Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Тархова Алла Александровна

Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области)
<
Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тархова Алла Александровна. Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области) : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 : Саранск, 2004 243 c. РГБ ОД, 61:05-7/241

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические основы исследования. Историография. Источники 13

1. Теоретические и методологические основы исследования. Историография 13

2.Источники. Метод 41

Глава II. Музыкально-поэтическое творчество русских крестьян Пензенского края середины ХІХ-ХХ вв 61

1. Музыкально-поэтическое наследие русской деревни 61

2. Отражение исторических событий и судеб людей в песнях народов России и Пензенской области 88

3. Сравнительный анализ вокально-певческих особенностей исполнения пензенского фольклора и региональных стилевых черт фольклора России 135

Глава III. Русский крестьянский костюм, как отражение единого стиля традиционной культуры русской деревни 150

1. Историко-этнографические предпосылки формирования пензенского народного костюма 150

2. Традиционная русская одежда Пензенского края 160

3. Сравнительный анализ русского народного костюма Пензенской области с традиционной одеждой народов России 191

Заключение 207

Список использованных источников и литературы 213

Введение к работе

В настоящее время Россия переживает сложный процесс глубокого реформирования всех сторон общественно-политической и социально-экономической жизни. Его успех в немалой степени зависит от учета исторического опыта развития страны, сохранения и приумножения лучших культурных традиций многонационального российского народа. Опора на культурные, созидательные традиции народа должна стать одним из основных условий возрождения России.

В данном контексте особое значение приобретает изучение традиционной культуры русской деревни. Оно необходимо и для решения одной из самых сложных проблем современной России - подъема сельского хозяйства, сохранения деревни в условиях ее упадка, обезлюживания, нравственной деградации значительной части населения. В немалой степени это будет способствовать и нравственному оздоровлению горожан, поскольку большинство из них связано крепкими узами с деревней, вышло из деревни, стали горожанами в первом и втором поколениях. Обращение к истокам, лучшим достижениям народной культуры укрепит российское общество, сделает его более монолитным, цивилизованным с точки зрения состояния современных развитых стран мира, где опора на традиции, бережное отношение к истории и культуре - неотъемлемый атрибут государственной политики.

Актуальность исследования несомненна с точки зрения избранного периода. Со второй половины XIX века начинается процесс модернизации России, ее движение в сторону индустриального общества, которое происходило на протяжении 100 лет и обеспечивалось за счет ресурсов деревни, ее безжалостной эксплуатации, в том числе государственного насилия в годы сталинской коллективизации. В результате этого разрушалось традиционное крестьянское общество и сформировавшаяся на протяжение столетий традиционная культура деревни — зеркало крестьянского мира. Новые вея ния накладывали свой отпечаток на вековые традиции, формировалось новое общество и новая культура. Исследование данного процесса представляет большой научный интерес. В какой мере в процессе модернизации изменилась традиционная народная культура? Каким образом отразила она глубочайшие общественно-политические и социально-экономические сдвиги в российском обществе на протяжении указанного периода? Что осталось в культурном наследии современной деревни от прежнего крестьянского мира и что привнеслось в него в ушедшем столетии? Ответы на эти вопросы имеют прямую практическую значимость для современного руководства России, поскольку помогут ему в выработке оптимальной политики в области социально-экономического и культурного развития регионов.

Говоря об актуальности темы нельзя не сказать о том, что во многом она определяется недостаточной ее разработанностью в отечественной историографии с точки зрения концептуальных обобщений и конкретных выводов по-основным аспектам. Поэтому в данной работе на примере Пензенской области решается ряд актуальных научных проблем, связанных с развитием традиционной культуры русской деревни в период с середины XIX до конца XX вв.

Традиционная культура крестьян Пензенской области является малоизученной областью народной культуры и в частности музыкальной фольклористики.

Актуальность выполненного исследования заключается в постановке и решении ряда проблем, связанных с осмыслением местных, оригинальных, ранее неизвестных явлений традиционной культуры - русского фольклора, в новом синкретичном аспекте изучения и истории, и этнографии, и историографии, и политики государства в отношении народной бытовой культуры крестьян середины XIX- XX вв.

