989, Озсиенко Ф Г Эволюция социального учения католицизма -М,1987
' Андронова В П Политическая роль католической церкви и религии в Латинской Америке (середина 60-80-х гг) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук -M, 1988 "Ларин Е А Куба конца XVIII- перкой трети XIX века - М , 1989, Марчук Н Н , Ларин Е А , Мамонтов С II История и куїьтура Латинской Америки - M , 2005, Мамонтов С П Хосе Энрике Родо и формирование национального самосознания латиноамериканских народов на рубеже XIX и XX вв //Проблемы идеоюгии и национальной культуры стран Латинской Америке- М, 1967 Марчук НМЛ вопросу о социальных революциях Якобинская схема и освооодителоная борьба в Латинскои Америке к XVIII-н MX -M, 1993
Марчук Н I! Буржуазные преобразования второй половины XIX а в странах Латинскои Америки -M 1990 44 Ларин Е А Всеобщая история іатиноамериканская цивилизация -М 2007
поступлений источников в фонды пришлась на период 60-80-х годов XX века В конце XX- начале XXI века серьезных пополнений архивов не было, что может привести в будущем к кризису или застою в процессе написания исторических исследований Успешный выход из сложившейся ситуации осуществила, на наш взгляд, Российская государственная библиотека В отделах «предоставление доступа к удаленным сетевым ресурсам»45 и «европейская библиотека» существует платная услуга, позволяющая получить доступ к фондам мировых библиотек и архивов В нашем случае особую значимость представляет доступ к крупнейшим эквадорским библиотекам и центру истории латиноамериканских стран при Кембриджском Университете На наш взгляд функционирование данной услуги еще не совсем отлажено, что отражается на длительном периоде ожидания заказанных документов и возможности использовать нужную информацию только в электронном виде на сайте библиотеки, используя при этом определенный пароль Каталог электронных документов не всегда может отразить полное содержание хранящихся документов, что может привести к выбору неточного источника или работы
При условии доработки указанных моментов, развитие услуги электронного обмена позволит исследователю пользоваться широким кругом источников и значительно облегчит поиск нужного материала С помощью интернет каналов появилась возможность посылать запрос в библиотеки, архивы, исторические центры Эквадора (электронный адрес библиотек в общем виде представлен на специализированном сайте)46 К сожалению не все документы фондов представлены в электронном виде Отметим следующие учреждения
Bibhoteca de la Comision Legtslativa (Ecuador) Фонд библиотеки располагает документами законодательного характера начиная с 1886 года,
Bibhoteca del Institute de Investigaciones Economicas de la Umversidad Central del Ecuador Даная библиотека была открыта при Центральном Университете Эквадора и специализируется на экономических вопросах В фондах можно найти материалы по экономической ситуации в стране в начале XIX века,
Bibhoteca del Maestro (Сиепса, Ecuador) В фондах библиотеке находятся материалы по истории провинции Куэнка,
Bibhoteca Ecuatoriana "Aureho Espinosa Poht" Крупнейшая государственная библиотека Эквадора, названа в честь своего основателя видного гуманиста, историка и библиографа Эспиносы Полита. Помимо историографических исследований в фондах библиотеки содержатся газеты, памфлеты, сборник речей и выступлений,
4!http/'www гьігч/
4Й hrtp /'www bibltotecaonu org ее/
- Biblioteca Pubhca del Azuay (Ecuador) Публичная библиотека провинции Асуйя, состоит из семи тематических отделов, например (в скобках дан год первого документа)
отдел изучения церковных вопросов (1890 г),
отдел по юридическим документам (1890 г ),
отдел по политической и экономической истории (1890 г ),
отдел истории (1890 г),
отдел литературы (1891 г),
отдел науки (1891 г ),
отдел медицины (1891 г),
отдел по культуре (1891 г),
отдел по прочим вопросам (1892 г )
Комплекс источников составивших исследовательскую базу можно разделить на несколько групп.
