Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов Ли Хуэй Чу

<
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ли Хуэй Чу. "Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов : 10.01.01 Ли Хуэй Чу "Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 СПб., 2001 173 с. РГБ ОД, 61:02-10/92-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Семейное счастье в романе «Семейное счастие» 6

1. История замысла и репутация романа 7

1.1. История писания «Семейного счастия»

1.2. Репутация романа

2. Формирование проблемы «семейного счастья» 15

2.1. Автобиографическая основа романа

2.2. «Дневник» Толстого как лаборатория будущих проблем романа 2.3.«Семейная» тема в прозе Толстого 1850-х гг. («Детство», «Отрочество», «Юность»)

3. Роман «Семейное счастие» в контексте времени 25

3.1. Русский «жоржзандизм» и позиция Толстого в 1850-е гг. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина

3.2. «Обыкновенная история» и «Обломов» И.А. Гончарова

3.3. Повести и романы И.С. Тургенева.

4. «Семейное счастие» как программное произведение: проблематика и поэтика 44

4.1. Проблема любви - проблема семьи

4.2. Толстовский морализм

4.3. «Эпохи развития» или «возрасты» любви

4.4. Основные толстовские оппозиции (природа/цивилизация; труд/праздность; эгоизм/самоотречение)

4.5. Форма повествования: записки женщины

4.6. Пейзаж в «Семейном счастии»: тургеневский или толстовский?

5. «Семейное счастие» как предкризисный роман 72

Глава II. «Мысль семейная» в «Войне» и «мире» 75

1. Понятия «войны» и «мира» 79

1.1. История становления заглавия романа

1.2. Значение «войны» и «мира»

а. «Война»

б. «Мир»

1.3. Корреляция понятий «семья» и «мир»

а. Семья как «мір»

б. Семья как «мир»

2. Литературные традиции как спутник эпопеи 93

2.1. «Евгений Онегин»

2.2. «Герой нашего времени»

2.3. «Дворянское гнездо»

3. Семья как поприще для «войны» и «мира» 105

3.1. «Война» в семье

а. Ростки трагедии князя Андрея и Лизы

б. Семейная драма Пьера и Элен

в. «Наполеоновское» в семье Курагиных

г. Военные «диспозиции» в семье Болконских

3.2. Неосуществленные браки

а. Потерянный идеал князя Андрея и Наташи

б. Обреченный союз Николая и Сони

3.3. «Мир» в семье. Ростовы

4. «Мысль семейная» в «Войне и мире» 141

4.1. Семейное и народное

4.2. Семейное и национальное

4.3. Семейное и общечеловеческое

4.4. Идеосимвол шара и семейный мир романа

5. Эпилог: «семейный Бог» Толстого 152

Заключение: «Меняющаяся» или «движущаяся»

(Семейная тема у позднего Толстого) 158

Библиография 166

Введение к работе

Всем известна давно ставшая хрестоматийной фраза Льва Толстого в записи Софьи Андреевны: «...в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12 года. ..». Писатель не противопоставлял свой «семейный» роман «народной» эпопее, он продолжал и развивал в нем любимую мысль. Семейная тема -одна из ведущих в «Войне и мире», и эта тема теснейшим образом «сопряжена» с национально-исторической и философской проблематикой романа. Неслучайно современная Толстому критика (в первую очередь Н.Н. Страхов) прочитала «Войну и мир» как семейную хронику. И неслучайно исторический романист Г.П. Данилевский полагал: «Главная сила графа Л.Н. Толстого - в изображении мирных, семейных картин. В отдельных картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» и в целом романе «Семейное счастие» он является истинным и могучим поэтом тихого, семейного очага».2

Едва ли в русской литературе найдется другой автор, который бы уделил семейной теме столько внимания, как Толстой. В этом смысле его творчество дает уникальной пример верности любимой мысли. Образ семьи, дома, семейных и родовых преданий возникает уже в автобиографической трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Особым нравственно-религиозным смыслом наполнены семейные отношения в «Войне и мире». В «Анне Карениной» семейная тема приобретает драматическое развитие. И наконец, трагический финал данной темы развернут в «Крейцеровой сонате».

