Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Петухов Владимир Владимирович

Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России
<
Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петухов Владимир Владимирович. Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России : 24.00.01 Петухов, Владимир Владимирович Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России (1930 - 1956 гг.) : диссертация... кандидата искусствоведения : 24.00.01 Владивосток, 2007 220 с. РГБ ОД, 61:07-17/127

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В 1930-е гг.

Раздел 1. Общие тенденции в развитии художественных музеев в 1930-е гг . 20

Раздел 2. Социокультурная обстановка на юге Дальнего Востока в 1930-е гг. 33

Раздел 3. Формирование художественных музеев на юге Дальнего Востока в 1930-е гг. 3.1. Становление Дальневосточного художественного музея в 1930-1941 гг. 53

3.2. Организация художественного отдела при Владивостокском государственном музее в 1930-1941 гг. 81

Глава II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В 1941 - 1956 гг.

Раздел 1. Организация музейного дела в изменившихся политических и социальных условиях 1941-1956 гг. 108

Раздел 2. Художественные музеи Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 122

Раздел 3. Развитие художественных музеев Дальнего Востока в первое послевоенное десятилетие 1945-1956 гг .

3.1, Дальневосточный художественный музей в первое послевоенное десятилетие 1945-1956 гг. 144

3.2. Деятельность художественного отдела Приморского краеведческого музея им. В.К. Арсеньева в 1941-1956 гг. 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 186

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 188

И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 209

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музейная сфера является неотъемлемой частью истории отечественной культуры на протяжении всего XX века. Происходящие в стране в последние десятилетия глубокие политические и социально-экономические перемены привели к трансформации и последующей модернизации социальных функций общественных и культурных институтов. Поэтому вполне естественно, что за произошедшими изменениями последовало крушение прежних идеалов, понизившее общественный интерес к судьбам памятников искусства и культуры. В подобной ситуации становится особенно очевидной значимость художественных музеев как зеркала и аккумулятора накопленного культурного опыта.

Последовавшие вслед за переменами в обществе изменения культурной политики в музейной сфере подразумевают обращение к историческому прошлому музейного дела, его критическому осмыслению, привлечению важных для сегодняшней ситуации положительных достижений. Отсюда представляется особо актуальной необходимость изучения региональной составляющей исторического прошлого отечественного музейного дела.

В истории Дальнего Востока России период с 1930 по 1956 г. - время становления профессиональной художественной культуры, в которой через создание художественных музеев была реализована «естественная тяга людей к общению с памятниками изобразительного искусства»1, такая же естественная, как стремление человека к лучшим образцам мировой и отечественной классической литературы, музыки.

Проводимое в эти годы включение региональных художественных музеев в процесс идеологической пропаганды привело к изменению содержания традиционных форм музейной деятельности. Происходившее превращение музея в институт социалистического строительства сегодня заслуживает особого внимания. Изученные на примере разных регионов России формы музейной работы этого периода не получили научного осмысления на материалах культуры Даль-

Крусман Б. Художественные музеи СССР. - М.: «Советский художник», 1967.- С.6.

5 него Востока. Поэтому изучение истории художественных музеев Дальнего Востока в период с 1930 по 1956 гг. представляется актуальной темой исследования.

Степень разработанности темы. Изучение становления и развития художественных музеев дальневосточного региона, в разное время привлекало внимание исследователей. Существующие работы можно условно разделить на две главные группы. К первой и самой многочисленной группе, можно отнести работы, рассматривающие вопросы истории художественных музеев России. Ко второй группе -работы, рассматривающие вопросы становления, развития и деятельности художественных музеев на российском Дальнем Востоке.

В каждой из перечисленных групп можно условно выделить два периода, которые определены общепринятой исторической периодизацией: первый период - советский - 1917 - 1991 гг., второй - современный (постсоветский) - с 1991 г.

Историография советского музейного дела начала формироваться в 20-е гг. XX века, когда деятельность музеев стала объектом полемики, относительно дальнейшей формы существования художественного музея и его основных функций. Публикации Н.И. Романова, A.M. Эфроса, М.Я. Феноменова освещают становление советского музейного дела, творческие поиски в стремлении создать «новый советский музей», построенный на марксистской основе . В эти годы, особо заметен интерес к истории развития музейного дела России, что связанно со своеобразным «музейным бумом» наблюдавшимся в «перовом со-

циалистическом государстве» в первые годы его существования .

Важное значение в разработке теоретических основ советского художественного музея принадлежит работам известного русского искусствоведа

Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. - М., 1919; Феноменов М.Я. Музеи местного края. - М., 1919; Эфрос A.M. Музейное дело в Советской республике // Музейное дело. Музееведение России в первой трети XX века. Сб. науч. тр. ГЦМСИР. - № 24. -М., 1997.-С.161-187.

3 Малицкий Т.Л. Музейное строительство в России к моменту октябрьской революции // Научный работник.-1926.-№ 2. - С. 43-57.

Ф.И. Шмита в которых дается краткий обзор истории музеев, определяется их типология, а так же принципы организации музейной сети4.

В публикациях 30-х годов не ослабевает интерес к вопросам музейного строительства. Вместе с тем созданные работы служат ярким свидетельством жесткой идеологизации обусловившей развитие отечественного музееведения с конца 20-х - начала 30-х гг. Среди них важное место занимают работы А.А. Федорова-Давыдова, посвященные экспозиционной деятельности советских

художественных музеев, их месте и роли в музейном строительстве страны .

Происходившее смещение функций художественного музея в сторону политико-пропагандистской работы помогает представить научная литература, вышедшая после Первого Всероссийского музейного съезда (в 1930г.). Особого упоминания заслуживают статьи А.А. Вольтера, И.Н. Сосрепова, Н.К Крупской и других6.

Из работ, посвященных региональному музейному строительству, особый интерес представляет четырех томная «Сибирская советская энциклопедия», содержащая сведения о развитии сети художественных музеев и изобразитель-ном искусстве Сибири и частично Дальнего Востока . В этой энциклопедии упоминаются картинные галереи Иркутска, Читы, Хабаровска, но не более того.

После войны в 50-60-е гг. XX в. важной страницей советской историографии стали коллективные работы, подготовленные и выпущенные НИИ музееведения. Это семь томов «Очерков истории музейного дела в России», «Очерков истории музейного дела СССР», которые публиковались с 1957 по 1971 гг. Особое внимание авторы уделяли изучению истории музейного

Шмит Ф.И. Исторические, этнографические и художественные музеи. Очерки истории и теории музейного дела. - Харьков, 1919; Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. -М.-Л., 1929.