1) Законодательные документы консервативного и либерального
режимов Эквадора, куда можно отнести декреты, акты органов местного
самоуправления и предпринимательских организаций (большинство из
названных источников хранятся в Архиве законодательного собрания)47
Данные источники отражают социально-экономическое и политическое
положение страны Документальные публикации в совокупности могут дать
достаточно полное представление о политических взглядах президентов и,
следовательно, прояснить сущность внутриполитической ситуации того
периода48 Большинство источников хранится в Центре исторических и
географических изучений г Куэнке49
Конституции, политические программы, речи, статистика и прочий материал, свидетельствующий о результатах преобразований в годы правления консерваторов и либералов
Переписка, мемуары, дневники, заметки современников событий -такие источники являются хорошим дополнением к официальным документам51 В этой группе источников, отдельно выделим эпистолярное наследие лидера революции Элоя Альфаро
"7 Archivo del Palacio Legislativo - Quito
" Archivo rsacional de Historm Decrelo de la ley de traoajo subsidiano -Quito, 1869 Decreto dc la Ley de
CodKO Crv//-Quito,1861, Ley de creacion del Banco Centra/ del Ecuador, Congreso 1867 , Ley del 17 de
nonembre de 1865 para esxablecer emprestios у bancos
Cartas de Gabriel Garcia Moreno al DrManuel Vega Carta del 29 de diciembre de I860 Cartai de Gabriel Garca Moreno al Dr Antonio Borrero Carta del 9 de febrero de 1861,Cartas de Gabrn.1 Garcia Moreno a Juan Leon Mera, I de abril de 1875
ic Archivo Palacio Legislativo (APL) Mensajts e Infamies a los Congresos (1861 186) 1864 1865 1869 187S 1875)
"Garcia Moreno, Gabriel La a mis calummadores - Piura, 1854 , Gabriel Gauia Moreno La con'ra sut calummadores -Quito 1854 Garcia Moreno, Gabriel De/ensa de los jesuilas -Guayaquil, 1884 , Alfaro Eloy Deuda gordtana - Quito, 1896 , Garcia Moreno Gabriel Cartas de Garcia Moreno al Dr Manuel Ve%a 4 Revista del Centro de Estudios Histoncos у Geograficos de Cuenca 2 (abr 1921), 126-U6, 3 (jun 1921), 257-264, 4 (sept 1921) 334-342 5 (nov 1921) 31-37 , Garcia Moreno, Gabriel (.arias polmias de Ganta Moreno a don Carlos Ordonez Lazo І860-187І -Cuertca, 1923 , Garcia Moreno Gabriel Ltirilos \ disburses de Gabriel Garcia Moreno- Quito 1923 Alfaro Floy Hiitona del ferrocarril de Gua\uquil a Quito paginas de
Исторические источники, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что Элой Альфаро оставил свой яркий след не только на политическом поприще, он также вошел в историю Эквадора, как человек, наделенный талантом писателя и историка В настоящее время исследователям доступны памфлеты, речи, сообщения и письма лидера революции, адресованные своей семье, друзьям и соратникам Изучение названных источников, позволяет лучше понять мировоззрение лидера либералов и атмосферу изучаемого периода, а так же пролить свет на саму сущность революционных событий в Эквадоре
В Национальном архиве Кито, сохранилось достаточное число писем Альфаро В целом, все сохранившиеся письма лидера революции могут условно быть разделены на несколько тематических групп военные письма, письма семье и ближайшим родственникам, письма- размышления о внешнем долге Эквадора, письма, посвященные строительству железной дороги Кито- Гуаякиль, письма на разные темы
Военные письма, 1882 - 1885 года52 В военных письмах лидера революции содержатся размышления о существовавшей системе налогов, внешнем долге, образовании, свободе муниципалитетов, свободе прессы, коррупции в олигархических кругах и пр
В 1882 году Элой Альфаро написал свой первый военно-политический рассказ, посвященный военной компании «Эсмеральда» Лидер повстанцев делился переживаниями о малочисленности группировки и о сложностях в поддержании быта
Между 1884 и 1885 годами в Панаме вышли несколько брошюр Элоя Альфаро под названиями «Восстановление», «Реставрация» и «Революция Компания 1884 года» В последнем из названных произведений Альфаро выразил благодарность своим единомышленникам в Кито за сбор 25 000 песо на участие в выборах
Письма - размышления о внешнем дочге Эквадора В 1890 году Антонио Флорес Хихон опубликовал свою книгу под названием «История англо - эквадорского долга»54 С точки зрения исторического свидетельства, данное произведение несет в себе важные сведения о формировании лондонского финансового рынка в течение века, о его выходе на латиноамериканский континент Автор так же привел ряд своих прогнозов относительно развития эквадорских финансов
