Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций Иваницкая, Яна Юрьевна

Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций
<
Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иваницкая, Яна Юрьевна. Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Иваницкая Яна Юрьевна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т].- Белгород, 2011.- 267 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/786

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис и оформление внешних репрезентаций христианского учения (II-IV вв.) 28

1. Раннехристианские катакомбы и их роль в возникновении христианского художественного языка 28

2. Древнехристианская скульптура 44

3. Рождение христианской живописи: от символизма к иллюстративности 59

Глава 2. Христианизация государственных символов и внешняя репрезентация христианской империи 79

1. Государственная символика и официальные изображения императоров 79

2. Внешняя христианизация ранневизантийской армии 96

3. Общая репрезентация идеологии христианской империи 112

Глава 3. Христианизация внешнего вида человека 129

1. Иконография человека 129

2. Мужской костюм 141

3. Женский костюм 156

Глава 4. Христианизация материально-предметного мира человека 168

1. Личные вещи 168

2. Домашняя утварь 175

Заключение 186

Библиография 195

Список сокращений 226

Приложения 227

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение истории зарождения и развития внешней стороны процесса христианизации позднеантичного общества представляется в настоящее время весьма актуальным в силу изменения общих оценок этого периода в современной науке. На протяжении почти всего XX в. история христианства как часть истории цивилизаций в нашей стране изучалась весьма односторонне. В настоящее время имеется возможность более подробно изучить процесс проникновения христианской религии в различные сферы позднеантичного общества, изучить роль культурных элементов в государственной, общественной и повседневной жизни жителей позднеантичного мира в контексте внешних репрезентаций.

Христианизация, но нашему мнению, представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого происходило взаимовлияние и взаимодействие структур и элементов позднеантичной цивилизации (экономики, социальной сферы, государства, идеологии и культуры) и христианской религии со всеми ее институтами (церкви, как политического и экономического организма, христианской идеологии и культуры). Христианизация, являясь процессом взаимодействия христианства с различными светскими структурами, выступила определяющим фактором в истории позднеантичного мира.

В диссертационном исследовании мы специально рассмотрели внешние репрезентации христианизации позднеантичного общества, которые были проанализированы по нескольким направлениям – выработка внешних репрезентаций христианства в контексте рождения христианского искусства, оформление официальной символики государства и армии, репрезентаций христианской империи и ее столицы, выработка иконографического типа человека, рождение византийского костюма, христианизация предметно-бытового мира.

Объектом диссертационного исследования является процесс генезиса и эволюции христианского публичного изобразительного ряда.

Предметом исследования являются внешние репрезентации процесса христианизации позднеантичного общества.

Хронологические рамки работы: охватывают период со II по VI вв. Нижней временной гранью исследования является появление на исторической арене христианства и рождение катакомбного христианского искусства, выработка языка и принципов внешних репрезентаций христианства. Верхней границей можно считать VI век – время качественных изменений, произошедших в византийском обществе, окончательное оформление «византинизма», в том числе во внешних репрезентациях.

Территориальные рамки работы включают в себя территорию поздней Римской империи, в особенности ряд ее провинций - Египет, Палестина, Сирия, Малая Азия, позднее Италия. Далее территориальные рамки и, соответственно, акценты исследования, смещаются в сторону Константинополя и Греции. Особое внимание по ряду локальных сюжетов обращалось на регион Северного Причерноморья (Херсонес и Боспор) в силу характера источников и специфики тематики отечественных исследований.

Главная проблема исследования: процесс христианизации позднеантичного общества в рамках империи во II-VI вв. во внешнем его выражении. Решение данной проблемы способствует пониманию особенностей глобального исторического перехода человечества от античности к средневековью.

Целью данной диссертации является исследование истории формирования внешних форм выражения процесса христианизации позднеантичного общества Римской (и Ранневизантийской) империи в период II–VI вв.

Автор работы поставил перед собой следующие задачи:

определить назначение и основные принципы устройства римских катакомб в контексте генезиса первых христианских изображений;

рассмотреть генезис и эволюцию христианской скульптуры;

выявить соотношение между символизмом и иллюстративностью в наиболее известных памятниках раннехристианского искусства;

проанализировать процесс христианизации государственных структур империи через ее официальные репрезентации, культ императора и монетную иконографию;

изучить внешние аспекты христианизации позднеримской / ранневизантийской армии;

рассмотреть репрезентации христианской имперской столицы – Константинополя в контексте ее топографии и роли в ней античных памятников;

охарактеризовать различные стороны процесса христианизации внешнего вида поздних римлян / ранних византийцев – от иконографии человека до «революции в одежде» и появления костюма жителей христианской империи;

рассмотреть постепенное внедрение христианских символов в предметно-материальный мир ранних византийцев (личные вещи и домашняя утварь).

Методологической основой исследования является комплексный подход к источникам, предполагающий сочетание и интеграцию письменной традиции и иллюстративных источников различного рода, который был дополнен сравнительно-историческим анализом.

Важной методологической базой исследования является цивилизационный подход в истории, позволяющий увидеть разные грани исторического процесса в движении. Теория локальных цивилизаций позволила рассмотреть позднеантичную цивилизацию в совокупности ее элементов (где культура выступила основным критерием смены циклов), а также выдвинуть предположение о том, что христианизирующееся общество Поздней империи являлось особой культурной системой, уникальность которой нашла свое выражение во внешних репрезентациях.

В работе также использован историко-культурологический подход, для которого характерно сосредоточение внимания на различных аспектах историко-культурного наследия Поздней античности.

Концепция генезиса христианского искусства Н.П. Кондакова и Н.В. Покровского в рамках нашего исследования позволила проследить эволюцию богослужебных и сакральных изображений вплоть до утверждения канона.

Применение методологии исторического синтеза помогло установить, что выявленные процессы внешней репрезентации процесса христианизации являются доказательством влияния христианства на всю позднеантичную систему внешних репрезентаций.

В качестве главных методов в работе были использованы метод контент-анализа, позволивший осуществить представительный отбор информации по проблеме, метод структурно-функционального анализа, с помощью которого мы установили, что позднеантичное общество состояло из функционально взаимосвязанных элементов, влиявших друг на друга, а также компаративный метод исследования, который способствовал выявлению существенных отличительных признаков в искусстве христиан различных периодов.

