Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы Бобков, Анатолий Кириллович

Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы
<
Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобков, Анатолий Кириллович. Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Бобков Анатолий Кириллович; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств].- Улан-Удэ, 2011.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/149

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Отечественное декабристоведение: основные этапы развития 25

1.1. Исторические исследования творческого наследия декабристов 26

1.2. Творчество декабристов в отечественном литературоведении 59

Глава II. Сибирская публицистика декабристов 67

2.1. Особенности сибирской публицистики декабристов 67

2.2. Публицистические сочинения декабристов (заметки, статьи, очерки, эссе) 80

2.3. Эпистолярная и мемуарная публицистика декабристов сибирского периода и ее влияние на общество 115

Глава III. Публицистическая и просветительская деятельность декабристов среди различных слоев сибирского общества 129

3.1. Декабристы и сибирское общество: некоторые аспекты взаимовлияния 129

3.2. Просветительская деятельность декабристов 142

Заключение 162

Список использованных источников и литературы 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Каторжные работы и последующая ссылка декабристов в Сибири в 1826-1860-е годы оказали большое влияние на Сибирь и сибиряков, явились частью сложного культурно-исторического процесса, основой становления социокультурной среды Сибири. Их жизнь в Сибири, заполнена тяготами и лишениями, ежедневной самоотверженной деятельностью на благо Сибири и сибиряков. Применительно к сибирскому региону требуется создание общей картины влияния декабристов на социокультурную среду Сибири. Известно, что декабристы оказали комплексное влияние на Сибирь и сибиряков, на все сферы жизни – общественно-политическую, экономическую, культурную, научную и т.д.. Один из аспектов большой темы «Сибирь и декабристы» - влияние публицистики декабристов несомненно является самостоятельной и актуальной темой в комплексном подходе к освещению социокультурной среды Сибири. В истории сибирского региона эта тема изучена слабо. Существующие работы не ставили своей целью рассмотрение данной темы. Исследователи касались ее фрагментарно, в рамках более широких или локальных исследований. Между тем, анализ влияния сибирской публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири представляется важным в связи с ростом интереса к изучению социальной и культурной истории российской провинции. Этим объясняется выбор темы диссертации, соотносимый также и с современными тенденциями развития сибирского региона.

Объектом исследования является общественная и культурная жизнь Сибири 1826-1860 гг. и участие в ней декабристов как части сибирского общества.

Предметом данной работы определено влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири.

Хронологические рамки исследования определены избранной темой. Начальный рубеж обозначен появлением в Сибири декабристов в 1826 году, завершается исследование 1860 годами, когда ссылка декабристов, в связи с амнистией, и их отъездом из Сибири закончилась.

Территориальные рамки исследования обозначены Сибирским регионом в целом, ибо декабристы жили на поселении в разных местах Западной и Восточной Сибири: Тобольске, Ялуторовске, Омске, Томске, Красноярске, Минусинске Иркутске, Урике, Оёке, Якутске, Баргузине, Кабанске, Тунке, Верхнеудинске, Селенгинске, Петровском заводе, Чите. Нерчинске и других местах.

Степень изученности темы.

Интерес к восстанию декабристов и их деятельности в период ссылки в обществе присутствовал всегда, поэтому количество публикаций по декабристоведению велико. В научных работах затрагиваются разные проблемы. Анализ историографических источников производится с помощью хронологического метода, ставшего традиционным в исторической науке. Исходя из этого, работы разделены на периоды: досоветский, советский и современный.

Досоветская историография каторги и ссылки подробно проанализирована в исследовании А. А. Иванова (Иванов А. А., 2001, 275 с.). Исходя их политических взглядов авторов работ, выделены официальное, либеральное и радикальное направления в досоветской историографии каторги и ссылки. Историк также выделил отдельно работы иностранных авторов. Эта классификация представляется вполне обоснованной и используется в данном исследовании.

Публикации, связанные с каторгой и ссылкой в Сибирь декабристов, в целом, стали появляться в XIX веке. Они представлены, в первую очередь, работами, отражавшими официальную точку зрения на проблему. Представители этого направления пытались осмыслить каторгу и ссылку декабристов. Вторая большая группа дореволюционных работ по истории восстания декабристов состоит из книг авторов, придерживающихся либерального направления. Здесь необходимо отметить труды С. В. Максимова (Максимов С.В., 1871). Перу С. В. Максимова также принадлежат статьи о декабристах Д. И. Завалишине, Н. А. Бестужеве. Основываясь на богатом фактическом материале, С. В. Максимову удалось сделать ряд ценных выводов и наблюдений, обосновать необходимость научного изучения пребывания декабристов на каторге и в ссылке.

А. Н. Пыпин (Пыпин А.Н., 1880, 380 с.) считал, что декабрьское восстание 1825 года нечто иное как «роковая ошибка». В работах В. И. Семевского (Семевский В. И., 1909, с. 98) бытовало мнение о том, что декабристы - это движение, явившееся результатом иноземного влияния. В книге М. В. Довнар-Запольского (Довнар-Запольский М.В., 1906, с. 104) декабристы показаны с либеральных позиций как молодые люди, набравшиеся вольнолюбивых идей на западе.

Член Союза благоденствия Наколай Тургенев в момент восстания декабристов был за границей и отказался вернуться по требованию царского правительства в Россию. Он и его семья приняли все меры для реабилитации перед правительством. Тургенев считал себя полностью невиновным.

В российской историографии проблема «Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири» поднималась и изучалась локально, фрагментарно, попутно и в качестве иллюстрации темы «Сибирь и декабристы».

Исследовались общие вопросы жизни и деятельности декабристов на каторге и в ссылке, в Сибири. Здесь стоит отметить работу Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония» (Ядринцев Н.М., 1886, с. 536), где известный деятель сибирского областничества отмечал, что декабристы, разосланные по городам и весям Сибири оказали влияние на сибирское общество. Их умственное развитие отразилось в Сибири самым благотворным образом.

В советский период о декабристах писали много. Возникло несколько крупных центров декабристоведения – это Иркутск и Новосибирск, Москва и Петербург. В первые годы советской власти издаются работы Б. Г. Кубалова (Кубалов Б.Г., 1925), освещавшие тему «Декабристы и Сибирь», жизнь и деятельность декабристов в Сибири, а также отражены влияние декабристов на сибирское общество. Значение работ Б. Г. Кубалова состоит в том, что он первым поднимает проблему декабристы и сибирское общество.

Очерк М. К. Азадовского (Азадовский М.К., 1925), опубликованный в 1925 году, впервые поднимает тему краеведческой деятельности декабристов. Здесь делается попытка обзора публицистики декабристов. К столетию восстания декабристов Забайкальский отдел географического общества и Читинский областной музей издали сборник «Декабристы в Забайкалье», где опубликованы неизданные раньше материалы. В том же году музей им. Н. М. Мартьянова издал сборник «Декабристы в Минусинском округе». В сборнике исследуется влияние декабристов на быт, культуру минусинцев. В. А. Ватин-Быстрянский в статье писал: «Указывая благотворное влияние политической ссылки на культурное развитие Сибири, мы, разумеется, отнюдь не закрываем глаза на бездну горя и страданий, которые она несет с собой для невольных культургеров». Минусинский исследователь пытался выделить культурологический аспект деятельности декабристов.

