Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Секотова Елена Владимировна

Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв.
<
Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Секотова Елена Владимировна. Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Секотова Елена Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2008. - 198 с. РГБ ОД, 61:08-24/23

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ 17

1.1. Музыкальная критика как феномен культуры России 18

1.2. Социокультурные детерминанты становления музыкально-педагогических воззрений музыкальных критиков 46

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ 75

2.1. Культурно-просветительская доминанта в деятельности музыкальных критиков 76

2.2. Антиномия профессионального музыкального образования: Россия-Запад 91

2.3. Научно-педагогические идеи в музыкальной критике 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 162

ПРИЛОЖЕНИЯ 186

Введение к работе

Аісгуальность темы исследования. Сегодня приобретает особую значимость возрождение лучших музыкально-педагогических традиций, формирование и развитие которых относится в России к середине XIX -началу XX вв - времени подъема во всех областях научного знания и культуры В музыкальной жизни этого периода активизируется концертная деятельность и исполнительство, расцветает творчество национальных композиторов, открываются первые консерватории Подобный «всплеск музыки» детерминировал инициативу музыкально-критической мысли, которая составила духовную летопись в историко-культурном процессе страны, в том числе, и его музыкально-педагогической компоненты

Музыкальная критика - это яркое, самобытное явление в России Наряду с В Ф Одоевским, А Н Серовым, В В Стасовым, в этот период появляются новые имена - Н Д Кашкин, Ц А Кюи, Г А Ларош, П П Сокальский, А С Фаминцын, А Л Элькан и др Их выступления в печати затрагивали многообразные явтения музыкальной деятельности Помимо глубоких музыкальных знаний, способности к логическому анализу, объективности суждений, основными критериями качества деятельности музыкального критика рассматриваемого периода явились «развитый вкус, нежнейшее артистическое чутье и сочувствие современному движению искусства»1

Музыкальная критика, выступив своего рода носителем и транслятором культурно-музыкальной информации, проявила себя единовременно в двух измерениях и как журналистика (по форме), и как музыкальная наука (по содержанию) В рассматриваемый период, совпадающий с моментом зарождения профессионального музыкального образования в России, усилилась социально-культурная миссия критики, отразившись как на системе подготовки специалистов в области музыкальной практики (специальное образование), так и на «окультуривании» самых разных социальных групп населения

В то время как отдельные педагогические принципы многих композиторов и педагогов-музыкантов неоднократно подвергались подробному анализу, вклад музыкальных критиков в область музыкального образования остается и сегодня на периферии научных изысканий Причина, на наш взгляд, в том, что музыкально-критическая мысль долгое время оставалась объектом исследования исключительно музыкознания, не ставившего своей целью освещение проблем музыкального образования Подобная традиция восприятия музыкальной критики сужает ее культурно-образовательную функцию, не давая возможности выявить подлинную ценность отечественной музыкально-критической мысли во всей полноте Между тем, музыкально-критическое наследие позволяет анализировать педагогические идеи мыслителей-музыкантов, причем как в содержании профессионального музыкального образования, так и в области развития массового музыкального просвещения

1 Серов А Н К читателям / А Н Серов//Избранные статьи -T 2 -М Музгиз, 1957 -С 218

В рамках междисциплинарного дискурса появилась возможность всестороннего анализа трудов музыкальных критиков и в русле музыкального образования (с позиций историко-культурологического измерения), что позволило отыскать новые грани их воззрений В связи с этим оказывается востребованной научная актуализация теоретического наследия как корифеев (В Ф Одоевский, А Н Серов, В В Стасов), так и менее известных представителей музыкально-критической мысли исследуемого периода (Ц А Кюи, Г А Ларош), внесших значимый вклад в становление и развитие отечественного музыкального образования

Степень научной разработанности проблемы.