Научная новизна работы определяется созданием первой в отечественной науке современной исторической модели внешних репрезентаций процесса христианизации позднеантичного общества на основе комплексного подхода к источникам. Впервые под единым углом зрения рассматривается зарождение изобразительного ряда христианства, выработка его системы образов и символов, а также внедрение этого языка в жизнь позднеантичного общества – от государства, императора, армии до простого человека, его внешнего вида и предметов быта, личных вещей. Специально была рассмотрена проблема репрезентации христианской империи, а также ее столицы, выяснено, какую значительную роль в этом играли античные памятники.

Основные положения, выносимые на защиту, сводятся преимущественно к следующему:

1. Поздняя античность рассматривается не просто как переходное время, а как особый целостный период истории, который выступает в качестве особой субцивилизации, Постклассического мира.

2. Появление феномена христианского искусства в Средиземноморье отражало процесс усвоения христианского учения населением античного мира, в котором внешние репрезентации каких-либо идей означали очень многое; художественный язык христианства воспринял многие стороны античного искусства, переосмыслив их в символическом духе.

3. Наряду с символизмом в христианском искусстве сразу появляются элементы иллюстративности; в евангельских иллюстрациях рано формируются типы, близкие к каноническим.

4. В официальных изображениях христианского императора доминировал традиционный имперский тип, лишь дополненный христианскими символами.

5. Монетная иконография императоров христианизируется вплоть до VI-VII вв., когда вырабатывается новый христианский тип (фронтальный, с инсигниями).

6. Христианизация изображений, связанных с армией, проявилась в появлении новых штандартов и лозунгов.

7. В репрезентации империи и христианской столицы Константинополя доминировала имперская идея кумуляции античных памятников; христианская же сакральная топография формировалась лишь постепенно.

8. Сформировался христианский иконографический тип человека, отличный от античного; произошла «революция в одежде», родился византийский костюм.

9. Христианизация предметно-бытового мира происходила весьма медленно, среди личных вещей выделяются нательные кресты и филактерии, среди предметов быта и утвари – лампады, предметы с христианской символикой, импортная краснолаковая керамика со штампами; погребальный инвентарь из погребального обряда исчезает лишь в VII в.

Источниковую базу исследования составили прежде всего письменные и иллюстративные источники.

Новый Завет – обязательная точка отсчета для изложения истории христианизации. Из апокрифической литературы наиболее важно Дидахе, или Учение 12-ти апостолов. В качестве источников использовались сочинения апологетов – Татиана, Афинагора, ранних богословов - Климента Александрийского, Оригена. В том или ином контексте были также использованы сочинения Тертуллиана (II-III вв.), Иринея Лионского, Арнобия Старшего и других ранних Отцов Церкви.

Основная церковная традиция IV-VI вв., бесспорно, необъятна даже в рамках краткого очерка. Тем не менее, можно отметить, что у крупнейших отцов церкви можно найти отдельные места, касающиеся нашей темы. Это прежде всего труды Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного, Евхерия Лионского и др.

В христианской поэзии, как латинской, так и греческой, есть ряд важных мест интересующего нас рода (Пруденций, Седулий, Павлин и др.).

Важны сочинения церковных историков Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Созомена, Евагрия, Феодорита, Орозия.

Из ранневизантийских светских христианских источников V-VI в., в которых наиболее полно проявился ранневизантийский культурный синтез, следует назвать труды ритора Хорикия из Газы, «Экфрасис» Христодора Коптского, сочинения Иоанна Лида. Христианские эпиграммы «Греческой антологии» зачастую посвящены описанию памятников искусства.

Нельзя пройти и мимо светских исторических сочинений Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Феофилакта Симокатты, хроник Иоанна Малалы, Комита Марцеллина и Пасхальной хроники.

Из нехристианских письменных источников важны сочинения императора Юлиана, ритора Либания, историков Аммиана Марцеллина, Евнапия, Зосима, военного автора Вегеция.

Из официальных источников важны Кодексы Феодосия и Юстиниана, а также Notitia Dignitatum – перечень должностей имперского и провинциального управления.

Иллюстративные источники. Наиболее ранние христианские изображения мы находим в катакомбах первых верующих в Риме; данный вид источников представлен широким спектром: от простых, символических изображений, до более сложных, иллюстративных. Наиболее важны изображения в катакомбах св. Маркеллина и Петра, Домитиллы и др.

Важным источником являются памятники христианской скульптуры, представленные позднеримскими саркофагами, рельефами, мелкой пластикой. Наиболее важны в контексте данной работы саркофаг Юния Басса, Латеранский, Мадридский, Ватиканский, Равеннский и др. Важное значение имеют также памятники мелкой пластики – панели с рельефами из слоновой кости (авории) и так наз. Консульские диптихи.

Самостоятельным источником преимущественно для реконструкции иллюстраций евангельского цикла, а также для истории византийского костюма и иконографии человека являются памятники книжной миниатюры, к которым относятся Синопское Евангелие VI в., Венский и Коттоновский Генезисы, Россанское Евангелие, Евангелие Раввулы.

Собственно сакральные изображения – иконы, фрески и мозаики храмов рассматривались нами лишь в относительной степени, так как сохранившиеся иконы в целом выходят за хронологические рамки рассматриваемого нами периода, а фрески и мозаики несли на себе отчасти функции декорации.

Иллюстративные источники опубликованы в ряде научных изданий, а также доступны на тематических сайтах в сети Интернет. Полный список использованных иллюстративных источников дан в Приложениях к диссертации.

Источником по позднеантичной / ранневизантийской монетной иконографии являются наиболее полные коллекции монет, представленные в опубликованных изданиях коллекций позднеримских и византийских монет (нумизматические источники).

По отношению к нашей теме археология имеет вспомогательное значение, преимущественно для разделов о предметно-бытовом мире человека. Здесь важны опубликованные материалы археологических раскопок Херсонеса Таврического и Боспора, в меньшей степени – материалы Средиземноморья. Наиболее важные аналитические выводы на основе археологического материала в контексте нашей темы сделали С.Б. Сорочан, А.В. Сазанов, К. Фосс, О. Далтон и др.