Пензенская область долгое время не входила в поле зрения, как историков - краеведов так и музыкантов-фольклористов. Между тем, музыкальный и поэтический строй произведений народного творчества, костюм формировались под воздействием разнообразных миграционных процессов, что способствовало формированию очень интересного и сложного фольк-лорно-этнографического пласта народной культуры Пензенской области.

Актуальность исследования определяется еще и тем, что народная культура Пензенского края рассматривается в неразрывной связи с историей заселения края, с ее этнографическими особенностями, вместе с музыкальным фольклором. Кроме того, научным выявлением местных региональных особенностей музыкального фольклора, через рассмотрение определенных локальных певческих традиций северных и южных районов Пензенской области, стилевых черт лирических, хороводных, плясовых, свадебных песен, многообразия женской крестьянской одежды конца XIX начала XX века.

В силу того, что исследуемый регион расположен на западном склоне Приволжской возвышенности, граничащий с Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Ульяновской областями, Мордовской АССР, где сравнительно на небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времен угры (мордва, мещера, буртасы), славяне (вятичи, кривичи), волжские булгары (казанские татары и татары - мишаре), в народно-песенной традиции проявились разнообразные формы связи музыкального материала с условиями его возникновения. Поэтому работа рассматривает вопросы характеристики явлений музыкального музыкальной культуры в свете задач ее комплексного изучения.

Объектом изучения является русская деревня Пензенской области, ее традиционная культура. Его выбор правомерен, так как русское население Пензенской области составляет более 80% населения области1.

Предметом исследования стали: музыкально-поэтическое творчество, костюм, обряды и говоры русских крестьян Пензенской области, отражение в них истории России и региона, их формы и содержание.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX и до конца XX вв., так как именно в это время сформировалась окончательно и затем изменялась в процессе модернизации России традиционная народная культура.

Территориальные рамки исследования определены историческими и современными административными границами Пензенской области. При этом следует учитывать, что они неоднократно менялись на протяжении указанного периода. Поэтому в работе используется и такой термин как Пензенский край, подразумевающий собой совокупность административно-территориальных единиц, когда-либо возглавляемых Пензой. В данном исследовании в центре внимания один из значительных регионов России -Пензенская область. Подобный подход обусловлен общей ситуаций в современной российской исторической науке. В настоящее время в России наблюдается активный всплеск региональных исследований2. Для этого имеется объективная основа - регионализация общественной жизни. Учет регионального фактора в экономике, политической сфере, культуре - объективное требование при формировании стратегии перспективного развития России в условиях, когда ее распад, вслед за СССР, не выглядел утопией. Поэтому сама жизнь поставила перед российскими учеными вопрос о том, что задает единство сообщества, является его системообразующим фактором. Чем в современной России обуславливается обострение региональных проблем? Факторами ли территориального, природно-климатического, или национального характера? Необходимость их анализа и определили неизбежность локализации, регионализации отечественной историографии. В данном контексте избранные в настоящем исследовании территориальные бранные в настоящем исследовании территориальные рамки вполне оправданы.

По теме исследования вышло достаточное количество научных работ. Активнее всего разрабатывались проблемы материальной культуры русской деревни и отдельные стороны духовной культуры. В то же время в массиве научной литературы слабо представлены сюжеты о музыкально-поэтическом творчестве русских крестьян Пензенского края, отсутствуют обобщающие работы о традиционной культуре в целом.

Исходя из состояния историографии проблемы, а также ее актуальности, определены цель и задачи настоящей работы. Цель исследования состоит в изучении традиционной культуры русской деревни Пензенской области середины XIX - XX вв., подведении итогов многолетней работы автора по сбору и анализу памятников народного творчества, выявлении характерных особенностей формирования традиционной культуры русской деревни региона в рассматриваемый период.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

- раскрыть характерные стилевые черты музыкально-поэтического творчества русских крестьян Пензенского края в рассматриваемый период;

- охарактеризовать традиционную русскую одежду в регионе в указанный период;

- показать, каким образом в песнях, одежде, говорах русских крестьян региона отразилась история России и Пензенской области;

- показать отражение в традиционной народной культуре в повседневной жизни крестьян;

- выявить вокально-певческие особенности исполнения пензенского фольклора в контексте фольклора других регионов России;

- провести сравнительный анализ русского народного костюма Пензенской области с традиционной одеждой России.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первым обобщающим исследованием традиционной культуры русской деревни Пензенской области. В нем впервые вводятся в научный оборот записи более 600 произведений музыкально-поэтического творчества пензенских крестьян. В диссертации предпринят комплексный подход в изучении традиционной культуры русской деревни, с анализом ее форм и содержания (певческого стиля, диалекта, костюма, отражения в фольклоре исторических событий и повседневной жизни). Осмысление и обобщение огромного пласта народной культуры осуществлено в тесной взаимосвязи с историей России и историей Пензенской области.