Историографический материал, направленный на изучение наследия выше обозначенных музыкальных критиков, систематизируется нами в соответствии с поэтапным ракурсом

Первый этап анализа литературы (середина XIX - начало XX вв) в целом совпадает с жизнью и деятельностью названных музыкальных критиков В эти годы, в связи с развитием музыкальной науки, впервые издаются специальные сборники статей ведущих представителей музыкально-критической мысли, опубликованные ранее на страницах различных столичных журналов2 Подобные сборники предварялись вступительными комментариями, биографическими очерками и др, что свидетельствует об интересе к персоналиям музыкальных критиков, о первых опытах осмысления их деятельности Особо выделим сборники трудов Г А Лароша, поскольку представленные в них статьи, как по общим музыкально-образовательным проблемам, так и более конкретно - по методике преподавания теории и истории музыки - в последствии не переиздавались («Мысли о музыкальном образовании в России», «Исторический метод преподавания теории музыки», «Мысли о системе гармонии и ее применения к музыкальной педагогике» и др)

В начале XX века появляются первые труды обобщающего характера, в которых рассматривается история русской музыки и музыкального образования, а также проявляется интерес и к персоналиям музыкальных критиков, к эпизодам их творческих биографий Наиболее показательны в этом плане исследования Н Д Кашкина3

При сравнительной скромности библиографии начального этапа изучения наследия музыкальных критиков, он представляется весьма важным С одной стороны, этот этап свидетельствует о понимании уже современниками значимости деятельности музыкальных критиков в истории российской культуры, с другой, именно первому этапу мы обязаны значительной фактологической базой, на основе которой наметилась дальнейшая систематизация их публицистической и научной деятельности

2 Серое А II Критические статьи - В 4 т - СПб 1892 - 1895, Стасов В В Собрание сочинений - В 3 т СПб, 1894, Кюи Ц А Музыкалыю-кригические статьи -По, 1918, Ларош ГА Музыкально-критические статьи -Спб, 1894,ЛарошГА Собрание музыкально-критических статей -В2т -М 1913- 1924 идр Кашкин Н Д Воспоминания о Г А Лароше //ГА Ларош Собрание музыкально-критичесьих статей В 3 т Т 1 - М Типо-литография т-ва И Н Кушнерсв и К, 1913 - С XXXVI - XLI1, Он же Музыка и музыкальная паука // Русская воля - 1917 -№10 - Стб 144-160идр

Второй лпап (1920 - 1980 гг) изучения источников связан со становлением методологических основ отечественной музыкальной критики (Б В Асафьев, Е Ф Бронфин, Р О Груббер, А В Луначарский, А Н Сохор, Т В Чередниченко и др ) Активизировался исследовательский интерес к персоналиям музыкальных критиков, обсуждались их идеи в сфере музыкального образования В эти годы были написаны первые диссертации, в которых предпринята попытка проблемного анализа наследия музыкальных критиков'*

Наиболее глубокий аналитический труд комплексного характера принадлежит Ю А Кремлеву5 Рассматривая процесс становления и развития музыкально-критической мысли как целостный историко-культурный феномен, автор посвящает отдельные главы конкретным персоналиям мыслителей о музыке, косвенно затрагивая и их взгляды на музыкальное образование

В рамках изучения общих проблем истории культуры музыкальная критика рассматривалась в работах Б М Бернштейна, М С Кагана, Ю В Келдыша, Г М Когана, Т Н Ливановой, М А Овчинникова, А М Ступеля и др Анализ данной литературы свидетельствует об идеологической детерминированности оценок музыкально-критической мысли, что препятствовало ее полноценному осмыслению с позиций научной объективности Однако именно в это время стимулируются дальнейшие научные поиски в этом направлении отечественные исследователи ввели в научный оборот новые фактологические данные, связанные с деятельностью отечественных музыкальных критиков, с этапами их биографии и творческого пути и показали влияние музыкально-критической мысли на развитие культуры России

