Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Зябиров Радик Мустафович

Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад
<
Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зябиров Радик Мустафович. Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Зябиров Радик Мустафович;[Место защиты: Институт истории им . Ш . Марджани].- Казань, 2014.- 171 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Татарское общество конца XIX – начала XX вв. в контексте исторического взаимодействия Востока и Запада 22

1.1. Историческое взаимодействие Востока и Запада 22

1.2. Причины стагнации восточной мысли и переход интеллектуальной инициативы на Запад 41

1.3. Процесс проникновения западно-светских идей в татарскую общественную мысль 75

ГЛАВА 2. Поиск татарскими мыслителями путей трансформации традиционного общества в конце XIX – начале XX вв. в контексте проблемы «Восток-Запад» 100

2.1. Распространение в татарском обществе реформаторских и светских идей как один из способов его вхождения в российское социокультурное пространство... 100

2.2. Сохранение языка и развитие литературы - важнейшие факторы проявления самобытности татар в условиях усиления интеграционных процессов 114

2.3. Взаимовлияние Востока и Запада как один из факторов полноценного развития татарского общества в наследии Исмаила Гаспринского .134

Заключение 148

Список использованных источников и литературы .

Причины стагнации восточной мысли и переход интеллектуальной инициативы на Запад

Ее основу составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, включающий в себя документы законодательно-нормативного, делопроизводственного характера, официальную переписку, отчеты общественных организаций, источники личного происхождения, мемуарную литературу, периодическую печать.

Неопубликованные источники. Большинство данных источников, являющихся неопубликованными, отложились в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ).

Для исследования представленной проблематики ценными являются материалы фонда Канцелярии казанского губернатора (НА РТ. Ф. 1), где представлена делопроизводственная документация и материалы официальных переписок.Эти материалы существенно дополняются и конкретизируются делами фонда губернского жандармского управления (НА РТ.Ф. 199), осуществляющих основную работу по паисламистскому движению, заключавшуюся фактически в агентурном контроле за джадидами и их реформаторской деятельностью. Важными здесь являются переписки, возбужденные в порядке положения о мерах к сохранению государственного порядка и исследующие политическую благонадежность представителей буржуазии, духовенства и интеллигенции.

Подробные политические обзоры татарского общественного движения России содержатся в фонде казанской судебной палаты (НА РТ.Ф. 51).Очень важными являются материалы фондов Казанского окружного суда (НА РТ. Ф. 41) и прокурора Казанского окружного суда (НА РТ. Ф. 390), освещающие ход жандармского расследования и судебного следствия по «панисламистской пропаганде».

Интересные материалы, касающиеся реформы мусульманского образования и просвещения татар изучаемого периода содержатся в фонде Попечителя Казанского учебного округа (НА РТ.Ф. 92).Фонд Главного управления духовных дел иностранных вероисповеданий (с 1832 г. – Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел Российской империи) (НА РТ.Ф. 821) предоставляет богатую информацию по жизнедеятельности российского мусульманского духовенства и его позиции к осмыслению западноевропейских ценностей.

В основу исследования положен также комплексный анализ широкого круга неопубликованных источников, представленных вОбластном Государственном Учреждении «Государственный архив Саратовской области». В фондах Хвалынского уездного рекрутского присутствия (ОГУ ГАСО. Ф. 103) и Хвалынской уездной земской управы (ОГУ ГАСО. Ф. 832) имеются интересные материалы по представленной теме.

Опубликованные источники. Следующую группу документов составляют опубликованные отчеты органов общественного управления: протоколы, стенограммы, постановления заседаний, характеризующие участие представителей татарской буржуазии и интеллигенции в работе городских дум, их работу по защите экономических, духовных и культурных прав мусульман, что, безусловно, проливает свет на проблему восприятия различными слоями общества выделенной в диссертации темы.

Отчеты благотворительных и культурно-просветительских организаций, получивших широкое распространение в конце ХIХ – начале ХХ века помогают в освещении процесса трансформации традиционной мусульманской благотворительной системы, истории и особенностей деятельности специализированных организаций социального обеспечения, охватывавших широкие круги татарского населения.