Практическая значимость работы состоит в следующем: материалы исследования могут быть использованы при написании монографий, учебной литературы по обозначенной теме, при чтении лекционных курсов по истории России и отечественной культуры, при изучении региональной истории в системе общего профессионального образования, при выработки государственной политики в культурной области, в деятельности государственных учреждений и общественных организаций по сохранению и пропаганде среди широких слоев населения России лучших образцов традиционной народной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. История Пензенской области и России отражается в содержании русских народных песен.

2. История России, в частности Пензенского края, проявляется в стилевых чертах фольклора.

3. История Пензенского края сказывается на крестьянском русском костюме.

4. Сравнительный анализ традиционной культуры русских крестьян Пензенской области и фольклорного наследия других регионов России дает возможность восстановить ход русской колонизации Среднего Поволжья.

5. Традиционная культура русской деревни Пензенской области середины XIX - XX вв. является частью общероссийской крестьянской культуры, но с региональными особенностями, обусловленными процессом колонизации края и его социально-экономическим и общественно-политическим развитием в указанный период.

Структура работы вытекает из поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава раскрывает научную концепцию автора. Ключевым положением в ней является мысль о том, что традиционная культура русской деревни является зеркальным отражением повседневной жизни традиционного крестьянского общества, его эволюции в процессе модернизации России, протекавшей с середины XIX века и на протяжении всего XX века. В связи с этим изучение народной культуры имеет огромное значение с точки зрения изучения конкретно-исторического развития российской деревни и российского государства, а также истории культуры России в целом.

В первом параграфе указывается теоретико-методологические основы исследования, историография проблемы. Во втором параграфе характеризуется источниковая база исследования и методика работы автора с источниками (устными, архивными, периодической печатью).

Во второй главе на основе анализа записанных автором в пензенских селениях народных песен и других источников характеризуется традиционная музыкальная культура русской деревне в рассматриваемый период. В первом параграфе дается развернутая характеристика памятников музыкально-поэтического творчества крестьян Пензенской области. На основе материалов историко-этнографических экспедиций автора анализируются более 600 народных песен, их жанр, содержание, исполнители, районы, в которых они исполняются. Во втором параграфе характеризуется текст и форма исполнения собранных автором диссертации 128 песен с точки зрения жанра и конкретно-исторического содержания. В третьем параграфе на основе анализа песен, записанных автором в 10 селениях Пензенской области, характеризуются стилевые особенности исполнения фольклора в каждом конкретном селе, объясняются их этнические и исторические предпосылки, указываются их общие черты и особенности по сравнению с фольклором других регионов России.

В третьей главе дается всесторонний анализ традиционной одежды русских крестьян Пензенской области в середине XIX - начале XX вв. В первом параграфе речь идет об историко-этнографических предпосылках формирования пензенского народного костюма. Во втором параграфе анализируется традиционная русская одежда Пензенского края. В третьем параграфе дается сравнительный анализ русского народного костюма Пензенской области с традиционной одеждой руссих крестьян других регионов России.

В заключении представлены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие актуальность и новизну сформулированной проблемы, научную результативность проведенного анализа.

Результаты проведенного исследования были представлены автором на двух всероссийских научно-практических конференциях («Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века» (Москва, 1998 г.), (Самара, 2003 г.) и двух межвузовских (IV и V лебедевских чтениях, Пенза, 2003, 2004 гг.). Кроме того, апробация исследования проводилась в рамках методологического семинара кафедры отечественной истории и методики преподавания истории Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского, проводившегося на базе экспериментальной площадки кафедры «Моя Малая Родина» в Степановской средней школе Бессоновского района Пензенской области.

Основные положения диссертации отражены в авторском проекте «Изучение, сохранение и развитие традиционной культуры Среднего По волжья», поддержанном на Федеральном конкурсе социальных проектов

«Социальный форум 2004 г.» (г. Пермь), изложены в пяти публикациях.