Степень изученности темы. Иностранная литература по данному кругу проблем представлена значительным количеством работ, в силу того, что в течение длительного периода (со 2-й четверти до сер. 80-х гг. XX в.) в отечественной историографии преобладал формационный подход, где основной акцент делался на изучение экономических, социальных и политических процессов. Зарубежные труды можно разделить на несколько тематических групп.

1. Посвященные общей характеристике христианства в рамках Римской империи, а также вопросам взаимовлияния христианства и язычества – это «Early Christianity: Origins and Evolution to A. D. 600», «Encyclopedia of Early Christianity», работы R.L. Fox, W.H.C. Frend, J. Geffcken; вопросам борьбы между христианством и язычеством посвящены работы A.H.M. Jones, A.D. Lee, C. Mango , C.P. Thiede , D.J. Constantelos. Самыми фундаментальными и концептуальными являются труды известного историка античности Питера Брауна. Труд Арнольда Джоунза «Поздняя Римская империя» представляет собой кропотливое исследование практически всех сторон жизни империи, его главный вывод: история Поздней Римской империи не была историей только упадка.

2. Работы, посвященные генезису и эволюции христианского искусства – исследования M. Gough, M. Jensen, E. Kitzinger, S. McCormack, J. Beckwith, проблеме символизма и иллюстративности посвящена работа B. Billon. Большой корпус археологических памятников исследован в книге О. Dalton.

3. Исследования по монетной иконографии, раскрывающие вопрос о появлении христианских символов на монетах, создали Ph. Grierson, H. Mattingly, J.-A. Bruhn, A. Burnett.

4. В зарубежной историографии особую заинтересованность вызывал вопрос о политике императоров по отношению к христианству, в частности, проблема отношения римских императоров к церковным иерархам, роль императора в истории общества и Церкви исследуемого нами периода. Это работа Жильбера Дагрона «Император и священник». Среди зарубежных исследователей наиболее важной в этом роде представляется работа историка византийского искусства Андре Грабара «Император в византийском искусстве».

5. Исследования, посвященные христианизации римской армии. C.M. Odahl изучив процесс внедрения христианских элементов в военную сферу жизни Римской империи, показал, что армия стала одним из первых институтов позднеантичного общества, воспринявшим идеи новой религии. Также изучением вопроса трансформации внутриармейской среды занимались Р. Southern и K.R. Dixon – в совместном труде «The Late Roman Army» они обосновали идею постепенной трансформации армейских символов от языческих к христианским как перманентный и неизбежный процесс.

6. К последней группе работ можно отнести исследования, в которых анализируются основные архитектурные памятники христианства, а также их значение для репрезентаций христианской столицы – Константинополя. К таковым, весьма важным для данного исследования, мы относим книги J. Bardill, G. Bassett , J. Harris, J. Koder, C. Mango. Одним из крупнейших западных исследователей по данной проблеме можно считать Карла Вайтцманна и его труд «The Classical in Byzantine Art as a Mode of Individual Expression», в котором дана квинтэссенция взглядов на идею самовыражения через религию и выявлено соотношение античного наследия в христианском искусстве.

Новая концепция Поздней античности, рассматривающая период IV-VI (III-VII) вв. как единый особый Постклассический мир, родилась в 70-80-х гг. – это работы Питера Брауна, Аверил Кэмерон, Гленна Бауэрсока.

Важны также «Просопография» А. Джоунза и Оксфордский словарь А.П. Каждана.

Таким образом, интерес к истории процесса христианизации Позднеантичного мира не ослабевает и сегодня. Продолжается изучение различных аспектов данного вопроса. Однако, несмотря на значительное многообразие исследований в области социальной организации и культуры христиан империи, тематика внешних репрезентаций процесса христианизации освещалась мало, поэтому данное обстоятельство можно назвать актуальным для данного исследования.

Отечественная историография по данной проблеме представлена достаточно широким кругом работ, ориентированных, главным образом, на изучение отдельных аспектов процесса христианизации позднеантичного общества. Можно выделить ряд этапов в развитии отечественной историографии по вопросу христианизации позднеантичного общества: первый период – дореволюционная историография – работы XIX в. до 1917 г. Второй период – советская историография – с 1918 по 1991 гг. И, наконец, третий период – современный – с 1992 г. по настоящее время.

В данном контексте следует выделить работы русских православных историков церкви XIX – начала XX вв. в силу того, что отечественная наука того времени занимала лидирующие позиции в мире, и без знания этой традиции невозможно объективное рассмотрение изучаемых нами проблем. К классическим трудам того времени относятся монография В.В. Болотова «Лекции по истории древней церкви», работа А.П. Лебедева «Духовенство Древней Вселенской церкви от времен апостольских до X века» и др.

Самыми фундаментальными работами являются труды Н.В. Покров-ского, где достаточно подробно рассмотрена история складывания основных сюжетных линий христианского искусства, преимущественно в области сакральной иконографии, иллюстраций евангельских сюжетов.

Огромный вклад в изучение основ раннехристианской и византийской живописи и сакральной иконографии внес Н.П. Кондаков. Его фундаментальные работы посвящены исследованию основных принципов византийской культуры, а также степени ее влияния на культуру соседних государств и народов. Он же стоял у истоков изучения византийского костюма.

Глубокую генетическую связь внешних репрезентаций христианства с античной классикой показал Д.В. Айналов.

К числу работ, принадлежащих к дореволюционной историографии и имеющих некоторый отпечаток теологизма, относится исследование археолога А.С. Уварова «Христианская символика».

Значительный вклад в развитие дореволюционной историографии по проблеме появления христианского символизма в искусстве внес А. фон Фрикен, который подробно проанализировал историю становления и дальнейшего распространения христианских погребений – катакомб, а также осветил вопросы христианской катакомбной живописи.

Важные наблюдения можно почерпнуть из исследования русского писателя и искусствоведа П.П. Муратова «Образы Италии» (в 3-х тт.), где автор подробно описал основные памятники ранневизантийского искусства этой страны.

Наконец, нельзя пройти мимо работ И.И. Толстого, чья серия «Византийские монеты» в своих первых выпусках совершенно необходима для анализа официальных изображений.

Работа Д.Ф. Беляева «Украшения позднеантичной и ранневизантий-ской одежды», написанная в эмиграции, является одним из первых исследований по данной проблематике. Важна и более ранняя его статья «Облачение императора на Керченском щите».