5 Федоров-Давыдов А.А. Советский художественный музей. - М., 1933; Федоров-Давыдов
А.А. Принципы строительства художественных музеев // В кн. Федоров-Давыдов А.А.
Русское и советское искусство. Статьи и очерки / Послесловие Г. Стернина. - М., 1975.

6 Вольтер А.А. Художественные музеи Москвы к 17-му партсъезду // Советский музей. -
1931. -№ 1; Сосрепов И. Внемузейная работа Третьяковской галереи. Выставка «Война и
религия» // Советский музей. - 1931. - № 4; Крупская Н.К. Поднять музейное дело на со
циалистическую высоту // Советский музей. - 1937-№ 9-Ю; Шеманский А. Целевые ус
тановки пригородных дворцов-музеев // Советский музей. - 1935. -№ 5.

7 Сибирская советская энциклопедия: В 4 т. - Новосибирск, 1929-1932, 1992.-Т.1- 4.

7 строительства, формированию государственной музейной сети, особенностям и тенденциям ее развития. Публикации отражали как общегосударственное музейное строительство, так и становление различных профильных групп музеев. Особую значимость для исследования имеют работы A.M. Разгона, А.Б. Закс, В.Н. Игнатьевой, О.В. Ионовой, М.П. Симкина8. Появляются работы по истории художественных музеев, где объектом монографического изучения процессов формирования и развития направлений их деятельности, становятся конкретные, зачастую известные музеи9. Вместе с тем, из публикаций по проблемам профильных групп музеев, большинство посвящено краеведческим и в меньшей степени художественным музеям.

В последующие 70-80-е гг. в СССР заметно возрос интерес к музейному делу. Публикации этого периода характеризуются строгим соответствием официальной точки зрения над всеми вопросами. В отечественном музееведении были подведены обобщающие итоги количественного и качественного развития советской государственной музейной сети с 1917 г. до середины 80-х гг. С новой точки зрения осмыслен опыт государственного музейного строительства в важные для отечественной истории 1930-1950-е гг. Не-

Разгон A.M. 50 лет советскому музееведению // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1957; Закс А.Б. Источники по истории музейного дела в СССР (1917-1941 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. - Вып. VI. - М., 1968; Иопова О.В. Музейное строительство в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. - Bbin.V. - М., 1963; Игнатьева В.Н. Организация музейного дела и музейное строительство РСФСР в послевоенные годы (1945-1953гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. - Bbin.VI. - М., 1968; Симкин М.П. Советские музеи в период Великой Отечественной войны // Труды НИИ музееведения. - Вып.Н. - М., 1961.

9 Варшавский С, Реет Б. Рядом с Зимним. Эрмитаж перед Октябрем- Л., 1969; Эрмитаж
за 200 лет (1764-1964 гг.) История и состав коллекций, работа музея. - М.-Л.: 1966; Анто
нова В.Н. Государственная Третьяковская галерея. - М., 1968.

10 Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 г. - 1-я половина
60-х гг.).- М.,1988; Разгон A.M. Музейная сеть единого многонационального социалисти
ческого государства. // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенст
вования на современном этапе. - М., 1985.

" Годунова Л.Н. Органы управления музейным делом в СССР. 1917-1941 гг. // Музейное дело в СССР. Музейное строительство // Сб. науч. тр. ЦМР СССР. - М., 1989. - Вып. 19; Кузина Г.Л. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941гг.// Музей и власть- Ч. 1-М., 1991; Фатигарова Н.В. Музейное дело в РСФСР в годы Великой Отечественной войны (аспекты государственной политики) // Музей и власть. - Ч. I. - М.,1991; Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.)//

8 смотря на всю важность упомянутых работ, в них не получили объективного освещения такие проблемы, как сохранение национального достояния в изменившейся политической обстановке, влияние многочисленных реорганизаций структуры государственных органов управления культурой на развитие музейного дела.

В 80-е гг. вышли в свет публикации, освещающие вопросы становления и развития направлений деятельности художественных музеев. Впервые предпринимается попытка обобщения исторических итогов пройденного художественными музеями: хотя в своем большинстве, работы не отходят от существовавшей традиции монографического рассмотрения того или иного музея .

Историография исследуемой темы кардинально изменилась в современный период, начавшийся в 90-е годы. Возможность изучения ранее недоступных документов позволила исследователям по-новому рассмотреть исторические процессы развития, события, в том числе в развитии музейного дела1 .

Несмотря на наличие публикаций, рассматривающих разные периоды и аспекты истории музеев, освещение многогранной деятельности художественных музеев нельзя до конца считать исчерпанным.

В исследованиях посвященных истории музейного дела в СССР 30-50-х гг., остается малоизученной проблема региональных музеев. Существующие исследования посвящены истории становления и развития художественных музеев Санкт-Петербурга, Киева, Центрального и Поволжского районов и в боль-

Музей и власть. - Ч. I. - М.,1991; Закс Л.Б. Всероссийский музейный съезд // Вопросы ис-тории.-1980.-№12.

Зенц Е.М. Паучно-просветительная работа художественных музеев РСФСР первые годы советской власти (1917-1923 гг.): Автореф. дис. ... канд. искусствовед- М., 1971; Третьяковская галерея: история и коллекции / Отв. ред. Я.В. Брук.-М., 1986; Кончин Е. Испытание. Третьяковская галерея в годы войны. // Советский музей-1984. - № 5; Дем-ская А.Л., Смирнова JI.M. Музей на Волхонке.-М., 1982; Музей. Художественные собрания СССР: В 10 т. - М., 1980-1989. - Т. 1-Ю.

13 Музей и власть: В 2 ч./ Под ред. С.А. Каспаринской.-М.: НИИК, 1991.-Ч.1-2; Юренева Т.Ю. Формирование кадров советских музейных работников 1917—1941гг.: Автореф. дисс. ... к. ист. наук. - М.,1991; Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991; Серапина Н. Эрмитаж, который мы потеряли // Нева.-1999.-№ 3; Проданные сокровища России / Под ред. НЛО. Семеновой. - М.: Изд-во Трилистник, 2000; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры-СПБ. -2001.

шинстве рассматривают дореволюционный период или первые годы после октябрьской революции14. Существующие работы рассматривают проблему, ориентируясь на руководящие партийные установки. В этом отношении, особый интерес представляют работы последних лет, в которых предпринимается попытка рассмотрения истории художественных музеев с позиции произошедших изменений в науке15.