Теоретические и методологические основы исследования. Историография

Теоретической основой для изучения истории традиционной культуры русской деревни Пензенской области послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей в области изучения российского крестьянства и российской культуры1.

Под «традиционной крестьянской культурой» понимается все материальное и духовное культурное наследие, которое передается предшествующим поколением последующему в семейно-бытовой и производственной практике устно и посредством примера2. Она характерна для доиндустри-альных обществ, где крестьянство является основным классом, носителем народных традиций, сформировавшихся в процессе генезиса государства и этногенеза проживавших на его территории народов. Традиционная культура разрушается и изменяется под влиянием рыночной, индустриальной модернизации, оставаясь в то же время важным атрибутом современного общества.

Традиционная культура русской деревни является зеркальным отражением повседневной жизни традиционного крестьянского общества, его эволюции в процессе модернизации России, протекавшей с середины XIX века и на протяжении всего XX века. В связи с этим изучение народной культуры имеет огромное значение с точки зрения изучения конкретно-исторического развития российской деревни и российского государства, а также истории культуры России в целом.

Методология данного исследования базируется на основополагающих принципах исторической науки: объективности, историзме, комплексности и системности, сочетание которых позволяет создать целостную картину культурной жизни русской деревни в рассматриваемый период, определить ее региональные особенности и общие черты с традиционной культурой русских крестьян других регионов России.

В историографии проблемы тематически и хронологически можно выделить несколько групп исследователей. Во-первых, это работы отечественных и зарубежных историков-аграрников, разработавших основные аспекты жизнедеятельности традиционного крестьянского общества, без знания которых невозможно понять крестьянскую культуру и образ жизни. Среди них следует отметить публикации представителей крестьяноведческого направления в современной аграрной историографии1. В них показана взаимообусловленность крестьянской экономики и традиционной культуры деревни, исследована проблема влияния на этот процесс капиталистической модернизации России, политики Советского государства. Учеными сделан вывод

0 раскрестьянивании российской деревни в советский период, разрушении в годы коллективизации и последующих десятилетий традиционного крестьянского общества, активной деятельности коммунистического режима по формированию в советской деревне нового «социалистического образа жизни» и «социалистической культуры»2. В то же время они указали на проч ность традиций доколхозной деревни в повседневной жизни советского крестьянства, несмотря на все усилия государства по насаждению новых1.

Особый интерес представляют работы, посвященные истории отдельных селений, в которых большое внимание уделялось авторами народной культуре. Изучение крестьянского быта и народной культуры на примере конкретных селений началось в XIX веке. «История села Горюхина» А.С. Пушкина стала одной из первых таких работ . Целенаправленное изучение истории селений и проблем, связанных с крестьянством, в том числе народной культурой, активизировалось в последней четверти XIX века. Составленные научными обществами программы по сбору сведений о сельской жизни позволили ученым собрать информацию о природно-климатических условиях крестьянской жизни, нравственно-этическом мире крестьян3. Наибольших успехов в этом деле добились Вольное Экономическое, Русское Географическое общества, Общество археологии, истории и этнографии и Этнографическое бюро В.Н. Тенишева.

Краткие очерки истории сел, содержащие сведения о культуре и быте крестьянства, активно публиковала светская и церковная губернская печать. В частности «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенские епархиальные ведомости» содержат богатый материал на эту тему4. При этом особый интерес представляют факты о религиозно-нравственном состоянии народа1, анализ лингвистических аспектов (говоров, диалектов), обычаев и обрядов прихожан2.

Высокосодержательными исследованиями крестьянского мира дореволюционной деревни стали работы земских деятелей. Среди них следует осо-бо выделить монографию А.И. Шингарева о селах Воронежского уезда .

«Золотым веком» отечественного краеведения стали 1920-е годы. В это время появляются замечательные работы краеведов, посвященные истории селений (A.M. Большакова, Я.А. Яковлева, А. Гагарина, Г. Дементьева, Я. Феноменова и др.)4. О фундаментальности трудов по истории селений 1920-х годов говорит их богатое содержание, широта затронутых проблем, среди которых были и вопросы народной культуры.