В диссертации рассматривается «гармонический» - докризисный и доконфликтный - этап развития семейной темы в творчестве писателя -1850- 1860-е годы. Главное внимание сосредоточено на раннем романе «Семейное счастие» (1859) и эпопее «Война и мир» (1863-1869).

В первой главе изложена история создания романа «Семейное счастие», исследована его автобиографическая основа, поставлен вопрос о его 1 Толстая С А. Дневники: В 2 т. М., 1978. Т. 1:1862-1900. С. 502. 2 Данилевский Г.П. Поездка в Ясную Поляну // Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1986. С. 32. репутации - противоречивой и отчасти загадочной. «Семейное счастие» тесно связано с предшествующим и последующим творчеством писателя, с его дневниковыми записями. Кроме того, в романе нашли отражение острейшие социальные и культурные проблемы современности, прежде всего «женский вопрос». Позиция Толстого в вопросе о семье и браке в 1850-е гг. рассматривается в диссертации как полемическая по отношению к Ж. Санд и ее русским последователям и дается в сопоставлении с концепцией любви и семьи у И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. В связи с «Семейным счатием» исследуется вопрос о морализме Толстого и его представление об «эпохах развития» чувства. Ранний толстовский роман являет собой единственный у Толстого пример повествования от лица женщины. Предметом исследования в первой главе стала и данная форма повествования наряду с другими особенностями поэтики романа.

Вторая глава целиком посвящена семейной теме в «Войне и мире». Основное внимание уделено проблеме «войны» внутри семьи и «мирным» семейным союзам. В главе последовательно анализируется модель семейных отношений у Курагиных, Болконских, Ростовых, прослеживается трудный путь поисков семейной гармонии каждым из центральных героев романа. Значительное внимание уделено анализу литературных традиций в эпопее - прежде всего пушкинской, а также лермонтовской и отчасти тургеневской.

Толстой сразу же потерял интерес к полемике по поводу женской эмансипации, как только предощутил в себе возможность собственного решения всего комплекса глубинных вопросов времени. В письме к П.Д. Боборыкину (июнь-август 1865 г.) Толстой, размышляя о назначении художника, касался и вопроса женской эмансипации: «Вопросы эмансипации женщин и литературных партий невольно представляются вам важными в вашей литературной петербургской среде, но все эти вопросы трепещутся в маленькой луже грязной воды, которая кажется океаном только для тех, кого судьба поставила в середину этой лужи. - Цели художества несоизмеримы (как говорят математики) с целями социальными. Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлени- ях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы»1 (курсив мой. -Л.Х. Ч.). «Мысль семейная» осталась любимой толстовской мыслью на протяжении всего творчества, а толстовское решение «семейной темы» явилось одной из эпохальных идеологических концепций века. 1 Толстой Л. Н. Поле. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное). М.; Л., 1953. Т. 61. С. 100. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

История замысла и репутация романа

Роман «Семейное счастие» был опубликован в № 4 (1-я и 2-я апрельские книжки) журнала «Русский вестник» за 1859 г. До появления в печати Толстой его несколько раз переделывал. Биографическим источником произведения, по мнению исследователей, ссылающихся на письмо Толстого к П.И. Бирюкову от 27 ноября 1903 г., является история отношений Толстого с Валерией Владимировной Арсеньевой: «Потом главное, наиболее серьезное - это была Арсеньева Валерия. ... Я был почти женихом («Семейное счастье»), и есть целые пачки моих писем к ней» (5,304). На основании этих «пачек писем» П.И. Бирюков в биографию Толстого включил главу под названием «Роман».1 Об отношениях Толстого с Арсеньевой говорится и в книге Н.Н. Гусева «Толстой в молодости», и в работе В.А. Жданова «Любовь в жизни Льва Толстого».2 Автобиографической основе романа посвящена и работа П. Павлова «Tolstoy s Novel «Family Happiness»».3 Исследователи справедливо отмечают, что «Семейное счастие» серьезно интересовало прежде всего биографов Толстого, изучавших вопрос об отражении в романе реальных фактов из жизни писателя в пору его увлечения Валерией Арсеньевой.