В историографии становления и развития художественных музеев Дальнего Востока, к сожалению, фундаментальных работ нет. Публикации 30 - 50-х гг. представлены преимущественно газетными и журнальными статьями, брошюрами, каталогами, путеводителями и носят описательный характер .

В 70-80 гг. вышли в свет работы по культурному строительству, затронувшие отдельные вопросы музейного строительства Дальнего Востока. При всей важности, в них содержится лишь небольшой материал о развитии художественных музеев, которые рассматриваются их авторами как один из инструментов пропагандистской работы партийных органов . Первым обобщающим исследованием истории музейного дела и краеведческих орга-

Антонова Е.В. Становление и развитие советского музейного дела (1917 - июнь 1945 гг.): (На материалах Ленинграда): Автореф. дис. ... к. ист. наук. -Л., 1990; Циркина Г.И. История создания пригородных дворцов-музеев Петрограда - Ленинграда и развитие их как научно-просветительных учреждений (1917-1929 гг.): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения- М., 1975; Сак Л.Н Из истории возникновения и развития Киевского государственного музея западного и восточного искусства (1883-1945гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. - Bbiii.V.-M., 1963;

Художественные музеи России. Из истории формирования художественных коллекций- СПб., 2003.-Вып.2; Художественные музеи России. Собиратели, хранители, реставраторы- СПб., 2005.-Вып.З.

6 Восьмая выставка хабаровских художников. Каталог- Хабаровск, 1940; Таскин В. Художественный музей Хабаровска // Тихоокеанская звезда-1943. -7 февраля; Титов Е. Краевая дальневосточная художественная выставка // Тихоокеанская звезда.-1933.-14 ноября; Покровский П. Выставка художников самоучек. // На рубеже. -1936-№ 3; Выставка палехского искусства // Красное знамя.-1937.-17 марта; Николаев С. Музеи Владивостока // Николаев С. Памятники и памятные места в Приморье. - Владивосток, 1958.

Кузнецов М.С. Дальневосточная партийная организация в борьбе за осуществление задач культурной революции (1928 - 1937 гг.). -Томск, 1971.

10 низаций является диссертация Н.Л. Горкавенко, посвященная истории развития краеведения на Дальнем Востоке18.

Предметом исследования И.В. Добровольской становится художественная культура Дальнего Востока в период с 1945 по 1961 гг., ей затронуты такие сферы художественной культуры, как литература, театр, творческие союзы, однако анализ деятельности художественных музеев не вошел в перечень рассматриваемых вопросов19. Большую ценность представляют вышедшие в 60-80-е гг. работы по истории изобразительного искусства отдельных регионов Дальнего Востока, где впервые затрагиваются некоторые вопросы организации художественных музеев, их вклад в развитие дальнево-сточного искусства . Вместе с тем, указанные работы содержат отрывочные сведения о деятельности изучаемых музеев и хронологически ограниченны.

На рубеже 80-90-х гг. активизируется изучение культуры Дальнего Востока России, благодаря чему выходит большое количество публикаций посвященных проблемам историографии, теории и методологии культуры. Особое место в историографии занимают сборники научных трудов, вышедшие во Владивостоке под редакцией ДВО РАН . Публикации дальневосточных историков Н.В Кочешкова, И.Г. Стрюченко, Э.В. Ермаковой, О.Б. Белоглазовои, и др. позволили включить становление и развитие художественных музеев в контекст социально-экономического и культурного развития Дальнего Востока.

Активизировалась научная работа региональных исследователей, значительная часть которых составляют сотрудники дальневосточных музеев22. Ин-

Горкавенко Н.Л. Историческое краеведение в период строительства социализма в СССР 1917-1971 гг. (на материалах Дальнего Востока): Лвтореф. дис. ... канд. ист. наук-Владивосток, 1983.

1 Добровольская И.В. Развитие художественной культуры Дальнего Востока СССР в послевоенный период (1945-1961 гг.): Автореф. дис.... канд. ист. наук.-Владивосток, 1981.

Дальневосточный художественный музей. Западноевропейское искусство. Каталог.-Ха6аровск,1961; Старикова В.Г. Художники Приамурья. - Хабаровск, 1969; Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока 1858-1938 гг.Владивосток, 1985.

21 История культуры Дальнего Востока России XVII -начала XX вв. - Владивосток, 1996; История культуры Дальнего Востока СССР. Советский период. - Владивосток, 1991.

Жук СЮ. К вопросу о дате создания Дальневосточного художественного музея // Ар-сеньевские чтения / Материалы научно-практической конференции. - Владивосток, 2005;

терес к изучению дальневосточной культуры, в частности, выразился в защите кандидатских диссертаций, в том числе по изобразительному искусству23.

Особое место в ряде исследований проблемы становления и развития музейного дела на Дальнем Востоке занимают труды Л.В. Корневой «У истоков музейного строительства на Дальнем Востоке России (1884-1917гг.)»24, Н.И. Рубана «Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920-1930-е гг.)»25 и СЮ. Жук «Становление Дальневосточного художественного музея 1901-1941гг.»26.

В работе Л.В. Корневой уделяется внимание предпосылкам организации и развитию музеев местного края, их роли в освоении дальневосточного региона. В работе Н.И. Рубана рассматривается музейное строительство на Дальнем Востоке СССР в 20 - 30-е гг. Автором достаточно подробно изучено влияние государственной музейной политики на организацию музейного дела: затрагиваемые проблемы показаны на примере деятельности краеведческих музеев.

Работа СЮ. Жук посвящена монографическому исследованию истории становления Дальневосточного художественного музея с момента создания в Хабаровске первой публичной художественной коллекции в 1901г. и до конца

Рубан Н.И. Создание Дальневосточного художественного музея и музея революции в Хабаровске // Записки Гродековского музея. Вып.2: История России на Дальневосточных рубежах. - Хабаровск, 2001; Корнева Л.В. Выставочная деятельность дальневосточных музеев в период Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. // Арсеньевские чтения. Материалы научно-практической конференции. - Владивосток, 2005;

Белоглазова С.Б. Развитие художественной культуры ДВ СССР 1917 - 1941 (очерки истории). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Владивосток, 1992; Королёва В.А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России.1917-1929 гг. (Очерки истории): Автореф. дис. ... канд. исторических наук.-Владивосток, 1996; Шавгарова А.В. Становление и развитие театральной культуры на Дальнем Востоке России (1895-февраль1917гг.)»: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Владивосток, 2002; Турчинская Е.Ю. Художественное объединение «Зеленая кошка». Формирование. Тенденции. Мастера. К истории становления дальневосточного искусства 1910-1920-х гг.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения-СПб., 2003; Марчишина Т.В. История профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России (1880 - 1970 гг.). Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. -Владивосток, 2004;

Корнева Л.В. У истоков музейного строительства на Дальнем Востоке России (1884-1917гг.). - Хабаровск, 2002.