Музыкально-поэтическое наследие русской деревни

Музыкально-поэтическое наследие русской деревни сохраняется во многих районах Пензенской области, где в отдельных селениях их живым воплощением являются народные самородки - певуньи и плясуньи, знатоки обрядов и вековых традиций. В их самодеятельном песенном творчестве доходит до современников все многообразие и красота традиционной народной культуры. Они - живые носители ее, бесценное достояние. Поэтому представляется целесообразным охарактеризовать основные центры русской традиционной культуры в Пензенской области, сохраняющие ее традиции и пропагандирующие их в широкие массы населения. Этому и посвящен данный параграф диссертации. В нем анализируются русские фольклорные ансамбли Пензенской области, изученные и записанные автором диссертации.

Итак, песенным районом Пензенской области является Городищенский район. Такие села, как Канаевка, Юлово, Чаадаевка, славятся своими постоянно действующими фольклорными коллективами, бережно сохраняющими местную певческую культуру.

Канаевской и Юловский фольклорные ансамбли известны в Пензе и за ее пределами. Они неоднократно выступали в Москве на ВДНХ и в Союзе композиторов СССР.

Одним из центров музыкальной народной культуры в Городищенском районе является село Канаевка1. Оно расположено в самом центре Пензенской области, в Пятиречье, где впадает в реку Суру Ишимка, Канаевка, Кру-кол и Шнаевка. Это большое русское село Канаевка, славившееся своими песнями, танцами, старинными традициями и обычаями, народными про мыслами и костюмами. Канаевка - неисчерпаемый родник традиционной народной культуры, заповедник неповторимый по красоте древних и вечно молодых песен.

В разное время фольклористами и этнографами со всей России в Кана-евке было записано более 500 образцов песенной и музыкальной традиции, сотни задиристых, озорных частушек, пословиц и поговорок, сказок, преданий и легенд. Ни в одном из окрестных сел не поются так, как в Канаевке, раскидистые протяжные - по-местному «долгие» песни. Да и вообще многие из них («Как у нас ли, братцы, во садочке», «Ты ной-ка, не ной, серде-чушко», «Куда ветер сильный ни повянет», «Все-то ноченьки я просиживала», «Уж ты, дума, дума крепкая») (см. том 2, приложения № 1 - 2) не встречаются в Пензенской области.

Самобытность канаевской традиционной культуры объясняется многими причинами и, прежде всего, историческими.

Село Канаевка, или Рождественские, было основано на рубеже XVII-XVIII столетий, заселялось переселенцами из различных губерний Московского государства. Согласно местным преданиям первыми начали обживать здешние места московские стрельцы, постоянно сеявшие смуту в первопрестольной («В первую очередь переселяли сюда ненадежных, тех, кто там был не нужен хозяевам»). Его возникновение относиться ко второй половине XVII в., в связи с началом возведения оборонительного городка для укрепления юга - восточных окраин Русского государства в Сурском крае от вторжения «ногайских и крымских ордынцев»1.

Часть канаевских угодий заполучил подмосковный Савво-Старожевский монастырь, переводивший на новые земли своих крестьян из Звенигородского уезда Московии. Поблизости от стрельцов и монастырских крестьян построили свои поместья сразу несколько помещиков - дворян, имевших вотчины в Рязанской Мещере.

Таким образом, первыми гражданскими поселенцами после ратных людей были монастырские крестьяне-пошехонцы и мещерцы Савво— Сторожевского монастыря.

Старожил села Канаевка СВ. Алексакин (1913 г.р.) вспоминал: «Основал село Канаевка барин Савва Звенигородский из Подмосковья. Были у него поместья в Тверской губернии и Мещерском крае... Помещик переселил сюда людей с Пошехонья (Подмосковья) и мещеряков (выходцев с Рязанской земли). Мещеряки говорили: «ня знай», «тады», «вусейкась» - недавно, «горе-тось»- не больно надо).

Поскольку рязанцы («мещеря») были крепостными, то между ними и москвитянами (стрельцами и монастырскими), считавшимися вольными, длительное время особо тесных контактов не было. Между собой пошехонцы и мещеряки мало общались. А проще сказать, враждовали. У них были разные поля, луга, леса, и свадьбы играли отдельно. Даже обувь и пуговицы были у каждых свои.