Многое в разработке этой темы сделали исследователи Бурятии. В сборнике «Декабристы в Бурятии» опубликованы статьи В. П. Гирченко, Ф. А. Кудрявцева, В. В. Попова о просветительской, литературной, хозяйственной деятельности декабристов. В опубликованных юбилейных книгах, обращается внимание на общественную роль декабристов, а именно: их просветительскую, педагогическую, краеведческую, хозяйственную деятельность.

В 1946 году вышла книга В. Н. Соколова, где он высказывает мнение, что декабристы исчерпали свою роль восстанием 14 декабря 1825 года. В Сибири они обличали чиновников, устраивали свой беспоместный быт, оказывали известное культурное влияние на население, но исследователь считает, что у них не было точек соприкосновения с крестьянами. Это конечно же неверно. У декабристов были точки соприкосновения с крестьянами. Это хорошо показал Б. Г. Кубалов и другие исследователи.

В 1955 году опубликованы два тома капитального труда М. В. Нечкиной. Во втором томе рассматривается работа декабристов на поселении, их общественная деятельность. М. В. Нечкина обращает внимание на политическую сторону деятельности декабристов. Очень высоко оценивает публицистику М. С. Лунина, обращает внимание на значение публицистики других декабристов.

В книге «Декабристы в Сибири» опубликован очерк А. Г. Лушникова о врачебной деятельности декабристов. Этой же теме посвящена работа Е. Д. Петряева (Петряев Е.Д., 1954, с.328). А. Г. Лушников, Е. Д. Петряев главное внимание в публикациях уделяют врачу-декабристу Ф. Б. Вольфу. Лидия Чуковская в своем исследовании остановилась на краеведческой деятельности декабристов в период сибирской ссылки.

Можно отметить, что в российской, советской историографии тема «Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири» изучалась или в связи с какой-либо темой или в локальном материале. К примеру, в работах Л. Г. Полетаевой (Полетаева Л.Г.Ю, 2002, 212 с.).

В изучении публицистического наследия в последние годы появились статьи, исследования, касающиеся аспектов этой проблемы. Среди них капитальные труды, а также научные статьи иркутских историков. В их числе: Своей судьбой гордимся мы. сост. М. Сергеев. Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1973; Дум высокое стремленье. сост., предисловие и послесловие, комментарий С. Коваля. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975; В сердцах Отечества сынов. сост. и редакция С. Ф. Коваля. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.

Книги вышли в серии «Декабристы в Сибири». В первой опубликованы воспоминания Н. Басаргина, А. Беляева, М. Бестужева, И. Горбачевского, И. Якушкина и жен декабристов. П. Анненковой, М. Волконской. Во втором томе представлена сибирская публицистика декабристов В. Штейнгеля, М. Лунина, П. Дунцова-Выгодовского, В. Раевского, М. Бестужева, а также воспоминания современников о декабристах в Сибири. Это мемуары Н. А. Белоголового, Б. В. Струве, С. И. Черепанова, А. М. Линден, В. А. Обручева, П. И. Першина-Караксарского, А. А. Лушникова, Ал. Лучшева, М. С. Знаменского, О. Н. Балакшиной, А. П. Созонович, С. М. Семенова, М. Д. Францевой. В третьей книге собраны исследования 1920-1930-х годов, новые публикации. Здесь же помещены статьи М. В. Нечкиной и Ф. А. Кудрявцева.

Работы эти изданы к 150-летнему юбилею декабристов и, несомненно, явились событием в декабристоведении, вкладом в большую тему «Декабристы и Сибирь». Одна из граней этой темы – «Декабристы и сибирская публицистика. Ее бытование и воздействие на Сибирь и сибиряков». У сибиряков особое отношение к декабристам. Для них декабристы – это и просветители, и носители культуры, и заступники, и врачи, и общественные деятели.

Участники восстания 14 декабря 1825 года, прожив в Сибири более 30 лет, сроднились с ней и полюбили ее за простор, а также, что немаловажно, за сострадание, сочувствие и человечность сибиряков. Это они подмечали, об этом они писали в своих воспоминаниях, публицистических статьях и письмах.

Публицистической деятельностью в Сибири занимались все декабристы, но в ходе многочисленных обысков в казематах и во время ссылки много записок, заметок, статей, очерков, эссе, принадлежавших перу декабристов было уничтожено.

В нашей работе исследуются не все публицистические произведения, дошедшие до наших дней. В диссертации рассматривается публицистика Н. А. и М. А. Бестужевых, Г. С. Батенькова, Д. И. Завалишина, В. Ф. Раевского, П. Ф. Выгодовского, М. С. Лунина, М. А. Фонвизина, В. И. Штейнгеля, П. А. Муханова. Это наиболее известные и активные декабристы. Образцы их публицистики, как правило, отражают процессы, происходившие в общественно-политической жизни Сибири в 1826-1860 гг. А потому мы показали образцы публицистики именно этих декабристов.

После 150-летнего юбилея восстания декабристов опубликованы работы исследователей, где в частности возникла дискуссия между декабристоведами Г. П. Шатровой и С. Ф. Ковалем (Шатрова Г.П., 1977, с. 23-25; Коваль С.Ф., 1981, с.6-22).

Понятно, что взгляды декабристов в ссылке изменялись. Анализируя развитие взглядов ссыльных декабристов, исследователи показывают, что выводы некоторых исследователей об отходе декабристов в послесибирский период от своих прежних убеждений не соответствуют действительности.

Рассматриваются такие вопросы: декабристы и сибирское общество, воспитанники и ученики декабристов. Здесь поднимаются темы культуры и просветительства, литературной, публицистической деятельности декабристов. Участие известного сибирского литератора, профессора М. В. Загоскина в кружке Н. А. Белоголового, воспитанника декабристов, после его отъезда из Сибири. Ученики декабристов Н. А. Белоголовый, М. С. Знаменский, А. М. Лушников, М. Д. Францева и их связь с декабристами. Они остались приверженцами декабристских идей и пропагандировали идеалы своих учителей. Во всех названных работах публицистика декабристов имеет сопутствующее значение или выступает в качестве аргумента для подкрепления авторской позиции. Целостного представления о журналистской деятельности декабристов нет. Сотрудничая в провинциальной печати, газетах «Иркутские губернские ведомости», «Амур», «Кяхтинский листок», общаясь, переписываясь, они имели возможность влиять на взгляды сибирских жителей. Более того, в числе ссыльнопоселенцев можно различить и либералов, и демократов. Сторонники демократических перемен в сибирской и российской жизни были и в среде декабристов. Наиболее активно проявили они себя в 1860-70 гг. Взгляды декабристов В. Ф. Раевского, Д. И. Завалишина, Н. А. и М. А. Бестужевых, И. И. Горбачевского, П. А. Муханова близки по многим вопросам. Газеты «Иркутские губернские ведомости», «Амур» объединяли их.

Изучение архивных документов позволило установить, что часть из них неизвестна исследователям. Эти документы помогают восстановить особенности публицистической деятельности декабристов, их борьбы с администрацией, раскрыть идейные позиции.