В истории создания романа до сих пор остается много неясного. Н.М. Мендельсон в своих комментариях к «Семейному счастию» полагает, что запись в дневнике от 16 августа 1857 г.: «Любовь. Думаю о таком романе», могла быть толчком, побудившим Толстого начать работу над романом (см.: 5, 304). С другой стороны, П.И. Бирюков считал, что Толстой начал писать «Семейное счастие», уже окончательно пережив и «отжив» всё, связанное с его отношениями с Арсеньевой. Поэтому начало работы над романом отнесено им к 1858 г., когда Толстой делает 30 октября в дневнике заметку: «Видел Валерию, даже не жалко чувства» (Там же).

Таким образом, точно датировать начало работы писателя над романом не представляется возможным. Обдумывание и формирование замысла можно отнести и к 1857, и к 1858 гг. Завершающий этап работы над романом приходится на первые месяцы 1859 г. О последнем этапе работы мы располагаем гораздо большим количеством данных.

В январе 1859 г. Н.А. Некрасов, узнав от Тургенева, что Толстой окончил роман, в письме к нему предлагает передать его в «Современник». Но Толстой не ответил на это письмо. 16 февраля 1859 г. в его дневнике появляется запись: «Всё это время работал над романом и много успел, хотя не на бумаге. Всё переменил. Поэма. Я очень доволен тем, что в голове. Фабула вся неизменно готова» (48, 20). В марте того же года, приехав в Петербург, Толстой читал «Семейное счастие» в кругу петербургских литераторов, которым она (повесть) показалась «довольно неудачною»,1 а также своей тетке АЛ. Толстой и ее знакомым. Толстая нашла повесть «прелестной», «исполненной самого высокого комизма».2 Однако, неудовлетворенный своей работой, Толстой по возвращении в Москву пишет тетке 20 марта 1859 г.: «Анна переделывает свои записки, и я надеюсь, что ее бабушка будет ими больше довольна, чем в первом, безобразном виде» (60, 283; героиня «Семейного счастия» первоначально была Анной; ее именем назывался и весь роман; бабушка - А.А. Толстая. - Л.Х. Ч). Пережив неудачу петербургских чтений, Толстой ещё два раза исправлял, переделывал и доканчивал роман.

История писания «Семейного счастия»

Окончив «Семейное счастие», Толстой прочитал его В.П. Боткину, и тот нашел, что «всё это исполнено какого-то холодного блеска, и ничто не трогает ни мысли, ни сердца»; при этом основная мысль автора «осталась нераскрытою». «А вся неудача вышла от неясности первоначальной мысли, от какого-то напряженного пуританизма в воззрении ... . Вы теперь из прежнего высочайшего мнения об этом рассказе - вдруг перешли в совсем противоположное, но как прежде Вы были неправы - так и теперь. Несмотря на его противный пуританизм, - в рассказе постоянно чувствуется присутствие большого таланта: вот что меня единственно мирит с ним - и вот что, при всем моем невыгодном мнении о нем, побудило меня советовать Вам отдать его Каткову, а ему советовать взять его .. . . Посмотрите-ка на дело прямо: ведь вся беда в том, что рассказ местами скучноват и оставляет неудовлетворительное впечатление. Вот все, что может о нем сказать самая строгая критика».1