Эмигрантские работы крупнейшего российского антиковеда М.И. Ростовцева также обращались к истокам христианских изображений.

Последние следы античности в ранневизантийских изображениях исследовал Л.А. Мацулевич в монографии, изданной в 20-е гг. за рубежом.

В советский период исследование данного круга проблем свелось либо к чистому искусствоведению, либо замкнулось в рамках церковно-исторической науки.

Работа советского искусствоведа В.Н. Лазарева «История византий-ской живописи» посвящена основным сюжетным линиям искусства Византийской империи; она является фундаментальным исследованием, в котором собран также каталог раннехристианских изображений, имеющих непосредственное отношение к разрабатываемой нами проблеме.

Развитию отдельных сторон ранневизантийского христианского искусства были посвящены работы З.В. Удальцовой и О.С. Поповой. Проблемы христианской символики разрабатывал С.С. Аверинцев.

Современная историография по вопросу христианизации позднеантичного общества по-новому рассматривает различные аспекты данной проблемы. В частности, преобладающим стал цивилизационный подход при анализе различных сторон влияния христианства на позднеримское и ранневизантийское общество.

В 1990-е – 2000-е гг. вышло немало работ, в той или иной мере затрагивающих заявленную тематику. В частности, общему процессу христианизации Римской империи в IV в. были посвящены диссертация и монография М.М. Казакова.

Ряд работ был посвящен исследованию христианской символики (символы и их значение, роль в жизни ранних христиан).

К числу современных искусствоведов следует отнести Г.С. Колпакову, в работе которой «Искусство Византии: Ранний и средний периоды» проводится фундаментальное исследование основных византийских памятников искусства указанных периодов.

Труды, посвященные различным сторонам деятельности позднеримских и византийских императоров, подготовили А.М. Величко, А.Ю. Виноградов, С.Б. Дашков.

Большой вклад в развитие представлений о монетах поздней Римской империи и их христианской символике внес М.Г. Абрамзон, чьи работы позволили проследить эволюцию изображений на монетах различного типа.

Статья М.Н. Бутырского посвящена исследованию христианизации государственных символов на монетах.

Вспомогательный характер имеет библиографический указатель книг и статей, в котором были оптимально собраны основные работы, посвященные истории костюма.

Широкий круг вопросов, касающийся внешних форм репрезентации христианства, в частности, в одежде, украшениях, предметах быта, был рассмотрен в работах археологов. Лучший общий очерк христианских древностей в историко-археологическом плане дал Л.А. Беляев.

Наконец, интересные параллели ранневизантийским изображениям, отражающим процесс христианизации общества, дают проанализированные Л.С. Чаковской иудейские изображения III-VI вв., которые свидетельствуют о сходных процессах внешних репрезентаций, происходивших внутри иных конфессий Ранней Византии.

Таким образом, несмотря на наличие, как в мировой, так и в отечественной науке достаточно значительного количества работ, становится ясно, что все они так или иначе посвящены либо общим процессам христианизации, либо истории христианского искусства. В обозначенном нами ракурсе темы аналогичных исторических исследований нет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем материал может быть использован в процессе дальнейшего изучения истории христианского искусства Поздней античности, при изучении эволюции раннехристианских изображений от символизма до периода иллюстративности, при изучении вопроса о развитии ранневизантийского стиля одежды, при рассмотрении вопросов взаимоотношения церкви и государства. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в учебном процессе средних и высших образовательных учреждений региона, России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих 11 параграфов, заключения, списка использованных источников и исследований, списка сокращений, приложения из таблиц и иллюстративного материала.

Апробация выводов работы имела место на международных и всероссийских научных конференциях: «Сергеевские чтения» (Москва, 2011), «Ломоносов» (Москва, 2009), «Семеновские чтения» (Москва, 2006, 2010), «Жебелёвские чтения» (СПб., 2007), «Боспорский феномен» (СПб., 2009), «Актуальные проблемы истории древнего мира» (Киев, 2011), «Проблемы истории и археологии Украины» (Харьков, 2010), «Каразинские чтения» (Харьков, 2006, 2007, 2009, 2010), «Кондаковские чтения» (Белгород, 2007, 2010), «Церковная археология» (Севастополь, 2007), «Могилянские чтения» (Киев, 2007), «Белгородский диалог» (Белгород, 2011), «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2006), «Мир Византии» (Белгород, 2006), «Классическая и византийская традиция» (Белгород, 2007, 2008, 2009, 2010), «Историческая наука в начале XXI века» (Херсон, 2007). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры российской и всеобщей истории НИУ «БелГУ».

Раннехристианские катакомбы и их роль в возникновении христианского художественного языка

Генезис и становление христианского искусства неразрывно связано с так называемым катакомбным периодом - временем существования христианской церкви в подполье, в окружении гонителей (I - нач. IV вв.)1. Тем не менее, именно в это время зарождаются первые внешние репрезентации христианства, представленные преимущественно живописью и скульптурой (архитектурных сооружений первые христиане не строили)2.

Характерной чертой этого этапа в истории внешних репрезентаций христианства является отсутствие прямой преемственности с последующим развитием христианской живописи: искусство катакомб, по сути дела, никуда не ведет и почти не найдет продолжения в дальнейшей эволюции3.

Наиболее древние памятники христианского искусства находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во времена гонений4. Таких катакомб найдено значительное количество в различных местах Рима, но все же основное их число было найдено на окраинах города5.

В Риме и его окрестностях было найдено до шестидесяти катакомб . Также катакомбы были найдены в Отриколи, Реньяно, Кьюзи, Сполетто, Падуе, Милане; в Испании - в Арконе и Эльвире; во Франции - в Арле, Отене, Клермоне и Моне; также в Кельне, Эфесе, в Центральной Азии, Африке, на о. Кипр, в Сирии, Фригии, Палестине, Египте и в Крыму".

Наиболее богаты археологическим содержанием и лучше других изучены римские катакомбы. Обычай погребения мертвых в катакомбах был распространен в дохристианской древности на Западе и Востоке. Затем, под влиянием этого древнего обычая появился христианский обычай погребения людей в катакомбах. Христиане внесли немало нового в данный способ погребения мертвых, именно по этим отличиям христианские погребения выделяются среди множества других3.