Третий (современный) этап начинается с 1990-х годов В ряде трудов по проблемам искусствоведения, истории культуры, музыковедения, педагогики, эстетики исследователи обращаются к феномену музыкальной критики и воззрениям отдельных ее персоналий (Л В Ильина, Т Е Курышева, Г С Лапшина, Г А Праслова, А В Украинская и др)

В связи с темой данного исследования приобретают также значимость работы, освещающие проблемы музыкального образования в различных аспектах истории общего и профессионального музыкального образования (В И Адищев, С И Дорошенко, А Г Масловский, И И Мисаилова, Е В Николаева, Е Н Федорович и др), культурологического подхода (Е Я Александрова, О В Гусева, Л А Рапацкая, О Д Щекочихина и др), соотношения национальных и западноевропейских традиций (Л В Ильина, Д Г Ломтев, Л Г Сухова, А П Юдин и др), современного состояния музыкального образования и перспективы его развития (А С Базиков, В И Горлинский, Н А Миронова и др)

4 Зиниуров ФА Эстетические воззрения В В Стасова Дис канд филос наук -М, 1953 - 157 с, Смирнова И А. Эстетичеидас принципы АН Серова - критика Дис канд филос наук. - М , 1953 - 223 с, Шунпер Д С Эстетические воззрения Г А Лароша Дис канд филос наук - М , 1950 - 148 с и лр

Кремлев Ю А Русская мысль о музыке Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке В 3 т / Ю А Кремлев - Л Гос муз изд-во, 1954-1960 - T 1 - 1954 - 288 с , - Т 2 - 1958 - 614 с -Т 3 -1960 -368с

Тем не менее, в науке еще не сложилось представление о музыкальной критике как об историко-культурном феномене, оказавшем значительное влияние на динамику музыкально-образовательных процессов в России середины XIX - начала XX века, в то же время педагої ические идеи указанных мыслителей интересны как с точки зрения особой значимости в наследии российских критиков рассматриваемой эпохи, так и в плане их культурного «звучания» в контексте современных реалий музыкального образования России

Хронологические рамки исследования (середина XIX - начало XX вв) захватывают исторический период в культуре России, соответствующий активизации отечественной критической мысли в области музыкального образования Он определен и общим обновлением всего социокультурного пространства, в том числе, музыкально-педагогической составляющей

Гипотеза научного исследования основывается на том, что социокультурная востребованность в музыке как неотъемлемой части духовного мироошущения россиян и, как следствие, в профессиональном музыкальном образовании и массовом музыкальном просвещении в России середины XIX - начала XX вв значительно возрастала благодаря влиянию культурно-педагогического потенциала ведущих представителей отечественной музыкально-критической мысли этого периода Научно-педагогическое наследие отечественных музыкальных критиков рассматриваемого периода послужило импульсом для дальнейшего формирования профессионального музыкального образования в России

Объектом исследования выступает музыкальная культура России середины XIX - начала XX вв

Предметом исследования являются музыкально-педагогические воззрения российских музыкальных критиков

Цель исследования - раскрыть культурно-педагогический потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв

Цель исследования обусловила следующие задачи.

- теоретически обосновать применение комплексной методологии к
изучению педагогических идей музыкальных критиков, уточнить
понятийный аппарат исследуемой проблемы,

определить социокультурное пространство, детерминировавшее взгляды музыкальных критиков в области музыкального образования,

проанализировать характер взаимодействия и взаимовлияния музыкальной критики и музыкального образования как явлений культуры,

выделить, научно осмыслить и обобщить идеи музыкальных критиков в контексте музыкально-образовательных проблем,

охарактеризовать музыкально-критическую мысль как фактор музыкального просвещения общества в культуре России середины XIX -начала XX в в ,

- выявить труды учебно-методического характера в наследии критиков и определить их влияние на совершенствование содержания профессионального музыкального образования исследуемого периода,