Историографию декабристского движения можно структурировать по профессиональному принципу – это:

1) работы царских чиновников, следователей;

2) работы историков;

3) работы литературоведов;

4) современная публицистика.

Такое структурирование исследования поможет более детально и целостно взглянуть на публицистику декабристов и движение декабристов.

В Сибири создано большее количество их произведений: корреспонденций, статей, заметок, писем. И нужно отметить, что образцы творческого наследия, дошедшего до наших дней, имеет большое, самостоятельное значение в истории. И в частности, здесь очень важен аспект воздействия публицистики на формирование демократических настроений в сибирском обществе. Можно и нужно назвать имена Н. А. Белоголового, М. В. Загоскина, М. С. Знаменского, В. И. Вагина, воспринявших многие идеи декабристов и вставших затем на публицистическое поприще.

В своих работах Н. Я. Эйдельман, Т. А. Перцева, С. Ф. Коваль, Л А. Сокольский, С. В. Житомирская касаются отдельных сторон публицистической деятельности первых русских революционеров. Но цельной и стройной системы в изучении проблем сибирской публицистики декабристов еще нет.

Важное значение имеет журналистское творчество декабристов в связи с общественно-политической ситуацией в Сибири и России, и социокультурной средой Сибири. Принадлежа к поколению дворянских революционеров, декабристы в ссылке ежедневно соприкасались с жизнью простых людей, интригами чиновной бюрократии, с методами освоения Амура и страданиями народных масс, отражали действительность в заметках, корреспонденциях, статьях, очерках, публиковавшихся в разных периодических изданиях европейской части России и Сибири.

Полагаем, что изучение влияния публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири можно вести на основе материалов периодической печати той поры, и в частности, их публицистического наследия, а также эпистолярной публицистики, воспоминаний декабристов и их современников.

Многие историки, исследующие «феномен» «Иркутских губернских ведомостей», забывают, что в этот отрезок времени (конец 50-х – начало 60-х годов) резко меняется содержание и идейная направленность неофициальных частей «Ведомостей» многих центральных губерний (Рязанской, Тверской, Калужской и др.). На наш взгляд, «Иркутские губернские ведомости» не были исключительным явлением в провинциальной периодике». Иное дело, что, сотрудничая наряду с разночинной интеллигенцией в «Ведомостях», и декабристы, и другие ссыльные были идейными вдохновителями многих газетных статей, заметок. Здесь следует вспомнить, что редактором газеты был петрашевец Н. А. Спешнев.

Уроки, которые извлекла передовая русская общественность из сибирской публицистики декабристов периода подъема общественного движения в России, влияние декабристов на социокультурную среду Сибири отрицать невозможно. Они находят продолжение в последующих литературно-публицистических произведений революционно-демократического направления.

Целью диссертационного исследования является изучение публицистики декабристов, ее значения и влияния на общественную жизнь региона.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1) изучить историографические особенности проблемы;

2) исследовать развитие сибирской публицистики декабристов 1826-1860 гг.;

3) проанализировать особенности общественно-культурной жизни Сибири периода декабристской каторги и ссылки в Сибири;

4) изучить особенности влияния публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири;

5) осветить публицистическую деятельность декабристов в Сибири;

6) исследовать эпистолярное и мемуарное наследие декабристов в Сибири;

7) рассмотреть некоторые аспекты взаимовлияния декабристов на сибирское общество;

8) изучить устную публицистику декабристов и ее результаты влияния на социокультурную среду Сибири.

Задачи исследования потребовали привлечения широкого круга источников, включающих разнообразные по информационной насыщенности и по характеру материалы, как опубликованные, так и неопубликованные.

Законодательными источниками исследования стали государственные акты, регулирующие пребывание декабристов на каторге и в ссылке, а также создаваемые на их основе регламентирующие и распорядительные документы российских ведомств и местных администраций. Количество законодательных актов, регулирующих процесс каторги и ссылки декабристов, отношение к деятельности декабристов в Сибири в период их ссылки велико и напрямую отражало политику российских властей, с периодами ужесточения или либерализации условий пребывания ссыльных государственных преступников.

В работе над диссертацией как важный источник использовались дела архивных фондов. Особенность тематики исследования в том, что специализированных фондов, концентрирующих документы и материалы по публицистике декабристов в Сибири и о Сибири, в центральных и местных архивах не существует, они обнаруживаются в самых разных фондах. Материалы центральных архивов по каторге и ссылке декабристов, отражающие влияние декабристов на Сибирь и сибиряков изучены исследователями основательно и многие документы, касающиеся их влияния, в том числе на социокультурную среду Сибири, введены в научный оборот. Они являются основополагающими и для исследования данной темы.

Основные материалы, дающие представление о процессе становления и развития социокультурной среды Сибири, влияния на нее декабристов, становление сибирской публицистики находятся в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), Российском Государственном историческом архиве (РГИА) и Государственном архиве Российской Федерацйии (ГАРФ), а также Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), Государственном архиве Забайкальского края (ГАЗК), Пушкинском доме. Отделе рукописей ИРЛИ. Ф. 57.

ГАРФ, фонд 1818 - донесения иркутского генерал-губернатора, о распространении писем М. С. Лунина «…письма читались и в купеческих, и в чиновничьих кругах Иркутска, Читы и нашли определенное сочувствие и поддержку», а также фонд 1012, фонд 1560. Документы свидетельствуют о том, что статьи М. А. Бестужева читались в салоне Ротчевой и в библиотеке Шестунова в Иркутске. О них говорили и одобряли.

Документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) (ЦГИА СССР) – это ф.776, где находим подтверждение, что многие декабристы пытались посредством публицистики критиковать порядки, насаждаемые сибирскими чиновниками.

ГАИО ф. 24. Главное управление Восточной Сибири образовано в 1822 г. на основании «Учреждения для управления сибирскими губерниями». Утверждено сенатом 22 июля 1822 года. Состояло из канцелярии, четырех отделений и дипломатической канцелярии. Возглавлялось генерал-губернатором, при котором был совет. Являлось административным органом. Деятельность его распространялась на Енисейскую, Иркутскую губернии Забайкальскую, Приамурскую, Приморскую и Якутскую области. Упразднен в 1887 г. на основе Указа сената от 25 июня 1887 г. от 25 июня 1887 г. 422 дела этого фонда содержат материалы, относящиеся к каторге, ссылке декабристов в Сибири.

В ГАЗК хранятся письма В. Ф. Раевского к Бестужевым. ТФ ГАТО имеет также ряд интересных материалов: это ф. 1. – Отношение из Иркутского губернского правления в Тобольское губернское правление о свободном проживании государственных преступников в Сибири, где они пожелают, но под строгим надзором, а вот дело 638 л. 29 об., где Гражданский губернатор Тобольской губернии предписывает «…по прибытии Якушкина в Тобольск мне донести и во время его здесь пребывания иметь за ним надзор». Еще в ф. 1. д. 638 предписание Тобольского полицмейстера о том, что «…воспрещено строжайше государственным и политическим преступникам равно поселенцам снимать с себя портрет». Здесь же на листе 19 полицмейстер пишет: «… как вам самим известно, что Муравьев по роскошной его жизни и часто бывающим у него вечерам, приобрел в обществе какой-то вес и держит такт значительного дома, а потому опасаюсь, чтобы приняв меры полицейские, не подвергнуть себя невинному какому-либо взысканию…»

Интересен ф. 152 оп. 30, где содержатся формулярные списки декабристов, состоявших на службе в учреждениях Тобольской губернии. К примеру, один из «формуляров» принадлежит коллежскому регистратору фон дер Бригену, состоящему в 1848 году в штате Курганского окружного суда (ф. 152, оп. 30. д. 92, л. 892).