Катакомбы дохристианские устраивались в виде отдельных камер разных форм, расположенных по склонам гор; по стенам камеры высекались гробницы в один, два или несколько рядов. Если необходимо было расширить помещение камеры, то высекали другую - над ней или под ней, и соединяли их посредством лестниц; так образовывались камеры в несколько этажей4. Все эти камеры, даже те, которые были составлены из двух, трех и более камер, представляют собой отдельные, независимые от других, личные или семейные усыпальницы5. Больших некрополей, в виде огромной цепи соединенных между собой камер, в язычестве не было.

Языческие или иудейские усыпальницы представляли собой по преимуществу либо личные, либо семейные погребения, реже - общие.

Иной характер имеют христианские катакомбы — это общественные погребения (См. Прил. 2, Рис. 6, 7, 8, 9). Это объясняется различием религиозных воззрений иудеев и язычников, с одной стороны, и христиан с другой. В христианстве, несмотря на различие званий и состояний, было одно общее место погребения, которое считалось неприкосновенным. Римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций любого вероисповедания. Пользуясь этим правом, христиане могли собираться в местах погребения или катакомбах1.

Поэтому именно катакомбы сыграли большую роль в распространении самого учения и изобразительного искусства в частности. Рим был почти со всех сторон окружен каменоломнями, большая часть которых находилась на значительном расстоянии от города. Это расстояние увеличивалось в связи с перемещением центра старого Рима2.

Основные христианские катакомбы - следующие.

Катакомбы святого Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) -получили своё название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенные фресками. Здесь хорошо виден переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В более глубоких (и поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в построенную в IV веке над катакомбами церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура хранились мощи святого.

По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра и Павла, казнённых в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые».

Катакомбы,Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla) — эти катакомбы служили местом захоронения язычникам и христианам. Они: расположены: на территории, которая принадлежала семье. Флавиев; однако, неясно о; какой именно; Домитилле идёт речь. Точно известно лишь то, что катакомбы.Домитиллы возникли из нескольких семейных захоронений, и были расширеныщо 4-х этажей.около IV в. Каждый этаж достигает 5.м,квысоту. Здесь;встречаются раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь, голубь.

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe diPriscilia) — самые старые . катакомбы Рима. Они; являлись«частным; владением семьи Акилюг Глабрия, римского консула. Помещения-украшены раннехристианскими фресками из; которых.выделяются-сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы, с .младенцем: и пророком (фигура: слева изображает пророка Исайю или Валаама);, датируемое II веком.

Катакомбы святош Агнессы, (итал. Catacombe di Sant Agnese) — получили своё название от имени; ранехристианской і мученицы- Агнессы -Римской и датируются III—IV веками: В этих катакомбах нет настенных росписей, но . в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей:

Над катакомбами расположена базилика Єант-Аньезе-фуори-ле-Мура, построенная в 342 г. дочерью императора-Константина Великого Констанцией. В-этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой: Агнессы перенесённые из катакомб.

Катакомбы, святого-Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto)— являются самым крупным; местом христианского захоронения, древнего -Рима: Протяжённость катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и об-: разуют лабиринт. В катакомбах святого Каллиста находятся около 170 тысяч: погребений. Своё название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста,.участвовавшего в их обустройстве.

Катакомбы святого Каллиста исследованытолько частично. Для досту- . па открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века, а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 г. были обнаружен ны мощи этой святой. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Кикилии.

В пещере Святых Тайн (итал. Cubicolo dei Sacramenti) сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии. Также сохранилось много символических изображений: рыболов, вытаскивающий рыбу (символ спасения человека из волн греховного моря); семь человек, сидящих за столом (таинство евхаристии); Лазарь (символ воскресения).

Богато украшенные катакомбы на Via Latina (Catacomba di Dino Compagni, ок. 350 г.), обнаруженные в 1955 г., являлись частным захоронением одной или нескольких семей. Они не относятся к синкретическим катакомбам, возможно, здесь совершались погребения, как язычников, так и христиан (всего около 400 захоронений). Эти катакомбы примечательны тем, что в них можно увидеть изображения сцен из Ветхого и Нового Завета в новой иконографии. Так Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидящими на камне, оба подпирают рукой подбородок; Ева печально смотрит на Адама. Также «новое» изображение прорицателя Валаама с ослицей (середина IV века).

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (рыба, «Добрый пастырь»). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. Также ко II в. относится появление в катакомбах изображений акронима IX0YS или символизирующий его рыбы. Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

Государственная символика и официальные изображения императоров

До начала IV в. процесс христианизации носил преимущественно спонтанный характер. Он протекал в условиях нелегального или полулегального статуса христианской религии в римском государстве, и влияние христианства на различные стороны и сферы жизни римского общества было незначительным, как и количество самих христиан, а христианская церковь еще не являлась стройной и сильной организацией1.

В IV в., от Константина до Феодосия, происходит процесс «обращения» Римской империи в христианство и, по удачному выражению М.М. Казакова, «обращения» христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V веку Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, типичного для последующих веков. Но Римская империя стала христианской не только в силу этого, а еще и потому, что с конца IV в. христианство, становясь важнейшим историческим фактором, начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества.

Процесс формирования идеологии христианской империи был длительным и сложным, наряду с выработкой симфонии между государством и церковью. Государство, несмотря на христианизацию, имело многовековую внешнюю символику, ко! о рая не могла радикально замениться христианской, как не могла в одночасье произойти и сама христианизация.

Христианизация официальных государственных символов началась вскоре после Миланского эдикта,313 г. Однако; происходил этот процесс неровно и зигзагообразно.

"Существовало (со времен Константина Великого) государственное (вернее,. императорское) знамя - палладиум, представляющее собой; аналог эмблем і римских легионов (полотнище крепилось на крестообразном древке); Главным символом стала христограмма; (хрисма); освятившая; империю как новое, христианское государство..

Государственный герб; (вернее, эмблема)) Византии - двухглавый орел (с самой- разной конфигурацией крыльев). По некоторым? данным; двугла-вость ромейского орла (в отличие от одноглавости? римского) имеет своим источником; разделение: империи? на Западную ш Восточную (окончательно произошло в конце W в.). Кстати, оттуда же пошекоторым данным, пошла и традиция наименования «Мы» применительно даже к одному монарху1.