Рубан Н.И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920 - 1930-е гг.). - Хабаровск, 2002.

Жук СЮ Становление Дальневосточного художественного музея 1901-1941 гг.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2006.

12 1930-х гг. В работе значительное место отводится доказательству исторической преемственности между основанием художественной коллекции при Гродековском музее и фактической датой создания ДВХМ. Вместе с тем автор работы, не может согласиться с целым рядом заявленных положений, прежде всего, относительно выбранной СЮ. Жук датировки основания музея (1901г.), так и статусом существовавшего до 1931 г. собрания. К сожалению, в силу ряда объективных причин организация ДВХМ рассматривается вне контекста строительства сети художественных музеев на Дальнем Востоке, поэтому остается не до конца рассмотренным ряд важных аспектов связанных с его становлением.

Таким образом, можно утверждать, что специальное научное изучение истории становления и развития сети музеев художественного профиля на Дальнем Востоке не входило в их задачу.

Объектом исследования является процесс развития культурной сферы советского Дальнего Востока в специальной области - музейного дела в 1930— 1956 гг.

Предмет исследования - история развития художественных музеев на Дальнем Востоке.

Цель исследования состоит в комплексной исторической реконструкции развития художественных музеев на юге Дальнего Востока России. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать влияние государственной политики в области музейного строительства на развитие художественных музеев Дальнего Востока.

  2. Определить характерные особенности организации художественных музеев на Дальнем Востоке.

  3. Воссоздать процесс формирования собраний художественных музеев, показать пути и источники комплектования музейных коллекций.

13 4. Проанализировать культурно-просветительскую деятельность художественных музеев Дальнего Востока, показать ее роль в развитии художественной культуры региона.

Хронологические рамки работы охватывают период 1930 - 1956 гг., то есть, советский период истории художественных музеев. Начальная дата исследования - 1930 год - обусловлена проведением Первого Всероссийского музейного съезда, закрепившего представление о художественном музее прежде всего как о политико-просветительском учреждении, на многие годы сделав музеи орудием пропаганды идеологии административно-командной системы. Конечная дата исследования - 1956 год. Объясняется тем что, после февральского XX съезда КПСС в стране начались масштабные преобразования в общественно-политической сфере, вошедшие в историю как «оттепель». Они привели к снятию многих запретов, в т.ч. на творчество ряда выдающихся представителей отечественного и зарубежного искусства, свободе слова, а, следовательно, в истории художественных музеев начался принципиально новый период.

Территориальные рамки исследования - юг Дальнего Востока России, под которым подразумевается территория современного Приморского и Хабаровского краев. Выбор обусловлен схожим социально-экономическим и культурным уровнем развития данных территорий. Именно здесь были сформированы и успешно действовали в исследуемый исторический период первые на Дальнем Востоке художественные музеи.

Методологические и теоретические основания. В качестве методологической основы диссертационной работы использован комплекс методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, историко-ретроспективный и т.д.), методы социально-исторического анализа искусства, аксиологический и статистический методы.

С целью комплексного рассмотрения темы применен сравнительно-исторический метод, что позволило провести сопоставление региональной ситуации с общероссийской и выявить региональные закономерности.

Статистический метод с опорой на многочисленные источники предоставил возможность оценить показатели просветительской и выставочной работы, комплектования фондов художественных музеев, что дало возможность сделать ряд выводов и заключений о возрастающей потребности населения в проводимой художественными музеями работе.

Использование метода социально-исторического анализа искусства помогло сопоставить различные общественные явления с процессами происходившими внутри видов искусства в изученный период. Применение аксиологического метода позволило оценить уникальность собранных музейных коллекций, показать их важность для развития художественной культуры региона.

Источниковая база исследования охватывает большой комплекс опубликованных и неопубликованных документов и материалов.

Главную источниковую базу исследования составили архивные материалы трех центральных: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва), Российский государственный исторический архив (РГИА, г. Санкт-Петербург), Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток) - и двух краевых: Государственный архив Приморского края (ГАПК, г. Владивосток), Государственный архив Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск) - архивов.

Здесь были выявлены деловая переписка Приамурских Генерал-губернаторов Н.И. Гродекова и П.Ф. Унтербергера, уставные документы и отчеты художественных обществ, распоряжения, постановления, указания партийных и государственных органов СССР, Дальневосточного а затем Приморского и Хабаровского краев.

Важные документальные свидетельства об организации и становлении художественных музеев на Дальнем Востоке сосредоточены в следующих фондах: Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) - Ф.2307 «Народный Комиссариат просвещения»; Российском государственном историческом архиве (РГИА) - Ф.789. «Канцелярия Императорской Академии Художеств»; Российском государственном историческом архиве Дальнего

15 Востока (РГИА ДВ) - Ф.702 «Канцелярия Приамурского генерал-губернатора»; Ф.Р-2413 «Дальневосточный краевой исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»; Ф.Р-2422 «Дальневосточный революционный комитет» и др.

Кроме центральных, широко использованы документы двух краевых архивов. В Государственном архиве Хабаровского края информацией наиболее насыщен: Ф. Р—1629 «Дальневосточный художественный музей». Так же, использованы документы фондов: Ф.Р-1691 «Отдел по делам искусств Хабаровского крайисполкома», Ф.Р-1690 «Управление культуры Хабаровского краевого исполнительного комитета», Ф.Р-741 «Дальневосточный музей краеведения», Ф.Р-910 «Хабаровская отделение ССХ»; Ф.Р-537 «Редакция Дальневосточной энциклопедии» и др., всего 10 фондов. Кроме упомянутых, в ГАХК привлечены материалы личных фондов деятелей искусства Хабаровского края: Ф.Р-1631 «Н.И. Туркин» и Ф.Р-2095 «В.Г. Старикова». В Государственном архиве Приморского края изучены материалы фондов: Ф.Р-501 «Приморское краевое отделение Союза художников СССР», Ф.Р-1199 «Коллекция личных документов художников Приморья», Ф.Р-1259 «Управление культуры исполкома г. Владивостока», Ф.Р-1395 «Владивостокское художественное училище» и другие, всего 8 фондов.