Богатейшим историческим источником являются газеты и журналы. Они дают немало фактов о влиянии декабристов на Сибири и сибиряков, а также о влиянии их публицистики – печатной, эпистолярной и устной.

В 1979 году в Иркутске, в серии «Полярная звезда», вышел первый том нового серийного издания: М. А. Фонвизин. Сочинения и письма. Т. 1. Дневник и письма. В предисловии М. В. Нечкина и С. Ф. Коваль писали: «Многотомная серия «Полярная звезда»… является первым сибирским серийным изданием, посвященным декабристам. Она включает в себя, прежде всего документальные памятники – первоисточники для изучения как движения первых русских революционеров, так и истории их пребывания на каторге и в ссылке».

Тома из серии «Полярная звезда», наполненные документами, письмами, записками, воспоминаниями, публицистикой декабристов 31 год используются историками, работающими по темам и проблемам декабристоведения, знатоками и ценителями славного прошлого России. Полагаю, что работая по декабристской тематике невозможно обойтись без томов серии «Полярная звезда». Нами также использованы книги этой серии.

Среди источников по заявленной теме – газеты и журналы. Они дают немало фактов публицистической деятельности декабристов в Сибири. Автором диссертационного исследования изучены выборочно в собраниях научных библиотек: Зональной научной библиотеки ИГУ, Иркутской областной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского Иркутские губернские ведомости, Амур, Кяхтинский листок, Восточное обозрение, Московские ведомости, журналы Русский вестник, Исторический вестник, Русская старина, Морской вестник, Древняя и новая Россия, Русский архив, Сибирский архив, Минувшие годы, Сибирские огни.

Как исследовательский материал использованы справочники и библиографические источники. Библиографические справочники, указатели литературы, биографические справочники занимают важное место в источниках.

Просмотрены и летописные источники. Это «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири» И. В. Щеглова, Иркутские летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова, Н. С. Романова, Ю. П. Колмакова (Колмаков Ю.П., 2003).

Воспоминания современников, мемуарная литература и публицистика представляют уникальную информацию, отражающую действительность и являются важными источниками, отражающими действительность. Воспоминания, письма учеников декабристов М. С. Знаменского, Н. А. Белоголового, О. Н. Балакшиной и др. представляют конкретные сведения о влиянии декабристов на Сибирь и сибиряков. Воспоминания А. Першина-Караксарского, С. И. Черепанова, В. И. Вагина, М. Д. Францевой, Ал. Лучшева представляют большую ценность. Воспоминания декабристов также использовались в данной работе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором предлагается комплексное рассмотрение влияния публицистики на социокультурную среду Сибири 1826-1860-х годов на широком фоне общественно-политической, экономической, просветительской, культурологической деятельности декабристов. Впервые сделано обобщение публицистических материалов декабристов, воссоздающих единую картину. В результате мы видим уникальность сибирской публицистки декабристов, оказавшую влияние на сибирский регион.

Некоторые моменты публицистической деятельность декабристов впервые освещены автором данного исследования. В частности, устная публицистика И. И. Горбачевского, А. П. Юшневского и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в изучение влияния публицистики декабристов в социокультурную среду Сибири и в историю культуры Сибири.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы на основе систематизированного фактического материала позволяют создать достаточно полную картину влияния публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири. Исследование содержит определенный материал для обобщающих трудов по формированию социокультурной среды Сибири. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении курсов истории культуры Сибири, региональной и местной печати, краеведения.

Основополагающим в исследовании является принцип историзма, анализируемые процессы и явления рассматриваются в их конкретно-исторической обусловленности и в развитии. Используется историко-сравнительный метод, для выявления некоторых отличий в представлении проблем в различных источниках, в изданиях разной общественно-политической направленности. Привлечен историко-хронологический метод для анализа изучаемых процессов и событий по отдельным периодам. Привлекались методы систематизации и обобщения фактов и событий, выявление особенностей и закономерностей, присущих деятельности декабристов в сибирский период, взаимовлияния общих и частных событий и процессов, происходящих как в стране так и в регионе. Применялись элементы количественного анализа.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры политологии и отечественной истории исторического факультета Иркутского государственного университета. Результаты исследования докладывались на 10 научно-практических конференциях регионального. всероссийского и международного уровня в Иркутске, Томске, Москве, Киеве с 1988 по 2010 годы. Работа апробирована в опубликованной монографии и в 19 научных публикациях, включающих две статьи в изданиях, входящих в список изданий рекомендованных ВАК.

Структура диссертации определена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Исторические исследования творческого наследия декабристов

В. О. Ключевский писал: «Декабристы - историческая случайность, обросшая литературой»1. Он считал, что восстание декабристов случилось во многом благодаря Отечественной войне 1812-1814 годов и походу русских войск в Европу и во Францию, а также благодаря впечатлениям, полученным в заграничном походе. Эти впечатления молодых русских дворян, воспринятые за границей, резко отличались от российской действительности.

Возвратясь из походов, они жили в другом мире, в другой России. Опережали свое время. Историческую поступь России декабристы, как известно, опередили на 36 лет.

14 декабря 1825 года раскололо высшее российское общество на два лагеря. Один - это царь Николай I, его окружение, а второй - декабристы, часть их родственников, друзей.

«Чувство страха мощно овладело Николаем Павловичем с памятного дня 14 декабря, - писал П. Е. Щёголев. - Боязнь, как бы следствие чего-либо не оставило неоткрытым, заставила Николая Павловича стать во главе следственной комиссии, заставила не только неустанно следить за всеми ее действиями, но и самому опуститься до роли производящего дознание, самому чинить допросы, самому давать приказания об арестах, самому распоряжаться о порядке содержания»1.

Н. И. Тургенев будучи за границей в своих работах пытался оправдать декабристов, осужденных за один образ мыслей, а не действий.

А. Н. Пыпин, продолжая воззрения Н. И. Тургенева, пытается доказать, что никаких демократических, революционных устремлений в деятельности декабристов не было. А. Н. Пыпин, несмотря на отрицание революционно-демократического характера движения декабристов и мнение о вооруженном восстании 14 декабря 1825 года как о чистой случайности и «роковой ошиб-ке», в своей книге «Общественное движение в России при Александре I» показывает декабристов в действии.

Движение декабристов замалчивается или трактуется как историческая случайность и в среде официальной университетской науки. В статье «Евгений Онегин и его предки» Ключевский писал о восстании 14 декабря как о «ненормальном явлении», о декабристах он отзывался как о людях, не знавших «русской действительности» и принадлежавших к разряду «умной ненужности»3.