В последние годы различными издательствами были осуществлены издания архивных документов, относящихся к благотворительности регионального предпринимательства, истории становления и развития государственного образования мусульман12.

Материалы периодической печати. Материалы татарской и русской периодической печати второй половины ХIХ – начала ХХ вв. («Аль-Ислах» («Реформа»), «Баянуль-хак» («Правдивое известие»), «Вакыт» («Время»), «День», «Земщина», «Йолдыз» («Звезда»), «Казан мухбире» («Казанский вестник»), «Мусульманская газета», «Петроградский курьер», «Русская правда», «Тарджеман» («Переводчик»), «Ульфят» («Единство») составляют значительную группу источников, имеющих большое значение для раскрытия проблематики настоящего исследования.

Весьма содержательными источниками по изучению темы являются журналы «Шура» («Совет») (публиковался в 1908-1917 гг.), главным редактором которого являлся Р. Фахреддин и «Соембике» («Сююмбике»). В них представлены статьи, позволяющие подробно представить мысли и взгляды татарских ученых на рубеже XIX–XXвв. относительно заявленной проблемы.

Нарративные источники. Сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, он предоставляет возможность решить поставленные перед исследователем задачи. Но это может быть реализовано только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Именно поэтому в процессе подготовки диссертации нами была изучена литература и труды ученых данного периода, в которых характеризуются взгляды представителей татарской общественности по вопросу формирования проблемы «Восток-Запад» в татарском обществе в условиях Российской империи конца XIX– начала XX вв.

Процесс проникновения западно-светских идей в татарскую общественную мысль

Высокий культурно-экономический прорыв арабского халифата, возможно, стал и причиной собственного упадка. Достигая легких побед путем преимущественного применения силовых ресурсов, угроз, диктата, подчинения, эксплуатации, государство приходит к самоуничтожению. В Арабском халифате «эта мания приобретала форму диктатуры или тоталитаризма во внутригосударственном измерении, мессианства, гегемонизма, культурной, технологической или военной экспансии»101.

«Насилие, – подмечает Э.Тагиров, – в историческом времени и геополитическом пространстве постепенно превращалось в магистральную тенденцию развития человеческой цивилизации, в его основную движущую силу. Цивилизационное измерение цены военных побед и поражений предполагает оперирование не только цифрами, но и подсчет совокупных потерь: возвратных и необратимых, количественных и качественных, материальных и духовных, психологических и нравственных… каждая война, нарушая преемственность и связь времен, поколений и традиций, перемалывая наиболее репродуктивный, работоспособный слой народов и стран, ослабляла физический и интеллектуальный потенциал человечества в целом, снижала качество его генофонда. Масштабы потерянного даже в неполном измерении многократно превосходят «величину» всех побед, одержанных на полях сражений» 102.

Эта точка зрения созвучна с высказыванием татарского богослова Зыяэтдина Камали: «сила побеждает истину». Он утверждает, что «почти каждый божий день злодействующие и притесняющие народы совершают акты агрессии против невинных народов, отнимают у них самостоятельность и государство, уничтожают истинную религию, попирают существующие справедливость и правопорядок. А раз так, то получается, что сила полностью поглощает правду»103. …Во всем, что составляет мир природы, идет постоянная всеобщая борьба. В этой борьбе сильные побеждают слабых, все полезное и лучшее продолжает жить в этом мире, а все бесполезное и не содержащее блага оканчивает свое существование и заменяется лучшим. …Этот всеобщий закон, заложенный в природе, способствует активному развитию всей цепи существования. Он открывает дорогу для прогрессивного развития и человеческого познания, и образования, и ремесла, и торговли. Все цивилизации на земле появились в результате этого состояния. Весь мировой порядок и благополучие обеспечиваются благодаря этому состязанию и соревнованию. Это и есть сама справедливость. Поскольку люди обладают свободой воли, то на этом боевом поприще каждый преступает права других и нападает. Именно поэтому Господь Бог взял под свое попечение эту агрессию, ниспослав людям религию и шариат104. Насилие присутствует на всей земле и является одной из движущих сил прогресса»105. «Для того чтобы государство процветало политически и экономически оно должно подвергнуть ослаблению более слабое государство»106, – считает Атласи. Однако Энгель Тагиров поясняет, что агрессивизм, насилие и воинственность генетически не свойственны людям – это лишь необходимая форма выживания человечества. Общая закономерность развития истории связана с ценностями самоутверждения культуры мира и взаимопонимания107.