В ответ на это издание Элой Альфаро изложил свое видение проблемы в виде брошюры под названием «Пузатый долг» «Венесуэла и Новая Гранада смогли рационально решить вопрос своего внешнего долга, видимо, Эквадору перенять данный опыт слишком сложно На протяжении всей
-Quito 1931 Alfaro, Eloy Obras escoydas -Guayaquil 1959 , Alfaro, Eloy Narrattones hisloncas Quito 1983
Archivo Nacional - Quito, Correspondence dingtda al General Cloy Alfaro 1882-1885 T 720-740 F 441-491 http //www ane gov ec'ane/site/welcorne h'm
" Banco Central у Corporation Editora Nacional Biblioteca B2sica del Pensamiento fccuatonano La deuda Externa del Lmador - Quito, 1 12 , http //www bee fin ec 54 Jijon Flores A Lutomersion de la Dtudu 4л#'»-Ecuatonana -Quito v 111 1983
истории нашей Республики мы видим пример непродуманного втягивания страны в зависимое финансовое положение Такая политика не только непатриотична и аморальна, она демонстрирует наихудший вариант развития финансового сотрудничества среди всех латиноамериканских стран» 5
Письма на разные темы В этих источниках можно проследить политическую позицию Лльфаро «В процессе политических перемен мы не должны забывать о наших исторических корнях Мы должны стремиться к демократии, не забывая об опыте трехвекового правления авторитарного консерватизма»56
Это письмо и письмо, посланное Альфаро к неизвестному мексиканскому адресату, можно приводить как доказательство несовершенства обвинений либералов консерваторами в жестоких расправах над представителями католического сана «Одним из серьезных преступлений, которые мне инкриминируют мои враги, есть обвинение в расправе с представителями клира, в которых, по их мнению, я вижу угрозу либеральной партии В большинстве своем жители Сьерры, это религиозные граждане, исходя из обвинений, вменяемых мне моими врагами, я должен безжалостно уничтожить всю Сьерру»57
В некоторых письмах Элоя Альфаро встречаются размышления о неспокойной обстановке в республике Он анализировал действия оппозиции, недовольство католической церкви, угрозу военной интервенции на севере страны, острейшие проблемы президентских выборов
Официальные письма, приходящиеся на период президентства либерала Элоя Альфаро, носят четкий и короткий характер изложения проблем В своих заявлениях президент продолжал излагать мнение относительно действий оппозиции, а так же раскрыл идею программы в отношении последних под названием «Простить и Забыть»58
Письма, посвященные строительству железной дороги Кито-Гуаякиль Особое место в источниках занимает тема строительства железной дороги Затрагивая эту проблему, Альфаро писал «Эволюция либеральной мысли в Эквадоре, носит социальный характер, и без железной дороги, без этой связующей нити между прогрессом и пропастью не возможно движение в будущее Дорої а должна послужить развитию самого широкого прогресса, объединив сельские, индустриальные и торговые районы страны На пути к демократии эквадорское общество должно пройти моральную, интеллектуальную и, если хотите, физическую трансформацию Без железной дороги, этого революционного каната, любые попытки прогрессивного реформирования обречены на неудачу Вот почему моя мечта, мое главное дело, моя политическая программа сконцентрированы в одном единственном слове - железная дорога»5
" Barco Central у Corporacion Editora Nacional Biblioteca Basica del Pensamiento Lcuatonano La deuda
Externa del Ecuador Cartas de Eloy Alfaro -Quito, T 12 і 475
,й Archivo Nacional, - Quito Correspondencia dingida a! Eloy Alfaro 1893-1901 T 801 F 122
57 Ibid
"Archivo Nacional -Quito, Correipondencia dingida al General Eloy Alfaro 1893-1901 T 801 F 121
" Ibid
В Национальном архиве Кито, сохранилось письмо Альфаро, написанное в Панаме и датированное 28 октября 1911 года Тема письма была посвящена смерти активного участника строительства дороги, американца Арчера Гармана «Трагическая кончина Гармана - это настоящая потеря для нас Без усилий, предпринятых им, его интеллектуальной силы, было бы невозможно осуществление проекта по рождению эквадорской
железной дороги» .
В заключение этой группы источников, приведем слова Альфаро «Возможно кому- то мои строки покажутся горькими, но жизнь слишком коротка, чтобы скрывать от человека всю черноту и прозу бытия Я уверен, что придет тот день, когда латиноамериканский либерализм выиграет схватку с беспринципными врагами прогресса, и ложь превратиться в правду»61
4) Следующей группой источников являются периодические издания, содержащие в себе трактовку исследуемых событий62
5). Особую значимость при написании данной диссертации имели источники по вопросу «Церковь и Либеральная революция 1895 года», хранящиеся в национальных архивах.