Эту мысль В. О Ключевского можно понять, зная состояние русского общества первой половины XIX века, где по-прежнему царили долготерпение и повиновение властям. На этом фоне действия декабристов казались ненужными, привнесенными извне.

Ленинские воззрения о декабристах даны в его работе «Гонители земства и аннибалы либерализма»4, где он приходит к выводу, что была тактика беспощадной расправы с революционерами и тактика запугивания и одновременно подкупа реформами массы недовольных. Эта политика успешно применялась царским правительством в результате борьбы с революционно-демократическим движением как внутри страны, так и за рубежом.

В 1902 году В. И. Ленин писал: «Мы говорим «создать», ибо странные русские революционеры никогда не обращали серьезного внимания на вопрос о республике, никогда не считали его «практическим вопросом», - народники, бунтари и пр. потому, что хотели прыгнуть прямо от самодержавия к социалистической революции. На нашу долю, на долю социал-демократов выпало распространить требование республики в массе и создать республиканскую традицию среди русских революционеров»1.

Общеизвестна мысль В. И. Ленина об ограниченности, узости и непо-следовательности декабристов . Декабристы интересовали Ленина в связи со сменой этапов освободительного движения, концепция которого была выдвинута Лениным. Его работы открыли новую страницу в историографии движения декабристов - марксистко-ленинскую.

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» .

Здесь же знаменитые слова о трех поколениях революционеров завершают статью «Памяти Герцена»: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию»4.

Видя их удаленность от народа, малое их число, Ленин ставит их в один ряд с деятелями демократической направленности, вышедшими из дворянской среды.

Амнистия декабристов в 1856 году и возвращение их в Россию оживили интерес к этим людям.

Среди дореволюционных исследований о декабристах большое значение имели работы В. И. Семевского «Декабристы-масоны» и «Политические общественные идеи декабристов»1.

Во второй работе В. И. Семевский, поставив перед собой задачу изучить идейную основу декабризма, обратил внимание на политическое и общественное мировоззрение декабристов. Он наметил для исследования большое количество вопросов и в том числе и такие, как взгляды декабристов на судебную реформу, преобразования в военной области, свободу печати и положение крестьян. Семевский попытался показать декабристов как воспитателей, педагогов, поэтов, публицистов, ученых, деятелей культуры. В. И. Семевский представлял движение декабристов как результат иноземного влияния.

В трехтомнике «Сибирь и каторга» С. В. Максимова, вышедшем в 1871 году, автор в последнем томе пишет о педагогической, хозяйственной деятельности декабристов в Сибири, а также о их женах, разделивших и облег-чивших участь изгнанников . Побывав в Сибири, проехав по следам декабристов, встречаясь с сибиряками, которые не понаслышке знали о жизни декабристов в Сибири, на поселении, СВ. Максимов отмечал многогранную деятельность декабристов в стране изгнания, а также положительные моменты их пребывания в Сибири.

«...декабристы являются защитниками народа против злоупотребления администрации двоякими действиями или представительством высшей администрации, которая всегда могла смело положиться на добросовестное их указание, или обуздывая низшую администрацию нравственным своим влиянием...»3, - писал СВ. Максимов.

Отмечая моральное, нравственное влияние, автор делает вывод о большой духовной деятельности, духовном влиянии не только на народ, на сибиряков, но и на представителей сибирской администрации. Здесь декабристы часто воздействовали своим примером, своей работой. С. В. Максимову также принадлежат статьи о декабристах Д. И. Завалишине, Н. А. Бестужеве. С ними он был знаком лично.

В 50-60-е годы декабрист Завалишин вел большую работу в российском и сибирском обществе в связи с освоением Амурского края. Многие из современников высоко ценили его публицистическую деятельность. К примеру, С. В. Максимов1 публикует в «Отечественных записках» статью, где высоко отозвался о деятельности Д. И. Завалишина в Сибири и, в частности, о статьях, посвященных освоению амурского края.

«По примеру кяхтинского Орлова и иркутского Виноградского и я затеял в Тунке рукописную газету, которую и посылал в Иркутск - столицу Сибири, и в Урик - столичку декабристов, к княгине М. Н. Волконской» . Это строчки из воспоминаний Семена Ивановича Черепанова. Он был знаком с декабристами.

В 1906-1907 годах М. В. Довнар-Запольский выпустил три книги, имевшие либеральную концепцию, значительные фактические ошибки и знакомившие читателей с документами следственного дела декабристов3.

В 1907 году появилась работа М. Н. Покровского и К. Левина «Декабристы», написанная для многотомной «Истории России» книгоиздателей братьев А. и И. Гранат, где отмечалось отсутствие революционности у декабристов, корыстный характер выступления дворян.

В 1911 году вышел третий том «Русской истории с древнейших времен» М. Н. Покровского4. В главе, посвященной декабристам, Покровский разоблачает «легенду о декабристах» и показывает декабристов как застывшее и неподвижное явление.

Особенности сибирской публицистики декабристов

Истоки литературной жизни Сибири восходят к началу семнадцатого столетия, когда стали складываться, а потом и записываться первые рассказы и предания о походе Ермака и его дружины, появились первые повествования о Сибири. До нас дошло немало литературно-публицистических источников, написанных в Сибири и о Сибири, - это «Сказание о Сибирской земле», «Слово о Сибирской стране», «Кунгурская летопись» и др., а также гениальная публицистика «Житие протопопа Аввакума», написанная на сибирском материале, публицистика сибирских летописцев Ильи Черепанова, Семена Ремезова, Саввы Есипова. Тобольский дьяк Савва Есипов свое летописание завершил в сентябре 1636 г. и является одним из первых по времени сибирским писателем. Здесь же и записки переводчика Посольского приказа Николая Спафария о его путешествии от Тобольска до Нерчинска в 1675 году. Авторами многих работ, появившихся в XVI-XVII веках были жители Сибири.

«Общественное значение летописей было огромно. Составлению летописей придавалось большое значение. К летописям обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах.. V

Восторг и восхищение сибирской природой, самобытностью и достоинством сибирских жителей, необходимость бережного освоения Сибири, так много значившей для России. Это отличительные черты тех, первых образцов сибирской публицистики.

В 1857 году в Иркутске вышел первый номер газеты «Иркутские губернские ведомости», а еще раньше были номера первого сибирского печатного издания журнала «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», издававшегося тобольским городским головой, купцом В. Я. Корнильевым.

Печатного издания в Сибири не было еще в 30-40-е годы XIX столетия, а потому на огромных сибирских просторах бытовали рукописные журналы и газеты.

Рукописная периодика, рукописная публицистика Ф. Бальдауфа, М. Зензинова, П. Кожевникова, Ф. Мокеева, И. Багашева, В. Вагина, по мнению исследователей, вызывали отклик у передовой части населения Сибири. Издания читали, обсуждали любители литературы Иркутска, Кяхты, Нерчинска, Читы.

Декабристы оказали влияние на развитие рукописной журналистики в Сибири. «...Под руководством штаб-лекаря Кяхтинской таможни появился журнал «Кяхтинский литературный цветник» и газета «Кяхтинская стрекоза», цель которых заключалась «...в изображении местности кяхтинской, в литературном, статистическом, топографическом и этнографическом отношениях. Эти рукописные издания, особенно «Кяхтинская стрекоза», носили обличительный характер»1, - читаем в статье А. Н. Паликовой.