«Кто сильнее тот и прав, – пишет Фарит Фарисов, – ибо этот принцип яснее других выразил прусский король Фридрих II Великий: «Если вам нравится территория соседа – захватите ее, а потом найдется достаточно юристов, которые обоснуют ваше право на эту территорию»108.

По проблематике процветания и падения общества на страницах газеты «Новое время» в 1907 г. была опубликована статья Мусы Бигиева «Глупость террора». В ней автор четко подмечает, что «террор жесток, но нет ли в нем некоторой доли хотя бы дьявольской мудрости, которая могла бы оправдать его в качестве политического метода?.. Разбойничество было всюду распространено, но назовите хоть одно общество, расцветшее на разбое.… Без следа пропали гунны, вандалы, готы, норманны, варяги, половцы, печенеги, татары (воины Чингисхана)… В худшем случае террористы древности бывали истребляемы как дикие звери, – в лучшем, сливались с побежденными народностями и растворялись в них… Но, даже собравшись в гигантские орды и захватив иногда врасплох величайшую империю в свете, разбойники кончают плохо. Вспомните маньчжур, завоевавших Китай, или монголов – Индию. Некоторый скоропреходящий успех тюркских и арабских завоеваний объясняется лишь тем, что, подобно грекам македонской эпохи, и тюрки, и арабы, были не совсем разбойниками, их основной промысел был все-таки скотоводство.… Весь ужас нашей эпохи в том, что именно невежество начинает делать историю… варвары, разрушившие Рим, вместо того, чтобы воспользоваться им как школой цивилизации, догадались только разрушить все до основания…

Сохранение языка и развитие литературы - важнейшие факторы проявления самобытности татар в условиях усиления интеграционных процессов

По мнению Айдара Хабутдинова «развитие европейского просвещения, в том числе и России; проникновение Европы, особенно в ходе Наполеоновских войн, на мусульманские территории и реформаторская деятельность ряда мусульманских правителей постепенно становились факторами, влиявшими на развитие татар»207.

К середине XVI в. начался экономический кризис в Средней Азии, во многом из-за отказа купцов от шелкового пути в пользу более дешевого морского, а к XVII веку Туркестан оказался изолированным от остального мира – шиитскими сафавидами и московским православием208. В этот период остро встает вопрос о налаживании торгового отношения России со Средней Азией, как связующем звене между Московским и среднеазиатскими государствами. Россия еще в средние века мечтала о «прямой дороге в Китай и Индию и прилагавшая к этому немалые усилия, получила возможность реализовать свои планы»209. С основанием в 1734 г. Оренбурга была установлена караванная торговля со Средней Азией, однако российско-азиатская торговля «…не была обеспечена никакими надежными ручательствами правителей Бухары, Хивы, Каканда и Ташкента. Договора, хотя и заключались, были настолько сомнительными и непостоянными, что опереться на них было невозможно»210.

Торговцы-татары «…пользовались покровительством среднеазиатских правителей и в отправлении своих торговых дел они имели полную свободу, которой пользовались местные купцы. Сложив свои товары в отведенных им караван-сараях, казанские татары могли сбывать их затем и в обмен, и на наличные деньги, как на базарах самой Бухары, так и в окрестностях Бухарского ханства. Им выдавались открытые листы, дававшие право беспрепятственного проезда по ханству в любое время»211.

До эпохи реформ в России казанско-татарская культура развивается в метрополии, быстро расширяя торговлю, частично промышленную деятельность в Башкирии, в Западной Сибири, в Средней Азии. В этот период татарская культура развивается сообразно торговым интересам. Татарские купцы везут чай из Чувечека, закупают шерсть, кожу, сало для своих и русских суконных фабрик, и кожевенных, мыловаренных, салатопенных, свесных заводов в Башкирии, Казахстане; закупают мерлушку в Хивинских и Бухарских владениях, а бумагу для своих фабрик в Мавараннагре212.