По другим данным, двуглавый орел, возможно, еще со времен Юстиниана Великого (VI век) толковался как единство (симфония) светской;и ду-ховной властей в Империи. Такое толкование еще и посейчас; бытует на Афоне.1 Наиболее важным источником по данной проблеме служит официальная монетная иконография. Монеты в Римской империи являлась важным инструментом политической;пропаганды; так как они обладали весьма-\важными качествами: монеты легко тиражировались, а также были портативны и общедоступны; для всех слоев римского общества. Монеты отражали различные стороны государственной деятельности императора и составляли важнейший элемент официальной идеологии3.

Монеты, оставаясь средством удовлетворения экономических потребностей общества, вместе с тем отразили феноменологическую природу власти в новой христианской империи, ее сакральный характер1.

Прежде всего, христианское мировоззрение сделало сакральным само восприятие монеты. Сознательное поругание изображений на имперских монетах рассматривалось как тягчайшее государственное преступление — «оскорбление величества»"". Монета в качестве материального восприемника священного изображения сама могла отождествляться с иконой в том смысле, что изображенные христианские символы на монетах являлись также священными, подобно образу святого на иконе3.

Следует отметить, что император Константин (См. Прил. 2, Рис. 60-61) проявлял лояльность и веротерпимость как по отношению к христианству, так и к языческой религии. На монетах IV в. помещались как языческие, так и христианские символы (См. Прил. 2, Рис. 63,68, 70). Данный симбиоз был рассчитан на то, чтобы идея, воплощенная в монетной символике, была донесена до всех слоев населения (как христиан, так и римлян-язычников)4.

При Константине Великом также началась чеканка так называемых конторниатов, которые по своему функциональному назначению отличались от простых монет5. Считается, что конторниаты служили римлянам либо в качестве коллекционных монет, либо ими расплачивались при входе на игры в цирке. Еще одна версия - данный тип монет мог использоваться в качестве медали, изданной в память о прошедших играх6. Конторниаты изготавливались из недрагоценных металлов и в основном представляли собой подарочные монеты, на которых присутствовали изображения, не связанные с христианской тематикой: игры, римские боги, герои, известные римские поэты и писатели1. Данные памятные монеты прославляли известных римских граждан, а также постоянно напоминали римлянам о языческой культуре империи.

С IV в. в монетной типологии появляется крест (См. Прил. 2, Рис. 62, 78 - 82), который на некоторых монетах использовался как самостоятельный символ, в других же - в качестве добавочного элемента (например, крест обозначался как символ, находящийся в руке богини победы Виктории). Вместе с данным изображением на монете также помещалась христограмма -как самостоятельный знак или знак, дополняющий уже имеющиеся на монете языческие изображения. Например, на монетах императоров Льва и Маркиа-на в V в. крест стал единственным и самым главным символом, что говорит об усилении роли христианства в государстве2.

Христианство в период правления Константина стало стремительно распространяться по всей Империи; но, несмотря на усиливающуюся ориен-; тацию государственной власти на христианское вероучение, все же сохранялось и отправление языческих культов. На монетах Константина и Лициния, а также их преемников, сохранились изображения императора, окруженного нимбом. Данный факт может свидетельствовать об уподоблении императора Богу, так как в христианской традиции нимб украшал голову Христа, а также христианских святых3.

Правление Константина Великого ввело традицию изображения креста на монетах, его последователи императора развили данную идею, включив в монетные изображения еще и так называемую христограмму, которая впоследствии стала типом реверса византийских монет. Отчасти данные монеты также содержат в себе информацию о религиозном синкретизме, например, на монетах Анастасия (GM. Прил. 2, Рис. 76) имеются изображения языческой богини Виктории, но с крестом в руках1.

Для укрепления своей власти императоры даже попытались соединить христианство и язычество: для этой цели; создавались новые изображения, способные удовлетворить запросы различных по религиозным пристрастиям римлян. Так, например, император Константин, стремившийся найти максимальную поддержку своей власти в армейских рядах, начал выпуск монет, где главным было изображение Юпитера Хранителя . Таким; образом, происходило смешение. понятий, происходящих из: разных: религиозных систем.. Тем не менее, правителям отчасти удавалось совмещать языческие нехристианские символы, оттого что эти две религиозные; системы имели некоторые общие черты:, ряд символов-были схожи по своему значению. Некоторые символы часто смешивались: общим символом являлся-крест, которыйвхри-стианстве выступал главным знаком спасения. Также крест являлся главным: знаком солярного культа в Галлии. Данный символ был: понятен как языческому, так и христианскому населению империи, именно поэтому он воспринимался римлянами не как чуждый элемент, а скорее как вполне приемлемый для них знак?.

Cтоит отметить, что религиозная политика, которую проводил Кон-, стантин, была достаточно противоречивой; Є одной стороны, император поклонялся Солнцу (Sol) и всячески почитал культ данного божества, который отождествлялся с культом Аполлона. G другой стороны, впоследствии сам Константин соединил воедино культ Солнца и почитание Христа. После то- \ го, как Константина посетило видение — по свидетельствуЛактанция и Евсе-вия, он увидел в небе крест, после чего он победил Максенция в битве у Мульвийского моста, произошла легализация христианства; и римские сол даты, так же, как и император, уверовали в силу креста. Результатом данного величайшего события стало помещение креста-солнца на щиты и монеты1.

Мужской костюм

Одежда человека - это не просто оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем остальное вещественное окружение людей (дом, мебель и многое другое) представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи.

Внешняя репрезентация через одежду и костюм — одна из важнейших форм представления человека о самом себе. Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражением понятия и личной, и социальной жизни. Одежда стала указывать на социальную и сословную принадлежность человека; его имущественное положение и возраст1. И; с течением времени,, число сообщений, которые, можно; было донести до внешнего мира посредством окрашенных цветом и качеством тканещ орнаментом w формой- костюма; наличием; или отсутстви ем некоторых деталей и украшений, увеличилось в геометрической прогрес- сии.

По: сравнению; с другими видами; искусств костюм -обладаетещё ОДНИМ; важным качеством- возможностью широко и почти мгновенно реагировать на-события в жизни общества, на смену эстетических и.идеологических течений в духовной сфере.

С одной стороны, одежда есть, бытовая и необходимая принадлежность обихода, с другой - костюм — некая традиция;, обладающая смысловой значимостью. Костюм обладает своеобразной г «речью», он «говорит» нам о характере человека, о его эстетическом вкусе, поле, профессии.и других социальных признаках его носителя2.