С. И. Черепанов издавал в Тунке рукописную газету и посылал ее в Урик, декабристам. Н. И. Виноградский в Иркутске издавал «Домашний собеседник», А. И. Орлов в Верхнеудинске издавал журнал «Метляк».

Декабристы М. А. Бестужев, И. И. Горбачевский также оказали большое влияние на рождение рукописных газет.

В. И. Вагин - общественный деятель Иркутска сожалел о прекращении издания газеты «Домашний собеседник». Он писал: «Это бьшо для меня очень дурно, потому что долго после того, занятый службой, я ничего не писал серьезного, или вернее принимался за многое, но ничего не оканчивал: нежелательно было трудиться» . Влияние декабристов на политическую и культурную жизнь сибиряков - и интеллигенции, и сельского населения -было огромным.

Уже издавались газеты «Иркутские губернские ведомости», «Амур», «Кяхтинскии листок», но рукописные журналы по-прежнему бытовали в Восточной Сибири. Это литературный сборник «Либералист», где были помещены произведения декабристов К. Ф. Рылеева и В. Ф. Раевского1. Декабристы также оказывали влияние на сибиряков через рукописные произведения.

Выпуская в Верхнеудинске литературную газету «Метляк», А. И. Орлов привлек к изданию газеты М. А. Зензинова, а также декабриста П. И. Борисова, который рисовал титульный лист «Метляка». В. К. Кюхельбекер написал для газеты «Баргузинскую сказку». Декабристы старались участвовать в рукописных изданиях, ибо для них литературное творчество было важной формой воздействия на сибирское общество.

И. С. Сельский - выпускник Московского университета служил в Иркутске чиновником особых поручений Иркутского губернского правления с 1834 года. Илларион Сергеевич дружил со многими декабристами. Он был знаком с братьями Кюхельбекерами и Бестужевыми. И. С. Сельский задумал издавать в Иркутске альманах для чего он пригласил участвовать в издании и декабристов-литераторов. Но издание не было осуществлено.

В Кяхте, в салоне С. С. Сабашниковой, зародилась мысль об издании газеты «Кяхтинскии листок». В ее подготовке участвовали «...М. А. Бестужев, И. И. Горбачевский, изредка наезжавшие в Кяхту»2, а также кяхтинскии градоначальник А. И. Деспот-Зинович, учитель Троицкосавского уездного училища П. С. Андруцкий.

Современник и духовный ученик декабристов П. И. Першин-Караксарский писал: «Вдохновителями высоких порывов нельзя было не признать учителей наших, бывших узников Петровского каземата»1.

Декабристы вдохновляли передовую часть кяхтинского общества на организацию газеты и принимали участие в издании «Кяхтинского листка». В начале 60-х в Чите предполагалось издание «Забайкальского листка». Программу для намечавшегося издания писал Д. И. Завалишин.

Автором «Кяхтинского листка» был П. И. Першин-Караксарский, ученик Н. А. Бестужева бурят П. Н. Ковригин также участвовал в газете. Лекарь Селенгинского солеваренного завода сдружился с семьями Бестужевых и Торсона и под их влиянием стал заниматься краеведением и был внештатным сотрудником Московского общества испытателей природы.

СИ. Черепанов с 1833 по 1836 год служил в комендантской команде Петровского завода и навещал декабристов в каземате. Черепанов указывал, что свои первые рукописи он показал декабристам и переработал одну из них, позже опубликованную в «Библиотеке для чтения». Известно, что позднее он переписывался с декабристами, отчасти поддерживал с ними творческие связи, распространял произведения декабристов.

Кяхтинские купцы Л. Молчанов и Д. Синицын тоже были хорошо знакомы с декабристами. Они помогали при сборе краеведческих материалов, присылали для Д. И. Завалишина факты по Амуру, собираемые ими во время поездок на Амур и приамурский край по купеческим делам.

Активный культурный деятель Читы, учитель П. Г. Савенко, задумал выпускать газету «Забайкальский листок». К сотрудничеству в ней он пригласил И. И. Горбачевского, но издание газеты не состоялось. Горбачевскому не пришлось выступить на страницах местной печати, но значение его деятельности от этого не уменьшалось.

Рукописные журналы декабристы издавали и в Урике и Олонках. Они были своеобразным связующим звеном между декабристами и сибирским обществом. Полагаем, что в рукописных сибирских изданиях зародилась и окрепла сибирская публицистика. И это не просто некий региональный компонент в публицистике, а особое ее направление, отличающееся взглядом на Сибирь и сибиряков. Творчество декабристов, возникшее в период каторги и ссылки в Сибири, отличается не только особой привязанностью к «стране изгнания», но также исследованиями, выводами, стремлением изменить жизнь общества к лучшему.

Выполняя задачи нашего исследования, условно разграничим публицистику декабристов на опубликованную и неопубликованную, а также выделим по видовой принадлежности: эпистолярную, мемуарную, журнальную, газетную. В свою очередь среди видов публицистики декабристов рассмотрим такие жанры как политический портрет, политическая сатира, политический памфлет; историческая статья, исторический очерк, эссе и т.д.

Декабристам было запрещено печататься. Бенкендорф находил это неудобным. Письма декабристов вскрывали. Рукописи изымали и уничтожали. За крамольные мысли декабристов подвергали наказаниям, новой ссылке. Яркий тому пример декабрист из крестьян П. Ф. Дунцов-Выгодовский.

Но, тем не менее, именно публицистика декабристов 1826-1860-х годов определяла их роль и место в сибирском обществе, в сибирской публицистике.

Эпистолярная и мемуарная публицистика декабристов сибирского периода и ее влияние на общество

Значительно эпистолярное наследие В. И. Штейнгеля. Исследователями выявлено 205 его писем. Более всего писем нейтральных, бытовых. Но в каждом из них есть живая мысль, раздумье о российской действительности.

«Что из России будет, и будет ли что иное против прежнего, этого сам председательствующий в Государственном совете не разрешит. При нас останется пламенное желание ей полного блага, а как они с ним управятся, это уже одно неопределенное время выкажет»1.

И еще одно письмо В. И. Штейнгеля Г. С. Батенькову. Он был среди тех, кому декабрист доверял свои мысли и знал наверняка, что его поймут с полуслова. В этом письме В. И. Штейнгель задается вопросом о России, о деле декабристском.

«О перерождении России не дерзну говорить: благословляю только благодать господа, что допустил меня дожить до этого вожделенного времени и видеть начало результата принесенной нами жертвы. Из этого и суди о моих чувствах и мыслях»2.

Письмо, как эпистолярный жанр публицистики, возник в русской литературе еще в XII-XVI веках, вбирая, впитывая личную, деловую, межгосударственную переписку. На каждом этапе истории русской публицистики письмо занимало особое место. Эпистолярная публицистика процветала в XIX столетии.