Особо важными для исследования проблемы являются архивные и фондовые материалы, не использовавшиеся ранее исследователями, извлеченные из архивов - Государственной Третьяковской галереи (АГТГ, г. Москва), Государственного Эрмитажа (АГЭ, г. Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (ВА ГРМ, НБ и ОР ГРМ, г. Санкт-Петербург), Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева (АПГОМ и ФПГОМ, г. Владивосток), Приморской государственной картинной галереи (АПГКГ, г. Владивосток), Дальневосточного художественного музея (АДВХМ и ФДВХМ, г. Хабаровск), Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова (ФХКМ, г. Хабаровск). Использованные документы представляют собой широкий спектр

еще недостаточно изученных материалов: годовые отчеты музеев, планы, приказы, переписка музеев, личные дела сотрудников и др.

Всего в общей сложности были изучены документы 29 фондов, сосредоточенных в 12 государственных и ведомственных архивах Российской Федерации, составляющие основную базу исследования.

Во вторую группу источников вошли опубликованные официальные документы (законодательные и нормативные акты, постановления, приказы, распоряжения, циркуляры и т.п.) центральных и местных органов власти, которые позволяют реконструировать политику музейного строительства, и ее реализацию в регионе27, а также специальные музейные издания28.

Третью группу источников составляют центральные и дальневосточные периодические издания. С 1931 - 1941 гг. выходил журнал «Советский музей» - официальный орган музейного отдела Наркомпроса РСФСР, выполнявший функции информационного и методического центра для музеев страны. На его страницах выступали крупнейшие музейные деятели страны: Ф.Я. Кон, И.К. Луппол, И.А. Шнеерсон, А.А. Федоров-Давыдов и др. Обращение к этому изданию весьма важно для исследователя, поскольку журнал является свидетелем эпохи и отражает своеобразие исследуемого периода .

Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917-1941 гг.): Документы и материалы.

Владивосток, 1982; Сборник постановлений и распоряжений Далькрайисполкома. - Хабаровск, 1930; «Еженедельник НКП». - М, 1929; В помощь работнику музея. Законы, распоряжения, разъяснения по музейному строительству / Сост. А.Б. Гиленсон: Наркомпрос РСФСР.

М., 1936; Труды Первого Всероссийского музейного съезда. - Т. 1. - Протоколы пленарных заседания 1-5 декабря 1930 г. / Под ред. И.К. Луппола. - М.: «Учгиз-Наркомпрос РСФСР», 1931; Основные положения о научно-исследовательской, собирательской, экспозиционной и массовой культурно-просветительной работе краеведческих музеев. - М, 1950; Положение о художественных музеях, картинных и художественных галереях, музеях изобразительного искусства системы МК РСФСР // Сборник руководящих документов МК РСФСР - М., 1957.

Хабаровский музей. [Проспект.] - Хабаровск: Книжное дело. 1928; Путеводитель по художественному отделу Владивостокского государственного музея. Русская и иностранная живопись. - Владивосток, 1931; Каталог дальневосточной выставки живописи, акварели и графики московских и ленинградских художников. - М.: Искусство, 1939; XVIII Выставка работ художников Хабаровского края. Каталог / Авт сост. Н.И. Туркин. - Хабаровск, 1953; Дальневосточный художественный музей: Русское изобразительное искусство XV -начала XX в.: Каталог / Сост. Н.А. Зак, В.Г. Старикова. - Л., 1961.

Крупская Н.К. Поднять музейное дело на социалистическую высоту. - 1937. - № 9; О задачах советского музея. - 1930. - №1; Шнеерсон И.А. А. Бубнов о музеях. Приветствие и речь на Первом музейном съезде. - 1930. - № 2; На новом этапе музейного строительст-

Не менее важную ценность для исследования истории деятельности художественных музеев представляют региональные периодические издания, среди которых: «Тихоокеанская Звезда» (Хабаровск), «Тревога» (Хабаровск), «Красное Знамя» (Владивосток), «Сталинский Комсомольск» (Комсомольск-на-Амуре), журнал «На рубеже» - «Дальний Восток» (с 1945 г.) (Хабаровск)30.

Таким образом, в основе работы лежит разнообразный по составу комплекс источников, позволяющих исследовать различные аспекты истории создания и развития художественных музеев.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Создание художественных музеев на юге Дальнего Востока России является результатом проводимой политики музейного строительства на периферии.

  2. Приоритеты в деятельности художественных музеев Дальнего Востока определены регламентирующими установками органов государственной власти, идентифицирующей музей как инструмент построения социалистического общества.

  3. Специфика собирательской работы художественных музеев Дальнего Востока обусловлена значительной отдаленностью от культурных центров страны, а также различием правового статуса музеев.

  4. Осуществляемая художественными музеями культурно-просветительская и выставочная деятельность способствовала росту профессионализма мастеров дальневосточного изобразительного искусства.

ва. К постановлению Президиума ВЦИК от 1 января 1934 г. о состоянии и задачах музейного строительства в РСФСР. - 1934. -№1.

Художественная выставка «Советский Дальний Восток» // Сталинский Комсомольск. -1942. - 29 августа; Выставка произведений художников // Тревога. - 1942. - 10 декабря; Приморский день // Красное Знамя. - 1944. - 17 марта; Каминская Р. Выставка художников // Тихоокеанская Звезда. - 1941. - 16 декабря; Туркин Н. Хабаровские художники - к Всесоюзной выставке // Тихоокеанская Звезда. - 1947. - 7 октября; Туркин Н. На краевой выставке сельских художников-самоучек // Тихоокеанская Звезда. - 1949. - 29 ноября; Пагиш-кин Д. В стороне от жизни. Заметки с художественной выставки // Тихоокеанская Звезда. -1950. - 31 мая; В Дальневосточном Художественном музее //11а рубеже. - 1934. - № 1.

Научная новизна исследования определяется как большой общественной значимостью проблемы, так и привлечением широкого комплекса источников, ранее не использованных в исследованиях по истории развития художественных музеев на Дальнем Востоке.

Впервые в научный оборот введены малоизвестные и ранее не опубликованные документы центральных и дальневосточных архивов.