а) Архив Святой Коллегии по иностранным делам (в Эквадоре)63 В
этом архиве хранятся брошюры, посвященные внешним контактам церкви за
период 1832 - 1878 гг Здесь хранятся документы, датированные 1895 годом и
последующего периода Здесь находятся документы, инструкции, акты
работы представителей сана в либеральные годы и, кроме того, дела
понтификов Гиди и Г аспарри
б) Архив Епископских званий Эквадора64 Данный архив входит в
состав Секретного архива в Ватикане Темы освещаются здесь в
хронологическом порядке Например, архив понтифика Вениамина
Кавичиони, занимавшего высшую должность в 1884 - 1888 гг, архив
понтифика Джузеппе Мачи (1889-1896 гг), архив понтифика Джованни
Батиста Гиди (1897-1898 гг), архив понтифика Пьетро Гаспари (1898-1901
гг), архив понтифика Алессандро Бавона (1901-1906 гг), архив понтифика
Анджело Долчи (1906 - 1909 гг), архив понтифика Давида Куатрочи (1910
г), архив понтифика Анджело Гиачинто Скапардини (1910- 1916 гг) и пр
п Archivo Nacional, - Quito, Correspondenaa dingida al General Eloy Alfaro 1901-1913 T 321 F 166
61 Archivo Nacional,-Quito Correspondencia dingida al General Eloy Alfaro 1882-1885 T 730 F<*91
r'«El Nacional» №53, 13 de de 1861 «F.I Nacional», №384 18 de septiembrede 1869,
«Г1 Nacional» №450, 24 de septicmbre de 1870, «El Nacional» №453, 6 de octubre de 1870, «El Nacional» №18
17 de septiembre de 1871, «El Nacional» №168 10 de mayo de 1872 «Nanz del Diablo» -Quito ano IV 5 de
Jtnio de 1929, № 22 «tl vengador» Biblioteca Aureho Ечртога Poht de Cotocoilao, «El ano Ecuatonano 1955-
19}6» -Quito, sa , «El Pais» 24 12 1928 «Fl Pttehlo» -Guayaquil 30 10 1971, «/ />!/(/>/«» -Guayaquil
20 11 1971, «El Pueblo» -Guayaquil 30 11 1971 «El Pueblo» -Guayaquil 18 12 1971, «El Pueblo» -Guayaquil
30 12 1971,« El Pueblo» 1705 1985, «El Pueblo» 23 05 1985
61 Сокр AATESS E http //www Vatican va/ecuador
м Сокр ASV ANE http //www Vatican va
\9
в) Архив государственного секретаря Ватикана В данном архиве
содержатся материалы по южноамериканскому континенту, деление
источников ведется по годам 1868, 1877, 1893-1905, 1907- 1908,1911 и др
г) Архив архиепископской курии города Кито6 Здесь хранятся
документы, касающиеся деятельности епископов столицы Эквадора
епископов Ордоньеса, Гонсалисо Калисто, Гонсалеса Суареса и Полита Ласо
Среди материалов по деятельности епископа Гонсалеса Суареса, содержится
ряд документов по делам церкви в городе Гуаякиле
д) Архив архиепископской курии города Гуаякиль67 В архиве
находится переписка со Святым центром (те Ватиканом) и папскими
делегациями, акты и книги, посвященные указанному периоду
В архиве хранятся несколько документов, содержащих хронологический перечень событий в Эквадоре после либеральной революции Он составлен архиепископом Кито и был послан папе римскому Документы датированы 1896 годом
Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является первой попыткой комплексного исследования национальной истории Эквадора середины XIX - начала XX вв, в которой проводится сравнительный анализ политических систем, основанных на идеях консерватизма (президент Гарсиа Морено) и либерализма (президент Элой Альфаро), их становлении и развитии, а также роли католической церкви Кроме того, диссертация впервые вводит в научный оборот широкий спектр источников, касающихся исследуемого периода времени
Практическая значимость исследования Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения противостояния консервативной и либеральной идеологий, их борьбы в различных сферах жизни общества, проблемы роли латиноамериканского католицизма, для разработки лекционных курсов и семинаров по истории стран Латинской Америки во второй половине XIX века и на рубеже XIX - XX веков Выводы работы можно учитывать при рассмотрении широкого круга вопросов о консерватизме, либерализме, религиоведении, при анализе особенностей взаимодействия церкви и общества
Апробация работы. Основное содержание и выводы исследования были отражены в подготовленных автором статьях, опубликованных в научных изданиях, в выступлениях на научных конференциях факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Диссертация обсуждалась на кафедре всеобщей истории РУДН, где была рекомендована к защите
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, приложения
" Соьр ASV SS http //www Vatican va-'romancjna/secretanatstate'indexsp htm ^ С оьр АСА 0 http '/arquidiocebisdequito org;cuna/cunadequito htm С окр АСА G http//www Vatican va/archtve/hist counctls'nvatican counciI/mdcx_sp htm