В письме Раевского к декабристу Батенькову от 29 сентября 1860 года читаем: «Относительно настоящего и будущего России я с сожалением смотрю на все. Сначала я с жадностью читал журнальные статьи, но наконец, уразумел, что все эти вопросы: гласность, советы, стремление, новые принципы, прогресс, даже комитеты - игра в меладу. Государство, где существуют привилегированные и исключительные касты и личности выше законов, где частицы власти суть сила и произвол без контроля и ответственности, где законы практикуются только над сословием или стадом людей, доведенных до скотоподобия, там не гомеопатические средства необходимы. В наше время освобождение крестьян было ближе к делу»3.

Приведенный отрывок из эпистолярной публицистики свидетельствует о том, что Раевский и в Сибири стоял на демократических позициях, и ни в коей мере не предал забвению идеалы своей юности, а наоборот, всеми возможными средствами отстаивал их. Одним из таких средств была его публицистическая деятельность. Кроме вступления к «Сельским сценам», а также писем к Батенькову, Д. И. Завалишину, С. И. Черепанову, которые несут публицистическую направленность, вероятно также участие В. Ф. Раевского в герценовском «Колоколе». Об этом пишет в своей книге «Тайные корреспонденты «Полярной звезды» Н. Я. Эйдельман.

Весной 1856 года М. А. Бестужев написал письма декабристу В. И. Штейнгелю. Они обличали амурскую политику правительства и ходили в Петербурге из рук в руки. Их читали с нескрываемым интересом. В письме Завалишину читаем: «...Этим обстоятельствам доволен: во-первых, он в них не увидит противоречия своим статьям (Штейнгель. - А. Б.), а во-вторых, и его я не пощадил, потому что, как ты ни обвиняй графа (Н. Н. Муравьев. -А. Б.), коренное зло есть половинные меры и недостаток энергии в высшем правительстве»1. Здесь же Бестужев сообщает, что «письма попали в руки царя».

Публицистика М. А. Бестужева разоблачала самодержавно-крепостнический строй России, бичевала ее государственную машину, и звала к исправлению и ниспровержению существующей политической системы в России.

О М. А. Бестужеве писали так: «В противоположность многим декабристам, в тюрьме и на каторге он только сильнее закалил революционную нетерпимость своей юности. В Петровском заводе он сближается с демокра-тической группой» . Заметим, что он всячески поддерживал товарищей, высоко ценил их правдивое слово, для чего требовалось мужество.

В одном из писем Д. И. Завалишину Бестужев писал: «...Прочитав статью твою в «Морском сборнике», я увидел, что ты попал не в бровь, а прямо в глаз ложной системой покупать на медные гроши великие предприятия! Этой статьей ты разоблачил обаяние, доселе окружавшее действие на Амуре, что кажется почувствовал и сам Муравьев»1.

Интересно письмо М. В. Буташевича-Петрашевского из Минусинска Д. И. Завалишину: «...Вы остались в Чите... Это и дало Вам возможность сказать громко на весь мир Ваше правдивое слово о бестолковости и безнравственности, с какою совершается все в управлении Восточной Сибирью... то, что Вами было опубликовано, до сих пор высится над всем, что сделано русской публицистикой в этом отношении. Сибиряки Вам по преимуществу должны быть благодарны. Все их стенания и шушукания выска-заны» . В письме Петрашевский имеет в виду статьи Завалишина, опубликованные в «Морском сборнике» и «Вестнике промышленности».

П. И. Першин-Караксарский в своих воспоминаниях замечает: «Беседующие замыкали Михаила Александровича в тесный кружок и вели оживленную беседу о современной политике, прислушиваясь к его решающему голосу . Здесь мы видим отзыв об устной публицистике М. А. Бестужева.

Сибирская публицистика декабристов является достоянием истории и отечественной литературы. Публицистика в историческом контексте способна дать многое: показать особенности общественно-политической жизни, важные моменты политического, социального и экономического развития страны, общества.

Публицистика журнальная, газетная, эпистолярная имеет ряд особенностей. Важнейшие из них заключаются в ее воздействии и восприятии. В сибирской публицистике декабристов важно все: письма, и дневники в том числе. Пытливому читателю они говорят о духовном строе, воззрениях того или иного автора.

Хорошая знакомая декабриста Батенькова Александра Ивановна Гам-бурцева - начальница училища для девочек духовного звания, жила в г. Иркутске. Она вела переписку с декабристами, была проездом в Томске, встречалась с Батеньковым. Брат Н. И. Лучшева - А. Лучшев в своих воспоминаниях с теплотой и любовью писал о декабристе: «...в Томске он пользовался уважением и любовью всех знавших его, от старого до малого, от первых за ум, высокую нравственность и 20-летние страдания, а от последних за простоту, доброту и ласки»1.

Отдохнув и успокоившись в Томске, «секретный узник» начал вести переписку. До нас дошло большое количество писем. Они показывают, что взгляды декабриста изменялись от «республиканских» до демократических.

«Что может быть более чести; ибо по всей Сибири гремит слава о вашей нестареемости...»2, - писал он 17 марта 1847 года И. И. Пущину.

В письме В. Ф. Раевскому конца 1848-1849 г. есть такие строчки: «Да почему бы и не верить уже нам! Худо или хорошо, но все же довелось ить-то перед потомством. Тогда же разберут, лозунг ли это был или умысел. И все невозможное явится возможным»3.

Здесь декабрист вспоминает восстание 1825 года и дает понять, что и их жизнь прошла не зря.

«Крутых перемен ожидать нельзя; новая воля выскажет себя по времени, последовательно...»4, - замечает Г. С. Батеньков в письме Я. Д. Казимир-скому.

Все уже жили ожиданием реформ, которые давно назрели. Это понимал и Батеньков. Его письма заполнены размышлениями, глубокими выводами в том числе о Сибири и сибиряках...

В письме А. И. Лучшеву перед отъездом из Томска Батеньков писал с иронией: «Я теперь как новорожденный младенец: чист от всего, от чего только можно быть чистым, с правом на жизнь, даже привилегированную, и, что важнее, свободен. Обе столицы мне не гостеприимны, но не совсем и запретны» .

Здесь угадывается живой ум Г. С. Батенькова. Его умение тонко чувствовать ситуацию.

Н. В. Басаргин оставил свои «Воспоминания». Его мемуары были завершены в 1856 году. Начиная работу декабрист писал: «За одно только во всяком случае могу поручиться - это за совершенную добросовестность и возможное беспристрастие» . Свое обещание он сдержал, а потому его мемуары - ценный исторический источник, освещающий не только декабристское движение, но и общественно-политическую жизнь России середины XIX века.

Просветительская деятельность декабристов

Творчество декабристов, в том числе и публицистика, оказывало влияние на все слои сибирского общества, и в немалой степени на людей молодых.

Декабристы, находившиеся в ссылке в разных уголках Сибири, имели своих учеников из числа детей чиновников и зажиточных крестьян. Можно предположить, что их было много и разного возраста - дети и люди взрослые.

Один из учеников - М. С. Знаменский - вспоминал: «С того времени, как я начал помнить себя, и до 23 лет я был с ними. И если теперь подлость, низость и взятки болезненно действуют на меня, то я этим обязан людям, о которых всегда говорю с почтением и любовью»1.