Впервые введены в оборот имена музейных сотрудников, оказавших значительное влияние на становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока.

Впервые проведено комплексное исследование проблемы становления и развития художественных музеев на юге Дальнего Востока с 1930 по 1956 гг.

Впервые показано влияние деятельности художественных музеев на формирование профессионального изобразительного искусства региона.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное автором диссертационное исследование дополняет существующую историографию музейного дела России и ее Дальнего Востока. Полученные результаты исследования позволяют применить их в совершенствовании деятельности художественных музеев региона.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном курсе «История культуры Дальнего Востока», а так же в качестве регионального компонента в учебных дисциплинах «Музееведение» и «Культурология», в составлении методических пособий для вузов по перечисленным дисциплинам.

Апробация темы. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 статях, опубликованных в российских научных периодических изданиях и научных сборниках. Статья «История коллекции древнерусской живописи Владивостокского государственного музея (1930-е гг.)» опубликована в 2007 г. в рецензируемом научном журнале «Россия и АТР», статья «Из истории формирования художественного отдела Владивостокского государственного музея в 1929-1931 гг.» опубликована в 2006 г. в рецензируемом научном журнале «Транспортное дело России», входивших в 2006 г.

19 в перечень ведущих научных журналов рекомендованных для публикации ВАК РФ. Материалы работы были апробированы в форме научных докладов на научных конференциях: на V и VI международной конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал ВУЗов - на развитие дальневосточного региона России» во Владивостоке в 2003,2004 гг., на II и III международной научно-практической конференции «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры» во Владивостоке в 2004, 2005 гг., на международной научно-практической конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке» во Владивостоке в 2005 г., на V международной научно-практической конференции «Законы искусства и литературный процесс» в Уссурийске в 2005 г., на I научно-практической конференции «Художественная жизнь Дальнего Востока. XX век» во Владивостоке в 2006 г.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на разделы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Общие тенденции в развитии художественных музеев в 1930-е гг

Политическая система, существовавшая в СССР перед началом Второй мировой войны и именуемая как сталинизм, окончательно сложилась в середине 1930-х годов. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность сталинизма, который приобрел форму культа личности. Тоталитарные устремления власти воплощались в культурной политике, нацеленной на приведение существующего многообразия культурных форм к вынужденной «монологичности». Для осуществления поставленных задач в период 1930-х годов вырабатываются новые формы и механизмы государственного воздействия на культурные процессы. Выстраивается продуманная политическая линия, направленная на огосударствление культуры.

Не избежала этого и сфера музейного строительства, поскольку именно музеи традиционно являются «хранителями» культурного наследия. По количеству музеев в конце 1920-х годов СССР занимал второе место в мире. По данным О.В. Ионовой на 1 января 1928 года в СССР было - 805 музеев (до 1918 года в стране был 151 музей)31.

Конец 1920-х - начало 1930-х годов - крайне интересный и бурный период в жизни советских художественных музеев. Обострение идеологической борьбы, дальнейшее развитие культурной революции, трактуемой теперь не как ликвидация неграмотности и распространение просвещения, а как борьба за исключительное господство марксистско-ленинского мировоззрения - все это ставило перед музеями новые задачи, требовало их активного участия.

Деятельность художественного музея всегда теснейшим образом связана с духовным и идеологическим климатом эпохи. В 1930-годы в СССР возобладал тип «жесткого» взаимодействия между музеем и государством. Это, безусловно, объясняется общими политическими и идеологическими установками, социокультурным ландшафтом эпохи. Тенденции жесткого государственного руководства культурой определяют всю советскую эпоху, особенно характерны в этом плане 1930-е годы.

В тот период музейное строительство напрямую зависело от политической и экономической обстановки. Если А.В. Луначарский в 1919 году называл музеи «памятной книгой человечества, опорой науки, пунктами в великом деле народного образования», то из уст А.А. Вольтера (один из руководителей Главнауки, в 30-е гг. директор ГТГ, видный АХРРовский и РАПХовский деятель) в 1930 году, можно слышать, что музей - это «плацдарм для организации коллективного мышления масс», «для нас музей не кунсткамера, .. . для нас музей есть «политико-просветительный комбинат» .

Новая эпоха выдвинула перед художественными музеями новые требования, задала новые принципы «бытования». Отныне музеи напрямую зависели от конъюнктурных требований государственных структур. Так, музеям в 1929 году предписывалось принимать участие в разнообразных сферах и отраслях народной жизни: «Об участии музеев в кампании по поднятию урожайности» (1929 г.); «Об участии музеев в антипасхальной компании» (1929 г.); «Об участии музеев в соцсоревновании» (1929 г.) и др. Как видно из названий постановлений, музеи должны были переориентироваться на практическую работу, которая отражала идеологические установки партии.

В правительственных постановлениях, принятых в период с 1928 по 1934 годы, стала настойчиво проводиться мысль о том, что музеи должны превратиться в своего рода идеологическое оружие, в политический инструмент, с помощью которого можно формировать мировоззрение людей.

Подчеркивалось, что определяющим видом музейной деятельности является политико-просветительная и пропагандистская работа.

Все эти тенденции были озвучены на Первом Всероссийском музейном съезде, который окончательно закрепил представление о музее как о политико-просветительском учреждении. Съезд прошел в Москве с 1 по 5 декабря 1930 года 4. В его работе приняло участие 325 делегатов (из которых 70 -были представителями краеведческих музеев), представителем дальневосточных музеев был П.М. Покровский, заведующий Художественным отде-лом Хабаровского Краевого музея .

С решениями Первого Всероссийского музейного съезда связанно формирование новых представлений о функции музея, а следовательно о самом музее.

В докладах, резолюциях - везде говорилось о необходимости скорейшей перестройки существующих экспозиций на марксистской основе. Съездом были установлены основные направления «реформирования» музейного дела, главным из которых была ориентация «на текущий момент», музеи как бы переносились из «прошлого» культуры в «настоящее» идеологии: «экспозиция и вся массовая работа музеев должны быть увязаны с острыми вопросами современности, с той классовой борьбой, которую теперь ведет пролетариат СССР».