Носили они малахаи (бараньи шапки), женщины набойные шубы (овчиной во внутрь), зипуны, женские понитки из шерстяной ткани, присборенные сзади. После постройки железной дороги, стали ходить в отход на заработки. Зимой стали заезжать портные и сапожники шить одежду и обувь(своих не было).

Сближение началось после отмены крепостного права - «Со свадеб и престольных праздников». А через 50 лет, а может быть, и больше, только полюбились, и стали единым селом Канаевка. Ни мещер, ни пошехонцев»1.

Таким образом, именно благодаря особенностям исторического развития села все три группы канаевских переселенцев сумели сохранить до наших дней особенности своих музыкально-певческих традиций, хотя и в своеобразном, сложном переплетении различных стилей народного исполнительского искусства.

Большое внимание на канаевскую манеру пения оказала мужская воинская песенная культура московских стрельцов. Их песни, размашистые, раздольные, резко отличаются от затейливых, витиеватых, порой низковатых, распевов переселенцев - мещеряков.

Историко-этнографические предпосылки формирования пензенского народного костюма

Русский народный костюм-памятник материальной и духовной культуры России. Эстетическая природа русского народного костюма. Его многофункциональность. Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является уникальным памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи.

Вскрыть пласт исторических процессов, влияющих на традиционное народное искусство, раскрыть философию этнических корней народного костюма - такая идея интересует специалистов по костюму во всем мире. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненых стекляшек и др.1

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствующим типом лица и фигуры местных жителей», имела оберегаемое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках1.

Эстетический характер воздействия костюма на человека - зрительный. Поэтому, прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека - делать его красивым. Далеко не каждый крестьянский костюм можно назвать шедевром. Только тот образец русского народного костюма относится к шедеврам, в котором наблюдается органичное единство рационального и эмоционального, всех факторов художественной выразительности, превращающее костюм в концепцию красоты, в воплощение народного представления о прекрасном.

Поэтому основная функция костюма - эстетическая. Кроме того, эстетическая функция образует общую структуру с эротической функцией и часто как бы скрывает эту последнюю, та и другая функции направлены на одно и то же - привлечь внимание. Народная одежда формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преобразует, творит его.

Народность крестьянского костюма объясняется тем, что он является феноменом практической и духовной деятельности народа, выражением его интересов и потребностей, стереотипов воспитания и мышления, ценностей и эмоциональных структур. Традицию русского народного костюма можно рассматривать через систему соотношений таких понятий, как коллективное и индивидуальное, родовое и социальное, национальное и иноэтническое, общечеловеческое.

Коллективность — эстетическая категория, характеризующая мировоззрение крестьянства, структуру и принцип его художественного творчества, определяющая отбором, проверкой времени. В целом народный костюм концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных, исторически сложившихся представлений. Чем самобытнее национальное видение, тем больше оно несет в себе неповторимой общезначимой информации и опыта отношений. Историко-этнографические предпосылки формирования Пензенского народного костюма связаны с процессом русской колонизации края, его социально-экономическим и культурным развитием, а также географическим расположением.

Пензенская область расположена в Среднем Поволжье. На севере граница проходит с Рязанской областью и Республикой Мордовия, на востоке с Ульяновской, на юге - с Саратовской и на западе - с Тамбовской областями. С давних пор на сравнительно небольшой территории в тесном соседстве проживали Угры (мордва, мещера, буртасы), славяне (вятичи, кривичи), волжские булгары (казанские татары и татары - мишаре). Взаимовлияние их культур, процесс русской колонизации региона предопределили художественное содержание народной одежды.

Художественная народная культура Пензенской области является частью историко-этнографической культуры России, коллекции крестьянской одежды которой хранятся в лучший музеях России: В Государственном музее этнографии народов России в Санкт-Петербурге, Троицо-Сергеевском историко-этнографическом музее-заповеднике. На территории Пензенской области отчетливо выделяется бытование двух комплексов русского народного костюма сарафанного и поневного.

На северо-западе Пензенской губернии, в Земетчинском районе (в селах Сядемка, Вяземка, Ушинка, Большая и Малая Ижмора, Красная Дубрава), в селе Пустынка Пензенского района, в селе Мещерское Сердобского района, был распространен поневный комплекс.

Похожие диссертации на Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. (На материалах Пензенской области)