Известно, что реакция самого Толстого на это сочинение, также как и реакция на многие другие свои произведения, негативна. Но ни одно из написанных до и после не вызывало у Толстого такого резкого, «отвратительного» ощущения. Об этом свидетельствуют записи в дневнике от 9 апреля 1859 г.: «Кончил Анну, но нехорошо» (48, 20) и от 9 мая (по прочтении корректуры второй части): «Получил С емейное с частие . - Это постыдная мерзость» (48, 21). О мучительном впечатлении от собственного романа писатель сообщал в письме к А.А. Толстой от 3 мая: «Еще горе у меня. Моя Анна, как я приехал в деревню и перечел ее, оказалась такая постыдная гадость, что я не могу опомниться от сраму, и, кажется, больше никогда писать не буду. И в этом не утешайте меня. Я знаю, что я знаю» (60, 295). Толстой просит Боткина уговорить редактора «Русского вестника» не печатать повесть, а рукопись сжечь. Со «стыдом и раскаянием» Толстой признается своему адресату, рекомендовавшему повесть к печати: «...я увидал, какое постыдное г...., пятно, не только авторское, но и человеческое - это мерзкое сочинение. ... Я теперь похоронен и как писатель и как человек. Это положительно» (60, 296). Сообщая, что «поправил корректуры с отвращением», Толстой продолжает: «Во всем - слова живого -нет. И безобразие языка, вытекающее из безобразия мысли, - невообразимое» (Там же). 11 мая Толстой вновь пишет Боткину: «Поверите ли, как вспомню только содержание милой повести или, читая, найду что-нибудь напоминающее, краснею и вскрикиваю» (60,298).

Несмотря на недовольство Толстого, Боткин, прочитав корректуру второй части, изменил свое первоначальное мнение о романе. Он писал Толстому 13 мая 1859 г.: «...не только мне понравилась эта вторая часть, но я нахожу ее прекрасною почти во всех отношениях. Во-первых, она имеет большой внутренний драматический интерес, во-вторых, это превосходный психологический этюд, и наконец, в-третьих - там есть глубоко схваченные изображения природы. ... Нет, отличная по мысли, отличная по большей части исполнения - Ваша вещь ... это прекрасная вещь, исполненная серьезного и глубокомысленного таланта».1

В критике роман «Семейное счастие» вызвал только беглые упоминания, впрочем весьма благожелательные: толстовская «поэтическая идиллия» произвела «милое» и «обаятельное» впечатление.2 После выхода в свет «Детства», «Отрочества» и «Юности», после кавказских и севастопольских рассказов, которые утвердили литературную репутацию молодого Толстого, от него ждали большего, и появление «Семейного счастия» многие оценили только как не вполне удачную попытку отразить проблему женского счастья и роль женщины в семье и в обществе.

Но спустя некоторое время Ап. Григорьев в статье с характерным названием «Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой» (1862) назвал «Семейное счастие» «лучшим произведением» Толстого. Критик писал: «О достоинствах этого тихого, глубокого, простого и высокопоэтического произведения, с его отсутствием всякой эффектности, с его прямым и неломаным поставлением вопроса о переходе чувства страсти в иное чувство, пришлось бы писать еще целую статью, если бы статьи чисто эстетические были бы возможны, то есть читаемы в настоящую, напряженную минуту».3

Понятия «войны» и «мира»

Один из первых рецензентов «Войны и мира» Н. Соловьев в статье с характерным названием «Война или мир?» писал: «...гр. Толстой своим художественным чутьем дошел до убеждения, что война есть распадение условий жизни, а мир - сохранение этих условий и источник жизненной гармонии. Под влиянием этой-то грандиозной и вместе с тем простой мысли написано, кажется, и заглавие произведения».1

«Война» и «мир» в романе и противопоставлены, и нераздельно слиты. «Дойдя до крайности, вещь неизбежно превращается в свою противоположность», - гласит восточная мудрость. В этом смысле война именно играет такую «подталкивающую» роль в положительную сторону. «Двенадцатый год перемещает силы и ценности, - пишет С.Г. Бочаров. - Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, - народ - поднимается из безвестности и становится хозяином положения. «Распадение прежних условий жизни» оказывается творческим состоянием: в самом горниле войны созидается мир - в том особом значении, которое это слово получило в системе «сцеплений» романа Толстого. Созидаются новые отношения между людьми, на совершенно иной основе, чем прежде, невозможной до этой войны, да и после нее, но такие отношения, которые должны были бы быть всегда, - «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, но связующей их задачи».3 У Толстого, как замечает другой исследователь, «идея войны и мира дана в конфликтом состоянии, она живет в романе в реальных образах, в реальных условиях времени».4

Как писал Б.Л. Пастернак в романе «Доктор Живаго», «...искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает».5

Похожие диссертации на "Мысль семейная" в творчестве Л. Н. Толстого 1850 - 1860-х годов