До завоевания Средней Азии русскими значительная часть российской торговли с этими странами велась при посредстве татарских купцов. Татарский купец мог иметь влияние, поскольку он знал языки и обычаи казахов, узбеков и таджиков. Как отмечает А.Юзеев, «из-за интеллектуальной и культурной деградации народов Средней Азии к XVII веку проникновение русских на Восток, во многих случаях с помощью образованной части татарского населения, способствовало… приобщению среднеазиатского населения к русской и западноевропейской культурам»213.

Идеология господствующего класса татар с его хозяйственной структурой приобретала все новые неизвестные доселе формы. Уже в первой четверти XIX века татары имели довольно развитую культуру. Татарского дворянства почти не было, оно обрусело и крестилось уже в XVII–XVIII веках. Наряду с этим происходило сильное расслоение крестьянства, бедная часть которого из-за обезземеливания пополняла ряды бедных масс на Урале и Донбассе. Этот диссонанс, тормозивший умственное развитие татарской нации привел к процессу, с одной стороны разложения внутри татарского общества, с другой к требованиям приоритета разума над мнениями однобоко мыслящих духовных авторитетов214.

На мусульманском Востоке в XIX в. процессы рационализации проходят в основном под влиянием социально-экономической ситуации, которая диктует необходимость изменения религии и порождает людей, понимающих необходимость изменения сознания верующих в соответствии с современными потребностями развития общества. А в татарском обществе процесс рационализации общественных сторон жизни «существенно отличался от реформации на Западе»215, вначале принял формы проводимых «сверху вниз» государственных реформ – указ Екатерины II об учреждении Духовного собрания мусульман России. Впоследствии сама социально-культурная ситуация в Поволжье и Приуралье на рубеже XVIII-XIX вв. благоприятствовала появлению первых татарских теологов, выдвинувших реформаторские идеи»216.

Во многих частях мусульманского Востока и в Персии, реформы начались сверху, с реорганизации армии. При помощи Англии в Персии появилась новая европейская артиллерия, солдаты стали обучатся под руководством английских офицеров. Во время же Фатали-шаха в Персии появилось книгопечатание. Впервые в Средней Азии были напечатаны Коран и книги по мусульманскому праву. В 1824-1825 гг. Наиб Султан послал Мирзу Джаффара Тавризского в Петербург учиться литографическому делу. После его приезда на родину была основана литография в Тавризе. В области техники и идеологии в Персии замечался прогресс. В поэзии появляются мотивы, связанные с Западной Европой. Также в поэзии того времени наблюдаются проблески национально-освободительной идеологии, направленной против европейских капиталистических захватчиков.

Дальнейшее проникновение европейского капитала и разложение местного ремесла, переход торговли в руки иностранцев, начало тяжелой эксплуатации ханами и беками персидского крестьянства, появление земельной собственности концентрация земли в руках помещиков уже в середине 19 столетия вызвали движение, называемое бабизмом. Однако и само персидское правительство, несмотря на свою чрезвычайную отсталость, постепенно принуждено было к тому времени к некоторым нововведениям. Введение телеграфа, открытие «Дарульфунуна» или политехнического колледжа в 1851 году в Тегеране, попытка реформы армии. Среди реформаторских достижений персидского правительства довольно важным событием можно считать организацию правительственной газеты. Первая газета в Персии была организована на третий год после восшествия на престол Насреддин шаха (1848 год)2

Взаимовлияние Востока и Запада как один из факторов полноценного развития татарского общества в наследии Исмаила Гаспринского

По проблематике роли разума в отношении религиозных знаний на страницах газеты «Терджеман» Исмаил Гаспринский, выражая позицию авторитетного богослова Мухаммада Абдо говорит: «…не мог не возмущаться тем абсурдом, который был введен невежами из духовенства в область религии, потерявшей вследствие этого свой чистый разумный облик и потом запутавшейся в схоластических понятиях духовенства фанатиков. Его сильно огорчало, что по своему духу поощряющий знание и просвещение ислам был превращен невеждами в нетерпящую свет и науки религию»300.