Моральное, нравственное, духовное становление сына священника произошло под влиянием декабристов. Михаил Степанович Знаменский жил в Тобольске и Ялуторовске. А в Тобольске и его окрестных городах и поселках «...проживало 37 декабристов»2. Он общался с ними, впитывал их идеи, набирался у них духовного опыта. И, как считает Вл. Рогачев, «...их любимый воспитанник продолжил декабристское дело как просветитель и экцик-лопедист, художник с ироничной душой тобольского общества»3.

М. С. Знаменский оставил нам публицистические работы по истории Тобольска, воспоминания о жизни в Тобольске в 40-50-е годы, где прослеживается и влияние декабристов, и их публицистики.

Он благоговейно относился к своим учителям, впитал их идеи. Более того, сам занимался публицистической деятельностью, литературной работой, известен как художник-карикатурист. Всю свою жизнь М. С. Знаменский пропагандировал декабристское движение.

Г. С. Батеньков в Томске был учителем в семье Лучшевых. Позднее А. Лучшее оставил воспоминания, где с любовью отзывался о декабристе и писал, что многим он обязан именно ему.

«Дети выдающегося декабриста Н. А. Бестужева и бурятки Сабилаевой - Алексей и Екатерина...»1 жили в семье купца Старцева и сам Н. А. Бестужев занимался воспитанием Алексея и Екатерины и детей купца Д. Д. Старцева. Алексей - человек высокообразованный, успешно занимался торговлей и предпринимательством, дипломатией в Китае. Ему не была чуждой и литературная деятельность. Дочь Н. А. Бестужева - Екатерина была замужем за Гомбоевым - консулом России в Китае. Она была высокообразованной и деятельной женщиной. В ее судьбе прослеживается влияние отца, проступает его характер.

Н. А. и М. А. Бестужевы были дружны со многими семьями кяхтинцев. Это семьи Кандинских, Сабашниковых, Лушниковых. Дети кяхтинцев были учениками селенгинских узников. В доме В. Н. и С. С. Сабашниковых часто бывали И. А. Горбачевский, М. А. и Н. А. Бестужевы. Велись горячие споры и разговоры. Писатель М. И. Венюков, художник X. Я. Рейхель, писатель С. В. Максимов, художник Мазер также были гостями Сабашниковых .

Ученик и друг декабристов - А. М. Лушников на всю жизнь сохранил привязанность и добрые воспоминания о своих учителях. Более того, «А. М. Лушников, ученик декабристов, не только сам сочувствовал и помогал ссыльным народникам, но и считал полезным общение своих детей с ними, в частности с Н. А. Чарушиным и Д. А. Клєменцем3. Его перу принадлежат воспоминания о декабристах и ряд других литературных работ. Лушников хранил в запечатанном сундучке архив декабристов. В годы Гражданской войны сундук бесследно исчез1.

«В семье Бестужевых получили первоначальное образование все четы-ре сына Кельберга» . Петр Андреевич Кельберг - селенгинский медик и друг Бестужевых.

Все сыновья Кельберга получили образование и впоследствии успешно работали в разных отраслях народного хозяйства.

Еще один из учеников Н. А. и М. А. Бестужевых - А. В. Янчуковский, получив образование, стал видным промышленником.

Принесли книжку «Современника», Горбачевский, несмотря на болезнь, «...встал с постели, оделся, собрал своих учеников, громко и радостно прочел им всем стихотворение «В больнице» (Н. А. Некрасова) и держал целую речь»3. Так И. И. Горбачевский воспитывал молодежь Петровского Завода и Забайкалья на примерах идеи гуманизма, свободы. Это подтверждают слова Першина-Караксарского: «Мы, молодежь того времени, за двести верст ездили на «поклонение» к Горбачевскому, как правоверные в Мекку»4.

Горбачевский стремился оказать влияние на горнозаводскую интеллигенцию, а через нее добиться смягчения царивших на заводе порядков. Не однажды Горбачевский бывал в Кяхте, Чите, Иркутске, Верхнеудинске5, где встречался с сибирской общественностью и, как писал Першин-Караксарский, содействовал «подъему духа... электризовал их. Его слова и мысли падали на благодатную почву»6.

На каторгу и в ссылку декабристы прибыли молодыми людьми. А потому большинство из них еще не были женаты. Многие из них женились, выйдя на поселение. Их женами стали казачки и крестьянки. Некоторые из декабристов жили в гражданском браке. Н. А. Крюков в Минусинске «женился на местной уроженке Марфе Дмитриевне Сайлотовой. Она была инородкой Сагайской степной думы хакасов, смешанной крови»1.

У Крюкова родились сыновья Иван и Тимофей, они были записаны как Сайлотовы и «считались туземцами, инородцами»2.

После учебы в Томске, в гимназии, в Москве - в Московском университете, из-за болезни Иван не смог его закончить и вернулся в Минусинск, где работал старшим учителем Минусинского приходского училища, «до-бился открытия женского класса при городском училище» . Он также способствовал открытию воскресной школы для безграмотных. Сайлотов работал инспектором городских училищ в Минусинске. Был одним из создателей Минусинского краеведческого музея в 1874 г. Явился инициатором создания библиотеки при музее. За многолетнюю плодотворную педагогическую и культурно-просветительскую деятельность Сайлотову было присвоено звание почетного гражданина г. Минусинска. Сын декабриста своей культурно-просветительской деятельностью завоевал огромное уважение всех жителей Минусинска4.

У И. А. Анненкова в Сибири родилось 18 детей, но в живых осталось шестеро. В их числе два сына. Дочь сына декабриста В. И. Анненкова написала воспоминания, где заметила, что ее отец, сын декабриста, был «...весьма разносторонне и основательно образованным человеком»5. Его наставником в Сибири являлся И. И. Пущин, «он находился под большим влиянием декабристов»6, вел скромный образ жизни, не терпел барства и лени, чувствовал какую-то инстинктивную ненависть к роскоши, вставал в 5 часов утра и, будучи председателем Харьковского окружного суда, всегда старался докопаться до правды.

Дочь И. А. Анненкова - О. И. Иванова также оставила интересные воспоминания, где она так писала об отце: «Это был человек с непреклонным характером и железной силой воли. Я никогда не слыхала от него ни малейшего ропота на судьбу или сожаления о прошедшем»1.

Вспоминая с любовью о декабристах она заметила: «Благо России и общественную пользу они ставили выше всего»2.

Отец и его друзья на всю жизнь остались примером для дочери Анненкова.

О дочери Н. М. Муравьева - Софье Никитичне Бибиковой написала ее внучка: «Бабушка не только любила своего отца, она его просто боготворила и свято чтила его память.. .»3. Когда умер ее отец, декабрист Никита Муравьев, ей было всего 13 лет...

С. Н. Бибикова писала: «Цель моя - оставить сыновьям моим воспоминание об отце моем и желание, чтобы пример его жизни прошел для них не бесследно...»4.

Сын Бестужева - А. Д. Старцев в начале 60-х годов прошлого века, заведуя торговой конторой в Тяньцзыне, переправлял из Лондона в Кяхту и Россию «Полярную звезду» и «Колокол». Через него же шли и письма тайных корреспондентов из России к Герцену»5.

Похожие диссертации на Влияние публицистики декабристов на социокультурную среду Сибири 1826 - 1860-е годы