Музеям предписывалось принимать активное участие в выполнении директив правительства в деле социалистического строительства. Теперь экспозиции должны быть ориентированы на настоящий «политический момент» и отражать процессы индустриализации, коллективизации и т.п. Всем музеям предписывались в кротчайшие сроки перестроить экспозиции по новым принципам. Экспозиция должна была служить целям «ясного понимания классовых интересов пролетариата, его революционно-исторической роли в деле освобождения трудящихся от капиталистической эксплуатации и, тем самым организовать во 23 лю посетителя к революционному действию, пробуждать в нем творческую инициативу активного борца за социализм» . Экспозиция каждого музея должна была стимулировать участие народа в строительстве социализма, быть партийной доступной и понятной самым широким слоям населения.

Теперь в искусстве всех времен видели главным образом иллюстрацию к социологии, до предела упрощая понимание его классовой сущности. История искусства становится историей смены общественных формаций. Любое произведение искусства теряет свою ценность и оказывается всего лишь отражением общественных процессов: «всякое искусство ... не является продуктом независимого, свободного от общественной жизни творчества. Искусство, как по своему содержанию, так и по форме определяется социальным заказом художнику со стороны того или иного господствующего класса. Искусство как часть общественного мировоззрения является идеологической надстройкой, возникающей на основе исторически данного эмпирического базиса и классового строя (феодальное, буржуазное, пролетарское искусство). Искусство выражает мироощущение определенного класса, целых общественных групп»37.

Однако эта «классовость» искусства подчас стирала не только его границы, но и уничтожала его. В этом плане вполне понятен тот факт, что на первое место выдвигаются музеи «историко-революционные» и «естественно-исторические» музеи, художественные музеи - напротив, уходят на второй план. Ср.: «мы против того, чтобы наиболее ценные для индустриализации историко-революционные и естественно-исторические музеи находились в загоне, Мы против гегемонии художественных музеев» .

Организация музейного дела в изменившихся политических и социальных условиях 1941-1956 гг

Развитие музейного дела в 1940 - 1950-е годы определенно драматическими событиями, связанными с нападением фашистской Германии на СССР и восстановлением народного хозяйства, понесшего колоссальный урон. Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны. Условия военного времени потребовали мобилизации не только материальных, но и духовных ресурсов советского общества, в том числе и музеев, подчинив их работу борьбе народа за независимость страны.

Музеи провинции сплотили вокруг себя местный актив - учителей, врачей, агрономов, инженеров, - многократно умножили силу всенародного сопротивления захватчикам, повысили уровень организации вооруженной борьбы с ними. Работа музеев сделала более действенным сопротивление оккупантам. Общественная и гражданская позиция сотрудников советских музеев обеспечила во многом, успех работы на призывных пунктах, формирование новых воинских частей и соединений, создание партизанских отрядов. Сотрудники музеев провинции своей активной социально-политической деятельностью создали прочные предпосылки для выполнения каждым гражданином страны своего военно-патриотического долга борьбы за свою независимость, свое Отечество.

Для того, что бы представить характерные для данного исторического периода тенденции, нужно сказать, что на 1 января 1941 года музейная сеть РСФСР состояла из 626 музеев: 80 - в Москве, 60 - в Ленинграде, 486 - на местах. Из них в ведении Наркомпроса находились - 439 музеев, Всесоюзного Ко 109 митета по делам искусств - 56 . Начавшаяся война, отразилась на масштабах деятельности советских музеев. С самых первых дней война поставила перед ними несколько главных задач: сохранение музейных ценностей и изменение основных форм своей работы в создавшихся экстремальных условиях.

Героическими усилиями сотрудников была проведена огромная работа по эвакуации фондов центральных и местных музеев. В РСФСР эвакуация охватила пятнадцать областей, два края и две автономные республики. Из 41 пункта было вывезено 66 музеев234. К сожалению, в предвоенные годы Наркомпрос не имел четко разработанных планов спасения музейных ценностей. Исключение составляли лишь музеи Ленинградской области и Приморского края, по причине непосредственной близости к государственной границе. Вместе с тем, составленные в 1932 - 1936 годах по указанию Генерального штаба и Совнаркома СССР планы эвакуации не могли удовлетворить специалистов по причине формального подхода к их составлению235.

Необходимо сказать, что художественные музеи, входившие в систему Комитета по делам искусств, оказались наиболее подготовленными к работе в военных условиях. Из действовавших в СССР художественных музеев (до войны их было 84) - удалось полностью либо в лучшей своей части сохранить цен-ности 64 музеев, часть которых была эвакуирована вглубь страны . Остались на оккупированной территории или погибли 17 музеев: так при эвакуации погибла Сталинградская картинная галерея, не были вывезены фонды некоторых крымских дворцов-музеев. В этих музеях существовали списки наиболее ценных экспонатов, намеченных к эвакуации в первую очередь, подготовлена тара и упаковочный материал, прописаны места эвакуации. Всего для эвакуирован ных музеев в глубоком тылу было создано 9 крупных специализированных фондохранилищ 237.

Следовательно, в создавшихся условиях первых военных лет, эвакуация музейных ценностей из прифронтовых районов страны и организация их хранения стали одними из главных направлений государственной политики в области музейного дела.

Невосполнимый урон понесли музеи, оказавшиеся на оккупированной территории страны: 114 музеев были разграблены и частично разрушены, погибли тысячи памятников материальной и духовной культуры . Только в музеях Крымской, Ростовской и Воронежской областей погибло более чем 400 тысяч памятников духовной и материальной культуры. Общая сумма ущерба, нанесенного музеям РСФСР, составила 452 млн. рублей

Обстановка военного времени не могла не отразиться на условиях работы значительной части тыловых музеев. Прежде всего, это проявилось, в полной или частичной консервации фондов, предоставлении многими музеями (полностью или частично) своих площадей, для размещения гражданских и военных учреждений. По сравнению с довоенным временем значительно сократилась сеть действующих музеев. С июня 1941 г. по январь 1943 г. число музеев РСФСР уменьшилось с 592 до 390240.

В годы войны в деятельности музеев особое место занимала политико-просветительская работа, ориентированная на посильное участие в борьбе с фашизмом: практически сотрудники всех советских музеев читали лекции, проводили беседы на актуальные политические темы. Лекции и беседы проводились на заводах, учреждениях, но особенно много в воинских частях и

госпиталях . Происходила перестройка выставочной, экспозиционной и массовой работы применительно к условиям войны. Особое место в деятельности музеев уделялось массовой работе вне стен музея, а так же, созданию выставок-передвижек для обслуживания предприятий, госпиталей.