Фазыл Туйкин в своей статье «Бгелм язенд мктплр» («Школы Бугульминского уезда») указал на то, что в Бугульминском уезде имеются разные мектебе: и консервативные, и частично прогрессивные, и прогрессивные. Ученый пишет, что в медресе деревни Тайсуганово Бугульминского уезда несмотря на то, что медресе ведет обучение шакирдов по старому методу, можно увидеть уже зачатки веяний новых подходов в просвещении как среди учителей так и шакирдов. Учителя и студенты этих медресе становятся активными читателями прогрессивно настроенных газет и журналов. «Да, в мусульманских заведениях нашего уезда, – пишет мыслитель, – практически нет новометодных школ, однако есть настрой на перспективу, и это уже отрадно и приятно301. «Несмотря ни на что, нынешнее образование, – по мнению просветителя, – кардинально отличается от образования двадцатилетней давности. Благодаря таким интеллигентным представителям нации, как Исмаил бек Гаспринский, мы узнали о передовых идеях западной цивилизации. Все вроде-бы у нас неплохо, однако самого главного не хватает – это педагогические кадры». Центричность проблемы развития нации Туйкин видит в проведении кадровой реформы в мусульманских образовательных учреждениях. Он считает, что учителя в медресе недостаточно подготовлены в области урочной и внеклассной формы обучения: не умеют планировать урок, правильно преподнести материал, провести сравнение из бытовой жизни, экзаменовать ученика, мотивировать. На Западе, соответственно и в России уже давно работают целые институты и академии по выработке разных методов и принципов педагогического мастерства. «А у нас как получается, – размышляет Туйкин, – школа новометодная и предмет новый, а учитель не способен преподнести материал на должном уровне. Вот и получается, что возвращаемся «в круги своя», и сдвинутся не сможем в сторону научного прогресса. «Гыльми-халь» и через сто лет будет «Гыльми-халь», однако актуальность его будет зависеть от правильного педагогического подхода»302.

Особенно проблема остро стояла перед новометодными мектебе для девочек в силу отсутствия соответствующих женских кадров. Невозможность найти хоть одну учительницу в мектебе женского отделения, могла привести к упадку авторитета и надобности в таких образовательных учреждениях в глазах не только простого народа, но и российского правительства. На подготовку квалифицированных специалистов женского пола уходило много сил и денежных средств, писал Л.Штернберг. И вот после долгих усилий поиска и подготовки педагога, открывается школа, набирается класс из бедных татарских семей и начинается практически безрезультативный учебный, далеко еще необразовательный процесс. Однако такое положение татарского женского мектебе оставляет неудовлетворенным российское министерство в плане дальнейшего финансирования учреждения303.

Таким образом, общественно-политические изменения, которые произошли в России в ходе революции 1905 года, открыли широкую дорогу для усиливающегося процесса обновления татарского общества. В результате рационального подхода общественно-культурная жизнь приобрела ярко выраженные светские очертания, в условиях относительной политической свободы возникли и идеи о необходимости общетюркского единства и прогресса. В целом, движение в пользу реформы татарской жизни, школы и всего быта, проведение которой диктовалось необходимостью хозяйственно-технического прогресса, началось еще в 80-х годах XIX столетия. Появились представители лидеров религиозных модернизаторов (Ш.Марджани, Х.Фаизханов, К.Насыри, Г.Баруди, М.Бигиев, З.Камали, Г.Шнаси и др.). Однако просветительский путь не сразу получил своего ясного оформления. С одной стороны некоторые татарские мыслители (И. Гаспринский, Ю. Акчура, С. Максуди, Ф. Карими) развивали идеи модернизации и либерализации татарского общества под непосредственным влиянием Западной Европы. С другой стороны, татарские ученые выступали против слепого подражания и установления древних авторитетов – таклида – при решении новых проблем (А. Курсави, Ш. Марджани и Р. Фахретдин).

Похожие диссертации на Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX – начала XX вв. в контексте проблемы “Восток-Запад