- Ранняя Византия являлась важнейшим культурным центром, цивилизацией; которая в течение долгого времени оказывала-большое влияние (порош даже:решающее) на судьбы мира: Византийский костюм, вслед за историей Византии, изменялся с течением долгих ее периодов (См.,Прил. 2, Рис: 129);

Верхняя одежда Византии является довольно закрытой" Костюм-византийца отражал социальное положение его обладателя. Крестьяне, даже состоятельные, носили скромные,.хотя и добротные одежды, сшитые в родной деревне (См. Прил. 2, Рис. 130). Иоанн Златоуст просил своих прихожан -антиохийцев не осуждать деревенский покрой; их платья .Туники бедняков были короче и грубее. Эта одежда была простой и удобной для работы. Бедняк, как правило, имел лишь одно платье, иногда заношенное до дыр1.

Верхняя одежда крестьян и ремесленников почти никак не изменялась со временем. Они носили рубаху-хитон из грубой ткани, подвязанную вместо пояса простой верёвкой и короткий, перекинутый через плечо плащ.2 Плащ, как элемент верхней одежды, для представителей средних городских слоев являлся практически основной формой верхней одежды. Плащи были разной длины, некоторые из них встречаются с капюшоном. Плащи шились из различных тканей и торговцы «красовались своими плащами». Косматые шубы и плащи использовались порой как одеяла. Богачи, в отличие от бедняков имели несколько видов верхней одежды и надевали её «несколькими слоями» даже в жару.3

Верхняя одежда вельмож отличалась от одежды простых людей главным образом богатством материала (См. Прил. 2, Рис. 131). Основной верхней одеждой высшего сословия считалась исключительно римская туника - далматика (tunica talaris dalmatica). Высшие сословия носили её практически всегда.4

Существовали различные виды туники — далматики, отличавшиеся друг от друга покроем или материей и предназначавшиеся для разных целей, надевавшиеся в разных случаях и называвшиеся разными именами (См. Прил. 2, Рис. 133). Так, встречаются следующие виды туники - далматики: дивити-сий, коловий, иматий, стихарь и другие виды туники (См. Прил. 2, Рис. 1320.5

Качество ткани и длина туники являлись основным социальным отличием. Основная часть населения носила одноцветную тунику выше колен, из шерстяных и льняных тканей. Покрой туник у людей различных классов и даже разных социальных групп был однотипен, главным различием кроме качества ткани, была длина туники.

Туника чаще всего состояла из трех частей: верхняя, с отверстием для ворота, имела и рукава; она складывалась посередине и сшивалась по бокам; снизу к ней пришивались два полотнища. На больших станках туники изготовлялись иногда и из одного куска.

Первоначально костюмы вельмож шились из тонких шерстяных и льняных материй, а впоследствии из бумажных и шелковых. Так, в отличие от древнеримской византийская одежда была уже, что обуславливалось, во-первых, плотностью и жесткостью тканей, а во-вторых, доминирующим значением чисто декоративной стороны костюма — рельефных вышивок крупного орнамента, узоров ткани2.

В особенном почёте были пурпурные одежды, но, по постановлению-императора, ношение их воспрещалось. Пояс, сделанный иногда из золота и украшенный дорогими камнями, был предметом роскоши для византийских вельмож3.

В V в. наряды вельмож украшались вдоль швов широкими отделками и шитьём жемчугом. Вскоре всю одежду стали украшать блестящей отделкой с драгоценными камнями, а ворот туники — широкой каймой, имевшей вид круглого золотого воротника, наложенного на тунику; округленные, щитообразные наплечники ниспадали от воротника до половины верхней, части руки. Позднее воротник отделился от туники и образовал самостоятельное украшение, расшитое золотом и камнями4. В IV в. Иоанн Златоуст осуждал богачей, которые носят шелковые одежды и доходят «до такого безумия, что вплетают ещё и золото в одежды» .

Высшие слои населения, как и низшие, носили плащ, который набрасывали поверх туники и скрепляли на правом плече аграфом. Этот плащ походил на римский сагум, или лацерну, однако был длиннее римского, причём у знати - из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырёхугольной вставкой (таблионом) на груди — знаком высокогоположения.2

В иллюстрациях мужских одежд встречается изображение плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имел форму гиматия древних греков, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образцы и в современном искусстве.

Плащ также часто называли мантией, которая застёгивалась на правом плече фибулой или пряжкой См. Прил. 2, Рис. 134); в позднейшее время ею покрывали оба плеча и завязывали её на середине груди. Плащи ткались целиком, в виде прямоугольного полотнища.4

К верхней одежде мужчин относится талар, который иногда надевался поверх туники; это была длинная одежда без рукавов, к тому же достаточно широкого покроя.5

Весьма ходовой одеждой у придворных был скарамангий. В своё время это была кафтанообразная одежда азиатских всадников — кочевников. От них она перешла к персам, а затем в ходе длительных византийско-иранских войн с VI в. была позаимствована византийцами. Сначала скарамангий носили кавалеристы, но постепенно он стал придворной одеждой и получил широкое распространение. Это распашная одежда разного покроя и разного рисунка, но непременно имеющая спереди полы. Позднее скарамангий превратился в костюм высших сановников и самого василевса (для правителя предназначался золотой скарамангий) .

Домашняя утварь

Столица империи - Константинополь — была во многом городом, определявшим лицо государства и его подданных, но его образ жизни был все-таки не вполне типичен для остальных городов и провинций1.

Если во многих городах еще преобладали жилые кварталы со зданиями, построенными в традиционном постэллинистическом стиле, то в столице появилось много сенаторских резиденций2. Новая знать новой столицы стремилась выставить напоказ свое богатство и подражать старой римской1 ари-стократии . Женская половина здесь мало отличалась от мужской. Крыши нередко облицовывались золотом. Эти дворцы4 имели широкие портики, балконы, фонтаны. В сенаторских резиденциях столицы столы, ложа, сиденья отделывались серебром или слоновой костью. Хозяева гордились посудой из серебра или золота, часто с изображениями сцен из античной мифологии1.