По причине сокращения финансирования, в условиях военного времени особо тяжелым было положение с кадрами музейных работников. Штаты большинства музеев были значительно сокращены (свыше, чем на 75% ) и длительное время не восстанавливались. Негативные последствия имела низкая заработная плата музейных работников, отчасти из-за этого наблюдалась большая текучесть кадров. Это негативно отражалось на качестве работы музеев, прежде всего на научной работе.

Несмотря на тяжелое материально-техническое положение культурной сферы еще до окончания войны на освобождавшихся территориях вместе с другими учреждениями культуры открывались и музеи. Значительно быстрее восстанавливались в стране художественные музеи, так из 41 художественного музея, находившегося на оккупированной территории, к 1 января 1945 года - 26 музеев возобновили свою работу243. Восстановление музейной сети в целом происходило вместе с восстановлением народного хозяйства.

В военное время не ослабевало методическое руководство деятельностью периферийных музеев со стороны НИИ краеведческой и музейной работы, созданного в системе Наркомпроса РСФСР в 1937 году. В годы войны институт подготовил и направил в музеи информационные бюллетени, среди которых: «Работа музеев РСФСР в условиях военного времени» , «Музеи РСФСР в дни Великой Отечественной войны» и ряд других. Были выпущены: сборник «Работа политико-просветительных учреждений в условиях военного времени: директивные и инструктивные материалы для музеев» , учебно-методические пособия «Музейно-краеведческое дело», «Основные вопросы музейно-краеведческого дела» и «Методика экспозиционной работы в краеведческом музее». Эти работы восполняли дефицит в учебной литературе для музеев, так как со времени выхода в свет работы Ф.И. Шмита пособия по музееведению не издавались. Так же, НИИ рекомендовал музеям проведение выставок следующего содержания: «Героическое прошлое русского народа», «Били, бьем и будем бить», направленные, прежде всего на пропаганду успешной борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.

В первые послевоенные годы весьма сложным было решение некоторых хозяйственных проблем, относящихся к музеям. Необходимо было обеспечить музеи помещениями и организовать их возвращение из эвакуации.

В годы войны резко ухудшились условия хранения фондов, достаточно часто нарушались действовавшие правила системы учета. Поэтому одной из первостепенных задач стало наведение порядка в музейных фондах. Во время войны с целью обеспечения сохранности фондов, подлинники часто заменялись копиями и репродукциями. По возвращении фондов из эвакуации, музеи стремились вернуть изъятые оригиналы, а также максимально использовать имеющиеся памятники духовной и материальной культуры.

Развитие художественных музеев Дальнего Востока в первое послевоенное десятилетие 1945-1956 гг

После окончания Великой Отечественной войны в летописи Дальневосточного художественного начинается новый период. Важным событием в работе ДВХМ во второй половине 1940-х годов стала попытка создать постоянную экспозицию основных фондов музея. Таким способом музей пытался прежде всего увеличить количество зрителей охваченных стационарными формами работы. Созданная в 1945 году под руководством ст. научного сотрудника ГРМ Я.П. Пастернака, экспозиция являлась способом систематизации имеющегося у музея фонда художественных произведений. Существовавшие идеологические установки повлияли на структуру созданной экспозиции. Так, экспозиция русского и западноевропейского искусства была составлена следующим образом: наличие в музейной экспозиции разделов, отражающих искусство отдельных стран, как и наоборот отсутствие ряда национальных искусств - объяснялось исключительной степенью полноты музейной коллекции художественных произведений. Этим же объяснялся и характер экспозиции разделов: их исторические рамки и периоды.

В соответствии с этим экспозиция делилась на следующие основные отделы: 1) Отдел русского искусства и 2) Отдел западноевропейского искусства.

При этом отдел русского искусства в общей экспозиции музея являлся главным, он был выделен как самостоятельный и основной отдел экспозиции, тогда как отдел западноевропейского искусства рассматривался авторами экспозиции как введение к отделу русского искусства.

Отдел русского искусства в свою очередь делился на разделы: древнерусская иконопись; искусство XVIII в.; искусство конца XVIII - первой половины XIX вв.; реализм, передвижники; русское искусство конца XIX - начала XX вв.; советское искусство; местное и национальное искусство.

Если в отношении русского искусства было принято историческое деление, то отдел западноевропейского искусства делился по национальным и стилистическим характеристикам на школы: итальянское искусство XVI -XVII вв.; голландское искусство XVII - XVIII вв.; фламандское искусство XVII - XVIII вв.; французское искусство XVI - XIX вв.324.

Подобная структура экспозиции музея преследовала задачу отразить историю русского искусства - как самостоятельное развитие на национальной почве. Подтверждением этого может служить сопоставление отводимого времени в рамках часовой обзорной экскурсии на каждый из упомянутых разделов: обзор западноевропейского отдела - 15 минут, русского - 25-30 минут, советского - 20 минут325.

В целом же, несмотря на попытки краевого руководства изменить деятельность музея в сторону улучшения, в 1945 - 1946 гг. положение оставалось все также крайне неудовлетворительным: помещение музея по прежнему было совершенно непригодным для его нужд, именно это стало причиной невозможности полномасштабно развернуть постоянную экспозицию основных фондов. Закономерным результатом стала увеличивающаяся из года в год чрезвычайная перегруженность научного персонала технической работой: приходилось делать минимум две - три перемены экспозиции в год. Устраиваемые музеем выставки, несмотря на свое высокое качество, ввиду своего небольшого размера не могли полностью удовлетворить зрителя326.

Вслед за постановлением «О мерах по улучшению работы художественных музеев РСФСР» Исполнительным Комитетом Хабаровского Краевого Совета депутатов было принято решение «О мерах по улучшению работы Краевого художественного музея» (20 января 1947 г.). В этом постановлении отмечался крайне низкий уровень работы ДВХМ, связанный с плохими условиями хранения коллекций. Так, значительное число ценнейших художественных произведений из-за недопустимых условий хранения имели серьезные повреждения и нуждались в срочной реставрации. Сказывался недостаток помещений, выражающийся, прежде всего в том, «большое количество художественных произведений не выставляется для обозрения и находится в запасном фонде музея». Из имеющихся 2516 экспонатов, одновременно экспонируются только 150-200 экспонатов.

В соответствии с постановлением «О мерах по улучшению работы художественных музеев РСФСР», предполагалось открыть отдел советского искусства и запретить имевшую место в послевоенные годы практику использования музейных экспонатов для меблировки и украшения различных учреждений .

Похожие диссертации на Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России