Теоретико-методологические основания работы. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер Его методолоиія выстраивается под влиянием массива фундаментальных трудов в области культурологии, философии, музыковедения, эстетики, истории культуры и образования (Б В Асафьев, Е Я Александрова, Н И Воронина, А А Гагаев, Ш И Ганелин, О В Гусева, Б С Ерасов, Г Е Жураковский, С Н Иконникова, М С Каган, Н И Киященко, И В Кондаков, Ю В Келдыш, Н Б Крылова, Н Н Кузьмин, Д С Лихачев, Ю М. Лотман, Ф Г Паначин и др), истории и философии образования (М В Богуславский, П А Гагаев, Г Б Корнетов, Е Г Осовский, 3 И Равкин и др), истории музыкального образования (С И Дорошенко, Н А Миронова, Е В Николаева и др), искусствоведения (Е Ф Бронфин, Н И Бояркин, М А Овчинников и др)

Раскрытие культурно-педагогического потенциала музыкально-критической мысли России середины XIX - начала XX века потребовало применения комплексной методологии с привлечением социокультурного, аксиологического, цивилизационного, парадигмального подходов Центральным же выступает культурологический подход В его основе лежит совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ разнообразных сфер социокультурной жизни, в том числе музыкального образования, через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как «культура», «культурное наследие», «культурная деятельность» и др В ракурсе данного подхода автор выстраивает стержневую идею исследования, доказывая динамическую сопряженность музыкально-критического наследия и музыкального образования как явлений культуры Культурологический подход изменяет представление о базовых ценностях музыкального образования как исключительно информационно-знаниевых, расширяя культурные основы и содержание музыкального обучения и воспитания

Методологическое основание исследования дополнялось рядом методов: интегративный метод, создающий возможность применять данные из различных областей гуманитарного знания, направленных на решение задач настоящего исследования, метод реконструкции, позволяющий выявить и восстановить педагогические воззрения, имплицитно заложенные в наследии музыкальных критиков, биографический метод, обеспечивающий персонифицированный характер изучения музыкально-критической мысли, метод интерпретации, позволяющий находить новые смыслы в теоретическом наследии музыкальных критиков

Источниковой базой исследования послужили труды выдающихся российских музыкальных критиков середины XIX - начала XX века (В Ф Одоевского, А Н Серова, В В Стасова, Г А Лароша, Ц А Кюи), материалы периодической печати рассматриваемого периода, официальные документы эпохи в области культуры и музыкального образования,

материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы В работе впервые в культурологическом ракурсе реконструированы материалы, характеризующие идеи отечественных музыкальных критиков в области музыкального образования, которые до настоящего времени не были объектом научного анализа, представлены модели музыкального образования в России рассматриваемого периода, в выдвижении которых инициативное участие принимали музыкальные критики, с применением комплексной методологии выявлен культурно-педагогический потенциал научных разработок в трудах музыкальных критиков, многие из которых стали базовыми в содержании музыкального образования

Положения, выносимые на защиту:

  1. Музыкально-критическая мысль стала результатом и в то же время действенным компонентом обновления социокультурного пространства России рассматриваемого периода. Музыкальная критика «встроена» в контекст музыкально-культурной среды, играет активную роль в процессе взаимодействия с ее различными элементами, в том числе, с музыкальным образованием, существенно влияя на его совершенствование

  2. Отечественная музыкальная критика середины XIX - начала XX вв -значимая часть культурного пространства, в контексте которой задавались и формировались специфические атрибуты музыкально-образовательного процесса, сопряженные с ее требованиями и критериями в отношении к педагогической практике, свойственными ей традициями и новаторскими исканиями в обозначенный период Педагогические идеи музыкальных критиков формировались под воздействием комплекса макрофакторов (демократизация российского общества, общий подъем науки, культуры и образования) и микрофакторов (мысли о музыке предыдущего поколения «критиков-дилетантов», расширение сети музыкальных печатных изданий, активизация концертной деятельности, организация новых моделей музыкального образования, выступивших альтернативой получения музыкальных навыков в рамках домашнего и общего образования)

3 Музыкальная критика изучаемого периода представлена двумя
основными типами «идеологическим», ориентированным на магистральную
идею «кучкизма» (Ц А Кюи, В В Стасов) и «субъективным» - независимым
от общих направлений, отличающимся повышенным вниманием к
детализации (Г А Ларош, В Ф Одоевский, А Н Серов) Выработка
целостной системы взглядов осложнялась дискуссиями среди критиков,
принадлежащих к тождественным типам Музыкально-критическая мысль
отличалась многофункциональностью, выступая а) в качестве приоритетной
музыкальной силы для решения наиболее актуальных проблем национальной
музыкальной культуры, б) своеобразным творческим цензором,
способствовавшим профессиональному совершенствованию музыкантов
(композиторов, исполнителей, педагогов), в) «транслятором» музыкальных
ценностей для широкой аудитории Среди прочих обсуждались проблемы

профессионального музыкального образования и массового музыкального просвещения

  1. Антиномия профессионализации музыкального образования, проявившаяся на уровне культурно-педагогического дискурса ведущих представителей музыкально-критической мысли, формировалась в зоне пересечения двух противоположных культурфилософских традиций Часть музыкальных критиков (Г А Ларош, В Ф Одоевский), ориентированная на западноевропейские модели образования, поддерживала систематизированное музыкальное образование, как социальный институт, нормативно вводящий музыканта в мир профессии, регламентирующий и унифицирующий его профессиональное становление (музыкальные училища, консерватории) Другое направление, отстаивая поиск национально-самобытного пути в сфере профессионального музыкального образования, наиболее приемлемым считало принцип самообразования музыкантов, реализация которого предполагалась либо в рамках творческих музыкальных содружеств (В В Стасов, Ц А Кюи), либо в качестве самостоятельного постижения теоретических основ музыки и исполнительства (А Н Серов)

  2. Культурно-образовательный потенциал музыкально-критической мысли содержит ряд актуальных идей а) национальная направленность музыкального образования, превалирование духовно-нравственного аспекта над технической виртуозностью, самообразование музыканта, б) обогащение содержания профессионального музыкального образования исторический подход при освоении теоретических дисциплин (гармонии, теории музыки, полифонии), метод детального анализа музыкальных произведений, изучение творчества как зарубежных, так и отечественных композиторов, «художественный» эталон исполнительского мастерства (вокального и инструментального) и др, в) общедоступность музыкального образования Воззрения музыкальных критиков явились толчком для дальнейшей разработки различных направлений в изучении музыкальных дисциплин, сохранив свою ценность в музыкальном образовании и сегодня

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования углубляют и систематизируют научные представления о музыкальной критике, раскрывая степень ее влияния на музыкальное просвещение, становление и развитие системы музыкального образования в культуре России указанного периода исследование вносит вклад в разработку понятийно-терминологического аппарата культурологии и истории образования, акцентируя внимание на педагогических воззрениях музыкантов-исследователей Материалы и выводы диссертации могут обогатить соответствующие разделы вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, истории музыкального образования, истории русской музыки, художественной критики и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы были изложены в публикациях и выступлениях на международной (Пенза, 2007,), всероссийских (Москва, 2006, Пенза, 2006, Саранск, 2003, 2006, 2007, 2008, Чебоксары, 2007) и региональных (Саранск, 2001, 2002, 2006,2007) научных и научно-практических конференциях

Структура и объем диссертации. Содержание диссертации изложено на 198 страницах, состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 261 наименование, и двух приложений

Музыкальная критика как феномен культуры России

Целью данного параграфа является рассмотрение музыкальной критики как яркого самобытного явления в историко-культурном пространстве России середины XIX - начала XX вв. В этой связи целесообразно, на наш взгляд, представить терминологический аппарат настоящей работы, который, став инструментальной основой изучаемой проблемы, сможет способствовать представлению музыкальной критики и музьжального образования не только с позиций музыковедения и музыкальной педагогики, соответственно, а в принципиально ином - историко-культурном -контексте как неотъемлемых элементов культуры, взаимосвязанных друг с другом. Поэтому начальным этапом исследования является построение методологической базы, адекватной стержневой идее исследования, базирующейся на признании динамической сопряжённости музыкально-критического наследия и музыкального образования. К тому же, понятийно-смысловой аспект становится необходимым, поскольку в современной науке стало общепризнанным, что именно терминология является основой концепции исследования (К. О. Поппер).

Педагогические идеи музыкальных критиков охватывают большой пласт проблем, связанных как непосредственно с музыкальным образованием (формами, структурой, содержанием и т. д.), так и музыкальной культурой в целом (воспитание музыкального вкуса аудитории). В контексте проблем нашего исследования следует выделить и попытаться осмыслить во взаимодействии такие понятийно-смысловые категории как критика, музыкальная критика, музыкальное образование, музыкальная культура, музыкальное воспитание, музыкальное просвещение.

Критика в научном толковании представляет собой оценочное суждение, возникающее в итоге всестороннего изучения и анализа рассматриваемого явления. Классическое по глубине и всеохватности определение сущности критики лаконично сформулировал еще А. С. Пушкин: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы» [Цит. по: 15, с. 10]. В 1858 г. А. Н. Серов сформулировал понятие «критика» в кратком афоризме: «Критика, как само искусство, есть служение правде и красоте» [194, с. 211].

Среди многочисленных определений музыкальной критики наиболее четким, по нашему мнению, является понятие, предложенное музыковедом Е. Ф. Бронфин. Музыкальную критику, как разновидность литературно-художественной критики, она рассматривает в двух ракурсах: широком (общем) и узком (специальном). Под широким толкованием понимается критическое рассмотрение в любой исследовательской работе анализируемых в ней явлений. «Если научный труд, - пишет Е. Ф. Бронфин, - лишен критического, а, следовательно, оценочного фактора, он превращается в более или менее стройное собрание наблюдений и фактов, часто само по себе весьма полезное, но лишенное обобщений и выводов, а потому не имеющее подлинно научного значения» [16, с. 15]. В узком понимании музыкальная критика - это анализ и оценка текущей музыкальной жизни во всем многообразии ее проявлений, то есть особая отрасль музыкальной науки (музыкознания). При этом важно учитывать их принципиальное различие: «музыковедение обращается к профессионалам и высокопросвещенным любителям, тогда как критика - ко всем интересующимся музыкальным искусством» [16, с. 16]. Сходной позиции придерживаются и другие современные музыканты-исследователи, которые рассматривают критику как «прикладное музыковедение» [69, с. 160].

Приведённая трактовка достаточна для изучения музыкальной критики с позиций музыковедения. Однако основная проблема нашего исследования определяет интерес к более широкому пониманию музыкальной критики, при котором музыкально-критическое наследие и образование, являясь важнейшими компонентами музыкальной культуры, рассматриваются во взаимодействии и взаимовлиянии.

Е. Ф. Бронфин, отмечает, что музыкальная критика тесно связана с такими областями, как педагогика, музыкально-эстетическое воспитание и музыкальное образование. «Задача музыкальной критики - пропаганда музыки и, следовательно, воспитание слушателей, формирование их музыкального вкуса и культуры. ... В этом плане критика может стать силой, организующей и обобщающей общественную музыкальную жизнь, оказывающей влияние на репертуар оперных театров и концертных организаций ... и, вообще, на работу различных музыкальных учреждений» [15, с. 37]. Следует вспомнить здесь и высказывание А. Н. Серова: «Искусство только тогда может процветать, когда для него подготовлена почва, а почва эта подготовляется большим и большим пониманьем, сочувствием, образованностью вкуса ... Не всем быть художниками - но любить и понимать искусство (не в одинаковой степени, конечно) могут и должны все [выделено А. Н. Серовым]» [207, с. 294].

Подобный ракурс приобретает для нас принципиальную важность. Однако, несмотря на верность данных суждений, они оказываются в определенной степени «голословными», неаргументированными. Для того чтобы наиболее полно раскрыть культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв., глубже понять истинное взаимодействие музыкальной критики и музыкального образования, нам необходимо рассмотреть такие смысловые категории, как музыкальное образование и музыкальная культура.

Социокультурные детерминанты становления музыкально-педагогических воззрений музыкальных критиков

Становление и развитие музыкально-педагогических воззрений в культурном хронотопе России середины XIX - начала XX вв. было детерминировано обновлением всего социокультурного пространства, глобальной демократизацией российского общества. В качестве первостепенных предпосылок формирования музыкально-педагогического знания в обозначенный период выступают условия взаимодействия общества и культуры, развитие и дифференциация отечественного научного знания. Следовательно, изучение музыкально-педагогических воззрений в наследии российских музыкальных критиков исследуемой эпохи не позволяет рассматривать их изолированно от общего социокультурного контекста. Крайняя его сложность предопределена прежде всего историко-политической обстановкой России того периода.

Признавая неразрывную связь творца с породившей его эпохой, Г. А. Ларош писал: «Поэт есть дитя своего времени и если он не должен бросаться в омут борющихся партий, если он не должен увлекаться меняющимися интересами и спорами, то с другой стороны, ему трудно удержаться на точке безучастного и неподвижного квиетизма (безразличия), мимо которого мчались бы учения, верования, заблуждения, радости и страдания эпохи» [86, В. 1, с. 9-10]. О роли человека искусства как духовного выразителя идей своего времени размышляет А. Н. Серов: «...ни один художник, как бы велик он ни был, не может не подчиниться духу своего времени, не может не быть вернейшим его выражением» [194, с. 212].

Середина XIX в. вошла в историю российской общественной мысли как пора больших надежд, творческих поисков и динамичных перемен, плодотворно сказавшихся на продуцировании идей в различных областях научного знания и культуры. Вопросы, ставшие актуальными для русской культуры того времени, сохраняют свою ценность и сегодня, они находятся в центре культурфилософских размышлений современности. К этому периоду относится становление российской интеллигенции и национальных образовательных систем. Процессы обновления коснулись практически всех сторон жизни общества, в том числе и различных сфер образования.

«Эпоха великих реформ» 1860-х гг. охватила три основных сферы: социально-экономическую, политическую, культурно-образовательную. Все эти процессы постепенно изменяли не только социальную структуру страны, ее общественный быт и ее культурный облик, но и вели к потребности в активной личности во всех областях знания.

В этот период Россия представляла собой огромную империю с довольно сложной общественной стратификацией. Сопричастны культуре оставались представители «дворянского авангарда», которые являлись не только пассивными потребителями, но и создателями культурных ценностей. Это тот «тонкий слой образованной, мыслящей его части, ... которым основаны и великая русская литература, и русское просвещение, и русское освободительной движение», - пишет Н. Я. Эдельман [258, с. 346]. Наряду с дворянством, буржуазией и крестьянством, возникает разночинская, демократическая интеллигенция, ориентированная на служение народу, на общественное подвижничество, о появлении которой В. В. Стасов писал: «Выступил вперед целый другой слой, слой прежде не бывалый и неизвестный, масса людей, значительно подвинувшихся вперед и способных понимать то, что прежде понимали одни лишь немногие редкие люди» [227, с. 266-267].

Отметим, что представители музыкально-критической мысли в большинстве своем являлись выходцами из дворянского сословия, а те из них, кто принадлежал к интеллигенции, первоначальное воспитание, тем не менее, получали в дворянской среде, воздействие которой нельзя исключать. Подобным примером может служить Г. А. Ларош, мать которого работала гувернанткой в дворянских семьях. А. А. Гозенпуд, определяя социальную принадлежность Г. А. Лароша, писал: «Разночинец, он не был связан в юности со своей социальной средой и формировался под воздействием другой, социально враждебной. Правда, первоначально он относился сочувственно к крестьянам и иронически - к помещикам» [28, с. 13-14], Ощущая разницу, отделявшую его от детей хозяев, Г. А. Ларош отмечал: «Я в это время, как и много позже, был пламенный радикал и, хотя спал, ел и пил у дворян, но сочувствовал одним мужичкам, а владельцам их желал чуть не поголовной гибели» [86, в. 1, с. 8].

Культурно-просветительская доминанта в деятельности музыкальных критиков

В середине XIX века особую важность приобрел вопрос о том, чтобы не только специальное музыкальное образование, но и музыкальное просвещение были поставлены на прочную организационную основу. Опираясь на мнение современных исследователей (И. А. Зеткина, А. П. Огурцов и др.), следует заметить, что источником просветительской инициативы выступает на первоначальном этапе отдельная личность, которая транслирует свои идеи на широкую общественную аудиторию, вызывая впоследствии конкретные действия административно-правительственных кругов по организации просветительских учреждений.

Желание демократически настроенных общественных деятелей в области музыкальной культуры к сближению «элементарного» и «элитарного» уровней музыкального образования привело к становлению в рамках музыкального образования негосударственных форм музыкального просвещения. Под ними подразумевается деятельность в образовательной сфере музыкальных просветительских обществ, частных лиц, направленную на область общекультурного, общехудожественного просвещения, воспитания широких слоев населения. Поскольку эти формы были сориентированы, главным образом, на любителей музыки из разночинных слоев общества, и ставили цель повышения музыкальной культуры россиян, согласимся с мнением современного исследователя истории музыкального образования Е. В. Николаевой рассматривать их «как музыкальное образование просветительного типа» [126, с. 27-28].

Определенную роль в распространении музыкального просвещения и воспитания художественного вкуса широкой аудитории сыграла активная деятельность музыкальных критиков. Их выступления были тесно связанны с музыкальной культурой, музыкальной жизнью, музыкальной средой, творческой практикой и отличались глубокой просветительской направленностью. «Воспитывать вкус публики» - призывает А. Н. Серов, и собственно в этом видит выполнение «нравственного императива» всех музыкантов [205, с. 38]. «Пусть сама публика старается расти и подниматься до вышины талантливых людей, идущих вперед и не желающих повторять зады» [227, с. 281]. При этом публика, по мнению В. В. Стасова, лишена цеховых предрассудков и рутины, вследствие чего способна верно и правдиво воспринимать содержание искусства. Публику, таким образом, он противопоставляет специалистам - «рутинерам».

Музыкальные критики, проявляя активную гражданскую позицию, осознавали свою ответственность за музыкально-культурный уровень различных слоев населения в пореформенной России. Критические отзывы о текущих концертах и театральных постановках, о деятельности музыкальных обществ и музыкально-просветительских организаций несли читателям множество знаний о музыкальном искусстве и тем самым становились действенным средством музыкального просветительства. Долгое время «музыка для многих, - писал А. Н. Серов, - оставалась еще на уровне приятной забавы, легкой услады слуха» [183, с. 255]. Читательская масса, интересовавшаяся вопросами музыкального искусства, формировалась медленно. «Чтение статьи А. Н. Серова или В. В. Стасова требовало некоторых специальных знаний и навыков мышления, что в дореформенной России встречалось нечасто» [242, с. 242]. Кадры читателей музыкальной прессы могли появиться лишь тогда, когда образовались хотя бы небольшие круги подготовленных и мыслящих любителей музыки. В статье «Музыка и толки о ней, помещенной в первом номере журнала «Музыкальный и театральный вестник», А. Н. Серов писал: «...для верного суждения о музыке и полного ею наслаждения необходимы в равной степени и развитость вкуса вместе с развитостью поэтической восприимчивости, и знакомство с техническими условиями, с организмом музыкальных ее сочинений» [214, с. 83].

Похожие диссертации на Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли середины XIX - начала XX вв.