Скромному внешнему облику провинциальных городов и их построек соответствовало и внутреннее убранство зданий. В жилищах бедняков зачастую было лишь убогое, покрытое лохмотьями ложе, но и в домах знати мебель заметно изменилась. В ней ощущается теперь значительное упрощение форм. На книжных миниатюрах того времени»мы видим примитивно оформленную мебель для сидения, кровати, сундуки и столы. Иногда эти простые по своим конструктивным формам изделия дополнялись выточенными из дерева опорами и спинками, миниатюрными колоннадами и аркадами?.

Распространены были табуреты и сундуки, крышки которых использовалась для сидения; имелись и складные стулья. Римский обычай возлежать во время трапезы и беседы безвозвратно ушел в прошлое. Спали на кроватях, застилаемых матрасами, набитыми чаще всего сеном. В богатых домах их покрывали дорогими яркими (красными, желтыми и т. д.) тканями и коврами. Для предметов домашнего обихода использовались грубо сколоченные сундуки.

У состоятельных людей мебель была вычурно украшена, отделана золотом, разноцветной эмалью, росписью и драгоценными камнями. В орнаментике нашли применение христианские мотивы: монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений - гроздь винограда, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта. В1 мебели сказалось также и влияние германской (лангобардской и кельтской) орнаментики вьющиеся растения и фриз из ленточного сплетения, а также «звериные» мотивы.

В традициях светской трапезы в ранневизантийский период сохранялось немало античного1. Прежде всего, это касается вкушения мяса в дни отсутствия постов. Континуитет здесь проявляется в сохранении «благочестивых закланий», пришедших на смену античным жертвоприношениям. После данно-го события устраивалась традиционная трапеза .

У ранневизантийских авторов написано немало страниц об умеренности в пище. Общий мотив: воздержанность — мать, как здоровья, так и удовольствия. Пресыщение - источник болезней, как тела, так и,духа. Здесь, несомненно, можно усмотреть преемственность по отношению к античной мудрости «Ничего сверх меры»3. На практике же так было далеко не всегда4.

«Еда не составляет задачи нашей жизни... Мы едим для поддержания нашей жизни на этой земле, во время которой Логос воспитывает нас для бессмертной жизни; отсюда необходимость выбора и различения пищи. А она должна быть простой и неизысканной. ... Телесная жизнь обуславливается здоровьем и силой, а они в особенности зависят от умеренности в пище»5.

«Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тупым, оно делает душу плотской, оно ослепляет и не позволяет видеть» .

Что касается самой пищи, то первое впечатление, которое возникает при чтении византийских источников того времени, - это ее богатство и разнооб разие. Здесь и дичь (куропатки, утки, зайцы1), и домашняя птица (куры, гуси), различным образом приготовленное мясо ш рыба:, икра; молоко, сыр, масло; фрукты, овощи, всякого рода;зелень грибы, вино, сладости. Одним из. наиболее доступных и излюбленных продуктов питания являлась-рыба- морская, речная;.озернаяг Более 60?видов рыб перечислено вжитиях.. Рыбу жарили, варили, коптили; вялили, сушили, мариновали, консервировали;, приготовляли-черную4 и красную икру. В? Константинополе рыбу нередко жарилш прямота рынке. Деликатесом считалось густое пюре: из трески; а также- вареная рыба4.. Большим спросомпользовались лимандами-осетрина, а вот к макрет-ли и икре относились весьма равнодушно.

Пищей простых. людей являлись тунец, скумбрия; селедка... Этш сорта рыбышродавали по нескольку штук за обол. Речная и озернаяфыбащенилась. дешевле,.но и:среди;нее -встречалась такая; которая!относилась к числу деликатесов»

Немало говорится в источниках и о мясе (говядине, свинине; баранине) и торговле ими. Весьма обстоятельно рисует мясную торговлю в столице империи наряду с житиями «Книга эпарха», сообщая; в частности; как крестья-не пригоняют стада скота в город, как мясники покупают их,через, особых посредниковшод надзором чиновниковведомства;эпарха города (для предотвращения. спекуляции); как мясные: туши распродаются? по.; частям : причем ноги;, голова и внутренности, животных, остаются в пользу мясников;, Особые сроки ограничивали торговлюмясомпосезонам. Например; баранину в Константинополе продавали только с. пасхи до пятидесятницы.

Высоко ценили византийцьтпернатую дичь и нередко посылали ее в по дарок. Копченое мясо считалось грубой едой и не принадлежало;к числу деликатесов?.. Вино также было различных сортов1. В зависимости от сорта винограда вино было золотистое, черное или белое, сладкое или кислое, легкое или крепкое, долго хранящееся или легко портящееся. Из черного винограда вино получалось более крепкое, из белого - среднее, из красного - несколько слаще, чем из черного. Помимо винограда, вино изготавливали из яблок, груш, кизила, граната, меда, полыни и т.д. Нередко его настаивали на копытнике, лавровых ягодах, укропе, дикой петрушке, сельдерее и других растениях. Известен напиток, при изготовлении которого смешивали яблочный сок, воду и мед, а также напиток, приготовленный из меда и роз .

Вместе с варварами в Византию пришло и получило известное распространение вино из хлебного зерна и ячменя.

Женщины разбавляли вино водой, а мужчины нередко добавляли в него пряности. Вином утоляли жажду, запивали пищу и использовали его в лечебных целях.

Из сладостей известны торты, изготовлявшиеся из муки и меда, муки и вареного муста, десерт. Маленькие пирожные, выпеченные из пшеничной муки высокого качества и имеющие форму колец, также являлись лакомством .

Писали о фруктах и посылали их в подарок довольно часто. Разновидностей их было немало: яблоки, груши, дыни, гранаты, фиги и другие. К числу весьма недорогих и широко распространенных относились дыни.

Одним из основных видов фруктов, выращиваемых на территории Византийской империи, был виноград, сортов которого было множество. Наряду с распространенными сортами белого, красного и черного винограда существовал, например, виноград сероватого, дымчатого оттенка. Известен виноград, который ели зимой. Хранили такой виноград в амбарах, подвешивая наверху у балок. Ели фрукты свежими, сушеными, вареными. Из овощей византийцы употребляли в" пищу капусту, огурцы, зелень, в том числе и дикорастущую, которую использовали для салатов; Весьма распространены были маслины обычно маринованные

Похожие диссертации на Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций