Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства Татарчук Светлана Александровна

Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства
<
Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Татарчук Светлана Александровна. Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Татарчук Светлана Александровна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2007.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/162

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В художественной культуре XXI века активно идет процесс формирования новых средств выразительности, кристаллизация которых будет, вероятно, характерна для следующего периода истории искусства, кроме того, актуализируется проблема теоретического анализа художественного произведения, характеризующаяся усилением подвижности и относительности эстетических оценок

Современная эпоха в развитии художественной культуры отличается всеми чертами переходности Искусство (или то, что выдается за него) теряет основные свои характеристики Довольно часто нивелируется в современном искусстве понятие авторства, на передний план выносится понятие «текста» художественного произведения, в котором равнозначную роль играют как автор, так и воспринимающий его субъект Сегодня довольно широко распространены инсталляция, хеппенинги и т д И не всегда они оказываются именно теми художественными приемами, которые могут возбудить креативные способности личности

Современные художники насыщают свои произведения поверхностно воспринятыми понятиями современной философской теории, тем самым вызывая представление о новой кодировке, якобы присущей новому искусству, хотя нового, как правило, в них нет Часто новые формы, претендующие на художественность, являются лишь средством презентации тех или иных авторов

Отход от традиций классического понимания искусства, размывание критериев анализа и интерпретации художественного произведения изобразительного искусства осложняют выполнение искусствоведением и культурологией своей задачи - определения художественной ценности произведений искусства, приводит к утрате ценностной ориентации зрителя и художника

Многообразие форм современного искусства вызывает потребность в разработке новых стратегий оценки художественного творчества Особое значение это имеет для сибирского региона в силу его удаленности от столичных музейных центров и памятников мирового искусства Исследование теории анализа художественного произведения имеет методологическое значение для художественной критики и теории искусства, поскольку делает возможным определение инструментария художественной оценки

Выработка новых подходов к проблеме исследования искусства требует соотнесения принципов традиционной и новой эстетических систем Одним из условий развития культуры является принцип преемственности, и в связи с этим обращение к философско-эстетической мысли предшествующих эпох с целью глубокого изучения концептуальных подходов к анализу и интерпретации художественного произведения является востребованным

В трудах русских мыслителей конца XIX - середины XX века были выражены фундаментальные подходы к раскрытию сущности искусства, анализу художественного произведения, а также синтезирован опыт предшествующих этапов развития отечественной философско-эстетической мысли Несмотря на усиливающийся научный интерес к русскому эстетическому наследию, можно выделить проблему, мало привлекавшую внимание ученых специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения на примере изобразительного искусства

В связи со сказанным возникает проблема определения такого подхода к анализу и интерпретации произведения изобразительного искусства, который наиболее полно и целостно раскрывал образно-смысловую сущность художественного произведения

Степень разработанности проблемы. Сложность проблемы теории анализа художественно-изобразительного произведения обусловливает обращение к различным отраслям гуманитарного знания эстетике, теории и философии искусства, культурологическим исследованиям, истории философии

Исследование концепций анализа произведений изобразительного искусства невозможно вне контекста общей теории композиции (М В Алпатов, Е Я Басин, Б Р Виппер, Н Н Волков, С А Гавриляченко, С М Даниэль, Б А Дехтерев, Г С Дунаев, А С Зайцев, А В Иконников, Е А Кибрик, В Ф Кринский, И В Ламцов, Л В Молчанов, Г П Степанов, Н М Тарабукин, Н Н Третьяков, М А Туркус, М Шапиро, И Ш Шевелев, Б В Шорохов и др )

Методологические вопросы анализа произведений искусства рассматриваются в работах таких авторов, как В П Бранский, И А Евин, А Я Зись, В А Копцик, М Е Марков, С Т Махлина, В М Петров, Е В Рубцова, В П Рыжов, Е Г Сапего, В И Тюпа, Г Г Фектистов, М Шапиро и др Современные исследователи предлагают проблему анализа художественного произведения рассматривать сквозь призму разнообразных подходов (информационного, парадигмального, комплексного, синергетического и тд) Психологические закономерности восприятия изобразительного искусства рассматриваются как проблема сотворчества зрителя и произведения искусства (Р Арнхейм, Л С Выготский, П А Кудин, Н А Яковлева)

В трудах Б И Благодырь, Г И Галкина, В И Жуковского, О А Кривцун, А Н Лаврова, М А Лифшица, К И Ломунова, Ю А Лукина, В Ф Мартынова, Д В Пивоварова, В И Плотниковой, В И Самохваловой, Н М Шейх-Замановой, В Р Щербиной и др рассмотрена специфика и законы проявления красоты в искусстве

Труды О Буткевича, А Ф Лосева посвящены закономерностям гармонии содержания и формы произведения искусства (целостности) В исследованиях Е В Волковой, Н Шамота выявляется значение и специфические формы проявления гармонии формы и содержания на примере произведений советской литературы

Исследование проблемы теории анализа художественного произведения
невозможно без обращения к такому разделу искусствознания, как
художественная критика Теоретические проблемы художественной критики
рассмотрены В В Вансловым, К Варналис, М С Каганом, А И Карагодиным,
А Курбановским, Б Г Лукьяновым, А А Нуйкиным, О С Острой,

В Н Прокофьевым, Л Л Савицкой, А К Сусловым, Т С Щукиной Рассмотрению художественной критики определенных исторических периодов посвящены исследования Б М Бернштейна, А А Ковалева, Б Б Михайлова, Б Павловского, Ф Погодина идр

Стратегии современной художественной критики, роль художника в современной культуре, специфика положения русского искусства в контексте мировой художественной культуры рассматриваются в искусствоведческих исследованиях Л Ю Гуревич, В Е Калашникова, А А Якимовича Статьи В А Асатиани, Л Н Голубевой, Г В Иванченко, В Л Крылова, А А Пелипенко посвящены статусу искусства в современной культуре, сущности процессов, происходящих в современной эстетической науке

Исследования А Л Казина, М А Носоченко, Г Д Суворова по проблеме переходных процессов в культуре и искусстве посвящены целостному культурологическому и сравнительно-эстетическому анализу искусства как духовного явления Вопросы взаимоотношения философии и искусства в истории культуры, в частности, их зависимость от господствующих культурных доминант стали предметом рассмотрения в работах В М Диановой, Ю Б Куксовой, И Муриан, Т М Новиковой

В отдельную группу среди анализируемой литературы следует отнести работы, посвященные истории философско-эстетической мысли России Рассмотрению специфики русской религиозной философии посвящены труды И И Евлампиева, Б В Емельянова, А Ф Замалеева, В В Зеньковского, Н О Лосского, К В Фараджаева, С С Хоружего Панорама философской мысли 1920 - 1930-х гг представлена в коллективной работе АГГачевой, О А Казниной, С Г Семеновой В работе Л Я Курочкиной развитие эстетической теории в России конца XIX — первой трети XX века представлено как системный и целостный процесс, определены закономерности ее формирования и основные проблемы Ценностная проблематика в трудах русских философов исследуется в трудах по истории эстетической аксиологии (Д И Бахтизина, Т В Любимова, А А Огайнов, Л Н Столович)

Комплексное изучение эстетических воззрений русских религиозных
философов рубежа XIX —XX веков с учетом внутренней логики их развития
представлено в работах А Г Астахова, Э Г Бабаева, С М Бабинцева,
Б И Бурсова, В В Бычкова, Л П Воронковой, Р А Гальцевой,

О И Генисаретского, В Д Диденко, К М Долгова, Н А Кормина, М А Лифшица, К И Ломунова, Ю А Лукина, В Г Лукьянова, П А Николаева, Н 3 Пименовой, Н Подземской, И Я Цвика, Б А Чагина, В Р Щербиной и др

Несмотря на то, что в трудах исследователей были рассмотрены такие вопросы, как общие закономерности развития эстетической мысли, раскрыты сущностные стороны искусства и художественного творчества, предложены некоторые типы интерпретационных подходов к анализу художественного произведения, проведены исследования художественной критики разных исторических периодов, обоснована тесная взаимосвязь искусства и философии, остались нерешенными ряд проблем

В частности, теория анализа художественного произведения не
рассматривалась как культурологическая проблема Это вело к тому, что
сложная теория все больше формализовалась, учитывала только

стилистические и формально-художественные особенности произведения изобразительного искусства, фактически при этом ускользала мировоззренческая составляющая Решение данной проблемы и обусловило во многом цель и задачи нашего исследования

Объектом исследования являются теории анализа художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века

Предметом исследования являются культурфилософские и культурологические подходы русских авторов конца XIX - середины XX века к анализу и интерпретации произведения изобразительного искусства

Цель исследования. Выявить в трудах русских авторов конца XIX -середины XX века культурологические доминанты теории анализа произведения изобразительного искусства

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

  1. Обосновать рассмотрение теории анализа художественного произведения как часть теории культуры

  2. Выделить наиболее распространенные подходы к анализу художественного произведения и определить культурологические черты этих подходов

  3. Определить ключевые культурологические категории анализа художественного произведения, выявить их атрибутивные свойства и особенности

  4. Выявить эвристическую значимость культурфилософских подходов русских авторов конца XIX - середины XX века к анализу и интерпретации художественного произведения

Теоретико-методологические основы исследования.

Методология исследования базируется на комплексном применении историко-философского, системного, сравнительно-исторического и эстетико-аксиологического подходов В рамках системного подхода искусство исследуется как динамическая система, включающая в себя процессы художественного творчества и художественного восприятия в нерасторжимом единстве Поскольку анализ художественного произведения представляет собой, по нашему мнению, разновидность ценностной рефлексии, применяется

аксиологический подход Сочетание историко-философского и сравнительно-исторического подходов способствовало выявлению связей между общехудожественными вопросами и культурным контекстом эпохи

Основу исследования составили философско-эстетические труды русских мыслителей конца XIX - начала XX века Н А Бердяева, А Г Габричевского, И А Ильина, Н О Лосского, В С Соловьева, Л Н Толстого, П А Флоренского, теоретико-философские работы художников-практиков В В Кандинского, В А Фаворского, исследования отечественных ученых середины XX столетия Ю М Лотмана, В М Петрова, Б А Успенского, а также произведения русского изобразительного искусства этого периода, в которых отразились ключевые идейные установки времени (И К Айвазовский, В Э Борисов-Мусатов, В М Васнецов, Ф А Васильев, М А Врубель, А И Куинджи, П В Кузнецов, К Е Маковский, К С Петров-Водкин, Н К Рерих, П Н Филонов, И И Шишкин)

Новизна исследования:

  1. Доказано, что теория анализа художественного произведения изобразительного искусства является частью теории культуры

  2. Выявлено культурологическое содержание универсальных категорий искусствоведения «композиция», «конструкция», «художественное пространство»

  3. Дана типология подходов к анализу художественного произведения формалистический, искусствометрический, семиотический и религиозно-философский

  4. Обосновано высокое эвристическое значение идей и критериев оценки художественного произведения, представленных в русской философско-эстетической мысли рубежа XIX - XX веков

объективный характер высших ценностей, воплощенный в произведении (В С Соловьев, И А Ильин),

преобразующая сила искусства (Л Н Толстой, П А Флоренский),

- значение категорий «конструкция» и «композиция» для раскрытия
сущности художественного произведения (П А Флоренский),

- акцентировка вопросов цельности произведения и роли личности автора

в развитии искусства (А Г Габричевский, В В Кандинский, В А Фаворский, П А Флоренский) Положения, выносимые на защиту:

  1. В России в отличии от Европы искусство играло роль доминанты культурной жизни и своеобразной модели культуры в целом, отражающей прежде всего ее основные ценностные, мировоззренческие установки Данная позиция обнаруживает свою плодотворность в особенности в переходные периоды развития русской культуры в конце XIX - первой половине XX веков и на современном этапе

  2. Рассмотрение искусства в широком культурно-мировоззренческом контексте дало русским авторам возможность разработать принципиально новые подходы к осмыслению искусства в целом и к теории анализа и

интерпретации художественного произведения в частности В рамках последней можно выделить четыре основных подхода формалистический, семиотический, искусствометрический и религиозно-философский

3 В развитии основных подходов к анализу художественного
произведения русские мыслители (в частности, А Г Габричевский, В В
Кандинский, В А Фаворский, П А Флоренский) акцентировали внимание
на вопросах цельности произведения Цельность художественного
произведения проявляется в цельности природного и человеческого
бытия, неразрывности формы и содержания Кроме того, цельность
произведения отражает цельность личности самого творца, его твердую
нравственную позицию

4 Идеи русских религиозных философов по вопросам анализа и
интерпретации художественного произведения обладают высоким
эвристическим потенциалом В трудах мыслителей господствовал взгляд
на истинное искусство как на специфический способ выражения и
привнесения в жизнь высших смыслов и ценностей бытия, а на творчество
- как на уподобление Богу-Творцу С этих позиций был разработан ряд
сущностных критериев оценки произведения онтологичность, отражение
в нем аспектов Истины-Добра-Красоты (и отсюда - обязательное наличие
нравственной авторской позиции), искренность художника, его вера в
создаваемый мир образов, содержательность, идейность произведения и
его реальная преобразующая сила Помимо этого, были предложены
художественные критерии оценки целостность (уравновешенность
композиции и конструкции), «экономичность» художественных средств,
законченность материального воплощения высшей идеи, понимаемая как
наибольшая самостоятельность частей при наивысшем единстве целого,
правдивость и жизненность образов Эти понятия необходимо
рассматривать как ключевые в современной теории анализа
художественного произведения

Научно-практическая значимость исследования,

Результаты исследования способствуют решению важнейших культурологических проблем в частности позволяют расширить теоретико-методологическую базу теории искусства, имеют значимость для теоретического осмысления рассматриваемой проблемы, а именно для углубления описания и анализа произведений искусства, а также ее решения на практике, в процессе деятельности художественных критиков и кураторов художественных выставок Позволяют активнее использовать внутренние, противоречивые тенденции художественного образа для раскрытия семантики художественных произведений Дают возможность зрителю более творчески «открывать» для себя сущность художественного образа Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования содержатся в статьях, опубликованных в научных сборниках и журналах, а также отражены в

докладах и сообщениях, прочитанных на научно-практической конференции «Формирование единого образовательного пространства в регионе Большого Алтая проблемы и перспективы» (Рубцовск, 2005г), «Вторые искусствоведческие снитковскне чтения» (Барнаул, 2006г), обсуждались на научно-практическом семинаре «Философские проблемы русской культуры» (Рубцовск, 2005г)

Результаты исследования были также использованы при разработке авторского курса «История стилей и дизайна» Кроме того, на базе данного диссертационного исследования разработаны авторские курсы экскурсий, которые читаются в картинной галерее г Рубцовска

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников Общий объем диссертации 155 страниц Список литературы включает 174 наименования

Похожие диссертации на Специфика культурологических подходов к анализу художественного произведения в отечественной гуманитарной мысли конца XIX - середины XX века : на примере изобразительного искусства